Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как жизнь современного общества основана, прежде всего, на необходимости человека удовлетворять свои потребности.
Потребность — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом Медведева, Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы / Е.С. Медведева. — М. : ТЦ Сфера, 2006 г.. Потребности выражаются во взаимосвязи субъекта с его деятельность и проявляются, прежде всего, в поведении, а также в его интересах, деятельности и целях, которые он ставит перед собой.
Экономические потребности — часть имеющихся в обществе потребностей, для удовлетворения которой необходимо общественное воспроизводство Словарь бизнес — терминов. 2001 г.. В систему таких потребностей входят как предметные потребности в еде, одежде, технике, книгах и т. п., так и социальные потребности в труде, образовании, охране здоровья. В условиях рыночных отношений экономические потребности заменяются деньгами и становятся формой спроса. Это в первую очередь имеет отношение к личным потребностям.
Удовлетворение потребностей является целью любой деятельности человека. Ведь человек работает, дабы предоставить себе еду, одежду, отдых, развлечения. Даже действие, не несущее никакой пользы человеку, на самом деле имеет причину. Например, для того, кто дает милостыню, это действие является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.
Человек не имеющий потребностей — мертвый человек.
Потребности общества — социологическая категория, в основе которой лежат общественные привычки, то есть то, что пришло нам от предков, и укрепилось в обществе так сильно, что живет в человеческом подсознании. В этом и заключается весь интерес потребностей, зависящих от нашего подсознания, не поддающихся анализу, рассматривая отдельный индивид. Их нужно рассматривать всесторонне, по отношению к обществу. Для удовлетворения потребностей необходимы блага.
Потребности общества сформировываются возможностью обеспечения условий его работы и развития. Сюда можно отнести потребности в сфере государственного управления, защите конституционных прав граждан, в сфере охраны окружающей среды, производственные потребности.
Объект исследования: потребности человека.
Предмет исследования: общественное производство.
Целью данной работы является выявление закономерности экономической организации общества, зависимости выбора от потребностей, взаимосвязи между потребностями и производством, выявление характерных особенностей труда как основы производства.
Контрольная работа: Конституционное право в РФ
... -экономических, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нормах конституционного права. На основе изучения практики реализации конституционно- ... наука и учебная дисциплина Конституционное право как отрасль права. Конституционное право – это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы ...
Также необходимо выделить задачи работы:
1. Изучить потребности первобытного человека
2. Рассмотреть деятельность человека, осуществляющего покупку товара
3. Исследовать пирамиду потребностей по А. Маслоу
4. Изучить структуру и факторы общественного производства
5. Раскрыть сущность труда как социально — экономического и духовного образования.
При изучении мной данной темы работы были исследованы труды таких ученых как: Маршалл А., Маркс К., Соловьёв Б.А., Генкин Б.М., Здравомыслов А.Г., Иохин В.Я., Райзберг Б.А., Радаев В.В., Станковская И. К., Стрелец И. А., Баранова Л.Я., Левин А.И., Маслоу А.
1. Связь между потребностями и деятельностью
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд. Издательство Питер 2011 год..
Маслоу также выделяет в данной пирамиде семь уровней потребностей в зависимости от приоритетности (снизу вверх):
1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение.
2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3. 3. Потребность в принадлежности и любви.
4. 4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
5. 5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
6. 6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
7. 7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд. Издательство Питер 2011 год..
По мере того, как удовлетворяются потребности низшего уровня, наиболее актуальными становятся потребности наиболее высшего уровня, но это не означает, что когда прежняя потребность удовлетворена, ее место занимает новая. Также потребности не зафиксированы в одном и том же положении и не имеют неразрывной последовательности. Данная пирамида потребностей, конечно, имеет огромное значение как наиболее устойчивая, и показывает в какой последовательности человек в большинстве случаев удовлетворяет свои потребности, но все люди разные и у всех расположение потребностей может варьироваться.
Концепция Маслоу, несмотря на то, что он поставил под сомнение некоторые аспекты своей теории, широко использовалась ранее и получила широкое распространение в наше время в кругу маркетологов всего мира.
