В системе рыночных отношений Республики Беларусь важное место занимает рынок одного из основных факторов производства – труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.
Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности и, в целом, рынок труда, актуальны для экономики страны. Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону. Иными словами, все трудоспособное население страны было «подчинено» государству, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы. В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в Беларуси и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.
Качество жизни населения в различных странах и регионах мира
... как опреде-ленный срез социально-экономических отношений. 2.Понятие и основные показатели качества жизни населения. Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлет- ворения.Некоторые ...
Цель написания данной курсовой работы — рассмотрение сущности, причин и последствий безработицы, ее взаимосвязь с инфляцией, а также проблемы безработицы в Республике Беларусь.
Объектом исследования является безработица как проявление макроэкономической нестабильности.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- определение сущности безработицы, ее причин;
- оценка видов безработицы;
- анализ динамики безработицы в Республике Беларусь и разработка предложений по совершенствованию проводимой государством политики в области занятости населения Республики Беларусь.
В первой части дается понятие безработицы, ее формы, закономерности развития. В этой же части раскрыты основные причины возникновения безработицы, ее характерные черты.
Во второй части рассказывается о социально-экономических последствиях безработицы.
В третьей части описана с помощью кривой Филлипса взаимосвязь инфляции и безработицы.
В четвертой части проанализирована проблема безработицы в Республике Беларусь и определены мероприятия по снижению уровня безработицы.
При написании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
1. БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ
Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. Безработица – одна из наиболее болезненных проблем даже для самых развитых стран. Это явление мирового масштаба. По данным ООН, безработными являются 800 млн. человек [11, с.407]. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять, откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Не всякий неработающий человек является безработным. Очевидно, что дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не считаются безработными. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. В Республике Беларусь законодательство о занятости населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2006 г. №125-з (далее – Закон), иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области содействия занятости населения. Согласно статье 1 Закона безработный – это трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней [16].
Миграция рабочей силы
... фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в ... экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие: Миграция рабочей силы, Иммиграция, Эмиграция, Миграционное сальдо –, Утечка мозгов, Реэмиграция – Международная миграция рабочей силы ...
Безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью, не может применить свою рабочую силу [16].
Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить [2, с.61]. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. В большинстве стран современного мира наблюдается уровень безработицы, составляющий примерно 5% от общего числа занятых. Уровень безработицы – это доля безработных в общей численности рабочей силы. Уровень безработицы рассчитывается по формуле:
= * 100
Безработицу относят к макроэкономическим проблемам потому, что она:
1. Порождается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны.
2. Сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.
К экономическим причинам возникновения безработицы относятся:
1) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.
Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.
2) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
3) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы
... безработицы. Для ее преодоления, как государством, так и частными фирмами создается сеть центров по переподготовке кадров. Цель курсовой работы - изучить влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы. Задачи курсовой работы: ... - составляющей производственных достижений - инноваций (результатом являются улучшенные характеристики производства новых товаров или услуг, созданного с ...
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными формами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая.
Структурная безработица – безработица в результате изменений структуры производства товаров и услуг, т.е. она вызвана фундаментальными сдвигами экономических пропорций, особенно в экспортных отраслях [13, с.354]. Под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли экономики постепенно отмирают, исчезают, в то же время появляются новые производства и отрасли. Соответственно изменяется структура спроса на рабочую силу. Например, появление автоматических поточных линий привело к сокращению потребности в рабочих-станочниках.
Структурная безработица возникает также из-за изменений в географическом распределении рабочих мест. Рабочая сила медленно реагирует на изменение спроса. Так, например, шахтер, потерявший работу из-за закрытия шахты, должен либо переехать в другой регион и там поступить на другую шахту, либо пройти переобучение и приобрести новую профессию.
Структурная безработица является тяжелой формой безработицы, т.к. затраты на ее устранение, т.е. затраты на переквалификацию людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования, очень высоки. Важной чертой структурной безработицы является то, что квалификация и профессиональная подготовка безработных не полностью соответствуют существующему спросу со стороны капитала. Такая безработица составляет примерно от трех месяцев до одного года.
Фрикционная безработица – временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения [2, с.793]. Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работ нику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по собственной воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабо чее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уров ню оплаты, а нередко и по многим другим критериям. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу.
Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, кото рые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие де тей, и др.).
Такие «новички» также учитываются при определении уров ня фрикционной безработицы. Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги (тем более что обычно она но сит кратковременный характер).
Новые формы занятости и безработица в современной экономике
... людей, имеющих работу. Это наше российское ”ноу-хау”, освоенное также в СНГ, но почти неведомое за границами последнего. Целью исследования является изучение новых форм занятости и безработицы в современной экономике. Для достижения ...
Более того, фрикционная безработи ца просто неизбежна в нормально организованной экономике, посколь ку в ней отражается свобода выбора людьми места работы. Люди всегда будут стремиться сменить место работы с целью получить какие-то преимущества: большую зарплату, продвижение по службе, сокращение времени, проводимого в транспорте, более интересную работу и т.д. Существенной чертой фрикционной безработицы является то, что люди, ищущие работу, обладают необходимой квалификацией, профессиональной подготовкой и навыками. На их способности существует спрос со стороны капитала.
