Особенности безработицы в современной России

Содержание скрыть

Безработица

Безработица, обусловлена жёсткими условиями рынка труда, и по сути своей является процессом естественным. Повышение же уровня безработицы – это уже государственная проблема, связанная с несовершенством механизмов регулирования и саморегулирования экономической системы. Актуальность данной темы определяется тем, что проблему безработицы со всеми ее последствиями можно поставить одном ряд с бедностью и социальной нестабильностью, как самые острые проблемы глобального и национального масштабов. Глобальный экономический кризис привел к росту безработицы в мире до исторического максимума – 210 млн. человек.

Безработица, как и вся экономика в целом носит цикличный характер – соответственно до тех пор, пока не будет придумано идеальное средство для предотвращения экономического кризиса, мы постоянно будем сталкиваться с проблемой безработицы. И если экономика свой кризис переживает за 1,5 -2 года, то социальная проблема безработицы ощущается на протяжении 3-5 лет. И стоит она куда более остро, ведь речь идёт о живых людях, которых кривая цикличности экономики выкидывает из привычного русла, оставляя, некоторых, без средств существования.

Кроме экономических, безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия. Безработица приводит к потере людьми уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь за собой деградацию личности. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

Объектом исследования – безработица в современных условиях. Целью работы является рассмотрение теоретических аспектов безработицы, а также рассмотрение особенностей безработицы в Республике Беларусь.

Задачи, поставленные в ходе рассмотрения данной темы:

  • изучить понятие безработицы, рассмотреть ее виды и измерение;
  • рассмотреть причины и последствия безработицы, выявить основные тенденции безработицы в рыночной экономике;
  • проанализировать особенности безработицы в Республике Беларусь, рассмотреть ее динамику и пути ее сокращения.

При изучении использовались следующие методы: монографический, диалектический, статистические методы, сравнительного анализа, расчетно-конструктивный и другие.

5 стр., 2020 слов

Безработица как социально-экономическое явление

... безработицы, как социально-экономического явления; определить виды безработицы; выявить причины, порождающие явление безработицы; рассмотреть последствия безработицы, их влияние на развитие экономики; рассмотреть наиболее актуальные направления борьбы с безработицей; В первой части курсовой работы раскрывается понятие безработицы, определены виды безработицы, причины, порождающие явление ...

1.1Понятие безработицы, ее виды

Безработица

безработными считаются граждане

виды безработицы

по продолжительности существования

по характеру проявления

по степени охвата различных групп населения

по отношению безработных к занятости

по этапу социально–экономического развития страны

по профессионально–образовательному составу безработных

Кроме этого, безработица бывает добровольная (когда люди не хотят работать из–за низкой заработной платы, отдаленности места жительства от места работы и по другим причинам личного порядка, несмотря на наличие свободных рабочих мест) и вынужденная (когда уровень заработной платы выше точки рыночного равновесия, в результате чего возникает разрыв между спросом и предложением труда).

1.2 Типы безработицы. Расчет уровней различных типов безработицы.

следующие типы безработицы

  • Фрикционная безработица

К фрикционным безработным относятся люди:

уволенные

уволившиеся

ожидающие восстановления

нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;

сезонные рабочие

впервые или вновь появившиеся на рынке труда

неиз­бежное,

Уровень фрикционной безработицы

Уровень фрикционной безработицы 1 (1)

Структурная безработица

структуры спроса на продукцию разных отраслей

отраслевой структуры экономики,

Причина существования структурной безработицы — несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная. С одной сторо­ны, увеличение спроса на продукцию отраслей, где он пока низок, может произойти через неопределенно длительный период времени или даже не произойти вовсе, а с другой стороны, найти работу в новых отраслях, поро­жденных научно-техническим прогрессом, без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно.

неизбежное

Уровень структурной безработицы

Уровень структурной безработицы 1 (2)

Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы

Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы 1 (3)

не ускоряющий инфляцию уро­вень безработицы

Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы 2

Рисунок 1 – Экономический рост и экономический цикл

фактический ВВП превышает потенциальный

Величина естественного уровня безработицы с течением времени растет. Если в начале 1960-х гг. она составляла 4% рабочей силы, то в настоящее время 5—6%.

Естественный уровень безработицы, Циклическая безработица

Циклическая безрабо­тица — это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад) в эко­номике, когда фактический ВВП меньше, чем потенциальный. Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный (точка D на рис. 1).

