Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета.
Наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации оказывают налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, вызывающие больше всего трудностей, как при расчете, так и при проведении проверки.
Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. Сложность заключается еще и в том, что изменения в законодательстве, в связи с налоговой реформой, которая никак не подойдет к концу, вот уже несколько лет, зачастую вступают в силу задним числом.
Говоря об актуальности выбранной темы необходимо отметить, что налог на прибыль среди налоговых платежей, поступающих в федеральный бюджет, по данным Федеральной налоговой службы, является третьим налогом по собираемости.
По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятия, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным. Аудит расчетов по налогу на прибыль — является одним из ключевых в аудите финансово-хозяйственной деятельности организации, ведь искажение налогооблагаемой прибыли и вследствие, суммы налога, ведет к неправильному определению финансовых результатов и расчетов с бюджетом.
Главная цель данной работы — спланировать и провести аудиторскую проверку расчетов по налогу на прибыль, установить правильность и полноту применения налогового законодательства, достаточность отражения в отчетности, своевременность и полноту уплаты налога в бюджет, составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие
задачи:
- Изучить экономическую характеристику предприятия, особенности организации бухгалтерского и налогового учета;
- Определить цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль, выделить источники информации, используемые для проверки выбранного участка;
- Спланировать аудиторскую проверку и представить оценку системы внутреннего контроля, рассчитать аудиторский риск и представить план проверки;
- Провести аудиторскую проверку налога на прибыль, согласно разработанного плана проверки;
- Оформить результаты аудиторской проверки, составить аудиторское заключение, сделать выводы и дать практические рекомендации для объекта исследования.
Объектом исследования данной работы является аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль ООО «Технологии». Период исследования 2007 год.
Основные методики проведения аудиторской проверки расчетов
... Федерации по налогам и сборам, Госкомстата РФ, Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, ряда министерств и ведомств. Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения аудиторской проверки расчетов. 1. Общие ...
Аудит расчетов по налогу на прибыль ООО ««Технологии»» будет производиться на основе методических рекомендаций по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, одобренных Советом по аудиторской деятельности при Минфине России протоколом № 25 от 22 апреля 2004 года, и утвержденных 23 апреля 2004 года заместителем Министра финансов Российской Федерации.
При проведении аудита будут применены следующие приемы и методы: выборка, проверка заполнения и составления документов, проверка отражения бухгалтерских записей на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерских, налоговых регистрах, подсчет, тестирование, сверка, разработка и оформление рабочих документов, опрос сотрудников предприятия, аналитические процедуры.
Основной информационной базой для проведения аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль являются: приказ об учетной политике, учредительные и организационные документы в части структуры организации, пакет рабочих документов, материалы по инвентаризации расчетов с бюджетом, налоговые декларации, учетные бухгалтерские и налоговые регистры, главная книга, оборотная ведомость, бухгалтерская отчетность.
Так же для написания курсовой работы будут использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебные и периодические издания.
Теоретические основы налогового аудита
1.1 Понятия, объекты, цели, задачи и виды налогового аудита
Аудит позволяет существенно меньше терять за счет эффективной учетной политики, оптимальной организации работы бухгалтерии, разумной финансовой стратегии, минимизации налоговых выплат. Резерв здесь огромен. Крупные предприятия не случайно содержат специальный штат финансистов, аналитиков и внутренних аудиторов.
Как показывает практика, независимо от уровня квалификации бухгалтеров не бывает абсолютно правильного ведения бухгалтерского и налогового учета. Неточности возникают постоянно. И из-за неправильного распределения обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, и из-за несовершенства бухгалтерских компьютерных программ, и из-за непонимания законодательства. Выявляя ошибки, аудитор дает рекомендации, как их исправить. Это позволяет усовершенствовать работу бухгалтерии и предотвратить возможные будущие претензии налоговиков.
В настоящее время Федеральный закон РФ от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (11д9-ФЗ), дает нам основные понятия аудиторской деятельности ее целей. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696, раскрывают основные принципы аудита.
Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица) [1].
Такое определение аудита дает нам 119-ФЗ.
Аудиторский финансовый контроль
... качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов. Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности является Министерство финансов Российской Федерации (в составе Министерства создан Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, учета и отчетности). ...
Несмотря на определение аудита установленное законодательно некоторые авторы и издания дают несколько иную трактовку аудита.
