- выяснить уровень и особенности инфляции в Инфляция в РФ 2007- Iполовине 2008 гг;
- рассмотреть методы борьбы с инфляцией и антиинфляционную политику;
- определить ситуацию и перспективу по борьбе с инфляцией на текущий год.
В ходе написания курсовой были использованы методы исследования: метод анализа экономической литературы по проблеме инфляции в современной России, методы экономического анализа, синтеза, метод сравнения, материалы интернет-источников.
I . Теоретические основы инфляции
1.1 Определения инфляции
Наиболее общее, традиционное определение инфляции — переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Есть и другие определения инфляции :
Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.
Другие считают, что инфляция – это рост цен, вызванный переполнением денег, сфер обращения бумажными деньгами сверх их нормальных потребностей.
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Инфляция – это социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства.
Инфляция – это превышение количества денежных единиц в обращении над суммой товарных цен.
Инфляция — есть многофакторное явление, обусловленное действием ряда причин, ведущих к росту диспропорций общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.
Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонны колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен — инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.
Инфляция. Денежные реформы
... на практике в профессиональной деятельности. Цель данной работы – исследование проблем инфляции (инфляционного процесса), а также изучение денежных реформ. Объектом данного исследования является книги, монографии и статьи по проблемам ... трети века начинает развиваться новая, типичная для XX в. тенденция к росту товарных цен. Однако повышение цен тогда» регулярно прерывалось резкими спадами цен во ...
Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции — это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
1.2 Виды инфляции
Классификация видов инфляции происходит по различным основаниям.
1) В зависимости от экономической системы государства выделяют:
а) открытая инфляция – в рыночной экономике. В условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен.
б) скрытая (подавленная) инфляция – характерна для экономики с регулируемыми ценами и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Развивается вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен рыночного равновесия.[1, 318 c]
2) В зависимости от темпов развития выделяют:
а) умеренная (ползучая) инфляция – темпы до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах.
б) галопирующая инфляция – ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться.
в) гиперинфляция – в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше ста процентов в год. Для стран с неустойчивой экономикой этот критерий значительно выше. Рабочий показатель гиперинфляции для многих экономистов – тысяча процентов в год.[2, 974 c]
3) В зависимости от соотношения роста цен по различным товарным группам:
а) сбалансированная инфляция – цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами.
б) несбалансированная инфляция – цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. В одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться.
4) В зависимости от степени ожидаемости выделяют:
а) непредвиденная инфляция – доходы произвольно перераспределяются за счет получателей фиксированного дохода, кредиторов и владельцев сбережений.
б) ожидаемая инфляция – лица и фирмы могут принять меры, чтобы уменьшить или полностью исключить ее негативные последствия.[3, 255 c]
Инфляция спроса и инфляция издержек
... уровня цен. Все перечисленные факторы, формирующие избыток совокупного спроса и дефицит предложения, присущи современной рыночной экономике, не носящей чисто конкурентного характера. Очевидно, в долгосрочном периоде известный уровень инфляции будет ...
1.3.Причины возникновения инфляции
Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. Как уже говорилось ранее, инфляция – результат нарушения равновесия между спросом и предложением. Поэтому для более детального изучения воздействия инфляционных факторов на экономику их делят на две категории: на факторы, лежащие на стороне совокупного спроса и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения. На этой основе экономисты различают два типа инфляции.
Инфляция спроса
Если равновесие нарушается со стороны спроса, то возникает «инфляция спроса». В этом случае инфляция вызывается неудовлетворенным спросом на товары. Потребители хотят приобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
К такому роду инфляции приводят следующие факторы:
1) Низкий уровень безработицы. Если уровень безработицы высок, то на увеличение совокупного спроса экономика отвечает увеличением объема производства, привлекая бездействующие трудовые и материальные ресурсы по существующим ценам. По мере дальнейшего увеличения спроса экономика приближается к уровню полной занятости, а затем и преодолевает его. Некоторые отрасли полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее повышение спроса на свои товары увеличением производства. Поэтому цены на них растут.[1, 318 c]
2) Сверхэмиссия денег. Увеличение платежеспособности может возникнуть из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно. Причины сверхэмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения:
а) к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением зарплаты для привлечения государственных служащих.
б) финансирование военных заказов и расширение ВПК. Деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной, так как продукция этого сектора не является объектом потребительского спроса. Создается давление на цены в сторону их повышения.
в) чрезмерное повышение трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.)
