Анализ эффективности контрольных работ налоговых органов

Экономическая политика государства направлена на реформирование отраслей экономики с целью повышения эффективности их деятельности. Основная составная часть экономической реформы России — налоговая реформа, целью которой является стабилизация финансовой системы государства, обеспечение устойчивого сборов налогов, посредством совершенствования налогового администрирования, повышения эффективности налогового контроля.

Мировая практика свидетельствует, что результаты деятельности налоговой системы любого государства зависят от качества проведения налогового контроля. При его низкой эффективности налогоплательщики будут изыскивать методы уклонения от уплаты налогов и сборов в полном объеме, что приведет к резкому снижению поступления налогов в бюджет, невыполнению государством социальных программ, нагнетанию социальной напряженности в обществе.

Роль налогов в современном государстве неоценима. Они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме: содержать армию, строить дороги, выполнять социальные программы и т.д. Однако, осуществление налогового контроля в России осложняется тем, что налоговая система России создана практически заново, с минимальной преемственностью по отношению к советской эпохе и значительным использованием западного опыта. Налоговое контрольное производство в корне отличается от дореформенных времен.

Данное обстоятельство породило множество проблем. Налоговый Кодекс содержит пробелы и противоречия, обусловленные как изменчивостью экономических отношений, так и допущенными в процессе принятия законов ошибками и неточностями. Несмотря на достаточно большой объем научных работ, посвященных исследованию налоговых правоотношений, нельзя признать, что все проблемы в части исследования правового регулирования налоговых отношений решены. В большинстве своем работы посвящены характеристике налогового законодательства, рассмотрению предмета, метода налогового права, анализу налоговых правоотношений, исследованию правового режима взимания отдельных налогов. Вопросы налогового администрирования, относятся к числу наименее разработанных в отечественной и зарубежной литературе. Налоговая система на современном этапе характеризуется отсутствием единого концептуального подхода к организации налогового контроля, поэтому имеются большие резервы в исследовании с позиций урегулирования комплекса взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, порядке осуществления налоговой проверки и применении мер налоговой ответственности.

9 стр., 4386 слов

Функции налогов и их взаимосвязь

... о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц. 1.Функции налогов и их взаимосвязь., Функции налогообложения - На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых ... нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов». По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80 ...

Актуальность проблемы повышения эффективности налогового контроля в России, недостаточная разработанность путей решения этих проблем в экономическом и организационном аспектах обусловили выбор темы данного исследования и предопределили концепцию данной научной работы, цель, задачи и объекты исследования

Целью настоящего исследования является Анализ эффективности контрольных работ в налоговых органах.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать теоретико-методические основы организации налогового контроля в РФ;

провести анализ эффективности контрольных работ в налоговых органах.

Объектом исследования является система налогового контроля в Томской области. Предметом данного исследования является теория и практика осуществления налогового контроля, совокупность налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

В качестве инструментария применялись методы научного познания явлений общественной жизни: диалектический, формально-логический, конкретно-социологический, метод сравнительного анализа и другие методы.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные труды и научные разработки отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, а также материалы научных конференций и семинаров по вопросам организации налогового контроля и повышения его эффективности.

Нормативно-правовую базу исследования составили Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О Налоговых органах в Российской Федерации», методические рекомендации, инструкции и другие нормативные акты в области осуществления контроля налоговыми органами.

1. Теоретико-методические основы организации налогового контроля в РФ

.1 Понятие и место налогового контроля в системе финансового контроля

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским государством система налогового контроля, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.

20 стр., 9627 слов

Понятие налогового потенциала

... собираемости налогов в отдельных регионах и сопоставление регионов по этому показателю, по его мнению, целесообразно базировать на исследовании налогового потенциала в "узком" смысле через ... (платежеспособности) общества. Таким образом, налоговый потенциал представляет собой ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи, т.е. финансовые ресурсы, которые через систему ...

Для решения задач настоящего исследования, посвященного вопросам налогового контроля, особое значение имеет рассмотрение сущности финансового контроля, а точнее — государственного финансового контроля. В научной литературе финансовый контроль обычно делят на государственный (в том числе муниципальный), негосударственный (аудиторский, общественный) и внутрихозяйственный финансовый контроль.

