Организация и проведение лабораторного практикума является основой в подготовке учащихся в системе начального профессионального образования. Методическая подготовка педагога к проведению лабораторных и практических работ — наиболее значимая функция при разработке организационно-методического обеспечения. Выбор производственно-технологической базы также является компонентом естественнонаучной, общей профессиональной и специальной подготовки в области техники и технологий, предназначенный для приобретения навыков работы на реальном оборудовании, с аналогами которого будущему специалисту, возможно, придется иметь дело в своей практической деятельности.
Лабораторный практикум относится к таким видам учебных занятий, которые включают лабораторные и практические работы в соответствии с графиком учебного процесса по определенному междисциплинарному курсу.
На сегодняшний день с введением федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, существует проблема недостаточности методического обеспечения для проведения лабораторно-практических работ по МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку». Предложенная методическая разработка помогает решить данную проблему.
Объект исследования — организация процесса обучения по междисциплинарному курсу (МДК) 01.02 «Технологические приемы сборки изделий под сварку».
Предмет исследования — разработка лабораторного практикума и формирование профессиональных компетенций при изучении темы: «Сборка угловых и тавровых соединений под сварку».
Цель исследования — разработка методики организации обучения для проведения лабораторного практикума МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку».
При разработке методики организации лабораторно-практической работы МДК 01.02 «Технологические приемы сборки изделий под сварку» должны быть решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты методологии проведения лабораторно-практических работ в системе начального профессионального образования (НПО);
2. Изучены, проанализированы и разработаны нормативные документы подготовки по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);
3. Отобрано содержание теоретического материала для проведения лабораторного практикума МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку»
Способы и приемы экономического анализа
... планирования, управления, экономической кибернетики и др.). Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые ... всю совокупность, так и ее часть (например, удельный вес в валовой продукции готовых изделий основного назначения, вспомогательных изделий и незавершенного производства). ...
4. Разработаны этапы перспективно-тематического плана (ПТП) по теме: «Сборка угловых и тавровых соединений под сварку».
5. Апробирована разработка на основе плана-конспекта урока по теме «Сборка угловых и тавровых соединений под сварку».
6. Разработаны задания и методические указания для выполнения лабораторного практикума по теме «Сборка угловых и тавровых соединений под сварку» МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку».
Глава 1. Назначение лабораторного практикума в теории и практике начального профессионального образования
1.1 Объективная необходимость лабораторного практикума, Лабораторный практикум
Лабораторный практикум относится к таким видам учебных занятий, которые включают лабораторные и практические работы в соответствии с графиком учебного процесса.
Лабораторный практикум проводится в специализированных учебных лабораториях. Эффективность данного вида занятий во многом определяется возможностями учебного заведения:
- в оснащении учебных лабораторий современным оборудованием;
- в выборе номенклатуры объектов экспериментального изучения и содержания лабораторных работ;
- в реализации эффективных технологий выполнения работ и т.д.
1.2 Образовательные задачи лабораторного практикума
На лабораторный практикум возлагаются следующие важные задачи:
- Практическое закрепление полученных теоретических знаний;
- Приобретение навыков самостоятельной работы с реальным оборудованием;
- Планирование и постановка инженерного эксперимента;
- Выбор оборудования для проведения эксперимента;
- Обработка и объяснение результатов эксперимента;
- Сопоставление результатов теоретического анализа с экспериментальными данными
В идеальной постановке образовательного процесса для повышения эффективности усвоения учебного материала, каждый объект изучения в рамках учебной дисциплины в обязательном порядке должен снабжаться всеми необходимыми компонентами теоретического, практического, модельного и экспериментального изучения.
1.3 Виды лабораторных практикумов
В системе НПО при подготовке по профессии … могут быть использованы различные виды практикумов, таких как:
«Идеальный» лабораторный практикум
- Разнообразное и необходимое оборудование, применяемое в учебной лаборатории;
- измерительные приборы различных видов и типов;
- вспомогательные приспособления и другие необходимые атрибуты проведения экспериментальных исследований.
- в соответствии с полученным индивидуальным заданием и предварительно освоенными теоретическими знаниями об объекте учащийся выбирает из множества, предоставленного в его распоряжение лабораторного оборудования только то, которое необходимо для выполнения его индивидуального задания;
- каждый учащийся самостоятельно выполняет лабораторную работу или проводит эксперимент, в результате чего он получает возможность активных самостоятельных действий с реальным оборудованием и приборами.