Циклическая безработица – это безработица, вызванная спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов [22, с.239]. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, следовательно, безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Циклическая безработица в США а период Великой депрессии (1929-1933 гг.) достигала примерно 25% [13, с.355].
Безработица, вызванная спадом производства, может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска и соответственно уменьшение заработной платы. Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и соответственно дохода.
Кроме того, различают региональную, сезонную, конъюнктурную, институциональную, технологическую, конверсионную, молодежную, застойную и другие формы безработицы [6, с.409].
Региональная безработица – безработица, которая формируется в отдельных регионах под воздействием целой комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств [13, с. 356]. Например, безработица в районах сосредоточения угледобывающей промышленности.
Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года. Она обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.
Технологическая безработица – постоянное явление рыночного хозяйства, поскольку она связана с НТП [13, с.354]. Особенно заметной она становится тогда, когда высокие темпы НТП вызывают резкое сокращение количества рабочих мест.
Конверсионная безработица – безработица, связанная с сокращением численности армии и занятых в отраслях ВПК.
Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением. Охватывает наиболее профессионально неподготовленную часть трудовых ресурсов. Это, как правило, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и другие. Такая безработица может длиться годами. Ее представители, существуя на пособия или случайные заработки, бродяжничают, нищенствуют, постепенно опускаясь на социальное дно. Они могут получать постоянную работу только в последнюю очередь, когда экономика находится на подъеме и рабочая сила становится остродефицитной.
По продолжительности различают временную безработицу (до 4 месяцев) и хроническую (свыше 1 года) [ 24, с.253 ].
Заработная плата — цена труда на рынке труда
... цены и ожидаемой (прогнозируемой) прибыли. Зависимость спроса фирмы на рабочую силу от величины и динамики заработной платы важнейший элемент рыночных отношений в сфере труда, определяющий, в конечном счете уровень и движение занятости и безработицы ...
С точки зрения характера вытеснения работника с производства различают:
- а) добровольную безработицу, когда работник увольняется по собственному желанию в силу тех или иных причин;
- б) вынужденную безработицу, когда фирма сама предлагает работнику уволиться, ссылаясь на различные обстоятельства.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу, что фрикционная и структурная безработица – явление нормальное и не представляет угрозы для развития страны. Более того, без этих видов безработицы развитие просто невозможно. Следовательно, полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, он достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называют также естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы по своей сути – непостоянная величина. Он периодически подвергается воздействию демографических сдвигов в составе рабочей силы и институциональных изменений. Например, в середине 70-х годов американские экономисты считали, что для их страны естественная норма безработицы составляет порядка 4%. В середине 80-х годов эти оценки возросли до 6,5-7% [11, с.417]. Сегодня все согласны с тем, что эта цифра составляет 5,5% [12, с.164].
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Безработица выше естественного уровня влечет за собой крупные экономические и социальные издержки.
Главная цена безработицы – это недовыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное число рабочих мест для всех, кто способен и готов работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Можно сказать, что безработица мешает обществу двигаться вверх по кривой своих производственных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как потери (разрыв в) ВВП, измеряемые величиной, на которую фактический объем ВВП отстает от потенциального объема ВВП.
Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т. Е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов.
Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВВП, т. Е. такой объем валового национального продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости. Фактический уровень ВВП, как правило, ниже его потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы. В этих условиях возникает необходимость определить, какую часть ВВП общество недополучает вследствие превышения естественного уровня безработицы. Американский экономист Артур Оукен (1928 –1980) сформулировал закон, согласно которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВВП существует обратная зависимость. Закон гласит, что процентная величина падения объема производств по сравнению с его уровнем при полной занятости равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент. Для расчета используется следующая формула:
Дифференциация уровня заработной платы в России: региональный аспект
... уровне заработной платы в центре и регионах, например, посредством привлечения инвестиционных потоков в менее обеспеченные регионы, аккумулирования налоговых поступлений на местах и других актуальных направлений развития региональных ... или отраслевой принадлежности работников. Для большинства других стран подобная асимметрия не характерна. При этом высокая дифференциация по заработной плате между ...
Q 1 ,
Y 1 ,
К – коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2,0.
Так, если естественный уровень безработицы в данном году равен 4%, а фактический ее уровень – 7%, то разница составит 3%. Эти 3% надо умножить на коэффициент Оукена (3%*2,0 = 6%).
Если фактический ВВП составляет 200 трлн. руб., то общество недополучило в данном году 6% от 200 трлн. Руб., т. е. 12 трлн. руб., а потенциальный ВВП в данной стране в данном году составил бы 212 трлн. руб.
Следует отметить, что издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так, уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования).
Отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары, реагируют на спад более остро, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безработицы среди женщин.
Более низкая квалификация и меньшая мобильность являются причинами более высокой нормы безработицы среди молодежи по сравнению с взрослым населением. Эти же причины вызывают гораздо больший рост безработицы среди «цветного» населения по сравнению с ее ростом у белого населения.
К другим отрицательным экономическим последствиям безработицы можно отнести:
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Затраты на помощь безработным.
3. Утрата квалификации.
4. Снижение жизненного уровня.
