Развитие налогового учета в россии

Формирование рыночной экономики потребовали проведения в стране радикальной экономической реформы. Важнейшей составной ее частью является налоговая реформа. Как изначально складывалась рыночная экономика и когда возникла необходимость во внедрении налоговой реформы? До рыночной экономики в России господствовала административно-командная экономическая система. Переход от одной экономики к другой означал, что возможный уклад не способен соответствовать существующим возможностям системы. Поэтому рыночная экономика способствовала разгосударствлению и приватизации государственного имущества с сопровождением промышленного переворота, так как для административно-командной системы были характерны монополизм и высокая централизация экономики. Задача перехода к рыночной экономике в странах решалась по-разному, но имела общие тенденции. В целом, были выбраны два варианта трансформации — эволюционный пут и «шоковая терапия»:

  •  стабильность финансовой системы и развитие сельского хозяйства;

 вынужденная мера в трудном финансовом положении и товарного

дефицита.

Главная цель перестройки структуры экономики СССР— развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом с использованием «шоковой терапии». По моему мнению, недостаток данного сценария в слишком радикальных мерах перехода, более плавные решения реформаторов исключили бы многие проблемы рыночной экономики нашей страны. Что касается налоговой системы, она создавалась с 1991 и до сих пор совершенствуется. Важность ее развития бесспорна. Сегодня особенно актуальны проблемы налогообложения экономики Российской Федерации, исходя из следующих пунктов: в стране нехватка финансовых ресурсов, а налоги – это основной источник доходов в государственном бюджете; 1 от бюджета государства зависит то, насколько успешно будет развиваться общество в целом; 2 выбор налогового инструмента в соответствии с целями государственного регулирования экономической системы; 3 несправедливое изъятие любых денежных средств, поступивших на счета предприятий, в уплату НДС; 4 нестабильность налогового законодательства; 5 недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность.

Цель данной курсовой работы: исследование регулирования государством рыночной экономики Российской Федерации путем применения налоговой политики и рассмотрение дальнейшей перспективы ее совершенствования. Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи теоретического и прикладного характера:

3 стр., 1374 слов

Информационные системы в налоговых органах

... данных налоговых деклараций в автоматическую информационную системы налоговых органов осуществляется согласно регламенту ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками (представителями) налоговых деклараций, ... России на право предоставления услуг в области шифрования информации, не содержащей государственную тайну; ФСБ России на право ...

  •  раскрыть сущность и роль налоговой политики;

 рассмотреть функционирования налоговой системы в рыночной

экономике;

 провести сравнение налоговых инструментов, которые применяют

страны;

  •  изучить налоговую политику Российской Федерации;
  •  оценить перспективы совершенствования налоговой политики.

Объектом исследования данной курсовой работы является налоговая политика Российской Федерации.

Предметом исследования выступает социально-экономические отношения, возникающие в процессе использования налоговой политики, влияющей на экономику страны.

Теоретическими и методологическими основами исследования послужили труды и публикации отечественных и зарубежных ученых. В курсовой работе использованы положения действующего Налогового кодекса Российской Федерации. В процессе исследования применялись методы историко-логического анализа, сравнения, обобщения.

Информационную основу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовые документы Российской Федерации, статистические данные зарубежных стран, информация и данные, опубликованные в документах официальных органов власти и институтов поддержки, материалы российских и международных конференций.

Структура данной курсовой работы определена введением (актуальность выбранной темы, цели работы, задачи, предмет); основной частью, состоящей из двух глав. Первая глава раскрывает понятие и сущность налоговой политики. Вторая глава акцентирует внимание на налоговой системе РФ и перспективах ее развития. В структуру также входят заключение, список использованной литературы и приложения.

1 Теоретические основы исследования налоговой политики государства

1.1 Сущность и роль налоговой политики

«Каково государство, таковы и налоги» — эта старая истина выражается в принципах построения налоговой системы. Чтобы понять налоговую политику следует раскрыть понятие налог и его проявление в деятельности государства, так как налоговая политика должна опираться на теорию налогов.

История налогов насчитывает тысячелетия, которая проходила в три этапа. Первый этап – это становление налогообложения в Древнем мире и в средние века, характеризуется бессистемностью налоговых выплат. В Древнем Риме сумма налога определялась материальным положением физического лица. XVI век в Европе известен введением регалий (лесная, монетная).

Второй этап с конца XVII до XIX характеризуется развитием разовых платежей до налоговых систем. Там же появилась теория налогообложения А. Смита.

Третий этап – это преобразование сложившегося налогообложения. До сих пор налоговая система является неидеальной, поэтому с Древнего мира и по настоящее время ученые анализируют проблемы и методики налогообложения, а государства проводят налоговые реформы.

В России налоговые системы развивались постепенно. Сначала была дань (первый налог на Руси в IX веке), ее заменил налог «дым», оплатить который можно было любыми предметами потребления или плугом (денежная единица).