47 стр., 23118 слов

Учет и аудит заработной платы труда

... заработной платы и отчислений с фонда заработной платы;4) исследовать вопросы организации бухгалтерского учета и аудита на предприятии;5) провести аудит операций по заработной плате объекта исследования и выявить направления совершенствования оплаты труда по итогам проведенной проверки. Предмет исследования – учет и аудит заработной платы. ...

В совре­менных условиях существование циклической безработицы может быть обу­словлено как недостаточностью совокупных расходов в экономике (низким совокупным спросом), так и сокращением совокупного предложения.

Фактический уровень безработицы

Фактический уровень безработицы 1 (4)

Поскольку сумма уровней фрикционной и структурной безработицы равна естественному уровню безработицы, то фактический уровень безрабо­тицы (Фактический уровень безработицы 2 ) равен сумме естественного уровня безработицы и уровня циклической безработицы:

Фактический уровень безработицы 3 (5)

положительной величиной (и цикл

выше ее естественного уровня и наблюдается неполная занятость ресурсов,

отрицательной величиной (и цикл

уровень безработицы меньше ее естественного уровня и имеет место сверхзанятость ресурсов.

2.1. Подходы к объяснению безработицы. Причины безработицы

подходы к объяснению этого явления

Основными же причинами

Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице.

Устойчивость (жесткость) заработной платы порождает «безработицу ожидания».

«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными потому, что при жестком уровне заработной платы (W/P 1 ) предложение труда L2 превосходит спрос на труд L1 и люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.

Устойчивость жесткость заработной платы порождает безработицу ожидания  1

Рисунок 2 – Безработица ожидания

«Застывание» рынка труда в неравновесном состоянии связано с:

1) законодательным установлением минимума заработной платы, которое ограничивает ее свободные колебания. Ограничивающее воздействие минимума заработной платы оказывается тем более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категорий занятых равновесная ставка заработной платы ниже законодательно установленного минимума;

2) фиксацией уровня заработной штаты в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях;

3) незаинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из–за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.

4 стр., 1672 слов

Скрытая безработица в России: сущность, динамика и перспективы

... Добровольная безработица - это безработица связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо ... выявить перспективы; рассмотреть пути государственного регулирования скрытой безработицы в России. Объектом исследования является скрытая безработица. Теоретическую основу данной работы составляют труды ...

К причинам, обусловливающим жесткость заработной платы и рост безработицы, относятся дополнительные издержки труда и налоги на труд. Когда предприятие нанимает работника, в дополнение к заработной плате ему приходится нести множество связанных с этим затрат: оплачивать отпуск, медицинское обслуживание, иногда жилье. Кроме того, предприятия платят налог на заработную плату, исчисляемый как определенный процент от ее общего объема. Дополнительные издержки и налоги на труд являются антистимулом при найме дополнительных рабочих и препятствием к снижению заработной платы.

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную мак­роэкономическую проблему. Безработица оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на людей. Вместе с тем в отличие от инфляции, кото­рая затрагивает всех, безработица является проблемой индивидуальной.

2.2 Экономические и неэкономические последствия безработицы. Влияние безработицы на ВВП

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработи­цы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы

индивидуальном уровне

уровне общества

роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов.

Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя

причину разработки и проведения им политики Нового курса для выхода из

Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждым четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революции отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности;

  • роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности;

— потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квали­фикации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их при­менить, а следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы

индивидуальном уровне

в потере дохода или части дохода в настоящем;

  • в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей ква­лификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэто­му уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

уровне общества

Экономические последствия безработицы 1 (6)

Зависимость между отклонением

Зависимость между отклонением 1

где u – фактический уровень безработицы, u * — естественный уровень безработицы, (Зависимость между отклонением 2) – уровень циклической безработицы, Зависимость между отклонением 3— коэффициент Оукена (Зависимость между отклонением 4>1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.

коэффициент чувствительности

Зависимость между отклонением 5

коэффициентом чувствительно­сти

Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов [14, c.213]. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административ­ных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись «тунеядцами»).

Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в «скрытой» форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

Отличительной особенностью рыночной экономики

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие — с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой — ухудшится ее качество.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление — превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.

полная занятость

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых — изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

3.1 Особенности безработицы в РБ. Динамика численности безработных.