Пирамида Маслоу в современном мире используется в сокращенном (пятиступенчатом) варианте. Хотя наиболее глубокий смысл и потенциал заложен в двенадцатиступенчатом варианте.
Исходя из этого, следует, что рассмотрение на данной стадии нашего исследования проблем спроса следует ограничить элементарным анализом ее почти формального порядка. Более детальное и глубокое изучение проблем потребления должно осуществлять только лишь после, но никак не до основного этапа экономического анализа. Хотя в начало ее исследования может быть положены основания изучения в области экономической науки, но на данном этапе она не сможет быть завершена и должна будет выйти далеко за пределы экономической науки.
Модели человека в экономической теории
... науками и экономической теорией имеют давнюю и сложную историю, что во многом способствовало идентификации основных свойств экономического человека. В рамках одной главы невозможно дать сколько-нибудь подробное описание модели экономического человека в ...
Вывод по разделу 1
Исходя из сказанного в разделе, можно сделать вывод, что люди, независимо от своего положения в обществе и уровня развития, всегда имеют какую-либо потребность. Причем, удовлетворив одну маленькую потребность, человек начинает желать удовлетворения этой же или какой-либо другой потребности, но в большем масштабе.
1. Трудовые ресурсы, или труд;
2. Инвестиционные ресурсы, или капитал;
3. Природные ресурсы, или земля;
4. Сырьевые ресурсы;
5. Предпринимательский талант, или предпринимательские способности;
6. Информация;
7. Знания, или управленческие способности.
Труд — это сознательная и целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных или созданных им ранее предметов для получения тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей А. Астахов, Новейший психолого — педагогический словарь, Издательство Современная школа, 2010 год..
Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К факторам производства относят не весь капитал, а только реальный. Реальный капитал — это здания, сооружения, машины, различное оборудование, станки и так далее. То есть к реальному капиталу относится все то, что человек использует для производства товаров и услуг, а также их транспортировки. К факторам производства не относится финансовый капитал, так как он не связан с реальным производством и выступает как инструмент для получения реального капитала.
Земля является фактором производства и охватывает все сельскохозяйственные земли, которые отведены для промышленных и жилых застроек, а также совокупность тех природных условий, которые необходимые для производства товаров и услуг.
Предпринимательская деятельность- это талант, который предполагает наличие особых способностей человека, которые заключаются в умении человека организовать производство и выпуск товаров и услуг, а также принимать решения по управлению производством, по ведению баланса, управлению денежными средствами, трудом, временем, деловой репутацией, так как деятельность человека в данной сфере связана с неопределенностью и результат не гарантирован, также быть новатором и внедрять новые технологии, продукты и так далее.
На современном этапе развития общества одним из основных экономических ресурсов является информация. Для решения стоящих перед субъектом проблем, необходимым условием является обладание достоверной информацией. Но и обладание достоверной и полной информацией не является гарантом успеха. Умение человека использовать полученную им информацию для принятия решения при сложившихся обстоятельствах характеризует ресурс — знания. Квалифицированные специалисты в сферах продаж, управления, обслуживания клиентов, технического обслуживания товаров выступают носителями данного ресурса. И именно от этого ресурса человек получает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это, прежде всего, уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений» Станковская И.К. Экономическая теория для бизнес-школ : Учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Эксмо, 2009.
Теория производства и потребления
... экономики. Цель написания данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать теорию производства и теорию потребления. ... помощью которых человек преобразует предметы труда) [10]. Результатом материального производства является создание ... заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось производство. С другой ... и заканчивается рынком: товар (или услуга) находит или не находит сбыт ...
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что для объяснения взаимодействия руководствующих факторов производства, понятия производства не достаточно. Это следует из того, что процесс производства создается в обществе и в системе общественного разделения труда, а не изолированными субъектами хозяйства.
Общественное производство представляет собой производство человека. Но это не говорит о том, что общественное производство — это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Производство, в единстве составных его частей: духовного, материального и социального, подчиняется производству человека.