14 стр., 6717 слов

Контроль налоговых органов за налогообложением алкогольной и табачной продукции

... работы использованы нормативно-правовые акты по налогообложению алкогольной и табачной продукции, различные экономико-правовые комментарии к главе 22 Налогового кодекса РФ «Акцизы» (в частности, ... алкогольной и табачной продукции - налоговом - рассматриваются особенности взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию, при этом даётся полная характеристика акциза как вида налога с учё ...

Изменения произошли только в XIII веке при Иоане III. Он ввел косвенные и прямые налоги. Во времена СССР до 1920-х было 86 видов платежей.

Особое значение в истории развития налоговых систем России имеют 1930 и 1990 года. 1930 год известен проведением налоговой реформы, в результате которой упразднили систему акцизов, а платежей стало всего два: налог с оборота и отчисления от прибыли. 14 июля 1990 приняли первый нормативный акт – Закон СССР №1560-I «О налогах с предприятиями, объединений и организаций». К концу 1991 года система была сформирована. Таким образом, несмотря на длительные преобразования в России, до сих пор происходит совершенствование налогового законодательства.

Вернемся ко второму этапу. А. Смит утверждал, что каждый гражданин обязан платить налоги. Принцип справедливости А. Смита имел теоретическое и практическое значение. Теоретическая основа проявлялась в равномерности и всеобщности налога, на практике принцип стал лозунгом борьбы с налоговой льготой того времени. Признание всеобщности налогообложения отражено в конституциях таких стран, как Франция, Бельгия и США с конца XVIII века. Однако итальянский политик Ф.С. Нитти допускал исключения, его поддерживал К. Эеберг. Например, служащие большим семьям могли не платить налог на мелкие расходы. Взгляды Ф. Нитти были противоречивые в отношении распространенных мнений. Так он утверждал, что глупо искать в изъятии налога какую-то цель, ведь это не соответствует определению обложения. Обложение – это обязанность лица внести определенные денежные суммы, устанавливаемые государственными органами. Иллюстрировал Ф. Нитти это на примере армян, бедные слои населения, которые платят иногда больше сборов, чем более свободные. На данном примере итальянского политика роль распределительной функции налогообложения отсутствует, но к этому мы вернемся позже.

Складывается впечатление, что точного определения налога нет вовсе, каждый трактует его по-разному. Данное умозаключение подтверждают слова Ф. Менькова, что определение налога, которое бы менялось вместе с политическими, экономическими и социальными отношениями, быть не может. Мы можем лишь утверждать о фискальном предназначении. Отсюда определениями налога считают:

 «экономически выраженное существование государства» (К. Маркс)

 «та часть богатства, которую граждане принудительно отдают

государству на цели удовлетворения коллективных потребностей» (Ф.

Нитти)

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (статья 8) налог – это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств».

Таким образом, налог принимаем за экономическую основу государственной деятельности. Возникает вопрос: а можно ли измерить такую величину? Да, при этом учитывают долю бюджетных расходов стран в общем объеме созданного в стране продукта или оценивают удельный вес всех налоговых поступлений в ВВП (налоговую нагрузку).

Как же тогда определять объемы расходов государственного бюджета? Все зависит от задач и целей государства. Действительно, налог имеет особое значение в государственном бюджете. Именно то, в каких направлениях государство реализует суммы налоговых обложений определяет налоговую политику. Другими словами, она определяется целенаправленной системой реализуемых государством мероприятий в налоговой сфере.

7 стр., 3258 слов

Налоги и рынок труда

... налогоплательщики стараются по возможности уменьшить возложенную на них часть налогового бремени. Распределение налогового бремени интересно с точки зрения справедливости в налогообложении с позиции воздействия налогов на аллокацию ресурсов. Поэтому важно уметь ...

Налоговая политика определяется экономической политикой, которая воздействует на все общественные сферы, но это самостоятельная область, воздействующая на определенные закономерности, не противоречащие логике налога. Разработка и выбор оптимальной теоретической концепции развития налоговой системы, ее реализация на практике – все это в совокупности определяет налоговую политику.

Любые меры, действия или нововведения оцениваются. Без внимания не осталась и налоговая система. Критерии оценки налоговой системы приведены в Таблице 1 [2, с.20].

Таблица 1 – Критерии оценки налоговой системы КРИТЕРИЙ ОПИСАНИЕ Простота Налоговая система должна быть простой и понятной.

Простота означает возможность администрирования на

основе простых и понятных процедур. Гласность и Означает, что вся информация, касающиеся видов, открытость размеров, сроков уплаты налогов имеется в открытом

доступе, так же граждане имеют доступ информации об

объемах собранных налогов и направлении их

использования. Принцип гибкости Возможность адаптации налоговой системы и

изменению налоговых ставок, налоговой базы, а также

наличие процедур для урегулирования возможных

конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми

органами. Экономическая фактор, который учитывает влияние налога на сектор нейтральность экономики, лежащий вне общественного, т.е. вопрос о

воздействии налогов на аллигацию ресурсов в сфере

производства и поставки частных благ. По принципу эк.

