Граждане России имеют право на современную бесплатную медицинскую помощь и обеспечение лекарственными средствами. Данную помощь относят к числу особенно значимых определенных прав наряду с правом на судебную защиту и на труд. Активное оказание высококачественной медицинской помощи, в целом, без применения каких-либо правильно подобранных различных лекарственных средств, является невозможным. То есть, лекарственная помощь в данной ситуации приобретает характер особенно необходимого элемента современной медицинской помощи. Он должна гарантироваться населению в том порядке, который предусмотрен законодательством.
Актуальность темы обусловлена тем, что от лекарственного обеспечение напрямую зависит здоровье населения. В условиях существенного роста цен на основные лекарственные препараты, а также преобладания на российском фармацевтическом рынке особенно дорогостоящих импортных медикаментов, которые не имеют отечественных аналогов, возникновение огромного количества числа хронических заболеваний, которые требуют периодического или постоянного лечения, предоставление гражданину качественной и доступной медицинской помощи приобретает большую актуальность. Сегодня для некоторых категорий населения предусматривается возможность непосредственного льготного обеспечения лекарственными препаратами. Для этого формируются современные механизмы льготного лекарственного обеспечения. Лекарственная помощь, по оценке специалистов, составляет от 70% до 95% всех врачебных назначений, поэтому она является важнейшей составляющей лечебного процесса
Объектом исследования является лекарственное обеспечение и система распределения лекарственных средств, а так же нормативно правовое регулирование в сфере лекарственного обеспечение.
Предмет исследования – это нормы права, обеспечивающие процесс обеспечение населения лекарствами, а так же субъекты лекарственного обеспечение.
Правовое регулирование заявленной темы достаточно обширно. Правовую базу, на основании которой осуществляется регулирование отношений по бесплатному оказанию лекарственной помощи и лекарственному обеспечению (бесплатно или со скидкой, т.е. с частичной оплатой), формирует ряд федеральных законов. В соответствии с положениями ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г. формируется Государственный реестр лекарственных средств.
В Российской Федерации осуществляется государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи
... в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления. В рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение ... социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, ...
Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных ФЗ № 323 и ФЗ № 326. Обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382. Лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50%-ной скидкой. Указанные Перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890. В соответствии с ФЗ № 323 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления этих бланков, их учета и хранения. ФЗ № 326 предусматривает, что в структуре страхового тарифа на оплату медицинской помощи наряду с прочими расходами включаются расходы на приобретение лекарственных средств.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения контролирует реализацию органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, а также контроля над целевым расходованием лекарственных препаратов по семи высоко затратным нозологиям. Росздравнадзором осуществляется мониторинг показателей льготного лекарственного обеспечения и проведение проверок непосредственно в местах предоставления медицинской и лекарственной помощи.
Целью курсовой работы является анализ особенностей обеспечения граждан лекарствами.
Задачами курсовой работы являются:
1 рассмотреть понятие лекарственного обеспечение населения;
2 проанализировать современное состояние системы лекарственного обеспечение в России;
3 выделить проблемы и основные направления совершенствования системы лекарственного обеспечение в России;
4 изучить комплекс мер по совершенствованию системы лекарственного обеспечение.
Теоретической основой для написания данной работы послужили труды и монографии ученых, экономистов, юристов, законы, указы, постановления, инструкции, касаемо лекарственного обеспечение.
Лекарственное обеспечение как важная форма поддержания здоровья населения рассматривается в работах таких ученых и исследователей, как Г.Ю. Бударин, Т.Н. Бударина, В.В. Власов, О.В. Котовский, Я.Г. Кузьменко, И.П. Лапин, Л В. Лопатин, В.И. Петров и других.
При выполнении данной работы использованы следующие методы: статистико-экономические, анализ и синтез научной литературы и законодательства, сравнительный и системный метод, конструктивный прием, формально-юридический метод.
Исходя их поставленных целей и задач написания курсовой работы, а также учитывая объект и предмет изучения в структуре работы, было сформировано введение, три главы и заключение.
Первая глава посвящена общей характеристике лекарственного обеспечение в Российской Федерации. В данной части работы даётся понятие лекарственному обеспечению, а так же описываются основные принципы.
Создание системы управления качеством лекарственных средств в аптеке
... и фармацевтического менеджмента. Для написания работы также использовалась учебная литература по дисциплине, статьи из специализированных журналов, а также источники сети Интернет. 1. Современное состояние системы управления качеством лекарственных средств в аптечной деятельности в ...
Далее во второй главе работы рассматривается нормативно – правовое регулирования лекарственного обеспечение, определяются субъекты имеющие право на лекарственное обеспечение и финансирования лекарственного обеспечение
В третьей главе анализируется комплекс мер по совершенствованию системы лекарственного обеспечение населения в Российской Федерации, проблемы лекарственного обеспечения и пути их решения, характеристика стратегии развития на период 2025 года.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, систематизированные в работе, могут быть использованы для применения в разработке и проведении практических работ и семинаров в области права социального обеспечения.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Лекарственное обеспечение: основные принципы и понятия
Прежде чем рассматривать всю систему обеспечения населения лекарственными средствами, следует остановиться на некоторых понятиях и терминах. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано и разрешено к медицинскому применению 10 524 лекарственных средства. Под лекарственными средствами (ЛС) понимают вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. Кроме того, к лекарственным средствам относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств. От понятия «лекарственные средства» следует отличать понятие «лекарственные препараты». Лекарственные препараты — это дозированные лекарственные средства, готовые к применению.[1]
Деятельность, включающая разработку, исследование, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, называется обращением лекарственных средств. Кроме того, к обращению относится уничтожение пришедших в негодность лекарственных средств и средств с истекшим сроком годности.
Существует целая система контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, который осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ органами исполнительной власти. На федеральном уровне проблемами оборота лекарственных средств, кроме Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники МЗиСР РФ, занимаются Управление организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями МЗиСР РФ, Научный центр экспертизы и государственного контроля лекарственных средств, а также общественный экспертный орган МЗ РФ — Формулярный комитет. На региональном уровне — Центры сертификации и контроля качества лекарственных средств. Кроме того, в этой деятельности участвуют различные научно — исследовательские учреждения (институты, лаборатории и так далее), экспертные советы по обращению лекарственных средств при Правительстве РФ, этические советы при учреждениях здравоохранения, подразделения информационного обеспечения.
Реализация лекарственных средств на фармацевтическом рынке осуществляется путем оптовой и розничной торговли. В настоящее время в стране действует около 7 тыс. предприятий оптовой и 66 тыс. розничной торговли. Предприятия — изготовители сами могут продавать свою продукцию, но фактически почти 90 % всего объема реализации лекарственны) средств приходится на оптовые организации негосударственной формы собственности. Число оптовых поставщиков по регионам России значительно разнится. Есть регионы, где их всего 10 — 15, в то время как в других регионах их в десятки раз больше (в Москве — 563).
Правила розничной торговли лекарственными средствами
... Федерации в области фармацевтической деятельности и розничной торговли. 5. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими сохранность качества и безопасность лекарственных средств, ... потребителей». Как применить действующее законодательство без ущерба для потребителя и аптеки? Первое, с чего начинается общение фармацевта с недовольным покупателем,-- ...
