Анализ транспортных расходов на примере ООО «Строй кран»

Существующая на заводе организационная структура обеспечивает осуществление полного производственного цикла изделий, начиная с разработки конструкторской и технологической документации на производимую продукцию, создание и совершенствование средств производства (включая производство и модернизацию отдельных видов оборудования, изготовление инструмента и оснастки), и завершая производством и реализацией продукции.

Анализ динамики основных технико-экономических показателей позволит оценить деятельность предприятия за период 2011- 2012 гг. (таблица 2.1.1).

Таблица 2.1.1

Динамика основных технико-экономических показателей ООО «Строй-кран» в 2011-2012 гг.

Показатели

2011

2012

Значение

Абсо-лютное изменение

Темп роста, %

Выручка от реализации, тыс. руб.

16209193,0

8289540,0

-7919653,0

51,1

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. (стр. 020+ 030 + 040)

16923099,0

8782801,0

-8140298,0

51,9

Прибыль от реализации, тыс. руб.

112612,0

-493261,0

-605873,0

-438,0

Чистая прибыль, тыс. руб.

423,0

-585499,0

-585922,0

-138415,8

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

3005588,0

2881101,0

-124487,0

95,9

Фондоотдача, руб./руб.

5,4

2,9

-2,5

53,4

Фондоемкость, руб./руб.

0,2

0,3

0,2

187,4

Фондовооруженность, руб./чел.

261,7

286,2

24,5

109,3

Амортизация, тыс. руб.

5032185,0

5177464,0

145279,0

102,9

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

3352273,0

2018310,0

-1333963,0

60,2

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов

4,8

4,1

-0,7

84,9

Среднесписочная численность работников, чел.

11485,0

10068,0

-1417,0

87,7

Производительность труда, тыс.руб./чел.

1411,3

823,4

-588,0

58,3

Фонд оплаты труда (годовой), тыс. руб.

2238730,0

1202538,0

-1036192,0

53,7

Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

16,24

9,95

-6,29

61,3

Экономическая рентабельность, %

1,5

-8,1

-9,6

-540,1

Выручка от реализации продукции в 2012 г уменьшилась по сравнению с 2011 г более чем в два раза (темп роста 51%) на 7919653 тыс.руб. и составила в 2012 г 8289540 тыс.руб.

Себестоимость реализованной продукции в 2012 г уменьшилась на 8140298 тыс.руб., и составила 8782801 тыс.руб., темп роста составил 51,9%. Положительным моментом является больший темп роста, чем у выручки.

В 2012 г предприятие не сумело получить прибыль от реализации продукции. Убыток составил 493261 тыс.руб. И как следствие Общество получило чистый убыток по деятельности в сумме 585499 тыс.руб.

Среднегодовая стоимость основных средств уменьшилась в 2012 г на 124487 тыс.руб. ( на 4,1%).

Показатель фондоотдачи в 2012 г уменьшился и составил 2,9 руб/руб. в 2011 г показатель составлял 5,4 руб/руб. продукции.

Фондоемкость увеличилась в 2012 г на 0,1 и составила 0,3 руб/руб.

Фондовооруженность увеличилась вследствие сокращения численности работников предприятия и составила в 2012 г 286,2 тыс.руб./чел.

При этом амортизационные отчисления увеличились на 2,9% и составили в 2012 г 5177464 тыс.руб. что свидетельствует о закупке нового оборудования, машин и других основных средств.

Среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия уменьшилась на 405 и составила в 2012 г 2018310 тыс.руб., при этом оборачиваемость оборотных средств уменьшилась и составила 4,1 оборотов в год. Тогда как в 2011 г данный показатель составлял 4,8 оборотов. Это свидетельствует об увеличении производственного цикла предприятия, замедлении хозяйственного оборота.

Также произошло снижение среднесписочной численности работников предприятия, основным фактором является увольнение по собственному желанию. Численность работников предприятия в 2012 г составила 10068 чел., что на 1417 чел меньше численности 2011 г.

Вследствие этого уменьшился и фонд заработной платы – на 46,7%. Данный показатель составил в 2012 г 1202538 тыс.руб.

При этом среднемесячная заработная плата работника уменьшился почти на 40% и ставила 9952 тыс.руб., тогда как в 2011 г заработная плата составляла 16242 тыс.руб.