Так в экономическом словаре сказано, что аудиторская проверка — проверка, проводимая приглашенным аудитором (группой аудиторов) по документам финансовой отчетности. При этом аудитор работает не только с бухгалтерской отчетностью, но и проверяет ее соответствие юридическим, хозяйственным документам, как-то Устав, Учредительный договор, Проспект эмиссии, хозяйственные договоры, контракты и т.д. [30].
А.А. Терехов в своей книге дает определение современного аудита, как особой организационной форы контроля. Говоря другим словами, современный аудит — это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка, в чем и состоит его определяющая особенность [29].
Еще один источник называет аудиторской проверкой — мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта [36].
У практикующих аудиторов, есть свой взгляд на определение понятий аудита. «Аудит — это прежде всего помощник Вам и вашей бухгалтерии в решении финансовых проблем. Поскольку данные бухгалтерской отчетности используются для принятия решения учредителями, партнерами, инвесторами, кредиторами, федеральной налоговой службой, коммерческими структурами, и т.д., то эти данные требуют специального подтверждения их достоверности — аудиторского заключения» [33].
Федеральный закон об аудиторской деятельности обозначает главной целью аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [1].
Большинство авторов соглашаются с таким определением целей аудита [27,29,29,31].
Сходное определение содержит и международный стандарт аудита «200», где сказано: «Целью аудита финансовой отчетности является предоставление аудитору возможности выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношения, в соответствии с установленными принципами подготовки финансовой отчетности» [28].
Несколько иную трактовку целей аудиторской проверки дает экономический словарь. Основная цель аудита заключается в придании достоверности бухгалтерской отчетности посредством выражения независимого мнения о ней. Применительно к хозяйственным операциям и бухгалтерским счетам можно выделить следующие цели, достижение которых ведет к успешному завершению аудиторской проверки: полнота; точность; наличие; разъединение; оценка; права и обязательства; представление и раскрытие [30].
К трактовке целей аудита необходимо пристальное внимание, так как именно цель аудита определяет его методику. Если цель аудитора — многостраничный отчет с перечислением мелких нарушений, подход к аудиту будет одним. Если же цель — подтверждение достоверности отчетности и выявление крупных нарушений, которые влияют на достоверность отчетности в целом, существенно искажая ее результаты, то подход будет совсем другим.
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
... АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ 1.1 Методология аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания системы финансового контроля, включающей аудит, главная цель которого - обеспечить независимый контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности. ...
В применении к аудиту расчетов с бюджетом, в том числе налога на прибыль, мнения различных авторов несколько расходятся в понятии целей аудита.
Газарян А.В. называет целью расчетов с бюджетом — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения [34].
Другая группа авторов считает, что цель аудита расчетов с бюджетом — «Установить правильность и полноту применения налогового законодательства; достаточность отражения в отчетности сальдо по расчетам с бюджетом» [31].
На законодательном уровне указывается цель аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль по качественным аспектам отчетности :
- Существование — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду;
- Полнота — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме;
- Оценка (измерение) — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельность организации;
- Классификация — налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное;
- Представление и раскрытие — обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации [20].
Исходя, из поставленных целей различные авторы формулируют следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита.
Подпольский, Савин, Сотникова в пособие «Основы аудита» выделяют следующие задачи:
1. Формулирование принципов подготовки плана и программы аудита.
2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.
3. Формулирование принципов документирования аудита.
4. Формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита.
5. Определение порядка составления и хранения рабочей документации.
6. Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств.
7. По результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности отчетности субъекта в форме, безусловно, положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
8. Другие задачи [27].
Другая группа авторов говорит о решении всего двух задач, для достижения поставленных целей: установить соответствие бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности экономического субъекта требованиям нормативных актов, регулирующих порядок учета и отчетности; установить соответствие бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности фактическому положению дел [31].
Международные стандарты аудиторской деятельности
... должны противоречить международным стандартам. Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ...
Цели аудита могут отличаться и в зависимости от вида аудита. Большинство авторов классифицируют аудит, как обязательный и инициативный.
119-ФЗ называет обязательным аудитом, ежегодную обязанность аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя [1,27].
Практикующие аудиторы дают следующее определение: «Обязательный аудит — это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральных законах РФ» [33].
Проведение обязательного аудита согласно 119-ФЗ, осуществляется в следующих случаях:
- Организация имеет форму открытого акционерного общества.
- Организация является кредитной, кредитно — страховой или инвестиционной.
- Организация или индивидуальный предприниматель (ИП), превышает объем выручки по обычным видам деятельности за год 500000 МРОТ или валюта баланса на конец отчетного периода превышает 200000 МРОТ [1,26,31,33].