Реформирование экономики Республики Беларусь со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5%, то ситуация на рынке труда не является напряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальна ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им больше всего подходит.

одной из основных экономических функций государства

Рассмотрим динамику численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в Республике Беларусь (таблица 1) [16].

Таблица 1 – Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Численность безработных, тыс. человек

131,0

95,8

67,9

52,0

44,1

37,3

40,3

из них:

Мужчины

46,7

37,6

21,1

17,7

15,2

14,7

17,3

Женщины

84,3

58,2

46,8

34,3

28,9

22,6

23,0

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

2,9

2,1

1,5

1,2

1,0

0,8

0,9

Таким образом, официальная статистика показывает снижение уровня безработицы из года в год. Снижение уровня безработицы в 2009 г. по сравнению с 1995г. составило 70 %.

Статистический портрет белорусского безработного таков: это преимущественно женщины, хотя их доля в общем числе снизилась с 64 % в 1995 г. до 57% в 2009 г.; молодежь – около 60% не занятых, со средним или высшим образованием.

Сегодня в Беларуси право на пособие имеют безработные, не получающие иных доходов. Оно выплачивается со дня обращения в службу занятости до трудоустройства. За первые 13 календарных недель от 100 до 70%, за последующий такой же срок — от 70 до 50% средней зарплаты на последнем месте работы, но не ниже ее минимального уровня и не выше ее 2-кратной величины.

На конец 2009 г. занятое население составляло примерно 99,1% от экономически активного, из них мужчины 47 %, женщины – 52,1%. В отраслевом разрезе оно распределялось таким образом (рис. 3) [16].

 особенности безработицы в рб динамика численности безработных  1

Рисунок 3 – Занятое население Республики Беларусь

в отраслевом разрезе

ряд причин

1. Рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих мест, с другой стороны, значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.

2. По-прежнему существуют административные и правовые ограничения на миграцию рабочей силы (институт прописки).

3. Отсутствует реальный рынок доступного жилья, что также сдерживает территориальное перераспределение трудовых ресурсов.

4. Экономика все еще остается высоко монополизованной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.

безработица в Беларуси

скрытая безработица

Когда в конце 2008 г. в стране проявились последствия мирового финансово-экономического кризиса, руководство страны запретило работодателям увольнять работников. В результате работодатели вынуждены задействовать работников в режиме неполной занятости или отправлять в отпуска. Самая плачевная ситуация в этом плане наблюдалась в организациях, подведомственных Министерству промышленности РБ. У большинства предприятий нет инновационных технологий, отсутствуют инвесторы, готовые поднять уровень производства. Поэтому, по мере развития кризиса, уровень безработицы в промышленности только увеличивался.

увеличение пособия по безработице

Что касается этого года

Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре 2010 г. было принято на работу 668,7 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 46,8 тыс., уволено по различным причинам 660,9 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,7% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

В январе-сентябре текущего года 141,3 тыс. работников организаций (4,1% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-сентябре 2009 г. – 8,8%).

В сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 10,1% и составила 10,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% и составила 7,6 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в сентябре 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 4,3 тыс. человек, или 56,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

Общее количество неотработанного времени в январе-сентябре 2010 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (в январе-сентябре 2009 г. – 4,2 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 7,5 тыс. человек (в январе-сентябре 2009 г. – 22 тыс. человек).

Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 80,9%, в том числе на предприятия машиностроения и металлообработки – 41,8%, легкой промышленности – 20,2%; на строительные организации – 9,5%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в промышленности 6,1 тыс. человек, в строительстве – 0,7 тыс. человек.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2010 г. составила 35,2 тыс. человек, что на 15,1% меньше, чем в октябре 2009 г. и на 2,2% меньше, чем в сентябре текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября текущего года составил 0,7% от экономически активного населения (на конец октября 2009 г. – 0,9%) [16].

Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице:

Таблица 2 – Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску

Численность безработных на конец октября 2010 г.

Октябрь 2010 г., тыс.человек

Уровень безрабо-тицы на конец октября 2010г., %

тыс. чел.

в % к

зарегистри-ровано безработных

трудо-устроено безаботных

октябрю 2009 г.

сентябрю 2010 г.

