Ценообразование в медицине

Содержание скрыть

Медицинская помощь населению призвана обеспечить реализацию важнейшего социального приоритета – сохранение и улучшение здоровья граждан. При этом ответственность за качество медицинского обеспечения должно нести не только государство, но и субъекты, работающие на рынке медицинских услуг.

Переход к рыночным отношениям предполагает использование преимущественно экономических методов управления. Применение на практике экономических методов управления должно оптимизировать процессы, связанные с выработкой новой стратегии функционирования учреждений здравоохранения на рынке медицинских услуг в условиях экономического реформирования и внедрения рыночных механизмов.

Каждый конкретный вид медицинской помощи с экономической точки зрения обладает всеми признаками товара и выступает в форме медицинской услуги.

Здравоохранению вообще и каждому ЛПУ в частности нельзя обходить стороной такие вопросы, как маркетинг и ценообразование. Этими вопросами занимались Шамшурина Н.Г. — кандидат экономических наук, доцент кафедры социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова (журнал «Здравоохранение»), Макарова Т.Н., Кричагин В.И., Мыльникова И.С., Индейкин Е.Н. Цены на медицинские услуги (из серии «Страхование здоровья: преимущества и недостатки»), Кокотов Д.В. «Понятие о сущности лечебно-профилактического учреждения в современных условиях» — журнал «Экономика и многие другие. Решение вопросов, связанных с применением маркетинга, возможно с помощью разработки собственных, более оптимальных методов ценообразования. Это позволит медицинским учреждениям перестроиться и эффективно функционировать в рыночных условиях.

На сегодняшний день экономически обоснованное ценообразование является одной из наиболее актуальных и сложных проблем здравоохранения. При всей специфике здравоохранения как отрасли в установлении цен следует отметить, что:

-цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство услуг, их потребительские свойства и качество;

  • необходимо учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид услуг;

— установление цены должно носить противозатратный характер и стимулировать ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества услуг;

10 стр., 4776 слов

Контрольная работа: Экономика здравоохранения в рыночной системе ...

... контакт между носителями спроса и предложения. На основе согласования интересов этих двух субъектов формируется система цен на продукты и услуги. 2. Рыночные отношения в здравоохранении Традиционно считается, что в области здравоохранения нельзя сформировать полноценный ...

-должно обеспечиваться получение прибыли, создаваться экономические условия для хозрасчетной деятельности учреждений, а следовательно, для самоокупаемости, рентабельности, самофинансирования.

Важнейшими задачами ценообразования на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений являются, во-первых, создание механизма оперативного учета спроса и предложения, складывающихся на рынке медицинских услуг, и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.

Устанавливаемые цены на лечебно-профилактические услуги должны покрывать издержки ЛПУ, быть достаточными для осуществления полноценных расчетов с республиканским и местными бюджетами, а также обеспечивать прибыль этому учреждению, достаточную для его развития и материального стимулирования работающих.

Целью данной курсовой работы является изучение ценообразования на медицинские товары и услуги в рыночных условиях на примере МУЗ Городская больница №5.

Задачи:

  • отразить особенности ценообразования в сфере здравоохранения;
  • провести анализ медицинской деятельности ЛПУ;

-моделировать маркетинговые решения по совершенствованию ценообразования ЛПУ.

1. Особенности ценообразования как элемент комплекса маркетинга в сфере здравоохранения

1.1.Методы ценообразования в сфере здравоохранения

Цена — это денежное выражение стоимости медицинской услуги. Стоимость медицинской услуги — это количество труда, вложенное в оказание медицинской услуги определенной качеством.

Ценообразование в системе здравоохранения является довольно сложным вопросом по ряду причин:

1) Относительная новизна вопроса

2) Существуют определенные трудности при расчете тарифов на медицинские услуги в связи с особенностью ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфер в учреждениях здравоохранения

3) Отсутствует отдельный учет по услугам, службам внутри отделения

4) Медицинское учреждение имеет сложную структуру. Нельзя использовать одинаковую систему ценообразования для стационара, поликлиники и т.д.

5) Сложность отношения тех или иных видов затрат к стоимости медицинских услуг в медицинском учреждении.

6) Существование различных принципов расчета между медицинскими учреждениями и другими организациями, при обмене услугами с пациентом

Общие принципы ценообразования:

1. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на оказание медицинских услуг, их потребительские свойства и качества

2. Цены должны обеспечивать получение прибыли медицинским учреждением для оказания дополнительных медицинских услуг

3. Цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на каждый вид медицинской услуги

4. Цены должны носить противозатратный характер и стимулировать улучшение качества услуг

В здравоохранении несмотря на переход к рыночным отношениям цены на медицинские услуги формируются не по принципу спроса и предложения, а отражают затраты медицинского учреждения на оказываемые медицинские услуги.