Без материального производства невозможна жизнь людей и поэтому оно составляет основу общественного производства. Но общественное производство включает в себя не только материальное, но и духовное производство и производство потребления, да и вообще производство всей системы общественных отношений, которые составляют социальную основу общества. Они обслуживают производство человека как вершину иерархии.
Производство- это взаимодействие некоторых факторов. Его результатом является общественный продукт, в своей совокупности. Воспроизводство — это постоянное повторение процесса производства. Оно бывает расширенным, суженным и простым. Суженное производство — производство, при котором производство повторяется в усеченном объеме. Расширенное — производство, при котором объем производства растет из года в год. Простое — производство, при котором объем производства постоянно повторяется в том же объеме. Факторами производства являются труд, земля, капитал и предпринимательские способности.
В основе экономики любой страны лежит множество отраслей: строительство, промышленности и так далее. Внутри каждой отрасли есть предприятия. Они бывают самыми маленькими, мелкими, средними и гигантами. И все они составляют общественное производство. Производство бывает как нематериальным ( здравоохранение), так и материальным.
Главным звеном воспроизводства является производство. Потребление и производство тесно взаимосвязаны между собой. Производство имеет смысл лишь тогда, когда оно служит потреблению. Производства на благо производства бессмысленно. Потребление — это цель и мотив производства. Оно предписывает производству выполнение определенного социального заказа, определяет объем, качество общественного продукта. Появление потребления обусловлено, прежде всего, самим производством.
Распределение и обмен образуют своеобразный механизм взаимодействия производства и потребления.
Все эти стадии не могут существовать изолированно друг от друга. Они образуют часть единого целого. Производство — это начальный этап, от которого начинается все движение. Распределение решает такие вопросы как: что делить и как делить. Оно в виде распределения средств производства по отраслям производства, предприятиям, входит в само производство. Связь между производством и распределением осуществляется на основании обмена, с одной стороны, и с другой — потреблением. Обмен происходит также как и распределение как в производстве, так и вне его, и представляет самостоятельную функцию движения продукта.
Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности людей
... рациональное потребление. Эти вопросы решают ученые-экономисты. Таким образом, я доказал, что экономика в содружестве с учеными совместными усилиями могут решить и решают проблему ограниченности ресурсов. Экономика — есть искусство удовлетворять безграничные потребности ...
Потребление — это завершающая стадия движения продукта. Именно в данной стадии реализуется потребительская стоимость продукта.
Потребление является завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется его потребительная стоимость. Как писал Карл Маркс в «Капитале», «платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят» Вин Фрэнсис. Карл Маркс. Капитал. — М.: АСТ, 2011 год. Потребление делится на два вида: производственное потребление — это, например, сжигание угля в паровом двигателе, и личное потребление — это потребление, в процессе которого предметы, одежда, жилье человек использует для удовлетворения своих потребностей.
Экономическая жизнь общества представляется в виде производства, распределения, обмена и потребления предметов и услуг разного рода. Это как материальные блага, в том числе и одежда и жилье, и транспорт или услуги (здравоохранение).
Также это могу быть духовные ценности, в том числе предметы науки, искусства и так далее. То есть это те предметы и услуги, в которые вкладываются материалы, имеющие стоимость, также это орудия и средства труда, различного рода оборудование. Именно поэтому такие предметы и услуги чаще всего выступают в качестве товара с определенными свойствами. Такой товар является товаром особого рода. Его содержание воплощается в научных теориях, концепциях, чувствах людей, в художественных образах.
Процесс производства носит общественный характер и поэтому природные материалы преобразуются, благодаря свойствам, которые им придаются, и которые позволяют удовлетворить потребности человека. Из специфики воздействия человека на природу, а также из свойств предметов и услуг, производимых человеком, следует, что человек противостоит материалам природы как природная, так и одновременно социальная сила.
Главенствующее положение занимает социальный тип способа производства. Он определяется соответствующими отношениями собственности на средства производства и его продукты. Созданными предметами и услугами владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства производства.