Особенностью российского оптового звена является преобладание (90 – 95 %) в его структуре небольших фирм, которые обычно работают с небольшим числом наиболее «ходовых» медикаментов. Оптовая торговля лекарственными средствами может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии. На федеральном уровне разработан и утвержден Отраслевой стандарт «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения». Контролирующими органами постоянно проверяется соблюдение этих правил, и в случае их нарушения может быть аннулирована или приостановлена деятельность лицензии. Чаще всего оптовые поставщики лекарственных средств передают их для реализации в розничную торговлю. Розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями (АУ), которые вправе торговать только зарегистрированными в РФ лекарственными средствами и при наличии соответствующей лицензии. Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки и аптечные пункты, а отпускаемые без рецепта могут продаваться в аптечных магазинах и аптечных киосках. Перечень средств, отпускаемых без рецепта, утверждается один раз в пять лет Министерством здравоохранения РФ. Аптечные учреждения обязаны продавать лекарственные средства только в готовом для употребления виде, в количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений, обеспечивать минимальный ассортимент лекарственных средств, требующихся для оказания медицинской помощи.
1.2 Система лекарственного обеспечение населения как приоритетное направление современной политики РФ
Ни одна экономическая система на современном этапе научно-технического прогресса не может обеспечить экономический рост без использования инновационного, творческого потенциала человека, так как в социально-экономическом развитии общества человеческий фактор становится решающим. Необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы и предопределяет реализацию социальной политики Государственная и муниципальная социальная политика. [2]
В современную терминологию словосочетание «социальная политика» прочно вошло не только у профессиональных ученых и практиков, но и в массовый оборот. В жизни всех социальных слоев и групп общества оно является одним из самых распространенных терминов. Чтобы наметить стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, нужно сделать ее анализ, дать обоснованные оценки и разобраться с ее содержанием.
Социальная политика — явление частное по отношению к политике в целом. Ее направленность на специфическую сферу общества конкретизирует лишь термин «социальная». Оба термина считаются изученными не в полной мере, и обусловливается вариативность понимания сущности социальной политики как явления. Понимание ее природы остается проблемным несмотря на наличие значительного количества теоретических конструкций объяснения политики.[3]
Корпоративная социальная политика современных российских предприятий: ...
... и концепций корпоративной социальной политики предприятий обосновать базовые идеи и принципы построения модели корпоративной социальной политики; выявить структуру и функции корпоративной социальной политики, построить систему показателей эффективности корпоративной социальной политики; выявить специфику моделей корпоративной социальной политики современных зарубежных и российских предприятий; ...
Социальную политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя на всеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации:
1 ценностные ориентации;
2 степень своевременности принятия государственных социальных программ;
3 временной критерий;
4 масштабность;
5 степень государственного содействия и охвата социальной помощью населения.
По ценностным ориентациям можно выделить следующие типы социальной политики: индивидуалистическая, коллективистская, популистская.
В зависимости от своевременности принятия или корректировки действующих государственных программ социальная политика может быть упреждающей и запаздывающей, «догоняющей».
По временному критерию выделяется долговременная, текущая и ситуативная социальная политика.
Долговременная социальная политика требует от государства и его органов определения фундаментальных целей, основных методов, материальных ресурсов их достижения, приоритетных направлений развития социальной сферы. Она изложена в Конституции и других нормативно-правовых актах, государственных программах. Гармонизация интересов предпринимателей и работников, разработка государственных минимальных стандартов, создание благоприятных условий для эффективной трудовой деятельности, повышения уровня жизни, профессиональной переподготовки и адаптации работников к рыночным условиям — все это долгосрочные социальные задачи. При этом долгосрочной может стать социальная политика и в конкретной области социальной сферы.
Текущая социальная политика выражается в конкретных социальных мероприятиях для всего населения или определенных социальных слоев (своевременная и полная индексация заработной платы, пособий, пенсий, стипендий в соответствии с ростом инфляции, защита денежных сбережений, обеспечение наиболее нуждающихся продуктами питания и необходимыми видами непродовольственных товаров по социально приемлемым ценам, помощь многодетным, неполным семьям и др.).
Ситуативная социальная политика осуществляется в экстремальных условиях (стихийные бедствия, военные действия), предполагает единовременные социальные выплаты, акции.
По масштабности можно говорить о федеральной, региональной, местной (города, района, предприятия) социальной политике.
Итак, существуют различные подходы к типологизации социальной политики.[4]
В настоящее время существуют десятки определений социальной политики, отличающихся и по форме, и по содержанию. При подобном объеме трактовок целесообразнее анализировать не каждое из них, а общие подходы к толкованию понятия. Классификация определений социальной политики (или подходов) может вестись по разным основаниям: в зависимости от обозначенных целей, объектов, субъектов, механизмов, функций, ценностей и других содержательных моментов. Даже из простого перечисления критериев классификации определений социальной политики можно представить, насколько широк спектр самих конкретных трактовок, ведь количество сочетаний различных формулировок объектов, субъектов, целей, способов и других составляющих понятия огромен. Конечно, не все определения содержат перечисленные компоненты, да и к этому не стоит стремиться, иначе они будут весьма перегружены. Представляется, что обязательными элементами определения социальной политики должны быть сущностная составляющая и объект, желательными — субъект и целевая установка, а остальные компоненты могут и должны рассматриваться отдельно.[5]
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: ...
... основа дипломной работы сформирована на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов Российской Федерации, ... гражданина, отнесение его к системе тех общественных ценностей, которые составляют основу функционирования любого социума, а с другой - объективно налагают на государство неотъемлемые обязанности (обязательства) по его обеспечению, ...
Приоритетом государственной политики Российской Федерации в области лекарственного обеспечения являются:
1 всеобщность. Государственная лекарственная политика должна обеспечивать гарантированный доступ к необходимым лекарственным средствам каждому российскому гражданину, вне зависимости от его социального статуса и материального положения или места проживания.
2 доступность. Государственная лекарственная политика направлена на расширение возможности применения системой российского здравоохранения доступных, современных и эффективных лекарственных средств для населения.
3 эффективность. Система лекарственного обеспечения должна соответствовать современным требованиям к лечению на основе принципов доказательной медицины и новейших стандартов лечения.
4 качество и безопасность. Государственное регулирование обращения лекарственных средств направлено на обеспечение системы здравоохранения только теми лекарственными средствами, которые соответствуют стандартам качества, эффективности и безопасности.
5 сбалансированность. Система лекарственного обеспечения базируется на реальных возможностях бюджета страны, частного сектора и граждан, при условии сохранения и расширения существующих государственных гарантий в области медицинской помощи.
6 солидарное участие граждан и государства. Возмещение затрат личных средств граждан по приобретению необходимых лекарственных препаратов может эффективно использовать механизмы софинансирования со стороны государства и граждан, в соответствии с их уровнем возможностей.
7 обеспечение национальной безопасности. Государственная лекарственная политика должна обеспечивать стратегическую доступность необходимых лекарственных средств, в том числе — за счет развития отечественных производств полного цикла, способных обеспечить увеличение доли лекарственных препаратов, разработанных и произведённых на территории России
8 комплексность. Систематизированный учет всех элементов и этапов процесса лекарственного обеспечения в контексте реализуемой социально-экономической политики Российской Федерации.
9 реагирование. Управление эффективностью реализации лекарственного обеспечения на основе мониторинга параметров функционирования системы и потребностей населения Российской Федерации в лекарственных средствах.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 года.
Основные задачи социальной политики в сфере льготного лекарственного обеспечения:
Задача 1 — формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств.
Корпоративное право, как под отрасль гражданского права в Российской Федерации
... российского права, имеет собственную систему. Условно в системе норм корпоративного права можно выделить следующие блоки: гражданско-правовые нормы; трудовые нормы; административные и финансовые нормы; уголовные нормы. По ... базу дипломной работы составляют: Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов государственной власти. Теоретической основой курсовой работы послужили ...