нейтральности налоги делятся на искажающие и

неискажающие. Искажающий налог — это такой налог,

при введении которого экономический субъект

принимает иное решение об аллигации ресурсов, чем до

введения налога. Неискажающий налог такого влияния

на экономику не оказывает. Равенство Означает, что дифференциация налогов не может обязательств осуществляться на основе имущественного

благосостояния гражданина. Налогом должно

облагаться, во-первых, производство, а во вторых

потребление.

Осуществляется на основе двух принципов: принцип

получаемых выгод, указывает на различие в полезности

действий государства для разных видов

налогоплательщиков; принцип платежеспособности,

имеется в виду реальная возможность того или иного

гражданина платить налоги. Принцип удобства Каждый налогоплательщик извещается о налоговых

сборах, которые он обязан оплатить Принцип означает всеобщность налогообложения. Каждый справедливости налогоплательщик обязан учувствовать в пополнении

бюджета РФ.

Основная цель налоговой политики в привлечении доходов для покрытия огромных государственных расходов. Большинство правительственных мероприятий финансируется за счет налогообложения, но это не единственная причина. Другими словами, политика налогообложения имеет цели, не связанные с доходом, а именно: 1 экономическая; 2 социальная; 3 контрольная; 4 международная; 5 фискальная; 6 экологическая.

Одна из важных целей налогообложения является экономическое развитие. Экономическое развитие любой страны в значительной степени обусловлено ростом формирования капитала. Как известно, формирование капитала является основой развития экономики. Чтобы преодолеть дефицит капитала, правительства этих стран мобилизуют ресурсы. «Чтобы активизировать как государственные, так и частные инвестиции, правительство повышает налоговые поступления». [2, c.36].

28 стр., 13578 слов

Раскрытие информации о расчетах по налогу на прибыль в бухгалтерской ...

... учета формирования финансовых результатов предприятия, расчетов предприятия с налогом на прибыль, использования и распределения прибыли в РФ; особенностей организации учета формирования финансовых результатов и использования прибыли. Методической и теоретической основой курсовой работы являются: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в ...

При правильном налоговом планировании можно повысить соотношение сбережений к национальному доходу. Кроме того, необходимо принимать надлежащие меры в отношении инвестиционной и инновационной активности в производственных секторах экономики. Если финансовые инвестиции направить в другие сектора, экономическое развитие будет поставлено под угрозу.

Вторая цель налогообложения – социальная. Она обеспечивает социальную защиту граждан и снижает через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения. Поскольку уровень занятости зависит от спроса, государство должно снижать ставку налогов. Таким образом, доход будет расти, как спрос на товары и услуги. Это повлечет за собой стимулирование инвестиций, ведущих к росту доходов и занятости через механизм мультипликатора.

Международная цель необходима для снижения таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности. Кроме того, с ее помощью устраняется двойное налогообложение и ликвидируются возможности ухода от оплаты.

Как никогда важно не забывать про рациональное использование ресурсов и защиту нашей планеты, которая в этом нуждается. Для начала, вводят налоги и штрафы (транспортный налог, пошлина за добычу ископаемых ресурсов, водный налог).

За это отвечает экологическая цель налоговой политики.

Контрольная цель подразумевает под собой проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике.

Фискальная цель рассматривается в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет для осуществления запланированных расходов государства и самоуправления. Данная функция преобладает в налогах: НДС, акцизный, социальный, на азартные игры и лотереи.

Налоги обслуживают и другие социально-экономические функции. Вопервых, налоговая политика используется как экономический механизм. Он влияет на объем производства и потребления, инвестиций, выбор промышленного местоположения, платежный баланс и распределение доходов. Например, налоги могут контролировать поведение потребителей. Государство вводит налог на табак, ликер, определенные наркотики и т.д. Ресурсы, выделяемые им, предназначены на производство определенных товаров.

Основной целью налоговой политики Российской Федерации на 20162018 года является антикризисная направленность. В этой связи планируется совершенствование порядка налогообложения НДС. Также планируется ряд изменений по налоговому администрированию и введение авансового платежа акциза на алкогольную продукцию. Главная идея, которая и отражена в окончательной версии документа, заключается в том, что «Правительство РФ не планирует выходить с предложениями о повышенной налоговой нагрузки и в каких-либо масштабных изменениях в налоговой политике» [5, c.153]

1.2 Основные инструменты налогового регулирования

Налоги необходимы для финансирования запланируемых государственных расходов, так и для обеспечения расходов на административные, экономические и социальные нужды. Каждая страна имеет свои налоговую политику и налоговую систему. Чем больше государственный сектор, тем важнее, чтобы он имел справедливую и эффективную налоговую систему. Мы рассматривали в предыдущем пункте особенности и роль налоговой политики. Но каждому государству необходима своя налоговая система, поэтому мы рассмотрим модели (типы, формы) налоговой политики: 1 политика максимальных налогов (максимальные налоговая нагрузка, государственные инвестиции, социальные расходы); 2 политика экономического развития (минимальная налоговая нагрузка, средние государственные инвестиции, минимальные государственные расходы); 3 политика разумных налогов (средняя налоговая нагрузка, минимальные государственные инвестиции, средние социальные расходы).