Однако на практике такой идеальный подход никогда не применяется, поскольку требует много свободного оборудования и времени для своей реализации, высок риск порчи оборудования из-за неумелых действий плохо подготовленных студентов.
Психология педагогика : Методика проведения лабораторно-практических ...
... лабораторно-практических работ по экономике становится наиболее актуальна. Урок - творческий акт, он требует от учителя и учащегося мобилизации их интеллекта и эмоциональных сил. актуальность Проблема исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель ...
Традиционный лабораторный практикум
Учащийся, в лучшем случае, выполняет рутинные операции изменения напряжений, переключения отдельных приборов, цепей и т.д. При этом учащийся лишается главного — самостоятельной постановки эксперимента, выбора приборов и оборудования (за него уже все выбрано и поставлено).
Кроме того, в реальных условиях постановка лабораторного практикума сталкивается с организационными, техническими и экономическими трудностями. Так, с позиции эффективности усвоения материала было бы наиболее целесообразно после изложения теоретической части по каждому разделу дисциплины сразу же закрепить именно этот материал лабораторным практикумом. Однако лекция, как правило, читается для 100-150 слушателей, а возможности учебной лаборатории в лучшем случае рассчитаны на 6-12 рабочих мест, что не обеспечивает потребности даже одной учебной группы.
Вынужденно приходится на одном лабораторном стенде реализовывать бригадное выполнение лабораторной работы (по 2-4 человека в бригаде).
Эффективность такого метода чрезвычайно низка, поскольку в каждой такой бригаде работу выполняет один учащийся, который является лидером конкретного мини-коллектива. Остальным студентам достаются рутинные, вспомогательные операции (фиксация в протоколе результатов измерений, построение графиков и т.д.), которые не способствуют ни приобретению практических навыков работы с реальным оборудованием, ни усвоению существа изучаемых процессов. Тем самым нарушается одна из главных образовательных функций лабораторного практикума — самостоятельность практического освоения реальной техники.
Другие учебные группы общего потока обучаемых, в лучшем случае, с задержкой в 2-4 недели смогут приступить к выполнению лабораторных работ, т.е. происходит разрыв во времени между теоретическим, практическим и экспериментальным изучением материала, что также не способствует эффективности его усвоения.
Демонстрационный лабораторный практикум
Обычно такое случается, когда объект изучения слишком громоздок, дорог или энергоемок, чтобы его можно было многократно тиражировать для одновременного (фронтального) выполнения работ. В то же время, создание уменьшенных физических моделей по каким-то причинам признано нецелесообразным. Например, считается, что масштабное «искажение» изучаемого объекта уводит учащихся из реального мира в его виртуальное отражение и наносит тем самым вред образовательному процессу. Это заблуждение. Если в процессе масштабирования были соблюдены критерии подобия, то можно быть уверенным, что изучаемые физические процессы не искажены. Именно это главное в образовательном процессе. А работу реального станка, домны, прокатного стана, электростанции можно изучить в процессе учебной практики или учебного видеофильма. Будущему специалисту важнее не их внешний облик (он со временем может стать совершенно другим), а понимание принципа действия и рабочих процессов, которые меняются значительно реже.
Демонстрационный лабораторный практикум обычно проводится опытным преподавателем. Учащимся в основном отводится роль пассивных наблюдателей. При этом не реализуются главные образовательные функции лабораторного практикума (выбор приборов и оборудования, активные действия с объектом изучения), кроме одной — знакомство с работой реального оборудования. Но ценность этого весьма сомнительна — смена лабораторного оборудования в учебных заведениях происходит так редко, что реально приходится знакомиться с работой уже устаревшего оборудования, которое, как правило, давно снято с производства и эксплуатации.
Работа : «Показатели использования основных фондов»
... основных фондов. Рациональное и экономное использование как основных, так и оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия. Главной задачей этой курсовой работы следует считать поиск путей увеличения использования основных фондов ... приборы и устройства и лабораторное оборудование, предназначенные для измерений, регулирования производственных процессов, проведения испытаний и ...
