Оглавление
Введение
Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами , являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система — «Финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система — «Финансы» — это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).
Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Коррупция — это серьезная и актуальная проблема общества, которая зародилась еще во времена формирования государственных отношений.
Но безусловным остается и тот факт, что с коррупцией нужно бороться, но какими путями?
Коррупция — это подкуп взятками, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррупция подразумевает участие в ней двух или более человек.
Несомненно, и то, что коррупция — это самое страшное «зло» для экономики государства. Но, тем не менее, современное общество относится к коррупции как к нечто обыденному. Отсюда и вытекает актуальность данной темы.
Место финансов домохозяйств в финансовой системе Российской Федерации
... экономических отношений; раскрыть понятие финансов домашнего хозяйства и их функций; выяснить состав финансовых ресурсов домохозяйств; обобщить полученный материал и выявить роль финансов домохозяйств в финансовой системе ... хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйств, по мнению современных экономистов, занимают важное место и являются третьим звеном финансовой системы. В данной работе ...
Коррупция является интернациональной проблемой, она свойственна всем странам, независимо от политического устройства и уровня экономического развития. Дело лишь в масштабах и формах ее проявления.
1. Общегосударственные финансы: понятие, проблемы, перспективы
Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами.
В состав общегосударственных финансов входят бюджетная система, государственный (муниципальный) кредит и государственные финансовые резервы и резервные фонды.
1.1 Бюджетная система
Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень — федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень — местные бюджеты
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
3. самостоятельности бюджетов;
4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
6. сбалансированности бюджета;
7. эффективности использования бюджетных средств;
8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9. прозрачности (открытости);
10. достоверности бюджета;
11. адресности и целевого характера бюджетных средств;
12. подведомственности расходов бюджетов;
13. единства кассы.
Федеральный бюджет РФ — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.
В федеральном бюджете концентрируются наиболее крупные федеральные налоговые и неналоговые государственные доходы и наиболее значимые государственные расходы, связанные с финансированием вопросов общегосударственного управления, национальной обороны, правоохранительной системы, учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры федерального уровня, реструктуризации экономики и выравниванием социально-экономического развития регионов.
По своей внешней форме Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период.
Рис. 1. Структура поступлений в федеральный бюджет. Официальный сайт «Федеральная налоговая служба» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalog.ru/
Бюджет денежных средств организации
... бюджет движения денежных средств на предприятии на примере ООО «Антарес». Задачи данной работы: Понятие бюджета денежных средств, его цели и функции, Рассмотрение роли бюджетов и преимущества бюджетирования, Составление бюджета денежных средств ... через частные бюджеты, отражающие статьи доходов и расходов предприятия; финансового бюджета, включающего инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств и ...
Бюджет субъекта Федерации (83 субъекта: 21 республика, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения) представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта федерации, находящегося в распоряжения соответствующего органа власти, являющегося его основным финансовым планом, утверждаемым законодательным органом. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — это «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации».
Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева.- М.: КНОРУС, 2012.- 468 с.
Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
- формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
- контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.
Доходы местных бюджетов также как и бюджеты других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании ...
... специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на ОМС. Согласно Закону "О медицинском страховании граждан в РФ", ОМС обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные ... с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования: отчисления из бюджета; средства предпринимателей; личные средства ...
Главным направлением использования средств бюджета Пенсионного фонда РФ">средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России.
Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. ПФР выплачивает пенсии свыше 38,6 млн. пенсионеров и пособия для 20 млн. льготников, ведет персонифицированый учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн. граждан России.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховный Совет РФ № 4543-I.
Анализ ежегодных посланий Президента Российской Федерации органам ...
... о чем свидетельствует Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в марте 1999 г.[11]Кроме того, ежегодное послание Президента России - ... государственных и общественно – политических структур.Президент лично обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, ...
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.
Органы исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации создают территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), которые работают в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утвержденно постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»).
Наполнение территориальных фондов происходит, в основном, за счёт страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
1.2 Государственный (муниципальный) кредит
Государственный (муниципальный) кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные (муниципальные) кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
Условиями кредитного договора являются:
- срок предоставления или получения кредита;
- обязанности сторон;
- условия обеспечения возврата ссуды;
- размер процентной ставки за пользование ссудой;
- другие условия.