На всех стадиях своего существования государство теми или иными способами обеспечивало прежде всего финансовую основу своей жизнедеятельности и, соответственно, вынуждено было создавать адекватную систему финансового контроля. На современном уровне развития государства его эффективное функционирование без разветвленной специализированной системы государственного финансового контроля вообще становится невозможным. Так или иначе, система государственного финансового контроля формируется с целью реализации права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан, создавая и поддерживая баланс публичного и частного интересов в финансовой сфере. При этом организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Институт финансового контроля достаточно хорошо изучен юридической и экономической наукой. Еще в советский период были проведены монографические исследования системы финансового контроля применительно к существовавшей в то время финансовой системе советского государства.

Так, Н.С. Малеин считал, что финансовый контроль — это регулируемая правовыми нормами деятельность финансовых, кредитных и хозяйственных органов (организаций), направленная на обеспечение финансовой, бюджетной, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе исполнения планов и заключающаяся в проверке законности, обоснованности и рациональности денежных затрат.

И.А. Белобжецкий рассматривал финансово-хозяйственный контроль как систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, учреждений и организаций и других подразделений материального производства и непроизводственной сферы с целью объективно оценить экономическую эффективность этой деятельности, установить законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, сохранность собственности, выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности производства и роста доходов государственного бюджета.

Наиболее приближенное к современному пониманию определение государственного финансового контроля дал Э.А. Вознесенский, который более точно выделил объект контрольной деятельности: финансовый контроль при социализме — это деятельность государственных и общественных органов, состоящая в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве.

13 стр., 6489 слов

Государственный долг, как инструмент финансовой политики государства

... государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый ... обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга. Также используются следующие инструменты управления государственным долгом: консолидация — объединение нескольких займов в один ...

Приведенные выше определения финансового контроля отражали в своей сущности принципы плановой советской экономики, что сегодня является неприемлемым для новой системы финансовых отношений, сложившихся в настоящее время в Российской Федерации. Отказ государства от тотальной государственной собственности, приватизация предприятий, появление частного капитала, провозглашение равной защиты всех форм собственности, образование независимой от государства банковской системы, рынка ценных бумаг, формирование бюджетной и налоговой систем, а также другие революционные процессы, происходящие в России, сформировали не только новую систему финансовых отношений, но и предопределили новое содержание большинства финансовых институтов, в том числе и института государственного финансового контроля.

Основой для формирования новых представлений о финансовом контроле стало выработанное экономической наукой положение о том, что финансовый контроль предопределяется сущностью финансов как системы экономических отношений, связанных с созданием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Сегодня существует широкий спектр мнений современных ученых в отношении определения и содержания финансового контроля. Проанализируем наиболее характерные из них.

По мнению Н.И. Химичевой, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. Е.Ю. Грачева утверждает, подчеркивая направленность финансового контроля, в конечном счете, на благо граждан, что финансовый контроль можно определить как контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан. С.О. Шохин, в свою очередь, предлагает более развернутое понятие финансового контроля, трактуя контроль, в отличие от упомянутых авторов, не как деятельность каких-либо субъектов, а как систему методов и инструментов: финансовый контроль в соответствии с финансовым правом — это система институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины.

Н.Д. Погосян обращает внимание на характеристику контроля как процесса, рассматривая финансовый контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

12 стр., 5626 слов

Особенности финансовых отношений предприятий и принципы их организации

... средствам финансовых отношений, а так же финансовые отношения лежат в основе формирования собственного капитала предприятия. Основной целью данной курсовой работы является изучение особенностей финансовых отношений ... доходов организаций сопровождается формированием их финансовых отношений с другими субъектами экономики. Все финансовые отношения предприятий можно объединить в четыре группы:[5, с. 3] ...

В приведенных выше определениях финансового контроля доминирующими являются следующие положения, характерные в том числе и для государственного финансового контроля:

1.финансовый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления;

2.финансовый контроль реализуется посредством деятельности государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями;

.финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных, заемных и собственных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет.

