Распределение доходов населения и проблемы справедливости в рыночной экономике

Содержание скрыть

Оценка показателей динамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработки комплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения — есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. Именно это и обосновывает актуальность рассмотрен ия данной темы.

Актуальность позволяет определить тему исследования – распределение доходов

Исходя из темы, можно обозначить цель исследования – распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать понятие дохода населения, его структуры и показателей;
  • Раскрыть принципы распределения доходов в обществе;
  • Выяснить проблемы неравенства доходов в обществе;
  • Определить проблемы измерения неравенства доходов, причины и факторы неравенства;
  • Провести наблюдение и выяснить, какова степень распределенности доходов в экономике России;

При решении поставленных задач использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, индукция, дедукция.

Предмет исследования – справедливость распределения доходов.

Объект исследования – рыночная экономика.

Методология: в данной курсовой работе использовались труды таких ученых как: М. Н. Чепурина, В. И. Видяпина, Л. М. Куликова и др.

Данная курсовая работа состоит из введения, 1,2 разделов, заключения и списка использованной литературы.

18 стр., 8977 слов

Государственная политика доходов населения

... данной курсовой работы является изучение сущности, механизмов государственной политики доходов в Российской Федерации. Задачи курсовой работы: раскрыть сущность доходов и определить их виды; раскрыть особенности государственной политики доходов населения на примере Российской Федерации, определить причины неравенства доходов населения; определить ...

1.1 Распределение доходов в рыночной экономике

1.1.1 Доход населения: понятие, структура и показатели

Уровень благосостояния людей характеризуют, прежде всего, получаемые ими доходы. Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д. Понятие дохода шире понятия заработной платы, поскольку доход может содержать и другие денежные поступления.

Доходы населения – материальные средства, которыми располагает население для осуществления своих потребностей. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя. (Приложение 1):

1. Номинальный доход – это общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Структура этого дохода включает такие элементы, как факторные доходы, то есть те, что получены от использования собственных факторов производства,- заработная плата, рента, процент, прибыль; выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансферты); плюс другие поступления – проценты по вкладам в банки, дивиденды на акции, страховые суммы, лотерейные выигрыши и прочее (приложение 2).

2. В отличие от номинального располагаемый доход представляет только ту часть номинала, которая может быть использована непосредственно на личное потреб­ление товаров и услуг, а также на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному минус налоги и другие обязательные платежи (от­числения в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).

3. Реальный доход — отражает покупатель­ную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое мо­жно купить на располагаемый доход в течение определённого пери­ода (то есть здесь учитывается возможное изменение цен).

Иначе говоря, это доступная каждому лицу (по доходу, которым он рас­полагает) индивидуальная «потребительская корзина».

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертные платежи. Соотношение между ни­ми заметно влияет на экономическое поведение людей. В частно­сти, когда в структуре доходов преобладают заработки, это сти­мулирует трудовую активность человека, его усердие, инициативу, предприимчивость. Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее по отношению к производственной деятель­ности и заражаются психологией иждивенчества. Поэтому напра­вления и размеры государственной социальной помощи должны быть продуманными, взвешенными и строго адресными. [1,8,9]

1.1.2 Принципы распределения доходов в обществе

В разных странах и в разные периоды действуют различные системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения (Приложение 3):

Уравнительное распределение, Рыночное распределение, Распределение по накопленному имуществу, Привилегированное распределение

В реальности все четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются. Например, в СССР для «трудящихся масс» преобладала уравниловка, а для верхушки компартии (КПСС) и госаппарата существовали многообразные привилегии. В то время как «массы» испытывали на себе тяготы низких доходов, товарных дефицитов, перенаселенных коммунальных квартир, общежитий, подвалов и пр., номенклатурная элита имела высокие доходы, шикарные квартиры, машины, дачи, прекрасные питание и быт. Однако, какая бы система распределения ни была, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.[8,4]

3 стр., 1253 слов

Проблема неравенства доходов в современном обществе

... потребителя. Если допустить неравенство, то степень удовлетворения предельной полезности у людей будет разной. При этом общая предельная полезность окажется меньшей, чем если бы распределение дохода было одинаковым. ... «Богатство порождает богатство» - этот тезис относится к роли собственности в дифференциации доходов общества. Здесь речь идет не о процессе реформирования собственности, а о том, что ...

1.1.3 Проблемы неравенства доходов в обществе

Еще Вольтер напоминал, что мы уже давно не жи­вем в том «золотом веке, когда люди рождались равноправными и получали одинаковую долю со­чных плодов невозделанной земли». И дей­ствительно, в условиях развитого рынка существо­вание неравенства объективно задано тем, что рыночная система — это бесстрастный и жесткий механизм, который не знает благотво­рительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково.

И это абсолютно нормально, что рынок через свою систему дифференцированного вознаграждения объективно выявляет разные возможности людей, определяя, «кому быть врачом или адвокатом, кому собирать мусор и подметать улицы». Самое нелепое и вредное для человечества, говорит Форд, — утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только из человеческого труда». Благотворительности в оплате труда места нет. Ка­ждый получает ровно столько, сколько заслужил.

Иное дело — уровень социальной политики государства. Оно, как уже отмечалось, призвано смягчать неравенство в доходах людей, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе. Однако слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов заметно снижает эффективность производства, поскольку растущие налоги подавляют интерес состоятельных людей к хозяйственной деятельности, а у бедных, получающих все больше помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду.

Таким образом, тут неизбежно возникает противоречие между эффективностью производства и равенством доходов (Приложение 4).

Равенство может казаться более справедливым и соблазнительным, но оно подрывает стимулы к труду. К тому же чрезмерное выравнивание доходов порождает свою несправедливость, давая выгоду менее способным и менее трудолюбивым за счет других.

Сталкиваясь с этим противоречием, каждое общество должно решить для себя два главных вопроса: во-первых, что лучше: больший пирог, но разделенный на неравные порции, то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе; или всем поровну, но уже от меньшего пирога, то есть равенство, но при неэффективной экономике. Во-вторых, чем оно видит социальную справедливость: в равном распределении доходов или в равных возможностях их зарабатывания.

Таким образом, социальная политика — весьма тонкий инстру­мент государственного регулирования, требующий очень осторож­ного и гибкого применения. Что же касается неравенства доходов, то получается, что оно не только неизбежно, но даже необходимо.[8,4]

1.2 Справедливость распределения в рыночной экономике. Концепции справедливости

Рыночное распределение доходов на основе конкурентного механиз­ма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом. Естественно, указанный механизм не гаранти­рует равенства в распределении доходов, и в реальности в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается значительное неравенство в их распределении.