10 стр., 4688 слов

Налоговая и социальная политика в стратегии экономической безопасности

... на какие цели идут средства от налогов, а главное, установив разумные ставки налогов. 1.3 Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства ... которые связанны с их деятельностью по обеспечению налоговой политики государства и в целом экономической безопасности. Основу экономических отношений составляют отношения собственности, которые определяют социально ...

Настоящее время характеризуется обладанием преимущества у стран, проводящих налоговые политики осмыслено и сдержано. Это можно считать основой для благосостояния экономической и социальной сфер путем успешных продаж товаров и привлечения международных инвестиций.

Налоговое регулирование – это основной фактор воздействия государства на экономику, способствующий воздействию на экономическую и социальную сферы общества.

Различают следующие цели налогового регулирования:

  • фискальную, направленную на максимальное наполнение бюджета за счет налогов;
  • регулирующую, направленную на достижение баланса как между разнообразными слоями общества, так и между государственными и частными интересами (если перед налоговой системой стоит регулирующая цель, то налоговое бремя пропорционально распределено между различными участниками хозяйственных отношений);

— стимулирующую. Если перед системой налогообложения поставлена стимулирующая цель, то наблюдается ослабление налогового бремени в одних областях и его усиление в других. Так, если деятельность является невыгодной, но важной в социальном плане, то налоги для нее уменьшаются. А «экономически выгодные сферы бизнеса облагаются сборами по повышенным ставкам». [16, c.37].

Специфика налоговой политики состоит не в целях, а в средствах ее достижения. Главным инструментом считают доходы, которые не всегда могут быть точно предсказаны. Государство, корректируя параметры налоговой системы, устанавливает виды налогов, их элементы, льготы. Но самой главной целью налогового регулирования государством должно быть не покрытие бюджетных дефицитов, а накопление сбережений граждан для дальнейшего экономического развития.

Инструментами налогового регулирования являются субъекты налога (плательщики), объекты (попадают под налогообложение) и база налогообложения (величина объекта), ставки налогов, источники выплаты налоговых платежей, льготы, санкции, сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в Государственную инспекцию. Основные задачи этих инструментов: 1 расширение налогового потенциала с помощью обновления производства, увеличения числа налогоплательщиков; 2 наблюдение и контроль действий налогоплательщика с целью уплаты налогов; 3 выявление резервов роста налоговых поступлений в бюджет государства.

Мировая налоговая практика выработала комплекс принципов организации системы налогового стимулирования. Например, применение налоговых льгот не должно наносить ущерба ни доходам бюджета, ни корпоративным и личным экономическим интересам. Для того, чтобы налоговое регулирование стало эффективным необходимо соблюдение баланса интересов сторон налоговых отношений и контролирование государством последствий предоставления налоговых льгот.

13 стр., 6457 слов

Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

... бюджетно-налоговой политики Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами ... покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за ...

Применение налоговых кредитов ведет к стимулированию развития приоритетных отраслей. Деятельность организаций регулируется налоговыми ставками, то есть, снижение налоговых ставок приводит к увеличению инвестиций и увеличению производства. Таким образом, происходит стимулирование малого предпринимательства.

Для устойчивого развития экономики и роста доходов на федеральном, региональном и местном уровнях необходимо постоянное стимулирование инвестиционной деятельности. Инвестиции влияют на воспроизводственный процесс с долгосрочной перспективой. Их количество определяется средствами предприятий, в России они составляют более половины общего объема инвестиций.

На первый взгляд могло показаться, что государству выгодно увеличивать ставку налога. На самом деле необходимо правильно регулировать налоговую нагрузку. Только правильное налоговое регулирование и использование основных инструментов способствуют эффективному экономическому развитию страны.

1.3 Налоговая система в рыночной экономике и механизм ее

функционирования

Проблема создания налоговой системы и механизм ее функционирования в рыночной экономике многогранная. До сих пор нет определенного мнения относительно налогового механизма, поэтому рассмотрим его с точки зрения двойственного характера его природы.

Основой налогового механизма является налог в качестве категории финансов. Субъективная составляющая механизма обуславливает возможность изменения инструмента в зависимости от этапа экономического развития. Параметры экономической модели определяют существование налогового механизма.

Элементы налогового механизма: планирование, регулирование контроль. Налоговое планирование позволяет оценивать хозяйственную ситуацию, вырабатывать концепции налогообложения, утверждать бюджет по налогам. Налоговое регулирование воздействует на инвестиционные процессы, балансирует бюджет, было рассмотрено в предыдущей главе. Последний элемент отвечает за правильность исчисления налогов, за полноту поступления налогов и обязательных платежей в бюджет. Для полного понимания налогового механизма, мы представили его отличия на макро- и микроэкономических уровнях — рисунок 1.