На наш взгляд, государственный финансовый контроль можно понимать как в широком смысле, включая бюджетный, налоговый, банковский и другие виды контроля в различных сферах государственного управления финансами, так и в узком смысле, вкладывая в понятие государственного финансового контроля его нормативное содержание, предусмотренное Бюджетным кодексом РФ.

Как уже было отмечено, контроль является неотъемлемым элементом любого процесса управления. Правовая природа того или иного вида контроля определяется характером тех общественных отношений, которые складываются в соответствующей сфере государственного управления. Поэтому для всестороннего раскрытия сущности налогового контроля, являющегося предметом нашего исследования, необходимо проанализировать природу складывающихся в настоящее время налоговых отношений.

Прежде всего, следует отметить, что бурное развитие и становление системы налогообложения началось в России с началом радикальных экономических реформ, когда государство отказалось от прямых изъятий внутреннего валового продукта, производимого на основе государственной монополии, и ввело систему обязательных платежей (налогов и сборов) в качестве основного источника для финансового обеспечения реализации своих задач и функций. С социологической точки зрения в налогах… выражается всеобщая формальная (публично-правовая) и материальная (экономическая) связь свободных субъектов, образующих единых социальный организм. Посредством налогообложения частные интересы граждан — налогоплательщиков соединяются, и формируется общий государственный (национальный) интерес. Государство становится для них общим делом.

3 стр., 1199 слов

Налогово-бюджетная система

... Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.) Часто вместо термина «налогово-бюджетный» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus ... различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Виды налогов, Прямые и косвенные В общем, ...

В настоящее время налоговые доходы бюджетов всех уровней составляют более 90% общего объема доходов, в результате чего налогообложение становится важнейшим элементом распределительно-денежных отношений, организуемых государством и муниципальными образованиями в целях финансового обеспечения собственной деятельности.

Однако не все отношения по поводу формирования доходов бюджетов опосредуются нормами налогового права. Как совершенно справедливо замечает М.В. Кустова при определении предмета налогового права: трудно согласиться с мнением авторов, полагающих, что отношения в сфере налогообложения охватывают ту часть финансовых отношений, которая возникает в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Такой подход неоправданно расширяет сферу влияния налогового права в рамках финансового, позволяя относить к финансовым отношениям неналогового характера лишь отношения по распределению и использованию указанных денежных фондов. Действующее законодательство не дает достаточных оснований для включения в предмет налогового права всего спектра отношений по формированию государственных и местных бюджетов. В итоге М.В. Кустова приходит к научно обоснованному выводу о том, что предметом налогового права охватывается лишь часть отношений по формированию государством и муниципальными образованиями фондов денежных средств, а именно отношения, связанные с изъятием налоговых платежей. За рамками такого изъятия движение финансовых средств регулируется бюджетным правом. Такое разграничение предметов налогового и бюджетного права создает основу для рассмотрения всех категорий налогового права с учетом специфики только тех отношений, которые складываются исключительно в рамках организации и осуществления налоговых изъятий в бюджетную систему государства, а в целях настоящего исследования, помимо этого, создает основу для анализа соотношения налогового и бюджетного контроля.

К сожалению, в настоящее время достаточно сложно провести разделение сфер налогового и бюджетного контроля, что обусловлено, во-первых, отсутствием законодательно установленных понятий налогового и бюджетного контроля и, во-вторых, отсутствием какого-либо научного анализа данного вопроса. Традиционно в экономической научной литературе в состав бюджетного или бюджетно-финансового контроля включается контроль за своевременным поступлением налоговых доходов, за соблюдением налогового и бюджетного законодательства, который осуществляется в том числе и налоговыми органами. Такая позиция обосновывается тем, что поступление и зачисление налоговых доходов на счета бюджетов является составной частью исполнения бюджетов по доходам. Однако подобная интерпретация бюджетного контроля вряд ли поможет разрешить поставленную нами проблему. Более того, упомянутые авторы помимо бюджетного выделяют в качестве самостоятельного также и налоговый контроль. Попытаемся все-таки определить рамки бюджетного и налогового контроля, обратившись к положениям бюджетного законодательства и подзаконных актов.