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так сказано в 119-ФЗ, но в настоящий момент, налоговая или административная ответственность за не проведение обязательной аудиторской проверки не установлены.
Однако аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации. А в соответствии с подп.4 п.1 ст.23 НК РФ организация обязана представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом о бухгалтерском учете. При непредставлении заключения организация может быть привлечена к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ ( п.1 ст.126 НК РФ). Должностное лицо организации понесет ответственность на основании п.1 ст.15.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.
Обсуждаемый в Государственной Думе законопроект о внесении изменений в КоАП РФ, который предусматривает установление административной ответственности за уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита или за препятствование его проведению, в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а для юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ, так до сих пор и не принят.
Сумма штрафа в пятьсот пятьдесят рублей гораздо ниже цен на аудиторские услуги, чем некоторые предприятия и пользуются, оставаясь практически безнаказанными.
Инициативный аудит — проводится по решению собственников или высшего руководства предприятия, и в последнее время становится все более распространенным. Иногда и потенциальные инвесторы, организаторы тендеров требуют аудиторское заключение. Они хотят убедиться в достоверности данных о финансовом положении предприятия и получить мнения независимых экспертов об отчетности фирмы.
В случае инициативного аудита полная проверка необязательна. Иногда достаточно консультаций по отдельным вопросам контроля за каким-то определенным участком работы. В настоящее время пользуется большой популярностью аудит налоговых рисков, где аудиторы проводят проверку, используя методику налоговых органов.
Аудиторский риск и методы его оценки
... эффективности аудита, эффективность проведения проверки все-таки важнее. По этой причине аудиторские стандарты требуют принимать в расчет нижнюю границу вероятности, т.е. слишком низкой оценки риска. Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской фирмы, поэтому его ...
Сотрудничество с аудиторами можно рассматривать как оперативный тренинг для повышения квалификации бухгалтерии, они помогут найти ошибку, подскажут, какие изменения произойдут в учете. Аудиторское заключение по инициативному аудиту можно включить в состав годовой отчетности. Формально наличие или отсутствие заключения не влияет на решение о проведение проверок налоговых органов. Но на практике бывает, что наличие аудиторского заключения помогает избегать визита контролеров [34].
Помимо обязательного и инициативного аудит бывает:
Внутренним — незаменим для осуществления оперативного контроля и организован собственниками предприятия, для проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении хозяйственных операций, работы внутренних структурных подразделений, пресечения ошибки до их совершения, проверки оптимизация налогообложения. Внутренний аудит может быть более эффективен, чем внешний, с точки зрения минимизации потерь на исправление и должен быть нацелен на эффективность деятельности. Он может быть более емким, чем внешний, и может быть более оперативным [31].
Внешний аудит — получение независимой оценки с привлечением специалистов [33].
1.2 Стандарты аудиторской деятельности, принципы проведения налогового аудита
Какие бы изменения не проходили на аудиторском рынке в данный момент, неизменным останется один из важных и ключевых моментов в аудите — аудиторские стандарты, которые прописаны в 9 статье 119-ФЗ и утверждены постановлением правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.
Стандарты аудиторской деятельности — единые требования, к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации [1,27,31].
Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:
- Федеральные и являются обязательными; внутренние, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также ПСАД аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
— Внутренние — стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, представляющие собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности [27].
Говоря об аудиторских стандартах важно отметить, что в России полных ходом идет переход на международные системы финансовой отчетности, отсюда вытекает и проблема, связанная с внедрением международных аудиторских стандартов, первый официальный перевод которых вышел в свет в октябре 2000 года.
Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing — ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.
Раскрытие информации о расчетах по налогу на прибыль в бухгалтерской ...
... учета формирования финансовых результатов предприятия, расчетов предприятия с налогом на прибыль, использования и распределения прибыли в РФ; особенностей организации учета формирования финансовых результатов и использования прибыли. Методической и теоретической основой курсовой работы являются: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в ...
Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют незначительный характер.
Следует ли внедрять международные подходы к аудиту в России? Вопрос отчасти риторический. Необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом на первый взгляд представляется очевидной.
Чем быстрее Россия примет международные стандарты, или, по крайней мере, будет ими руководствоваться, тем быстрее аудит, проводимый в России, приобретет статус аудита мирового уровня, результатам которого могут доверять участники международного фондового рынка .
