Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки и подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям. Способность к нововведениям выступает как требование нашего времени, является общим. В современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям.
В настоящее время необходимость преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.
Развитие организаций происходит путем освоения разнообразных инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности организации. Следует отметить, что любые достаточно серьезные инновации в одной сфере деятельности организации, как правило, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента.
Инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Они могут быть известны и использоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они еще не освоены, их внедрение является новым делом и может привести к немалым трудностям. Организации обладают различной восприимчивостью к инновациям. Их инновационный потенциал существенно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессионально- квалификационного состава, промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной деятельности и других факторов.
Инновация — элементарная составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Но она является равным образом сочетанием рациональности и иррациональности. Творчество служит двигателем инновации, оно является «первичным ресурсом» предпринимательства при рыночной экономике.
Следовательно, выбранная тема курсовой работы имеет высокую степень актуальности.
Целью данной работы является теоретическое обоснование инновационной деятельности, и последующий анализ ее эффективности. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- Понятие инноваций и их роль в развитии организации
- Анализ инновационной деятельности
- Рекомендации по внедрению инноваций в производство.
Предметом в данной работе являются нововведения в организациях, то есть целенаправленные изменения в функционировании предприятия как системы. А объектом являются продукция (виды, качество), материалы, средства производства, технологические процессы и т.д.
Организация инновационного процесса
... на выпуск более прогрессивной инновационной продукции. коммерциализация инновация стратегия 2.Бизнес-процессы коммерциализации результатов исследований и разработок .1 Организация инновационного процесса Европейский подход к ... рыночных НИС, почти все основные риски инновационной деятельности берут на себя сами субъекты инновационной деятельности. Они рискуют собственным благополучием, а иногда ...
Работа состоит из введения трех частей и заключения. В первой части курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты инновационной деятельности предприятия, раскрывается понятие «инновация» и «инновационная деятельность», рассматриваются виды инноваций и состав инновационной деятельности. Вторая часть работы посвящена анализу эффективности инновационной деятельности предприятия на примере ООО «Радуга». Третья – рекомендации по внедрению инноваций в производство.
В работе использована отечественная и переводная литература, а также источники электронной информации (интернет-источники).
Нововведение – это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рычагов и форм организации производства и управления. Понятие «инновация» идентично понятию «нововведение». Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и приносящего прибыль [14, С.163].
Также под инновацией (англ. «innovation» — нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления [5, С. 193].
Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появления новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам1 . Опыт свидетельствует, что разрешение экономических противоречий посредством отрицания устаревших форм и методов хозяйствования, формирования и утверждения новых – одно из проявлений инновационной деятельности общества. Инновация – это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.
Виды, классификация инноваций. Инновационная деятельность
... же нововведения в их использовании). Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В ...
Таким образом, непременными свойствами инновации является их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1.По степени новизны:
- радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
- улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
- модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2.По объекту применения:
- продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
- технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
- процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
- комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
3.По масштабам применения:
- отраслевые;
- межотраслевые;
- региональные;
- в рамках предприятия (фирмы).
4.По причинам возникновения:
- реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
- стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающих характер с целю получения конкурентных преимуществ в перспективе.
5.По эффективности:
- экономическая;
- социальная;
- экологическая;
- интегральная [5, С.194-195]
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и практическое использование (доведение до потребителя) новых или усовершенствованных видов продукции, технологий, услуг или организационных решений административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающих экономический, социальный или иной эффект. К инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.
Инновационная деятельность — опосредующее звено между собственно наукой и производственной сферой, это своеобразная производительная сила, осуществляющая интеграцию науки и производства, реализующая технико-экономические потребности экономических агентов посредством использования научной продукции или услуг. Инновационная деятельность включает:
- выявление проблем предприятия;
- осуществление инновационного процесса;
- организацию инновационной деятельности.[17]
В условиях рыночной экономики осуществление инновационной деятельности опосредуется коммерческой целесообразностью.
Структура и закономерности инновационного процесса
... НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач. инновационный процесс Список литературы 1.Инновационный менеджмент/под ред. С.Ю.Ягудин. ...
Период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом. В зависимости от ряда факторов предприятие может осуществлять полный инновационный цикл:
- фундаментальные исследования;
- поисковые исследования;
- прикладные научно- исследовательские работы (НИР);
- опытно-конструкторские работы (ОКР);
- промышленное освоение;
- производство;
— сбыт,
а может осуществлять только какую-либо часть инновационного цикла.
Инновационный процесс – это совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций. Отметим, что инновационный процесс осуществляется путем перехода из одного качественного состояния в другое – от фундаментальных исследований к производству новой продукции, что характеризуется линией жизненного цикла (ЖЦ) инноваций и масштабом их распространения.
Необходимо различать также понятия «новшества» и «инновации». Под новшеством понимается оформленный результат исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности, связанный с повышением ее эффективности, а инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического и других видов эффекта. Новшество – это предмет инновации, они имеют различный жизненный цикл. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение инновационным лагом. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.
Рынок инноваций – это совокупность инновационных продуктов и процессов, продавцов и покупателей, приобретающих научно-техническую, наукоемкую продукцию. Основным товаром на рынке инноваций является научный и научно-технический результат. Рынок инноваций формируют научные организации, научно-исследовательские организации, вузы, временные творческие коллективы, самостоятельные лаборатории, новаторы и др. [14, С. 164]