Программно-целевой метод планирования расходов бюджета

бюджетное планирование прогнозирование российский

Год

Количество программ

Количество подпрограмм

Объемы бюджетных ассигнований

ГКВ

НИОКР

Прочие нужды

Всего

2010

51

61

234575.38

37675.72

133362.08

405613.19

2011

46

48

360635.78

49795.23

176522.21

586953.22

2012

47

47

434888.76

59260.92

280573.83

774723.52

2013

52

47

479818.36

97559.39

254349.26

831727.02

Согласно таблице 2.1 в 2013 году было реализовано 52 ФЦП против 47 ФЦП в 2012 году. Расходы федерального бюджета в на ФЦП составили 831,7 млрд рублей — всего 28,3% уточненной бюджетной росписи по расходам на 2013 год. При этом по трем ФЦП бюджетное финансирование вообще не осуществлялось, в том числе по программе «Развитие гражданской морской техники», ФЦП по повышению устойчивости жилых домов в сейсмичных районах, ФЦП по социально-экономическому и этнокультурному развитию российских немцев.

Основными причинами низкого исполнения финансирования целевых программ, по словам источника в правительстве, являются длительные сроки разработки и утверждения проектной документации, подготовки нормативно-правовых актов правительства и ведомственных актов, длительные сроки внесения изменений в ФЦП. Перечень федеральных целевых программ, на реализацию которых предусмотрены бюджетные ассигнования в 2015 — 2017 годах, сформирован как из ранее действующих программ, так и из вновь разрабатываемых программ. Данные о количестве федеральных целевых программ и объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию в 2015 — 2017 годах, приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Количество федеральных целевых программ и объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию в 2015 — 2017 годах [4]

2013 год отчет

2014 год — Закон № 308-ФЗ (с юм.)

2015 год проект

2016 год проект

2017 год проект

Количество федеральных целевых программ

51

53

56

51

43

Объем ассигнований, млрд. рублей

818,7

761,1

922,1

847,6

805,7

Изменение объемов ассигнований к предыдущему году, %

-7,0

21,2

-8,1

-4,9

Доля расходов на ФЦП в общем объеме расходов федерального бюджета, %

9,4

8,32

9,86

9,02

8,47

В среднем на одну федеральную целевую программу предусматривается в 2015 году 16,5 млрд. рублей, в 2016 году — 16,6 млрд. рублей, в 2017 году — 18,7 млрд. рублей (в 2014 году — 14,4 млрд. рублей).

Доля расходов на федеральные целевые программы в общих расходах проекта федерального бюджета увеличится с 8,32 % в 2014 году до 9,86 % в 2015 году.

Увеличение расходов на федеральные целевые программы в 2015 году в основном связано с ростом расходов на федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2011 — 2016 годы» — в 2,9 раза, по федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2011 — 2015 годы)» — на 61,8 %, на федеральную целевую программу «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» — на 50 %, на федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2006 — 2014 годы и на период до 2015 года» — на 43 %.

По федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2014 — 2015 годы)» в 2015 году предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 282,2 млрд. рублей, что на 22,7 % выше уровня ассигнований 2014 года, и составляют 30,6 % общей суммы расходов на федеральные целевые программы.

Паспортами федеральных целевых программ утверждено 90,2 % общего объема средств федерального ассигнований не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным в паспортах ФЦП, в том числе по 10 федеральным целевым программам (17,9 %) объемы бюджетных ассигнований в законопроекте превышают объемы финансирования, предусмотренные в паспортах ФЦП, а по 14 ФЦП (25 %) — ниже объемов паспортов федеральных целевых программ.

Так, наибольшее превышение бюджетных ассигнований, предусмотренных законопроектом на 2015 год без внесения соответствующих изменений в паспорта ФЦП, допущено по ФЦП «Развитие государственной статистики в 2011 — 2015 годах» — в 2,8 раза, ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» — в 1,6 раза, ФЦП «Культура России (2010 — 2015 годы)» — в 1,4 раза.

На реализацию ФЦП «Культура России (2010 — 2015 годы)» в 2015 году предусматриваются ассигнования в объеме 26 297,4 млн. рублей, что на 42,1 % больше ассигнований, утвержденных паспортом (государственным заказчиком-координатором является Минкультуры России).

При этом бюджетные ассигнования на капитальные вложения распределены на объекты, не предусмотренные паспортом ФЦП на 2015 год, в общей сумме 12 870,6 млн. рублей, в том числе на Государственный академический Большой театр — 7 409,6 млн. рублей, на строительство 2 сцены Государственного академического Мариинского театра — 5 429,0 млн. рублей, на строительство филиала Российского государственного архива экономики (пос. Вороново) — 32,0 млн. рублей.

