Государственное регулирование российского рынка алкогольной продукции на примере коньяка «5 звездочек»

  • анализ научной литературы, учебников и пособий, а также Интернет изданий по исследуемой проблеме.

Информационную базу исследования составляет использование обработки и анализа научных источников таких авторов, как: Захаренко Т.А., Коноплев С.П., Алегин А.П., Грецкая А.С., Жук А.А. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.1 Сущность и методы государственного регулирования рынка алкогольной продукции

В настоящее время значимую роль имеет регулирование рынка алкогольной продукции со стороны государства, имеющего целевые ориентиры на перспективу, предсказуемость, стабильность, дефинированность, непротиворечивость. Общеизвестно, что результативный механизм регулирования со стороны государства рынка может сделать большой вклад в увеличение финансовых показателей с помощью ликвидации различного рода преград на пути конкуренции, инноваций, которые приводят к качественному росту.

Быстро осуществляемые в современных условиях в большинстве зарубежных государствах реформы, в основном, базированы на принципах большого уровня либерализации и дерегулирования. Следовательно, именно ориентир на уменьшение уровня регулирования государством рынка алкогольной продукции стало основой обострения проблемных вопросов оценки эффективности и границ регулирования со стороны государства [18].

Некоторые ученые считают, что объем, многосторонность проблемного вопроса по производству и сбыту алкоголя свидетельствует о том, что обязанность по его решению должна быть в компетенции только государства. В настоящее время данная точка зрения не может быть оспорима, главным образом, потому что другие институты не могут на нужном уровне внести регламенты по объемам производства и сбыта алкоголя. Эффективность систем регулирования обществом очень маленькая, главной причиной этому является заинтересованность самих граждан в употреблении алкогольных напитков, это только усложняет данный проблемный вопрос, но не устраняет его. Значимой задачей регулирования государством алкогольного рынка выступает нормализация пропорций между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Факторы, которые обуславливают состав и специфические черты регулирования государством алкогольного рынка , взаимосвязаны с особенностями покупки данных товаров, отрицательными социальными, нравственными последствиями их употребления [18].

Поэтому регулирование государством алкогольного рынка обладает целеориентированностью на то, чтобы решить не только задачи экономического характера, но и социального: осуществляется ограничение объема спроса и большого объема употребления, рационализировать структурную организацию и уменьшить потребительские масштабы. Несостоятельность, нарушения рынка в регулировании данной области экономической системы раскрываются в том, что он не может найти решения вышесказанных задач экономического и социального характера.

44 стр., 21519 слов

Формирование и развитие потребительского рынка

... и сущность потребительского рынка Важнейшим атрибутом современной системы является потребительский рынок, эффективное развитие которого в современных условиях есть одно из наиболее важных проблем развития рыночной экономики. Потребительский сектор функционирует как одна из ...

Установлены следующие методы регулирования государством алкогольного рынка:

1. Через государственный сегмент с помощью таких способов, как применение национальных промышленных мощностей и скупка ценных бумаг организаций, которые занимаются производством алкогольных напитков.

2. Административные методы применяют следующие инструменты: лицензирование, стандартизация, маркировка, декларирование, оценка качества, контроль за производством и оборотом, квотирование, установление минимальных цен, контроль за экспортом и импортом.

3. Косвенные (экономические) методы применяют такие способы, как: установление списка продукции, в отношении которых взимается акциз, налоговая политика, утверждение ставок акцизов, утверждение пошлин за выдачу лицензий [18].

Более результативным методом регулирования государством рынка алкогольной продукции выступает лицензирование, потому что такой инструмент обладает наибольшей эффективностью, так как предупреждает, выявляет и пресекает правонарушения, он используется только для того, чтобы предотвратить ущерб правам и жизни населения.

Какие же виды продукции подвергаются государственному лицензированию? В случае, если содержание этилового спирта в продукте не превышает 15%, лицензия на такую алкогольную продукцию не требуется и ее можно производить и реализовывать на общих основаниях.

Вывод: для осуществления предпринимательской деятельности по поставке, производству и продаже алкогольной продукции пищевого назначения с содержанием спирта свыше 15%, необходимо получение государственной лицензии.

Продажа спиртосодержащей продукции, подверженная лицензированию, делится на:

  • оптовую — при получении таких лицензий выдвигаются дополнительные требования по наличию складских помещений достаточной площади и соответствующих технических характеристик;
  • розничную — для предприятий общепита, кафе, баров, ресторанов, магазинов.

Таблица 1.1Виды лицензий на алкогольную продукцию на 1.01.2018г.

Наименование лицензии

Стоимость, руб

Примечание

Срок действия

Розничная продажа алкогольной продукции

65 000

Любого вида

1 год

Оптовая продажа алкогольной продукции собственного производства, реализуемая самостоятельно

9 500 000

Этиловый спирт

1 год

800 000

Вино и винные напитки

1 год

800 000

Другое

1 год

Оптовая продажа продукции, закупленной на стороне

800 000

Любого вида

1 год

Источник: составлено автором по [3]

Для малого бизнеса получение лицензии на торговлю алкоголем имеет слишком высокую цену. Объясняется столь высокая планка стремлением государства допустить на рынок только тех поставщиков, которые смогут обеспечить потребителя по-настоящему качественным продуктом.