Частичное использование МСА в России следует рассматривать как временную меру в рамках перехода к полному соблюдению МСА. Если применяется только часть стандартов, в аудиторском заключении нельзя говорить о проведении аудита в соответствии с МСА, речь должна идти только о соответствии российским стандартам аудита. Ссылка на российские стандарты может оказаться серьезным препятствием для российских предприятий, составляющих финансовую отчетность для зарубежных партнеров. Ведь участники международного рынка капитала с меньшим доверием относятся к национальным стандартам отдельно взятой страны, чем к международным. Кроме того, крупнейшие аудиторские фирмы, входящие в состав Форума фирм МФБ, будут обязаны использовать МСА в качестве основы всей своей деятельности. Поэтому национальные компании и аудиторские фирмы, не применяющие МСА, окажутся в невыгодном положении по сравнению со своими конкурентами .
Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, которые считают, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране МСА или местных стандартов, основанных на МСА. В этом есть много верного: большинство клиентов гораздо сильнее заинтересовано в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном «подтверждении достоверности», тем более что для экономии на налогах куда как выгоднее иметь заведомо недостоверную отчетность. Квалифицированных инвесторов, которые действительно анализировали бы баланс и данные о прежних прибылях предприятия, чтобы принять решение об инвестировании в него, у нас практически нет. Даже клиенты, не связывающиеся с заведомо недобросовестными аудиторами, зачастую не готовы платить им те реальные денежные суммы, в которые может обойтись аудит по стандартам .
С формальной точки зрения российские стандарты аудиторской деятельности созданы на основе МСА и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения касаются стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров и т. п. Таким образом, на первый взгляд можно сказать, что российская система аудита близка к МСА и стремится развиваться в этом направлении. В настоящее время, действуют 23 правила (стандарта) и они выполняют роль основной методологической базы аудиторской деятельности.
Обращаясь к опыту США, можно отметить, что самым полным действующим руководящим материалами для аудиторов, являются десять общепринятых стандартов аудита (GAAS).
Они были подготовлены специалистами в 1947 году, и с тех пор претерпели минимальные изменения. В них сформулированы самые общие требования, касающиеся личностно-профессиональных качеств аудитора, а также требования к ходу проверки и к аудиторским заключения по собранным доказательствам. Характерно, что эти стандарты не являются какими-либо конкретными инструкциями по проверке определенных участков работы [34].
Согласно ПСАД, основные принципы аудита, позволяют дать объективные, реальные и точные сведения об объекте аудита, выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и оказать помощь в организации учета и отчетности.
Подпольский, Савин, Сотникова к основным принципам ведения аудиторской деятельности относят: независимость, объективность конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора, его доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам, ответственность за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; использование аудитором методов статистики и экономического анализа его умение применять новые информационные технологии и принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; содействовать росту авторитета аудиторской профессии [27].
Другие авторы выделяют и ставят на первое место следующие принципы:
- честность — не уступать, если уступил 1 раз — придется еще;
- самообъективность — каждый работник аудиторской организации должен высказывать свое личное мнение;
- добросовестность;
- конфиденциальность — должна соблюдаться неукоснительно, даже если, по мнению аудитора, разглашение информации не наносит вреда клиенту [2].
Аудиторы имеют право проверять всю документацию, реальное наличие имущества, требовать консультации в письменной или устной форме. Отказываться от выражения мнения или дальнейшей проверки в связи с отсутствием, каких — либо отчетных документов, имеют право привлекать экспертов, на которых распространяются те же требования, что и на аудиторов.
Предприятие же имеет право отказаться от конкретного эксперта, обосновав это. Копировать документы аудитор имеет право только с согласия организации.
1.3 Аудиторские риски, технология планирования аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль
Аудиторская деятельность связана с риском, а с проведением аудита непосредственно связаны следующие виды риска: предпринимательский и аудиторский.
Предпринимательский риск аудитора заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное.
Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и / или искажения после подтверждения ее достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Экономический словарь дает следующее определение аудиторского риска. «Объективно существующая вероятность допущения возможных неточностей и отклонений от реальных данных, возникающая в ходе аудиторской проверки. Оценка аудиторского риска — составная часть работы аудитора. Аудиторский риск является предметом страхования» [30].
Другой экономический источник определяет аудиторский риск как, субъективно определяемую аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность либо может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности; либо содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет. Различают внутрихозяйственный аудиторский риск, риск системы внутреннего контроля и риск не обнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности [36].
Аудит, базирующийся на риске, — это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном критических точек в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском [27].