Объем ассигнований на 2015 год по ФЦП «Социальное развитие села до 2016 года» законопроектом предусмотрен в 3,7 раза ниже объема ассигнований, утвержденного паспортом ФЦП, по Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2015 года и ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2013 — 2015 годы)» — в 2 раза.

Кроме того, по ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2007 — 2014 годы)» без внесения изменений в паспорт ФЦП по срокам реализации законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 11 761,6 млн. рублей, по ФЦП «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2009 — 2014 годы» — в сумме 1 268,8 млн. рублей, по ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2011 — 2014 годы)» — в сумме 1 000,0 млн. рублей.

Наиболее значительные объемы бюджетных ассигнований ФЦП в 2015 году (в сумме 601,3 млрд. рублей, или 65,2 % общей суммы расходов на ФЦП) предусмотрены по направлениям: «Транспортная инфраструктура» (30,6 %), «Развитие высоких технологий» (23,6 %) и «Безопасность» (11 %).

Доля расходов на федеральные целевые программы в общих расходах проекта федерального бюджета снижается с 9,86 % в 2015 году до 9,02 % в 2016 году

Снижение расходов на федеральные целевые программы в 2016 году в основном связано с окончанием срока реализации в 2015 году 6 ФЦП и сокращением ассигнований на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2017 года» — в 2,5 раза, на ФЦП «Национальная технологическая база на 2011 — 2015 годы» — в 2,6 раза, на ФЦП «Юг России (2012 — 2017 годы) в 1,7 раза.

Доля расходов на федеральные целевые программы в общих расходах проекта федерального бюджета снижается с 9,02 % в 2016 году до 8,47 % в 2017 году. Снижение расходов на ФЦП в 2017 году в основном связано с окончанием срока реализации в 2016 году 8 ФЦП и сокращением ассигнований на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2017 года» в 1,7 раза, на ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2013 — 2017 годы — в 2 раза, на ФЦП «Жилище» на 2015 — 2015 годы — на 20 %.

В 2015 году из общей суммы расходов на федеральные целевые программы расходы по направлениям «Социальная инфраструктура» и «Безопасность» предусматриваются в 1,6 раза больше, чем в 2014 году, расходы по направлению «Развитие высоких технологий» за тот же период увеличатся в 1,3 раза. Удельный вес расходов по направлениям «Дальний Восток» и «Жилье» сократится с 12,4 % и 9 % в 2014 году до 9,6 % и 6,1 % в 2015 году соответственно.

Структура бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ по направлениям в федеральном законе на 2014 год и в законопроекте на период 2015 — 2017 годов, отражена в Приложении 2.

Из общей суммы расходов, предусмотренных по направлению «Развитие высоких технологий» на Федеральную космическую программу России на 2010 — 2015 годы в 2015 году предусмотрено 34,8 %, в 2016 году — 40,6 %, в 2017 году — 41,7 %.

Из общей суммы расходов, предусмотренных по направлению «Социальная инфраструктура», на реализацию ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2013 — 2017 годы» в 2015 году предусмотрено 24,6 %, в 2016 году — 37,9 %, в 2017 году — 30,8 %.

В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию ФЦП, необходимо активизировать работу по увязке бюджетных ассигнований на ФЦП с конкретными целями и количественно измеримыми показателями оценки их достижения. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, следует отказаться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты. Необходимо прекратить реализацию неэффективных или должным образом не проработанных ФЦП, разработать и утвердить во всех программах показатели оценки деятельности государственных заказчиков с целью повышения их ответственности за конечный результат.

В 2013 году в республике Татарстан завершилась реализация Программы реформирования региональных финансов на 2011-2013 годы. В рамках реализации мероприятий данной Программы программно-целевые методы бюджетирования внедрены в реальный бюджетный процесс. В результате проведенной работы все субъекты бюджетного планирования разработали ведомственные целевые программы. В 2014 году Министерством экономики совместно с Министерством финансов и отраслевыми министерствами было продолжено внедрение программного подхода в практику бюджетного процесса, что позволило увеличить с 51% в 2013 году до 75,0% в 2014 году долю программной части расходов бюджета республики.

В 2014 году в Республике Татарстан насчитывалось 42 долгосрочные целевые программы и 56 ведомственных целевых программ, из них действие приостановлено по 2 программам. В 2014 году заканчивают реализацию 18 долгосрочных целевых программ, из них 9 программ одобрены к реализации в 2015 году.

