Масштабная трудовая миграция молодежи России за границу является одним из признаков социально-экономических преобразований в государстве. Наиболее активным в этом плане западный и южный регион. Социальные последствия (трансформация семейных отношений, упадок небольших населенных пунктов) cтановятся все ощутимее не только на локальном, но и на общегосударственном уровне.
Вклад в исследование теории и практики международной трудовой миграции сделали В. Евтух, Е. Либанова. А. Малиновская, А. Позняк, И. Прибыткова, В. Садовая, О. Хомра, М. Шульга и др. Среди зарубежных исследоников отметим таких, как П. Бурдье, Т. Заславская, Ж. Зайончковская, Л. Рыбаковский, Д. Тернер, А. Ягельський и др. Работы этих и других исследователей освещают широкий спектр составляющих миграционной проблематики — от мотивационных факторов миграций населения к государственному управлению этими процессами. Несмотря на существенный вклад перечисленных ученых в изучение проблем и особенностей внешней трудовой миграции населения России, недостаточно исследованными остаются отдельные ее аспекты и новые проблемы, связанные с влиянием мирового экономического кризиса.
Актуальность миграция молодежь социальный
Объект исследования настоящей работы: Предмет исследования:
Цели работы: Цель данной статьи состоит в анализе миграционных процессов в России, исследовании социально-экономических последствий миграции молодежи и использовании инструментов политики по регулированию миграционной активности молодежи в России.
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Проблема миграции молодежи: сущность, причины, пути преодоления
В современном мире проблема миграции молодежи является актуальной. От уровня миграционной активности населения зависит социальная стабильность государства и благосостояние его населения.
В научной литературе под миграцией понимается «сложный социально-демографический процесс территориального перемещения населения, связанный с изменением места (населенного пункта) постоянного проживания, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения» [8; 185].
Молодежь наиболее активная часть населения, обладающая высоким трудовым и репродуктивным потенциалом. К молодежи в демографической статистике принято относить трудоспособное население в возрасте от 15 до 29 лет включительно. Нижний возрастной порог определяется достижением возраста трудового совершеннолетия. Верхний же порог характеризуется достижением трудовой и социальной стабильности. Ее признаками являются экономическая самостоятельность, приобретение профессии, завершение периода производственной адаптации, обучения, рождение и воспитание детей. Характерными чертами молодежи являются наиболее продолжительный период трудовой деятельности, высокий показатель физического здоровья, которые компенсируют недостаток профессионального опыта. Успешная, талантливая, активная молодежь является потенциалом для формирования будущего любого региона страны [1; 4-5]. Масштабы, интенсивность, новые направления и формы миграционной мобильности населения актуализируют необходимость изучения ближайших и долговременных последствий влияния миграций на характер и содержание социально-экономических процессов как в «принимающих» так и отдающих сообществах и территориях [5; 254-255].
Влияние миграции на экономику России
... населения в данную страну из-за ее пределов. В зависимости от времени пребывания на территории другой страны выделяют следующие виды трудовой миграции: внутреннюю - т.е. перемещение в пределах страны, например, между её регионами, ... в реальной действительности строгих границ между видами миграции не существует. Помимо вышеперечисленных видов существует миграционный поток вынужденных мигрантов ...
Процесс миграции неоднозначен. Для полного понимания проблемы нужно анализировать ситуацию принимающих и отдающих регионов. На принимающие регионы миграция может оказывать положительное воздействие: приток большого количества рабочей силы в отрасли с низкой оплатой труда; частичная экономия на образовании квалифицированных кадров; экономическое развитие малонаселенных территорий за счет мигрантов. Отдающие регионы страны в результате миграции могут снизить уровень безработицы, тем самым увеличить уровень жизни населения. В это же время, по мнению многих специалистов, миграционные движения имеют большое количество отрицательных последствий в виде снижения демографического потенциала, потери высококвалифицированных кадров. Отток молодых людей с высшим образованием может сказаться на культурном развитии региона [7; 81-82]. В связи с этим последствия миграции молодежи неоднозначны. При резком перемещении больших групп населения могут возникнуть негативные тенденции в сфере занятости и экономического развития региональной экономики, обнищание народонаселения одних регионов и перенаселение других.