Такое определение дают Подпольски, Савин, Сотникова.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов и представляет собой их произведение:
- внутрихозяйственный риск — это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам;
- риск средств контроля, представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента в отношении ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Аудитор стремится установить эту оценку на уровне ниже максимума (100%), рассматривая это как часть плана аудита;
— риск не обнаружения — это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить. Риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска и определяет количество свидетельств, которые аудитор планирует собрать [27,29].
Некоторые зарубежные авторы предпочитают говорить не о классической трехфакторной, а о четырехфакторной модели аудиторского риска, последний фактор, т.е. риск необнаружения ошибок подразделяют на две составные части (сомножители):
- риск тестирования оборотов — даже установленные клиентом контрольные моменты на практике могут соблюдаться не совсем последовательно, но выборочный характер аудита может привести к тому, что существенные некорректности останутся невыявленными ни в процессе тестирования контрольных моментов, ни в ходе проверок хозяйственных операций по существу;
- риск аналитического обзора — риск того, что существенные ошибки не будут обнаружены аудиторами, либо эти ошибки попадут в поле зрения аудиторов, но аудиторы в ходе проверки просто не до конца поймут их сущность и не охарактеризуют [29].
Аудитор не может гарантировать полного отсутствия существенных ошибок. Большинство аудиторов считают, что величина приемлемого аудиторского риска не должна превышать 5% [27].
Оценка аудиторских рисков и уровень существенности определяются, согласно Правила (стандарта) аудиторской деятельности № 4 и № 8 [3].
Существуют два основных метода оценки уровня существенности и аудиторского риска:
— Оценочный метод, заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют уровень существенности и аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, средний и низкий.
- Расчетный метод предполагает количественный расчет величины уровня существенности и аудиторского риска.
Определять уровень существенности авторы методических рекомендаций предлагают на основании профессионального суждения аудитора, с применением внутрифирменных стандартов, регламентирующий порядок определения уровня существенности.
При планировании проверки по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом уровень существенности определяется в отношении следующих элементов: остатков по счетам 68 «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль», 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства»; групп операций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (объектов налогообложения).
Так же должны учитываться и качественные аспекты искажений: несоблюдение учетной политики; недостаточное или неадекватное описание учетной политики и раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.
Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур.
Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. В случае изменения уровня существенности после подведения итогов аудиторских процедур в рабочих документах должно быть отражено новое значение уровня существенности и приведена аргументация [20].
Применяемая модель аудиторского риска страдает двумя крупными недостатками:
1) Несмотря на все усилия аудитора как можно лучше составить план аудита, его оценки приемлемого аудиторского риска, внутрихозяйственного риска и риска контроля в значительной мере субъективны и в лучшем случае лишь приближенно отражают реальность.
2) Модель аудиторского риска — это модель планирования, поэтому возможности ее использования при оценке результатов аудита ограничены [27].
Налог на прибыль и налоговые обязательства перед бюджетом могут проверяться независимо от уровня существенности, если аудитором получено специальное задание по проверки налога на прибыль [ 20].
Технология аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль так же приведена в методических рекомендациях, авторы которых предлагают использовать специальные рабочие документы (тесты), представляющие собой таблицы, с определенными показателями, а проводить аудиторскую проверку в определенной последовательности.
На первоначальном этапе осуществляется планирование аудиторской проверки, куда входят оценка рисков, определение уровня существенности, анализ учетной политики и составление программы аудита.
Аудитор должен получить представление об учетной политике аудируемого лица и оценить влияние на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета. Анализ учетной политики осуществляется с целью: установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств, доходов и расходов; выявления постоянных и временных разниц при расчете прибыли; выявления ключевых по риску элементов; выражения мнения по вопросу применяемой учетной политики аудируемого лица для целей налогообложения.
После анализа учетной политики, определяются «ключевые по риску области», вероятность ошибок в которых высока. Такие области, как правило, подлежат сплошной проверке, к ним могут быть отнесены: операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу операций со связанными сторонами; операции с различиями методами учета, определенных бухгалтерским и налоговым законодательством или учетной политикой; и т.п.
На заключительном этапе планирования аудиторской проверки составляется программа аудита по существу, в которой указываются — выбор аудиторских процедур, методы проведения проверки, рабочие документы и прочая необходимая информация.
Проведения аудита по существу заключается: в проверке правильности формирования доходов и расходов для целей определения финансового результата по другим разделам аудита, т.е. проверка правильности расчета прибыли (убытка) по правилам бухгалтерского учета: в проверке соблюдения положений налоговой политики по налогу на прибыль, действующему законодательству; в проверке правильности определения постоянных и временных разниц, налоговых активов и обязательств ; в проверке правильности определения текущего налога на прибыль и чистой прибыли.