Требования для получения лицензии: как гласит Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ https://docviewer.yandex.ua/?url=http%3A%2F%2Fcimlyanck.donland.ru%2FData%2FSites%2F33%2Fmedia%2Fnpd%2F171-%25D1%2584%25D0%25B7.doc&name=171-фз.doc&lang=ru&c=571e9b1e55fd и Положения о лицензировании, разрабатываемые на региональном уровне, получить лицензию на торговлю алкогольной продукцией может как российская, так и зарубежная компания, любой формы собственности [3].

Важно наличие помещения в соответствии с требованиями МЧС, санэпидемстанции и прочих требований, указанных в региональных указах.

Необходимые документы для получения лицензии:

1. Решение о создании Учредителя (для 1 участника) или Договор о создании и Протокол собрания Учредителей (для 2 и более участников)/

2. Последняя редакция Устава/

3. Государственная регистрация (свидетельство выдается ЕГРЮЛ)/

4. постановка на учет в налоговой (ИНН)/

5. документ, подтверждающий право собственности на здание или его часть, где будет производиться оборот алкогольной продукции/

6. санэпидемзаключение Службы по надзору прав потребителей.

2018 год стал во многом революционным для предпринимателей, связанных с торговлей и производством спиртного. В том числе претерпели изменения и предъявляемые к кандидату на получение лицензии требования.

Сегодня ее выдачу осуществляет Федеральная служба Росалкогольрегулирования.

Для упрощения нелегкой участи предпринимателей на рынок вышли негосударственные компании-посредники, получившие лицензионные сертификаты на осуществление услуг по получению лицензий на торговлю алкоголем для физических и юридических лиц. Они содействуют своим клиентам, консультируют их, продляют действующие и получают для них новые лицензии.

Подача заявления для получения права осуществлять розничную торговлю алкоголем осуществляется в департамент развития предпринимательства и торговли по месту регистрации субъекта хозяйственной деятельности. Сама же лицензия выдается строго «Росалкогольрегулированием» [16].

Между подачей заявления и получением лицензии должно пройти не более 30 календарных дней.

Одним из самых прибыльных видов предпринимательской деятельности, отличающейся высокой рентабельностью, всегда считалась розничная торговля алкогольной продукцией.

И без того немалую степень ответственности перед потребителем заметно ужесточил принятый в декабре 2013 года Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 21.12.2013 N 365-ФЗ (редакция от 03.07.2016) [4].

Еще одной важной мерой государственного регулирования рынка алкогольной продукции является контроль алкогольной продукции при перемещении через таможенную границу. Рассмотрим подробнее суть данной меры.

Отличительной чертой поставок алкоголя через таможенную границу выступает то, что в отношении данной продукции должны быть уплачены акцизы. НК РФ устанавливает, что акциз- это косвенный налог, который включается в стоимость продукции [3].

Акциз выступает значимым налогом в доходной части федерального бюджета. Он , как уже сказано ранее, входит в стоимость продукции, то есть по факту выплачивается покупателем, и направляется в федеральный бюджет. Акциз уплачивается организациями при проведении операций с отдельно взятыми видами продукции, включая операции при пересечении таможенной границы ЕАЭС.

Нормативное регулирование в государствах-членах ЕАЭС порядка обложения акцизами алкогольной продукции, совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении нее, а также нанесения маркировки, достаточно углубленное и обширное. Оно раскрыто как нормативно-правовыми актами в области таможенного дела, так и ,в целом, государственными. Установлены расхождения в отдельно взятых вопросах налоговых нормативных актов и внутреннего регулирования государством алкогольной продукции, которая подлежит маркировке, но они малозначимы. Это происходит из-за устремления государств-членов ЕАЭС к гармонизации и наибольшей идентичности в законодательных проектах.

При перевозке алкогольной продукции через таможенную границу ЕАЭС, которая подлежит нанесению маркировки марками акцизов, значимой стадией выступает совершение таможенных операций с такой продукцией.

При совершении таможенных операций с алкогольной продукцией образуется много трудностей. Они, главным образом, взаимосвязаны с покупкой, нанесением и предоставлением субъектами ВЭД отчетности по маркам акцизных сборов в отделение ФНС (ЕГАИС), в котором имеется доказательство фиксации сведений о продаваемых на территории России алкогольных напитков.

С целью приобретения марок акцизных сборов компания обязана сформировать обращение в таможню и представить заявление на выдачу и прикрепить все необходимые заверенные документы.

Марка акцизного сбора определенного образца производится компетентными компаниями-производителями и выдача происходит в соответствии с утвержденным порядком таможнями, которые компетентны по данному вопросу, для того, чтобы законного импортировать или экспортировать алкогольную продукцию через таможенную границу ЕАЭС.

Правила приобретения акцизных марок утверждены Приказом Федеральной Таможенной Службы «от 7 октября 2010 года № 1849» [5].