6 стр., 2835 слов

Неравенство доходов в обществе и его последствия

... ответа на вопрос о степени справедливости распределения доходов среди населения, о дифференциации доходов в обществе. Для определения степени неравномерности распределения доходов среди населения страны используются ... договоров с государством и предприятиями. К причинам, обусловливающим неравенство в распределении доходов, относится также уровень образования и профессиональной подготовки. Данные ...

В рамках позитивной экономической теории ответа на вопрос, какое именно распределение доходов справедливо, просто не существует.

Вспомним, что критерий Парето-эффективности (когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положение других) не может дать нам тео­ретическую основу решения проблемы справедливости. Одним из проявлений фиаско рынка является невозмож­ность справедливого распределения доходов, поскольку рынок — социально нейтральный механизм. Математически можно определить эф­фективность по Парето, но понятие справедливости — это нормативное суждение, т. к. под словом под словом «распределе­ние» понимается не только рас­пределение доходов, но и рас­пределение ресурсов. Вот почему вопрос справедливого распреде­ления доходов не оставляет равнодушными ни политиков, ни простых граждан: здесь затрагивается моральная, этическая проблема.

 справедливость распределения в рыночной экономике концепции справедливости 1 Принято различать функциональное и персональное распределе­ние доходов. Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов про­изводства (труда, капитала, земли, предпринимательства).

В этом слу­чае мы интересуемся, какая доля «национального пирога» приходится на заработную плату, процент, рентные доходы, прибыль. Персональное распределение — это распределение национального дохода между граж­данами страны, независимо от того, владельцами каких факторов про­изводства они являются. В этом случае анализируется, какую долю национального дохода (в денежном выражении) получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.

Итак, поскольку эффективность по Парето не дает нам никакого кри­терия для ранжирования точек, лежащих на потребительских возможностей (кривой достижимой полезности), мы не можем сказать, что распределение в точке А справедливее, чем в точке Б. (рис.1).

На рисунке изображена кривая достижимой полезности в обществе. Мы можем утверждать, что, если происходит перемещение из точ­ки К в точку М,то наблюдается улучшение по Парето. Произошло уве­личение полезности и у, и х. Но перемещение из А в Б или на­оборот, т. е. скольжение вдоль кривой до­стижимой полезности, не может ничего нам сказать о более предпочтительном (с точки зрения справедливости) положении каждой из указанных точек.

Что же означает понятие «справедливость»? Справедливость, согласно опре­делению известного словаря современ­ной экономической теории Макмиллана — это честность, беспристрастность. Если же рассматривать справедливость в кон­тексте известной нам теории экономики благосостояния, то справедливым можно было бы считать распределе­ние, соответствующее двум условиям:

  • Во-первых, оно должно быть рав­ноправным, т. е. ни один из субъектов общества не предпочитает товар­ный набор другого лица своему собственному товарному набору;

— Во-вто­рых, оно должно быть эффективным по Парето. Одновременно и рав­ноправное, и эффективное по Парето распределение можно трактовать как справедливое. Вообще социальная справедливость в экономической теории — это проблема приемлемой степени неравенства в распределе­нии доходов. И здесь надо сразу сказать, что единого ответа на этот воп­рос у экономистов-теоретиков не существует . Существуют наиболее из­вестные концепции справедливости, или справедливого распределения доходов: эгалитаристскую, утилитаристскую, роулсианскую и рыночную.

15 стр., 7166 слов

Работа «Экономическая теория» №67: «Налоги, их классификация ...

... выявление функций налогов; распределение и изучение налогов по классификациям; рассмотрение проблемных аспектов понятия «налоговое бремя»; изучение проблемы распределения налогового бремени в обществе. Разработанность темы ... экономических процессов Договорная плата Страховой платеж государству Средство уравнивания доходов Покупка гражданами государственных услуг Добровольные взносы граждан для ...

Эгалитаристская концепция, Утилитаристская концепция

Эгалитаристская концепция 1

где W функция общественного благосостояния, а и — индивидуаль­ная функция полезности. В нашем условном примере формула примет вид:

Эгалитаристская концепция 2

Приведенная формула требует некоторых пояснений: во-первых, утилитаристский подход предполагает возможность меж­личностного сравнения индивидуальных функций полезностей различ­ных членов общества. Во-вторых, функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут быть:

  • а. одинаковыми у всех людей;
  • б. различными у различных членов общества. В последнем случае

подразумевается различная способность людей извлекать полезность из их дохода (денежного или натурального).

Трудно не согла­ситься с тем, что для богатого предельная полезность его денежного дохода вовсе не такая, как у бедного человека. Если представить себя на месте миллионера, а затем на месте скромного конторского служащего, то очевидно, предельная полезность дополнительной денежной единицы дохода будет выше у последнего из названных субъектов. Тогда предполагается, что уменьшение полезности, дол­жно компенсироваться в ходе распределения не точно таким же, а большим приращением. Такой вывод не должен показаться странным, если речь идет о максимизации суммы индивидуальных полезностей.

Эгалитаристская концепция 3 Для графического пояснения этого подхода используем кривую безразличия. На графике (рис.2) общественная кривая безразличия означает множество сочетаний полезностей, которые могут извлекать указанные субъекты из своего дохода, представленного в денеж­ной или натуральной форме. Все комбинации, лежащие на обществен­ной кривой безразличия, одинаково удовлетворительны для общества.

Если утилитаристская общественная кривая безразличия имеет ли­нейный вид (причем ее наклон равен -1, как в случае а), то снижение полезности х будет компенсироваться точно таким же приращением полезности у.

Индивидуальные полезности дохода совершенно одинаковы. Если же обществен­ная кривая безразличия выпукла к началу осей координат (вариант б), то мы видим, что уменьшение полезности для х должно компенси­роваться более чем равным, приращением полезности у, посколь­ку только таким образом остается неизменной суммарная полезность общества в целом. Это означает, что члены общества имеют не оди­наковую функцию индивидуальной полезности. Таким образом, со­гласно утилитаристскому подходу, общество может считать справед­ливым как равное, так и неравное распределение доходов, в зависи­мости от представлений о характере индивидуальных функций полез­ностей разных членов общества. Нетрудно заметить, что в случае а) утилитаристская концепция совпадает с эгалитаристской: поскольку все люди обладают совершенно одинаковой способностью извлекать пре­дельную полезность из своего дохода, то справедливым будет его урав­нительное распределение.