Таким образом, проведение демонстрационных лабораторных работ следует расценивать, как вынужденную и временную меру, отражающую трудности создания современного эффективного учебного лабораторного оборудования.
Виртуальный лабораторный практикум
Различают две принципиальные разновидности виртуальных лабораторных практикумов:
- полностью модельный лабораторный практикум, который от постановки до получения результатов реализуется средствами универсальных или специально разработанных компьютерных моделей;
- полунатурный лабораторный практикум, который в своей постановке опирается на модельные средства, а результаты берутся из базы данных реально проведенных экспериментов.
Возможности современных имитационных компьютерных моделей создают полную иллюзию работы с реальным оборудованием. В таком подходе есть положительный момент, позволяющий реализовать каждому обучаемому свои индивидуальные творческие способности. Находясь в виртуальной лаборатории, можно выбрать виртуальные приборы и оборудование, собрать на виртуальном стенде схему эксперимента по своему индивидуальному заданию, провести поисковое моделирование исследуемого физического процесса при различных заданных параметрах и ограничениях, обработать результаты исследования, не затрачивая усилий на рутинные расчеты и графические построения.
Получение из базы данных результатов реальных экспериментов не несет нового в образовательный процесс, так как обучаемому необходимо наблюдать реакцию лабораторного оборудования именно на свои, пусть даже ошибочные, действия, которые впоследствии можно осмыслить, сделать поправку и провести повторный эксперимент. А когда на все его действия компьютерная система «подставляет» единственно правильный результат, полученный опытным преподавателем, учащийся начинает понимать, что его не учат, а «красиво обманывают» и теряет интерес к творческому поиску решений.
Таким образом, компьютерное моделирование изучаемых физических процессов является обязательной компонентой современного образовательного процесса, но оно не может полностью заменить реальный лабораторный практикум.
Удаленный лабораторный практикум
Лабораторное оборудование и программно-методические средства этого типа позволяют по индивидуальному заданию обучаемого выбирать объект изучения из предлагаемого множества альтернатив, настраивать его параметры, конфигурировать заданную схему и режимы проведения эксперимента, обрабатывать результаты эксперимента и проводить их строгую математическую оценку. Здесь в полном объеме реализуется комплекс образовательных функций, возложенных на лабораторный практикум.
Проведенный анализ существующих лабораторных практикумов показывает, что практически в каждом учебном заведении используется не объективно необходимая, а случайным образом сформированная лабораторная база, которая не позволяет осуществлять единую государственную систему подготовки технических специалистов. Объективно напрашивается пересмотр сложившейся практики проведения лабораторных исследований и создания нормативных документов, регламентирующих введение концепции и лабораторного оборудования нового поколения.
Правовые основы финансовой деятельности государства и муниципального образования
... Российской Федерации, регулирующие вопросы финансовой деятельности в Российской Федерации, а также акты органов местного самоуправления. Целью данной курсовой работы является изучение правовой основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку формы и направления ...
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существующих или основных теоретических положений (законов, зависимостей).
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик, расчетов, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление методикой проведение экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлении, процессов и т.д.
При выборе содержания и объема лабораторной работы следует исходить из:
- сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей;
- из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности;
- из того, какое место занимает конкретная лабораторная в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании междисциплинарного курса (МДК).
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью — подтверждением теоретических положений, в ходе выполнения задания у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, аппаратурой, лабораторным оборудованием, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимость, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты в виде отчетов).
1.5 Организация лабораторно-практических занятий
Лабораторная работа, как вид учебного занятия должна проводиться в учебных лабораториях. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудования помещениях (площадках, полигонах и т.д.).
Продолжительность лабораторной работы и практического занятия составляет не менее 2-х академических часов.
Необходимыми структурными элементами лабораторной работы и помимо самостоятельной деятельности студентов являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степень овладения студентами запланированных умений.
Лабораторно-практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, выполняется учащимися с помощью подробных инструкций, в которых указаны цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковой характер, выполняются учащимися без подробных инструкций, студентам не дан порядок выполнения необходимых действий, от учащихся требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторно-практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить, высокий уровень интеллектуальной деятельности.
Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях;
- фронтальная — все учащиеся выполняют одновременно одну и ту же работу;
- групповая — одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек;
- индивидуальная — каждый учащийся выполняет индивидуальное задание.