К процедуре приобретения акцизных марок юридическим лицом существует множество требований. Для того чтобы прибрести марки организация должна предоставить в уполномоченный орган следующие документы:

1. Заявление о выдаче специальных марок акцизного сбора по установленной форме, установленной Приказом ФТС «Об утверждении формы заявления об уплате акциза по маркированным товарам ЕАЭС, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства- члена Союза» ;

2. Копию контракта (договора) по поставке продукции, в соответствии с которым планируется осуществлять ввоз подакцизной маркируемой продукции на таможенную территорию ЕАЭС (далее — внешнеторговый договор);

3. Документ, подтверждающий правомерность использования товарного знака на продукции;

4. Сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табака и табачной продукции (далее ЕАИС);

5. Лицензию на ввоз товаров от Министерства торговли;

6. Перечисление полной суммы всех платежей на счет таможенного органа.

Для того чтобы провести таможенные операции, необходимо предоставить дополнительную информацию:

  • об упаковке (типе и габаритах);
  • точное указание количества товара;
  • сведения о производителе и стране производства;
  • данные наименований товаров с артикулами;
  • стоимость [16].

Таким образом, государство осуществляет регулирование рынка алкогольной продукции путем применения различного вида методов: экономические, косвенные, административные, также большой вклад в регулирование оборота алкогольной продукции через таможенную границу вносит налоговое законодательство РФ и таможенное законодательство ЕАЭС.

1.2 Эффективность мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции

Рынок алкогольной продукции занимает важное место среди иных пищевых рынков в РФ, так как приносит большую прибыль в доход федерального бюджета. За 2012-2017гг. в итоге быстрого увеличения ставки акцизного сбора на алкогольные напитки и общего осложнения состояния экономики сбыт данной продукции в розницу в России уменьшились на ј из-за того, что покупатели алкогольной продукции ушли в теневой сегмент, поэтому Федеральная служба по регулированию рынка алкогольной продукции РФ (РАР) установила несколько мер, по итогам которых в 2018 году получилось уменьшить объем падения продаж алкоголя в розницу.

В число мер вошли: замораживание ставки акциза, снижение минимальной розничной цены на водку, увеличение числа проверок, изъятие оборудования из нелегальных водочных цехов, а также оперативное и организованное подключение к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оптовиков и крупных сетей (ЕГАИС).

ЕГАИС позволила сократить нелегальный рынок алкоголя, вывести неучтенную продукцию в легальный сектор, устранить и/или сократить реализацию контрафактной алкогольной продукции населению и обеспечить полноценный учет оборота алкогольной продукции на всех этапах товарооборота.

Основную долю правонарушений составили:

1) нарушение сроков представления деклараций и/или искажение данных об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

2) нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);

3) выпуск и оборот продукции, маркированной поддельными специальными или акцизными марками;

4) выпуск и оборот немаркированной специальными или акцизными марками продукции.

В рамках лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) и лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции (далее — Лицензионный контроль) Росалкогольрегулированием в 2017 году проведено всего 486 проверок (252 проверки в 1 полугодии 2017 года и 234 проверки во 2 полугодии 2017 года) в отношении лицензиатов (не включая проверки, связанные с заявлением лицензиатов о выдаче лицензии, продлении срока действия, переоформления, выдаче дубликата или копии лицензии), из них 158 плановых проверок (84 проверки в 1 полугодии 2017 года и 74 проверки во 2 полугодии 2017 года) в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц на 2017 год, утверждённым приказом Росалкогольрегулирования от 28 декабря 2016 года № 462 (далее — План проверок) и 328 внеплановых проверок (168 проверок в 1 полугодии 2017 года и 160 проверок во 2 полугодии 2017 года), в том числе: [23]

  • 173 внеплановых проверок на основании истечения срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований (83 проверки в 1 полугодии 2017 года и 90 проверок во 2 полугодии 2017 года);
  • 7 внеплановых проверок на основании поступивших обращений, заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований (5 проверок в 1 полугодии 2017 года и 2 проверки во 2 полугодии 2017 года);
  • 148 внеплановых проверок по иным основаниям, установленным Федеральным законом 171-ФЗ (80 проверок в 1 полугодии 2017 года и 68 проверок во 2 полугодии 2017 года).

Из общего числа проведённых проверок:

  • в отношении организаций, осуществляющих производство спирта, проведено 32 проверки (16 проверок в 1 полугодии 2017 года и 16 проверок во 2 полугодии 2017 года);
  • в отношении организаций, осуществляющих производство алкогольной и спиртосодержащей продукции, проведено 111 проверок (60 проверок в 1 полугодии 2017 года и 51 проверка во 2 полугодии 2017 года);
  • в отношении организаций, осуществляющих производство спиртосодержащей непищевой продукции, проведено 45 проверок (38 проверок в 1 полугодии 2017 года и 7 проверок во 2 полугодии 2017 года);
  • в отношении организаций, осуществляющих оптовый оборот, проведено 292 проверки (139 проверок в 1 полугодии 2017 года и 153 проверки во 2 полугодии 2017 года);
  • в отношении организаций, осуществляющих хранение, проведено 4 проверки (2 проверки в 1 полугодии 2017 года и 2 проверки во 2 полугодии 2017 года); [23]
  • в отношении организаций, осуществляющих перевозки проведено 25 проверок (9 проверок в 1 полугодии 2017 года и 16 проверок во 2 полугодии 2017 года).