15 стр., 7434 слов

Распределение доходов в современной экономике

... следовательно, на уровень жизни населения в стране. В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегда были в центре внимания как экономической науки, так и правительств стран. Предметом исследования работы ...

Роулсианская концепция

Роулсианская функция общественного благосостояния имеет следующий вид:

Роулсианская концепция 1

Роулсианская концепция 2 Речь идет о решении задачи «максимина», т. е. максимизации благосостояния лица с минимальным доходом. Другими словами, подход Дж. Роулса означает, что справедливость распределения дохода зависит только от благосостояния самого бедного индиви­да. Роулсианская общественная кривая безразличия будет иметь следующий вид (рис.3):

Заметим, что никакое приращение благосостояния одного индивида не ока­зывает влияния на благосостояние дру­гого Общественное благосостояние, по Роулсу, улучшается только в том случае, если повыша­ется благосостояние наименее обеспеченного индивида.

Дж. Роулс критикует утилитаристскую концепцию по нескольким направлениям:

Во-первых, утилитаризм в его первоначальном виде дает простей­шую и наиболее прямую концепцию права и справедливости, т. е. мак­симизацию блага, но не особенно обращает внимание на то, как эта сумма полезностей распределяется между индивидами (каким именно образом выигрыши отдельных индивидов компенсируют и перекрывают потери других).

Во-вторых, полагает Роулс, спорна аналогия между индивидом и об­ществом. Получается, что так же, как индивид может выбирать опти­мальное сочетание между определенными потерями и выигрышами (за­ниматься по сложной учебной программе, чтобы позднее занять высо­кое положение; принять участие в определенных непривлекательных видах деятельности, ведущих к выгоде в будущем), так и общество мо­жет проявлять терпимость к определенным видам потерь (неудобства для отдельных индивидов), если они приведут к росту общего выигры­ша (большее благо для большего количества индивидов).

Но проблема утилитаристского подхода, согласно критическим взглядам Роулса, заключается в том, что он нарушает право отдельных индивидов в рамках общества, т. е. использует одних субъектов как средство для достижения цели других. Характерный пример: существо­вание рабовладельческой системы на юге США перед гражданской вой­ной, вполне возможно, отвечало интересам нации в целом (дешевая рабочая сила, позволяющая развивать текстильную промышленность, что обеспечило США лидирующее положение на мировом рынке).

Од­нако трудно себе представить, как это можно было бы совместить с основами справедливости. Или, например, жертвы, приносимые во имя будущих поколений: существенное понижение уровня жизни или удли­нение рабочего дня, ложащиеся на плечи живущего сегодня поколения, безусловно, ведут к увеличению уровня благосостояния будущего поко­ления. Но вряд ли это, по Роулсу, явля­ется справедливым.

15 стр., 7478 слов

Доходы населения и уровень жизни

... определяющие доходы населения; изучить дифференциацию населения по доходам, способы ее измерения; рассмотреть проблему бедности; изучить уровень и качество жизни; проанализировать политику благосостояния населения и уровень жизни в Республике Беларусь. 1. Доходы населения и их виды. Номинальные и реальные доходы Уровень и качество жизни ...

Рыночная концепция

Итак, последняя из рассмотренных концепций справедливости вновь застав­ляет задуматься о том, следует ли государству вмешиваться в процесс пе­рераспределения доходов, если блага в свободном рыночном хозяйстве достаются только тем, кто обладает «денежными голосами»? Правительства промышленно развитых стран не стали дожидаться окончания теоретических споров относительно справедливого распределения доходов, тем более что в дискуссии по вопросам нормативного характера некому вынести суждение, обладающее статусом абсолютной истины. Практика показала, что существование обширных зон нищеты чревато многими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, морального здоровья и т. п. В сущности, это очевидно в рамках здравого смысла и политического прагматизма лидеров, не желающих социальных потрясений в обществе.[8,19,3]

1.3 Измерение неравенства распределения доходов. Причины и факторы неравенства

 измерение неравенства распределения доходов причины и факторы неравенства 1 Прежде чем обратиться к проблеме измерения неравенства в распределении доходов, надо сказать что, располагаемый доход – это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода. Именно располагаемый доход дает более точное представление об уровне жизни населения, нежели личный доход.

Теперь, вспомнив категории личного и располагаемого дохода, можно обратиться к конкретным проблемам неравенства в распределении доходов: какова пропасть между богатыми и бедными? И можно ли во­обще измерить неравенство в распределении доходов?

Одним из наиболее известных способов измерения этого неравен­ства является построение кривой Лоренца. Речь идет при этом о персональном, а не функциональном распределении доходов.

Если мы разделим все население страны на 5 частей (квинти­лей), т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (бис­сектриса) дает нам представление о равном распределении доходов (рис.4).

Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накоп­ленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вторую группу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, за­тем 40%, далее 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения — 40% доходов, и т. д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютно­го равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов, 80% населе­ния — 60% доходов, и, наконец, 100% населения — 100%» всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Ло­ренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис.4 мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE).Сплош­ная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов).

Но после уплаты налогов и по­лучения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пун­ктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вог­нутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьши­лось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее не­равенство в распределении доходов, и чем активнее социальная поли­тика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов. На рис. 5 приведены различные кривые Лоренца для России на 1997 г., отражающие распределение доходов от собственности, пред­принимательских доходов, доходов от труда (заработная плата) и т. д.

 измерение неравенства распределения доходов причины и факторы неравенства 2 Как отмечалось ранее, больше всего приближается к линии абсо­лютного равенства кривая Лоренца, отражающая распределение дохо­дов с учетом трансфертных выплат, а далее всего от нее находится кри­вая, демонстрирующая распределение доходов от собственности.

Еще одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини (G), или индекс концентра­ции доходов . Этот коэффициент тесно связан с кривой Лоренца. На рис. 1.4 мы можем его рассчитать как отношение площади фигуры, на­ходящейся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (обозначим ее буквой Т), к площади треугольника OFE, образуемого между линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства:

 измерение неравенства распределения доходов причины и факторы неравенства 3 ,

где величина G изменяется от нуля до единицы, т. е.

0 < G <1

Следует обратить внимание на то, что коэффициент Джини может для различных видов доходов и их субъектов. Индекс можно рассчитывать по величине заработной платы, по доходу от предпринимательской деятельности, по величине ВВП (ВНП) на душу населения, валовому доходу домашнего хозяйства и др.