5. Снижение налоговых поступлений.
Вместе с тем необходимо отметить, что вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно.
В качестве позитивных аспектов проблемы безработицы можно назвать следующие:
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан.
Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов предпринимателей.
При длительной безработице работник теряет квалификацию, профессиональные навыки и знания, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно.
Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный спрос, сокращает объемы сбережений у населения. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д.
Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть близких, тюремное заключение и т. п.).
Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы.
Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Более того, несомненно, что высокий уровень безработицы среди чернокожих и других национальных меньшинств является причиной серьезных беспорядков и насилия, которые периодически охватывают города США и других стран.
Среди положительных социальных последствий безработицы необходимо отметить следующие:
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
Последствия безработицы могут иметь положительные результаты и для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в «минусе», наоборот, чаще всего оно только выигрывает. В результате сокращения штатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли. Избавившись от нерадивого работника, оно сэкономит на зарплате, на налогах и т.д. Уволив такого работника, предприятие может найти на рынке труда более квалифицированного или интенсифицировать труд оставшихся членов коллектива и т.п.
Таким образом, серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирование рынка труда и стабилизации занятости. Государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИНФЛЯЦИИ
3.1 КРИВАЯ ФИЛИПСА ДЛЯ КРАТКОСРОЧНОГО ПЕРИОДА
Долгое время существовало предположение, что между инфляцией и безработицей есть определенная взаимозависимость. Эта тема стала предметом дискуссий для многих экономистов. Дискуссия по этому вопросу началась с известной статьи английского экономиста А.В.Филлипса под названием «Зависимость между уровнем безработицы и темпом изменения ставок заработной платы в Великобритании, 1861-1957». Филлипс обнаружил эмпирическое доказательство тому, что существовала обратно пропорциональная зависимость между темпами изменения заработной платы и уровнем безработицы: когда увеличивался уровень безработицы, темпы изменения заработной платы замедлялись; когда уровень безработицы сокращался, темпы изменения заработной платы ускорялись – за период с 1861 по 1913 г. Более того, Филлипс утверждал, что зависимость эта наблюдалась в период с 1861 по 1913 г. и в последующие несколько лет, когда выплачивались денежные пособия в связи с войнами, и цены на импортный товар устанавливались в соответствии со ставками зарплаты.
Были сформулированы и теоретические основы существования такой зависимости. Когда уровень безработицы высок, это означает избыток предложения труда по отношению к спросу, и соответственно цена труда – ставки заработной платы – падает. Поскольку издержки на труд являются главной категорией издержек, включенных в цену на готовую продукцию, то можно было бы предположить, что зависимость существует между уровнем безработицы и темпами инфляции цен на произведенный товар. Графическое изображение этой зависимости получило название краткосрочной кривой Филлипса, которая представлена на рис.1.
Рис.1. Кривая Филлипса в краткосрочном периоде
По горизонтальной оси он отложил уровень безработицы (U).
По вертикальной оси темп роста заработной платы (w).
Так, на фазе подъема наблюдался высокий темп прироста заработной платы и низкий уровень безработицы (w 1 ; U 1 ).
На фазе спада, наоборот, — низкий темп прироста заработной платы и высокий уровень безработицы (w 2 ; U 2 ).
Среднее положение (w 0 ; U 0 ) отражает ситуацию устойчивого экономического развития, когда соотношение темпов прироста заработной платы и безработицы оптимальное. То есть одновременно достигнуты минимальные уровни обоих показателей.
Существуют различные объяснения обратной связи «инфляция – безработица»:
1) увеличение совокупного спроса ведет к дальнейшим диспропорциям в экономике и в данном периоде времени означает рост ограниченности экономических ресурсов. В результате инфляция будет увеличиваться;
2) в период экономического подъема расчет спроса на дополнительные факторы производства, в результате чего расчет заработной платы, которая начинает обгонять рост производительности труда. Безработица снижается и раскручивается спираль «зарплата – цены»;
3) национальный рынок труда представляет собой множество мелких рыноков труда, отличающихся структурой занятости, квалификацией, местоположением и др. На одних рынках труда безработица может сохраняться на прежнем уровне, а на других может существовать неудовлетворительный спрос, который приведет к росту заработной платы, увеличению издержек и инфляции [24, с.255].
В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен (рис.2).
Рис.2. Модифицированная краткосрочная кривая Филлипса
В таком виде кривую Филлипса стали использовать для разработки экономической политики, прежде всего для определения условий, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определённая стабильность цен.
По горизонтальной оси они отложили уровень безработицы (U), а по вертикальной оси – темп роста цен на товары и услуги (Р).
Этот график более точно отражал колебание уровней инфляции и безработицы на разных фазах цикла. На фазе подъема (P 1 ; U 1 ) темпы инфляции растут, а уровень безработицы уменьшается. На спаде (Р 2 ; U 2 ) высокой оказывается безработица, а инфляция – низкой.
Практика экономического регулирования показала, что кривая Филлипса может быть применима для экономической ситуации в короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.