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний учащихся — их теоретической готовности к выполнению задания. Проверка знаний проводится в форме, которую определяет преподаватель дисциплины (тестирование, технический диктант, проверка домашнего задания и т.д.)
- Методические указания разрабатываются в соответствии с характером лабораторных занятий (репродуктивный, частично-поисковый, поисковый).
1.6 Правила выполнения лабораторно-практических работ
Лабораторно-практические работы выполняются учащимися по графику в соответствии с учебным расписанием занятий.
Учащийся, не выполнивший лабораторно-практическую работу, должен в двухнедельный срок с разрешения преподавателя и по согласованию с учебной частью выполнить ее в дни консультаций.
К выполнению работ допускаются учащиеся:
- прошедшие инструктаж по технике безопасности;
- имеющие в тетради протоколы испытаний к очередной работе, выполненные в соответствии с настоящим пособием;
- ознакомившиеся с целью и порядком выполнения работы;
- изучившие теоретический материал, относящийся к выполняемой работе, по рекомендуемым учебным пособиям, конспекту лекций.
Подготовленность учащихся к выполнению лабораторно-практических работ проверяется преподавателем индивидуально. Учащийся, получивший неудовлетворительную оценку, к выполнению работы не допускается.
Результаты лабораторно-практической работы заносятся в протокол испытаний и таблицы карандашом и представляются преподавателю для проверки. При неправильных результатах лабораторно-практическая работа должна быть переделана.
Допускается на усмотрение преподавателя оформление одного протокола испытаний и отчета бригадой из двух учащихся. Минимум знаний, необходимых для защиты лабораторно-практической работы, отражают контрольные вопросы в конце работы.
Глава 2. Изучение, анализ и разработка нормативных документов
2.1 Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ФГОС НПО)
ФГОС НПО представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессиям всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории РФ, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) поданной профессии, имеющими государственную аккредитацию [3].
Нормативные сроки освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице ФГОС НПО и определяют рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Характеристика профессионально деятельности — описательная модель профессии, определяющая ее место в социально-экономических изменениях страны и содержание трудовой деятельности.
Нами был проанализирован ФГОС НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Право на реализацию ОПОП по профессии НПО имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
Нами были рассмотрены:
- Приказ № 16261 от 4.02.2010 (зарег. в Минюст. России) «Об установлении соответствия профессий НПО.
- Приказ № 15085 от 22.19.2009 (зарег.
в Минюст. России) «Об утверждении Перечня профессий НПО. На основе, которого был выделен перечень профессий и специальность сварщик.
- Министерство образования и науки РФ от 28.09.2009 №354 Перечень профессий НПО.
150700 — Машиностроение
150709.02 — Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Нормативные сроки освоения ОПОП НПО:
- при очной форме:
на базе среднего (полного) общего образования — 10 месяцев.
на базе основного общего образования — 2 года 5 месяцев
Профессии: газосварщик, электрогазосварщик, электрогазосварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщик ручной сварки, газорезчик.
- по очно — заочной (вечерней) форме:
- на базе среднего (полного) общего образования — не более чем на 1 год;
- на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года.
Специфика подготовки выпускника включает:
- Область профессиональной деятельности выпускников: электросварочные и газосварочные работы.
- Объекты профессиональной деятельности выпускников является:
1) Технологические процессы сборки и электрогазосварки конструкций;
2) Сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные приспособления;
3) Детали, узлы и конструкции из различных материалов;
4) Конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация.
- Виды деятельности обучающийся по профессии сварщик (электросварочные и газосварочные работы):
1) Подготовительно-сварочные работы;
2) Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях;
3) Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление;
4) Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
5) Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК) соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1. Подготовительно-сварочные работы.
ПК 2. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.
ПК 3. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление.
ПК 4. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
Проанализирована характеристика профессиональная деятельность рабочих и основные требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии.
2.2 Анализ и разработка учебного плана на основе ФГОС НПО
Учебный план — основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении.
Система профессионально-технологических знаний формируется у учащихся в результате изучения различных модулей, и составляют стройную систему взаимосвязанных элементов. Эта взаимосвязь проявляется в виде межпредметных связей.
Интегративность — это не только взаимопроникновение, но и взаимообогащение учебных дисциплин.