Но почему существует неравенство в доходах? Различные экономисты называют множество причин и факторов, но одними из самых важнейших являются:

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностя­ми, как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный ис­ключительной физической силой, имеет больше шансов стать знамени­тым и высокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно достав­шейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им ро­диться — потомственных миллионеров или простых рабочих. Следова­тельно, одна из разновидностей потока доходов, т. е. доход от собствен­ности, будет существенно различаться у названных субъектов.

В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образова­ние и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых стар­товых уровнях образования больший доход будут получать лица, кото­рых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разре­шения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в сво­ей работе.

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везе­нием, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопреде­ленности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин мо­жет объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равен­ство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бед­ные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.[19,9]

Страна, в которой доход каждого медленно растет, может быть очень счастлива; страна, в которой доход растет очень быстро, но одновременно увеличивается неравенство доходов, идет навстречу своей гибели.

Л. Столерю

Доходы населения и их распределение имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни.Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения есть одна из основных причин стагнации экономики России.

2.1 Уровень доходов и их распределение в период 1992-2004гг.

За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения России. Более трети россиян в настоящее время имеют доходы ниже прожиточного минимума, а еще 50% населения едва сводят концы с концами. [14]

Первая волна этого падения пришлась на 1992-1995 годы и была связана с либерализацией цен правительством Е.Гайдара, а также с высокой инфляцией, обесценившей накопления граждан. Второй удар по уровню жизни нанес финансовый кризис 1998 года, после которого даже экономическое оживление, начавшееся в 1999 году, не дало возможности восстановить предкризисный уровень реальных доходов населения. К началу 2001 года реальные располагаемые денежные доходы остались на уровне 77% от 1997 года (Приложение 5).

При этом необходимо учитывать, что к началу проведения экономических реформ в России сложился относительно низкий уровень жизни населения не только в сравнении с высокоразвитыми странами Запада, но и с отдельными восточноевропейскими странами. [10]

В советский период в условиях административной системы управления экономикой основным направлением социальной политики государства являлось поддержание относительно низкого, но достаточно стабильного уровня жизни для подавляющей массы населения. Это достигалось, с одной стороны, жестким нормированием заработной платы и других видов доходов населения, а, с другой стороны, — путем «замораживания» цен на основные виды товаров народного потребления и платных услуг. Большую роль в реализации этой политики, как известно, играли общественные фонды потребления (ОФП), которые занимали более 30% в совокупных доходах населения и росли более быстрыми темпами по сравнению с заработной платой. При этом около 75% общей величины ОФП формировались и расходовались централизованно, а остальные 25% — за счет средств предприятий на основе жестких директивно задаваемых нормативов. [13] Сложившаяся на такой основе система распределительных отношений строилась по существу на отрицании товарной формы оценки рабочей силы и была направлена на снижение дифференциации доходов трудящихся.

Уравнительный подход к распределению и обеспечению социальных гарантий, не создававший должных стимулов к высокопроизводительному труду и эффективному накоплению, исчерпал себя к 1980-м годам. Необходимость ликвидировать «уравниловку» была одной из важнейших причин начала перестройки в СССР. Однако в ходе проведения рыночных реформ в СССР и России роль государства в формировании доходов населения и регулировании оплаты труда существенно снизилась, произошло, как отмечено выше, значительное падение уровня жизни основной массы населения страны.

В 90-е годы чрезвычайно низкие показатели доходов населения, невыплаты заработной платы, пенсий, пособий, превратились в системный узел проблем социально-экономического развития России. [10] Безусловно, без кардинального улучшения ситуации в экономике, перехода к экономическому росту невозможно добиться значительных положительных результатов в повышении уровня жизни. Однако не вызывает сомнения и то, что низкий уровень доходов населения во многом обусловлен отсутствием активной государственной политики доходов и занятости.

Практика общественного развития показывает, что повышение уровня и качества жизни — это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала, составляющие основу среднего класса. У таких людей гораздо сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, образование и профессиональную подготовку. Уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

Российская действительность 90-х годов убедительно свидетельствует о том, что экономика «дешевого работника», удовлетворение его потребностей на минимальном уровне оказывают угнетающее воздействие не только на работника, но и на возможности развития экономики в целом [13].

В условиях оживления экономической деятельности в стране в целом за 2000 год реальные располагаемые денежные доходы населения составили 110%, а реальная заработная плата – 120% к уровню 1999 года. Однако, как отмечалось выше, это увеличение не позволило достигнуть уровня жизни предкризисного 1997г. Несмотря на то, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2001 году прогнозируются с ростом 5%, они достигнут только 80 % от уровня 1997 года. [14]

По данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, денежные доходы россиян за 2004 год составили 6296 рублей в среднем на душу населения в месяц, что на 22% выше, чем в 2003 году. В марте 2005 года они поднялись до 7327 рублей (на 26,1% больше, чем в марте прошлого года, а в целом за I квартал 2005 года — на 16,1%, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года).

Денежные доходы населения росли не только в номинальном, но и реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен за соответствующий период).

Реальные располагаемые денежные доходы — доходы за вычетом обязательных платежей и взносов в реальном выражении — увеличились в 2004 году на 7,8% по сравнению с 2003 годом и превысили уровень всех предшествующих лет, начиная с 1992 года. В январе-марте 2005 года реальные располагаемые денежные доходы были на 3,1% больше, чем за тот же период предшествующего года. Но в целом за последний год сложилась тенденция замедления темпов роста реальных располагаемых денежных (рост в 2003 по сравнению с 2002 годом составлял 14,9%, а I квартал 2004 года по сравнению с тем же периодом 2003 года — на 12,0%).

Денежные доходы населения России формируются за счет заработной платы, выплаченной наемным работникам, социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, страховых возмещений и прочих выплат), доходов лиц, занятых предпринимательской деятельностью, доходов от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и других доходов. Оплата труда остается основным видом денежных доходов населения, хотя роль ее заметно снизилась в 90-е годы — если ранее она составляла более 4/5 совокупных денежных доходов, то теперь менее 2/3 (Приложение 7).

Роль социальных трансфертов осталась почти неизменной, после некоторого усиления в 2001 году — в 2004 году они обеспечили 13,8% совокупных денежных доходов. Практически такое же значение стали играть предпринимательские доходы (11,8%).