Функции и цели государственного (муниципального) кредита.
1. Важнейшая функция государственного (муниципального) кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.
2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной.
Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.
Бюджет Российской Федерации года
... дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; 5) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга; 6) классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации; ...
К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:
- решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
- проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
- поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
- поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Предоставление РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические интересы РФ.
1.3 Государственные финансовые резервы и резервные фонды
Государственные финансовые резервы и резервные фонды также являются относительно самостоятельным звеном системы публичных финансов. Они выделяются в особую форму государственных финансовых ресурсов, поскольку совершают своё самостоятельное движение, подлежат обособленному учету и управлению, имеют свои методы аккумуляции средств и их расходования как запас государственных доходов и отложенные на время государственные расходы.
В современной России можно выделить два типа государственных резервов и резервных фондов: стратегические и текущие. К первым относятся золотовалютные резервы, основу которых составляют золотовалютные активы Банка России. К категории текущих финансовых активов можно отнести Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, формируемые преимущественно за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета. Если Резервный фонд предназначен для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета, то Фонд национального благосостояния, наряду с финансированием определенных социальных расходов при недостатке бюджетных и внебюджетных средств, выполняет также функции стратегического запаса.
1.4 Основные результаты реализации бюджетной политики в 2012-2013 гг.
В 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами.
Консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов в 2012 году был исполнен с профицитом в 260,4 млрд. рублей (0,42 процента ВВП), дефицит федерального бюджета составил 39,4 млрд. рублей (0,06 процента ВВП).
Совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния увеличился в 2012 году на 970,4 млрд. рублей и достиг уровня 4576,3 млрд. рублей (7,3 процента ВВП).
На финансово безопасном уровне сохранялся объем государственного и муниципального долга. Государственный долг Российской Федерации составляет 6519,9 млрд. рублей (10,4 процента ВВП).
Последовательно выполнялись обязательства государства, в первую очередь социальные, обеспечена макроэкономическая стабильность.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 — 2015 годах были обозначены конкретные цели, достижение которых призвано повысить качество управления общественными финансами.
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
... системой ГСЧС вышеперечисленные органы оснащаются средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой. Силы и средства ГСЧС В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС, наблюдения и ...
Федеральный бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован в соответствии с законодательно утвержденными правилами использования нефтегазовых доходов. Соблюдение этих правил обеспечивает повышение устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом, снижение их зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, исполнение социальных обязательств государства в условиях нестабильной внешней конъюнктуры.
В 2012 году продолжилась реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных услуг, эффективности и прозрачности деятельности государственных учреждений. Расширилась практика формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных услуг и предоставления субсидий на их выполнение.
Был реализован ряд предусмотренных налоговой политикой мер, направленных на улучшение качества инвестиционного климата.
Приняты решения по поэтапной отмене наиболее крупных налоговых льгот для естественных монополий по налогу на имущество организаций.
В рейтинге Всемирного банка Россия поднялась с 105-го на 64-е место по удобству уплаты налогов. Комитет по налоговым вопросам ОЭСР признал российскую фискальную систему соответствующей требованиям ОЭСР.
Россия вошла в десятку лучших стран по индексу открытости бюджета Международного бюджетного партнерства. Создан единый портал бюджетной системы Российской Федерации, работающий в тестовом режиме.
1.5 Основные задачи бюджетной политики на 2014-2016 гг. Бюджетное послание президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 — 2016 годах от 13.06.2013
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов будет формироваться в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов. В связи с этим необходимо разработать алгоритмы использования различных источников финансирования в случае непрогнозируемого увеличения бюджетного дефицита.
2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета.
Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов федерального бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. задач и создающих условия для экономического роста.
Основными резервами в настоящее время являются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с поэтапным сокращением дотаций Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета при условии последовательного повышения уровня жизни пенсионеров;
- активное использование механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач, а также вложение средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений в инвестиционные проекты, прежде всего инфраструктурные, на возвратной основе;
- с учетом готовности предприятий оборонного комплекса к выполнению государственных контрактов возможное продление сроков реализации отдельных направлений Государственной программы вооружения на 2011 — 2020 годы;
- повышение адресности социальной поддержки граждан;
- для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан;
- проведение структурных реформ в социальной сфере;
- повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих.