В Иркутской области, по данным Комитета статистики, [3; 21] на конец 2013 г. доля прибывших молодых людей была равна 28007 чел., число выбывших составило 31036 чел. Миграционная убыль на конец 2013 г. была равна 3029 чел. Самое большое число по трем данным показателям пришлось на молодых людей в возрастной группе от 25 до 29 лет. В этом возрасте люди заканчивают профессиональное обучение, начинают работать, добиваться карьерного роста. Показатели внутрирегиональной миграции в 2013 г.: число прибывших и убывших составило 17648 чел. Доля прибывших молодых людей равна 9105 чел., выбывших — 13067 чел. Миграционная убыль, по данному критерию составила — 3962 чел. [3;23]. Миграционная убыль молодежи в 2013 г. составила 3029 чел., что превышает показатели предыдущих лет. Большая часть молодежи выбыла по семейным причинам (44,3%), а также в связи с работой (17,9%), учебой (12,9%), вернулась к прежнему месту жительства (5,2%), по другим причинам (14,8%), не указала причину 4,9 % [3;53]. Прибывают молодые люди в регион по тем же причинам.
Миграционные движения молодого населения в Иркутской области показывают, что миграция оказывает влияние не только на численность населения, но также на его качественный, трудовой, интеллектуальный состав. По данным статистики, трудоспособные мигранты, выезжающие за пределы области, имеют более высокий уровень образования по сравнению с прибывшими в регион. Вследствие миграции Иркутская область постепенно теряет часть интеллектуального потенциала. Так, например, в 2000 г. миграционная убыль населения составила около 4% общих потерь, в 2007 г. — 92%, а в 2008 г. миграция стала единственной причиной потерь населения. Убыль в результате смены места жительства оказалась выше естественного прироста на 2 тыс. чел. Более половины всех миграционных перемещений приходится на внутриобластную миграцию. Из всей территории области положительное сальдо миграции в 2008 г. наблюдалось в трех городах: Иркутске, Зиме, Шелехове и в десяти районах.
Влияние миграции на развитие рынка труда города Саратова
... На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на ... области миграции, рынка труда, экономики и демографии в целом выделяются работы ... многими другими. Цель дипломной работы, Объектом исследования, Предмет ... о роли миграции в движении населения и трудовых ... укрепление государственной безопасности страны и создание условий ...
По числу выехавшего населения лидируют северные территории Иркутской области. Миграционная убыль показала там большие масштабы, чем в целом по области (на 1000 жителей — 7,9 против — 1,7).
Наибольший отток происходит из Мамско-Чуйского, Усть-Кутского районов, муниципального образования города Бодайбо и района. В сельской местности данный процесс выражен еще сильнее. В Мамско-Чуйском районе имеется высокая необходимость переселения населения. При развитой инфраструктуре продолжается отток населения в Якутию и Бодайбинский район по причине отсутствия работы. Численность населения района сократилась с 22 тыс. в 1970-х гг. до 6,1 тыс. в настоящее время [2; 42-44]. Переселение с данных территорий обусловлено экономическим положением этих местностей, затянувшимся кризисом на некоторых предприятиях, проблематичностью и затягиванием освоения разведанных месторождений полезных ископаемых. Развитие добывающих производств в этих удаленных районах, при отсутствии развитой инфраструктуры, требует вложения немалых средств, что при напряженности бюджетов всех уровней невозможно без привлечения иностранных инвесторов.
Общероссийские тенденции характеризуются тем, что вектор миграции молодежи из разных регионов страны направлен преимущественно в европейскую часть с более высокими доходами (регионы Центрального федерального округа, в основном Московская область и г. Москва, г. Санкт-Петербург), Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ. По данным Росстата на 2013 г. [6] численность прибывшего населения в Центральный федеральный округ составила более 1 млн. 100 тыс. чел., в другие федеральные округа несколько меньше. Общее число прибывших из других регионов страны в центральную часть и близь расположенные федеральные округа составило 1912584 чел. По данным статистики, большее число убывающего населения, прежде всего молодежи, наблюдается в районах Крайнего Севера и местностях, приравненным к ним.
Причинами повышения мобильности миграционных ресурсов становятся проблемы безработицы и сложности трудоустройства, стремление улучшить материальное положение, жилищно-бытовые условия, поиски перспектив служебного и карьерного роста, стремление эффективно и рационально проводить свой досуг. Данные проблемы особенно касаются территории Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Эти затруднения связаны с неравномерным социально-экономическим развитием регионов, отсутствием удовлетворительной институциональной и социальной инфраструктуры, низкой эффективностью официальных каналов трудоустройства и другими факторами [4; 57]. В настоящее время во многих регионах страны слабо развито или отсутствует производство. Люди не имеют возможности в полной степени реализовать свои трудовые потребности.