7 стр., 3315 слов

Ценообразование на фармацевтическом рынке

... рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги ... с целью устранения конкурентов); запрет на недоброкачественную ценовую рекламу. 3. Регулирование цен на медицинскую продукцию Законодательные и нормативные акты ...

Стоимость это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. При этом процесс оказания услуги совпадает с процессом реализации.

Цена медицинской услуги складывается из двух частей:

1) Себестоимость — выраженные в денежной форме материальные затраты — и оплата труда в медицинском учреждении в расчете на единицу медицинских услуг. Себестоимость показывает, во сколько обходится медицинскому учреждению данная услуга.

2) Прибыль

Структура себестоимости (С/С):

1. Заработная плата (Зп) — годовой фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование

2. Годовой износ основного оборудования с учетом срока службы (О)

3. Годовой износ дополнительного оборудования с учетом срока службы (Од)

4. Годовой износ медицинского инструментария с учетом срока службы (И)

5. Стоимость медикаментов, реактивов, потребленных медицинским учреждением на оказание определенной медицинской услуги (М)

6. Стоимость мягкого инвентаря (в основном белье) с учетом срока службы (Б)

7. Расходы на питание (П)

8. Прочие расходы (Пр), Таким образом С/С =П+Пр

Прибыль рассчитывается, исходя из уровня рентабельности, который в здравоохранении составляет 20-25 %, т.е. прибыль = С\С х 0,25

Цена складывается из себестоимости и прибыли. Таким образом цена определяется по формуле: цена = С/С + (С/С х 0.25)

Механизм формирования цен на медицинские услуги включает в себя следующие элементы:

1) Определение цели — как будет использоваться прибыль, полученная через цены на медицинские услуги. Для одних медицинских учреждений это может быть просто выживание в сложных экономических условиях, для других — максимальных захват рынка (посредством минимальных пен) и т.д.

2) Оценка рыночной конъюнктуры и затрат. Включает изучение спроса на медицинские услуги, платежеспособности пациентов, конкуренции и т.д.

3) Поиск нужного метода ценообразования — уровень цен определяется поставленной целью, они могут быть минимальными, максимальными, оптимальными.

4) Определение итоговой цены. При этом необходимо произвести полную калькуляцию издержек на оказание услуги, которые бывают постоянными и переменными. Постоянные издержки остаются неизменными независимо от объема медицинских услуг (затраты на аренду, амортизацию, налоги на имущество, оплата управленческого аппарата и т.д.).

Переменные издержки — это затраты, величина которых связана с объемом оказываемых медицинских услуг (затраты на медикаменты, питание, оплата труда наемных работников и т.д.) Постоянные издержки + переменные издержки = полные издержки.

5) Контроль за ценами, т.к. соотношение рыночной цены и реальных затрат может меняться

16 стр., 7661 слов

Ценообразование и цены на предприятиях нефтяной промышленности

... будет являться исследование цены и ценообразования на предприятиях нефтяной промышленности. Исходя из заявленной темы объектом рассмотрения будет являться цена и ценообразование, предметом рассмотрения является анализ ценообразования в нефтяной промышленности. Исходя из заявленной темы в настоящей курсовой работе поставлены следующие ...

6) Регулирование цен — через налоги (косвенное регулирование), через установление фиксированных цен (прямое регулирование), государственное регулирование

Существует три основных метода ценообразования:

1. Затратное ценообразование

2. Ценностное

3. Следование за конкурентом

Затратное ценообразование — метод ценообразования, применяющий в качестве отправной точки фактические затраты (издержки) фирмы на производство и реализацию медицинской услуги. В этом случае величин)’ затрат на единицу продукции возможно определить только после того, как цена будет установлена. Это обусловлено тем, что установленная цена влияет на объем продаж услуги, и, как следствие, на возможный объем се производства. Затраты на единицу при этом зависят напрямую от объема производства. В этом заключен недостаток данного метода, однако, на нынешнем этапе функционирования медицинских учреждений он оправдан и является распространенным.

Ценностное ценообразование — метод ценообразования, обеспечивающий фирме получение большой прибыли за счет оптимального соотношения ценность услуги /затрата на нее.

Следование за конкурентом — метод ценообразования, при котором молодая (недавно возникшая) фирма не тратит силы на разработку стратегии и тактики ценообразования, ориентируется на цены фирм-конкурентов, считая, что последние в своей деятельности не будут работать себе в убыток.