Республика Беларусь

Области:

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

г. Минск

Минская

Могилевская

35,2

6,0

5,7

6,2

4,5

3,6

5,0

4,2

84,9

88,5

90,9

88,3

79,9

76,1

85,9

80,7

97,8

97,4

100,7

96,5

99,8

95,1

98,9

95,8

16,9

2,8

2,7

2,9

2,2

1,2

2,6

2,5

11,8

2,1

1,9

2,0

1,5

0,6

1,9

1,8

0,7

0,9

1,0

0,9

0,9

0,3

0,7

0,9

В январе-октябре 2010 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. человек, или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-октябре текущего года 175,3 тыс. человек, в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных.

На оплачиваемые общественные работы в январе-октябре 2010 г. было привлечено 86,7 тыс. человек, из них 43 тыс. безработных, или 49,6% от числа привлеченных.

Среди безработных женщины составляли 53%, сельские жители – 22,3%, лица в возрасте до 30 лет – 42,4%.

В общей численности безработных уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон составляли 32%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины – 4,3%, высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности – 2,8%, лица, длительно неработающие (более года) – 16,2%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 4,9% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования – 3,5%.

На конец октября 2010 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,6 безработных (на конец октября 2009 г. – 1,1 безработных).

Из общего числа вакансий 80,3% предназначены для трудоустройства рабочих[16].

3.2 Политика государства в отношении безработицы

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости .

Функция социальной политики

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные [6, c. 79].

Активные меры по сокращению

  • кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;
  • организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают организацию системы образования и производственно–технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству;
  • регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;
  • расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;
  • осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;
  • создание рабочих мест для молодежи;
  • субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;
  • инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей;
  • меры по сокращению предложения на рынке труда;
  • стимулирование самостоятельной занятости населения;
  • содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости

основной целью

Главными приоритетами политики занятости

Исходя из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления совершенствования трудовых отношений и занятости населения [2]:

  • создание новых рабочих мест с учетом реализации мероприятий ежегодной программы занятости;
  • повышение эффективности занятости и формирование ее постиндустриальной структуры;
  • достижение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда по профессионально-квалификационным признакам и регионам;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту внутреннего рынка труда;
  • стимулирование развития самозанятости населения, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;
  • содействие профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении профессионального образования до начала ее трудовой деятельности;
  • улучшение качества рабочей среды, включая условия труда и технику безопасности, повышение уровня заработной платы и эффективное использование рабочего времени;
  • усиление социальной защиты населения от безработицы, смягчение и минимизация ее негативных социально-экономических последствий.

В 2006 – 2010 годах программа действий на рынке труда предусматривает реализацию системы мер, направленных на постепенную ликвидацию вынужденной неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Важным направлением является повышение конкурентоспособности рабочей силы и сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда.

необходимы следующие меры

  • оптимизация кадрового персонала на основе модернизации и обновления рабочих мест, внедрения ресурсосберегающих технологий;
  • проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей расширение занятости в сфере малого бизнеса;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе восстановление внутрипроизводственного обучения;
  • координация потребности в работниках с объемами и структурой подготовки кадров в системе профессионального образования, увеличение масштабов обучения рабочим профессиям, востребованным на рынке труда;
  • развитие системы социального планирования, выработка механизмов социально ответственной реструктуризации производства и трудоустройства высвобождаемых работников;
  • разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах с градообразующими предприятиями и критической ситуацией на рынке труда;
  • внедрение страховых принципов социальной защиты работников от безработицы;
  • обеспечение возможности для граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами государственной службы занятости для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Стратегия обеспечения стабильности социально-трудовой сферы требует принятия мер, направленных на повышение эффективности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, создание действенного механизма экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в улучшении условий и безопасности труда, совершенствование механизма защиты трудовых прав граждан.

И если мы говорим о безработице как о социальной проблеме, то стоит выделить те шаги, которые необходимо принять со стороны социума для её преодоления. Первое, это поддержка обществом каждого своего члена — не дать тому прозябать. А на время безработицы предлагать варианты участия в общественных организациях и занятости в общественно полезном деле.

Второе, попытаться снизить у людей чувства страха перед потерей рабочего места. Пояснить, что держаться за экономически невыгодную работу – это только затягивать процесс выхода из кризиса и убивать себя, как общественно полезного специалиста. Третье, службы социальной занятости должны начать интенсивнее способствовать трудоустройству граждан и их переквалификации.