Ценности и ценностные ориентации современной молодежи
... молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и ...
Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в России, необходимо регулировать миграционные потоки внутри страны и ее регионах. Вчерашним выпускникам в современных условиях проблематично трудоустроиться, т.к. работодатель требует наличия опыта и стажа. Следовательно, стоит пересмотреть требования к выпускникам учебных заведений и изыскивать способы содействия в профессиональной социализации молодежи. Не менее важным фактором минимизации оттока молодежи является содействие в решении жилищных проблем. Актуальна реализация проектов, в рамках которых были бы предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей. Данная политика позволила бы сбалансировать миграционные движения молодежи. Очевидно, что Иркутская область на современном этапе проявляет тенденции нарастания миграционной убыли населения, что требует серьезных решений в социальной и молодежной политике региона.
1.2 Основные причины миграции молодежи в России
В структуре рабочей силы Украины сформировался многомиллионный контингент лиц, для которых трудовая миграция является основным видом занятости и первостепенным источником доходов. Поэтому решение этой проблемы имеет большое общественно-политическое и социальное значение. Трудовая миграция молодежи влияет на демографическую, социальную и экономическую ситуацию в Украине. Главными причинами, которые заставляют украинскую молодежь покидать свои жилища в поисках лучшей жизни, являются экономические основы. Это, в частности, низкий уровень заработной платы, значительные масштабы безработицы, нестабильность развития украинской экономики. По данным исследования «Внешняя трудовая миграция населения Украины», основной причиной выезда за границу 6 из 10 мигрантов является низкий уровень оплаты за соответствующую работу в Украине.
Эксперты называют разные цифры украинском, выбывших за границу с целью трудоустройства: они колеблются в пределах от 1,5 до 7 млн. Человек, что составляет от 3,1 до 15,1% численности всего населения Украины (по состоянию на 1 января 2012 г.), и до 34,1% экономически активного населения Украины трудоспособного возраста. Согласно данным исследования «Внешняя трудовая миграция населения Украины», с начала 2005 гг. До 1 июня 2012 за рубежом работали 1500000. Жителей Украины, из которых почти 1300000. Находились вне государства с целью трудовой деятельности. Лица, принимавшие участие в трудовых миграции в течение последних 3,5 года, составляют около 5,1% населения Украины трудоспособного возраста, а за последние 1,5 года — 4,4%. Почти половина всех трудовых украинских мигрантов находится в странах Европейского Союза. Подавляющее большинство из них — в Италии (13,4%), Чехии (12,8%), Польши (7,4%), Испании (3,9%) и Португалии (3%) [10, с.12,49,182]. Такое распределение трудовых мигрантов объясняется, в частности, стремлением найти более оплачиваемую работу в странах с родственной ментальностью и религией.
Особого внимания заслуживает вопрос возвращения трудовых мигрантов в Украину. Мировой экономический кризис существенно повлиял на международную трудовую миграцию: происходит освобождение работников, ухудшаются условия труда, сокращается заработная плата. Эксперты прогнозировали, что в ближайшее время из-за финансового кризиса из-за границы вернется около 200 тыс. Украинских мигрантов. По разным оценкам, более 80% мигрантов намерены вернуться домой (в частности, среди женщин, которые оставили в Украине детей, — 60%).
«Влияние миграции на структуру трудового потенциала Самарской ...
... 317-328. Ионцев В.А. Международная миграция и демографическое развитие в России // Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ... миграции после распада СССР. Приводятся всевозможные причины миграции, дается оценка последствиям миграции, как на самих мигрантов, так и ... значительное место в указанных работах отведено исследованию влияния миграции на демографическое развитие страны. ...
Около 70% работников имеют в Украине семью и поддерживают контакты с родственниками на родине. 90% мигрантов считают, что их будущее — в Украине, а затем пытаются приобрести квартиры, оплатить учебу детей или даже открыть собственный бизнес [7, с.10]. Однако, несмотря на сложности, с которыми сталкиваются трудовые мигранты в, массового возвращения домой не наблюдается. А те, кто возвращается, сталкиваются с проблемами, связанными прежде всего с нахождением работы, а также повторной адаптацией.
