Государственное регулирование экономики остается актуальным с начала существования рынка и по сей день, потому что исключительно государство обладает такой привилегией, способной изменить направления развития экономики в макромасштабе.
Выбор такой темы как «Государственное вмешательство» обуславливается интересом в вопросах, изучаемых в рамках данной работы, а так же значимостью данной темы в обществе.
В данной работе рассматриваются вопросы сущности и аспекты вопроса о государственном регулировании, отдельное внимание уделяется основным полномочиям государства в экономике.
Объектом исследования является государство как один из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рыночных отношений. Предметом исследования становится государственное регулирование национальной экономики.
Целью курсовой работы является исследование государственного вмешательства в экономику.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- исследование сущности государственного регулирования экономики (ГРЭ) и необходимость его вмешательства;
- рассмотрение основных экономических взглядов на роль государства в экономике;
- изучение форм, методов, типов и границ государственного регулирования;
- сравнительный анализ национального регулирования хозяйства в Российской Федерации и в Китае в переходный период.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Государственное регулирование экономики: теория
1.1 Государственное регулирование экономики (ГРЭ): сущность и направления
Каждое государство ведет свою деятельность по разным направлениям, одним из важнейших из которых является экономика.
Ту или иную экономику необходимо контролировать, поэтому многие экономисты вводят понятие «государственное регулирование экономики». «В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования». Экономическая теория: Учебник. — Изд. испр. и доп. / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2008
Естественные монополии и их роль в экономике. Практика регулирования ...
... понятия и основных характеристик естественной монополии; 2) установление значения естественных монополий для экономики; 3) анализ государственных методов регулирования естественных монополий в зарубежных странах. Объектом данной работы являются особенности функционирования естественных монополий. Предметом являются экономико-правовые отношения по поводу государственного регулирования естественных ...
Так зачем же надо контролировать экономику? Очевидно, что государство, контролируя экономику, преследует какие-то цели. Эти цели различны по значению, сферам влияния и, следовательно, последствиям, однако высшей целью государственного регулирования является создание наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития. Все остальные цели тесно связаны с ней и могут изменяться под воздействием многих факторов, однако они все взаимозависимы.
Все аспекты рыночной экономики с отрицательным эффектом являются предпосылками усиления позиций государства в экономике, так как именно предотвращение отрицательных последствий действия рыночных субъектов — первостепенная задача государства.
Ряд мер, которыми пользуется государство в регулировании экономики, называется экономической политикой. «Экономическая политика государства — это процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей». Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. — Москва: АСТ: Астрель, 2014
Из этого определения следует, что государство в экономике выполняет следующие функции:
- правовая поддержка функционирования частного бизнеса;
- контроль за соблюдением условий конкурентной среды. Для государства стратегически важно не допустить монополизацию рынка, так как это губительно сказывается на экономике;
- перераспределение доходов через систему налогов и льгот;
- финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды и др.
Так какие же государственные органы должны осуществлять эти функции? «Субъектами государственного регулирования выступают государство в лице органов власти Президент страны, правительство, министерства, администрации. Как правило, права и обязанности властных структур в целом и в части их возможного вмешательства в экономические процессы юридически оформляются в Конституции страны, законах и иных нормативных актах». Щетинин А. И. Политическая экономия . Учебник. — Киев.: Центр научной литературы, 2005.
Государство воздействует на экономику в следующих направлениях:
Регулирование инвестиций
Госрегулирование сбыта
Госрегулирование рынка труда
Содействие НИОКР
Экологическое регулирование
Социальные аспекты госрегулирования
Регулирование инвестиций.
«Инвестиции — это капиталовложения в экономику, социальную инфраструктуру и все прочие сферы общественной жизни, оказывающие определяющее влияние на рост ВВП, занятость населения, уровень и качество его жизни». Экономика. Под ред. Булатова А.С. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2002 Процесс по инвестированию рассматривается приоритетным направлением государственного регулирования, так как все остальные связаны с ним.
Современные тенденции в развитии взаимоотношений государства и экономики
... стабилизации экономики России. 1. Развитие теоретических взглядов на роль государства в экономике Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объём деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях ...
Госрегулирование сбыта продукции.
В случае несоответствия спроса и предложения появляется одно из некоторых негативных явлений — безработица, и сдерживается экономический рост. Задача государства в этой ситуации разнообразными способами простимулировать сбыт продукции, а через него — рост ВВП и уровень занятости населения.
Госрегулирование рынка труда.
Задача государства на рынке труда состоит в уменьшении безработицы, увеличении уровня занятости населения, а также поддержание равновесия на рынке труда. Поэтому активно принимаются меры по поддержке безработных. И стоит отметить, что достижение вышеизложенных целей ведет к увеличению ВВП, который способствует не только сохранению прежних, но и к созданию новых рабочих мест.
Содействие НИОКР.
В настоящий период времени содействие данной организации очень важно, так как укрепление позиций какой-либо страны в мировой экономике в первую очередь определяется ее успехами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Организация НИОКР в таких огромных масштабах была бы невозможна без стимулирующего государственного воздействия на этот процесс. Именно государство обеспечивает финансирование бюджетных научных организаций, высшее образование, без которого не может быть гарантирована эффективная работа НИОКР.