Среди этих обстоятельств можно выделить политику стимулирования совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции «купить» более низкий уровень безработицы можно считать успешным только тогда, когда у хозяйствующих агентов удаётся создать так называемые ложные ожидания. Так, работающие по найму, наблюдая рост ставок номинальной заработной платы, увеличивают предложение труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филлипса, рост инфляции (и связанный с ней рост номинальной заработной платы) может уменьшить безработицу. Но дело в том, что со временем население начинает распознавать истинную цену привлекательности высоких ставок денежной (номинальной) заработной платы. Ведь в условиях инфляции рост реальной заработной платы – это не обязательно то же самое, что и рост номинального её уровня. И если люди обнаруживают, что на полученные деньги можно купить всё меньшее количество товаров и услуг, иллюзиям приходит конец: никто более не намеревается увеличивать предложение своего труда в ответ на рост денежной заработной платы. Предприниматели сокращают спрос на труд. Требования работающих по найму повышения реальной заработной платы ведут к уменьшению прибылей и, следовательно, вынуждают предпринимателей ограничивать найм работников.
Считается также, что кривая Филлипса может быть использована для экономического анализа альтернативы инфляции и безработицы лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях (например, резкий скачок цен на энергоносители в 70-е гг.) темп инфляции возрастает также неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы. Иными словами, статистическое отношение, которое отражает кривая Филлипса, не даёт устойчивой экономической закономерности для длительных периодов времени.
3.2 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЕРИОДА
Краткосрочная кривая Филлипса характеризует статическое состояние экономики, не отражая тенденций долгосрочного периода. Она была модифицирована М. Фридменом на основе теории естественного уровня безработицы. Теория естественного уровня безработицы утверждает, что в долгосрочном периоде умеренный темп инфляции достижим лишь при наличии естественного уровня безработицы, который, в свою очередь, зависит от состояния рынка труда. В соответствии с этой теорией кривая Филлипса в долгосрочном периоде является вертикальной. Когда естественный и фактический уровень безработицы совпадают, рынок рабочей силы приходит в равновесие, а фактический уровень роста цен, или инфляции, равен прогнозируемому уровню (рис. 3).
Рис. 3. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде (Источник: собственная разработка) Для упрощения ситуации представим краткосрочную кривую Филлипса (SРhC) в виде пунктирной прямой с отрицательным наклоном. На долгосрочном интервале кривая Филипса принимает вертикальное положение (долгосрочная кривая Филипса LPhC ).
На графике она представляется как сплошная вертикальная прямая, указывая на уровень полной занятости (U*).
Анализ долгосрочной кривой Филлипса основан на учете инфляционных ожиданий хозяйствующих субъектов. Он проводится в рамках двух теорий – адаптивных и рациональных ожиданий. В этих теориях рассматривается влияние инфляционных ожиданий на совокупное предложение при достижении полной занятости, или естественного уровня безработицы (то есть при отсутствии циклической безработицы).
Несмотря на то, что современные кривые, отражающие взаимосвязь инфляции и безработицы, претерпели определенное изменение, они по-прежнему носят название кривых Филлипса. Теория адаптивных ожиданий, даже судя по названию, предполагает, что инфляционные ожидания время от времени корректируются. Это происходит вследствие того, что хозяйствующие субъекты не могут достаточно точно спрогнозировать темп инфляции. Как только в экономике устанавливается определенный темп роста уровня цен и заработной платы, хозяйствующие субъекты берут их за основу и предполагают, что они сохранятся и в будущем. Стимулирующая макроэкономическая политика правительства поначалу вызывает увеличение совокупного производства и предложения. Люди не успевают сразу распознать появление инфляционных тенденций. В краткосрочном периоде это приводит к увеличению инфляции и снижению безработицы. Объем ВВП увеличивается. Графически эта ситуация отражается движением влево вверх по краткосрочной кривой Филлипса. Когда люди осознают, что реального увеличения их доходов не происходит, они адаптируются к более высокому уровню инфляции и требуют повышения заработной платы. Поднимая ставки заработной платы, предприниматели теряют потенциальную прибыль, что ведет к сокращению ВВП и росту безработицы, которая постепенно достигает своего естественного уровня. Инфляция же, вызванная увеличившимся спросом, сохраняется, а ее фактический и ожидаемый уровни повышаются. Краткосрочная кривая сдвигается вверх от положения U*;P 1 к положение U*;Р 2 . При очередном увеличении совокупного спроса процесс повторяется. И краткосрочная кривая перемещается еще выше: из положения U*; Р 2 в положение U*; P 3 (рис. 4).Рис. 4. Графическая интерпретация теории адаптивных ожиданий (Источник: собственная разработка) По-прежнему сплошная вертикальная линия представляет долгосрочную интерпретацию кривой Филлипса (LP h C), отражающей уровень полной занятости, а пунктирные наклонные линии – ее краткосрочные варианты (SPhC).
Таким образом, в долгосрочном периоде взаимосвязь между инфляцией и безработицей практически отсутствует, а кривая Филлипса представляет собой вертикальную линию. Теория рациональных ожиданий подразумевает, что инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов соответствуют фактическому уровню инфляции. Важным обстоятельством является то, что инфляционные ожидания населения основываются не на прошлом опыте, а на результатах проводящейся макроэкономической политики правительства. Следствием таких ожиданий становится то, что домохозяйства начинают предвидеть рост цен в экономике и сразу же требовать повышение оплаты труда. Несмотря на рост цен, издержки производителей и цена продукции увеличиваются. Совокупное предложение уменьшается из-за сокращения совокупного спроса. Долгосрочная кривая Филипса снова представляет вертикальную линию (рис. 5).