В ходе данной работы была изучена модель учебного плана НПО выявлена основная идея и принципы, сформировано учение анализировать и корректировать примерный учебный план НПО, сформированы начальные навыки разработки фрагмента в части профессиональной подготовки рабочих в профессиональном училище. На основе модели учебного плана был представлен макет рабочего учебного плана подготовки по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) [8].
В макете учебного плана представлено четкое распределение учебных часов на аудиторную и внеаудиторную нагрузку. Для каждого профессионального модуля определено содержание в виде выделенных междисциплинарных курсов (МДК).
Так, например, в курсовой работе представлен образец распределения учебной нагрузки для МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку».
2.3 Разработка и анализ рабочей программы МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку»
Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности, разработанный на основе примерной учебной программы, применительно к конкретному учебному заведению с учетом национально-региональных требований.
Рабочая программа включает в себя:
1. Паспорт программы профессионального модуля
1.1. Область применения программы;
1.2. Цели и задачи модуля — требования к результатам освоения модуля;
1.3. Рекомендуемое количество часов на основе программы профессионального модуля;
2. Результаты освоения профессионального модуля;
3. Структура и примерное содержание профессионального модуля;
4. Условия реализации программы профессионального модуля;
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению;
4.2. Информационное обеспечение обучения;
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса;
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.
1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля ПМ 01 Подготовительно-сварочные работы включает в себя:
1.1. Область применения программы.
Программа профессионального модуля (далее программа) является частью основной профессионально образовательной программы в соответствии с ФГОС для подготовки по профессии 150709.02 -Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД):
ВПД 1: Подготовительно-сварочные работы и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке;
- ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки;
- ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку;
- ПК 1.4.
Проверять точность сборки.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке и переподготовке, а также подготовке незанятого населения на базе основного общего образования, в области машиностроения и металлообработке при наличии среднего (полного) общего образования: электросварщик, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, газосварщик, электросварщик ручной сварки; при обучении по профессиональным образовательным программам: НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
1.2. Цели и задачи модуля — требования к результатам освоения модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
1. Иметь практический опыт:
- выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
- подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
- выполнения сборки изделий под сварку;
- проверки точности сборки;
2. Уметь:
- выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;
- подготавливать газовые баллоны к работе;
- выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками, проверять точность сборки;
3. Знать:
- правила подготовки изделий под сварку;
- назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
- средства и приемы измерений линейных размеров, узлов, отклонений формы поверхности;
- виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;
- виды сварных швов и соединений, их обозначение на чертежах;
- типы разделки кромок под сварку;
- правила наложения прихваток;
- типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе.
1.3. Рекомендуемое количество часов на основе программы профессионального модуля:
Всего-88 часов, в том числе:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося — 58 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 39 часов;
- самостоятельной работы обучающегося — 19 часов;
- учебной практики — 30 часов.
2. Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности «Подготовительно-сварочные работы», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Таблица 2 — Коды профессиональных и общих компетенций
Код |
Наименование результата обучения |
|
ПК 1.1. |
Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке. |
|
ПК 1.2. |
Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки. |
|
ПК 1.3. |
Выполнять сборку изделий под сварку. |
|
ПК 1.4. |
Проверять точность сборки. |
|
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
ОК 2 |
Организовать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем. |
|
ОК 3 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
|
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
|
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
ОК 6 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
|
Структура и примерное содержание профессионального модуля
ПМ 01. Подготовительно-сварочные работы
Условия реализации программы профессионального модуля, Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета-лаборатории теоретических основ сварки и резки металлов — 1; учебно-производственной сварочной мастерской — 1.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- набор средств индивидуальной защиты сварщика;
- персональный компьютер;
- обучающие программы;
- комплект сварочных шаблонов;
- шкаф для методических материалов;
- столы и стулья для учащихся;
- комплект инструментов для визуального контроля;
- набор контрольных текстов.
Технические средства обучения:
- компьютер на рабочем месте преподавателя;
- проектор мультимедийный;
- экран настенный рулонный;
- комплект учебных видеофильмов.