3) Стимулирующая кредитно-денежная политика Центрального банка в случае продажи облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежной массы, а инвестиционные проекты реализуются через определенный лаг времени, за период которого и может произойти инфляционный всплеск.
4) Обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобно дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса.
Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос . [4, 752 c]
Инфляция предложения
Второй тип инфляции – инфляция предложения (инфляция издержек) – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.
Основные источники инфляции издержек:
1) повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.
Спрос, предложение и цена
... продукта и его количестве, предприниматель постоянно сопоставляет цену единицы товара с издержками его производства. Предложение, как и спрос, можно представить в виде таблицы или графика. ... зависимость изменения спроса от изменения потребительского дохода. 2. Предложение и его факторы От спроса перейдем к анализу предложения, которое является второй стороной механизма конкуренции. Предложение - это ...
2) импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.
3) монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным объемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым
производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития.
4) административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливает административные издержки в частности и транзакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.
Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса .
Стагфляция
Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.
Последствия инфляции
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
- снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
- обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
- потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
- усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).
Если экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители. И открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям — через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.
Перераспределение доходов между частным сектором и государством связано с уплатой инфляционного налога.
Если существует дефицит государственного бюджета, то любой способ его покрытия неизбежно вызывает инфляцию. Возможны три способа: дефицит покрывается центральным банком посредством денежной эмиссии, что увеличивает в обращении избыточную массу денег, необеспеченных товарами. Во-вторых, дефицит покрывается посредством займов правительства в центральном банке. Третий способ покрытия бюджетного дефицита — правительство получает кредит у граждан, отдельных фирм, коммерческих банков путем выпуска облигаций государственных займов.
Финансирование правительственных расходов посредством денежной эмиссии является альтернативой прямому налогообложению. Величина дохода, который правительство может получить от дополнительной эмиссии денег зависит от того, насколько расширилась реальная денежная база (М) и какой процент она составляет от ВНП.
Доход, получаемый от печатанья денег, называется сеньораж (Перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатанья денег).
Для человека это равносильно уплате еще одного налога — инфляционного. Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно, по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же государство для покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Следовательно, инфляция выступает как налог на наличные деньги.
Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их изготовление, которое государству почти ничего не стоит.
II . Особенности инфляции в РФ в современных условиях
2.1 Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов
Одной из задач правительственной программы 1991 года являлась реформа цен, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. — на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля над ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу (табл.1).
Табл. 1. Рост цен в восточноевропейских странах в 1990-1991 гг.
Страна, год | Рост цен , % |
Россия (1992) | 2501 |
Болгария (1991) | 457 |
Чехословакия (1991) | 54 |
Венгрия (1991) | 33 |
Польша (1990) | 249 |
Румыния (1991) | 252 |
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.
В то время как цены выросли в 5-7 раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы. Поскольку рост заработной платы при этом почти вдвое отставал о роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стала одной из главных причин сокращения производства.
Незадолго до начала экономических реформ началось снижение объемов добычи в нефтегазовом секторе, который в значительной степени компенсировал неэффективность других секторов. Если в 1985 году добыча нефти составляла 542 миллиона тонн, то в 1991 году она упала на 15 процентов (до 462 миллионов тонн).
В конце 1991 года произошел распад СССР, сопровождавшийся нарушением многих производственных связей. В течение нескольких последующих лет заключались межправительственные соглашения о взаимных поставках важнейших видов продукции, однако они охватывали лишь небольшую часть кооперации, развивавшейся в Советском Союзе безотносительно к республиканскому делению. Незадолго до того прекратил свою деятельность Совет экономической взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила значительная интеграция рынков социалистических стран. Перечисленные обстоятельства внесли дополнительный вклад в сокращение производства. Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов инфляции.
В административной системе колоссальная дифференциация характеризовала и предприятия обрабатывающей промышленности. Так, рентабельность предприятий электротехнической промышленности СССР в середине 80-х годов охватывала диапазон 50-230%. Подобное положение достигалось за счет централизованного перераспределения финансовых ресурсов. В результате современное оборудование, наиболее качественный металл и лучшие кадры направлялись в военно-промышленный комплекс и на тяжелую промышленность в ущерб легкой, пищевой, сельскому хозяйству. В плановом хозяйстве сосуществование предприятий и секторов с резко различающейся эффективностью обеспечивалось широкой системой «нерыночных» механизмов, включавшей цены, не учитывающие спрос и предложение, различные виды дотаций, поддержку «планово-убыточных» предприятий и т.д. В условиях перехода к рыночной экономике, предполагающей выравнивание цен, межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация эффективности производства оказывается мощным фактором, вынуждающим убыточные и низкоэффективные предприятия сохранять высокие темпы роста цен на свою продукцию (отраслевые цены формируются на уровне предельных издержек).
Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях внутренних и мировых цен. Сложившиеся в рамках административной системы цены имели существенные перекосы: энергия и сырье были сравнительно дешевыми, а продукция обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства — дорогими. В первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в мировых ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика «дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая отставание потребительского сектора.
«Открытие» экономики в ходе экономических реформ, введение частичной конвертируемости рубля неизбежно должны были привести (и привели) к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источников инфляции. Переход к рыночному определению обменного курса привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал все внутренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уровня. Так, средняя цена нефти на российском рынке составила в 1992 году лишь 11 долларов за тонну, газа — 3 доллара за тысячу кубометров. Вследствие этого вся экономика испытывала инфляционное давление со стороны цен экспортируемых товаров.
Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл также происшедший за годы реформ глубокий спад производства. В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися «внешними» причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая — тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым «открытием» экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.
Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют «фиксированные затраты». В частности, спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.
Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.
Двустороннюю связь между темпами инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показателей в 1995 и начале 1996 годов. Ослабление инфляции совпало по времени с периодом ослабления промышленного спада — можно предположить, что здесь имеется и некоторая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду. [12, 70-71 c]
Темпы обще годовой инфляции в РФ за период после дефолта показаны в приложении к курсовой работе.
Инфляционные особенности процесса в РФ
Обобщая результаты исследования инфляционных процессов в процессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить следующие особенности инфляции.
1) С позиции характеристики типов инфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая преобладала на начальном этапе рыночных преобразований в России, в результате либерализации цен и проведения жесткой денежной политики преобразовалась в 1990-е годы в инфляцию издержек, которая происходила в условиях спада производства и роста безработицы. С конца 1990-х годов повысилось значение инфляции спроса, которая сочеталась с инфляцией издержек. В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской экономике.
Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается современным типом экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм — инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин).
Экономическая политика России имеет другую направленность — скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.
2) Монетарные факторы инфляции, играющие значительную роль в развитии инфляционных процессов в развитой рыночной экономике, в России не оказывали значительного влияния на инфляцию.
3) Инфляционные процессы в трансформируемой экономике России представляют собой несбалансированную инфляцию. Это нашло отражение как в опережающих темпах роста цен на материальные ресурсы, так и цен на платные услуги.
4) На протяжении всего периода рыночных преобразований в российской экономике проявлялось действие внешнеэкономической инфляции, связанной с динамикой валютного курса, чистого экспорта, мировых цен на вывозимую продукцию, структурой экспорта и импорта. В наибольшей степени она проявилась после августовского кризиса 1998 г. и в последующий период в связи с ростом мировых цен на топливно-энергетические ресурсы.
5) В трансформируемой экономике России наблюдалась скрытая инфляция, связанная с задолженностью государства по заработной плате работникам бюджетных организаций и социальным трансфертам населению, и частных фирм по оплате труда наемным работникам. Вследствие значительной суммы долгов по зарплате в 1990-е годы официальные темпы инфляции были ниже потенциальных, которые были бы при своевременном поступлении доходов населению.
6) Инфляция в России происходила в 1990-е годы при значительном сокращении совокупного спроса субъектов экономики. Произошло уменьшение всех элементов совокупного спроса, за исключением чистого экспорта: потребительских расходов домашних хозяйств, валовых частных инвестиций, государственных расходов, что также подтверждает решающую роль немонетарных факторов инфляции в России. Снижение потребительских расходов было связано с обесценением личных сбережений, накопленных в СССР в результате либерализации цен, и уменьшением текущих реальных доходов населения. Существенное сокращение инвестиционных расходов фирм в 1990-е годы было обусловлено значительным удельным весом убыточных предприятий, высоким уровнем налогов и процентных ставок, вывозом капитала, инфляционными ожиданиями. Существенное сокращение государственных расходов было связано с сокращением налогооблагаемой базы предприятий, уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, присвоением в результате приватизации значительной части природной ренты частными собственниками.
7) Значительное влияние на инфляционные процессы в России оказывает теневая экономика. Ее воздействие обусловлено, прежде всего, тем, что в связи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается совокупный спрос в экономике. Кроме того, сокращаются доходы государственного бюджета и возможность при соответствующих экономических условиях возникновения его дефицита.