В завершении необходимо обобщить и оценить результаты проверки. На данном этапе осуществляется анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение и оформление результатов проверки, формулируются виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения по финансовой отчетности. Аналитические процедуры на стадии завершения аудита должны документироваться аудитором, рабочими документами с отражением причины нарушений норм налогового законодательства по налогу на прибыль; налоговые последствия этих нарушений для аудируемого лица; практические рекомендации по устранению негативных последствий выявленных нарушений. Выявленные нарушения по налогу на прибыль должны быть классифицированы: по характеру действий, по характеру возникновения, по последствиям;
- Завершающим этапом является документальное оформление результатов проверки по разделу налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, которые отражаются в аудиторском заключении.
Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [1,27].
В аудиторском заключении по существенным искажениям и ограничениям, влияющим на мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности, могут быть даны следующие оговорки, касающиеся налога на прибыль: по разногласиям относительно налоговой политики и методов налогового учета; по разногласиям относительно раскрытия информации по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой отчетности; по событиям, возникшим после отчетной даты и условным фактам в хозяйственной деятельности связанным с обязательством перед бюджетом по налогу на прибыль; по существенным суммам занижения расхода по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом; по ограничениям в объеме.
Серьезные аудиторские фирмы никогда не подходят к проверке формально. У них есть особые приемы, с помощью которых прощупываются слабые места в учете.
Зачастую бухгалтеры представляют себе аудиторскую проверку как разновидность налоговой. С той только разницей, что эта проверка не грозит штрафами, пенями, неустойками и проводится за деньги. Но неприятностей и хлопот принесет не меньше. Однако такое представление далеко от действительности.
На самом деле аудиторы приходят на фирму не как контролеры, а как независимые эксперты. Их цель — засвидетельствовать достоверность финансовой отчетности и подтвердить, что учет в организации ведут в соответствии с российским законодательством. При этом они не заинтересованы «накопать» как можно больше мелких ошибок и нарушений. Задача аудиторов — выявить только существенные искажения бухгалтерской отчетности в целом.
2. Краткая экономическая характеристика ООО «Технологии»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Полное фирменное наименование исследуемого предприятия — Общество с ограниченной ответственностью «Технологии» сокращено ООО «Технологии». Юридический и фактический адрес общества: 117546, г. Москва, ул. Варшавское ш., 2Б.
ООО «Технологии» состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы № 37 по Южному административному округу г. Москве.
Идентификационный номер налогоплательщика — 7737509473
Основной государственный регистрационный номер — 1067746069874
ООО ««Технологии»» образованно в 2000 году, в результате смены учредителей, путем продажи своей доли бывшего учредителя. В настоящее время учредителями общества являются 4 человека, имеющие равную долю по 25% каждый. Уставный капитал общества составляет 10000 рублей, а номинальная стоимость доли каждого участника соответственно 2500 руб. Уставный капитал учредителями внесен полностью.
Все учредители общества являются так же его сотрудниками, занимая определенные должности. Один из учредителей общества, согласно учредительного протокола, по решению большинства голосов учредителей, возглавляет ООО «Технологии» в должности генерального директора.
ООО «Технологии» занимается оптовой и розничной торговлей электронными компонентами, радиодеталями, измерительными приборами, светотехническими изделиями и т.п. Является дилерами на рынке данной продукции ведущих отечественных и зарубежных компаний и имеет соответствующие дипломы. Ежегодно совместно с дилерами и ведущими фирмами предприятие проводит семинары и выставки, где представлены наиболее интересные и новые товары, проводятся соответствующие технические лекции.
Исходя из объема продаж организации, основным видом деятельности является оптовая торговля, доля которого в общем объеме продаж составляет 88 % за 2006 год.
Оптовая торговля осуществляется через оптовый отдел, а в розницу через магазин, находящийся в том же здании.
Численность сотрудников ООО «Технологии» составляет 30 человек.
Основным отделом организации является оптовый отдел, он занимается непосредственно оптовой торговлей — оформлением отгрузочных документов (счет-фактура, накладная), ведением переговоров с покупателями, и поставщиками, приемом и обработкой заявок, выставлением счетов на оплату, оформлением договоров и пр. В оптовом отделе работают 12 менеджеров.
