Безработица как макроэкономическая проблема

Демографическая группа

Уровень безработицы 1992 г. %

Уровень безработицы 1996 г. %

15 недель или более

2.6

1.7

Таблица 1.

Наименование показателей

Тыс. чел.

% от экономически активного населения

2000

2001

2002

2003

2000

2001

2002

2003

Экономически активное население: всего

75665

75012

73962

73140

100

100

100

100

-мужчины

38880

38714

39077

38974

100

100

100

100

-женщины

36785

36298

34885

34166

100

100

100

100

Занятые: всего

72071

70852

68484

67100

95,3

94,5

92,6

91,7

-мужчины

37063

36560

36132

35700

95,3

94,4

92,5

91,6

-женщины

35008

34292

32352

31400

95,2

94,5

92,7

91,9

Безработные:

3594

4160

5498

6040

4,7

5,5

7,4

8,3

-мужчины

1817

2154

2945

3274

4,7

5,6

7,5

8,4

-женщины

1777

2006

2533

2766

4,8

5,5

7,3

8,1

Таблица 2.

Население

2000

2001

2002

2003

Всего занято в экономике

100

00

100

100

В том числе в:

-промышленности

29,6

29,4

27,1

25,7

-сельском и лесном хозяйстве

14,3

14,6

15,4

15,7

11,0

10,1

9,9

9,7

-транспорте и связи

7,8

7,6

7,8

7,9

-торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках

7,9

9,0

9,5

9,7

-жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения

4,1

4,2

4,4

4,9

-здравоохранении, физической культуре и искусстве

5,9

6,0

6,4

6,7

-образовании, культуре и искусстве

10,4

10,2

10,8

11,3

-науке и научном обслуживании

3,2

3,2

2,7

2,5

-кредитовании, финансах и страховании

0,7

0,8

1,1

1,3

-аппарате органов управления

2,1

2,3

2,4

2,5

-других отраслях

3,0

2,6

2,5

2,1

Рисунок 2.

безработица занятость оукен

Пути регулирования безработицы и занятости в РФ.

В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость — цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых — изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.

Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.

Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики — максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Мне представляется, что Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.

Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.