Экологическое регулирование.
Также наиважнейшим направлением государственного регулирования является экология. Задача государства — добиться того, чтобы экономические субъекты были разумны в природопользовании, заботились о состоянии окружающей среды и уменьшали нагрузки на нее.
В госрегулировании экологии есть два существенных элемента. Во-первых, это стимулирование инвестиций в сооружение построек и производство специального оборудования, которые улучшают состояние окружающей среды. В свою очередь, инвесторы будут получать различные субсидии и налоговые льготы.
Во-вторых, еще одним элементом госрегулирования экологии является создание и осуществление правовых норм, накладывающих правовую ответственность на физические и юридические лица за то, что они допустили загрязнение окружающей среды.
В таком случае на них лежит обязанность «возместить нанесенный ущерб государству или соответствующим частным собственникам земельных, лесных, водных и иных угодий (по принципу «платит загрязнитель»)». Щетинин А. И. Политическая экономия . Учебник. — Киев.: Центр научной литературы, 2005.
Социальные аспекты госрегулирования.
В развитых странах государство координирует не только экономику, но еще и неразрывным образом связанные с ней социальные процессы. При непосредственном участии государства или, во всяком случае, под его регулирующим и контролирующим влиянием в этих странах были созданы, эффективно действуют разветвленные системы социального страхования: пенсионного, медицинского и по безработице.
1.2 Основные концепции государственного регулирования экономики
Возникновение различных взглядов и концепций зачастую связано с отличающимися условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.
Роль государства в экономике ретроспективный анализ
... государства в рыночной экономике Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование. Согласно общепринятому определению, государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия ... лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа. За прошедший период в сфере ...
Меркантилисты были одними из первых, кто высказал свое мнение по поводу роли государства в экономике. Они ратовали за его активное вмешательство, и это понятно, ведь они были заинтересованы в увеличении капитала, а оно, в свою очередь, не могло быть осуществлено без поддержки государства.
В более позднем периоде появилась другая концепция. Физиократы стояли за ограничение роли государства в экономике, так как они требовали экономической свободы. «Главная забота государства, с точки зрения физиократов, — защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность». Центр управления финансами (http://center-yf.ru/data/economy/Gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.php)
Наступило другое время, настал промышленный переворот. Это способствовало развитию классической школы политэкономии, которая выражала интересы нового класса — промышленной буржуазии. С точки зрения этого класса представители классической школы (А. Смита, Д. Рикардо) ратовали за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.
В свою очередь неоклассики говорили, что рынок — это механизм, имеющий способность к саморегуляции и, государственная помощь в функционировании экономики была излишней. Они считали, что вмешательство государства может только помешать эффективному функционированию рыночной экономики. Соответственно, наиболее приемлемой для них была идея государственного невмешательства. «Однако экономические сдвиги конца ХIХ — начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение количества товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может». А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1997.
В Кейнсианской теории была впервые обосновано необходимое государственное вмешательство в экономику: заказы государства оживляли спрос и стимулировали занятость населения, также принося прибыль предпринимателям. Модель Кейнса отметила свою эффективность и в послевоенный период: восстановление, работы по реконструкции народного хозяйства в 50-е-60-е годы были осуществлены при активной роли государства.
Однако с середины 70-х годов кейнсианскую теорию начинают критиковать. Из-за общественного недовольства дефицитом государственных бюджетов и высоким уровнем инфляции объявлялось, что кейнсианские модели «виноваты», так как положили начало постоянному росту государственных расходов для иждивенческой части населения. Значит, общество опять вернулось к идее государственного невмешательства, обоснование которому дали неолибералы и монетаристы. Вновь привнося идеи классической школы, представители неолиберализма считали, что экономическая роль государства сводится лишь к тому, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для функционирования рыночной экономики. Монетаристы, в частности М. Фридман, говорили, что единственной сферой экономической жизни, где уместно государственное вмешательство, является денежное обращение (контроль над денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег).
Государственные методы регулирования социально-экономического ...
... экономические интересы и реализующие их стимулы. Государственное правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил. Особое внимание должно быть уделено экономически слабым регионам. Государство ... инструментов государственного регулирования экономики региона можно выделить ряд форм и методов. Государственное регулирование ...
Представленные различные концепции могут противоречивы и могут не совпадать, однако можно с точностью отметить: различия связаны с формами и долями государственного вмешательства в экономику. Следовательно, любой современный рынок невозможен без вмешательства государства.
1.3 Формы и методы государственного регулирования национальной экономики. Границы ГРЭ
В регулировании национальной экономики государство пользуется определенными формами и методами, которые применяются в зависимости от поставленных задач, материальных возможностей государства и др. Однако необходимо различать понятия «формы» и «методы». «Форма представляет собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект». Центр управления финансами (http://center-yf.ru/data/economy/Formy-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki.php) «Методы — это определенные способы воздействия государства на все объекты государственного регулирования. Каждый метод опирается на целый ряд конкретных инструментов, которые обеспечивают реализацию его влияния» Щетинин А. И. Политическая экономия . Учебник. — Киев.: Центр научной литературы, 2005..
