Новые системы торговли — это системы торговли, основанные на использования компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между продавцами и покупателями.
Новая инфраструктура рынка — это современные информационные системы клиринга и расчётов, депозитарного обслуживания участников рынка ценных бумаг.
Секьюритизация — это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т.п.) в форму ценных бумаг; тенденция превращения всё большей массы капитала в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов; тенденция повышения ликвидности (ускорение оборачиваемости) любых активов и пассивов компаний через форму ценной бумаги или с помощью производных инструментов.
Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведёт к прекращению использования других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения, взаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, а с другой — перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию. Например, всё более широкое распространение получает выпуск долговых ценных бумаг под страховку страховых компаний. Иными словами, инструментарий страхового рынка используется для страхования рисков на рынке ценных бумаг. Выплаты доходов по ценным бумагам ведут к резкому увеличению размеров мирового валютного рынка, что, в свою очередь, является фактором быстрого развития рынка валютных фьючерских контрактов и опционов и т.п.
В последующие годы на рынке ценных бумаг и производных инструментов все отчётливее проявляются две новейшие тенденции:
- индивидуализация инструментов рынка;
- стирание различий между инструментами рынка.
В первом случае имеет место выпуск таких ценных бумаг и (или) производных инструментов, которые отвечают индивидуальным интересам (требованиям) отдельных эмитентов и инвесторов (или их небольших групп) с точки зрения сочетания доходности, риска, налогообложения и т.п.
Во втором случае создание всё новых инструментов рынка осуществляется путём комбинации различных свойств существующих инструментов рынка на каком-либо новом инструменте — «гибридном», или «синтетическом», «искусственном». [9]
3.2 Предложения по повышению эффективности деятельности на рынке ценных бумаг
Ценные бумаги: сущность виды и формы выпуска
... хозяйства, их получают наиболее жизнеспособные рыночные стуктуры. Целью написания этой работы является рассмотрение сущность, формы и виды ценных бумаг, Исходя из поставленной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть экономическую сущность ценной бумаги; рассмотреть формы выпуска ценных бумаг; ...
Система раскрытия информации включает правила и процедуры, устанавливаемые государством и вырабатываемые на добровольной основе участниками финансового рынка, а также соответствующими институтами и организациями.
Для повышения эффективности системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг необходимо:
- создать систему публичного раскрытия информации организациями, оказывающими розничные услуги на финансовых рынках;
- продолжить работу по использованию современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации эмитентами и другими участниками финансового рынка, а также для обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к базам данных, содержащим раскрываемую информацию;
- обеспечить правовую основу деятельности рейтинговых агентств, а также предусмотреть более широкие возможности использования рейтингов при осуществлении регулирования деятельности финансовых посредников и управляющих компаний;
- установить требования к раскрытию информации о лицах, являющихся реальными собственниками (конечными бенефициарами) российских компаний, тем более что опыт осуществленных российскими эмитентами первоначальных публичных предложений показывает готовность многих эмитентов раскрывать информацию об указанных лицах в целях обеспечения спроса на эмитируемые финансовые инструменты и снижения стоимости привлечения капитала;
- обеспечить выполнение требований к раскрытию информации о реальных собственниках (конечных бенефициарах), предусмотренных для кредитных организаций, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями и специализированными депозитариями, деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг широкому кругу лиц;
- дополнить процедуры раскрытия информации об облигациях с ипотечным покрытием требованием к раскрытию информации об активах, за счет которых обеспечивается исполнение обязательств по соответствующим облигациям, распространив в последующем аналогичные требования на иные виды облигаций, эмитируемые в процессе секьюритизации;
- установить требования к раскрытию информации об иностранных ценных бумагах, учитывающие специфику таких ценных бумаг. [5]
3.3. Предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке
Важной задачей является формирование эффективной нормативной правовой базы по предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации, а также выработка общепринятых норм поведения участников финансового рынка и работников регулирующих органов.
В этих целях разработан проект федерального закона, направленный на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, который:
- вводит понятие инсайдерской информации;
- обеспечивает уполномоченным лицам федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков доступ к информации по банковским счетам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний;
- уточняет требования к внутреннему контролю участников финансового рынка и регламентных норм работы сотрудников регулирующих органов, сводящих к минимуму возможность указанных нарушений;
- наделяет федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков полномочиями по взаимодействию с правоохранительными органами при выявлении и расследовании фактов недобросовестной деятельности на финансовом рынке.
Кроме того, необходимо подготовить законопроект, устанавливающий административную и уголовную ответственность конкретных лиц за недобросовестные операции на рынке ценных бумаг на основе инсайдерской информации и манипулирования ценами.
Залог ценных бумаг
... настоящего договора, в том числе с регистрацией в реестре акционеров эмитента информации об обременении ценных бумаг залогом, осуществляется залогодателем. В залоговом распоряжении, кроме всего прочего, должны содержаться ... и т.д. Такие права называются имущественными, и они могут являться предметом залога, при этом закладываться могут как имеющиеся права, так и права, которые возникнут в будущем. ...
Требуется разработка кодекса поведения участников финансового рынка по предупреждению и недопущению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации на организованном финансовом рынке, положения которого будут носить рекомендательный характер. Контроль за применением указанного кодекса следует возложить на федеральный орган исполнительной в сфере финансовых рынков совместно с саморегулируемыми организациями участников финансового рынка и биржами.