Из общего числа проведённых в 2017 году проверок в рамках Лицензионного контроля проведено 124 документарные проверки (31 проверка в 1 полугодии 2017 года и 93 проверки во 2 полугодии 2017 года) и 362 выездные проверки (221 проверка в 1 полугодии 2017 года и 141 проверка во 2 полугодии 2017 года).

Таким образом, рынок алкогольной продукции занимает важное место среди иных пищевых рынков в РФ, так как приносит большую прибыль в доход федерального бюджета. За 2012-2017гг. в итоге быстрого увеличения ставки акцизного сбора на алкогольные напитки и общего осложнения состояния экономики сбыт данной продукции в розницу в России уменьшились на ј из-за того, что покупатели алкогольной продукции ушли в теневой сегмент, поэтому Федеральная служба по регулированию рынка алкогольной продукции РФ (РАР) установила несколько мер, по итогам которых в 2018 году получилось уменьшить объем падения продаж алкоголя в розницу.

В заключении первой главы можно сделать вывод о том, что алкоголь выступает специфическим видом продукции. Данная специфическая продукция пользуется спросом у граждан для потребления, производственные и сбытовые площадки дают рабочие места, продажа алкоголя является источником большой прибыли для федерального бюджета в виде налоговых обложений, акцизов, сборов, но наряду с положительными сторонами, есть и отрицательная. Потребление алкогольной продукции является фактором увеличения уровня смертности, инвалидности, беспризорности итд. Значимой задачей регулирования государством алкогольного рынка выступает нормализация пропорций между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Факторы, которые обуславливают состав и специфические черты регулирования государством алкогольного рынка , взаимосвязаны с особенностями покупки данных товаров, отрицательными социальными, нравственными последствиями их употребления. Установлены административные, экономические и косвенные методы регулирования рынка алкогольной продукции со стороны государства. Далее проанализируем особенности применения такого метода государственного регулирования рынка алкогольной продукции, как оценка качества, которая является инструментом стандартизации на примере одного из видов алкогольной продукции — коньяк «5 звездочек».

2.1 Товароведческая характеристика коньяка

Коньяк — спиртной напиток, крепостью от 400 до 600. Получается в итоге фракционной перегонки доброкачественных виноградных вин. Полученный от перегонки коньячный спирт представляет состав разных спиртов (винного, изобутилового, пропилового, тексилового и др.) и эфиров. Коньячный спирт выдерживают в дубовых бочках, при чем содержащиеся в древесине дуба химические вещества улучшают запах (букет) и окраску коньяка. При розливе коньяк сдабривают сиропом из тростникового сахара [22].

В зависимости от продолжительности и приемов выдержки коньячных спиртов коньяки делят на: коньячные напитки, ординарные, марочные и коллекционные.

Коньячные напитки изготавливают из коньячных спиртов, выдержанных менее 3 лет. Как правило, вырабатывают их из коньячного спирта при не соблюдении технологии производства более высококачественных напитков.

Коньяк «четыре звездочки» производят из коньячных спиртов четырехлетней выдержки. Цвет соответствует цвету настоя чая, гармоничный, во вкусе ощущаются ванильные тона. Крепость — 41% и содержание сахара — не менее 15 г/дм3.

Коньяк «пять звездочек» приготавливают из коньячных спиртов среднего возраста не менее пяти лет. Крепость коньяка составляет 42%, а содержание сахара — 15 г/дм3. Цвет соответствует цвету чая среднего настоя, аромат приятный, тонкий, вкус мягкий и вполне гармоничный, с наличием ванильных тонов.

Коньяк специальных наименований получают на основе коньячных спиртов среднего возраста не менее четырех лет. Содержание этилового спирта в коньяке — 40%. Например, коньяк «Старая крепость», полученный из коньячных спиртов 3 — 5 — летней выдержки [21].

Для ординарных коньяков выдержка коньячного спирта осуществляется в герметически закрытых железобетонных ёмкостях с погруженной дубовой клепкой. Действие настаивания коньячного спирта на дубовой клепке иногда ускоряют за счет дополнительного нагревания. Поэтому настоящие ценители коньяка редко употребляют эти напитки.

Марочные коньяки готовят из коньячных спиртов, выдержанных только в дубовых бочках от 6 до 50 лет. Поэтому для приготовления отдельных марочных коньяков используют коньячный спирт среднего возраста, не менее:

К коллекционным относятся марочные коньяки, дополнительно выдержанных в дубовых бочках [21].

Таким образом, коньяк — спиртной напиток, крепостью от 400 до 600. Получается в итоге фракционной перегонки доброкачественных виноградных вин.

