Структура Министерства экономики Республики Татарстан

Я проходила производственную практику в Министерстве экономики Республики Татарстан, в отделе государственной поддержки инвестиционных проектов Управления инвестиционной и инновационной деятельности. Период прохождения практики составил 14 дней.

Целью производственной практики являлось: ознакомление с основными положениями Министерства, его структурой, задачами и функциями. А также ознакомление с работой Министерства, получение практических навыков работы с текущей документацией и основными финансовыми документами (справки, доклады, аналитические данные, прогнозы, бизнес-планы и т.д.).

В процессе прохождения практики мне предстояло изучить следующие задачи:

1. Общее положение Министерства экономики Республики Татарстан;

2. Правовое обеспечение Министерства экономики Республики Татарстан;

3. Нормативную документацию Министерства экономики Республики Татарстан;

4. Нормативную правовую базу, регулирующую инвестиционную деятельность в Республике Татарстан;

5. Формы государственной поддержки предприятий, реализующих инвестиционные проекты в Республике Татарстан;

6. Проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта, претендующего на получение налоговых льгот при реализации инвестиционного проекта.

Раздел 1. Дневник прохождения практики

Дата

Проделанная работа в соответствии с установленным учебным планом по научно-исследовательской работе

22.04.2013

Проведение вводного инструктажа и ознакомление с нормативными правовыми документами Министерства экономики Республики Татарстан

23.04.2013

Подробное изучение структуры Министерства экономики Республики Татарстан и ознакомление с основными направлениями деятельности отдела государственной поддержки инвестиционных проектов управления инвестиционной и инновационной деятельности

23.04.2013-

26.04.2013

Изучение нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в Республике Татарстан

29.04.2013

Изучение порядка проведения экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки в виде налоговых льгот

30.04.2013

Ознакомление с бизнес-планом инвестиционного проекта ОАО «Нижнекамскнефтехим» «Строительство производства АБС-пластиков мощностью 60000 тн/год», показателями эффективности его реализации

06.05.2013

Составление заключения на бизнес-план инвестиционного проекта ОАО «Нижнекамскнефтехим» «Строительство производства АБС-пластиков мощностью 60000 тн/год»

07.05.2013

Участие в подготовке информации по прогнозам деятельности предприятий в рамках инвестиционных проектов

08.05.2013

Составление отчета о производственной практике в Министерстве экономики Республики Татарстан

Раздел 2. Министерство экономики республики Татарстан

2.1 Общие Положения о Министерстве экономики Республики Татарстан

Министерство экономики Республики Татарстан (далее — Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной политики по управлению экономическим развитием Республики Татарстан, инвестиционной деятельностью, формированию долгосрочных целевых программ, участию в формировании федеральных целевых программ, а также осуществляющим государственное регулирование в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Татарстан.

Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти в области инновационной деятельности.

Министерство в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Министерство взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан, актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также настоящим Положением.

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Республики Татарстан и свою символику.

Местонахождение (юридический адрес) Министерства: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 55.

Министерство в пределах своей компетенции в соответствии с Положением о Министерстве осуществляет следующие полномочия:

Разрабатывает стратегию социально-экономической, инновационной, кадровой политики, а также государственного регулирования инвестиционной деятельности и на этой основе обеспечивает разработку и реализацию республиканских социально-экономических программ.

Разрабатывает проект послания Президента Республики Татарстан.

Осуществляет анализ экономического положения Республики Татарстан и определяет на его основе принципы, методы и формы реализации государственной структурной, инновационной, кадровой политики, государственного управления инвестиционной деятельностью в Республике Татарстан, а также государственное регулирование экономики Республики Татарстан на основе системы индикативного управления.

Организует и координирует разработку прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на среднесрочный и долгосрочный периоды и представляет его на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Татарстан.

Участвует в подготовке проекта схемы территориального планирования Республики Татарстан, обеспечивает размещение производительных сил и планов по их реализации для принятия согласованных решений по вопросам назначения, развития и использования территорий.

Осуществляет экспертизу инвестиционных проектов, представляемых для получения государственной поддержки.

Ведет банк данных по инвестиционным проектам Республики Татарстан, получившим государственную поддержку.

Заключает договоры о реализации инвестиционных проектов, предусматривающие предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности.

Разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства Республики Татарстан по вопросам, отнесенным к ведению Министерства.

Осуществляет анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, разрабатывает стратегию, концепции и прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.

Осуществляет иные полномочия, предоставляемые Министерству законодательством Республики Татарстан.

Министерство для выполнения своих функций имеет право:

Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решения по отнесенным к его компетенции вопросам.

Привлекать в установленном порядке для решения вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, независимые аудиторские, консалтинговые фирмы, научные и иные организации, ученых и специалистов.

Созывать совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, с привлечением в установленном порядке руководителей и специалистов других исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, расположенных на территории республики, заслушивать их сообщения, отчеты.

Участвовать в порядке, установленном законодательством, в подготовке и заключении регионального соглашения, а также отраслевых соглашений между республиканскими объединениями профсоюзов, работодателей и Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Осуществлять полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

В установленном порядке вести переговоры и заключать в пределах своей компетенции договоры и соглашения с иностранными организациями.

Заключать договоры и осуществлять финансирование разработок нормативных правовых, методических документов, научно-исследовательских работ и программ малого и среднего предпринимательства, обучения предпринимателей, проведения ярмарок, выставок, конференций и других проектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных действующим законодательством.

Участвовать в совещаниях, конференциях, заседаниях «круглых столов» и других мероприятиях, проводимых федеральными, республиканскими и иными организациями по вопросам малого и среднего предпринимательства.

Осуществлять оперативное управление имуществом, переданным на баланс Министерства.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности Президентом Республики Татарстан.

Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности решением Кабинета министров Республики Татарстан по его представлению.

Количество заместителей министра устанавливается решением Кабинета Министров Республики Татарстан.

Структура министерства (схема)

2.2 Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность министерства экономики

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Министерства экономики Республики Татарстан, является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В соответствии с Федеральным законом государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного бюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — государственная услуга), — это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской

Министерство экономики при осуществлении государственной услуги основывается на принципах:

1) правомерности предоставления государственных услуг;

3) открытости деятельности органов, предоставляющих государственные услуги;

4) доступности обращения за предоставлением государственных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

5) правомерности взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных услуг.

2.3 Положение отдела государственной поддержки инвестиционных проектов управления инвестиционной и инновационной деятельности

Отдел государственной поддержки инвестиционных проектов (далее — отдел) управления инвестиционной и инновационной деятельности является структурным подразделением Министерства экономики Республики Татарстан, созданным в целях обеспечения осуществления министерством функции по управлению развитием инвестиционной деятельности в Республике Татарстан.

Отдел входит в состав управления инвестиционной и инновационной деятельности министерства.

В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, приказами министерства, а также Положением об отделе

Отдел работает во взаимодействии с другими управлениями и подразделениями министерства, государственными органами и органами местного самоуправления. В своей деятельности подчиняется Министру и курирующему заместителю министра экономики Республики Татарстан.

Структура отдела и численность сотрудников отдела определяется штатным расписанием Министерства.

Отдел в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет следующие полномочия:

  • участвует в разработке и совершенствовании методов и механизмов реализации инвестиционных проектов в Республике Татарстан, создания условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Республики Татарстан;
  • осуществляет подготовку предложений по реализации мер по стимулированию инвестиционной активности, изучения спроса на инвестиции;
  • взаимодействует с органами местного самоуправления Республики Татарстан по вопросам отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки;
  • участвует в подготовке предложений по совершенствованию налоговой политики в области инвестиционной деятельности;
  • осуществляет разработку совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Татарстан проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по стимулированию инвестиционной деятельности в Республике Татарстан;
  • осуществляет разработку с участием заинтересованных органов исполнительной власти Республики Татарстан Инвестиционного меморандума Республики Татарстан;
  • осуществляет экспертизу бизнес-планов инвестиционных проектов, предполагающих получение государственной поддержки из республиканского бюджета, из федерального бюджета (в т.ч.