8) Инфляционные процессы в России усилили процесс существенной дифференциации доходов населения в результате реализации программы приватизации государственного имущества. Коэффициент дифференциации доходов в России (в 2004 г. – 15,0 раз) значительно превышает его значение в развитых странах (3–8 раз) и бывших странах с плановой экономикой Восточной и Центральной Европы (4,5–5,5 раз).
9) В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися «внешними» причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая — тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым «открытием» экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.
Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют «фиксированные затраты». В частности, спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.
Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.
Неполная загрузка производственных мощностей во многих отраслях российской экономики позволяет использовать факторы увеличения спроса для замедления инфляции в результате более полного использования незагруженных мощностей и снижения на этой основе средних и предельных издержек, роста объемов национального производства и совокупного предложения продукции.
10) В системе мер по борьбе с инфляцией в 1990–е годы преобладали монетарные методы регулирования, которые по-прежнему являются определяющими в государственной экономической политике. Жесткая денежная политика в 1990-е годы нашла отражение в существенном снижении коэффициента монетизации, развитии бартерных сделок и взаимозачетов. Вместе с тем она привела к значительному спаду производства и резкому сокращению инвестиций в основной капитал. В 2000–е годы возросло значение финансовой политики в сокращении влияния факторов инфляции издержек, что выразилось в снижении ставок налогов и формировании профицитного государственного бюджета.
11) Антимонопольная политика как средство регулирования инфляционных процессов характеризуется недостаточной эффективностью действия, что проявляется в опережающих темпах роста цен на продукцию естественных монополий по сравнению с темпами инфляции.
2.2 Инфляция в России за 2007-
2.2.1 Инфляция в России в 2007 году
Инфляция в России в 2007 году составит 11,9-12%. Изначально правительство прогнозировало куда меньшую цифру — 8%.
На показатель инфляции повлияли:
- рост цен на продовольствие (в 2008 году рост цен продолжится),
- высокие цены на нефть (с высокой долей вероятности в 2008 году цена барреля нефти марки “Брент” превысит 100 долларов США).
Россия по итогам 2007 года стала абсолютным “лидером” по уровню инфляции среди стран “Большой восьмерки”. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находится США – 2,8 процентов, на третьем – Великобритания – 2,3%. Далее идут Германия и Канада – по 2,2%, Италия – 1,8%, Франция – 1,5%, Япония – нулевая инфляция.
Инфляция в России по итогам 2006 года составила 9%.
Рост валового внутреннего продукта (ВВП) по итогам 2007 года ставит около 7,6%. В 2006 году — 6,8%.
2.2.2 Инфляция в России в 2008 году
Инфляция в России в августе составила 0,4 проц. и за первые 8 месяцев 2008 г – 9,7 проц. Об этом свидетельствует поступившая сегодня в ПРАЙМ-ТАСС сводка Федеральной службы государственной статистики /Росстат/. В годовом исчислении «август к августу» инфляция составила 15 проц.
2.3 Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика.
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы
Косвенные методы включают в себя:
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
2.4 Первоочередные антиинфляционные методы.
Сбивать темпы инфляции — значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.
а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования, утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля, суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе .
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
а). создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
б). создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.
2.4 Ситуация и перспективы по борьбе с инфляцией на 2008 год
Инфляция в РФ в 2007 составила 11,9%, а в декабре 2007 года составила 1,1%. Между тем, изначальный прогноз правительства предполагал инфляцию в 7-8%, позднее он был пересмотрен до 11-11,5%.
Целиком за 2007 год рост цен был равен 11,9%, что незначительно ниже последнего официального прогноза — 12%. Отметим, что инфляция в прошлом году оказалась выше, чем в 2006 году (9%), в 2005 году (10,9%), в 2004 году (11,7%), и немного ниже роста цен в 2003 году (12%).
В декабре 2006 года цены повысились на 0,8%. Консенсус-прогноз по инфляции, составленный «Интерфаксом» в конце декабря, предполагал рост цен в декабре в 1,3%, в целом за год — 12%.
По сравнению с ноябрем в декабре замедлились темпы роста цен на большинство групп продовольственных товаров. В ноябре значительно ускорился темп роста цен на бензин — до 3,6% с 2,3% в ноябре. Тарифы на услуги пассажирского транспорта после повышения в ноябре на 1,2% в декабре резко подорожали на 3,8%.