Налоговый механизм приводит в действие законодательно оформленную налоговую систему в соответствии с принятой правительством концепции, стратегией и тактикой налоговой политики. Содержание налогового механизма – это совокупность подсистем налогообложения и администрирования. Первая отвечает за налоги и сборы с физических и юридических лиц. Вторая составляющая контролирует выполнение обязанностей налогоплательщиками. Только «правильно сформированная налоговая политика и баланс трех элементов механизма ведет к эффективному налогообложению». [15, c.104]

Рыночная экономика – это экономическая система, основанная на свободах: свобода потребителя выбирать между конкурирующими продуктами и услугами, свобода производителя начинать или расширять бизнес, а также свобода работника выбирать работу и работодателя Рисунок 1- Налоговый механизм на макро- и микроэкономических уровнях [17]

9 стр., 4117 слов

Налоговая политика и пути ее совершенствования

... налогов и сборов приходится на предприятия (юридические лица ), у которых лучше налажен учет и их легче проверить. Устранение этого несоответствия - важнейшая задача дальнейшего совершенствования налоговой политики. ... возможность регулирования отраслей промышленности при помощи изменения ставок таможенных пошлин; но, перекладывая бремя на плечи конечного потребителя, они подрывают платежеспособность ...

В условиях рыночной экономики денежные единицы перемещаются от потребителей к бизнесу, когда потребители покупают товары или услуги. Правительство полагается на налоговые поступления от рыночной экономики. Бизнес оплачивает налог с продаж, исходя из цены товара. Другие налоги включают корпоративный подоходный налог, основанный на прибылях бизнеса.

Налогоплательщики платят подоходный налог и налог в фонд заработной платы федеральному правительству и могут также уплачивать подоходный налог государственным и местным органам власти. Как правило, чем больше доход, тем больше платит налогоплательщик.

Когда экономика растет, потребители зарабатывают больше и делают больше покупок. Они могут покупать большие дома (таким образом, увеличивая доходы от налога на имущество), путешествовать больше (увеличивая доходы от налога на бензин) и так далее. Следовательно, правительство собирает больше налогов и имеет больше денег, которые можно потратить.

Таким образом, налоговая система в настоящее время выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, так как с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

2 Особенности налоговой политики Российской Федерации

2.1 Налоговые инструменты в регулировании рыночной экономики

зарубежных стран, Российской Федерации

Развитие экономического потенциала в РФ в современных условиях в первую очередь обусловлено совершенствованием налоговой политики. В свете поставленных задач о необходимости реформирования системы налогообложения особое место занимают налоговые механизмы, направленные на повышение роли субъектов предпринимательской деятельности в системе доходности бюджета государства.

В финансовом и экономическом плане привлекают налоговые реформы. Проблема формирования понятия налоговой политики в отечественной литературе обусловлена поиском наиболее эффективных инструментов. Для реализации всего вышеперечисленного необходимо взаимодействие государства, права и экономики. Это определяет типология государства, основанная на признаках экономических отношений.

Для государств с развивающейся рыночной экономикой характерно частичное вмешательство государства в экономические процессы. Особое место занимает налоговая политика. Такие страны получают возможность для формирования средств механизма правового действия, исходя из возникновения новых отраслей права. И тут особое внимание уделяют налоговому праву.

Если уровень развития экономики на рынке высок, то мы наблюдаем минимум регулирования государством экономических процессов. При этом государство способно формировать собственные материальные ресурсы.

Успешное развитие налоговой политики – это качественная реализация государством своей функции социального регулятора. Таким образом, государство собирает налоги и пополняет бюджет, мотивируя рост производства, устанавливая оптимальный размер налога для налогоплательщиков.

При исследовании механизма взаимодействие государства, права и экономики особое внимание следует уделить исследованию содержания понятия налоговой политики, которая также зависит и от инструментов налогового регулирования. Рассмотрим на примерах и проанализируем статистические данные по регулированию рыночной экономики разными странами. Исходя из того, что в России, а также в зарубежных странах основными инструментами фискального регулирования являются налоговые ставки и проведено сравнение налоговых ставок и льгот нескольких развитых стран: США, Великобритании, Германии, Франции, России. Сначала рассмотрим налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

19 стр., 9201 слов

Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц

... учету налога на доходы физических лиц; 2) раскрытие принципов учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц в российских организациях; 3) выявление проблематики в трактовке нормативных актов, связанных с налогообложением физических лиц; 4) внесение предложений по устранению ошибок при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц. ...

Таблица 2 [10] показывает, что во всех представленных странах предусмотрены дифференцированные ставки налогов на личные доходы.