Задача 2 — внедрение эффективных моделей возмещение стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении.
Задача 3 — совершенствование системы ценового регулирования
Задача 4 — оптимизация системы обращения лекарственных средств, гарантирующей их безопасность, эффективность и качество.
Задача 5 — увеличение доступности жизненно необходимых инновационных лекарственных препаратов, имеющих высокую социально-экономическую эффективность.
Задача 6 — повышение информированности медицинских специалистов и населения в вопросах лекарственного обеспечения.
1.3 Нормативно – правовое регулирование лекарственного обеспечения в РФ
В сфере лекарственного обеспечения населения действуют многочисленные нормативные правовые акты, в частности федеральные законы: от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон № 61-ФЗ); от 30.11.2011 № 357-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2012 год»; от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»; от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др. Вопросы политики Российского государства в отношении социально незащищенных категорий граждан урегулированы в Указах Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
Базовые положения федеральных законов развернуты и конкретизированы в Постановлениях Правительства Российской Федерации: от 06.07.2012 № 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств»; от 26.12.2011 № 1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей»; от 01.08.2011 № 637 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей»; от 17.02.2011 № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»; от 31.12.2010 № 1221 «О порядке выдачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписаний о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации решений об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»; от 30.12.2010 № 1199 «О предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения»; от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»; от 31.03.2010 № 203 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного контроля за ценами на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств»; от 16.12.2009 № 1023 «О создании федерального резервного запаса лекарственных средств и средств индивидуальной защиты»; от 08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»; от 22.06.2009 № 508 «Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества»; от 27.12.2004 № 856 «Об утверждении Правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях»; от 12.12.2004 № 769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг»; от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» и др. Важные вопросы организации лекарственного обеспечения граждан решены в распоряжениях Правительства Российской Федерации: от 30.07.2012 № 1378-р «Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2013 год»; от 08.12.2011 № 2217-р «О распределении в 2012 году предоставляемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения»; от 07.12.2011 № 2199-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год»; от 06.07.2010 № 1141-р «Об утверждении перечня стратегически значимых лекарственных средств»; от 31.12.2008 № 2053-р «О перечне централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств».
Социальное обеспечение в России
... научно обоснованная, структурно четкая система ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово- экономическую базу. Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей и более отдаленной ...
ГЛАВА 2 ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕ В РФ
2.1 Субъекты, имеющие право на лекарственное обеспечение в РФ
Правовое регулирование оказания лекарственной помощи в форме лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан осуществляется не на основе единого закона, а включает целый ряд законов, содержащих соответствующие правовые нормы. Разрозненность правовых норм, множественность нормативных правовых актов, разные уровни правового регулирования не позволяют сформировать единую, упорядоченную, взаимосвязанную систему норм о лекарственном обеспечении. В этом многообразии можно выделить отдельные группы субъектов–получателей лекарств:
Основные особенности ценообразования на лекарственные препараты ...
... предмета изучения. Объект - формирование цен на лекарственные средства и товары аптечного ассортимента. Предмет - особенности ценообразования на фармакологическом рынке России. В дипломной работе нами были использованы такие методы исследования, как ...
1 социальную;
2 профессиональную;
3 специальную медицинскую.
Каждой группе соответствует свой перечень законов и подзаконных актов. Четкой границы между этими группами нет. Субъекты получатели могут переходить из одной группы в другую или принадлежать одновременно к разным группам. По условиям предоставления лекарств можно выделить две группы субъектов получателей лекарственных препаратов:
1 лица, лекарства которым предоставляются бесплатно;
2 лица, лекарства которым предоставляются с частичной оплатой (со скидкой).
[6]
Право социального обеспечения в части правового регулирования лекарственного обеспечения ориентировано, прежде всего, на отдельные социальные категории граждан. Кратко обозначим некоторые из них. К основным социальным категориям граждан, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение, отнесены: Герои Советского Союза, Герои России, участники Великой Отечественной войны; родители и жены погибших военнослужащих; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей; дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет; инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и некоторые другие лица. В соответствии с ФЗ № 178 ряд категорий граждан имеют право на получение набора социальных услуг: ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) военнослужащих; инвалиды 1, 2 или 3 группы и дети-инвалиды; лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и некоторые другие категории граждан. Указанным лицам в состав предоставляемого им набора социальных услуг включается услуга по обеспечению их необходимыми лекарственными препаратами, которые выдаются по рецептам. В этом случае из общей суммы ежемесячной денежной выплаты, которая предоставляется взамен натуральных льгот, вычитается стоимость лекарственных препаратов по установленным нормативам. Законом РФ № 4301-1 и ФЗ № 5 право на первоочередное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врача, предоставлено Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, Героям Труда России и полным кавалерам ордена Трудовой Славы. Для застрахованных лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ФЗ № 125 предусмотрен такой вид обеспечения по страхованию, как оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской реабилитацией застрахованного (за счет средств страховых взносов), включая приобретение лекарственных препаратов.
К особой категории относятся граждане, получившие профессиональные заболевания в результате воздействия токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, независимо от времени проведения работ с химическим оружием. В соответствии с ФЗ № 136 им предоставляются социальные гарантии, включая обеспечение лекарственными препаратами по рецептам при лечении основного заболевания в амбулаторных условиях. Лицо, получившее на основании Закона РФ № 4530-1 свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на медицинскую помощь и обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения в медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Следующая группа субъектов-получателей лекарственных препаратов, которым лекарства предоставляются бесплатно, – это граждане, больные определенными заболеваниями. В зависимости от характера заболевания и состояния больного в одних случаях бесплатно предоставляются все лекарственные препараты (например, диабет, онкологические заболевания, лепра, СПИД, психические заболевания), в других – только те лекарства, которые необходимы для лечения какого-то конкретного заболевания (например, лучевая болезнь, туберкулез, бронхиальная астма, инфаркт миокарда).
Правовое регулирование бесплатного лекарственного обеспечения при отдельных видах заболеваний может включать нормы специальных законов, если заболевания, которыми страдают граждане, представляет опасность для окружающих, либо требует особого внимания государства.
Среди субъектов-получателей лекарств в таких случаях следует указать лиц, больных туберкулезом; лиц, которые являются ВИЧ-инфицированными; а также лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом на основании ФЗ № 77 бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях. В целях предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), государством гарантируются бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в соответствии с ФЗ № 38. Государство обеспечивает лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями соответствующими лекарственными препаратами. Ввиду высокой стоимости орфанных лекарственных препаратов организация их закупки осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1155.
Несмотря на закрепление в Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь, ученые и эксперты отмечают, что «объем его реализации у пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, во многом определяется возможностью своевременного обеспечения пациента лекарственными средствами». Если процедура производства и предоставления указанным пациентам жизненно необходимых лекарств затягивается, «ставится под сомнение реализация ими права на охрану здоровья и медицинскую помощь». Граждане, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями, не могут реализовать свое право на лекарственное обеспечение в тех случаях, когда лекарственное средство для лечения заболевания еще не разработано. С таким утверждением трудно согласиться. По-видимому, все-таки лечение этих граждан проводится на основе существующих лекарств, и граждане в этом случае реализуют свое право на лекарственное обеспечение. Но проблема лекарственного обеспечения лиц, страдающих орфанными заболеваниями, безусловно, существует. В течение последнего десятилетия ученые и специалисты постоянно обращают внимание на различные проблемы в сфере лекарственного обеспечения Целый ряд законов регулирует отношения по лекарственному обеспечению лиц, относящихся к отдельным профессиональным категориям. В основном это государственные служащие, проходящие военную и иную приравненную к ней службу (военнослужащие, сотрудники Следственного комитета, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники полиции, прокурорские работники и др.), а также судьи. Предоставление права на бесплатное лекарственное обеспечение указанным лицам особенно важно в случаях, когда сотрудник утрачивает здоровье и становится инвалидом в связи со своей профессиональной деятельностью. В соответствии с установленным порядком за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в соответствующих учреждениях (органах) и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах, сохраняется право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам в медицинских организациях уполномоченного федерального органа.
