Изучение транспорта в курсе экономической и социальной географии России

Глава 1. Транспортная система России….5

1.1. Понятие транспорта и его виды…5

2.1. Специфика изучения транспорта в курсе экономической и социальной географии….9

Глава 2. Анализ рабочей программы «География. 5-9 классы»….16

1.2. Анализ рабочей программы…16

2.2. Анализ школьных учебников по географии 9-го класса….17

Заключение….21

Список литературы …22

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения.

Все вышесказанное, несомненно, определяет актуальность нашего исследования и обосновывает необходимость более глубокого изучения транспортной системы России в курсе экономической и социальной географии.

Таким образом, цель работы – обосновать место транспорта в курсе экономической и социальной географии.

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем. Транспорт призван связывать производство и потребителя и должен для этого создавать соответствующие средства и во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Транспорт нужен для достижения уровня личного благосостояния, невозможного в прошлом.

25 стр., 12322 слов

Учебное пособие: Экономическая география и регионалистика

... Экономические обоснования размещения предприятий составляют содержание балансового метода. В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребления основных видов продукции. Картографический метод. Карта – источник получения информации по ... Задачи экономической географии на сегодня определяет время реформ, необходимых и неизбежных. Теперь экономическая география должна ...

В едином народнохозяйственном комплексе транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства, призванного удовлетворять постоянно растущие потребности общества в пространственном перемещении вещественных продуктов труда и людей.

В новых условиях, когда необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает особую значимость. Общество предъявляет к транспорту конкретные и весьма ответственные требования: полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки.

Транспорт в роли особой отрасли материального производства сделали возможным высокий уровень развития специализации производства в наиболее благоприятных для этого географических областях стран и мира в целом. В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Главное в общественном производстве, рассматриваемом с организационно-технологической стороны, целесообразное, оптимальное соединение, до этого находящихся порознь компонентов (предметов и орудий труда, живого труда).

На ранних стадиях развития производительных сил транспортировка составляла единый процесс с материальным производством. В результате общественного разделения труда этот вид деятельности обобщился, что вызвало особое производство транспортной продукции как самостоятельного товара, имеющего всегда достаточно высокую меновую стоимость.

Специализация районов, их комплексное развитие не возможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Также важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

15 стр., 7229 слов

Человек выбирает профессию

... отраслевой и профессиональной структуре народного хозяйства, особенно быстрые в условиях научно-технической революции. Правильный выбор профессий - важное условие повышения производительности общественного труда, что особенно ... формируется у некоторой части подростков и под влиянием семьи. Заметим, что выделить "чистое" влияние семьи на жизненные установки и систему ценностей детей едва ли ...

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Методический аппарат учебников линии построен на принципах системно-деятельностного подхода. Учебник рассматривается авторами не только как главный источник информации, но и как средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования на всех этапах урока. Задача мотивации учащихся в начале урока и рефлексии в его конце решается через анализ эпиграфов к параграфам (7 класс) и постановку проблемных вопросов перед параграфом или темой (8 и 9 классы).

Такие вопросы не имеют однозначного правильного ответа и позволяют определить отношение учащихся к заявленной теме до и после ее изучения.

1. Белоусов, И. И. Проблемы географии транспорта / И. И. Белоусов // Совет-

ская география. – М. : Географгиз, 1960. – 395 с.

2. Бугроменко, В. Н. Транспорт в территориальных системах / В. Н. Буг-

роменко. М., 1987. –112с.

3. Гольц, Г. А. Транспорт и расселение / Г. А. Гольц. — М. : Наука, 1981. — 248

с.

4. Графаналитический метод в графостроительных исследованиях и про-

ектировании / А. М. Якшин , Г. М. Говоренкова , А. И. Стрельников. – М., 1979.– 188 с.

5. Гусейн-Заде, С. М. О зависимости размеров территориальных единиц

от транспортной освоенности территории / С. М. Гусейн-Заде // Вестн. Моск. унта. Сер. 5. География. – 1983. – № 6. – С. 31 – 37.

6. Дидерихс, Ф. Ф. Об особенностях оценки городских территорий / Ф. Ф.

Дидерихс // Экономические проблемы оптимизации природопользования. – М., 1973. – С.144 – 150.

7. Единая транспортная система: учебн. для вузов / под ред. В. Г. Галабурды.

  • — М. : Транспорт, 1997.- 295 с.

8. Казанский, Н. Н. Экономико-географические аспекты единой транспортной сети СССР / Н. Н. Казанский // Вопр. географии. — М., 1968. — № 75. — С. 78 – 106.

9. Макроусов, В. Н. Основы территориальной организации транспорта / В. Н.

Макроусов. – Саратов : Изд. – во Саратов. ун-та, 1990. – 16 с.

10. Родоман, Б. Б. Эволюция моноцентрических транспортных сетей / Б. Б. Родоман // Изв. РАН. Сер. геогр. – 1994. – № 3 – С. 14 – 23.