Введение
Существенные особенности имеет действие на транспорте закона неуклонного роста производительности труда, который предполагает необходимость правильного измерения транспортной продукции. Сделать же это на транспорте более сложно, чем в других отраслях. Существенные особенности имеет действие на транспорте закона стоимости, распределения по труду, планомерного развития. Рядом особенностей характеризуется самопланирование, его методология, содержание планов, которые должны учитывать тенденции развития мировой экономики и судоходства. Специфично на транспорте ценообразование, особенно при перевозках грузов внешней торговли.
Вопросы экономики транспорта разрабатываются на основе анализа и обобщения опыта работы передовых предприятий. Распространение этого опыта на все предприятия отрасли означает выявление и использование резервов роста и совершенствования перевозок.
Теоретические положения увязываются с практической деятельностью предприятий; на морском транспорте — с деятельностью пароходств, их подразделений и в первую очередь, с обеспечением интенсивного использования транспортного и других видов флота, отдельных судов, мобилизацией экипажей на повышение эффективности и качества перевозок.
В экономике транспорта широко используется сопоставление вариантов решений с целью нахождения оптимального, то есть наиболее экономически эффективного варианта. Экономический оптимум выражается в количественном соотношении эффекта и затрат на его получение.
Технические вопросы могут быть правильно решены лишь при условии увязки с экономикой, учета требований ее законов. Новая техника должна внедряться в производство, если она эффективна. При этом следует иметь в виду, что экономически целесообразные границы применения новой техники и технологии подвижны во времени. То, что сегодня представляется экономически преждевременным, завтра может оказаться целесообразным. Поэтому необходимо учитывать влияние научно — технического прогресса на составляемые варианты.
Сравнение множества вариантов требует широкого применения экономико-математических методов и вычислительной техники. С их помощью обеспечиваются более точные многовариантные технико-экономические расчеты при решении задач в области планирования и управления. Они открывают возможность моделирования экономических процессов, более точного их описания и изучения, и, следовательно, более полного выяснения сущности этих процессов.
Экономика отрасли (транспорт)
... услуг). Удельный вес услуг транспорта по мере развития экономики, как правило, возрастает либо стабилизируется. ... полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства (наука, образование, здравоохранение ... технику, компьютерные средства информатики и управления. Исследование и анализ проблемы качества транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей услуг транспорта ...
Целью данной курсовой работы на тему “Экономическая эффективность работы судоходного предприятия” является закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков по дисциплине “Экономика судоходных компаний”.
Выполнение работы позволит:
- глубже усвоить понятия специализации флота судоходного предприятия и технико-экономических характеристик судов;
- освоить методы планирования и анализа работы флота при различных вариантах закрепления его по транспортным схемам, а также расчета основных производственно-финансовых показателей его использования за год;
- пробрести опыт технико-экономических расчетов при проектировании и обосновании потребности в пополнении флота по типам судов с учетом грузовой базы;
- выполнять расчетно-аналитические работы по определению показателей состояния, движения и эффективности использования основных фондов судоходного предприятия;
- углубить опыт использования исходных справочных, нормативных и литературных данных.
Таблица 1
ЗАДАВАЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ДАННЫЕ |
1.Наименование типов судов | Марс Наста Оптик Омега
танкер танкер танкер танкер |
2.Количество судов по типам | 1 3 2 2 |
3. Грузопотоки: | Россия-Нидерланды; Франция-Россия |
род груза и объемы | сыр. нефть 3800т.т зерно 2200т.т |
партионность | 20-25т.т 20-25 т.т |
порт погрузки | Новороссийск Руан |
порт выгрузки | Амстердам Новороссийск |
4. Внеэксплуатационный период: | |
вид работы | докование — — ремонт |
продолжительность | 5 суток — — 40 суток |
5 Наименование типов судов пополнения | По max ТЧЭ |
1.1 Описание специфики работы судоходных компаний
«Взаимодействие судовладельца с другими участниками транспортного процесса»
Морской транспорт
В настоящее время морской транспорт является неотъемлемой частью мировой транспортной системы.
Морской транспорт и его деятельность обусловлена как национальными законами, так и международными нормативными документами, конвенциями и правилами, выполнение и соблюдение которых строго контролируется со стороны всех стран-участников, подписавших определенные обязательства.
Преимущества морского транспорта:
- относительно низкая себестоимость перевозок;
- большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза;
- практически нет ограничений на пропускную способность.
- единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей.
Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки груза. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объёмов.
Недостатки:
- требует наличие оборудованных портов;
Основным участником транспортного процесса при перевозке грузов морем является судовладелец. Именно при взаимодействии судовладельца с другими участниками происходит осуществление перевозка груза на судне.
Судовладелец
Главным документом в морских перевозках является коносамен т. Это документ, выданный судовладельцем (капитаном) грузоотправителя в свидетельство принятия груза к перевозке морским путем.
Коносамент выполняет три основные функции:
1) удостоверяет принятие груза для перевозки;
2) является товаросопроводитетельных документом, поскольку дает право на получение груза том, на кого он выписан;
3) свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против предоставления документов.
В коносамент содержатся данные о названии судна, его владельца, тоннаж судна, название портов загрузки и выгрузки, сумма фрахта и место его оплаты, количество изданных экземпляров, в том числе оригиналов, и др. На полях коносамента, поскольку он является распиской судовладельца за товары, содержится их описание. Подписывается коносамент капитаном или судоходным агентом.
Коносаменты могут быть следующих видов: именной (указывает получателя груза), на предъявителя и ордерный (выданный по «приказу отправителя» или по «приказу получателя»).
Коносамент подразделяется на прямой, то есть без перевалки, и транзитный, предусматривающий перевалки на пути продвижения груза.
Как правило, выписываются три оригинальных экземпляра и несколько копий коносамента, но только один из оригиналов может быть сопровождающим документом.
Коносамент может быть прямой (на один порт) или сквозной (морской транзит).
Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, то может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками. Такие коносаменты все больше используются в современной транспортной практике.
Арматор — лицо, эксплуатирующее морское судно безотносительно к тому, принадлежит ли оно ему по праву собственности или нет. Арматор снаряжает судно в рейс, снабжает средствами, нанимает экипаж, приглашает капитана и несет ответственность за действия последнего.
Изменение судовладельца, Коносаменты и изъятия из ответственности, Лимит ответственности по каждому судну, Небрежность судовладельца, Оговорка о судах, принадлежащих одному судовладельцу, Ротация на усмотрение судовладельца, Страхование ответственности судовладельцев, Страховой интерес судовладельца
— ответственность перед грузовладельцами и третьими лицами в связи с повреждениями и ущербом, которые могут быть причинены имуществу и лицам;
- ожидаемый фрахт и суммы за сданное в наем судно по чартеру;
- дисбурсментские;
- прибыль от эксплуатации судна;