В этом и заключается вся суть взаимодействия производства, распределения и потребления созданных предметов и услуг. Отношения по распределению и потребление человеком предметов и услуг оказывают значительное влияние на производство. Они могут, как стимулировать, так и, напротив, сдерживать его развитие. В качестве примера можно рассмотреть то, что существенную роль играет принцип распределения в развитии производства по качеству и количеству труда в развитых странах, по отношению к наемным рабочим. За повышение производительности труда, а также за творческую инициативу на производстве им очень хорошо платят. Такие выплаты повышают материальную заинтересованность у рабочих.
В то время как уравнительный принцип распределения, не порождает никаких мотивов и творческие способности работников остаются невостребованными.
Потребление — это основополагающий стимул развития производства. Оно влияет на рост своих масштабов, оказывает влияние на развитие отраслей, например, машиностроения, сельского хозяйства, промышленности и других. При этом следует учитывать не только личное, но и производственное потребление. Оно является необходимым условием для существования производства.
«Качество образования – качество жизни» материал
... и составляющей суть социального заказа современной школе. Качество образования и качество жизни – взаимосвязанные понятия, главные акценты национальной идеи ... повышаем лишь уровень его жизни. Не качество. Чтобы изменить данную ситуацию современному обществу необходимы, образованные, культурные, ... образование сегодня – это наше будущее завтра. И каким будет это будущее, зависит от многих факторов. ...
Экономическая жизнь общества также проявляется и в отношениях обмена товарами и услугами между людьми. В его основе лежит разделение труда, закрепленное отношениями собственности, и то, как оно сложилось на протяжении множества исторических эпох.
Экономическая жизнь общества проявляется также в отношениях обмена деятельностью, товарами и услугами между людьми. В основе его лежит закрепленное отношениями собственности общественное разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху. Как пример можно представить ситуацию, когда предприниматель, в собственности которого находится завод, обменивает изделия на сталь, резину, электроэнергию и другие товары, необходимые для производства автомобиля, а также необходимые для личного удовлетворения потребностей одежда, питание, жилье, транспорт. Также крестьяне в свое время обменивали продукты, получаемые от животноводства или земледелия на транспортные средства, оборудование для продолжения производства. Обмен возможен как в виде бартера, так и в товарной форме.
В случае бартерной сделки продуктами и своими способностями между собой обмениваются товаропроизводители. Обмен способностями представляется в виде обмена услугами. Например, врачи. Они оказывают профессиональную медицинскую помощь — услуги всем людям. Но, в тоже время, он сам пользуется услугами педагогов, которые обучают его детей, пользуются юридическими услугами, да и медицинскими тоже. Обмен продуктами и услугами играет существенную роль в экономической жизни общества. Он опосредует связь между потреблением и производством.
Все проявления экономической жизни общества, а это производство, распределение, обмен и потребление предметов и услуг тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязь носит сложный и противоречивый характер. Но вместе с тем, движущей силой развития экономической жизни общества являются противоречия между производством и потреблением, производством и распределением, распределением и обменом.
Развитие общества и развитие экономической жизни общества тесно взаимосвязаны. Их взаимосвязь выражается в том, что они выступаю как целое и его часть. Причем эта часть проявляется в рамках единого целого. Экономика испытывает на себе воздействие всех сторон общественной жизни, в т. ч. сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической и духовной сфер. Экономическая жизнь общества и способ общественного производства оказывают существенное и решающее влияние на развитие и функционирование общества.
Многие ученые и мыслители считают, что способ общественного производства, оказывая существенное влияние, является основой существования и развития общества.
В обоснование своих доводов, ученые приводят довольно веские аргументы:
1. «без постоянного производства материальных благ существование общества невозможно;
Травматизм на производстве и его социально-экономические последствия
... процессом и др. Результаты анализа травматизма зависят в значительной мере от достоверности и тщательности оформления актов о несчастных случаях на производстве. 1.3. АНАЛИЗ ПРИЧИН ТРАВМАТИЗМА Анализ причин несчастных случаев на производстве проводят ...