Таким образом, можно констатировать, что в российском законодательстве право отдельных категорий граждан на бесплатное лекарственное обеспечение связано с тремя критериями, определяющими субъекта-получателя лекарственных препаратов: социальный (отдельные социальные категории граждан); профессиональный (отдельные профессиональные категории граждан); специальный медицинский (граждане, страдающие отдельными категориями заболеваний).
В целом установленный механизм лекарственного обеспечения (бесплатно или с частичной оплатой) предоставляет указанным гражданам возможность в наибольшей степени реализовать свое конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь независимо от материального положения, так как исключает или уменьшает расходы на приобретение лекарственных препаратов для лечения всех заболеваний либо отдельных из них (социально значимых или представляющих опасность для окружающих).
Состояние правового регулирования российской системы лекарственного обеспечения показывает, что нормативный правовой материал в данной сфере характеризуется объемностью, бессистемностью, разрозненностью, превалированием количества специальных норм над общими. В результате система льготного лекарственного обеспечения граждан не всегда способствует беспрепятственной реализации прав наиболее уязвимых социальных групп населения на получение необходимых лекарственных препаратов.
2.2 Права граждан на лекарственное обеспечение в РФ
Право на лекарственное обеспечение неотделимо от права на жизнь и человек имеет право на обеспечение на случай болезни и инвалидности. Это право следует рассматривать в двух аспектах: возможности приобрести (купить, получить) любой лекарственный препарат и возможности получить лекарственный препарат на льготных условиях в соответствие с существующим законодательством.
Огромным достижением человеческой цивилизации явилось определение и законодательное закрепление основных прав и свобод человека. Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации признают, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Но ведь жизнь часто зависит от возможности оказания медицинской помощи, включая получение необходимых лекарств. Более того, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Таким образом, можно утверждать, что право на лекарственное обеспечение неотделимо от права на жизнь и человек имеет право на обеспечение на случай болезни и инвалидности. На наш взгляд право на лекарственное обеспечение следует рассматривать в двух аспектах: возможности приобрести (купить, получить) любой лекарственный препарат и возможности получить лекарственный препарат на льготных условиях в соответствие с существующим законодательством. Лекарственными препаратами признаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
С правовой точки зрения законодательно закрепленное субъективное право на лекарственное обеспечение — это потенциальная возможность субъекта (пациента) получить лекарство. Данное право порождает обязанность другой стороны (органы власти) обеспечить его реализацию, опять же через систему законодательства.Основными нормативно-правовыми актами по вопросам лекарственного обеспечения являются:
1 Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором в частности определены полномочия органов власти в сфере охраны здоровья, права и обязанности граждан с сфере охраны здоровья, организация охраны здоровья и контроля в сфере охраны здоровья, финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья. Статья 44 посвящена медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания. К данной категории граждан относятся пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями и заболеваниями, входящими в группу «Семи нозологий»: гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей
2 Федеральный закон №178 «О государственной социальной помощи» определяет право инвалидов получать льготное лекарственное обеспечение в составе набора социальных услуг
3 Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», определяет перечень групп населения и категорий заболеваний, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение
4 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальные, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов уточняют механизм реализации права пациента на лекарственное обеспечение.
В чем мы видим ограничение доступности лекарственных препаратов?
1 в частности, наблюдается отсутствие препаратов на период перерегистрации
2 регулирование максимальной цены приводит к отсутствию выгоды для производителя и продавца, что порой оборачивается отказом от участия в аукционах на закупку лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд, а это может привести к невозможности оказания должной медицинской помощи в лечебном учреждении
3 низкая стоимость препарата также приводит к отсутствию выгоды для продавца, что влечет к исчезновению ряда препаратов из продажи.
4 импортозамещение лекарственных препаратов создает выгоду для российского производителя, но приводит к отсутствию выбора для пациента. Крайней мерой в санкционной войне были предложения внести лекарственные препараты в санкционные списки. В ответ на широко обсуждаемые в обществе
5 санкционные списки на лекарства, Елена Максимкина, Директор Департамента лекарственного обеспечения, снова подчеркнула: «…что никакие списки лекарственных препаратов Минздрав не формирует и не собирается формировать. Если кто-то и что-то и будет формировать, то это будет другой Минздрав. Право человека на жизнь и здоровье неприкосновенно!». При работе с жалобами пациентов в рамках государственного контроля, проводимого Территориальным органом Росздравнадзора по Ярославской области, наиболее типичными нарушениями являются:
1 отказ в выписке льготных рецептов,
2 отсутствие лекарственных препаратов в аптеках,
3 несоблюдение правил назначения лекарственных препаратов,
4 отказ в организации отсроченного обслуживания рецептов. Данные нарушения носят повсеместный характер. Начальник Управления контроля за реализацией госпрограмм в сфере здравоохранения Росздравнадзора Виктор Фисенко еще в мае 2018 года сказал что, в минувшем году ведомство выявило снижение объемов затрат региональных бюджетов на льготное лекарственное обеспечение в 26 регионах страны. Люди жалуются на отказ в выписке рецептов, если нужного препарата нет в аптеке. Хотя формально такой отказ равносилен отказу в оказании медицинской помощи и является преступлением.
Кроме того Росздравнадзор продолжает фиксировать снижение числа получателей льготных лекарств – не получая необходимых препаратов, люди предпочитают выходить из программ льготного лекарственного обеспечения. В 2017 году это число уменьшилось на 2,2%, а за первые месяцы 2018года – еще на 1,8%. На сегодняшний день льготные лекарства получает лишь 3,2 млн. человек из 15,6 млн. имеющих на это право. И такая ситуация еще больше снижает возможности льготного лекарственного обеспечения – чем меньше остается в программе пациентов, тем ниже объемы ее финансирования .
По мнению экспертов, какой бы непопулярной мерой не представлялся отказ от монетизации льгот, делать это придется. В настоящее время Минздрав готовит законопроект изменений в систему лекарственного обеспечения, связанный с отменой монетизации для новых льготников. Существующие выплаты сохранятся, иначе социального взрыва будет не избежать.
Сейчас ведомство изучает зарубежные модели лекарственного страхования. Назначенные врачом лекарства входят в медицинскую страховку практически во всех развитых странах. Но где-то лекарства по рецепту врача полностью бесплатны для пациентов, где-то есть фиксированные соплатежи или платеж в процентах от цены. Но главное – больные получают адекватное лечение.
Одна из распространенных мировых моделей – классическое лекарственное страхование – заключается в том, что все население делает ежемесячные отчисления, а лекарства получают пациенты в случае болезни.
Интересная схема используется во Франции. Здесь процент возмещения цены зависит от эффективности препарата, и за наиболее эффективные лекарства государство готово платить до 100% стоимости.