Для стимулирования участников финансового рынка выявлять и своевременно устранять нарушения законодательства Российской Федерации в своей деятельности, предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся установления нормы о снижении штрафов в отношении участников финансового рынка, когда ими самостоятельно выявляются нарушения законодательства Российской Федерации в сфере их деятельности, информируется федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков и добровольно представляется информация о принятых мерах по устранению выявленного нарушения.
Распоряжением правительства РФ от 29.12.2008 года № 2043-р утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года. [5]
Стратегия предусматривает в числе задач по развитию финансового рынка повышение его емкости и прозрачности (в частности внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие на финансовом рынке розничных инвесторов и защиту их инвестиций, развитие спектра финансовых инструментов, повышение информированности граждан о возможностях инвестирования средств на финансовом рынке), развитие и повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка (консолидацию биржевой инфраструктуры, совершенствование клиринговых процедур и расчетов, развитие учетных институтов), совершенствование правового регулирования финансового рынка (в частности унификацию принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, развитие системы пруденциального надзора, упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке).
К Стратегии приложены план первоочередных мероприятий по ее реализации (план законопроектных работ) и целевые показатели развития финансового рынка (показатели на 1 января 2008 года и планируемые к 2020 году).
Заключение
Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ.
Во-первых, рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.
Производные ценные бумаги: сущность, признаки и виды
... перспектив развития российского рынка производных финансовых инструментов. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: исследовать сущность и теоретические основы производных ценных бумагах; исследовать основные виды производных финансовых выявить основные отличия различных видов производных финансовых инструментов; ...
Во-вторых, сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие, которые имеют широкое хождение в России.
В-третьих, рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала. В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов и их распределение в соответствии с потребностями рынка.
В-четвертых, биржа не просто технический механизм торговли ценными бумагами. Традиционно это учреждение, которое определяет и создает остов индустрии рынка ценных бумаг, создает правила, определяет политику на рынке капиталов.
В-пятых, рынок ценных бумаг подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капиталов и прочими рыночными механизмами.
Но, несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.
Таким образом, основной целью развития рынка ценных бумаг России в ближайшее десятилетие должно стать его превращение в высокоэффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов, способствующий существенному увеличению привлечения инвестиций российскими реципиентами и снижению стоимости инвестиционных ресурсов. Применительно к текущей ситуации, рынок ценных бумаг должен превратиться из механизма обслуживания преимущественно спекулятивных операций в механизм перераспределения инвестиций. Можно констатировать, что российский рынок ценных бумаг при всех существующих недостатках обладает огромным потенциалом развития.
Список литературы
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22апреля 1996года.
2. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» №46-ФЗ от 5марта1999года.
3. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в российской федерации» №1008 от 1июля1996года.
Уличный рынок ценных бумаг Предмет: Рынок ценных бумаг
... на рынке ценных бумаг Рынок ценных бумаг Реферат 18 стр. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Рынок ценных бумаг Диплом 93 стр. Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг Курсовая работа 29 стр. Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг Курсовая работа 38 стр. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Рынок ценных бумаг Реферат 18 стр. Рынок ценных бумаг – сущность и структура Рынок ценных бумаг ...
4. Указ Президента Российской Федерации «об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в российской федерации» №1034 от 16сентября1997года
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»
6. Распоряжение Правительства РФ от 12.12.1998 г.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.94 г., часть 1.
8. Постановление Правительства РФ от 15.05.95 г. №458 «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций Федеральных займов».
9. Приказ Центрального банка России от 15 июня 1995 г. № 02-125 «Об утверждении новой редакции положения. Об обслуживании и обращении выпусков государственных Краткосрочных бескупонных облигаций в связи с началом региональных операций с ГКО».
10. Приказ Центрального Банка России от 6 мая 1993 года № 02-78 « О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями».
11. Буренин А. Н. «Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов». Учебник// М.: Экономика. 1998.
12. Горынина Н.Ю. «Лекции по курсу рынок ценных бумаг». Москва, МЭСИ,
13. «Ценные бумаги и фондовая биржа» Учебник под ред. Галыгина А.Г.// М.: Филинъ, 2005.
14. «Рынок ценных бумаг» Учебник //Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. — М.: Финансы и статистика, 2000.
15. Дробозина Л.А. «Финансы, денежные обращения, кредит». Учебник // М.: Финансы и статистика, 2000.
16. Каратуев А.Г. «Ценные бумаги». Учебник //М.: Дрофа. 1998.
17. Литвиненко Л.Т. «Рынок государственных ценных бумаг». Учебник //М.: Инфра-М. 1998.
18. Лялин В. А. «Ценные бумаги и фондовая биржа». Учебник //М.: Финансы и статистика. 1998.
19. Миркин Я.М. «Ценные бумаги и фондовый рынок». Учебник //М.: “Перспектива”. 1995.
20. Стародубцева «Рынок ценных бумаг» //Деньги. №9 (312) 2006.
21. «Ценные бумаги» издательство Российская газета № 18 1997 г.
22. КонсультантПлюс: ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ ОТ 27 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА
23. 2007 Газета «Государственная дума». http://gazduma.ru/press/.