Значение доходов от собственности вновь стало возрастать (9,2% совокупных денежных доходов в 2004 году против 7,8% в 2003 году и 4,8% в 2002 году).[17,15]

Заработная плата остается основным источником дохода для примерно 62 миллиона человек, работающих по найму, и членов их семей, находящихся на их иждивении. Различные виды пенсий образуют доходы 38 миллиона пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты. Получателями остальных видов денежных доходов являются существенно более малочисленные группы населения. Численность получающих предпринимательские доходы не превышает 5 миллионов человек (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости работодателями являются примерно 0,8 миллиона человек, самостоятельно заняты — 4,1 миллиона человек).

По явно заниженным официальным данным на 2003г., соотношение доходов 10% наиболее богатой части населения и 10% наиболее бедной (децильный коэффициент) составляло 14:1; позднее дифференциация возросла. В наших расчетах учитывается и распределение скрываемых доходов, что дает еще более дифференцированное соотношение доходов 38:1, которое говорит о более высокой усиливающейся дифференциации. Такое растущее неравенство не позволяет решить проблему бедности.

В старшем дециле вариация в доходах высока (хотя очень богатые слои остаются «вне» госстатистики).1% богатейшей части населения России получает 35% всего национального дохода.

В России образовалось два социальных мира – два класса, совершенно различных по уровню и качеству жизни. В этих условиях экономический рост сам по себе не обеспечит бедности, и социальное неравенство будет только возрастать. Это следствие существующей системы распределения.

Тенденции в изменении распределения доходов между группами населения хорошо видны на диаграмме (Приложение 8).

В 2000-2002гг. половина населения имела среднедушевые месячные доходы до 3000р., а в 2003-2004гг. до 5000р. Все кривые на графике являются «двухвершинными», что весьма отличается от обычных кривых нормального распределения и свидетельствует о неоднородности рассматриваемой совокупности.[18]

2.2 Соотношение доходов населения 2005г. к 2006г.

В ноябре 2006г. по сравнению с соответствующим периодом 2005г. денежные доходы населения увеличились на 20% и достигли 1456,7 млрд. руб. Удельные денежные доходы сложились в размере 10228 руб., что выше предшествующего октября на 1,6%.

Данные о динамике реальных и располагаемых доходов населения за период начала 2005г. были подвергнуты Росстатом некоторой корректировке. В результате прошлогодний уровень этого показателя несколько поднялся, и его прирост за 5005г. увеличился с 9,3% до 11,1%. В то же время, текущий рост 2006г. стал выглядеть умеренно, но благодаря повышению стартовой отметке, уровень реальных денежных доходов в 2006г. остался примерно таким же, как и до корректировки. Прирост в ноябре 2006г., по первоначальной оценке Росстата, составил всего 0,8% по сравнению с октябрем. За январь-ноябрь 2006г. этот прирост по отношению к такому же периоду 2005г. составил 10,1%, тогда как значение подобного прироста за январь-сентябрь оценивалось в 11,4%.

В декабре объем реальных денежных доходов увеличился на 40%, что является традиционным сезонным ростом. В январе 2007г. ожидается резкий сезонный спад, а в феврале – восстановительный подъем на 19%. В марте этот подъем продолжится, и реальные денежные доходы повысятся, по прогнозу, еще на 7%

Средняя начисленная заработная плата в нояб­ре 2006 г. составила, по предварительным данным, 11267 руб. и по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года возросла на 25%, относитель­но октября 2006 г. — на 1,4%.

Самая высокая номинальная заработная плата сложилась на конец октября 2006 г. в финансовой сфере и добыче полезных ископаемых — 23672 руб. и 22817 руб., соответственно. Самая низкая — остается в сельском хозяйстве, 5045 руб. Уровень средней на­численной заработной платы работников здравоохра­нения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 79%, работников образования — 69% (в октябре 2005 г. — соответственно 71% и 65%).

Реальная зарплата в ноябре 2006 г. повысилась на 1,4% по отношению к предыдущему месяцу, что соответствует ее приросту на 1% за исключением влияния сезонности. Такого повышения оказалось, чтобы поддержать прежнюю интенсивность подъема данного показателя по тен­денции после довольно слабого октябрьского значе­ния. Иными словами появились признаки некоторого замедления его текущего подъема с начала IV квар­тала. Однако, благодаря сравнительно низкой базе сравнения, это не помешало процессу увеличения прироста по сравнению с уровнем соответствующего периода 2005 г. Прирост за январь-ноябрь составил 13,3% против 13,2% за январь-октябрь и 12,3% за I полугодие. В ближайшей перспективе ожидается укрепление позитивной тенденции в динамике реаль­ной зарплаты, что позволяет оценивать ее годовой прирост в 13,4%, а прирост за I квартал 2007 г. по сравнению с таким же периодом 2006 г., когда на­блюдалось ощутимое ослабление текущего роста, составит примерно 16%.

В декабре реальная зарплата, по нашей оценке, возросла на 25%. В январе 2007 г. ожидается доволь­но глубокий спад на 21 %, а в феврале — повышение на 1 %. В марте реальная зарплата, по прогнозам, увеличится еще на 7%.

В ноябре 2006 г. средний размер назначенных месячных пенсий, по предварительным данным, составил 2839 руб. и увеличился по сравнению с ана­логичным периодом 2005 г. на 11,7%. Относительно предшествующего октября рост был незначитель­ным — 0,7%. Реальный размер назначенных пенсий в ноябре 2006 г. упал относительно предшествующего октября на 0,5%. По сравнению с аналогич­ным периодом 2005 г. рост составил 2,4%. Средний размер назначенных месячных пенсий относительно среднего размера начисленной зарплаты составил в ноябре 2006 г. 25,2% против 28,5% в ноябре 2005 г.

2.2.1 Прожиточный минимум регионов Российской Федерации

В среднем на душу населения по социально-демографическим группам
трудоспособное население пенсионеры дети
Величина прожиточного минимума 3211 3477 2604 3075
Стоимость потребительской корзины- всего 2999 3132 2604 3075
в том числе:
продукты питания 1283 1317 1141 1366
непродовольственные товары 571 574 530 624
услуги 1145 1241 933 1085
Расходы по обязательным платежам и сборам 212 345

Денежные доходы населения в марте 2007 г. составили 8506,9 млн. руб., что на 24,1% больше, чем в марте 2006г. В марте 2007 г. денежные доходы на душу населения равнялись 6093,8 руб. и выросли по сравнению с мартом 2006г. на 25,1% (на 1223,8 руб.).