Таблица 2 – Ставки НДФЛ, НДС в разных странах на период 2017 года

Страны Ставка налога на Ставка Ставка НДС

личные доходы подоходного

налога

США 10-39,6% 15-35% Великобритания 10-50% 20 и 23% 17,5% Германия 0-45% 15% + 5,5% + (7 – 19%

17,5% налог на

торговлю) Франция 0-41% 33.33% 19,6%

Россия 13% 20% 18%

В США ставка налога зависит от суммы налогооблагаемого дохода и статуса налогоплательщика. Максимальная ставка налога составляет 39,6%, что относительно других стран не такая высокая.

В Германии и Франции существует система семейного налогообложения. В этом случае семья сдает декларацию, такая система особенно выгодна, когда разница в доходах супругов высока, так как это приводит к экономии при выплате в общем налоговом режиме. Стоит отметить, что относительные ставки держатся примерно в одном диапазоне.

В Великобритании подоходный налог с физических лиц начисляется не по общему доходу, а по частям. В России пять ставок налога на доходы физических лиц: 9,13, 15, 30 и 35%. Основная ставка НДФЛ – 13%. Различные налоговые ставки устанавливаются в зависимости от доходов и категорий налогоплательщиков.

Таким образом, сама высокая ставка НДФЛ у Великобритании.

Следует отметить, что в этих странах действуют специальные вычеты. Например, в США существуют вычеты для иждивенцев и благотворительных организаций. В соответствии с НК Российской Федерации предусматриваются налоговые вычеты (например, статья 220. Имущественные налоговые вычеты).

Налоговые вычеты РФ: 1 социальные (компенсация затрат на себя и на родных: на лечение, на обучение, благотворительные цели); 2 стандартные (для категории работающих родителей); 3 профессиональные (частным предпринимателям, творческим людям отчисления за авторские права, юристам); 4 имущественные (для людей, получивших прибыль от продажи собственности).

«Потеря российского бюджета из-за предоставления льгот приравнивается к 409 млрд. рублей в год»[10] Налоговые льготы РФ нуждаются в реформировании, правильной организации и оценке рентабельности. Как показывает международная практика, льготы устанавливают на отрасли, в которых необходимо краткосрочное развитие. Установление льгот зависит от политики в сфере экономики, науки.

Из приведенных примеров видно, что действующие в РФ налоговые ставки не так высоки, как в других развитых странах. Проблема налогообложения России не в высоких ставках, а в менталитете людей и желании налоговых органов выполнять фискальную функцию, а не регуляторную. В связи с этим, устанавливать более высокую процентную ставку нецелесообразно, так как налогоплательщики будут искать лазейки.

Основываясь на опыте зарубежных стран, налоговая политика России нуждается в прочной научной базе и ужесточении налогового администрирования, либо стимулированием предпринимательской инициативы.

Достаточным вопросом налогообложения в России можно считать низкорентабельные компании, которые в Канаде невозможны. Следовательно, стоит минимизировать налоговые платежи. Возможно, такая ситуация обусловлена тем, что российские предприниматели неспособны отслеживать свои расходы. При этом российские компании не стремятся максимизировать налоговую прибыль, а стараются всеми способами получить убыток, так как в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса РФ они могут перенести полученный убыток на будущее в течение ближайших 10 лет.

Для решения этой проблемы было бы интересно рассмотреть опыт Австрии. В Австрии обязательным минимумом предусмотрена уплата корпоративного налога, которая не зависит от результатов деятельности компании. Сумма минимального налога предусмотрена отдельно для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Сумма минимального корпоративного налога для вновь созданных компании в первый год работы сокращаются. Если компания получает убыток, то уплата минимального корпоративного налога все равно требуется. Его стоимость переносится на будущее, чтобы получить прибыль.

Инструменты налогового регулирования во всех странах одинаковые, но имеют некоторые особенности, связанные с разным уровнем экономического развития. Изучение инструментов налогового регулирования показало, что как в России, так и за рубежом основными инструментами являются налоговые ставки и налоговые льготы. Результаты показали, что действующие в России налоговые ставки не столь высоки по сравнению со ставками в развитых странах. Таким образом, для достижения стабильного экономического развития страны необходим точный выбор фискальных инструментов и методик оценки их эффективности.

2.2 Анализ налоговой системы РФ

В основу налоговой системы Российской Федерации заложен налоговый федерализм. Цель налогового федерализма в разграничении и распределении налогов между уровнями бюджетной системы страны, то есть это совокупность отношений в налоговой сфере между Российской Федерацией и субъектами РФ, органами местного самоуправления.

Задача налогового федерализма – обеспечение единства России и ее стабилизация в социально-экономическом плане. Налоговый федерализм предполагает не только разграничение федеральными законодательными актами налогов между уровнями власти, а «при их недостаточности на территориальном уровне – распределение федеральных регулирующих налогов между ними по нормативам, но и, что очень важно, предоставление налоговой инициативы региональным и местным органам власти в пределах единого налогового пространства в стране». [2, c.39].