19 стр., 9178 слов

Налогово-Бюджетная политика РФ

... кредитно-денежной, является и налогово-бюджетная политика государства. Налогово-бюджетная политика Цель данной курсовой: выяснить суть Налогово-бюджетной политики. Для этого нужно ... бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если ... для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Увеличение спроса на кредиты на рынке ...

Во-первых, как уже указывалось выше, Бюджетный кодекс не содержит термина бюджетный контроль, а устанавливает нормы, регулирующие государственный и муниципальный финансовый контроль. Тем не менее, на наш взгляд, категория бюджетного контроля для целей бюджетного законодательства является более точной, нежели категория финансового контроля, которая традиционно понимается в довольно широком смысле. Итак, Бюджетный кодекс устанавливает, что финансовый контроль за исполнением бюджетов (или бюджетный контроль), в том числе по доходам, осуществляется на федеральном уровне Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. То есть налоговым или таможенным органам Бюджетный кодекс не предоставляет полномочий по осуществлению бюджетного контроля, за исключением случаев, когда эти органы являются главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств, но в этих случаях имеет место контроль при исполнении бюджетов по расходам.

Во-вторых, определенный интерес представляет положение о том, что органы федерального казначейства по результатам бюджетного контроля взыскивают пени с банков за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, во всех случаях, за исключением тех, которые предусмотрены налоговым законодательством. Кроме того, в пункте 46 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28 февраля 2002 г. № 5 О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации содержится аналогичное положение, предусматривающее, в частности, что налоговое законодательство является специальным по отношению к бюджетному законодательству.

В-третьих, состав информации, передаваемой между налоговыми органами и органами федерального казначейства, косвенно свидетельствует о рамках налогового и бюджетного контроля. В частности, налоговые органы передают в органы федерального казначейства информацию о налогоплательщиках (их обособленных подразделениях), о предоставленных налоговых льготах, о необходимости возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов и сборов и другую информацию, которая может быть получена только в результате осуществления мероприятий налогового контроля. В свою очередь органы федерального казначейства, осуществляющие бюджетный контроль, передают налоговым органам информацию о поступлении доходов на счета бюджетов.

В-четвертых, на наш взгляд, возможно понимание исполнения обязанности по уплате налога в широком смысле,1 которое включает в себя всю совокупность совершаемых действий не только налогоплательщиками, но и иными обязанными лицами, такими как налоговые агенты и банки, итогом которых является в конечном счете доведение суммы налога до соответствующего бюджета, фиксируемое в момент зачисления данного налога на счета по учету бюджетных средств.

8 стр., 3942 слов

Правовое регулирование деятельности органов федерального казначейства. ...

... и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции ...

Резюмируя изложенное, а также учитывая определение сферы общественных отношений, составляющих предмет налогового права, можно предложить следующую концепцию разграничения бюджетного и налогового контроля. Приведенные выше положения, касающиеся применения мер ответственности к кредитным организациям по результатам соответствующего вида контрольной деятельности, позволяют предположить, что налоговый контроль будет осуществляться в сфере отношений, складывающихся в процессе уплаты налогов и сборов, вплоть до момента зачисления налоговых доходов на счета бюджетов, т. е. охватывать все действия банков по исполнению ими платежных поручений налогоплательщиков (налоговых агентов или плательщиков сборов), в то время как бюджетный контроль в отношении налоговых доходов, осуществляемый финансовыми органами, будет выражаться лишь в учете поступлений налоговых доходов на основе поступающих к ним расчетных документов налогоплательщиков (налоговых агентов или плательщиков сборов), а также в контроле за возвратом на основе решений налоговых органов излишне уплаченных сумм налогов и сборов. При этом как налоговые, так и финансовые органы будут проводить контроль только в тех формах и с применением тех методов, которые определены для них налоговым или бюджетным законодательством соответственно, не имея возможности выходить за рамки своих полномочий и применять процедуры того вида контроля, который они не вправе осуществлять.

.2 Формы и методы налогового контроля

Дискуссия по вопросу определения форм и методов контроля в целом, а также финансового и налогового контроля в частности развернулась еще в советское время. Такого многообразия научных мнений не вызывал даже вопрос о сущности самого контроля. Принятие Налогового и Бюджетного кодексов, нормативно закрепивших формы налогового и финансового контроля, также окончательно не решило проблему соотношения форм и методов соответствующих видов контроля.