Рис. 5. Графическая интерпретация теории рациональных ожиданий (Источник: собственная разработка) Сплошная вертикальная линия представляет долгосрочную интерпретацию кривой Филипса (LPhС), отражающей уровень полной занятости. В этой ситуации стимулирование совокупного спроса со стороны правительства не имеет смысла. На увеличение спроса предприниматели ответят ростом цен вследствие мгновенных требований работников о повышения заработков. Фактический уровень безработицы не уменьшится, так как у предпринимателей не останется средств на расширение персонала. Изменения в экономике можно охарактеризовать перемещением по вертикальной кривой Филлипса вверх: из положения U*; P 1 в положение U*; Р 2 и так далее с каждой волной увеличения совокупного спроса. Важно отметить, что в случае ошибки в инфляционном прогнозе уровень инфляции может приниматься выше или ниже фактического уровня. Тогда, в первом случае фактический уровень безработицы сократится, в то время как во втором – вырастет. Итак, в настоящее время большинство экономистов сходятся во мнении относительно того, что в краткосрочном периоде существует обратная взаимосвязь между безработицей и инфляцией. Что касается долгосрочного периода, то такая зависимость отсутствует, что доказывается в адаптивной и рациональной теориях инфляционных ожиданий.
4. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2010 г. уровень безработицы в Республике Беларусь составлял 0,9% [17].
Анализ численности безработных в Беларуси предполагает учет трех потоков – численности обратившихся в службу занятости граждан; зарегистрированных в течение года и состоящих на учете на конец отчетного периода. В январе-августе 2010 г. в экономике республики было занято 4644,5 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в январе-августе 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3467,2 тыс. человек, или 74,7% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности).
Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 143,7 тыс. человек [17].
Необходимо отметить, что в обеспечении занятости организации государственной формы собственности теряют свои позиции, уступая частным предприятиям. Так в 2009 году в государственном секторе было занято 47,5% занятого населения, что на 5% меньше, чем в 2008 году, в то же время в организациях частной формы собственности трудятся 50,9% занятого населения [17].
Распределение численности занятого населения по отраслям экономики в 2000 г. и 2009 г. представлено на рис.6. Рис.6. Распределение численности занятого населения по отраслям экономики (Источник: [ 17 ] ) По отраслям наибольшая численность занятого населения наблюдается в промышленности: 25,8 % в 2009 году. Продолжается перераспределение занятого населения между отраслями экономики, увеличение доли работающих в сфере услуг и строительстве. В то же время наблюдается существенное по сравнению 2000 годом, а именно на 33%, уменьшение доли занятых в сельском хозяйстве, что связано, по нашему мнению, в первую очередь с урбанизацией.
В январе-августе текущего года 139,4 тыс. работников организаций (4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-августе 2009 г. – 8,5%).
В августе 2010 г. по сравнению с июлем 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась в 1,4 раза и составила 11,4 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась в 1,2 раза и составила 7,8 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в августе 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 5,1 тыс. человек, или 64,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска [17].
Общее количество неотработанного времени в январе-августе 2010 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (в январе-августе 2009 г. – 3,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 8,1 тыс. человек (в январе-августе 2009 г. – 22,5 тыс. человек).
Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 80,9%, в том числе на предприятия машиностроения и металлообработки – 42,3%, легкой промышленности – 20%; на строительные организации – 9,4%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в промышленности 6,6 тыс. человек, в строительстве — 0,8 тыс. человек [17].
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2010 г. составила 35,9 тыс. человек, что на 14,9% меньше, чем в сентябре 2009 г. и на 7% меньше, чем в августе текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября текущего года составил 0,8% от экономически активного населения (на конец сентября 2009 г. – 0,9%).
Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице 1.
Таблица 1. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,
занятости и социальной защите, по областям и г. Минску
Численность безработных на конец сентября 2010 г. |
Сентябрь 2010 г., тыс. человек |
Уровень безработицы на конец сентября 2010 г., % |
||||
тыс. человек | в % к | зарегистрировано безработных | трудоустроено безработных | |||
сентябрю 2009 г. | августу 2010 г. | |||||
Республика Беларусь | 35,9 | 85,1 | 93,0 | 17,4 | 11,0 | 0,8 |
Области: | ||||||
Брестская | 6,1 | 87,5 | 93,1 | 2,7 | 1,9 | 0,9 |
Витебская | 5,6 | 90,2 | 95,4 | 2,8 | 1,8 | 1,0 |
Гомельская | 6,5 | 88,1 | 95,4 | 2,9 | 1,7 | 1,0 |
Гродненская | 4,5 | 80,8 | 89,4 | 2,1 | 1,5 | 0,9 |
г. Минск | 3,8 | 78,0 | 92,9 | 1,3 | 0,6 | 0,4 |
Минская | 5,0 | 86,0 | 93,1 | 2,9 | 1,9 | 0,7 |
Могилевская | 4,4 | 81,6 | 90,5 | 2,7 | 1,6 | 0,9 |
Примечание: Источник: [ 17 ]
Распределение безработных по уровню образования представлено на рис.7.