Основные покупатели — заводы, в том числе военные, НИИ, бюджетные учреждения, конструкторские бюро, это отражается на работе отдела. Специфика товара довольна, своеобразна, поэтому менеджеры в основном работают под заказ. После окончательного согласования товаров (какой, в каком корпусе, какое количество), он заказывается у поставщика и в течение оговоренного времени поступает на предприятие и передается покупателям. Довольно часто товар отгружается в другие города, почтой, либо с привлечением транспортных, железнодорожных и авиа компаний.
Розничный отдел — магазин, занимается продажей товаров физическим лицам, с применением контрольно кассовой техники. Магазин оборудован специальными витринами, полками и стендами. Численность сотрудников в отделе — 7 человек.
На складах предприятия хранится весь товар, за исключением того, что в магазине. В последнее время организации стало не хватать собственных складских помещений, в связи с увеличением движения номенклатуры, оборотов продаж — это повлияло на принятие руководящим составом решения о вложении денежных средств в недвижимые внеоборотные активы. Складские помещения специально оборудованы. На складе числиться — 3 человека.
К хозяйственному отделу относятся: водитель, сторожа, уборщицы. Водитель занимается доставкой товара от транспортных компаний, ж/д. вокзала, аэропорта, а так же при необходимости покупателям, иногда в другие города. Предприятие не имеет собственного подвижного состава, автомобиль предоставлен в аренду учредителем компании.
АУП занимается контролем и координацией всей деятельности предприятия, следит за стабильностью функционирования предприятия. Генеральный директор избирается на собрании учредителей один раз в два года.
Наглядно структуру предприятия можно представить в виде схемы 2.1.
Структура организации ООО «Технологии»
ООО «Технологии» |
||||||
АУП |
Бухгалтерия |
Оптовый отдел |
Магазин |
Склад |
Хозяйственный отдел |
|
Несмотря на малую численность организации, на предприятия существует структура подчиненности. У каждого отдела есть непосредственный начальник.
Генеральный директор — самое главное лицо предприятия. Коммерческий директор подчиняется непосредственно ему, и имеет все полномочия выступать от имени организации, согласно генеральной доверенности. Сотрудники отделов подчиняются своим начальникам. Наглядно структура подчиненности организации представлена на схеме.
Вся работа предприятия автоматизирована. В работе используются разработанные специально для предприятия программы и внедренные в каждом отделе и на каждом участке работы. По существу это одна общая программа, только в каждом отделе представляет, нужную для данного участка структуру и данные. Так в оптовом отделе она называется — опт, предусматривает работу со счетами, счет-фактурами, накладными и данные наличия товара на складе. На складе она называется склад, а складские работники заносят соответственно поступление, следят за остатками товара.
Усовершенствование программного продукта, исключительные права на который получены не были, занимается программист, а за бесперебойной работой техники следит системный администратор, которые в штате ООО «Технологии» в настоящий момент не числятся и работают на договорной основе.
В настоящее время предприятие находится на этапе расширения не только своих площадей, но и номенклатурного перечня. Осваиваются новые сегменты рынка, новые виды товаров.
ООО «Технологии» имеет свой сайт в Интернете и в ближайшее время планирует начать работу через Интернет-магазин.
Согласно действующего законодательства оптовая деятельность предприятия находится на общей системе налогообложения, а розничная торговля переведена на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), ст. НК, закон Омской области.
2.2 Оценка эффективности системы бухгалтерского учета
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия через обеспечение неукоснительного выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Бухгалтерский учет в ООО «Технологии» осуществляется бухгалтерией, являющейся ее структурным подразделением и возглавляемой главным бухгалтером.
Бухгалтерская служба состоит из главного бухгалтера и 2 бухгалтеров, отвечающих за определенные участки учета.
Бухгалтерия предприятия, руководствуясь нормативными документами, обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций, занимается сбором и обработкой первичных документов, осуществляет ведение налогового учета, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них методологических принципов бухгалтерского учета, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки финансовой отчетности, проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия совместно с другими подразделениями и службами по данным бухгалтерского учета в целях выявления и мобилизации внутренних резервов. Так же на бухгалтерскую службу возложены обязанности отдела кадров.
Бухгалтерия находится в отдельном кабинете, где оборудованы специальные рабочие места. Работники бухгалтерии имеют специальное экономическое образование, хотя стаж работы не большой от двух до четырех лет. Главный бухгалтер, является членом института профессиональных бухгалтеров и имеет профессиональный бухгалтерский аттестат. Стаж работы главного бухгалтера в данной должности составляет 7 лет. Ежегодно главный бухгалтер, проходит, курсы повышения квалификации в объеме 40 часов и получает сертификат.