Еще одной точкой зрения на улучшение лекарственного обеспечения является принятие закона «О лекарственном обеспечении». Предложение Александра Саверского — инвестировать постепенно: сначала обеспечить лекарствами всех больных в кардиологии, потом пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы. Надо создать такую спираль ввода бесплатного обеспечения лекарствами. И деньги, которые будут высвобождаться в ОМС, в Фонде социального страхования по больничным листам, в Пенсионном фонде по инвалидным выплатам, опять направлять на обеспечение лекарствами.
Таким образом, при законодательно закрепленном праве пациента на лекарство, в том числе льготное лекарственное обеспечение для определенных категорий граждан, наблюдаются нарушения в данной сфере. Отдельными административными и судебными мерами проблему нарушений в системе лекарственного обеспечения не решить. В их основе лежат недостатки в организационной и в финансово-распорядительной системе. Поскольку проблема касается жизни и здоровья человека требуется незамедлительные меры по их исправлению. Одной из таких мер может быть лекарственное страхование. Альтернативой может быть поиск других источников бюджетного и внебюджетного финансирования.[7]
2.3 Финансирование лекарственного обеспечение в РФ
В Российской Федерации обеспечение лекарственными препаратами населения осуществляется с помощью бюджетно-страховой системы. Однако, разделение долей между федеральным бюджетом и средствами, полученными в ходе обязательного медицинского страхования, не равны. В настоящее время за счет средств федерального бюджета финансируется основная часть расходов по лекарственному обеспечению граждан Российской Федерации. Источниками ассигнования являются средства федерального и региональных бюджетов, средства системы ОМС, личные средства граждан и иные допустимые законодательством источники. С учетом невозможности повышения процентной ставки ОМС и дефицита бюджета Правительство РФ стремится изыскивать и привлекать дополнительные средства. Так, уже применяется механизм добровольного медицинского страхования и возможно внедрение механизмов соплатежей и накопительной системы. Приоритетным вариантом лекарственного обеспечения является интеграция данных механизмов в существующую систему обязательного медицинского страхования.
ГЛАВА 3 КОМПЛЕКС МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ
3.1 Проблемы лекарственного обеспечения в РФ и пути решения
Среди множества внешних и внутренних факторов функционирования фармацевтического рынка в регионе можно выделить следующие основные группы:
1 географические (климат, расположение относительно основных торговых путей);
2 экономические (уровень обеспеченности региона ресурсами, научно-технический потенциал, др.);
3 политические (эффективность взаимодействия разных ветвей и уровней власти, уровень политической и национально-религиозной стабильности и т.д.);
4 социально-демографические (уровень жизни населения, отношение населения к реформам, труду, др.);
5 финансовые (степень доступности финансовых средств из бюджетов и банков, уровень развития региональной банковской системы);
6 инфраструктурные (наличие и уровень развития инфраструктуры).
Российская система регионального лекарственного обеспечения остается пока неэффективна: затраты на нее растут, а значительная часть населения не получает нужных препаратов. Одним из важных резервов повышения доступности медикаментозной помощи является анализ проблем региональной лекарственной политики и кардинально изменить ситуацию позволит только запуск фармацевтического (лекарственного) страхования.
Первая проблема региональной лекарственной политики — недостаточный уровень информированности врачей о нормативных документах регламентирующих использование и дистрибьюцию медикаментов.
Современный регистр лекарственных средств содержит порядка 15 тысяч наименований лекарственных препаратов. Практикующий врач и медицинские организации не используют все 10-12 тысяч препаратов, представленных на рынке, а применяют лишь их ограниченный набор, сформированный чаще собственным опытом, что формирует ограничительный список препаратов. Данный ограничительный список по своей клинической и экономической эффективности не является оптимальным. Недостаточный уровень информированности специалистов о клинической эффективности и переносимости ЛС определяет низкое качество оказания медицинской помощи.
70% россиян из-за отсутствия средств не могут обеспечить себя полноценной лекарственной помощью на амбулаторно-поликлиническом этапе, что определяет вторую проблему региональной лекарственной политики — недостаточный доступ к основным лекарственным средств.
Оказание медицинских услуг и обеспечение лекарствами населения в условиях рыночных отношений должно учитывать специфику данных товаров. Отличие лекарств от многих других товаров потребления состоит в том, что далеко не всегда желание приобрести этот товар зависит от потребителя, отсутствует возможность проверить качество препарата при приобретении и спрогнозировать его эффективность.
Такая особенность лекарства как товара подразумевает обязательность государственного вмешательства. В этих условиях, безусловно, возрастает роль и ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения всех уровней в части их экономической грамотности, умении оценивать и прогнозировать результаты принятий управленческих решений, а также и в части строгого соблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством, регламентирующим порядок закупок продукции за счет бюджетных средств в целях их экономного и рационального использования.
Рациональный процесс отбора лекарственных средств один из самых сложных шагов для увеличения лечебной (терапевтической) отдачи от затрат на них. Этот этап зависит от правильной оценки результатов использования препаратов, определения их потребности и правильного распределения финансовых ресурсов на их закупку.
Ситуация, ставшая тенденцией — конфликт интересов в региональной программе лекарственного обеспечения. Лекарства не самоцель, а средство обеспечения качественной медицинской помощи. Финансовая заинтересованность врача в назначении дорогостоящих препаратов, отвергающего любые попытки ограничения его свободы в назначении фармакотерапии. Провизоры и фармацевты материально заинтересованы в увеличении объемов своей экономической деятельности.
Потребность в лекарствах должна формироваться с учетом состояния здоровья населения региона и уровнем организации и качества оказания медицинской помощи, а не только интересами коммерциализации фармации и здравоохранения.
Одним из важных резервов повышения доступности медикаментозной помощи и еще одной проблемой региональной программы лекарственного обеспечения является формирование разумной потребности в лекарствах у учреждений здравоохранения. Это достигается путем обоснования объемных и качественных характеристик заявок на закупки медикаментов.[8]
Рационализация использования лекарств с учетом клинической эффективности их назначения и организационно-экономические механизмы управления программой лекарственного обеспечения позволят сократить расход и количество закупаемых неэффективных, небезопасных лекарств. Для этого используется критерий: цена — качество — эффективность. Этот критерий позволит адекватно осуществлять процесс рационирования, который экономически неизбежен. Рационирование не должно означать, что пациентам необходимо отказывать в том или ином виде медицинского вмешательства. Рационирование в современной России должно сделать скрытые, незаконные и неконтролируемые ограничения видимыми, законными, контролируемыми и более справедливыми.
Обеспечение лекарственными средствами при оказании медицинской помощи подразумевает осуществление цикличного процесса, который состоит из основных компонентов: определение потребности в лекарственных средствах, закупка лекарственных средств, использование лекарственных средств. Данный цикл связан с фармацевтической экономикой — системой, отвечающей за разработку, производство, продажу лекарств.
Экономический подход предполагает выбор из всевозможных альтернатив фармакотерапии ту, которая имеет наибольший результат при наименьших затратах, в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребления.
Формирование разумной потребности возможно на основе стандартов лечения и лекарственных формуляров. Это позволит адекватно осуществлять процесс рационального использования фармакотерапии в новых экономических условиях на территориях субъектов РФ и сделает ее доступной для населения.
Острой проблемой лекарственной политики остается вопрос финансирования программ лекарственного обеспечения.
Актуальными остаются задачи:
1 принятие обязательств по использованию мер, направленных на повышение эффективности лекарственных средств и снижение потерь;
2 увеличение государственных расходов на лечение приоритетных заболеваний;
3 лекарственное обеспечение малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан.