2.2Анализ особенностей проведения оценки качества коньяка «5 звездочек» как метода государственного регулирования

Для начала отметим, что в 2017 году в России было произведено 85 миллионов литров коньяков. Из Армении (участницы ЕАЭС) привезли около 15 миллионов литров коньяков. Из всех других стран импортировано всего 12 миллионов [24].

Своего сырья для производства качественных алкогольных напитков у России пока слишком мало. И Россия сильно зависима от импорта коньячного дистиллята. Из российского сырья производится меньше 15% российских коньяков. А их доля на алкогольном рынке — около 75 процентов.

Далее проанализируем результаты проведения экспертизы качества коньяков экспертами Роскачества, а затем уже подробнее проанализируем качество коньяка «5 звездочек».

Экспертизу коньяков проводят по органолептическим, физико-химическим и показателям безопасности.

Органолептическая оценка качества коньяков определяет их достоинство, типичность, наличие и выраженность тех или иных дефектов. По органолептическим показателям коньяки (включая бренди) должны иметь: цвет от светло-золотистого до темно-янтарного с золотистым оттенком, прозрачность — прозрачный с блеском, без посторонних включений, вкус и букет (аромат) — характерные для коньяка данного наименования, без посторонних привкуса и запаха.

Дегустацию коньяка проводят при температуре помещения 20-250С, подавая сначала ординарные, затем марочные коньяки в специальных коньячных рюмках вместимостью 25см3 или специальных шарообразных бокалах вместимостью 100-125 см3. В рюмку или бокал наливают 15-20 см3 напитка, слегка охлажденного до 16-18°С. Коньяк при дегустации задерживают во рту, чтобы определить всю гамму аромата, затем делают маленькие глотки, чтобы определить вкус и послевкусие.

Аромат коньяка устанавливают, ополаскивая им стенки бокала и подогревая его в руках несколько минут. Чтобы ощутить оттенки букета (ванильно-шоколадные, цветочные или смолистые тона), необходимо прикоснуться носом к краю бокала. И, наконец, «остаточный» аромат определяют, опуская нос внутрь пустого бокала. Так устанавливают выдержку коньяка: тяжелый густой запах, характерный для коньяков, выдержанных более 5 лет.

Вкус коньяка лучше улавливают, делая два глотка. Первый глоток должен быть маленьким — с его помощью определяют вкус коньяка. Вкус должен быть мягким бархатистым, гармоничным, с почти незаметной сладостью и вызывать ощущение маслянистости и приятной теплоты. При втором глотке ощущается «послевкусие», причем, чем дольше ощущается привкус коньяка, тем качественнее коньяк [22].

Дополнительными приемами при определении аромата являются растирание между ладонями нескольких капель напитка; смачивание стенок бокала небольшим количеством коньяка; пронюхивание бокала, закрытого на некоторое время листом бумаги после ее удаления. [24]

Для оценки органолептических показателей используют десятибалльную шкалу, согласно которой каждый показатель имеет следующую максимальную оценку в баллах:

  • вкус — 5,0;
  • букет — 3,0;
  • цвет — 5,0;
  • прозрачность — 5,0;
  • типичность — 1,0.

Так, эксперты Роскачества закупили коньяк 47 торговых марок, произведенных не только в России, но также во Франции, Грузии, Республике Молдова и Республике Армения. Проверка охватила широкий круг коньяков — от мировых легенд («Арарат», Hennessy, Courvoisier, Martell, RemyMartin), так и локальные российские и республиканские бренды («Киновский», «Три звездочки», «Коктебель», «Старейшина», «Дагестанский»).

Качество сырья и степень его очистки нареканий ни у кого из специалистов не вызвали. В норме и опасные вещи: массовая концентрация метилового спирта, допустимое наличие мышьяка, свинца, кадмия и ртути. Нет проблем с крепостью и недоливом. Как и трехлетняя выдержка напитков ни у кого не вызвала сомнений.

По итогам проверки лишь пять брендов коньяка из 47 можно считать по-настоящему качественными. Это французские Hennessy, Courvoisier, Martell, RemyMartin и крымский «Бахчисарай» — этот товар уже получил государственный Знак качества [24].

У нас в стране пока нет ГОСТа на определение природы виноматериала — основы коньяков. А спирт для основы может быть только виноградным. Но никак не картофельным или пшеничным, и тем более техническим спиртом. Но Роскачество предъявило к коньякам повышенные требования. И проверили их по признанной международной методике изотопного анализа. Определив соотношение изотопов углерода, кислорода и водорода (такая методика используется, в том числе, при контроле качества алкоголя, ввозимого из-за рубежа), эксперты определили подделки.

А это 15 коньяков из 47: «Остров Крым», «Бастион», «Легенды Севана», «Русский Крым», Father’s Old Barrel, «Крымский статус», «Аграв», «Три звездочки» (ЗАО «ВКК «Русь»), «Три звездочки» (ООО «ТД «КВС»), «КД» (ООО «Коньячный завод «Арегак»), «Белая Гвардия», коньяк армянский «Поздравительный», «Три Звездочки» (ООО «Винно-коньячный завод «Русский»), «Людовик» и «Арман».