Из общего объема денежных доходов население израсходовало 68,3 % на покупку товаров и оплату услуг, оплату обязательных платежей и взносов – 7,4%, покупку валюты – 1,6%.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в марте 2007г. по сравнению с мартом 2006г. увеличились на 14,2%.

Начисленная средняя заработная плата работающих на предприятиях и в организациях области в феврале 2007г. составила 7085,5 руб. и увеличилась по сравнению с февралем 2006г. на 31,0%.

Реальная заработная плата в феврале 2007г. возросла по сравнению с соответствующим периодом 2006г. на 19,0%.

Задолженность по заработной плате по состоянию на 1 апреля 2007г. составила 31,9 млн. руб. и уменьшилась по отношению к 1 апреля 2006г. на 26,0 млн. руб., или на 45 %

Величина прожиточного минимума в Брянске за

В соответствии с Федеральным Законом №134-ФЗ от 24.10.97 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», постановлением администрации (мэрии) города №1113 от 03.08.01 «О величине прожиточного минимума в городе Брянске» и согласно расчету, предоставленному комитетом по экономике Брянской городской администрации за II квартал 2006 года в городе Брянске величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 2873 рубля, для трудоспособного населения — 3075рубля, для пенсионеров — 2351 рубля, для детей — 2856 рубля, а за IVквартал того же года он составил 2892 рубля на душу населения, 3103 — для трудоспособного населения, 2354 – для пенсионеров, 2864 – для детей.

Величина прожиточного минимума по г. Москва

Квартал Величина прожиточного минимума, руб.
в расчете на душу населения для трудоспособного

населения

Для пенсионеров Для детей
2006 год
IV 5121 5789 3532 4394
III 5124 5795 3533 4381
II 5159 5829 3562 4430
I 5084 5752 3497 4365
2005 год
IV 4171,80 4814,41 2851,52 3766,06
III 4186,84 4828,71 2866,51 3784,07
II 4215,55 4855,63 2890,29 3833,22
I 4101,43 4733,14 2793,36 3718,25
2004 год
IV 3703,57 4265,24 2531,00 3377,59
III 3632,29 4190,13 2478,17 3292,50
II 3611,45 4165,30 2459,67 3283,24
I 3374,41 3809,30 2427,08 3182,71
2003 год
IV 3208,02 3634,60 2282,98 3013,47
III 3199,08 3624,75 2281,25 2996,89
II 3209,01 3629,49 2287,73 3031,76
I 3044,32 3457,09 2139,71 2870,62
2002 год
IV 2918,55 3325,00 2040,99 2735,00
III 2664,29 2964,31 1980,52 2581,68
II 2642,63 2937,71 1959,74 2576,22
I 2565,72 2852,99 1892,82 2512,69
2001 год
IV 2385,26 2661,72 1740,69 2329,84
III 2294,70 2550,24 1697,04 2246,29
II 2251,02 2493,02 1675,26 2219,13
I 2066,60 2298,74 1515,07 2037,35

Величина прожиточного минимума в Оренбургской области и соотношение его к размеру пенсий за

Постановлением правительства Оренбургской области установлена величина прожиточного минимума на душу населения составила 2700 рублей, для пенсионеров в Оренбургской области за I квартал 2007 в размере 2587 рублей.

На сегодняшний день средний размер пенсии в Оренбургской области превышает прожиточный минимум пенсионера и составляет 2822,32 рубля, после апрельской индексации увеличение составило 219,66 рубля. Средний размер пенсий участников Великой Отечественной войне, получателей двух пенсий увеличился на 560,45 рубля и составил 7554,31 рубля. Размер государственной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства второй и третьей степени увеличился на 178,55 рубля и составил 2559,26 рубля.

На сегодняшний день в Оренбургской области у, примерно, 28,6% населения доходы ниже прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума в С.-Петербурге за

Постановление об определении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Петербурге за II квартал 2004 года принято на заседании городского правительства.

Расчет величины прожиточного минимума произведен комитетом по труду и социальной защите населения. При расчетах использовались данные комитета государственной статистики по Петербургу и Ленобласти о средних розничных ценах на товары и услуги. Величина прожиточного минимума за II квартал 2004 го-да составила: в расчете на душу населения — 2777 руб. 40 коп.; для трудоспособного населения — 3176 руб. 80 коп.; для пенсионеров — 1990 руб. 60 коп.; для детей — 2489 руб. 60 коп.

Коэффициент Джини

Коэффициент Джини рассчитывается на основе методики кривой Лоренца как отношение площадей области М и треугольника OeF5. Его значение находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем больше степень неравенства.

Для расчета кривой Лоренца и коэффициента Джини по стране необходима общенациональная система учета доходов всех семей. В России такая система только создается, поэтому семейные доходы пока что оцениваются на основе выборочного анализа бюджетов семей.

Коэффициент джини 1

Рис. 27.2. Кривые Лоренца для России в 1994 г. и в 1998 г.

Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации в 1993 и 1998 гг.

Группы населения (по 20 % от общего числа) Доля в общем объеме доходов населения, %
1993 г. 1998 г.

Низшая

Вторая

Третья

Четвертая

Высшая

5,8

11,1

16,7

24,8

41,6

6,2

10,5

14,9

21,0

47,4

Коэффициент Джини 0,260 0,379

Российский статистический ежегодник. Стат. сб./Госкомстат России.- М.: 1999.- c. 155.

Имущественное расслоение населения, границы и уровень бедности

Имущественное расслоение населения 1

Величина прожиточного минимума по Российской Федерации в целом за

Величина прожиточного минимума в целом по РФ в IV квартале 2004г. составила 2 тыс. 451 руб. в месяц в расчете на человека, что на 2,3% больше величины прожиточного минимума в III квартале 2004г. Стоимость потребительской корзины составила 2 тыс. 308 руб. (минимальный набор продуктов питания — 1 тыс. 042 руб., непродовольственных товаров — 507 руб., услуг — 759 руб.), расходы по обязательным платежам и сборам -143 руб.

Увеличение прожиточного минимума по сравнению с IV кварталом 2003г., когда значение этого показателя достигло 2 тыс. 143 руб. в месяц на человека, составило 14,3%. В IV квартале 2004г. по сравнению с III кварталом 2004г. прирост стоимости продуктов питания потребительской корзины составил 2,1%, непродовольственных товаров — 2,6%, услуг — 2,3%. В I квартале 2004г. величина прожиточного минимума составила 2 тыс. 293 руб. в месяц, во II квартале — 2 тыс. 363 руб., в III квартале — 2 тыс. 396 руб.

Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в IV квартале 2004г. составила 2 тыс. 690 руб. в месяц в расчете на человека (стоимость потребительской корзины — 2 тыс. 440 руб., расходы по обязательным платежам и сборам — 250 руб.), пенсионеров — 1 тыс. 849 руб., детей — 2 тыс. 394 руб.

По данным Росстата среднедушевые денежные доходы населения в IV квартале 2004г. составили 7 тыс. 531 руб. в месяц, что в 3 раза превышает величину прожиточного минимума для всего населения РФ.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника составила в IV квартале 2004г. 7 тыс. 582 руб., что в 2,8 раза превышает величину прожиточного минимума для трудоспособного населения. Средний размер назначенных пенсий составил 2 тыс. 026 руб., что на 9,5% превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров.

По состоянию на конец IV квартала 2004г. минимальный размер оплаты труда составил 600 руб. (22,3% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения), ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет — 70 руб. (2,9% величины прожиточного минимума для ребенка), минимальный размер стипендии студентам государственных, муниципальных вузов — 400 руб. (14,9% величины прожиточного минимума для трудоспособного населения).

Численность населения России с денежными доходами ниже прожиточного минимума по состоянию на конец 2004г. снизилась на 10,4% по сравнению с данными по состоянию на конец 2003г., составив 20,8 млн человек, или 14,6% от общей численности населения России.

Расчеты проведены с использованием результатов федерального государственного статистического обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого ежеквартально органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации с охватом 49,2 тыс. домашних хозяйств.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

МРОТ с 1 декабря 2008г. составит 3 тыс. руб. Об этом сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совместном заседании высшего совета и генерального совета партии «Единая Россия».

А. Кудрин добавил, что с 1 сентября 2007г. МРОТ будет повышен до 2 тыс. 300 руб. Соответствующий закон президент Владимир Путин подписал 20 апреля с.г. В настоящее время МРОТ составляет 1 тыс. 100 руб.

К 2011г. уровень МРОТ планируется довести до прожиточного минимума, который, по прогнозам, составит 5 тыс. 238 руб. Это, по словам министра, потребует дополнительных ресурсов, и в бюджете на 2008-2010гг. зарезервированы дополнительные средства в размере: 16 млрд руб. — в 2008г., 40 млрд руб. — в 2009г. и 53 млрд руб. — в 2010г. Данные средства будут перечисляться тем ведомствам, которые разработают и утвердят отраслевые системы оплаты труда.

Величина прожиточного минимума, установленная в субъектах Российской Федерации в соответствии с законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», за IV квартал 2006 года

по состоянию на 5 марта 2007 года; в среднем на душу населения; рублей в месяц

Все

население

в том числе

по социально-демографическим группам

трудоспособное

население

пенсионеры дети
Российская Федерация
Центральный

федеральный округ

Белгородская область 2901 3131 2286 2905
Брянская область 2873 3075 2351 2856
Владимирская область 3222 3476 2685 3038
Воронежская область 2813 3091 2195 2772
Ивановская область 3090 3348 2469 3061
Калужская область 3197 3457 2575 3115
Костромская область 2952 3199 2364 2850
Курская область 2849 3120 2329 2618
Липецкая область 2721 2979 2053 2725
Московская область 3830 4267 2831 3605
Орловская область 2629 2866 2226 2459
Рязанская область 2966 3209 2426 2912
Смоленская область 3187 3428 2557 3167
Тамбовская область 2736 2973 2257 2619
Тверская область 3029 3347 2361 2968
Тульская область 2795 3114 2173 2848
Ярославская область 2995 3337 2222 2943
г. Москва 5124 5795 3533 4381
Северо-Западный

федеральный округ

Респ. Карелия 3699 4081 2859 3354
Респ. Коми 4525 4868 3500 4333
Архангельская область 4060 4428 3200 3814
Вологодская область 3450 3757 2685 3250
Калининградская область 3696 3985 2921 3474
Ленинградская область 3321 3477 2458 3236
Мурманская область 5333 5518 4452 5284
Новгородская область 3225 3574 2463 3215
Псковская область 2951 3233 2340 2791
г. Санкт-Петербург 3544 4045 2611 3102
Ненецкий авт. округ 5764 6288 4294 5606
Южный

федеральный округ

Респ. Адыгея 2962 3209 2420 2908
Респ. Дагестан 2416 2567 1846 2305
Респ. Ингушетия 2766 3016 2177 2523
Кабардино-Балкарская Респ. 2558 2748 1943 2460
Респ. Калмыкия 2664 2884 2101 2577
Карачаево-Черкесская Респ. 2709 2935 2194 2573
Респ.Северная Осетия-Алания 2579 2781 2095 2466
Чеченская Респ. 3012 3333 2294 2769
Краснодарский край 3278 3522 2712 3163
Ставропольский край 3050 3312 2374 2914
Астраханская область 2883 3152 2180 2722
Волгоградская область 2762 3003 2173 2768
Ростовская область 3086 3341 2419 3047
Приволжский

федеральный округ

Респ. Башкортостан 2973 3174 2448 2902
Респ. Марий Эл 2789 2983 2180 2710
Респ. Мордовия 2816 3072 2162 2716
Респ. Татарстан 2695 2966 1946 2674
Удмуртская Респ. 2947 3147 2362 2809
Чувашская Респ. 2712 2905 2185 2648
Пермский край 3571 3815 2848 3474
Кировская область 3066 3365 2268 3080
Нижегородская область 3255 3523 2596 3194
Оренбургская область 2734 2978 2057 2708
Пензенская область 2999 3251 2426 2874
Самарская область 3727 4117 3009 3521
Саратовская область 2919 3188 2200 2930
Ульяновская область 2936 3161 2338 2851
Уральский

федеральный округ

Курганская область 2977 3250 2295 2858
Свердловская область 3324 3591 2632 3162
Тюменская область 3555 3774 2680 3530
Челябинская область 2939 3205 2154 2961
Ханты-мансийский авт. округ — Югра 5274 5556 4276 4997
Ямало-Ненецкий авт. округ 5940 6169 4399 5556
Сибирский