Экономические и социальные последствия эмиграции молодежи из Украины имеют свои положительные и отрицательные стороны. К положительным можно отнести: дополнительное направление в экономику Украины значительных финансовых потоков; снижение напряжения на украинском рынке труда и уменьшение зарегистрированного и скрытой безработицы; расширение возможностей занятости для экономически активного населения Украины. Отрицательные стороны, сопровождающие процессы трудовой миграции молодежи, сейчас превалируют над положительными. Среди них: отток части молодых людей на работу за границу, что приводит к отрицательным демографическим последствиям для Украины. Согласно данным международного правозащитного центра «Ла Страда — Украина», родители готовы надолго расстаться со своими детьми ради их же благополучия [3, с.5]. Миграционный образ жизни приводит к разрушению украинских молодых семей — еще никогда в Украине так остро не стояла проблема социального сиротства, а сегодня более 200 тыс. Детей современных украинских «гастарбайтеров» лишены родительской опеки. Социологическое экспертный опрос, проведенный в феврале 2009 г. Также 572 респондентов (40% мужчин и 60% женщин), показывает, что 54,55% опрошенных оставляли детей в Украине, когда сами ехали на заработки за границу, в том числе 32,05% — детей в возрасте 1-3 лет; 20,51% — в возрасте 7-12 лет; 21,79% — детей, им 13-15 лет; 11,54% — молодежи, которой 16-18 лет жизни.
Из этого следует еще одна не менее важная проблема сегодня — на кого оставлены эти дети, кто воспитывает их, кто заботится об их эмоциональные потребности? Мигранты дали ответ: «в семейном кругу моей семьи» — 56,41%; «У моих родителей» — 26,92%; «У родителей мужа (жены)» — 12,82%; «Самостоятельно» — 3,85%. Итак, практически половина детей не получает должного ухода со стороны родителей, так воспитывают их бабушки-дедушки или они под опекой других родственников. А 3,85% детей сами могут решать, как им жить и как себя вести. Это трагические цифры, потому что сегодняшняя молодежь — это будущее. Какой она будет и как устраивать свою жизнь — в первую очередь зависит от родителей [9, с.101].
Несмотря на мировой экономический кризис и связанные с ней риски, количество украинском, которые намерены трудоустроиться за рубежом, остается значительной. Анализ имеющихся намерений населения показал, что во II полугодии 2012 планировали выехать за границу 1710,1 тыс. Человек, или 5,9% населения трудоспособного возраста, из них почти каждый четвертый планировал поездку с намерением трудоустройства впервые или возвращения на работу [9, с.259]. Среди студентов таких — около 70%. Украинская молодежь хочет поехать за границу преимущественно с целью заработка — в отличие от русских и азербайджанцев, которые рассматривают зарубежные поездки как возможность получить культурный опыт или получить образование. Таковы результаты сравнительного анализа молодежи трех стран, который в Украине проводили социологи из Фонда «Демократические инициативы». Социологи говорят, что украинская молодежь больше, чем в России или Азербайджане, недовольна своим финансовым положением и ситуацией на рынке труда. По данным этого исследования, среди молодых Украинский 65% изъявили желание поехать за границу именно для трудоустройства, 14% не исключают, что могут навсегда оставить свою родину [1, c.19].
Влияние международной миграции на рынки труда
... с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную ... самих мигрантов;- организованную , осуществляемую с помощью общественных организации государства, предприятия. 1.2. Функции международной миграции и стадии миграционного процесса. Миграция населения воздействует на общественное ...
Таким образом, отток молодежи вызывает негативные демографические последствия, а именно разрушение семейных пар из-за неблагоприятной для рождения и воспитания детей специфику «миграционного» образа жизни. Охваченной значительной трудовой миграцией, количество заключенных браков населения, по сравнению с 1990, сократилось в 1,3 раза [5, с.177]. В то же время, абсолютное количество увеличилось почти в полтора раза. Еще более сложной семейной проблемой является воспитание детей мигрантов, оставленных в Украине, особенно в случаях длительного отсутствия обоих родителей. Как следствие, Украина сталкивается с новым видом социального сиротства, необходимостью брать под опеку часть детей мигрантов.