13 декабря был опубликован «План мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007–2008 годы», подготовленный Министерством экономического развития и торговли. В нем представлены разработки по борьбе с растущей инфляцией. Несмотря на то, что реальный уровень инфляции в текущем году значительно превысил прогнозируемый (реальные 12% против предполагавшихся 7–8%), программа не рассчитана на принятие каких-либо срочных мер. Основные положения плана будут приведены в действие во второй половине 2008 года.
Особенно остро стоит вопрос о замедлении стремительного роста цен на продукты питания. В первую очередь, внимание будут обращать на выполнение постановления правительства «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» и закона «О защите конкуренции». В дальнейшем, во втором квартале наступающего года, планируется вплотную заняться проблемой финансирования сельского хозяйства. В частности, по сообщению ИА «Альянс Медиа», будут рассматриваться пути реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Стоит отметить, что министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина в своем докладе констатировала значительное повышение объема вложений в развитие сельскохозяйственного комплекса: речь идет о сорокапроцентном росте в сравнении с прошлым годом. Целью дальнейшей поддержки аграриев является заполнение рынка качественной отечественной продукцией.
Реформы коснутся и ЖКХ. В наступающем году ожидается значительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим правительство решило пойти на частичную либерализацию цен в данной области (некоторые цены все же останутся под государственным контролем).
Как объясняет «Время новостей», суть этих мер состоит в том, что правительство составит список услуг, цены на которые будут устанавливаться и регулироваться государством.
Аналитики считают, что этот ход практически не повлияет на инфляцию. Например, как сообщает Росфинком, аналитик компании «Тройка-диалог» Антон Струченевский предполагает, что значение подобных мер преувеличено и что инфляционные показатели останутся по-прежнему высокими. Более того, есть предположения о том, что за либерализацией тарифов последует их значительное повышение по сравнению с нынешними показателями. TheTimes приводит слова Александра Морозова: «Если конкуренция будет развиваться медленно, то тарифы после либерализации будут расти быстро, если они будут привлекательны для создания частного бизнеса, то вскоре будут снижаться. Прежде чем проводить либерализацию, необходимо создать институциональные основы для развития конкуренции, которых в ЖКХ и госмонополиях нет».
В итоге, при успешном проведении программы по «плану мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007–2008 годы», ожидается снизить уровень инфляции до ожидавшихся в начале года 7–8%, а затем довести его до 3-процентного показателя. Следует отметить, что многие экономисты, включая и представителей Министерства экономического развития и торговли, с осторожностью относятся к подобным расчетам: снижение инфляции на 4–5% всего за год кажется маловероятным явлением.
Заключение
Инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.
В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции — в различных его проявлениях — носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся
- снижение реальных доходов населения;
- обесценение сбережений населения;
- потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров;
- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности;
- в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
В отличие от Запада в России, осуществляющей преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический повсеместный характер, вызываемый денежными и не денежными факторами, а чаще политическими. Полностью исключить инфляцию даже при рыночной экономике невозможно, речь может только идти об управлении инфляцией.
Таким образом, задачи работы решены, цель курсовой работы достигнута.
:
1. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и практики: /Рост.гос.эконом.акад. — Ростов н/Д.,2000. – 318 с.
2. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/Пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М,2007. 974 с.
3. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.7. Жа-Ит: — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 255 с.:ил.
4. Курс экономической теории: учебник/ Ред.коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 7-е изд., перераб. И доп. – Киров: «АСА», 2008 г. – 752 с.
5. Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 2004. – С. 148.
6. Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 2000. – С. 163.
7. Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2002.
8. http://www.bre.ru/risk/.html
9. Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 2005
10.http://www.pravda.ru/news/economics/11-01-2006/73399-0
11.http://www.izvestia.ru/economic/article3077519
12.Журнал: Риск 2004 г.№2,с 70- 71.
13.Финансовый мир. Вып. 3 / Под ред. В. В. Иванова и В. В. Ковалева. , 2006.
14.http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
15.http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
16.http://www.minfin.ru – Министерство финансов РФ.
17.http://www.rg.ru – Российская газета.
18.http://www.pravda.ru/news/economics/11-01-2008/56789-0
19.http://www.izvestia.ru/economic/article/
20.Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2006 г.
21.http://www.FinancialBlog.ru/
Приложение
Инфляция 1998 год | 84,4 % |
Инфляция 1999 год | 36,5 % |
Инфляция 2000 год | 20,2 % |
Инфляция 2001 год | 18,6 % |
Инфляция 2002 год | 15,1 % |
Инфляция 2003 год | 12,0 % |