Инвестиционного фонда Российской Федерации), а также предполагаемых к размещению в особой экономической зоне промышленно-производственного типа (ОЭЗ) (по обращениям потенциальных резидентов) и выдачу заключений по ним;

  • осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов с использованием бюджетных средств;
  • участвует в разработке нормативных правовых актов министерства, а также нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти в области совершенствования государственной инвестиционной политики;
  • осуществляет подготовку проектов договоров о реализации инвестиционных проектов между субъектами инвестиционной деятельности и министерством;
  • осуществляет подготовку проектов статей в средствах массовой информации и других аналитических материалов о государственной поддержке предприятий, реализующих инвестиционные проекты в Республике Татарстан;
  • осуществляет мониторинг инвестиционных проектов Республики Татарстан;
  • участвует в организации презентаций приоритетных инвестиционных проектов в общественных мероприятиях инвестиционной направленности;
  • формирует базу данных инвестиционных проектов Республики Татарстан;
  • проводит анализ действующего федерального законодательства в сфере инвестиционной деятельности;
  • рассматривает поступающие в министерство на заключение проекты нормативных правовых документов и готовит по ним заключения.

Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром по предложению начальника управления, согласованного с курирующим заместителем министра.

Начальник отдела подчинен и подотчетен начальнику управления.

Начальник отдела несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел функций и полномочий.

Начальник отдела:

  • руководит деятельностью отдела;
  • распределяет обязанности специалистов отдела;

— взаимодействует с органами исполнительной власти Республики Татарстан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями, со структурными подразделениями министерства по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Глава 3. Анализ государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности

3.1 Анализ нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в Республике Татарстан

В настоящее время вопросам улучшения инвестиционного климата Республики Татарстан уделяется значительное внимание со стороны органов государственной власти республики.

Основу законодательной базы составляют законы «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» и «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан». В 2011 году был принят закон «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан». Принятые нормативные акты существенно расширили набор мер стимулирования инвестиционной деятельности.

В соответствии с положениями законов Республики Татарстан от 28.11.1998 №1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», от 28.11.2003 №49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» и от 02.08.2008 №53-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, предусмотрено снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан, до 13,5% и снижение налоговой ставки до 0,1% на имущество, вновь созданное или приобретенное организацией для реализации проекта. Данные льготы субъектам инвестиционной деятельности предоставляются на срок окупаемости проектов, но не могут превышать 7 лет, а в отрасли машиностроения налоговые льготы могут предоставляться на срок до 13 лет с момента начала инвестиций.

Данные льготы предоставляются юридическим лицам всех форм собственности, зарегистрированным в Республике Татарстан и реализующим инвестиционные проекты по созданию новых производственных мощностей в соответствии с приоритетными направлениями инвестиционной политики Республики Татарстан, определяемыми ежегодным инвестиционным меморандумом Республики Татарстан.

Для получения государственной поддержки инвестору необходимо представить в Министерство экономики Республики Татарстан:

  • заявку на получение государственной поддержки;
  • бизнес-план инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7.05.1999 №284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан»;
  • договор о реализации инвестиционного проекта в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.07.2006 №377 «Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения договора о реализации инвестиционного проекта между субъектом инвестиционной деятельности и Министерством экономики Республики Татарстан и формы договора о реализации инвестиционного проекта»;
  • заключение на инвестиционный проект отраслевого министерства.

Смысл налоговой поддержки со стороны республики в данном случае состоит в предоставлении налоговых послаблений инвесторам на период становления новых производств.

Как показывает практика, высвобождаемые в результате предоставления государственной поддержки средства направляются предприятиями в основном на финансирование капитальных затрат и обслуживание заемного финансирования, тем самым снижается цена привлекаемого для осуществления инвестиций капитала, а следовательно, стимулируется дальнейшая инвестиционная деятельность предприятия.

В настоящее время Министерством экономики ведется работа по внедрению в практику дополнительного налогового стимула инвестиционной деятельности — инвестиционного налогового кредита, то есть предоставления отсрочки платежей по налогам с последующей поэтапной уплатой кредита и начисленных процентов на сумму, определяемую исходя из произведенных инвестиционных вложений и объемов уплачиваемых организацией налогов.

Исходные положения по регулированию отношений по инвестиционному налоговому кредиту закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации и получили свое развитие в Законе Республики Татарстан от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан».

Согласно пункту 1 статьи 67 НК РФ ИНК может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
  • выполнение организацией государственного оборонного заказа;
  • осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности;
  • включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития.