Каждый, кто стал безработным должен осознавать, что это не более чем временная ситуация. И что это его шанс изменить жизнь к лучшему – поменять профессию, обучится новым навыкам или поднять свою квалификацию.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Безработица — это неполное использование трудовых ресурсов (и капитала), в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. В состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные. Безработица принимает разные формы в зависимости от причин, вызывающих ее. Фрикционная безработица возникает вследствие того, что определенная часть рабочей силы находится в состоянии смены работы, места жительства, поиска работы после окончания учебы, незанятости по причине рождения ребенка, ухода за больными родственниками и т. п. Структурная безработица является следствием изменения в структуре спроса на труд, которое вызывает несоответствие между спросом работников определенной квалификации в данном районе и предложением их или расхождение между предложением рабочих и спросом на них по регионам. В отличие от этих двух форм, составляющих уровень естественной безработицы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов в экономике, т. е. фазами спада и депрессии делового цикла.

2. Безработица возникает по разным причинам, в зависимости от которых ее можно разделить на несколько групп: вызванную избытком народонаселения; обусловленную ростом органического строения капитала; связанную с нежеланием работать за низкую заработную плату; обусловленную недостаточностью совокупного спроса. Основными причинами безработицы являются: увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице и жесткость заработной платы. Рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются методом, предложенным А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3%. Фактический ВВП, достигаемый при естественном уровне, называется потенциальным, что свидетельствует о производственных возможностях экономики. Безработица порождает не только экономические потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические и даже политические издержки. От безработицы страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды миллионов людей, растут показатели таких явлений «социальной патологии», как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и т. п. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики.

4. В Республике Беларусь в 2009 – 2010 гг. уровень безработицы держится на уровне 0,8 – 1 %. Но специалисты говорят о скрытой безработице в Республике Беларусь. И уровень скрытой безработицы довольно высок. Объясняется это тем, что уровень безработицы в нашей стране официально оценивается исходя из числа обратившихся в службы занятости и зарегистрировавшихся. В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Многих не устраивает размер пособия по безработице. От этого шага удерживает и то, что их могут обязать трудиться на общественных работах не менее 22 рабочих дней. К тому же в период мирового кризиса работодатели вынуждены были задействовать работников в режиме неполной занятости или отправлять в отпуска. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного процента.

5. Существуют разные способы борьбы с безработицей. Руководством страны разработан ряд мер по улучшению ситуации с занятостью населения. Можно использовать политику стимулирования инвестиций, особенно в малый и средний бизнес, можно увеличить государственные расходы или содействовать росту потребительских расходов. Однако все эти шаги принесут пользу лишь при снижении безработицы до уровня естественной нормы. Дальнейшее увеличение занятости обернется сначала ростом уровня цен, а затем возвращением безработицы к уровню естественной безработицы, т. е. стагфляции. Впоследствии ухудшатся и макроэкономические показатели, что сведет на нет все усилия по борьбе с безработицей. Поэтому государственная политика в области занятости должна строиться, прежде всего, на учете типа безработицы, а также на принятии мер по борьбе лишь с циклической безработицей, которые, в свою очередь, не должны провоцировать ускорение инфляции.

1. Закон Республики Беларусь «О занятости населения в Республике Беларусь».

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1475 «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2015 годы»

3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.

4. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. учебное пособие – Мн.: ИНФРА-М, 2004. – с. 190

5. Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. Учебное пособие. — М.: МЭСИ, 2003 г. – с. 267

6. Головачев А.С. Макроэкономика.2-е стер. изд. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005 г. – с. 256

7. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002 г. — с. 472

8. Лученок А.И., Шулейко О.Л., Румянцева О.И., Маркусенко М.В. Проблемы макроэкономического регулирования. – Мн.: Право и экономика – 2005 г. – с. 178

9. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.

10. Носова С.С. Экономическая теория: уч. для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2000. – 520 с.

11. Плотницкий М.И. Микроэкономика и макроэкономика – Мн.: Мисанта,2007 г. – с. 272

12. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории – Мн.: Интерпрессервис, Мисанта, 2003 г. – с. 496

13. Семенихина В.А. Экономическая теория: макроэкономика: Учеб. пособие. – Новосибирск: НГАСУ, 2003 г. — 136 с.

14. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, учебная программа. — М.: МЭСИ, 2005 г. – с. 290

15. Яллай В.А Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003 г. – с. 104

16. Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Минск, 2010. — Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 19.09.2010.