Оборудование учебно-производственной сварочной мастерской и рабочих мест мастерской:
- сварочный стол;
- комплект вытяжной вентиляции;
- верстак слесарный;
- набор слесарных инструментов и средств измерения;
- средства индивидуальной защиты.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Казаков Ю.В. Под ред. Казакова Ю.В. Сварка и резка материалов. Учебное пособие. — М.: Академия, 2007.
2. Чернышов Г.Г. Сварочное дело: Сварка и резка металлов. — М.: Академия, 2008.
Общие требования к организации образовательного процесса
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным изданием по каждому МДК.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной литературой по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания, в расчете 1 экземпляр на каждых 100 обучающихся.
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей, и реализуются рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Консультации (групповые, индивидуальные, письменные, устные) для обучающихся по освоению модуля проводятся за счет аудиторной нагрузки и отдельно учебным планом не предусмотрены. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год. Формы проведения консультаций: групповые, индивидуальные, письменные, устные.
При освоении профессионального модуля ПМ 01 Подготовительно-сварочные работы изучаются 2 раздела содержащие 2 курса МДК:
- МДК 01.01. Подготовка металла к сварке;
- МДК 01.02.
Технические приемы сборки изделий под сварку.
Оба раздела модуля включают практику. Параллельно с изучением курса МДК изучаются общепрофессиональные дисциплины:
- ОП 01. Основы инженерной графики;
- ОП 02. Основы автоматизации производства;
- ОП 03. Основы электротехники;
- ОП 04. Основы материаловедения;
- ОП 05. Допуски и технические измерения;
- Таблица 5 — Межпредметные связи МДК 01.02.
«Технические приемы сборки изделий под сварку»
1 курс |
2 курс |
3 курс |
||||
1 полуг. |
2 полуг. |
1 полуг. |
2 полуг. |
1 полуг. |
2 полуг. |
|
МДК 01.01. Подготовка металла к сварке |
||||||
МДК 02.01. Оборудование техника и технология электросварки |
||||||
МДК 02.05. Технология производства сварных конструкций |
||||||
МДК 01.02. Технологические приемы сборки изделий под сварку |
||||||
Учебная практика (производственное обучение) |
Производственная практика |
|||||
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля демонстрируемых обучающимся знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по профессиональному модулю.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в течении первых двух месяцев от начала обучения.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (ил несоответствия) индивидуальных образовательных достижений, основным показателем результатов подготовки (таблицы).
Таблица 6 — Формы контроля оценки результатов сформированных компетенций
Компетенция |
Основные показатели оценки результата |
Формы контроля |
|
ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке. |
Выполнение правки и гибки пластин. Выполнение разметки при помощи линейки, угольника, циркуля по шаблону. Выполнение резки пластин и труб ножовкой, очистки металлической щеткой. Выполнение опиливания ребер и плоскостей пластин, опиливание труб. |
Текущий контроль в форме:
Промежуточный контроль в форме зачетов по каждому из разделов профессионального модуля и по производственной практике. Итоговый контроль в форме наблюдения и экспертной оценки выполнения комплексных практических работ и экзамена по завершению профессионального модуля. |
|
ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки. |
Выполнение подготовительных работ с газовыми баллонами, регулировка аппаратуры для сварки, резки. |
||
ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку. |
Выполнение сборочных работ стыковых, угловых, тавровых, нахлесточных соединений. |
||
ПК 1.4. Проверять точность сборки. |
Выполнение работ по проверке контроля качества шва, точности сборки. |
||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Демонстрация постоянного интереса к выбранной профессии. Перспектива социализации в обществе. |
Выступление с докладами, участие в конкурсах профессионального мастерства, повышенный уровень усвоения материала. Дискуссия, беседа, дебаты, подготовка эссе, практическая работа. |
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
Целеустремленность, четкость и качество выполнения работы, заданной руководителем. Выбор и применение методов, способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов. Оценка эффективности и качества выполнения. |
Собеседование, наблюдение, практическая работа, контрольная работа. |
|
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области электродуговой сварки. |
Практическая работа, контрольная работа, конкурс профессионального мастерства. |
|
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Ориентация в технологии и технологических приемах. Понимание технических заданий. Поиск и анализ технической и справочной литературы и технической документации. Эффективный поиск необходимой информации. Использование различных источников, включая электронные. |
Наблюдение, устный опрос, доклад, постановка задач. Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося. |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Работа на компьютере в кабинете ВТ. |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
|
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами профессионального обучения в процессе обучения. |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
|
При разработке рабочей программы МДК 01.02. мы опирались на принципы разработки и совершенствования рабочей программы предмета.