Можно отметить следующие недостатки:
1 отсутствие выписки льготных рецептов на лекарственные средства, назначенные пациентам по медицинским показаниям, что приводит к ущемлению законных прав пациентов на социальную поддержку со стороны государства;
2 некачественное составление заявок лечебно-профилактическими учреждениями и недостаточный контроль со стороны органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации за их составлением, что ведет впоследствии к аккумулированию остатков лекарственных препаратов, в том числе и по 7 высокозатратным нозологиям, в количествах, значительно превышающих текущую потребность, что, в свою очередь, повышает риск истечения срока годности и последующего списания препаратов;
3 отсутствие контроля за составлением заявок и использованием закупленных лекарственных средств;
4 необеспеченность пациентов лекарственными средствами по выписанным рецептам: принятые на отсроченное обслуживание и необеспеченные в течение срока действия рецепты;
5 переходящие остатки лекарственных средств не соответствовали потребности пациентов, что привело к отказам пациентам в обеспечении необходимыми лекарственными средствами и ущемлению законных прав льготников на получение в полном объеме мер государственной социальной поддержки, в части оказания лекарственной помощи;
6 несвоевременное проведение аукционов по закупке лекарственных средств приводит к отсутствию ряда лекарственных препаратов в аптечных учреждениях;
7 нецелевое расходование средств федерального бюджета (в части использования лекарственных средств для лечения пациентов в рамках программы «высокозатратных» нозологий и программы обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами в период прохождения стационарного лечения;
8 включение в заявку преимущественно импортных дорогостоящих препаратов по торговым наименованиям, что, помимо экономической неэффективности закупок лекарственных средств, также лишает лечебно-профилактические учреждения региона возможности проведения синонимичных замен в рамках международного непатентованного наименования.
Одно из главных направлений государственной политики в области здравоохранения — реализация государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и гарантированное лекарственное обеспечение населения. Перспективным направлением льготного лекарственного обеспечения является модернизация системы лекарственного обеспечения граждан:
1 в амбулаторных условиях перевод из разряда государственной социальной поддержки в разряд оказания медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования;
2 процедуру государственных закупок лекарственных средств необходимо заменить на возмещение стоимости лекарственных средств, отпущенных гражданам в аптечных учреждениях по назначению врача — программа лекарственного страхования.[9]
Проанализировав состояние лекарственной помощи, оценив проблемы, степень их глубины необходимо совершенствовать систему регионального управления лекарственным обеспечением, что позволит реализовать государственные гарантии по предоставлению социальной поддержки населению в полном объеме, создаст условия и механизмы эффективного использования финансовых, материальных и информационных ресурсов, обеспечит стабильность оказания доступной, квалифицированной, медицинской помощи.
При модернизации инфраструктуры лекарственного обеспечения в регионах, с одной стороны, необходимо предусматривать эффективность административного управления, а с другой — решать задачи по максимальному использованию ресурсов в условиях всех субъектов, участвующих в организации лекарственной помощи, и в полном объеме реализовывать возможности рыночной экономики.
Элементы децентрализации и приватизации в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения целесообразно рассматривать с позиции социально экономической эффективности с учетом особенностей и различных подходов в конкретных регионах. В общих чертах границы хозяйственного механизма сферы лекарственной помощи фокусируются на трех основных субъектах: государство, поставщики услуг (как государственные, так и частные) и население. Успех предпринимаемых реформ зависит от оптимальности учета интересов этих трех субъектов и их роли в достижении основных целей здравоохранения.
Координация участников процесса модернизации региональной системы здравоохранения должна осуществляться на основе общественного договора (системы договоров субъектов лекарственного обеспечения и медицинской помощи).
Регионализация в системе здравоохранения и, в частности, лекарственного обеспечения требует от субъектов РФ нового механизма ресурсопользования, инвестиционной политики, пересмотра системы организации и регулирования интеграционных связей.
Международный опыт свидетельствует о неэффективности проведения реформ на базе устаревших структур, так как существовавшие ранее структуры во многом предопределили имеющиеся проблемы и не могут адекватно реагировать на новые требования, стоящие перед системой лекарственного обеспечения ЛПУ и населения.
Разумеется, все проводимые реформы в области здравоохранения и, в частности, лекарственного обеспечения будут малоэффективны, если не будет обеспечен государственный контроль и надзор за качеством, эффективностью и безопасностью поступающих в обращение лекарственных средств, поскольку они составляют 95% всех врачебных назначений в клинической практике.
К структурным изменениям можно отнести тенденцию к созданию пунктов отпуска ЛС непосредственно в ЛПУ. Это приближает лекарственную помощь к населению, в частности, к льготным категориям граждан. Улучшается информационное взаимодействие между врачом, аптекой и пациентами.
В связи с изменениями законодательства в перспективе при значительном увеличении муниципальных образований, расширении экономической самостоятельности (автономизации) ЛПУ, бурном развитии рынка медицинских услуг вне государственных и муниципальных систем стереотипные региональные схемы снабжения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения будут трансформироваться. Централизованное лекарственное обеспечение пациентов ЛПУ, которое преобладает в большинстве субъектов Российской Федерации и осуществляется региональными предприятиями, по видимому, уступит место децентрализованному. Это может привести к последующим структурным изменениям в государственном и муниципальном фармацевтическом секторе здравоохранения и в целом на региональных фармацевтических рынках, к более жесткой конкуренции, смене «игроков», слиянию и поглощению оптовых и розничных организаций.[10]
3.2 Характеристика стратегии лекарственного обеспечение населения РФ на период 2025
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 “Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации”
В области лекарственного обеспечения населения в стационарных условиях и при оказании скорой медицинской помощи:
- Сохранение и оптимизация существующих государственных гарантий в части лекарственного обеспечения;
- Поэтапное внедрение механизмов применения инновационных лекарственных препаратов, обеспечивающих новый механизм достижения клинического эффекта;
В области лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях:
- Сохранение и оптимизация существующих государственных гарантий в части лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан с учётом нозологических форм заболеваний;
- Поэтапное расширение государственной поддержки всех групп населения с учётом рационального назначения лекарственных средств;
В области системы государственного регулирования обращения лекарственных средств:
Сохранение и совершенствование государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств
Создание специализированного нормативно-правового поля, регламентирующего процесс лекарственного обеспечения населения Российской Федерации
Содействие стимулированию отечественных разработок и экономически оправданного производства лекарственных средств на территории Российской Федерации
Основной целью Стратегии является формирование рациональной и сбалансированной с финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней системы лекарственного обеспечения населения для удовлетворения потребностей здравоохранения страны в доступных, качественных и эффективных лекарственных препаратах
Основные задачи Стратегии:
Задача 1 — формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств.
Задача 2 — внедрение эффективных моделей возмещение стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении.
Задача 3 — совершенствование системы ценового регулирования
Задача 4 — оптимизация системы обращения лекарственных средств, гарантирующей их безопасность, эффективность и качество.
Задача 5 — увеличение доступности жизненно необходимых инновационных лекарственных препаратов, имеющих высокую социально-экономическую эффективность.
Задача 6 — повышение информированности медицинских специалистов и населения в вопросах лекарственного обеспечения
Меры, направленные на реализацию поставленных задач Стратегии:
Задача 1 — формирование системы рационального назначения и использования лекарственных препаратов.