Экономическая рентабельность показывает эффективность производства к затратам и вложениям. Данный показатель имеет отрицательную величину в 2012 г, т.к. предприятие не смогло получить прибыль по деятельности.

Основными причинами ухудшения финансовых показателей являются снижение объемов производства, списание устаревшего оборудования, сокращение рабочего дня и сокращения рабочей недели вследствие мирового финансового кризиса, снижения рынков сбыта продукции и увеличения задолженности покупателей и заказчиков.

Формула расчета темпа роста:

(2.1)

где Тр – темп роста показателя;

  • ПР0 и ПР1 – прибль от реализации соответственно базового и последующего периода, тыс.руб.

В результате работы ООО «Строй-кран» в 2012 году получены убытки от основной деятельности в сумме 493 261 тыс.руб. при плановых убытках 493 146 тыс.руб. Отклонение составило 115 тыс.руб. убытков.

Основная причина убыточности основной деятельности – высокий уровень постоянных расходов при падении объемов производства в связи с мировым финансовым кризисом, рост затрат на энергоносители из-за повышения тарифов на электроэнергию, природный газ, теплоэнергию при ограничении роста цен на заготовки.

При подготовке бухгалтерской отчетности за 2012 год руководство ООО «Строй-кран» исходило из допущения о том, что Общество будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенно сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Кризисные тенденции финансового рынка негативно повлияли на производство товаров и услуг. Основные задачи ООО «Строй-кран» на 2013 год – сохранение позиций на занимаемых рынках и освоение новых сегментов рынка за счет активного освоения новой продукции для наиболее емких целевых рынков;

— Также предприятие получило государственную помощь. В 2012 г сумма средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма составила 3758 тыс.руб., финансирование на возмещение (компенсацию) работодателю части затрат на оплату временных работ составило 46652 тыс.руб.

2.2. Анализ транспортных расходов по общему объему и составу

Для оценки работы автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности, и т.д., что является частью таких обобщающих показателей, как производительность работы машин и себестоимость перевозок, с помощью которых оцениваются окончательные результаты работы автотранспорта [5, C. 107].

Анализ транспортных затрат предприятия по общему объему и составу представлен в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Анализ затрат на использование автотранспорта на ООО «Строй-кран» в общей сумме расходов по обычным видам деятельности

млн.руб.

Показатели

2011 год

2012 год

Изменение

Темп роста, %

Материальные затраты, в т.ч.

13500,84

6710,42

-6790,42

49,70

— расходы на содержание дизельных грузчиков

958,00

703,29

-254,71

73,41

— расходы на содержание электропогрузчиков

479,00

301,41

-177,59

62,92

— расходы на содержание электротягачей

479,00

301,41

-177,59

62,92

— расходы на содержание легковых авто

718,50

535,84

-182,66

74,58

— расходы на содержание грузовых авто

2155,50

1507,05

-648,45

69,92

Всего транспортных расходов

4790,00

3349,00

-1441,00

69,92

Затраты на оплату труда

2017,60

1030,37

-987,23

51,07

Отчисления на социальные нужды

452,37

226,83

-225,54

50,14

Амортизация

159,85

147,95

-11,89

92,56

Прочие затраты

696,57

660,66

-35,91

94,85

Итого по элементам затрат

16827,22

8776,23

-8050,99

52,15

Данные таблицы 2.2.1 свидетельствуют о снижении всех затрат по элементам, а также снижения расходов на транспорт.

Транспортные расходы включаются в сумму материальных затрат. В связи со снижением объемов производства, из-за введения на предприятии коротких рабочих смен и неполной рабочей недели, наблюдается снижение всех расходов предприятия.

Общая сумма материальных затрат уменьшилась на 50,3% и составила в 2012 г только 6710,42 млн.руб., тогда как в 2011 г материальные затраты составляли 13500,84 млн.руб.

Транспортные расходы, включающие расходы на содержание внутрицехового и межзаводского транспорта, а также грузовые автомобили, занятые на междугородних перевозках, также значительно уменьшились.

Расходы на содержание электротранспорта (погрузчики и кары) уменьшились на 38,1% и составили в 2012 г по каждому наименованию 301,41 млн.руб.

Расходы на содержание дизельных автопогрузчиков уменьшились на 26,6: и составили в 2012 г 703,29млн.руб.