Итак, можно сделать вывод большую часть современной трудовой эмиграции молодежи из Украины составляют работники, которые нуждаются как организационно-правовой, так и гуманитарной помощи. Дальнейшего совершенствования требует механизм нормативно-правового регулирования национальной диаспоры, а именно — обеспечение социальных и гуманитарных прав трудовых мигрантов.
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Экономические и социальные последствия эмиграции молодежи из России
Многое заставляет молодых людей мигрировать. Некоторые скрывается от преследований, кто пытается преодолеть экономические трудности. Переселяются самостоятельно или вместе с членами семьи — родителями, братьями, сестрами или собственными детьми. Кто уже знаком с местными общинами, а для кого-то знакомство и адаптация еще впереди. Во время переезда и на новом месте мигранты сталкиваются с проявлениями расизма, ксенофобии, дискриминации и с нарушениями прав человека. Молодые женщины, в частности, рискуют стать жертвами сексуальной эксплуатации и надругательства.
Бедность, антисанитарные условия, стремительный рост населения, а также неспособность найти достойное место работы — все это побуждает людей покидать Родину и искать лучшей жизни за рубежом. Глобальный экономический и финансовый кризис только усугубляет вышеназванные проблемы. Обвинение мигрантов со стороны населения и политиков в том, что они лишают работы местных граждан, является откровенной дискриминацией. Молодежь, оставленная родителями-мигрантами, часто не может противостоять многочисленным психологическим и социальным вызовам.
Работы Институциональные проблемы регионального рынка труда
... выявлены основные структурные элементы рынка труда. Во второй главе проведен анализ состояния рынка труда в Челябинской области, основных тенденций его развития и региональной политики в сфере занятости населения области, а также ...
«Подчеркивание положительных экономических, социальных и культурных взносов молодых мигрантов в благосостояние стран происхождения и обществ, частью которых они являются сейчас, является чрезвычайно важной задачей. Большинство мигрантов тяжело работают, чтобы заработать на лучшую жизнь.
Денежные переводы трудовых мигрантов поддерживают членов их семей и экономики стран происхождения. Когда молодые люди возвращаются домой, они делают свой весомый вклад в местное развитие, используя идеи и знания, приобретенные за границей. Во многих случаях, именно благодаря миграции женщины становятся социально и финансово независимыми.
В октябре Генеральная Ассамблея ООН проведет вторую волну Диалога на высоком уровне по международной миграции и развития. «Я призываю страны-члены обратить внимание на миграцию молодежи. Эффективное сотрудничество с молодыми людьми и работа для улучшения их жизни являются первоочередными задачами. В этот Международный день молодежи я обращаюсь к странам-членам, молодежных организаций и других заинтересованных сторон с просьбой защищать права молодых мигрантов и максимально использовать потенциал такого явления, как миграция молодежи «, сказал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
12 августа было объявлено Международным днем ??молодежи, после того как с 8 по 12 августа 1998 года на Лиссабоне на Всемирной конференции министров, ответственных за развитие молодых людей, было подписано рекомендация к Резолюции ООН 54/120.
В этом году главной целью празднования Международного дня молодежи является распространение информации о возможностях и рисках миграции молодежи, обнародования результатов недавних тематических исследований, а также привлечение молодых людей к обсуждению собственного опыта миграции.
В частности, социальное движение — это профессиональное, образовательное, межотраслевое, межсекториальное и т.д. движение населения. Оно включает изменения сфер занятости, рода занятий, квалификации и многое другое. Социальное движение может быть представлено двояко: как социальное развитие и как изменение социального статуса. В первом случае имеется в виду, например, рост квалификационного и образовательного уровня, а во втором -социальное перемещение, т.е. внутри- или межотраслевое движение кадров, изменение профессии и т.д.
Можно выделить по крайней мере три возможных подхода к включению в миграцию различных видов территориального движения населения. Прежде всего, под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные, работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения. Большинство исследователей исключают из миграции те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта. Однако единства взглядов в этом отношении нет. Например, Ю.Н. Козырев относит к миграции все перемещения, которые совершаются внутри населенных пунктов, даже если они связаны с посещением торговых предприятий (33.с.76).