Методы.
Весь комплекс методов можно классифицировать. Есть несколько классификаций. По формам воздействия выделяют следующие методы: методы прямого и косвенного воздействия.
Прямые методы государственного регулирования — это методы, непосредственно действующие на субъекты рынка. Они используются для того чтобы, например, изменить объемы производства, экспортно-импортных отношений и т.д. Основными инструментами прямых методов являются лицензии, квоты, государственные закупки, установленные государством цены, нормативы, комплексные программы.
Рис.1.Методы государственного регулирования экономики
Косвенные методы — это методы, которые через создание определенных экономических условий (косвенно) влияют на направление деятельности экономического субъекта. У косвенных методов инструментарием являются меры, которые принимает само государство в процессе реализации своей фискальной, денежно-кредитной, бюджетной политики. «Эффективность косвенных методов не такая высокая, как прямых, но они более приспособлены к рынку, а потому более пригодны к действию рыночного экономического механизма». Щетинин А. И. Политическая экономия . Учебник. — Киев.: Центр научной литературы, 2005.
Формы.
Однако и у форм тоже есть определенные классификации. По способам влияния разделяют правовые, административные, экономические формы.
«Среди форм государственного регулирования, выделенных на основе такого признака, как средство воздействия, необходимо, прежде всего, выделить правовое регулирование экономики». Гуманитарно — Правовой портал (http://psyera.ru/5876/pravovoe-regulirovanie-ekonomiki)
Правовое регулирование экономики заключается в создании правовых актов, описывающих «правила деятельности» для рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиты прав потребителей, посредничества между работодателями и трудящимися и т. д.
Государственное финансовое регулирование экономики
... время. 1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики 1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование экономики, которое представляет собой процесс ...
Совокупность правовых актов образует иерархию. В зависимости от принимающего их объекта выделяют:
- Конституцию и законы Российской Федерации;
- Указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства;
- нормативно-правовые акты центральных органов власти (министерств и ведомств);
- нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.
Инструментами правового метода государственного регулирования экономики являются «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Административные формы играют исключительную роль в государственном регулировании экономики. При помощи системы административных мер (закрепления, разрешения, принуждения) государство осуществляет контроль над ценами, доходами, валютным курсом. Важной особенностью административных форм является то, что они характеризуются обязательностью и безоговорочностью исполнения приказов, распоряжений властных структур и четкой ответственностью субъектов хозяйствования и граждан за их невыполнение. «Важнейшими инструментами реализации административных форм являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, цены, государственные заказы и т д». Калетник Г. М. Государственное регулирование экономики. Учебник- Киев.: издательство РГАС,2011
Что же касается экономических форм государственного регулирования экономики, то именно на их основе преимущественно осуществляется экономическая политика государства (влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, использование факторов экономического роста и многое другое).
К экономическим формам относятся бюджетная, налоговая и кредитно-денежная политики, государственное планирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления внешнеэкономические инструменты.
Кредитно-денежная политика заключается в использовании государством Центрального Банка, который определяет величину учетной ставки, осуществляет операции на открытом рынке и изменяет уровень денежной массы в стране.
Налоговая, или фискальная, политика — это экономический механизм, который мгновенно реагирует на изменение уровня экономической активности. С ее помощью государство регулирует налоговое обложение имущества граждан, вводит муниципальные налоги и в кризисных ситуациях использует ее, чтобы сократить бюджетный дефицит. Налоговые поступления в государственный бюджет зависят от дохода граждан и при росте ВНП растут, что снижает покупательную способность населения, сдерживает экономический рост, однако позволяет уменьшить бюджетный дефицит. Во время экономического спада они автоматически сокращаются, сумма изъятия доходов уменьшается и, следовательно, покупательная способность населения увеличивается и таким образом, сдерживается дальнейший экономический спад. Также фискальная политика располагает такими инструментами, как система пособий по безработице и разнообразных социальных выплат, программы по поддержке малоимущих слоев населения. В период экономического подъема и снижения уровня безработицы выплата различных пособий или сокращается или прекращения вовсе, что сдерживает совокупный спрос.
Экономика регионов России
... роли периферийных территорий и переход к самоуправлению регионов. Природные условия относительно благоприятны для хозяйственной деятельности ... льняных, более 58% шерстяных, 43% шелковых тканей России. Основные центры производства сосредоточены в Москве и ... Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных ...
«Бюджетная политика закрепляет за собой регулирование государственных расходов, осуществление государственных закупок, выпуск внутренних государственных хозяйств, поддержку и регламентирование государственного предпринимательства». Экономическая теория: Учебник. — Изд. испр. и доп. / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2008 Это значит, что, в основном, этот вид политики занимается управлением государственным бюджетом, а также следит за бюджетным дефицитом. Средства, которые нужны государству на выполнение его функций, должны не только обеспечивать социально-ориентированный характер государственного регулирования экономики, но и призваны перераспределять ресурсы для обеспечения целей социального равенства и безопасности общества.
Типы.