Юридически к производителям этих марок коньяка предъявить нечего. Ведь метод изотопного анализа не включен в наш ГОСТ, значит, юридически эти товары не являются нарушителями.

Недобросовестный производитель может использовать красители и ароматизаторы, чтобы облагородить напиток, если после трехлетней выдержки, у него все равно не получается нужный цвет, вкус и аромат.

Необходимо отметить, что российские законы разрешают производителям «подкрашивать» коньяк натуральными веществами.

Закон допускает использование натурального красителя — сахарного колера, а вот синтетические под запретом. Но синтетических красителей специалисты и не нашли. Зато ароматизаторы обнаружены в пяти коньяках: «Три звездочки» (ЗАО «Вино-коньячный Комбинат «РУСЬ»); армянский коньяк «КД», «Белая Гвардия»; «3 звездочки. Одесский» (ООО «Родник и К»); «Три Звездочки» (ООО «Винно-коньячный завод «Русский»).

Эти же коньяки, а также еще 25 других брендов получили от международных экспертов-дегустаторов из Франции оценку «неудовлетворительно». Эксперты по вкусу поняли, где есть ароматизаторы и использован некачественный коньячный спирт [24].

Роскачество опубликовало рейтинг коньяков по качеству марок в 2018 году, который показал, что удовлетворительные оценки у коньяков в ценовой категории от 479 до 635 рублей:

ѕ «Бастион» — 479 руб./0,5 л.

ѕ «Великая династия» — 491 руб./0,5 л.

ѕ «Французский стандарт» — 516,8 руб./0,5 л.

ѕ «Троекуров» — 580 руб./0,5 л.

ѕ «Армянский Поздравительный» — 635,75 руб./0,5 л.

У четырех коньяков оценка «хорошо». Это:

ѕ «Киновский» — 561 руб./0,5 л.

ѕ «Коктебель» — 638,6 руб./0,5 л.

ѕ «Три звездочки» (ФГУП «Кизлярский коньячный завод») — 650 руб./0,5 л.

ѕ «Остров Крым» — 774,8 руб./0,5 л.

Оценки «отлично» за дегустацию — у шести коньяков — одного российского и пяти французских.

ѕ «Бахчисарай» — 495 руб./0,5 л.

ѕ Martel — 1199 руб./0,5 л.

ѕ Courvoisier — 1299 руб./0,5 л.

ѕ Remy Martin — 1449 руб./0,5 л.

ѕ Hennessy — 1499 руб./0,5 л.

ѕ Camus — 1659,9 руб./0,5 л. [24].

Таким образом, чем дороже коньяк — тем больше шансов, что он окажется отменным на вкус. Самые дешевые коньяки не удовлетворили дегустаторов. К тому же, среди образцов оказалось слишком много так называемого «легального фальсификата» — в составе выявлены спирты не виноградного происхождения. Оценки «хорошо» и «отлично» начинаются при ценнике от 500 рублей за 0,5 л. К французским маркам претензий не возникло ни по качеству, ни по органолептике. Однако, они наиболее дорогие из исследованных образцов — их стоимость свыше 1000 рублей.

Для анализа особенностей проведения экспертизы качества коньяка рассмотрим 3 образца продукции, коньяк «Арарат» 5 звезд производства Ереванского коньячного завода «Арарат», коньяк «Юбилейный» 5 звезд, производства ОАО «Московский винно-коньячный завод «КиН», коньяк «Пять звездочек» производства Ставропольского винно-коньячного завода.

По итогам проведенной экспертизы на наличие необходимой информации, указанной на этикетках продукта, было выявлено, что этикетки всей продукции содержит такие данные:

  • наименование и адрес предприятия-изготовителя;
  • наименование продукта;
  • массы брутто, нетто, тары (в кг или л);
  • номер бочки или другой емкости.
  • документ, в соответствии с которым произведен коньяк.

Наличие данной информации является необходимым, а так как она имеется, то можно считать, что вся продукция маркирована в соответствии с правилами и нормативной документацией, такой как ГОСТ Р 52194-98.

Дизайн этикетки же остается на усмотрение заводов-изготовителей и несет рекламный фирменный стиль фирмы-производителя.

Следующим показателем качества, который рассматривали, был отклонение по объему. В соответствии с ГОСТ 51135-98 отклонение по объему не должно превышать 5%.

Эксперимент проводился в соответствии с ГОСТ 51135-98 «Изделия ликероводочные. Правила приемки и методы анализа» с использованием специальных мерных принадлежностей.

Наличие отклонения по объему рассчитаем по формуле: [22]

О = (mф-mн)/mн*100%, (1)

где О — отклонение;

  • mф — масса фактическая;
  • mн — масса номинальная;

Отклонение по объему обнаружено во всех образцах:

1) Коньяк «Пять звездочек» — 0,5 л недолив;

2) Коньяк «Юбилейный» — 0,05л недолив;

3) Коньяк «Арарат» 5 звезд — 0,05л недолив,

Можно сделать вывод, что и этот исследуемый параметр — «количественная оценка» — соответствует необходимым требованиям и не превышает нормы, заявленной в ГОСТе.

