Демографическая группа |
Уровень безработицы 1992 г. % |
Уровень безработицы 1996 г. % |
|
15 недель или более |
2.6 |
1.7 |
|
Таблица 1.
Наименование показателей |
Тыс. чел. |
% от экономически активного населения |
|||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
||
Экономически активное население: всего |
75665 |
75012 |
73962 |
73140 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
-мужчины |
38880 |
38714 |
39077 |
38974 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
-женщины |
36785 |
36298 |
34885 |
34166 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Занятые: всего |
72071 |
70852 |
68484 |
67100 |
95,3 |
94,5 |
92,6 |
91,7 |
|
-мужчины |
37063 |
36560 |
36132 |
35700 |
95,3 |
94,4 |
92,5 |
91,6 |
|
-женщины |
35008 |
34292 |
32352 |
31400 |
95,2 |
94,5 |
92,7 |
91,9 |
|
Безработные: |
3594 |
4160 |
5498 |
6040 |
4,7 |
5,5 |
7,4 |
8,3 |
|
-мужчины |
1817 |
2154 |
2945 |
3274 |
4,7 |
5,6 |
7,5 |
8,4 |
|
-женщины |
1777 |
2006 |
2533 |
2766 |
4,8 |
5,5 |
7,3 |
8,1 |
|
Таблица 2.
Население |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Всего занято в экономике |
100 |
00 |
100 |
100 |
|
В том числе в: -промышленности |
29,6 |
29,4 |
27,1 |
25,7 |
|
-сельском и лесном хозяйстве |
14,3 |
14,6 |
15,4 |
15,7 |
|
11,0 |
10,1 |
9,9 |
9,7 |
||
-транспорте и связи |
7,8 |
7,6 |
7,8 |
7,9 |
|
-торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках |
7,9 |
9,0 |
9,5 |
9,7 |
|
-жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения |
4,1 |
4,2 |
4,4 |
4,9 |
|
-здравоохранении, физической культуре и искусстве |
5,9 |
6,0 |
6,4 |
6,7 |
|
-образовании, культуре и искусстве |
10,4 |
10,2 |
10,8 |
11,3 |
|
-науке и научном обслуживании |
3,2 |
3,2 |
2,7 |
2,5 |
|
-кредитовании, финансах и страховании |
0,7 |
0,8 |
1,1 |
1,3 |
|
-аппарате органов управления |
2,1 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
|
-других отраслях |
3,0 |
2,6 |
2,5 |
2,1 |
|
Рисунок 2.
безработица занятость оукен
Пути регулирования безработицы и занятости в РФ.
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость — цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых — изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики — максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Мне представляется, что Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.
Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.