Далее, в миграцию включают такие пространственные перемещения, совершающиеся между населенными пунктами, которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местом жительства и сферой труда или учебы. Не учитываются возвратные эпизодически совершающиеся деловые и рекреационные поездки из одних населенных мест в другие. Наконец, к миграции относят такой процесс пространственного движения населения, который в конечном счете ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую и в ряде стран формальной регистрацией в новом месте жительства. При этом здесь происходит соединение места жительства со сферой приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте. В зависимости от одного из трех подходов или их комбинации можно к миграции отнести любой набор видов территориального перемещения населения. Не случайно в литературе можно встретить самые противоположные точки зрения. Так, И.С. Матлин к миграциям относит перемену мест жительства и маятниковую миграцию (72), в то время как В.В. Покшишевский считает, что маятниковую миграцию нужно исключить, так как она является лишь особой формой расселения.
Молодежь на рынке труда
... требует внесения изменений в их трудовую подготовку и переподготовку. Цель курсовой работы - изучение проблем рынка молодежного труда. Объект - молодежь как специфическая социально-демографическая группа. Предмет - проблемы занятости ...
Экономические и социальные последствия эмиграции молодежи из России имеют свои положительные и отрицательные стороны. К положительным можно отнести:
- дополнительное направление значительных финансовых потоков в экономику России;
- снижение напряжения на отечественном рынке труда и уменьшения зарегистрированного и скрытой безработицы;
- расширение возможностей занятости для экономически активного населения России.
Отрицательные стороны, сопровождающие процессы трудовой миграции молодежи, сейчас превалируют над положительными. Среди них:
* отток части молодых людей на работу за границу, что приводит к негативным демографическим последствиям для России. Миграционный образ жизни приводит к разрушению украинских молодых семей. Никогда в России так остро не стояла проблема социального сиротства. Сегодня более 200 тыс. детей современных российских «гастарбайтеров» лишены родительской опеки. Согласно данным Международного правозащитного центра «Ла Страда — Россия», родители готовы надолго расстаться со своими детьми ради их же и благосостояния [4, с. 15].
Рассмотрим результаты социологического опроса экспертов, которые находились за рубежом в течение последних пяти лет, проводилось в феврале 2009 г. В среднем было опрошено 572 респондентов: мужчин 40% всех опрошенных и женщин 60%. Опрос проводился в г. Львове и Львовской области. По уровню образования, опрошенные распределились следующим образом: каждый третий имел высшее образование (32,87%), 9,79% закончили по крайней мере четыре курса вуза (высшее образование), 44,06% получили среднюю специальное образование, примерно каждый десятый (11,19%) — среднее, а образование 2,1% опрошенных ограничилась 8 или 9 классами общеобразовательной школы [5, с. 167; 6, с. 232].
Итак, на основании вышеприведенных данных, можно сделать следующие выводы:
* Большую часть современной трудовой эмиграции молодежи из России составляют работники, которые нуждаются как организационно-правовой, так и гуманитарной помощи.
* Трудовая миграция молодежи имеет как положительные, так и отрицательные последствиях, но в целом эти два разнонаправленных вектора взаимно уравновешивают друг друга.
Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы
... Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства. Задачами работы по ... подходить к оценке миграционных процессов Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших ...
* Дальнейшее совершенствование требует механизм нормативно-правового регулирования национальной диаспоры, а именно обеспечение социальных и гуманитарных прав трудовых мигрантов.
Учитывая полученные в ходе исследования результаты, мы можем сделать некоторые предварительные рекомендации по формированию новых принципов российской политики в сфере выездного миграции:
1. Формированию основ этой политики должно предшествовать тщательное исследования ситуации на общероссийском рынке труда, рынке труда в регионах с наибольшим миграционным потенциалом, а также мониторинг рынка труда тех стран, в которых чаще всего направляются мигранты. 2. В фокус внимания государственных органов должны попасть не только проблемой мы, связанные с подписанием соответствующих договоров со странами, в которых работают мигранты, но и ревизия существующих.
3. Следует внимательно отнестись к идее проведения среди мигрантов специальной евроинформационой кампании, что позволило бы использовать их в качестве своеобразных «агентов влияния» в всероссийских информационной компании, распространении знаний о социально-экономическом, общественно-политическое, культурно-духовное жизни стран Европы.