Несмотря на то, что в 2014 году финансирование 6 целевых программ из бюджета Республики Татарстан было приостановлено, их реализация была продолжена за счет смет текущих расходов соответствующих субъектов бюджетного планирования, а также за счет внебюджетных источников. Кроме того, практически полностью были профинансированы долгосрочные целевые программы, имеющие наибольший социальный эффект для Республики Татарстан.

В I полугодии 2014 года по данным ежеквартального мониторинга фактический объем финансирования целевых и ведомственных программ составил 42,3 млрд. руб., в том числе из бюджета Российской Федерации — 8,7 млрд. руб., из бюджета Республики Татарстан — 26,9 млрд. руб., из местных источников — 1 млрд. руб., из внебюджетных источников — 6,2 млрд. руб.

Запланированный объем финансирования целевых и ведомственных программ на 2014 год по сравнению с 2013 годом вырос и составил 126,9 млрд. руб. (в 2013 году — 113 млрд.), в том числе из бюджета Российской Федерации — 21,2 млрд. руб., из бюджета Республики Татарстан — 55,2 млрд. руб., из местных источников — 3,3 млрд. руб., из внебюджетных источников — 47,2 млрд. руб. По сравнению с 2013 годом объем финансирования целевых программ из бюджета Республики Татарстан в 2014 году вырос на 6,2 млрд. рублей.

Основными задачами на 2015 год являются: увеличение программной составляющей в практике бюджетного процесса, внедрение механизма стимулирования муниципальных районов на увеличение доходной части налогооблагаемой базы, разработка и внедрение методики анализа эффективности реализации программ на основе функциональной взаимозависимости программных мероприятий и обеспечение внедрения финансовых норм во всех отраслях бюджетной сферы.

Перечень целевых программ долгосрочного характера, реализующихся на территории города Казани в 2010-2013 гг., а также объемы их финансирования из городского бюджета представлены в Приложении 3 [23].

Так, цель программы развития образования города Казани на 2012-2014 годы — обеспечить устойчивое развитие системы образования в соответствии с современными требованиями динамично развивающегося города; создать механизм, обеспечивающий доступность, высокое качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей города.

Цель Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2008 — 2017 годы — создание условий для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан; обеспечение оптимального функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан.

С учетом программ социально-экономического развития регионов, зарегистрированных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, на данный момент 45 регионов используют программно-целевой метод решения проблем регионального развития.

Несмотря на то, что принципиальных препятствий к использованию программно-целевого метода не возникает, в практике его использования еще имеются некоторые недостатки.

Нуждается в совершенствовании система анализа социально-экономических проблем региона. В результате невозможно с необходимой четкостью структурировать варианты решения проблем и сформулировать цели и задачи программы. В отсутствии официального документа, регламентирующего социально-экономическую диагностику региона, особое значение приобретает наличие у разработчика опыта разработки программ социально-экономического развития регионов. Как показывает практика, основные проблемы у регионов имеют высокую степень повторяемости.

Ввиду отсутствия главенствующей функции в региональном развитии иногда в программах социально-экономического развития регионов допускается дублирование мероприятий федеральных, ведомственных и других программ.

Существующие системы управления в регионах не всегда обеспечивают объективное плановое распределение ресурсов на реализацию мероприятий программы.

Структура программных мероприятий не в полной мере отвечает приоритетности целей программы. Соответственно, эффективность достижения отдельных целей не совпадает с их приоритетностью.

На сегодня в программах практически отсутствуют количественно измеримые показатели эффективности регионального развития. Это не дает возможности установить динамику движения региона к достижению конечных показателей социально-экономического развития.

Количественно измеримые годовые показатели реализации программы не вполне отражают динамику достижения долгосрочных целей программы. При этом не всегда прослеживается внутренняя взаимосвязь годовых показателей реализации программы в процессе достижения долгосрочных целей программы.

Для эффективной реализации программы необходимо дополнять или изменять региональное законодательство.

Использование программно-целевого метода предполагает адекватное совершенствование системы управленческого учета в регионе. При этом указанная система должна учитывать как периодическое структурирование и актуализацию проблем региона, изменение целей развития и методов их достижения. Соответственно должны корректироваться программные мероприятия. В ряде случаев предпринимаются попытки реализации программ без изменения систем управленческого учета, структуры и функций оперативного управления. Такие попытки резко снижают эффективность применения программно-целевого метода.