Для оценки налоговой политики, кроме критериев, описанных ранее, используют показатель налоговой нагрузки. Этот показатель необходим для анализа последствий в результате проведения налоговых реформ. Отметим, что не учитывается ВВП «теневой экономики» и корректировки за счет вычетов, производимые в следующем календарном году, а также таможенные платежи и отчисления в социальные фонды. Поэтому невозможно точно оценить эффективность налоговой политики с помощью показателя налоговой нагрузки.

«Налоговая нагрузка определяется налоговым пределом – величина, которая показывает предельный уровень налогообложения. Он в свою очередь определяется кривой Лаффера». [2, c.47]. С ее помощью можно определить взаимосвязь между ставками налогов и государственными налоговыми поступлениями. На рисунке 2 изображена кривая Лаффера.

Рисунок 2- Кривая Лаффера

Функция показывает зависимость налоговых поступлений от налоговой ставки. За увеличением налоговой ставки следует увеличение налоговых поступлений до точки Tmax. Дальнейшее уменьшение необходимо для экономической активности хозяйствующих субъектов. Вследствие сокращения налоговых ставок возникает сокращение поступлений в бюджет государства в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде налоговые ставки обеспечивают рост сбережений, инвестиций и занятости. Отсюда произойдет максимизация объема государственных доходов. На практике кривая не имеет особого применения, так как невозможно определить на какой стороне окажется экономика страны на данный период и тот факт, что на объем инвестиций влияют не только налоговые ставки. Поэтому эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов.

Качество системы налогообложения проявляется через ее эффективность. Вопросы расходов государства и налогообложения важны в стране с рыночной экономикой. Так как решения, принятые предпринимателями и хозяйственными субъектами, могут привести к спаду и инфляции. Правительство – регулятор социально-экономических отношений, поэтому правительственные решения влияют на увеличение общего благосостояния.

На данный момент нехватка финансовых ресурсов является одной из самых острых проблем экономики нашей страны. Финансовые ресурсы рассматривают как важный источник пополнения государственного бюджета и развития рыночных отношений. Кроме того, бюджет позволяет обществу страны развиваться.

Для современной налоговой политики России характерно множество проблем, одной из которых является фискальный характер, присущий налоговой политике в части косвенного налогообложения. Данная проблема затрудняет межотраслевые небанковские переливы капитала и ставит барьеры на пути развития финансовых операций. В этой связи кажется несправедливым изъятие любых денежных средств в уплату НДС.

В настоящее время нормативные документы по налогообложения имеют нечеткий и противоречивый характер. Ошибки по исчислению налогов неизбежны. Так же необходимо отметить конфликтность налоговых правоотношений. Например, налоговые органы Российской Федерации применяют меры принуждения к налогоплательщикам, которые нуждаются в защите. Так как налоговым органам выгодно устанавливать финансовые санкции, то их деятельность до сих пор остается неэффективной.

Существуют и другие проблемы в налоговой системе России, например, необходимость борьбы с подпольной алкогольной продукцией. «Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) один из важных экономических рычагов государства, образующих его бюджет». [6, c.46]. К основным проблемам НДФЛ относятся: 1 достижение оптимума экономической эффективности и социальной справедливости налогов; 2 низкий прожиточный уровень в стране; 3 невозможность обеспечения полноценных сборов налогов; 4 выбор ставки налога.

Это лишь небольшой круг проблем системы налогообложения Российской Федерации. Решение этих проблем стимулирует развитие экономики и социальный прогресс в стране. Совершенствование налоговой политики России способствует решению всех практических вопросов и достойному развитию.

2.3 Перспектива совершенствования и развития

Государственной власти необходимо поменять налоговое регулирование и внести изменения в систему налогообложения. Правильная реализация при помощи методов регулирования – это удовлетворение государством общественных интересов.

Во-первых, налоговой политике Российской Федерации необходима реформа в сфере налоговых взаимоотношений. Она необходима для формирования эффективного налогового механизма, увеличения доходов бюджетов хозяйствующих субъектов, стимулирования инвестиционных процессов, налогового контроля.

Анализ системы налогообложения Российской Федерации показал, что: 1 удельный вес убыточных предприятий составляет 20-40% (уменьшение амортизационных отчислений, изношенные основные фонды); 2 понижение инвестиционной привлекательности зарубежных инвесторов; 3 нет четких задач для инвестиционной политики.

В связи с предоставленными выше условиями делаем вывод, что поддержка инвестиционной деятельности для Российской Федерации возможна с помощью предоставления льгот отраслям экономики и регионам. В противном случае, необходимо создание условий для самофинансирования предпринимательской деятельности.

Во-вторых, необходимо принять ряд мер для совершенствования налоговой системы России:

  •  конкретизировать нормативно-правовые документы в области налогов;

 основа налогового администрирования основывалась не только на

историческом опыте, но и на внешней и внутренней средах;

  •  повысить квалификацию работников налоговых органов;
  •  проверять работу налогового законодательства;
  •  ввести прогрессивную ставку налога.