Различают несколько типов государственного регулирования:
1.полный государственный монополизм в экономике. Такая ситуация была характерна для СССР и стран социалистического лагеря, но сохраняется и теперь в некоторых странах;
2.различные варианты смешения рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
3.крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.
Границы ГРЭ.
Все выше сказанное доказывает тот факт, что современная рыночная экономика немыслима без вмешательства государства. Оно помогает ей функционировать, решать задачи, которые она не в состоянии решить, и, конечно же, балансирует социальную несправедливость. Однако существуют важные ограничения для регулирования экономики.
Есть различие между границами государственного вмешательства в рыночную экономику: минимально необходимые (функции государства по организации денежного обращения, оказание общественных услуг и др.) и максимально допустимые границы вмешательства. В последнюю группу относят: перераспределение доходов, формирование правовой базы, создание условий для конкуренции, обеспечение полной занятости населения, антиинляционная политика и антициклическое регулирование экономики, проведение региональной политики и реализация национальных интересов в мировой экономике.
Перераспределение доходов. Рынок «понимает и принимает» только те доходы, которые стали результатом от сделок на рынках факторов производства и нормы этих доходов связаны с эффективностью вложения факторов. Однако в любом обществе есть нетрудоспособные, неимущие, которые не владеют факторами производства. Следовательно они не могут участвовать в конкуренции и не получают никаких доходов. Есть и люди, которые не могут найти рыночное применение своему труду (безработные).
Поэтому государство призвано защищать и содержать их, так как рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто не занят в производственной сфере. И государство обязано влиять на перерапределение доходов, так как «то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе». Экономика. Под ред. Булатова А.С. 3-е изд., перераб. и доп. — М.:Юритъ, 2002
Отраслевая структура экономики России и методы отраслевого экономического ...
... структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов. Становление рыночной экономики в России требует решения важнейшей задачи - совершенствования ее отраслевой структуры, ... из главных критериев размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. В качестве эффективности размещения производства принят показатель ...
Также государство должно позаботиться об обеспечении граждан правовой базой. Это сделать необходимо, так как только оно посредством правового акта может предоставить законный статус частным предприятиям, установить права частной собственности и гарантировать соблюдения контрактов. «Правительство устанавливает также законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями». Инвестиции в России. Люди о деньгах. Дмитрий Христиненко. Границы вмешательства государства в экономику. (http://www.investor.ru/blog/) Именно на основе правовой базы государство может быть третьей стороной в спорах в области экономических отношений. Также государство должно обеспечить граждан правоохранительными органами для поддержания общественного порядка, установить стандарты и нормы измерения веса и качества продуктов и организовать единой денежной систему, которая облегчает процесс обмена товаров и услуг.
Всем известно, что конкуренция является основным регулятором на рынке. В условиях конкуренции индивидуальные предприниматели и поставщики ресурсов подстраивают свою деятельность под потребности покупателей, которые доходят до продавцов посредством рынка. Тех, кто конкурирует на рынке и «играет по его правилам», ждут прибыль и укрепление их позиций, а другие, кто рушит основные устои рынка, несут большие издержки и, в конце концов, становятся банкротами. А увеличение количества монополий резко ухудшает эту ситуацию.
«Общество существенно проигрывает от монополий, так как у них цены значительно выше, а объемы производства ниже по сравнению с конкурирующими предприятиями». Инвестиции в России. Люди о деньгах. Дмитрий Христиненко. Границы вмешательства государства в экономику. (http://www.investor.ru/blog/) Вследствие этого государство создает антимонопольное законодательство, которое запрещает покупку акций других конкурирующих предприятий, если это может привести к их ослаблению, тайному сговору, формам недобросовестной конкуренции.
Обеспечение полной занятости населения. Хотя существует право на труд, это вовсе не означает, что его наличие гарантирует рабочие места всем трудоспособным членам общества. Поскольку из-за некоторых несовершенств рыночной системы безработица неотвратима, перед государством возникает немало сложных задач. Поэтому оно должно регулировать рынок рабочей силы для того, чтобы поддержать определенный уровень занятости и материально обеспечить людей, которые потеряли работу.
Антиинфляционная политика и антициклическое регулирование экономики.
«Антиинляционная политика направлена на достижение ползучей инфляции до 2 — 3 % в год». Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие.-2-е изд. — М.: Дело, 2002.-280с.- (Сер. «Наука управления»).
Антициклическая политика заключается в том, что во время кризисов и экономических депрессий государство стимулирует общественный спрос на товары и услуги, инвестиции и занятость. Для того чтобы сподвигнуть общественный спрос к росту, частному сектору предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные затраты и инвестиции. При длительном и бурном подъеме экономики страны есть вероятность возникновения некоторых представляющих угрозу явлений (рост импорта, ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен).
Отчет по учебной практике в филиале ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный ...
... по направлению подготовки «Экономика» (бакалавриат) проходил (а) учебную практику в филиале ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» ... в России являются: законодательное и ... Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 2 История развития бухгалтерского учета 3 Эволюция профессии бухгалтера. Требования, предъявляемые к профессии бухгалтера 4 Роль государства ...