Расходы на содержание легковых автомобилей, предназначенных для перевозки комплектующих деталей из драгоценного металла уменьшились на 35,4: и составили 535,84 млн.руб.

Расходы на содержание большегрузных автомобилей составили в 2012 г 1507,05 млн.руб. (уменьшение на 31%).

Общая сумма расходов на транспорт составила в 2012 г 3349 тыс.руб. (уменьшение на 31%).

Руководство предприятия стремилось уменьшить транспортные расходы в анализируемом периоде, однако повышение цен на энергию и ГСМ не позволило достичь результата по снижению в 50% несмотря на значительное снижение объемов производства и сокращение количества отработанных автомобиле-дней.

Анализ динамики и структуры транспортных расходов представлен в таблице 2.2.2

Таблица 2.2.2

Анализ структуры транспортных расходов на ООО «Строй-кран» в 2011-2012 гг.,

млн.руб.

Показатели

2011 год

2012 год

Изменение

Темп роста, %

Сумма

Удельный вес, %

Сумма

Удельный вес, %

Струк-туры

Суммы

ГСМ

3,67

0,08

2,81

0,09

0,01

-0,86

76,57

Электроэнергия

1079,00

22,53

1301,40

38,86

16,33

222,40

120,61

Заработная плата и отчисления

1990,00

41,54

1042,79

31,14

-10,41

-947,21

52,40

Запасные части

1717,33

35,85

1002,00

29,92

-5,93

-715,33

58,35

Итого

транспортных расходов

4790,00

100,00

3349,00

100,00

0,00

-1441,00

69,92

Данные таблицы показывают, что в 2012 г. произошли значительные изменения по всем статьям автотранспортных расходов.

Расходы на ГСМ уменьшились на 0,86 млн.руб. (23,5%) и составили в 2012 г. только 2,81 млн.руб. удельный вес ГСМ в общей структуре транспортных расходов увеличился незначительно, из-за малого объема работ по сравнению с предыдущим периодом.

При этом расходы на электроэнергию увеличились на 20,61% и составили в 2012 г. 1301,4 млн.руб. Данное увеличение (несмотря на снижение объемов работ) обусловлено увеличение цен на электроэнергию в начале 2012 г. удельный вес расходов на электроэнергию составил в 2012 г. 38,86%, тогда как в 2011 г. данный показатель составлял 22,53%.

Заработная плата водителей и рабочих ремонтного цеха уменьшилась на 47,6% и составила в 2012 г. 1042,9 млн.руб., удельный вес заработной платы в общей сумме транспортных расходов составил 31,14%. По сравнению с 2011 г. данный показатель уменьшился на 10,41%.

Расходы на запасные части уменьшились на 41,65% и составили в 2012 г. 1002 млн.руб. Удельный вес в общей сумме транспортных расходов также уменьшился и составил только 29,9% (уменьшение на 5,93%).

Значительное увеличение затрат на электроэнергию обусловлено увеличением цен на тарифы в 2012 г. В целом можно сказать, что предприятие стремится сокращать расходы а производство, однако увеличение тарифов влияет на структуру расходов.

2.3. Анализ транспортных расходов на рубль товарной продукции

Для обобщающей характеристики эффективности и интенсивности использования транспорта, рассчитаем показатель показателем транспортных расходов на 1 рубль товарной продукции [4, C.191]:

(2.2)

где ФОМ – фондоотдача грузовых машин;

  • К – среднегодовое число машин, ед.;
  • Тед – отработано за год дней;
  • ЧВ – выработка продукции за 1 маш-час.

СМ – среднегодовая стоимость машин.

руб/руб.

руб/руб

руб/руб

руб/руб

руб/руб

руб/руб

Результаты расчета влияния факторов на изменение фондоотдачи представлен в таблице 2.3.1

Таблица 2.3.1

Расчет влияния факторов на изменение фондоотдачи транспортных средств предприятия на ООО «Строй-кран» в 2011-2012 гг.

Показатель

Расчетное значение

Влияние фактора

Фондоотдача 2011 года

0,25

Стоимость транспортных средств

0,03

-0,22

Количество отработанных дней

0,21

0,18

Количество отработанных часов за день

0,18

-0,03

Количество автомобилей

0,16

-0,02

Увеличение выработки автомобилей

0,18

0,02