Для решения этой задачи предусматривается:
1 создание эффективной системы стандартизации на основе принципов доказательной медицины;
2 ведение регистра (регистров) пациентов на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающего принятие решений по лекарственному обеспечению с учётом персональных данных;
3 разработка и внедрение рациональных принципов и критериев включения препаратов в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень ЖНВЛП) на основе сравнительной оценки их социально-экономической эффективности;
4 внедрение современных протоколов ведения больных;
5 стимулирование использования дженерических лекарственных препаратов;
6 введение системы электронных назначений лекарственных препаратов с возможностью их интеграции с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии (автоматическая проверка правильности назначенного режима дозирования, прогнозирование межлекарственных взаимодействий, автоматическая проверка на наличие показаний и противопоказаний и т.д.);
7 внедрение системы ведомственного и вневедомственного контроля обоснованности назначений и качества лекарственной помощи населению со стороны государства и общественных организаций, сообществ пациентов.
Задача 2 — внедрение эффективных моделей возмещения стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении.
Для решения этой задачи предусматривается:
1 систематизация и конкретизация государственных гарантий в сфере возмещения стоимости лекарственных препаратов в зависимости от групп населения, категорий заболевания;
2 реализация в 2014-2015 гг. пилотных проектов по внедрению разных схем возмещения стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении и схем получения пациентами лекарственных препаратов.
3 поэтапное внедрение с 2016 года модели организации лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении, показавшей по итогам пилотных проектов наибольшую рациональность и эффективность.
4 внедрение механизмов управления финансовыми рисками при реализации моделей возмещения стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении. В том числе, создание механизмов разделения финансовых рисков между государством и производителями дорогостоящих инновационных лекарственных препаратов, необходимых для лечения социально-значимых заболеваний.
Задача 3 — совершенствование системы ценового регулирования
Для решения этой задачи предусматривается:
1 совершенствование методики регистрации и перерегистрации цен на препараты из Перечня ЖНВЛП;
2 разработка оптимальной модели референтного ценообразования.
3 переход от регулирования цен по регистрации предельных цен производителей к формированию референтных цен.
Задача 4 — оптимизация системы обращения лекарственных средств, гарантирующей их безопасность, эффективность и качество.
Для решения этой задачи предусматривается:
1 создание системы государственной стандартизации в области обеспечения и контроля качества лекарственных средств, включая систему аттестации государственных стандартных образцов и периодического издания Российской государственной фармакопеи;
2 введение дополнительных требований к организациям производства, хранению, перевозке, утилизации лекарственных средств, а также правил и форм оценки соответствия, с учетом международных стандартов (стандартов GXP) и их нормативное закрепление;
- Развитие государственной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов на всех этапах обращения лекарственных средств, государственного регулирования клинических исследований лекарственных средств, совершенствование контрольно надзорной деятельности на основе соответствующей стандартизации;
- Развитие государственного регулирования клинических исследований лекарственных препаратов;
- Установление порядка формирования и ведения Перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов;
- Развитие службы фармаконадзора.
Задача 5 — повышение информированности населения,медицинских и фармацевтических работников в вопросах лекарственного обеспечения
Для решения этой задачи предусматривается:
- Поддержка и развитие «школ пациентов» и расширение просветительской деятельности в сфере лекарственного обеспечения с целью формирования у населения навыков ответственного самолечения;
- Пересмотр и оптимизация условий отпуска лекарственных препаратов по рецепту и без рецепта врача;
- Создание единой информационно-справочной системы по актуальным методам лечения и характеристикам лекарственных препаратов для медицинских и фармацевтических работников;
- Совершенствование образовательных стандартов в сфере профессиональной и постдипломной подготовки;
- обучение медицинских и фармацевтических специалистов рациональному использованию лекарственных средств (расширение курсов по данной теме в стандартах высшего, среднего и последипломного образования врачей и фармацевтов и т.д.);
- Обеспечение широкого доступа медицинских и фармацевтических работников международным базам данных в сфере медицинских технологий, стандартов доказательной медицины;
- Развитие международного сотрудничества и информационного обмена по вопросам лекарственного обеспечения населения.
Задача 6 — увеличение доступности жизненно необходимых инновационных лекарственных препаратов, имеющих высокую социально-экономическую эффективность.
Для решения этой задачи предусматривается:
- Определение научных и технологических приоритетов в сфере лекарственного обеспечения на базе долгосрочного прогноза медико- демографических процессов в Российской Федерации и прогноза технологического развития отрасли;
- Разработка методологии оценки технологий здравоохранения (медицинских технологий, включая лекарственные препараты) и критериев принятия решений по включению их в нормативно-правовые акты различных уровней, регулирующие объемы и качество медицинской помощи;
- Формирование инвестиционных программ здравоохранения в приоритетных областях на основе государственных и частных инвестиций при активизации использования механизмов государственно-частного взаимодействия;
3.3 Изменения законодательства о лекарственном обеспечении населения РФ с 1 января 2020 года
В России упростили процедуру ввоза иностранных лекарств, не имеющих аналогов в РФ, для оказания медицинской помощи тяжелобольным пациентам.
С 1 марта вступили в силу изменения в 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Последняя редакция 2020 года позволяет в исключительных случаях ввозить в Российскую Федерацию незарегистрированные лекарственные препараты.
Федеральный закон 61-ФЗ от 12.04.10г. «Об обращении лекарственных средств» в ранее действовавшей редакции не предусматривал возможность ввоза лекарств, не прошедших процедуру регистрации, в РФ вообще. В настоящее время это допускается при соблюдении определенных условий.
Таким образом ФЗ-475 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» с 1 марта 2020 года стал прорывным в этом вопросе.
В законе указаны условия, при которых ввоз подобных лекарственных препаратов допускается: это делается только в целях обеспечения прав пациентов на получение соответствующего лечения; ввоз допускается, если по жизненным показателям пациенту необходимы незарегистрированные в Российской Федерации лекарственные средства; обязательно необходимо для разрешения ввоза решение специально созданной врачебной комиссии медорганизации с выводом о том, что применение у конкретного пациента зарегистрированных лекарств будет неэффективным или их применение вообще невозможно; в решении должно быть указано, что необходим ввоз конкретного лекарства с указанием его наименования, количества и формы выпуска.
Перечень заболеваний и препаратов, содержащих психотропные и наркотические вещества, необходимых для их излечения, утверждается уполномоченным органом госвласти. Перечень уже утвержден Приказом Минздрава РФ №80н от 13.02.2020г. Срок его действия также ограничен 31 декабря 2023 года. Если «Диазепам» в нем фигурирует, то вот «Фризиум» не упомянут.
Таким образом, для разрешения ввоза необходимо будет обратиться в медорганизацию, добиться созыва специальной врачебной комиссии и доказать необходимость применения конкретных лекарств. Пока отдельно порядок созыва комиссии законодательством не определен.
Поправки уже успели назвать революционными, однако у экспертов они также вызвали ряд нареканий:
- процедура регистрации препаратов в РФ остается достаточно сложной. Вместо легализации ввоза, стимулирующей отказ от нее, рациональнее было бы упростить процесс регистрации;
- у специалистов возникли сомнения не создаст ли закон определенный простор для злоупотреблений со стороны состоятельных граждан для закупки незарегистрированных препаратов. Появляется возможность для формирования «параллельной» системы медицины для привилегированных пациентов. И некоторые шаги в этом направлении прослеживаются: например, организация специальных медицинских кластеров (объединений высокопрофессиональных медорганизаций) с допуском в них иностранных клиник и применением международных стандартов лечения.
ФЗ-475 предусмотрены и другие поправки в закон «Об обращении лекарственных средств»: вводится новая система взаимозаменяемости препаратов, теперь она определяется уполномоченным госорганом (Министерством здравоохранения Российской Федерации) в рамках одного международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования лекарственного средства. Основанием такого решения является только заключение специально созданной комиссии экспертов соответствующего экспертного учреждения. При принятии решения эксперты руководствуются установленными Федеральным законом критериями (характеристиками); уточнен порядок контроля госорганов за ценообразованием на жизненно необходимые и важнейшие лекарства, включенные в утвержденный перечень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных данных свидетельствует о том, что организация адекватного лекарственного обеспечения населения является актуальной проблемой здравоохранения, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов федерации и муниципальных образований.