Рис. 7. Состав безработных по уровню образования на 1 июля 2010 года (Источник: [9])
Наибольший удельный вес в составе безработных занимают лица с общим средним образованием 39,5%, а наименьший с высшим – 10,2%.
Состав безработных по категориям на 01.10.2010 года представлен на рис.7.
Рис.8. Состав безработных по категориям на 01.10.2010 года
Из общей численности уволенных 32% выбыло по собственному желанию и соглашению сторон, 4,3% — за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины.
Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется доминированием женщин, что свидетельствует о существовании женской безработицы, причем женщины более уязвимы на рынке труда, чем мужчины. Так, в 2009 году из 40,3 тыс.человек безработных женщины составляли 57%.
Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются: учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы, регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице, организация профессионального обучения и переобучения безработных, регулирование процессов трудовой миграции. Реализация политики занятости в 2008-2009 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2. Реализация активных мер политики занятости, тыс. чел.
Показатель |
2008 г ., тыс.чел. |
2009 г ., тыс.чел. |
2009 г . к 2008 г ., % |
Обратилось в органы по труду, занятости и социальной защите | 322 | 335 | 104,04 |
из них зарегистрировано безработными | 200 | 213 | 106,5 |
Трудоустроено – всего | 199 | 196 | 98,5 |
в т.ч. трудоустроено безработных | 131 | 130 | 99,2 |
Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации | 22,9 | 25,0 | 109,2 |
Оказано содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, чел. | 2685 | 2736 | 101,9 |
Направлено на оплачиваемые общественные работы | 97,5 | 94,8 | 97,2 |
Переселено семей безработных | 346 | 408 | 117,9 |
Напряженность на рынке труда (число безработных на одну вакансию) | 0,7 | 1,2 | 171,4 |
Примечание: Источник: собственная разработка
В январе-сентябре 2010 г. на учет было поставлено 260,1 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 159 тыс. человек, или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-сентябре текущего года 159,1 тыс. человек, в том числе 103,8 тыс. безработных, или 65,2% от числа всех трудоустроенных [17].
На оплачиваемые общественные работы в январе-сентябре 2010 г. было привлечено 75,6 тыс. человек, из них 39 тыс. безработных, или 51,6% от числа привлеченных.
На конец сентября 2010 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,6 безработных (на конец сентября 2009 г. – 1 безработный).
Из общего числа вакансий 80,3% предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в сентябре 2010 г. составил 49,5 тыс. рублей (около 15 долл.США), или 17,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [17].
Это намного ниже даже установленного ООН статуса бедности (доход 2 долл.США в день).
Поэтому официально контролируемым стал рынок труда преимущественно неквалифицированной рабочей силы, в то время как потоки квалифицированной перемещаются за пределы видимости государственной службы занятости.
Повышение напряженности на рынке труда в связи с ростом безработицы отчетливо проявляется в изменении восприятия безработицы населением.
Обострение проблемы безработицы в Беларуси выражается в следующем:
- усилении региональной дифференциации по уровню безработицы. Безработица достаточно жестко локализуется на определенных территориях и оказывается практически неустранимой без вмешательства извне. На замкнутость безработицы влияет ряд факторов, главные из которых: 1) моноотраслевая специализация многих городов и районов;
- 2) низкая территориальная мобильность населения, сдерживаемая высокими транспортными расходами и ценами на жилье;
- 3) различия в подходе местных властей к проведению экономических преобразований;
- 4) направленность государственной финансовой помощи;
- увеличении продолжительности безработицы. Еще одной неблагоприятной тенденцией является увеличение средней продолжительности безработицы. Как свидетельствует опыт практически всех стран, столкнувшихся с феноменом длительной безработицы, быстро нарастающая в период спада численность длительно безработных очень медленно сокращается по мере улучшения экономической конъюнктуры. Значительная часть ее может лечь постоянным балластом на систему социального обеспечения. Поэтому рост длительности безработицы представляет для Беларуси возможно более серьезную проблему, чем увеличение общего числа безработных;
— структурная безработица. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи. Уровень безработицы колеблется в зависимости от образования. В меньшей степени страдают от безработицы лица, имеющие высшее или среднее специальное образование, т.е. обладающие определенной специальностью и достаточно высокой квалификацией. Среди лиц с неоконченным высшим, неполным средним и общим средним образованием уровень безработицы наиболее высок. Индикаторами наличия избыточной занятости на предприятиях могут служить как количественные показатели (вынужденные отпуска и работа по сокращенному графику, невыплаты заработной платы и пр.), так и качественные показатели (оценки руководителей).
- снижение эффективности системы государственной помощи безработным, выразившееся, в частности, в увеличении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Наименее социально защищенной категорией на рынке труда являются безработные, в отношении которых государством предусмотрены гарантии выплат пособия по безработице и доплат на иждивенцев, выплат материальной и иной помощи;
— расширении масштабов скрытой безработицы. Причем можно говорить о двух ее видах. Первая, в сфере формальных трудовых отношений. Ею охвачены работники, работающие в режиме неполной вынужденной занятости. Вторая, в сфере неформальных трудовых отношений. Данной формой безработицы охвачены лица из численности экономически неактивного населения. Эта часть фактически безработных нигде не работает, а найдя работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве. Определенная часть «прочего» экономически неактивного населения относится к асоциальным элементам (бомжи, тунеядцы).