До проведения радикальной экономической реформы 1990-х гг. теоретической и практической разработкой методов и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая наука, которая создала теоретическую базу и основы классификации различных форм и методов осуществления контроля. Во многом это объясняется тем, что контроль за хозяйственной деятельностью предприятий ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо значительной самостоятельности в сфере экономической деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля, как правило, не приводил к каким-либо существенным правовым последствиям для самой организации, а юридическое значение имел только результат контрольной деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.

В настоящее время в условиях полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались, они приобрели юридическую значимость и нашли свое закрепление в налоговом законодательстве. Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к значительным правовым последствиям, например, к отмене решений, принятых на основании результатов налогового контроля, полученных неправомерным образом, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д.

13 стр., 6223 слов

Организация и планирование налоговой деятельности ИФНС N31 Орджоникидзевского ...

... что регистрации и постановки на налоговый учет, контрольных функций. Основное назначение отдела работы с налогоплательщиками - это оказание помощи налогоплательщикам. Главной задачей отдела является организация приема налоговой и бухгалтерской отчетности и информирования налогоплательщиков в соответствии ...

Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом РФ в рамки правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля. При этом все действия налоговых органов должны соответствовать предписаниям правовых норм.

В интерпретации разных авторов ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, способами, видами либо формами контроля.

. Эти понятия подчас употребляются как взаимозаменяемые: одни специалисты трактуют формы контроля как слагаемые его метода, а по мнению других, наоборот, методы контроля положены в основу классификации его форм.

Форма налогового контроля как внешнее выражение конкретного содержания отражается, прежде всего, в совершении конкретных действий по применению тех или иных приемов и способов для установления фактов объективной действительности, а также в документах налогового контроля, закрепляющих его результаты.

Организация контрольной деятельности в целом предполагает организационное единство ряда контрольных процедур, являющихся совокупностью действий, объединенных общей конкретной целью (например, исследование помещений, предметов, документов и т.д.), которые представляют собой не что иное, как конкретное мероприятие налогового контроля.

Таким образом, форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.

В настоящее время в ст. 82 Налогового кодекса устанавливаются следующие формы проведения налогового контроля:

налоговые проверки;

получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

проверки данных учета и отчетности;

осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

Выше уже было отмечено, что содержание контрольной деятельности и конкретная форма контроля во многом определяются приемами, применяемыми уполномоченными контролирующими органами, т.е. форма существует в неразрывном единстве с методами контрольной деятельности.

Метод обычно понимается как способ (или совокупность способов) практического осуществления или познания изучаемых явлений. Кроме того, категория метода может рассматриваться как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности.

Как и при определении форм контроля, в отношении методов и методологии контроля также существует довольно большое многообразие точек зрения.

Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, т.е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.

Существуют различные методы налогового контроля, как-то:

) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;

) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;

) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

Необходимо отметить, что формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном, органичном единстве. Поэтому при осуществлении контрольной деятельности в правовой форме налоговой проверки уполномоченные органы применяют проверку документов как прием или способ изучения реального состояния расчетов по налогам с бюджетом.

При этом проверка документов будет являться лишь одним из целого комплекса методов налогового контроля, применяемых налоговыми органами при проведении своей контрольной деятельности в форме налоговых проверок.

Таким образом, в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной налоговым законодательством формой контроля.

Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов обязанных и уполномоченных лиц при осуществлении налогового контроля.

Тем не менее, эффективность отдельных мероприятий налогового контроля во многом будет зависеть от последовательности и сочетания применяемых при их проведении методов налогового контроля.

Поэтому налоговые органы разрабатывают различного рода методические рекомендации, содержащие указания по наиболее эффективному осуществлению тех или иных видов контрольных мероприятий.