Органолептическая экспертиза включала в себя определение таких параметров качества, как аромат, прозрачность, цвет, типичность, вкус.

Результаты органолептической оценки следующие: образцы коньяк «Юбилейный» 5 звезд, производства «Московский винно-коньячный завод «КиН», коньяк «Пять звездочек» производства Ставропольского винно-коньячного завода, коньяк «Арарат» 5 звезд производства Ереванского коньячного завода «Арарат» соответствуют ГОСТ Р 51618-2000. «Коньяки российские».

Коньяк «Арарат» 5 звезд и коньяк «Юбилейный» соответствуют требованиям ГОСТа, а коньяк «Пять звездочек» имеет не ярко выраженный аромат, присущий коньяку данной категории, посторонние ароматы, что не соответствует заявленному стандарту качества [22].

Все заявленные образцы соответствуют требованиям ГОСТа по показателю прозрачности, нет посторонних включений в виде осадка, нет мутных включений.

Коньяк «Арарат» 5 звезд имеет насыщенно янтарный цвет, что соответствует параметрам ГОСТа.

Коньяк «Юбилейный» имеет золотисто-желтый цвет, что также соответствует требованиям.

Коньяк «Пять звездочек» имеет светло-янтарный цвет с золотистым оттенком.

Коньяк «Арарат» 5 звезд имеет великолепный законченный и сбалансированный вкус с нотками орехов, меда и фиалок. Гармоничное сочетание аромата подлеска ранним утром и сыра, усиленное нотами лесных орехов и кожи, незначительно присутствует медовая нотка.

Коньяк «Юбилейный» сильный, замечательное сочетание экзотических фруктов и специй, с легкими древесными нотами дуба.

Коньяк «Пять звездочек» фруктовые нотки во вкусе с примесью ванили, пресный слегка простоватый вкус.

Итак, каждый образец по всем параметрам набрал следующий бал:

Коньяк «Арарат» 5 звезд — максимально возможный — 4 балла. По мнению экспертов и покупателей, является лучшим из заявленных образцов, спрос на этот коньяк растет, а покупатели все больше и больше доверяют качеству Ереванского коньячного завода «Арарат», выбирая из огромного ассортимента именно его.

Коньяк «Юбилейный» также набрал высокие 4 балла, показал хорошие результаты во вкусе и аромате. Единственным минусом, а может быть и, наоборот, достоинством, как отметила экспертная комиссия, является некая дубоватость и жесткость во вкусе, что характеризует этот напиток как мужской.

Коньяк «Пять звездочек» производства Ставропольского винно-коньячного завода набрал 3 балла, что не дотягивает до звания лучшего. Слабой стороной данного образца является аромат, как отметили эксперты и покупатели. При хорошем насыщенном цвете и приятном не очень сложном вкусе, напиток имеет посторонние спиртуозные ароматы не присущие данному виду алкогольной продукции, а также было отмечено непродолжительное послевкусье, что оставляет момент незаконченности во вкусе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Алкоголь выступает специфическим видом продукции. Данная специфическая продукция пользуется спросом у граждан для потребления, производственные и сбытовые площадки дают рабочие места, продажа алкоголя является источником большой прибыли для федерального бюджета в виде налоговых обложений, акцизов, сборов, но наряду с положительными сторонами, есть и отрицательная. Потребление алкогольной продукции является фактором увеличения уровня смертности, инвалидности, беспризорности итд.

Значимой задачей регулирования государством алкогольного рынка выступает нормализация пропорций между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Факторы, которые обуславливают состав и специфические черты регулирования государством алкогольного рынка , взаимосвязаны с особенностями покупки данных товаров, отрицательными социальными, нравственными последствиями их употребления. Установлены административные, экономические и косвенные методы регулирования рынка алкогольной продукции со стороны государства.

Еще одной важной мерой государственного регулирования рынка алкогольной продукции является контроль алкогольной продукции при перемещении через таможенную границу. Отличительной чертой поставок алкоголя через таможенную границу выступает то, что в отношении данной продукции должны быть уплачены акцизы. НК РФ устанавливает, что акциз- это косвенный налог, который включается в стоимость продукции . Акциз выступает значимым налогом в доходной части федерального бюджета. Он , как уже сказано ранее, входит в стоимость продукции, то есть по факту выплачивается покупателем, и направляется в федеральный бюджет. Акциз уплачивается организациями при проведении операций с отдельно взятыми видами продукции, включая операции при пересечении таможенной границы ЕАЭС. Акциз взимается в обязательном порядке при перемещении алкогольной продукции через таможенную границу в соответствии с Приказом ФТС от 13.02.13 «О взимании акцизов».