Таким образом, оставшуюся часть прочего экономически неактивного населения следует считать безработными.
Одним из основных инструментов реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь является Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640 (далее – Государственная программа) [15].
В целом основные показатели плана мероприятий на 2009 год выполнены всеми облисполкомами и Минским горисполкомом. В январе-декабре 2009 года в соответствии с заданиями Государственной программы республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено (по оперативным данным) создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 168,1 тыс. человек (102,5 процента к годовому заданию), в том числе 3,2 тыс. безработных – на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд; на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 196,2 тыс. человек, из них 129,9 тыс. – безработных (соответственно, 101,8 и 103,4 процента); направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных (101,2 процента), из них 11,4 тыс. – женщин, 16,8 тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет, из них более 4,0 тыс. выпускников общеобразовательных школ. Каждый третий безработный (9,0 тыс.человек) проходил обучение с гарантией последующего трудоустройства; трудоустроено 1,5 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,3 процента к заданию); на постоянную работу трудоустроено 20,9 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; организована адаптация к трудовой деятельности 489 безработных из числа инвалидов (113,5 процента); оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,7 тыс. безработных (108,8 процента); на новое место жительства и работы переселено 408 семей безработных (121,8 процента); в оплачиваемых общественных работах приняли участие 94,8 тыс. человек, в том числе 51,0 тыс. безработных (соответственно, 112,1 и 105,2 процента); организована временная занятость в свободное от учебы время 40,1 тыс. человек из числа учащейся и студенческой молодежи (141,3 процента) [9].
Всеми областными исполнительными комитетами выполнены основные показатели Государственной программы по обеспечению занятости сельского населения. За счет всех источников финансирования на селе создано 19,6 тыс. рабочих мест, из них 1,1 тыс. – в агрогородках. Особое внимание уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах. За 2009 год в них создано 30,5 тыс. рабочих мест, или 128,6 процента к заданию, в том числе 1,8 тыс. – с использованием бюджетных ссуд [9].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2010 г. №87 был утвержден план мероприятий на 2010 год по выполнению Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы [14] .
В плане мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы предусматриваются следующие направления:
1) содействие в трудоустройстве незанятого населения;
2) обеспечение занятости населения в сельской местности;
3) обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы;
4) антикризисные меры по обеспечению занятости работников организаций, работающих в режиме неполной занятости.
В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения планом мероприятий на 2010 год республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому установлены задания по созданию 175,3 тыс. рабочих мест, в том числе в малых городах – 25,5 тыс., в сельской местности – 17,5 тыс., с использованием бюджетных ссуд – 2,6 тыс. рабочих мест. С учетом имеющихся вакансий общее количество рабочих мест настигнет примерно 210 тысяч, что позволит обеспечить прирост числа занятых в экономике в параметрах, определенных на 2010 год.
В целях снижения дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением на нее, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку должно быть направлено 26,3 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов – по заказам организаций.
Предусмотрены меры, направленные на обеспечение социальной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и отдельных социально-профессиональных групп населения (молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающих граждан и т.д.) и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.
Для трудоустройства инвалидов предусматривается установление нанимателям брони на рабочие места, организация адаптации к трудовой деятельности безработных из числа инвалидов. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,8 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов, что в 1,2 раза больше, чем в 2009 году.
В целях обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, должны быть организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных. При этом в таких работах с выплатой вознаграждений смогут принять участие работники, находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя без сохранения заработной платы.
В полном объеме должна обеспечиваться предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 135,8 тыс. безработным.
В целях обеспечения занятости населения в сельской местности в 2010 году предусмотрено:
1) создание 17,5 тыс. рабочих мест, в том числе 191 рабочее место – с использованием бюджетных ссуд;
2) оказание содействия в трудоустройстве 21,2 тыс. безработным;
3) направление на обучение и повышение квалификации 3,8 тыс. безработных;
4) обеспечение кадрами трудонедостаточных регионов республики за счет переселения 364 семей безработных;
5) оказание финансовой поддержки в виде субсидий 294 безработным для содействия в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности;
6) организация временной занятости в виде оплачиваемых общественных работ для 43,8 тыс. безработных [14].
Приоритетное внимание должно быть уделено обеспечению занятости сельского населения в агрогородках.
В целях снижения напряженности на рынке труда в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы в 2010 году планируется создание 25,5 тыс. рабочих мест, в том числе 1145 – с использованием бюджетных ссуд.
В план мероприятий на 2010 год включено 25 наиболее проблемных малых городов и 9 районов. Реализация мероприятий по обеспечению занятости населения в этих малых городах должна способствовать дальнейшему снижению в них безработицы до среднеобластного уровня.