правовой налоговый контроль томский

2. Анализ эффективности контрольных работ в налоговых органах

.1 Анализ контрольной работы налоговых органов

В настоящее время налоговые органы все большее внимание уделяют камеральным проверкам, в том числе сопровождающимся запросом дополнительных документов. Углубленные камеральные проверки проводятся по отдельным налогам в отношении крупных налогоплательщиков, налогоплательщиков, заявивших льготу по налогу, налогоплательщиков, заявивших к возмещению крупные суммы НДС по внутренним оборотам, налогоплательщиков, заявивших возмещение налога по экспортным операциям.

Налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков усиливается в настоящее время за счет увеличения числа проводимых углубленных камеральных проверок и повышения их результативности. Рассмотрим особенности работы налоговых органов по проверке хозяйственной деятельности налогоплательщиков — юридических лиц в 2010 году.

В числе всех налоговых проверок, проводившихся налоговыми органами Московской области в I квартале 2010 года, 90% приходится на долю камеральных. Соответственно, менее 10% составляют выездные налоговые проверки, что можно, по мнению автора, объяснить высокой трудоемкостью их проведения.

Следует отметить, что в I квартале 2010 года около 40% общей суммы дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок в данном регионе составляют пени за несвоевременную уплату платежей, взыскиваемые в бесспорном порядке.

В настоящее время многие налогоплательщики допускают нарушения налогового законодательства, что приводит к налоговым санкциям, налагаемым налоговыми органами. Наиболее часто встречающимися в РФ налоговыми правонарушениями, выявленными налоговыми органами в I квартале 2010 года, являются: непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ); неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ); непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ); грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

При этом в 2010 году в ходе проведенной контрольной работы 58% от общей суммы доначислений налогов, штрафных санкций были сделаны по результатам выездных и 11 % — по результатам камеральных налоговых проверок. При этом выездными налоговыми проверками было охвачено около четверти проверявшихся налогоплательщиков — юридических лиц. По данным налоговых органов, в 2010 году нарушения налогового законодательства выявлены у 40% хозяйствующих субъектов, подвергнувшихся налоговым проверкам.

Особое внимание при проверках налоговые органы уделяют организациям, имеющим «нулевые» отчеты или не подающим отчетность в налоговые органы. В отношении большинства юридических лиц, не представлявших отчетность в налоговые органы, материалы направлялись в органы внутренних дел для установления их местонахождения. Кроме того, налоговые органы приостанавливали операции по счетам организаций, которые не представляли отчетность. Если организация длительное время не представляла отчетность в налоговый орган, то материалы о ее ликвидации направлялись в арбитражный суд.

Следует отметить, что в ходе проведения налоговых проверок, например, по налогу на прибыль организаций, нарушения налогового законодательства выявлены у каждой пятой из проверенных организаций, по НДС — у каждой третьей проверенной организации.

В 2010 году среди проведенных камеральных проверок 26% составили проверки тех налогоплательщиков — хозяйствующих субъектов, которые обеспечивали основные поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет. При этом доначисления, полученные в результате проверок этих налогоплательщиков, составили более 70% от общего объема налоговых поступлений по камеральным налоговым проверкам.

Рассмотрим типичные нарушения налогового законодательства, которые выявляются налоговыми органами в результате проведения проверок. Среди нарушений, касающихся всех видов налогов, следует выделить:

уклонение от подачи налоговой декларации, несвоевременную подачу или подачу налоговой декларации с заведомо неверными данными;

нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением, неправильное оформление документов (в том числе договоров, счетов-фактур, платежных документов).

Это относится, в первую очередь, к документам, подтверждающим право на налоговые вычеты, а также к документам, подтверждающим достоверность и целесообразность осуществления хозяйственных операций;

действия налогоплательщиков, направленные на неправомерное уменьшение налогов или уклонение от их уплаты, а именно представление налогоплательщиком документов или сведений, содержащих недостоверную информацию, на основании которых уменьшается сумма налогов, фактически причитающаяся к уплате. При этом налогоплательщики часто объясняют такие случаи необходимостью налоговой оптимизации в целях снижения налогового бремени, хотя разница между уклонением от уплаты (с использованием не вполне законных способов) и налоговой оптимизацией (которая предполагает четкое следование законодательным актам) вполне очевидна;

несвоевременную уплату налогов.

Стоит отметить часто встречающиеся нарушения налогового законодательства по отдельным видам налогов: