Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории. В настоящее время в России широкое распространение получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения, и в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.
Исходя из вышесказанного целью работы является исследование вопросов экономической и социальной справедливости, их единства и противоположности.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи: во-первых, исследовать теоретические аспекты взаимосвязи экономической эффективности и социальной справедливости, во-вторых провести анализ взаимосвязи экономической эффективности и социальной справедливости в современной экономике, в заключении подвести итоги проделанной работе.
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.
1.1Понятие экономической и социальной справедливости
Социальная справедливость в сфере экономики — это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине в России).
В настоящее время в общественном сознании россиян сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный(считает справедливым такое распределение доходов ,при котором максимизируется общественное благосостояние), рыночный (распределение доходов по факторам производства) и трудовой. 1
Экономическая справедливость — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью — это отражение противоречия между производством и потреблением.
Экономическая эффективность и социальная справедливость: их единство ...
... эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты. / Борисов Е. Экономическая теория: Учебник. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Проспект, 2011./ Понятие «социальной справедливости», предполагающей относительно равномерное распределение ... по вопросам социальной справедливости, формам социальной защиты и источникам средств на эти цели. Проблемы социальной справедливости, поиска новых ...
В современных условиях применяется более широкое понятие социально-экономической эффективности, включающее категории социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал).
Такое расширение понятия экономической эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу или хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.
Экономическая справедливость, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим образом достигается, как показал опыт последних десятилетий (ГДР и ФРГ, Северная и Южная Корея, КНР и Тайвань — до начала 80-х гг.), в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.
Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсе- и трудосберегающих технологий.
В переходной экономике России реализация задач социальной справедливости затруднена довольно скромными размерами общественного «пирога», что сдерживает перераспределительные процессы.
1.2Проблемы взаимодействия экономической и социальной справедливости
Первым желанием является попытка соединить эти понятия к великому сожалению не удачно, понятия эти не только не тождественны, но в определенной мере противоречат друг другу. Противоречие между эффективностью и справедливостью «является одной из сложнейших проблем человеческих взаимоотношений. Эта проблема едва ли не самая сложная во всей социально-экономической науке. Именно здесь экономика теснейшим переплетается с социальной психологией, традициями той или иной страны, с менталитетом и предпочтениями различных народов. Социальные философы и рядовые граждане всегда ставили вопрос: «эффективность для чего? И для кого? Вполне понятно, что наивысшей эффективности социум достигает в условиях «совершенной конкуренции». Но при таких условиях больше всего выигрывают упорные и проигрывают «неудачника». Часто не по своей вине. Возникает проблема «социальной справедливости».
Экономическая эффективность стандартизации
... относятся такие экономические категории, как себестоимость, цена и производственные фонды. Определение экономической эффективности стандартизации необходимо: экономический метрологический исикава ... эффективностью работ Эффективность работ по стандартизации проявляется в следующих ее видах: экономическая; техническая и (или) информационная; социальная. Под экономической эффективностью стандартизации ...
Собственно говоря, проблема «социальной справедливости» со времен Христа является центральной в гражданском обществе. Ведь тяга к справедливости — определяющая для Человека. Наипервейшая ее проявление — недовольство различиями в уровнях благосостояния, Желание установить «справедливость» и «равенство» очень часто приводило к революций. Однако понимание «справедливости и равенства» слишком ризнилося в разные времена и у разных народов.
Полярные взгляды на проблему справедливости были издавна представленные учредителем «научного коммунизма» К. Марксу и родоначальником «научного антикомунизму» С.К ‘еркегором. Сразу после выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» С.К ‘еркегор записал в своем дневнике: «Из всех тиранов тирания равенства — самая опасная Больше всего ведет к тирании равенства коммунизм … Коммунизм скажет: вот как на свете правильно — не должно вообще быть разницы между человеком и человеком: все должны быть равными, как на фабрике; они должны быть одинаково одеты, есть одну и ту же пищу, что ее приготовлен в огромном котле, по одним ударом Колокол и в одной количестве «.
Как известно, провозглашенная К. Марксом и Ф. Энгельсом идея «бесклассового» общества «равных» во всем людей с единственной общенародного собственностью в своем реальном воплощении обернулась фарсом и трагедиями для миллионов людей. Однако, если «коммунизм» в «чистом виде» — суть «котлован» для бесчеловечной труда и «котел» — для бесчеловечной еды, то «капитализм» в «чистом виде» — суть «бочки с крысами», где сильный поедающая слабого. Не желая быть съеденных, люди часто проявляют определенное согласие вместо «бочки» получить «котлован» с «котлом». В этом, собственно говоря, и состоят полярные взгляды на проблему «равенства» и «справедливости».
1.3Эволюция современных взглядов на социальную справедливость
Современные взгляды на эту проблему имеют долгую предысторию. Классическая либеральная позиция взглядов состоит из трех основных звеньев: провозглашение свободы человека, признание рыночного механизма, отрицание социальной справедливости вообще (поскольку она уничтожает свободу личности.
Одним из учредителей «либерализма» по праву считают Ф.фон Хайека 2 . Он признавал «справедливость» как норму отношений между людьми в гражданском обществе, но категорически выступал против понятия «социальная справедливость». Для того, чтобы добиться т.н. «социальной справедливости» необходимое «совершенная модель распределения», но она, по его мнению, не возможна в принципе.
Хайек считал, что «социальная справедливость» — ничто иное, как напиврелигийний предрассудок, который охраняют те, кому это выгодно. Он доказывал, что чем больше зависимость отдельных лиц от действий правительства, тем больше они настаивают на том, чтобы правительство установило некоторую, всеми признанную, схему «распределительной справедливости». Но чем больше правительство будет стараться воплощать в жизнь такую модель желаемого распределения, тем больше он должен подчинять разных людей своему контролю. Хайек утверждал, что слепая вера в «социальную справедливость» непременно «приведет к нежелательным политических решений», а сама социальная система непременно будет стремиться к тоталитаризму. В конце концов, борьба за социальную справедливость приводит к уничтожению главной предпосылки моральных ценностей в обществе — свободы личности *
Экономика благосостояния: эффективность и справедливость
... в себя, явно или неявно, ценностные предпосылки, отражающее представления о справедливости. Принятие ценностных предпосылок в качестве основы анализа делает экономику благосостояния частью нормативной экономической ... же будет процедура анализа при использовании функции благосостояния? Вопрос о выборе между эффективностью и справедливостью, по сути, сводится к определению оптимального распределения ...
На принципе «свободы личности» построена и вся система взглядов другого выдающегося экономиста и социолога М. Фридмена. Само понятие справедливости в Фридмена неотделимы от понятий «равенства» и «свободы».
В проблеме «равенства» Фридмен выделяет три аспекта — личную равенство, равенство возможностей и равенство результатов. Личная равенство и равенство возможностей не противоречат свободе. Более того, они составляют существенную долю свободы личности. Но о «равенстве результатов» — дело несколько сложнее. Фридмен вводит понятие «справедливое распределение» — достаточно розпливчасте и неопределенное. Противоречивые и рекомендации Фридмена правительству. С одной стороны, он предлагает правительству действовать так, чтобы воплотить в жизнь идею «справедливой доли для всех», но это урезает нашу свободу. Строго и объективно определить «справедливую долю» возможно только в одном случае — когда все частицы одинаковы.
С другой стороны, Фридмен советует: «сфера деятельности правительства должен быть ограниченным, его главная обязанность состоит в защите членов общества от принуждения, охране закона и порядка, если мы не защищены от принуждения, мы не имеем реальной свободы выбора» ‘. Фридмен определяет тесную связь экономической и политической свободы. С одной стороны, свобода экономических отношений является составной частью свободы в широком смысле, а потому она самоцинна. С другой стороны, экономическая свобода — это необходимое средство достижения свободы политической.
Фридмен отмечает противоречие между идеалом «справедливого распределения» и идеалом «личной свободы». Именно на этом противоречия и разрушались все попытки сделать «равенство результатов» господствующее принципу организации общества. Конечным результатом всех таких попыток в разные времена в разных странах всегда оказывался террор. Но и террор не давал такой желаемой равенства результатов. Вывод Фридмена таков: общество, которое ставит равенство результатов выше свободу, в конце концов, теряет и равенство и свободу. Общество же, которое ставит свободу превыше всего, получает — даже не ставя перед собой такой задачи — и большую свободу, и большее равенство. Свобода — это не только отсутствие унификации, но и раз навсегда установленной иерархии. Как видим, для Ф. Хайека и М. Фридмена в системе ценностей особой является — свобода.
Известным исследователем проблем справедливости является Дж.Роулз. В отличие от своих предшественников Роулз утверждает, что целью общества является достижение социальной справедливости, но он признает также «справедливое неравенство». Система его взглядов довольно противоречивая, но заслуживает внимания. В этой системе главное место принадлежит двум определяющим принципам — «свободы» и «различий». Первый — «принцип свободы» — означает, что каждый человек имеет право на неограниченную свободу, которая не противоречит и не мешает свободе других. Второй — «принцип отличий» — распространяется на распределение доходов и богатств, на институты, которые основаны на неравенстве власти и ответственности.
Милтон Фридмен — основатель монетаризма
... кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы. 2. Биография Милтона Фридмена [4] Американский экономист Милтон Фридмен ... испытывают недостаток в экономической свободе» . В общей сложности Перу Милтона Фридмена принадлежит более 30 книг, свыше ... эффективность не является единственной целью, либо результаты действий одних людей могут затронуть интересы ...