Таким образом, реализация плана на 2010 год позволит обеспечить уровень регистрируемой безработицы на конец года в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активного населения, а также увеличить численность занятых в экономике к концу 2010 года до 4740 тыс. человек, что соответствует основным целевым показателям прогноза развития Республики Беларусь на 2010 год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя все выше написанное, можно сказать, что безработица – сложное, противоречивое явление. С одной стороны, она представляет значительную растрату ресурсов, служит причиной человеческого отчаяния и нищеты. Отсутствие работы в условиях, когда вы способны ее выполнять, приводит к опустошению и даже деградации личности. Продукция, которую рабочий мог бы произвести, но не сделал, утрачивается для общества навсегда. С другой стороны, безработица отражает известные динамические сдвиги в экономике, вынуждающие многих лиц искать новые, порой даже лучшие по сравнению с прошлым, рабочие места. Поэтому иметь свободное место (т.е. быть безработным) для поиска подобных мест порой становится важным и необходимым. Отсюда ясно, что проблема безработицы не имеет однозначного исхода, как для отдельной личности, так и для общества в целом.
Подводя итоги, следует отметить, что на характер современной безработицы воздействует несколько факторов:
- научно-технический прогресс;
- структурные и региональные сдвиги в экономике;
- резкое усиление внешнеэкономической конкуренции.
Все эти обстоятельства предполагают, что рынок труда должен приобретать более высокую мобильность. Одновременно необходима дерегуляция данного рынка. Разумно повышать его конкурирующую природу. Рынок труда должен приобретать большую гибкость, лучшую степень приспособляемости к современным условиям. Тенденция должна быть направлена в сторону индивидуализации ставок оплаты. Вознаграждение необходимо строить в увязке не столько с текущим трудовым вкладом, сколько с учетом общей компетентности, потенциальных возможностей и ростом квалификации конкретного работника.
Как показывает мировая практика, основными направлениями активной социальной политики по созданию новых рабочих мест является: во-первых, формирование максимально благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, поскольку именно он имеет наилучшие перспективы для создания конкурентоспособных рабочих мест; во-вторых, это введение поощрительных мер для предпринимателей, активно развивающих свою деятельность; в-третьих, стимулирование самозанятости населения. Для этого нужно упростить и удешевить процедуры регистрации частных предприятий и предпринимателей, убрать бессмысленные ограничения, снизить налоги, активно пропагандировать предпринимательство в СМИ.
В Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в 2009 году составил 0,9%.
В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, роботизация, расширение сферы услуг и надомного производства.
В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.
В идеале в Беларуси следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста. Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в Беларуси; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете уменьшает занятость.
Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития РБ предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, способного не только оценить, какие ресурсы необходимы, но и просчитать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольшие доход. Но пока такая ситуация в Республики Беларусь только формируется. Минимизация издержек в условиях инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более дешевыми должен опираться на передовые технологии, а их внедрение идет очень вяло. Дефицитность товаров и ресурсов на фоне общего роста цен ведет к еще большему застою в производстве. Положение также усугубляется слабой рыночной системой оплаты труда.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
- оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
— совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
Таким образом, формирование рынка труда, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы экономики на рубеже веков: состояние и перспективы: Тезисы доклада. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 440 с.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2007. – 860 с.
3. Боровик Л.С. Система материальной поддержки безработных в Беларуси: анализ и пути совершенствования // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики РБ. – 2009. — № 9. –с. 13-25
4. Бусел Н.Н. О современных изменениях на рынке труда // Труды Минского института управления: научный журнал. – 2008. — №1. – с. 142-146
5. Ванкевич Е.В. Рынок труда в РБ: тенденции и особенности развития // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики РБ. – 2009. — № 1. –с. 11-27
6. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс.: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 594 с.
7. Высоцкий О.А., Барбатько В.В. Безработица на рынке труда молодых специалистов и ее влияние на экономику Республики Беларусь // Экономика и управление. – 2009. — №4. –с. 96-99
8. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 504 с.
9. Занятость населения // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy. — Дата доступа: 04.11.2010
10. Кузьмецкая Т.В. Генезис трудовых отношений в белорусской экономике // Экономика и управление. – 2009. — № 3. –с. 102-106
11. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов. – М.: Омега-Л, 2004. – 656 с.
12. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 972 с.
13. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 864 с.
14. О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640 и утверждении плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2010 // НРПА РБ. – 2010. — № 44. – 5/31148
15. О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 г. // НРПА РБ. – 2008. — № 266. – 5/28655
16. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15.06.2006; в редакции Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 // НРПА РБ. – 2006. — № 94. – 2/1222
17. Официальная статистика // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php. — Дата доступа: 04.11.2010
18. Современная экономика. Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие. – Ростов на Дону.: издательство «Феникс», 2004. – 416 с.
19. Статистика Беларуси // Научно-практический журнал. – 2010. — № 1 (5).
– с. 64-65
20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 2001. – 864 с.
21. Чижова Л. Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования // Человек и труд. – 2010. — № 5. – с. 104
22. Экономика: Учебник для техн.вузов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шишко. – М.: Высш.шк., 2004. – 488 с.
23. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1998. – 792 с.
24. Экономика: Учебное пособие / Под ред. К.И. Вахитова, Т.С. Венеркиной. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 364 с.