«В такой ситуации задача государственного регулирования экономики — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем». Инвестиции в России. Люди о деньгах. Дмитрий Христиненко. Границы вмешательства государства в экономику. (http://www.investor.ru/blog/)
Также одним из направлений государственного регулирования является региональная политика, которую государство проводить для того чтобы решить вопросы, возникающие при воздействии на рынок исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. «Региональная политика — это целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и ее результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности отдельных регионов». Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие.-2-е изд. — М.: Дело, 2002.-280с.- (Сер. «Наука управления»).
Эта политика реализуется с помощью финансовых стимулов и государственных инвестиций, обеспечивающих привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. Представление национальных интересов на мировой арене подразумевает проведение соответствующей внешнеэкономической политики, а также нацеленность государства на контроль над международными финансовыми потоками и рабочей силы, влияние на валютные курсы, регулировку платежных балансов и многое другое.
Таким образом, в данной главе были рассмотрены теоретические аспекты выбранной темы, а именно сущность государственного регулирования экономики, основные концепции, которые рассматривают долю вмешательства государства, а также формы и методы, которыми оно пользуется для эффективной координации экономических процессов. Особое внимание уделялось границам ГРЭ, в частности максимально допустимым, за которые государство не должно заходить. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы взаимодействие государственного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма позволило решить основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, то в народном хозяйстве остаются все те негативные стороны рынка, которые оно должно было исправить (отсталое производства, низкое качество продукции, увеличивающееся отставание от развитых стран и уровня жизни людей).
В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Об этом будет говорится в дальнейших главах этой работы.
2. Сравнительный анализ государственного вмешательства в экономику в разных странах
Прежде чем проводить сравнительный анализ, необходимо рассказать, что есть институциональная и эволюционная экономические теории.
Основные принципы эволюционной экономики были сформулированы в 1982г. в книге Нельсона и Уинтера «Эволюционная теория экономических изменений». Главная их заслуга состоит в том, что они соединили вместе существовавшие на тот момент идеи и сформулировали общие рамки анализа с позиции эволюционного подхода. Эволюционисты признают высокий уровень сложности и эволюционный характер развития экономических систем. Для любой эволюционной системы основной является идея постепенного развития во времени.
В свою очередь, «институционализм подчеркивает важность институтов для экономической жизни и пытается понять их роль и эволюцию». Виноградова А.В. Институциональная экономика: теория и практика. Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012.
«Институты — это система формальных и неформальных правил, определяющих взаимоотношения людей в обществе». Виноградова А.В. Институциональная экономика: теория и практика. Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. Институты — «правила игры» в обществе (Д. Норт)
Эволюционный институционализм — это эволюционный вариант развития институтов. «Институты имеют свойства «непрерывности» (наследственности), также обладают изменчивостью, они могут реагировать на изменения социальной, культурной, политической, природной среды» Литвинцева Г. Генезис новой институциональной экономической теории. — СПб., 1999. Таким образом, главный тезис институционализма — институты развиваются только эволюционно, а скачкообразно они разрушаются.
Постепенное, т.е. эволюционное, развитие рыночных отношений, переход к демократии в обществе, к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности, могли бы оказать совсем другое влияние на российскую экономику. Однако те радикальные преобразования в России, которые были проведены, принципиально изменили формы человеческого отношения к окружающему миру, а, следовательно, и формы жизнедеятельности людей.
2.1 Анализ ГРЭ в РФ в период 1991-1993
Уже более 20-ти лет прошло с того периода, когда в конце 1991 г. Правительство издало ряд указов и постановлений, за чем последовала радикальная экономическая реформа в Российской Федерации. В конце октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов Ельцин выступил с программой перехода страны к рыночной экономике. Он «предложил начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и заявил о либерализации цен». История России, XX — начало XXI века учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, — 5-е изд., дораб. и доп. — М. Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008
Реформы в экономике начались с января 1992 г. «Сначала почти на 90% товаров народного потребления были отпущены оптовые цены (кроме электричества, газа, угля и некоторых продовольственных товаров — хлеба, молока и др.)» Щагин Э.М., Бородина О.И., Степанищев А.Т. История России: XX век: 9 кл.: Дополнительные материалы: 1991— 2002. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Чтобы хоть как-то сдержать последующее неконтролируемое повышение цен, государство поддерживало в течение некоторого времени фиксированную розничную цену. Однако на том этапе реформы отсутствовала конкурентная среда для предприятий, и поэтому многие из них были монополистами в своей сфере. В тот период, когда монополии были не запрещены, предприятия имели право устанавливать любую цену на свою продукцию, и, следовательно, будучи монополистами, они их повышали и при этом сокращали производство. И хотя производство уменьшалось, склады предприятий были наполнены дорогой продукцией, которая практически не реализовывалась, потому что не было спроса — у людей попросту не было денег.