Рабочая программа МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку»
Введение
Тема 01.02.01 Сборка изделий под сварку:
Содержание учебного материала (8 ч):
Сборка стыковых соединений.
Сборка угловых и тавровых соединений.
Сборка нахлесточных соединений и вырубка канавок для подварочного шва.
Практические занятия (2 ч):
Сборка под сварку стыковых соединений.
Сборка угловых и тавровых соединений.
Сборка нахлесточных соединений.
Вырубка канавок.
Тема 01.02.02. Технология подготовки металла к свалке:
Содержание учебного материала (10 ч):
Технологические приемы при сборке стыковых соединений.
Технологические приемы сборки угловых и тавровых соединений.
Технологические приемы сборки сложных изделий.
Виды и значение сборочно-сварочных приспособлений.
Практические занятия (2 ч):
Сборка угловых соединений из пластин под углами без скоса и со скосом кромок, с установкой необходимого зазора.
Сборка под сварку пластин без скоса кромок стенки тавра.
Сборка нахлесточных соединений пластин одинаковой и разной толщины.
Самостоятельная работа при изучении МДК 01.02. (9 ч):
чтение конспектов и учебной литературы по темам 1,2.Реферат. Доклад. образование лабораторный модуль дидактический
Учебная практика (20 ч).
Виды работ:
Инструктаж по содержанию занятий, сборочно-сварочным приспособлениям, их видам и назначению, организация рабочего места и безопасности труда. Сборка под сварку стыковых соединений. Проверка угла скоса кромок, величины притупления. Установка необходимого зазора при сборке. Постановка прихваток. Зачистка прихваток. Проверка качества прихватки по излому. Вырубка канавок для подварочного шва. Сборка угловых соединений из пластин под углами без скоса и со скосом кромок с установленной величиной необходимого зазора. Сборка под сварку пластин без скоса кромки стенки тавра. Сборка нахлесточных соединений пластин одинаковой и разной толщины. Сборка стыковых соединений. Сборка угловых и тавровых соединений. Сборка нахлесточных соединений и вырубка канавок для подварочного шва.
Глава 3. Методический отбор содержания темы МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку»
3.1 Подбор учебного материала
Учебник излагает предметное содержание образования, предназначенное программой для образовательного изучения. Он создается на основе учебной программы по предмету.
Учебное пособие обычно раскрывает отдельные проблемы и вопросы, описанные в учебнике, но требующие более детального рассмотрения. К ним относятся (конспекты лекций, хрестоматии, лабораторные практикумы, сборники задач и упражнений).
Учебно-методические пособия предназначены для преподавателей и в них, как правило, содержатся частнометодические сведения по подготовке и проведению занятий по предмету.
Для анализа были выбраны учебники:
1. Глизманенко Д.Л. — Сварка и резка металлов;
2. Малышев Б.Д. — Ручная дуговая сварка;
3. Таубер Б.А. — Сборочно-сварочные приспособления и механизмы.
Главное отличие учебника от другой литературы, например научной (монографической, энциклопедической) заключается в том, что он имеет не только предметное содержание, но и педагогическое. Учебник призван не только излагать факты, законы, теории, он включает в себя дидактический, справочно-ориентированный и воспитательный компоненты (аннотация, предисловие, оглавление, библиография, предметный и алфавитный указатели, выходные данные книги).
Функции учебника:
1. Информационная — излагаются знания, способы деятельности, опыт деятельности;
2. Трансформационная — научное знание в учебнике переработано в содержание образования для изучения в соответствии с учебным заведением;
3. Систематизирующая — преподносит учебный материал в систематизированном виде;
4. Закрепляющая и контролирующая;
5. Координирующая;
6. Интегрирующая — дает целостное представление об изучаемом материале;
7. Развивающая и воспитывающая.
Модели учебников:
1. Конвенциональный — традиционный общепризнанный учебник, построенный на принципах классической педагогики;
2. Программированный — построен на принципах теории программного обучения;
3. Проблемный — учебник построенный на принципах проблемного обучения;
4. Комбинированный.