У каждого сотрудника бухгалтерии имеются должностные инструкции, в которых прописаны их обязанности, ответственность и т.п. Так согласно должностной инструкции главного бухгалтера, он несет ответственность перед генеральным директором за достоверность, и правильность учета, финансовой и налоговой отчетности. Остальные работники бухгалтерии отвечают за достоверность учета, правильность оформления документов, отражением проводок по счетам и т.д. перед главным бухгалтером.
Бухгалтерский и налоговый учет на предприятие ведется с применение ЭВМ в программе 1С Предприятие 7.7. сетевая версия, модифицированной для предприятия, что позволяет работать с одной базой всем сотрудникам бухгалтерии, а не разбивать учет по участкам и потом собирать данные, для составления баланса. Так же бухгалтерия использует внутренние программы фирмы, данные из которых конвертируются в 1С, например складские работники разносят поступление товара по накладным, а бухгалтерия переносит их в 1С, проверяет правильность заполнения, отражения количества, цен и пр., что значительно сокращает трудозатраты.
Для работы с банками стоят специальные банковские программы: клиент-банк, Интернет-банк, что позволяет очень быстро производить оплату поставщикам, бюджету, значительно экономит время бухгалтера, и гарантирует своевременность ежедневных выписок банка, так как за ними не нужно ехать, а все документы можно распечатать непосредственно с рабочего места бухгалтера.
Для оперативной передачи налоговой и бухгалтерской отчетности по коммуникативным каналам связи предприятие использует программу «Контур-Экстерн» — интернет отчетность.
Обязанности работников бухгалтерии распределяется по соответствующим участкам учета:
1) Учет товарно-метериальных ценностей.
Учет товаров. На данном участке работы, бухгалтер отражает операции: поступление товаров в магазин и на склад; движение внутри предприятия; реализация товаров оптовым покупателям; запись в книге продаж на основании счетов-фактур выданных покупателям; запись в книге покупок счет-фактур, ранее отраженных в книге — продаж по полученным авансам от покупателей. По мере возникновения учитывает транспортные расходы, по доставке товара до склада или в магазин.
Данный участок не содержит сложных моментов учета, но является очень трудоемким, так как номенклатурный перечень достигает сорока тысяч позиций, и большое количество контрагентов.
Учет материальных ценностей. Бухгалтер отражает поступление и списание материалов, которыми являются в основном канцелярские и хозяйственные принадлежности, как правило, материалы списываются в день получения. Так как предприятие имеет арендованное транспортное средство, то здесь же ведется учет ГСМ.
Бухгалтер, ведущий данный участок, является материально ответственным лицом за материальный склад. Движение материалов на предприятие не велико, но сложность работы заключается в правильном отнесении их на затратные счета по видам деятельности опт, розница или общие расходы, для чего предусмотрены служебные записки, в которых обосновывается для какого отдела и для каких нужд выдаются материалы.
На данном участке работы бухгалтер ведет учет полученных счетов-фактур от поставщиков товаров и материалов, и отражает их в книге — покупок.
2) Учет движение денежных средств, учет расчетов с подотчетными лицами, учет основных средств.
Учет движения денежных средств. На данном участке работы бухгалтер отражает движение денежных средств по банку — это поступления от покупателей, оплата поставщикам, уплата налогов и прочие. Бухгалтер данного участка является кассиром, ведет кассовую книгу, выписывает приходные и расходные кассовые ордера, следит за правильностью работы операционной кассы, за лимитом остатка наличных денежных средств, утвержденных обслуживающим банком. При отражении получения денежных средств из операционной кассы бухгалтер одновременно отражает операции от реализации в розничном магазине — накладную розничных продаж. При отражении операции по поступлению денежных средств от оптовых покупателей бухгалтер заполняет книгу продаж и счет-фактуры на полученные от покупателей авансы. Участок является довольно трудоемким, а сложности вызывает правильное отражение на соответствующих счетах полученных денежных средств от покупателей аванс либо оплата за уже отгруженный товар, так как аналитический учет ведется не только по договорам, но и отдельно по каждому счету.
Учет расчетов с подотчетными лицами. Бухгалтер отражает в учете на основании авансовых отчетов, движение денежных средств и их использование подотчетным лицом, следит за соблюдением своевременного возврата неиспользованных денежных средств, за расходом выданных в подотчет денег на определенные нужды. Подотчетных лиц на предприятие не много, поэтому движение на данном участке не большое. Трудности вызывает правильное отражение расходов по соответствующим видам деятельности, правильное отражение сверхлимитных расходов, нормативы по которым установлены законодательно.