Государству необходимо было заставить предприятия уменьшить цены на свою продукцию и дальше развивать производство, для этого правительство уменьшило выпуск денежной массы в стране. Но задумка провалилась, и за этими событиями последовал финансовый кризис, начавшийся в России в конце 1992 г. Вследствие него расчеты в денежном эквиваленте между предприятиями заменялись бартером. На выплату налогов населению не хватало средств, так как зарплату или вообще не выплачивали, или отдавали выпускаемой продукцией. «По сравнению с 1990 г. производительность труда, измеренная по ВВП, упала почти на 35%. Но при этом занятость сократилась только на 7%». российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики. Статья С.Г. Воронкова, кандидата экономических наук. (http://www.pseudology.org/goroda/Orenburg/culture/credo/02/5.html ) Эта цифра говорит о наличии большого запаса рабочей силы, не задействованной ни в какой деятельности. И в самом деле, «на конец 1993 г. пособие по безработице официально получало около одного миллиона человек (увеличение на 45% по сравнению с 1992 г., или 1,1% экономически активного населения)» Бюджетная система Российской Федерации. (http://www.budgetrf.ru/Publications/1993/Pursuance/Federal/Macroitogi/fedmineco1993anpursopr/fedmineco1993anpursopr000.htm).
Вскоре «началось падение курса рубля, и к 1993 г. он упал с 80 руб. до 740 руб. за 1 доллар США». Щагин Э.М., Бородина О.И., Степанищев А.Т. История России: XX век: 9 кл.: Дополнительные материалы: 1991— 2002. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Безумный рост цен привел к тому, что бесконтрольная инфляция буквально уничтожила многолетние сбережения граждан. А неспособность государства платить наличные деньги спровоцировала увеличение задолженности по выплате социальных пособий.
Однако не все было так печально: медленно, но верно Россия шла к рыночной экономике. Оставалось лишь устранить государственные монополии в производственной сфере. Данную задачу по задумке государства могла решить обширная приватизация.
Приватизация государственной собственности началась в октябре 1992 г. Это подразумевалось сделать путем акционирования предприятий. Ее реализация стремилась к следующим целям: во-первых, ликвидировать монополию государства в производстве; во-вторых, мотивировать производителей в повышении эффективности результатов труда, в-третьих, сформировать широкий слой собственников, который мог стать опорой для рыночной экономики и для новой власти.
По задумке правительства в процессе приватизации каждый гражданин страны мог получить свою долю государственной собственности, став ее акционером. Для этого ему выдавали приватизационный чек — «ваучер», стоящий на тот момент 10 000 руб.
Но из-за грубых ошибок, которые были допущены в ее организации, приватизация привела к факту: «в 1992-1993 гг. 500 крупнейших предприятий России стоимостью более 200 млрд долл. были проданы по цене в 70 раз дешевле, т.е. за 7,2 млрд долл.» Александр Степанищев. История России. Часть 2. XX — начало XXI века: учебник. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008(http://redstory.ru/education/rustory/144.html ) Это в основном было связано с тем, что процесс приватизации осуществлялся правительством без должного участия коллективов этих самых предприятий.
Тем не менее, результат был таков, что в стране появился слой частных собственников. Но это с юридической точки зрения, с фактической же стороны подавляющая часть граждан остались обманутыми, так как вскоре за один ваучер они не могли получить даже его номинальную стоимость, ведь они быстро обесценились. «Главный организатор приватизации, один из ключевых министров А. Чубайс, позже заявил, что «мы не приватизацию проводили… а создавали частную собственность в России», т.е. приватизация меньше носила социально-экономический характер, больше — политический». Александр Степанищев. История России. Часть 2. XX — начало XXI века: учебник. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 (http://redstory.ru/education/rustory/144.html )
Итак, так называемая «шоковая терапия» привела к огромному упадку российской экономики: гиперинфляция обесценила все доходы и сбережения населения и привела к серьезному снижению уровня жизни (см. Приложение 1), катастрофический рост цен на отечественные товары, следовательно, упадок российского производства (см. Приложение 2), поэтому в стране также преобладала массовая безработица (см. Приложение 3).
Это стало причиной государственного дефицита, что, в свою очередь, привело к тому, что пострадали все бюджетные учреждения и сферы общественной жизни (здравоохранение, наука, культура, образование и т.д.).
«По итогам 1993 г. национальный доход сократился на 14%, промышленное производство упало на 25%, сельскохозяйственное — на 5,5%. Существенно ухудшилось материальное положение населения» Истории России. Экономическое и политическое развитие России в 1991-1999 гг. (http://istoriirossii.ru/rf/197-ekonomicheskoe) (см. Приложение 4).
По некоторым данным, общество резко расслоилось на бедных и богатых (см. Приложение 5).
«В конце 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышают доходы такой же доли наименее обеспеченных, в то время как в конце 1992 г. это соотношение составляло 7, 5-8 раз, а в 1993 г. — 4,5 раза» Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE).
Вып. 3 [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. / Отв. ред. П. М. Козырева. — Электрон. текст. дан. (объем 2,23 Мб).
— М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013..
Начинается процесс депопуляции населения (вымирания), при этом увеличивающийся процент смертности в значительной степени вызван алкоголизмом, убийствами и самоубийствами (см. Приложение 6).