федеральный округ

Респ. Алтай 3841 4109 3013 3613
Респ. Бурятия 3508 3791 2690 3339
Респ. Тыва 3321 3547 2533 3237
Респ. Хакасия 3275 3494 2504 3342
Алтайский край 3049 3262 2445 2975
Красноярский край 3716 4039 2657 3613
Иркутская область 3373 3608 2635 3247
Кемеровская область 2933 3174 2104 2972
Новосибирская область 3674 3960 2916 3620
Омская область 3375 3595 2786 3246
Томская область 3572 3829 2712 3423
Читинская область 3588 3834 2767 3432
Агинский Бурятский авт. округ 3459 3829 2709 3286
Таймырский (Долгано-ненецкий) авт. округ 7091 7500 5235 6646
Усть-Ордынский Бурятский авт. округ 3) 3138 3346 2457 3130
Эвенкийский авт. округ 6588 6890 5509 6154
Дальневосточный

федеральный округ

Респ. Саха (Якутия) 5403 5848 4054 5099
Приморский край 4423 4769 3389 4242
Хабаровский край 4854 5212 3660 4657
Амурская область 4353 4671 3282 4203
Камчатская область 6688 7340 5038 6420
Магаданская область 5329 5639 3818 5215
Сахалинская область 5974 6315 4922 5596
Еврейская авт. область 3894 4252 3128 3639
Корякский авт. округ 7856 8209 6756 7864
Чукотский авт. округ 8379 8655 6518 8312

Численность населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по РФ (малоимущего населения), составила 31,2 млн. человек (21,9% от общей численности населения).

Прожиточный минимум в Республике Казахстан

Черта бедности на второй II квартал 2003г. в среднем по Республике Казахстан определена в размере 40 % от прожиточного минимума, рассчитанного Агентством РК по статистике, и составила 2007 тенге. Прожиточный минимум за I квартал 2003 года в среднем определен в размере 2193 тенге.

В среднем на душу населения прожиточный минимум в Алма-Ате составил 9592 тенге по итогам I квартала 2006 года, что на 35 % больше по сравнению с IV кварталом предыдущего года.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в Казахстане в декабре 2006 года составила 8293 тенге.

Прожиточный минимум в Литве

По данным Департамента статистики, минимальная заработная плата в настоящее время составляет 500 литов (178 долларов), средняя заработная плата 1200 литов (428 долларов), средняя пенсия 400 литов (143 доллара).

Программа коалиции намечает, что в течение четырех лет минимальная заработная плата возрастет до 800 литов (285 долларов), средняя зарплата — до 1800 литов, средняя пенсия — до 650 литов.

Таким образом, можно сделать вывод, что для России в настоящее время характерно значительное неравенство в распределение доходов. [12,15,16]

На основании проделанной работы, можно сделать вывод о том, что равенства распределения доходов в рыночной экономике быть не может, так как рыночная система — это беспристрастный механизм. Она «не знает» жалости, не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, что есть беспристрастное и справедливое распределение дохода. Также немаловажно сказать, что люди различаются между собой трудолюбием, активностью, способностями, образованием, владением собственностью, умением продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково. Ка­ждый получает ровно столько, сколько заслужил.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Исходя из поставленных задач, нами было дано понятие дохода, как материальные средства, которыми располагает население для осуществления своих потребностей. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя: реальный доход, номинальный доход, располагаемый доход. Были раскрыты принципы распределения доходов:уравнительное распределение, рыночное распределение, привилегированное распределение, распределение по накопленному имуществу. Были выявлены две проблемы распределения доходов в обществе:

1)что лучше: больший пирог, но разделенный на неравные порции, то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе; или всем поровну, но уже от меньшего пирога, то есть равенство, но при неэффективной экономике.

2) чем оно видит социальную справедливость: в равном распределении доходов или в равных возможностях их зарабатывания.

Мы выяснили, какова степень неравенства доходов в России: очень явное различие между богатыми и бедными — более 50% населения получают доход меньше или равный прожиточному минимуму.

Также было рассмотрено распределение доходов населения России в постсоветский период и первые годы нового тысячелетия.

Распределения доходов может строится только на правильном соизмерении простого и сложного труда, максимальная разница между которыми в соответствии с научно обоснованными рекомендациями не превышает 6-7 раз.

Распределением доходов невозможно решить проблему социальной справедливости. Проблема заключается в распределении благ, существующих в обществе и влияющих на степень удовлетворения потребностей населения, а значит, сводится к вопросу собственности, поэтому и не может быть решена в условиях капиталистической системы.

1. Баранова Л. Н. Экономический словарь-справочник, 1988.

2. Белова Т. Н. О выборе формы средней для оценки уровня жизни населения//Вопросы Статистики. – 2006. — №2. с.39-43

3. Булатов А. С. Экономика: учебник. – М.: Экономистъ, 2003. – 896с

4. Видяпин В. И. Экономическая теория: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. — 672.

5. Загайтов И. Б., Яновский Л. П. Динамика платежеспособности и депопуляция населения в РФ// Проблемы прогнозирования. – 2007. №1. с.139-149

6. Камаев В. Д. Экономическая теория: учебник. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 592с.

7. Колмаков И. Б. Прогнозирование показателей дифференциации денежных доходов населения.//Проблемы прогнозирования – 2006. — №1. с.136-163

8. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 400с.

9. Луговой О. Ю. Микроэкономика: учеб. пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000. 184с.

10. Макроэкономические Агенты//Экономическое развитие России. – 2006. — №3. с.7-13, 43-47

11. Мицек С. А. Производственная функция, распределение доходов и экономический рост в Российской Федерации//Финансы и кредит. – 2005. — №29. с.75-77

12. Никитин С. Личные доходы населения// МЭиМО. – 2007. — №2. с.16-23

13. Новикова В. Возможно ли справедливое распределение доходов?//Экономист. – 2003. — №4. с.61-67

14. Российский экономический журнал. – 2000. — № 7. – с. 17.

15. Социальная сфера//Вопросы экономики. – 2006. — №12. с.17-20

16. Социальная сфера//Вопросы экономики. – 2007. — №1. с.17-20

17. Суворов А. В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной экономике.// Проблемы прогнозирования. – 2004. — №5.с.63-75

18. Тарасова Н. А., С. Р. Хачатарян, И. А. Васильева, М. С., Тарасова. Анализ социальной политики на основе моделирования и прогнозирования потребления населения, его состава и доходов // Проблемы прогнозирования. – 2005. — №6. с.121-137

19. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: учебник. – Киров: «АСА», 2004. – 832с.

Приложение 2

Приложение 3

Прожиточный минимум в литве 1

Реальные располагаемые денежные доходы населения России

1991-2001

Прожиточный минимум в литве 2

Покупательная способность денежных доходов населения России, 1970-2001

Прожиточный минимум в литве 3