По введению ставки налога обсуждается много вариантов. Законопроект предлагает сохранить действующую ставку 13% только для дохода до 2 млн рублей в месяц. Если доход превышает данную сумму до 100 млн рублей, ставка увеличивается до 25%. До 200 млн рублей ставка 35%, от этой суммы – 50%. [10].

Правительство не согласно с данными ставками, ссылаясь на стабильность действующей ставки налога.

Практика 1990-х годов показала, что повышение налогового бремени влечет за собой закрытие многих предприятий. Кризис влечет за собой обострение экономической ситуации в стране, что отрицательно сказывается на бизнесе – увеличивается себестоимость продукции и снижается доходность.

Важнейшим направлением налоговой политики в ближайшие несколько лет будет гармонизация законодательных стран – членов ЕвраАзЭС, особенно в части косвенных налогов (НДС, акцизов) с целью развития взаимной торговли.

В настоящее время налоговой политике необходимо совершенствование в условиях дефицита федерального бюджета. Он обусловлен снижением курса рубля, повышением цен на импортные товары, возвращением Крыма, дешевой нефтью.

Ранее было отмечено, что основной целью налоговой политики Российской Федерации на 2016-2018 года является антикризисная направленность. Документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов» [18] содержит информацию о налоговой нагрузке страны в сравнении с другими, результаты налоговой политики предыдущего года, методы и инструменты для реализации стратегии. Главная идея окончательной версии документа – налоговая система РФ не подлежит глобальным изменениям в настоящее время. Но систему ожидают следующие изменения: 1 налоговое стимулирование посредством уменьшения оплачиваемого налога на прибыль на суммы капитальных вложений; 2 снижение налоговой ставки до 1%; 3 патенты для самозанятых физических лиц без наемных работников; 4 возможность налогоплательщиков получать информацию о последствиях сделки с налоговыми инспекциями; 5 увеличение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80-100 тыс. рублей; 6 совершенствование системы налоговых режимов; 7 индексация ставок акцизов;

  • Немаловажной задачей является работа по ужесточению мер, направленных на противодействие использования налогоплательщиками схем уклонения от уплаты законов.

Как видим, большинство направлений и инструментов налоговой политики связаны с выполнением фискальной функции налоговой системы. Не менее важной является развитие регулирующей функции налогов с использованием налоговых льгот. Исследования Счетной палаты показывают, что рост налоговых льгот приводит к росту налоговых расходов. Целый ряд льгот имеет социальную направленность. Несмотря на рост количества налоговых льгот не достигается ожидаемый социально-экономический результат. Отсюда возникает слабая реализация регулирующей функции.

Краткий анализ основных тенденций изменения налоговой системы Российской Федерации позволяет сделать вывод о недостаточной реализации регулирующей и социальной функций налогов. Для этого необходимо сократить до минимума налоговые льготы по региональным и местным налогам. Необходимо также установить приоритетные направления налогового стимулирования, развить инновационную деятельность, рынок ценных бумаг, поддерживать многодетные семьи. Совершенствование и развитие налоговой системы Российской Федерации оказывает положительное влияние на социально-экономическую направленность страны и деловую активность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы. Налоговая политика – это курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения с целью обеспечения финансовых потребностей государства за счет перераспределения финансовых ресурсов. Разработка и выбор оптимальной теоретической концепции развития налоговой системы, ее реализация на практике – все это в совокупности определяет налоговую политику.

В России налоговая система развивалась постепенно и совершенствуется до сих пор. Налоговая система в настоящее время выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы.

При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой — интересы государства. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиком. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов.

Налоговая политика и налоговое регулирование соотносятся как целое и частное, а налоговое регулирование выступает отдельным, причем весьма важным, направлением налоговой политики. Объективной основой использования налогообложения в качестве одного из важнейших рычагов экономической политики государства служит присущая налогам регулирующая функция.

Изучение инструментов налогового регулирования показало, что как в России, так и за рубежом основными инструментами являются налоговые ставки и налоговые льготы. Действующие в России налоговые ставки не столь высоки по сравнению со ставками в развитых странах. А изучение тенденций развития налоговой системы страны позволяет сделать вывод о недостаточной реализации социальной и регулирующей функций налогов.

Продолжается работа по введению единого социального налога, единой ставки подоходного налога, по изменению механизма взимания налогов у налогоплательщиков и упрощению механизма налогообложения.

Совершенствование налоговой системы необходимо для формирования эффективного налогового механизма, увеличения доходов бюджетов хозяйствующих субъектов, стимулирования инвестиционных процессов, налогового контроля. Поэтому требуется проверка налогового законодательства, введение прогрессивной ставки налога, повышение инвестиционной активности и предпринимательской деятельности.

В работе были затронуты как теоретические, так и практические проблемы функционирования налоговой системы зарубежных стран и нашей страны на современном этапе развития. И хотя реформирование ее идет, сейчас налоговая система России еще нуждается в дальнейшем совершенствовании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