Показатели качества и соответствующие им коэффициенты значимости:
1. Наличие в учебнике самого существенного содержания программы учебного материала (5 баллов);
2. Соответствие определений, терминов и символов, используемых в анализируемом учебнике, общепризнанному содержанию учебного предмета (5 баллов);
3. Представление рассматриваемого понятия во всей его многогранности и в развитии (4 балла);
4. Соответствие принятой в учебнике логики изложения возрастным и познавательным возможностям учащихся (3 балла);
5. Выполнение правил: от простого к сложному, от частного к общему, от легкого к трудному (5 баллов);
6. Простота языка и доступность стиля изложения учебного материала (5 баллов);
7. Количество новых понятий, вводимых на одном занятии (в одном параграфе), и их сложность (3 балла);
8. Число страниц текста, приходящихся на 1 час занятия (4 балла);
9. Четкость структуры разделов и слов учебника (3 балла);
10. Четкость структуры учебника (3 балла);
11. Соответствие перечня анализируемых разделов и учебника рубрикам тем учебной программы (3 балла);
12. Соответствие последовательности изложения содержания в учебнике последовательности рубрик учебной программы (5 баллов);
13. Соответствие содержания учебника и содержания всей программы учебного предмета (4 балла);
14. Равномерность распределения материала по темам учебника (4 балла);
15. Наличие межпредметных связей с производственным (практическим) обучением (5 баллов);
16. Оценки межпредметных и внутрипредметных (межтемных) связей в содержании учебника (5 баллов);
17. Наличие достаточного количества иллюстративного материала (4 балла);
18. Внешнее оформление (3 балла).
Таблица 8 — Коэффициенты значимости учебников
Показатель качества |
Коэффициент значимости К |
Оценка в баллах |
||||||
Учебник 1 Глазименко Д.А. |
Учебник 2 Тубер Б.А. |
Учебник 3 Малышев Б.Д. |
||||||
Оценка Р |
К * Р |
Оценка Р |
К*Р |
Оценка Р |
К*Р |
|||
1 |
5 |
2 |
10 |
5 |
25 |
2 |
10 |
|
2 |
5 |
4 |
20 |
5 |
25 |
4 |
20 |
|
3 |
4 |
2 |
18 |
4 |
16 |
2 |
8 |
|
4 |
3 |
3 |
9 |
3 |
9 |
3 |
9 |
|
5 |
5 |
2 |
10 |
5 |
25 |
2 |
10 |
|
6 |
5 |
2 |
10 |
5 |
25 |
2 |
10 |
|
7 |
3 |
3 |
9 |
2 |
6 |
3 |
9 |
|
8 |
4 |
2 |
8 |
4 |
16 |
2 |
8 |
|
9 |
3 |
3 |
9 |
3 |
9 |
3 |
9 |
|
10 |
3 |
3 |
9 |
3 |
9 |
3 |
9 |
|
11 |
3 |
2 |
6 |
2 |
6 |
1 |
3 |
|
12 |
5 |
2 |
10 |
3 |
15 |
1 |
5 |
|
13 |
4 |
3 |
12 |
3 |
12 |
3 |
12 |
|
14 |
4 |
4 |
16 |
3 |
12 |
3 |
12 |
|
15 |
5 |
3 |
15 |
4 |
20 |
3 |
15 |
|
16 |
5 |
2 |
10 |
4 |
20 |
2 |
10 |
|
17 |
4 |
3 |
12 |
3 |
12 |
3 |
12 |
|
18 |
3 |
2 |
6 |
2 |
6 |
2 |
6 |
|
Сумма: |
189 |
268 |
177 |
|||||
В ходе данной работы нами было изучено 3 учебника разных авторов по анализируемому предмету. Проведен анализ учебников органолептическим методом, и выбран основной учебник на основе сравнения результатов анализа.
По результатам полученных данных мной был выбран основной учебник по предмету, автора Таубер Б.А. т.к. в нем более систематично представлен изучаемый материал.
Учебники Глазименко Д.А. и Малышева Д.А. можно использовать как материал для самостоятельной подготовки и дополнительного материала для изучения отдельных тем учебной программы.
3.2 Структурно-логический анализ отбора учебного материала МДК 01.02. «Технологические приемы сборки изделий под сварку»
Отбор учебного материала
Наибольших затрат време…