Анализ организации лекарственного обеспечения населения России показывает, что в настоящее время оно переживает нелегкий период и нуждается в реформировании, среди приоритетных направлений которого можно выделить следующие:
1 пересмотр категорий граждан, которым лекарственные средства отпускаются на бесплатной и льготной основе;
2 утверждение на федеральном уровне единого порядка ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
3 принятие и реализация федеральных программ по обеспечению населения отдельными фармакологическими группами жизненно важных лекарственных средств;
4 совершенствование механизмов конкурсных закупок на региональном уровне;
5 совершенствование подготовки практических врачей по вопросам клинической фармакологии.
Целью государственной промышленной политики в области производства лекарственных средств должно быть создание конкурентно способного высокотехнологического промышленного комплекса, соответствующего мировым стандартам и обеспечивающего экономическую независимость и национальную безопасность Российской Федерации.
В целях улучшения льготного лекарственного обеспечения на разных уровнях может быть предпринято следующее:
1 органам государственного управления в условиях недостатка финансовых средств целесообразно:
2 минимизировать декларирование прав граждан на получение лекарственных средств бесплатно при амбулаторном лечении;
3 предусмотреть личную долю граждан в оплате лекарств, отпускаемых по льготным рецептам;
4 по федеральным программам осуществлять централизованные закупки лекарственных средств, исходя из потребности, что существенно снизит стоимость лекарственного обеспечения больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой и другие;
5 рассмотреть возможность использования механизмов более эффективного льготного лекарственного обеспечения амбулаторных больных.
6 органам управления фармацевтической отраслью добиваться создания системы государственного регулирования цен на лекарственные средства путем предоставления льготных налоговых режимов для тех субъектов фармацевтического рынка, которые выполняют социальные функции по лекарственному обеспечению.
7 органам управления здравоохранением на уровне субъектов Российской Федерации закупку лекарственных средств, подлежащих отпуску по бесплатным и льготным рецептам, осуществлять на тендерной основе при условии, что деньги из бюджета будут выделяться поставщику — победителю конкурса в кратчайшие сроки после тендера. Уже в этом случае расходы можно уменьшить на 10 – 15 %, а при закупке больших партий экономия может составить до 20 – 25 %.
Гарантии в области здравоохранения являются очень важным элементом социальной политики России, однако управление медицинской помощью в настоящее время все также производится по фактически сложившимся ее объемам без приведения в соответствие ресурсов и обязательств системы здравоохранения и без предварительного планирования и согласования объемов, структуры и условий предоставления медицинской помощи.
В ходе выполнения курсовой работы сложностей не возникло, информация о лекарственном обеспечении граждан Российской Федерации легкодоступна и понятна.
Подводя итог, можно сказать что в ходе курсовой работы были выполнены следующие задачи:
1 рассмотрено понятие лекарственного обеспечение населения;
2 проанализировано современное состояние системы лекарственного обеспечение в России;
3 выделены проблемы и основные направления совершенствования системы лекарственного обеспечение в России;
4 изучен комплекс мер по совершенствованию системы лекарственного обеспечение.
Анализ особенностей обеспечения граждан лекарствами был выполнен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно правовые акты:
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года: текст с изм. на 01.06.2017 г.- М.: АЙРИС ПРЕСС,2017. – 40 с.
2 Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ URL: https://clck.ru/DNwu9 (дата обращения 09.02.2020 г.)
3 О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ URL: https://clck.ru/9vGor (дата обращения 05.02.2020 г.)
4 Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ URL: https://clck.ru/HXtEH (дата обращения 20.02.2020 г.)
5 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ URL: https://clck.ru/9cP7e(дата обращения 22.02.2020 г.)
6 Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125 URL: https://clck.ru/Fd5gi (дата обращения 22.02.2020 г.)
7 Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 URL: https://clck.ru/D6wBo (дата обращения 23.02.2020 г.)
8 Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации: Приказ Минздрава России от 13 февраля 2013 г. № 66 URL: https://clck.ru/MSQBb (дата обращения 09.02.2020 г.)
9 Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения: Приказ Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1175н URL: https://clck.ru/MSQFh (дата обращения 09.02.2020 г.)
Учебная и научная литература:
10 Волгина Н.А. Курс лекций: учебное пособие о лекарственном обеспечении / Н.А. Волгина.- М.: КНОРУС, 2017.- 8 с.
11 Воронцова Н.А. Проблемы лекарственного обеспечения населения на региональном уровне (на примере Иркутской области) / Н.А. Воронцова. – Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии, 2016. – 13 с.
12 Галкин Ю.В. Бесплатное и льготное лекарственное обеспечение. Экономика здравоохранения / Ю.В.Галкин. — Томск: ЦНТИ, 2016. – 35-37 с.
13 Зайцева, В.А. Льготники препаратами обеспечены. Опыт организации лекарственного обеспечения в Находке / В.А. Зайцева. – Томск: Фармацевтический вестник, 2016. – 2 с.
14 Кончугов, А.В. Социальная политика как явление общественной жизни / А.В. Кончугов. – Томск: Власть, 2018. — 96-98 с.
15 Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие / А.И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2017.- 119 с.
16 Мешков Н.А. О состоянии здоровья, медицинского и лекарственного обеспечения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции // Инвалиды и общество / Н.А. Мешков. – Томск: ЦНТИ, 2015. — 3-8 с.
17 Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник./ Ю.П. Лисицын. — М.: Гэотар-Мед, 2018. – 520 с.
18 Медик В.А. Пути совершенствования лекарственного обеспечения населения. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. В.А. Медик. — М.: Гэотар-Мед, – 2016. – 45-47 с.
19 Холостова Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. — М.: Финансы и статистика, 2018.- 92 с.
[1] Галкин, Ю.В. Бесплатное и льготное лекарственное обеспечение. Экономика здравоохранения / Ю.В.Галкин. — Томск: ЦНТИ, 2016. – С.35-37
[2] Волгина Н.А. Курс лекций: учебное пособие о лекарственном обеспечении / Н.А. Волгина.- М.: КНОРУС, 2017.- С.8
[3] Кончугов, А.В. Социальная политика как явление общественной жизни / А.В. Кончугов. – Томск: Власть, 2018. — С. 96-98
[4] Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие / А.И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2017.- С. 119
[5] Холостова Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. — М.: Финансы и статистика, 2018.- С. 92
[6] Зайцева, В.А. Льготники препаратами обеспечены. Опыт организации лекарственного обеспечения в Находке / В.А. Зайцева. – Томск: Фармацевтический вестник, 2016. — С. 2
[7] Мешков Н.А. О состоянии здоровья, медицинского и лекарственного обеспечения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции // Инвалиды и общество / Н.А. Мешков. – Томск: ЦНТИ, 2015. — С. 3-8
[8] Воронцова Н.А. Проблемы лекарственного обеспечения населения на региональном уровне (на примере Иркутской области) / Н.А. Воронцова. – Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии, 2016. – С. 13
[9] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник./ Ю.П. Лисицын. — М.: Гэотар-Мед, 2018. – С. 520
[10] Медик В.А. Пути совершенствования лекарственного обеспечения населения. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. В.А. Медик. — М.: Гэотар-Мед, – 2016. – С. 45-47