Происходит резкая деградация населения, растет число нищих, бомжей, алкоголиков, наркоманов. Стремительно падают качественные характеристики общества: падает иммунитет, не справляется с массовыми заболеваниями, все больше рождается неполноценных детей и т.д. Разрушаются нравственные устои общества, идеалы, социальные ценности, семейные надежды.
Это слишком высокая цена, которую уплатило общество за «шоковую терапию». Однако предпринятые правительством шаги дали и положительный результат — страна сумела избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений ликвидировало товарный дефицит и наполнило прилавки магазинов товарами, которые по-прежнему были недоступны для населения из-за отсутствия денег.
Таким образом, в конце 1991-1992 гг. были проведены либеральные рыночные реформы, от сомнительных результатов которых российская экономика не может оправиться до сих пор. История развития российской экономики, впрочем, как и любой другой, циклична. Поэтому государственная политика, особенно в переходные периоды, должна учитывать закономерности развития экономических институтов, в частности, что они развиваются только эволюционным путем. А российские реформы 90-х годов происходили довольно резко, стремительно, кроме экономических негативных эффектов, этот период еще отрицательно сказался на восприятии граждан новой власти. Однако в мировой экономической истории есть пример перехода к рынку без таких последствий, как были в России.
2.2. Анализ государственного вмешательства в экономику в Китае в период 1980-1990 гг
Что мы можем сейчас сказать о Китае? За последние десятилетия Китайская Народная Республика (КНР) добилась таких колоссальных социально-экономических успехов, которые стали одним из важнейших событий мировой экономической истории. «Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае». Научный обозреватель (Научно-аналитический журнал) — 11 (35) — 2013. Суль Далинь — Экономические реформы в Китае За время социально-экономических реформ, которые были проведены в 1980-1990-х годах, Китай превратился в динамичную развивающуюся державу.
С конца 1970-х Китай “отказался” от центрально-плановой системы и перешел к рыночной экономике. «Реформы начались с сельского хозяйства и продолжились постепенной либерализации цен, увеличения автономии для государственных предприятий, создания разнообразной банковской системы, развития фондовых рынков, быстрого роста частного сектора и повышения открытости к внешней торговле и инвестициям». Сошкина М.Ю. Экономическая система Китая: Учебник. — М: Издательство НОРМА, 2003 В отличие от России, Китай осуществлял реформы постепенно, т.е. эволюционно. Государственная стратегия реформирования постоянно корректировалась (направление движения или ускорялось, или замедлялось), но тактика не менялась кардинально.
Как уже было сказано выше, реформы начались с сельского хозяйства, ведь именно там находится база, развитие которой обеспечивают общий подъем и укрепляющийся динамичный рост экономических показателей Китая. Подавляющее большинство жителей Китая занято в сельском хозяйстве в деревне, а как сказал отечественный публицист Александр Калинин: «Без деревни страна — сирота». Поэтому именно деревня дала толчок, с которого начинался стремительный экономический рост.
Реформы и переход к рыночной экономике в деревне сконцентрировали напряжение трудовых сил, стимулировали повышение их эффективности, о чем говорят экономические показатели: «…ускорение темпов развития общественного производства позволило уже за первые шесть лет экономической реформы (1978-1984 гг.) увеличить сбор зерновых (на 100 млн. т), утроить размер чистого подушевого дохода крестьян, удвоить выход товарной продукции сельского хозяйства (с 30 до 60 %)». Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В. П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н. Осьмовой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.
В процессе реформирования важную роль в экономике китайской деревни сыграла так называемая «сельская промышленность» — промышленные предприятия, расположенные в областях и поселках. Благодаря столь активному развитию производственной сферы в деревне укрепляется доля сельского хозяйства в обеспечении успешного роста всей китайской экономики. «Так, если с 1952 по 1972 г. среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли около 6 % и на долю экономики села приходилось 37,3 %, то в период 1978-1988гг., темпы роста национального дохода увеличились до 9,2 %, а на долю сельской экономики пришлось уже 63,6 % этого прироста». Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П.Колесова и д-ра экон.наук, проф. М.Н. Осьмовой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.
Дальше рост доли сельской экономики в ВВП усилился в 90-е гг. «Общий прирост ВВП Китая в 1992-1994 гг. обеспечивался в значительной степени за счет экономики села. На ее долю в 1994 г. пришлось 75%». Сошкина М.Ю. Экономическая система Китая: Учебник. — М: Издательство НОРМА, 2003
Необходимо отметить, что государство произвело очень малое количество инвестиций в сельское хозяйство. По сути, оно осуществляет бартерные сделки с деревней, однако они неравные: ведь небольшие средства были выделены государством на развитие сельского хозяйства, а оно, в свою очередь обеспечивает хозяйство города. Более того, государство контролирует закупочные цены на важнейшие сельскохозяйственные культуры, а частной торговле запрещено вести оптовые закупки сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время «сельская промышленность Китая не только один из основных поставщиков потребительских товаров, но и энергоносителей, деталей, узлов для обрабатывающей промышленности, химических удобрений и ядохимикатов для сельского хозяйства. На ее долю приходится более 50 % производимых в стране изделий из шелка и трикотажа, 95 % кирпича, черепицы и мелких сельхозорудий, 35 % кожаной обуви, 40 % цемента и угля». Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П.Колесова и д-ра экон.наук, проф. М.Н. Осьмовой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.