В ходе анализа особенностей проведения экспертизы и оценки качества коньяка «5 звездочек» как метода государственного регулирования выявлено, что данная марка коньяка производства Ставропольского винно-коньячного завода набрала 3 балла, что не дотягивает до звания лучшего. Слабой стороной данного образца является аромат, как отметили эксперты и покупатели. При хорошем насыщенном цвете и приятном не очень сложном вкусе, напиток имеет посторонние спиртуозные ароматы не присущие данному виду алкогольной продукции, а также было отмечено непродолжительное послевкусье, что оставляет момент незаконченности во вкусе.

По итогам исследования для совершенствования механизма государственного регулирования рынка алкогольной продукции в России предлагаем следующее:

ѕ Совершенствование порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию

ѕ Усиление ответственности физических лиц за продажу алкогольной продукции, включая ограничение перемещения физическими лицами на территории Российской Федерации немаркированной в соответствии с законодательством Российской Федерации алкогольной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза

ѕ Совершенствование регулирования розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, в части снижения административных барьеров для бизнеса и улучшения предпринимательской среды

ѕ Сближение ставок акцизов на алкогольную продукцию в государствах — членах Евразийского экономического союза

ѕ Совершенствование маркировки алкогольной продукции с целью отслеживания ее движения на всех стадиях нахождения в обороте

ѕ Установление контроля за перевозками этилового спирта железнодорожным, морским и внутренним водным транспортом по территории Российской Федерации

ѕ Установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ѕ Запрет продажи «сухого алкоголя» на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза.

Для более эффективного государственного регулирования рынка коньяка необходимо разработать новую методику определения качества коньяка. После того, как ее одобрит Правительство, алкогольная отрасль сильно поменяется — множество напитков, именуемых сейчас «коньяком», исчезнут совсем. Или же будут переименованы, поскольку просто не имеют право называться коньяком. И потому не могут соседствовать с качественными алкогольными напитками.

рынок алкогольный государственный регулирование

Законодательные материалы

1. Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.10.2018)

2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.10.2018)

3. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.10.2018)

4. Федеральный закон от 21.12.2013 N 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.10.2018)

5. Приказ ФТС РФ от 07.10.2010 N 1849 «Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.12.2010 N 19183) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.10.2018)

6. Приказ ФТС РФ от 29.01.2007 N 106 «Об утверждении формата нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 N 9055) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.10.2018)

7. Приказ ФТС России от 09.03.2006 N 183 (ред. от 27.11.2012) «Об утверждении Инструкции о взаимодействии таможенных органов и действиях должностных лиц таможенных органов по обеспечению организаций акцизными марками для маркировки алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, и контроля за использованием акцизных марок» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.10.2018)

8. Письмо ФТС РФ от 15.03.2006 N 01-06/8177 «Об определении списка таможенных органов, уполномоченных выдавать акцизные марки» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.10.2018)

Учебные пособия, монографии

9. Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 224 c.

10. Горносталь. А.А. Экспертизы товаров при осуществлении таможенного контроля. А.А. Горносталь ПВ сб.: Актуальные проблемы современного науки и образования. — Ростов н/д : МГУТУ. 2014. — С. 145- 155.;

11. Додокин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Додонкин, И.А. Жебелева, В.И. Криштофович. — М.: Издательский центр «Академия», 2015.-211с.

12. Додонкин Ю. В. Управление качеством товаров// Менеджмент качества.-2016, 95с.

13. Захаренко Т.А.Таможенное регулирование перемещения алкогольной продукции через таможенную границу ЕАЭС // учеб.пособие.-М: Юнити-Дана.-2017, 491с.

14. Коноплев, С.П. Управление качеством: Учебное пособие / С.П. Коноплев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 252 c.

Статьи

15. Алегин А.П. Экономические и криминологические проблемы противодействия криминализации сектора алкогольной продукции потребительского рынка// Молодой ученый, 2016.-64с.

16. Грецкая А.С. Контроль в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции// Молодой ученый, 2017.-49с.

17. Грязина Ф.И.Тенденци развития рынка коньяков// Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки», 2017.-48с.

18. Гузий С. В. Государственная политика в сфере регулирования потребления алкогольной продукции в РФ: декларации и реальность // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 2.-43с.

19. Гузий С. В. Совершенствование методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции в России // Материалы Международной научной конференции (декабрь 2009 года).

Сборник научных трудов (выпуск 17).

М.: ФГОУ ВПО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, 2016.-56с.

20. Жук А.А. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в Российской Федерации: на пути к государственной монополии? // Молодой ученый, 2017.-59с.

21. Оселедцева И. В. Легколетучие идентификационные показатели качества коньячной продукции // Плодоводство и виноградарство. № 7. 2016. С. 82-95.

22. Павлова А. Н., Агеева Н. М. Сравнительная оценка качества коньяков различных производителей по составу летучих примесей // Плодоводство и виноградарство. 2016. № 7. С. 96-101.

Электронные ресурсы

23. Официальный сайт Росалкогольрегулирования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fsrar.ru/ (Дата обращения: 15.10.2018)

24. Официальный сайт Роскачество [Электронный ресурс] Режим доступа: https://roskachestvo.gov.ru (Дата обращения: 15.10.2018)