2. способ производства, прежде всего сложившиеся отношения собственности и разделение труда определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовую структуру;
3. способ производства во многом обусловливает развитие политической сферы жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы. Они определяют работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих политических партий и в конечном счете всей политической жизни.
4. в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в т. ч. здания для функционирования учреждений духовной культуры — библиотеки, музеи, театры и т.д., полиграфическое оборудование, бумага, краски для печатания книг, журналов и газет, музыкальные инструменты и многое другое» С. Абачиев, Социальная философия: Учебное пособие. Издательство Феникс 2012 год..
Наиболее важными и глубокими источниками зарождения и становления экономической жизни общества являются экономические потребности человека и потребности развития производства. Ранее мною упоминалось об этом. Выделив основное, можно говорить о том, что экономические потребности выступают как проявление экономической необходимости, а социальные — проявления социальной. К таковым потребностям относятся потребности в пище, жилье, одежде, транспортных средствах и так далее. Некоторые из них имеют как биологический, так и социальный характер: потребности в пище, тепле, а некоторые — только социальный: потребности в одежде, транспортных средствах, средствах массовой информации и так далее. Но все же во всех потребностях заложено социальное начало. В социальной форме удовлетворяются даже те потребности, которые человек изготавливает сам: пища, жилище и так далее. Эти материальные потребности выступают не только как социальные, но и как экономические, так как в процессе производства они удовлетворяются в рамках экономических отношений.
Все потребности в своей мере поддерживают и стимулируют производство тех или иных товаров и услуг. Если не будет потребностей, то не будет и производства. А круг потребностей человека имеет свойство постоянно расширяться. И к тому же они качественно развиваются. В таком случае можно сказать о законе возвышения потребностей. То есть о том, что потребности находятся в постоянном совершенствовании. Также существуют и потребности функционирования производства. Это и сырье, и оборудование, и потребность в электроэнергии и так далее. Отсюда следует, что источником развития производства являются социально — экономические потребности.
Также следует отметить, что потребности, как личные, так и общественные, развиваются под влиянием производства различных товаров и услуг. Например, потребность человека в продуктах питания, технике, бытовых приборах, одежде и так далее.
Производство создает необходимые важнейшие условия для устойчивого развития, благодаря воздействию на формирование потребностей.
Такова диалектика взаимодействия экономических потребностей, производства и потребления как одно из проявлений экономической жизни общества.
Вывод по разделу 2
В этом разделе внимание сконцентрировано больше всего на развитии человека (индивида) в обществе. Ведь большинство прихотей (потребностей) человека (индивида) связаны с его социальным окружением. Следовательно, на выбор человека в некотором роде влияет его круг общения.
Факторы производства
... услуги), пригодный для потребления. Количественное и качественное соотношение факторов в производстве некоторого блага называется технологией производства. Развитие производства зависит в первую очередь от количества и качества примененных в производстве факторов. На разных этапах развития общества под факторами производства понимали: труд, ...
А, в свою очередь, удовлетворение потребностей создает производству блага необходимые для устойчивого развития.
1. Словарь бизнес терминов 2001 год
2. Абачиев С., Социальная философия: Учебное пособие. Издательство Феникс 2012 год.
3. Азрилиян А., Большой экономический словарь, Издательство Институт новой экономики, 2010 год.
4. Астахов А., Новейший психолого — педагогический словарь, Издательство Современная школа, 2010 год.
5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь.. — М.: Книжный мир, 2010 год
6. Вин Фрэнсис. Карл Маркс. Капитал. — М.: АСТ, 2011 год
7. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, Издательство Русское слово 2012 год
8. Лавриненко В.Н.. Философия. Издательство Юрайт, 2010 год.
9. Маршалл А. Принципы экономической науки I. — М.: Прогресс, 2005.
10. Маслоу А.. Мотивация и личность. 3-е изд. Издательство Питер 2011 год.
11. Медведева, Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы / Е.С. Медведева. — М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
12. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение/Глоссарий по книге 2012 год.
13. Станковская И.К. Экономическая теория для бизнес-школ : Учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Эксмо, 2009