Одновременно Законом Республики Татарстан «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан», закрепившим возможность получения ИНК по налогу на имущество, транспортному налогу, а также по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет Республики Татарстан, был расширен перечень оснований для получения ИНК путем установления возможности получения налоговой отсрочки при осуществлении организацией строительства нового производства и (или) реконструкции существующего.

Кроме того законом Республики Татарстан был также установлен предельный срок предоставления кредита, определенный как 7 лет, и конкретизирован размер процентной ставки, взимаемой за пользование ИНК, на уровне Ѕ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

3.2 Инвестиционные проекты, реализуемые с предоставлением государственной поддержки в виде налоговых льгот

В настоящее время в республике реализуются с участием государственной поддержки инвестиционные проекты с общим объемом инвестиций порядка 350 млрд.рублей.

Среди наиболее значимых для экономики республики инвестиционных проектов, по которым заключены договоры на предоставление налоговых льгот:

  • «Создание новых мощностей по производству гибкой упаковки и полимерных пленочных материалов» (ЗАО «Данафлекс»);
  • «Строительство логистического комплекса «Q-Park» (ЗАО «Логистика»), отвечающего современным международным стандартам качества благодаря планировке и техническим характеристикам складских помещений, а также международным стандартам обслуживания;
  • «Организация производства керамического кирпича мощностью 60 млн. шт. условного кирпича в селе Ключищи Верхнеуслонского района Республики Татарстан» (ЗАО «ФОН»), направленный на удовлетворение потребностей республиканского строительного комплекса в качественном керамическом кирпиче;
  • «Организация производства цельнометаллокордных «ЦМК) шин» в г. Нижнекамске» (ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК»).

— «Строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамск» (ОАО «Татнефть»): нефтеперерабатывающего завода с получением ароматических углеводородов мощностью по сырью 7 млн. тонн/год, завода глубокой переработки нефти мощностью по сырью (мазут) 3,5 млн. тонн/год в составе установки гидрокрекинга и комплекса переработки тяжелых остатков, нефтехимического завода по производству продукции на основе ароматических углеводородов мощностью по сырью (ароматика) 0,9 млн.тонн/год и других производств. Результатом реализации проекта также является создание современных объектов инфраструктуры Нижнекамского промышленного узла и 3000 новых рабочих мест, стоимость проекта 265 млрд.рублей.

За период предоставления налоговых льгот в рамках поддерживаемых инвестиционных проектов на 01.01.2013:

  • вложено более 300 млрд. руб. инвестиций;
  • создано порядка 12 тыс.

новых рабочих мест. При этом на создаваемых производствах обеспечивается средний уровень заработной платы не ниже ее средних значений по отрасли/муниципальному образованию.

Заключение

В период прохождения производственной практики я проделала следующую работу:

1. ознакомилась с работой Министерства экономики Республики Татарстан;

2. изучила структуру данного Министерства;

3. ознакомилась с основным положением о Министерстве и отделе государственной поддержки инвестиционных проектов управления инвестиционной и инновационной деятельности;

4. ознакомилась с формой государственной поддержки в виде налоговых льгот, предоставляемой для субъектов инвестиционной деятельности;

5. ознакомилась с порядком рассмотрения бизнес-планов, претендующих на получение государственной поддержки на примере бизнес-проекта ОАО «Нижнекамскнефтехим» «Строительство производства АБС-пластиков мощностью 60000 тн/год».

Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства. Более того, в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса.

Республика Татарстан реализует государственную инвестиционную политику, нацеленную на создание условий для динамично развивающегося реального сектора экономики. В республике реализован комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач. Все эти факторы способствовали созданию благоприятных предпосылок для привлечения инвестиций в экономику республики.

министерство экономика татарстан правовой

Список использованной литературы и прочих источников информации

1. Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан;

2. Закон Республики Татарстан от 28.11.1998 №1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;

3. Закон Республики Татарстан от 28.11.2003 №49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций»;

4. Закон Республики Татарстан от 02.08.2008 №53-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»;

5. Закон Республики Татарстан от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан»;

6. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7.05.1999 №284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан»;

7. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.07.2006 № 377 «Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения договора о реализации инвестиционного проекта между субъектом инвестиционной деятельности и Министерством экономики Республики Татарстан»;

8. Социально-экономическое развитие Республики Татарстан в 2012 году.