3. Развитие программно-целевых методов управления.
Российская система противодействия отмыванию капиталов и финансирования ...
... и приватизируемые государственные предприятия. В итоге большое количество экономических субъектов оказалось «под крышей» криминальных структур. Цель дипломной работы – рассмотреть методы борьбы с отмыванием капиталов и финансированием международного терроризма. Для ...
Государственные программы Российской Федерации должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, бюджеты некоторых субъектов Российской Федерации будут сформированы в структуре государственных программ. В то же время конечная эффективность «программных» бюджетов зависит от качества государственных программ, механизмов контроля за их реализацией.
4. Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы.
Первоочередной задачей является принятие новой пенсионной формулы, которая должна обеспечивать не только поддержание покупательной способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки. При этом необходимо оставить базовый тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на сегодняшнем уровне.
5. Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры.
Правительству Российской Федерации необходимо уже в текущем году начать размещение средств Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений в финансовые инструменты, предназначенные для реализации самоокупаемых проектов развития инфраструктуры, обеспечивающих максимальный мультипликативный эффект экономического роста при минимальных рисках для размещаемых государством средств.
Речь идет о финансировании проектов на возвратной основе. В этом случае нужно определить долю участия Фонда, которая позволяет разделить риски реализации проекта с другими участниками.
6. Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.
Для повышения доступности и качества оказания государственных услуг необходимо решить три задачи.
Первая — законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, и других. Учредители государственных и муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать государственные и муниципальные задания для подведомственных учреждений.
Вторая — создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги.
Анализ государственного бюджета Российской Федерации
... 2ой - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; Уровень 3ий - местные бюджеты. Бюджетная система Российской федерации в себя включает: Федеральный бюджет Российской Федерации 2. 21 республиканский бюджет республик в ... ведет к задержке финансирования, к сбоям в системе финансирования. Таблица 1-бюджет РФ в среднем за год. 2009г 2010г 2011г ...
Третья — включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ.
7. Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности.
Следует обеспечить стабильность налоговой системы. Дальнейшие изменения возможны только в крайнем случае в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования.
8. Межбюджетные отношения.
Очередной финансовый год станет важным этапом формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Начиная с 2014 года во всех регионах станет обязательным принятие бюджетов на три года.
9. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
В этих целях необходимо продолжить формирование интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», в том числе ввести в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов — от федерального до поселенческих, а также начать внедрение международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора.
С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру «Бюджет для граждан». Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
2. Борьба с коррупцией
2.1 Понятие и виды коррупции
Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду, используя понятие «коррупция».
Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать [лат. corrumpere] — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами. Адрианов В.Д. Коррупция, как главная проблема: история и современность: [монография] / Владимир Дмитриевич Адриянов.- М.: Экономика, 2011.- 301 с.
В соответствии с международной конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 г. выделяются следующие виды коррупционных преступлений:
- Подкуп национальных публичных должностных лиц;
- Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
- Хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом;
- Злоупотребление влиянием в корыстных целях;
- Злоупотребление служебным положением;
- Незаконное обогащение;
- Подкуп в частном секторе;
- Хищение имущества в частном секторе;
- Отмывание доходов от преступлений;
- Сокрытие.
«Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» от 31.10.2003 введенная Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»
Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или же незаконных действий («лихоимство»).
Виды коррупции:
- Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).
- Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
— Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
2.2 Коррупция в управлении финансами
Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии в управлении финансовым сектором экономики являются государственные расходы.
Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие чиновники принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки. Некоторые проекты создаются специально для того, чтобы определённые группы получали ренту («государственную ренту») от тех, кто назначен в качестве исполнителя проекта.
Государственные закупки, как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.
Внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги. В некоторых странах, средства, полученные через иностранную помощь или от продажи природных ресурсов, направляются в специальные фонды, которые менее прозрачны и хуже контролируются, чем бюджетные деньги. В силу ежеминутных колебаний цен на товары, определить истинную сумму транзакции и величину отчислений в такие фонды непросто, что позволяет часть денег перенаправлять в карманы чиновников.
Среди других областей, наиболее прибыльных в плане коррупции, следует выделить:
- Налоговые льготы
- Продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных
- Районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли
- Добыча природных ресурсов
- Продажа государственных активов, в особенности приватизация государственных предприятий
- Предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности
- Контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.)
- Назначение на ответственные посты в органах власти.
2.3 Специфические российские проблемы, порождающие коррупцию
Описанные ниже проблемы являются продолжением тех, которые по проявлению или происхождению уходят корнями в советский период. Некоторые из них усугублены условиями переходного периода (частично об этом говорилось выше).
1. Слабость судебной системы — одна из основных проблем переходного периода. Система тотального партийного надзора приучала людей искать защиты в партийных организациях, а не в судах (последнее считалось почти неприличным).
После распада этой системы на ее месте образовалась правовая брешь, незаполненная до сих пор.
Сейчас в России слабость судебной системы проявляется в том, что:
- бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и деятельность судов;
- слабо исполняются судебные решения;
- низка пропускная способность арбитражных судов, а значит, резко увеличиваются сроки рассмотрения дел в них, что нередко парализует коммерческую деятельность;
- не хватает квалифицированных кадров, соответствующих требованиям новых экономических условий.
В противостоянии коррупции практически не используется серьезный потенциал гражданского судопроизводства.
Отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское судопроизводство от дел по рассмотрению административных нарушений, что затрудняет решение множества задач именно в той сфере, которая смыкается с коррупцией.
2. Неразвитость правового сознания населения порождена той же причиной — укорененной при советском режиме партийной системой. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление «низовой» коррупции.
3. Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно «интересов государства» и «общенародной собственности» — типично российская проблема. Защита прав и интересов граждан, в том числе — частных собственников, еще не стала центральной задачей. В итоге предприниматели, не находя защиты в сфере права, ищут ее в сфере свободной купли-продажи незаконных услуг чиновников.
4. Традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику имеет в России корни более древние, чем 70 лет коммунистического режима. Это приводит к тому, что попытки правового регулирования вязнут в старой бюрократической системе, продолжающей работать по своим собственным законам, установленным несколько столетий тому назад. Следовательно, любая антикоррупционная программа в России должна быть сопряжена с коренным реформированием системы государственной службы. Манько А.В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. / А.В. Манько.- М.: Аграф, 2012.- 249 с.
2.4 Антикоррупционная политика
Принципы борьбы с коррупцией.
Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок.
1. Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти.
2. Не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила.
3. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.
4. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.
5. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества.
6. Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.
7. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.
Из приведенного выше следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:
- организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;
- сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;
- уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;
- увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;
- влияние на мотивы коррупционного поведения;
- создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
Основная причина экспансии коррупции в переходный период — несоответствие между новыми условиями, в которых должен функционировать государственный организм, и старыми механизмами этого функционирования. Значит, основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственного механизма в новых условиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и чиновников, и остальных граждан.
Общие меры борьбы с коррупцией в сфере финансов.
Поскольку коррупция есть следствие общих проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной программы, но должна пронизывать все программы обновления. В этих случаях антикоррупционная программа выступает также в качестве дополнительного обоснования реализации соответствующих мер в смежных программах. Кроме того, это подразумевает необходимость координации, с тем, чтобы избежать дублирования или, наоборот, сложить усилия.
Ниже приведены некоторые меры, общие для антикоррупционной и других программ, как уже осуществляемых, так и тех, которые должны реализовываться в будущем. Поскольку весьма распространено представление о том, что главное средство борьбы с коррупцией — преследование коррупционеров, перечисляемые ниже меры сопровождаются необходимыми комментариями, содержащими указания на антикоррупционный эффект приводимых мер.
Совершенствование механизмов и разумное определение сфер государственного присутствия в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот же эффект дает наведение порядка в сфере государственных финансов. Ниже это иллюстрируется несколькими примерами.
1. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками (кому давать, а кому нет, кому раньше, а кому позже).
2. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров (и другие подобные меры) дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.
3. Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую (следовательно, в более высокой степени зараженную коррупцией) зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.
4. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.
Заключение
бюджетный фонд коррупция муниципальный
Государственные финансы — это синтетическое понятие, которое следует рассматривать и как экономическую категорию, и как важное звено финансов общества. Одновременно это способ концентрации денежных средств в виде различных фондов и их использования на государственные нужды и метод участия государства в хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Таким образом, общегосударственные финансы — важнейшее звено финансовой системы государства.
Центральным звеном финансовой системы Российской Федерации является федеральный бюджет. Бюджет — основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Российской Федерации или соответствующих административно-территориальных единиц. Федеральный бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Доходная часть федерального бюджета формируется, главным образом, за счет федеральных налогов, сборов и других источников.
На уровне республики и административно-территориальных единиц могут создаваться внебюджетные фонды. Функционально они отличны от бюджетов своей целевой направленностью и не включаются в бюджеты. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Российской Федерации и федеральными законами. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.
Коррупция существовала на протяжении всей истории человечества в различных своих проявлениях, но современное понятие «коррупции» зарождается в период возникновения государства, окончательно утверждается в XV-XVI веках и совпадает с расцветом коррупции в большинстве европейских государств.
Коррупция означает подкуп взятками, продажность должностных лиц и политических деятелей, злоупотребление должностными полномочиями и т.д. В коррупции задействовано от 2 и более человек.
В зависимости от участников коррупции выделяют верхушечную — среди политиков и низовую — среди граждан и мелких чиновников, а также вертикальную, выступающую в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.
Коррупцию порождают следующие проблемы и условия: нестабильность государства, неразвитость и несовершенство законодательства, слабость судебной системы, непостоянство налоговой и других систем, а также неразвитость и отсталость правового сознания населения.
Исследуя общие последствия коррупционных сделок, выделяют экономические: коррупция расширяет теневую экономику, разрушает конкуренцию, лишает государство возможности обеспечить честных правил рыночной игры, увеличивает издержки субъектов экономики; социальные: коррупция создает организованную преступность, снижает зависимость государства то населения; коррупция ведет к потере властью легитимности внутри страны и т.д.
Однако сегодня коррупция стала образом жизни целой страны. Масштаб ущерба, наносимого России коррупцией, поддается денежному исчислению, конечно приблизительному. При самых оптимистических оценках суммарные потери в нашей стране могут составлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ в действующей редакции от 01.01.2014
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ в действующей редакции от 01.01.2014
4. Бюджетное послание президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 — 2015 годах от 28.06.2012
5. Бюджетное послание президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 — 2016 годах от 13.06.2013
6. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» от 31.10.2003 введенная Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»
7. Александров В.В. Проблемы формирования местного бюджета / В.В. Александров // Полис.- 2008. — № 10.- С. 24-26.
8. Адрианов В.Д. Коррупция, как главная проблема: история и современность: [монография] / Владимир Дмитриевич Адриянов.- М.: Экономика, 2011.- 301 с.
9. Боровикова Е.В. Налоговобюджетное планирование в Российской Федерации: учеб. пособие / Е.В. Боровикова.- М.:ИНФРА-М, 2011.-174 с.
10. Кондратьева В.А. Теневые процессы, государство и коррупция// Российское предпринимательство.-№12, 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/29068/
11. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева.- М.: КНОРУС, 2012.- 468 с.
12. Манько А.В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. / А.В. Манько.- М.: Аграф, 2012.- 249 с.
13. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: учебник для вузов / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев.- М.: Инфра-М, 2010.- 426 с.
14. Яговкина В.А. Повышение эффективности управления муниципальными финансами// Практика муниципального управления.- №5, 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gkh.ru/journals/9277/87232/
15. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
16. Официальный сайт «Федеральная налоговая служба» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalog.ru/
17. Официальный сайт «Министерство финансов РФ» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minfin.ru
18. Официальный сайт «Управление федерального казначейства РФ» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.roskazna.ru
19. Официальный сайт «Единый портал бюджетной системы» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. budget.gov.ru
20. Финансовая система и ее структура // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/fmel/10.htm