К концу первого десятилетия проведения реформ (вторая половина 1988 г. — весна — лето 1989 г.) в Китае начался политический кризис. Вслед за этим была провозглашена политика «урегулирования» экономики. Она преследовала такие цели, как: установление баланса между совокупным спросом и совокупным предложением, недопущение «перегрева» экономики, диспропорции между основными отраслями, снижение инфляции.
Особую роль в поддержании высоких темпов экономического роста сыграл приток иностранного капитала. Государство начало проводить политику «открытой экономики» с указания районов, в которых создавался льготный режим для иностранных инвестиций. «В середине 90-х гг. на долю предприятий с иностранными инвестициями приходилось 7,5% промышленных предприятий и почти 19 % всей производимой продукции. В 1996 г. на таких предприятиях работало 17 млн. человек, они произвели 14,5% ВВП». Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П.Колесова и д-ра экон.наук, проф. М.Н. Осьмовой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.
Высокая динамика экономического роста Китая отмечается, прежде всего, в таком экономическом показателе, как рост ВВП в период экономических реформ с конца 1978 г. по 1997г. (см. Приложение 7).
Нарастающие объемы внешнеторгового оборота при ежегодном росте экспорта в 16-17 % в 90-х гг. прочно поставили Китай в число крупнейших экспортеров мира.
Это все случилось благодаря правильно спланированной государственной реформе, КНР и сейчас показывает высокие экономические показатели, расширяет и так гигантские масштабы производства, его национальная валюта стремится к становлению мировой валютой, а позиция Китая на международной арене все больше укрепляется. В настоящее время ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок.
2.3 Сравнительный анализ приведенных политик
Сравнивая государственное регулирование экономики в России и в Китае, очевидно, что проведенные в этих странах политики реформ совершенно противоположные. Такой контраст в результате реформ в двух анализируемых странах объясняется разными путями их проведения.
Российское правительство осуществило «шоковую терапию» как институциональное преобразование, как скачок от советских институтов к современным системам рынка, в то время как КНР пошла по пути эволюционного развития: она избрала путь постепенной трансформации предприятий и перевод их в рыночную систему. Так как тезис институциональной экономики гласит «Институты развиваются эволюционно, а скачкообразно они разрушаются», то это разрушение можно было увидеть в упадке российской экономики в переходный период. Китай же постепенно, не революционно, развивал институты, до тех пор, пока они не могли соперничать с развитыми рыночными странами. Это более естественный, оправданный путь, обоснованный институциональным пониманием работы экономических институтов.
Такое противоположные последствия реформ имеет наиважнейшее значение для огромного количества жителей в этих двух странах. Уровни жизней большой части населения стремительно двигались, но в противоположных направлениях. (Приложение 8 и 9).
На самом деле, такой контраст произвел острую разницу в результатах для граждан этих двух стран с точки зрения важнейших социальных аспектах их жизней: личная неприкосновенность, стабильность заработной платы, национальная гордость за личный доход, перераспределение доходов и экономическая мощь.
Однако были также как и различия, были и похожие черты в данных реформах. В каждом конкретном случае присутствовал ускоренный темп движения, правда, по разным путям. В обоих случаях были огромные возможности для быстрого экономического прогресса, если бы политика проведения реформ была бы правильной.
Необходимо подчеркнуть, что, в общем, на территориях Китая и России проживает около одной четверти всего человечества. И правительства этих стран должны, в первую очередь, заботиться о своих гражданах, искать верные пути развития экономики и других сфер общественной жизни. Государственное регулирование должно быть, в первую очередь, направлено на благосостояние граждан, как в экономическом, так и в социальном смыслах.
государственный экономический кризис
Заключение
Целью данной курсовой работы являлось исследование государственного вмешательства в экономику. Отвечая на задачи этой работы, были исследована сущность ГРЭ и его необходимость вмешательства в экономику, рассмотрены основные экономические взгляды на роль и долю государства в экономике, изучены формы, методы, типы и границы государственного вмешательства в экономику. Также были исследованы задачи национального регулирования хозяйства и их решения на практике (Китай и Россия).
Как уже сказано выше, была раскрыта сущность государственного вмешательства в экономику: меры государственного воздействия, которые направлены на приспособление экономики к изменяющимся факторам. Соответственно, целью государственного вмешательства в экономику в глобальном понимании является формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития. Также было выявлено, что методы и формы воздействия зависит от конкретных поставленных задач государства, а его полномочия во вмешательстве в экономику ограничено.
В сравнительном анализе проведения реформ предлагаются на рассмотрение два способа по проведении государственного вмешательства: «шоковая терапия» (быстрый выход из коммунизма и скачкообразное преобразование экономики в рыночную) и градуализм (постепенный процесс реформирования с последующим увеличением темпов роста ВВП на протяжении нескольких лет).
Было отмечено, что более эффективного результата добилась КНР, так как экономические институты развиваются только эволюционно, а революционно они разрушаются.