2.2 Меры предосторожности против миграции
С технической точки зрения законодательные акты по вопросам миграции должны касаться не только лиц, уже самовольно прибывших в страну и ждущих решения по их будущему статусу, но и устанавливать четкие положения и передвижные процедуры для лиц, которые намерены мигрировать в будущем. Если эти положения могут не применяться к беженцам, продолжающих искать убежища, этот прогрессивный механизм должен вводиться с учетом организованного возвращения в будущем депортированного народа или народов. В таких случаях закон должен предусматривать, чтобы процедура о праве возврата и постоянного принятия, а также получения гражданства страны была определена до отъезда. Такой подход позволит избежать неопределенности для соответствующих лиц, а в сочетании с системой ежегодных квот позволит регулировать количество переселенных лиц с тем, чтобы обеспечить соответствующий прием. Разумеется, такой подход не сможет сработать, если будут установлены крайние квоты, которые не дают права любому кандидату вернуться с реальными перспективами в недалеком будущем. Если такая передвижная процедура будет восприниматься скорее как превентивный, а не регулятивный механизм, многие будут продолжать практику самовольного переселения, а цель организовано регулировать процесс миграции не будет достигнута. Необходимость введения эффективного законодательного и административного механизма. Законодательство и административный механизм миграции должны быть ориентированы на результат, то есть должны выполнять эффективное регулирование миграционных потоков. Это не требует невозможных действий со стороны заинтересованных лиц, а только совместные усилия различных ответственных инстанций. Не стоит переоценивать эффективность уголовного судопроизводства и наказание в регулировании миграции.
Если в случае обычного преступления арест правоохранительными органами прекращает противозаконный статус лица, то задержание незаконного переселенца, его штрафования или арест не прекращают сами собой его нелегального пребывания в стране. Поэтому административные меры по незаконной миграции, осуществляются время от времени и не учитывают необходимой дифференциации, не приведут к желаемому результату и их следует избегать. К примеру, усиление розыска нелегальных мигрантов, организация рейдов в студенческих общежитиях, частных квартирах и т.п., штрафования, а иногда и принудительное выселение из квартир вряд ли привели бы к отъезду нелегальных переселенцев. Результатом этих акций стало рассредоточение мигрантов в городе и стране в менее пораженных этой проблемой регионов, повышение платы за квартиры и дальнейшее обнищание, иностранцев без статуса, включая беженцев. Это еще раз повысило риск криминализации их среды.
Такой всесторонний подход необходим не только о потенциальных переселенцев, но и по населения, у которого не должно создаться впечатление, что правительство неспособно регулировать миграционные потоки, которые могут ускорить ксенофобию. Кроме того, в стране, где закон еще только на стадии зарождения, правоохранительные органы должны стать уверенными в правоте и эффективности правовой создаваемой. Сегодня исполнительная власть, ведет борьбу с нелегальной миграцией, часто попадает в затруднительное положение: с одной стороны, она должна выполнять действующее законодательство, составляет ее прерогативе в системе разделения властей, а с другой, он понимает, что действующее законодательство не соответствует действительности. Согласно закону представители Исполнительного власти должны наказывать каждого иностранца, незаконно находится в странетнезависимо от того, получит ли он статус или нет. Поэтому некоторые исполнители решают эту проблему путем внедрения более толерантной политики. Другие, которые выбирают путь штрафования и ареста нелегальных переселенцев, недовольны тем, что их работа «не дает никаких результатов», потому что они могут бесполезно арестовывать и оштрафовуваты одну и ту же личность несколько раз. Такое недовольство увеличивает опасность злоупотребления властью, потому что с точки зрения переселенцев действия правоохранительных органов могут показаться самовольными. Процесс дифференциации с целью определения, кто является нелегальным переселенцем по экономическим причин, а кто ищет и заслуживает защиты от преследований, не дело милиции, а относится к полномочиям других компетентных органов. Невыполнение Закона о беженцах в 1993-95 годах и недостатки в этой сфере в многих областях Украины составляли и продолжают составлять препятствие на пути осуществления эффективного миграционного регулирования в отношении лиц, которые не являются беженцами. Четкую депортационные политику можно вводить только после введения соответствующих процедур по определению статуса — иначе депортация приведет к отчуждения и нарушение международных законов. Как было указано выше, эффективную миграционную политику невозможно проводить «по ведомственном »- она требует совместных усилий и действий всех лиц, вовлеченных в этот процесс. Для этого нужно провести дальнейший анализ проблемы, а также содействовать институциональному развитию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность проблемы международной трудовой миграции молодежи в данных условиях значительно возросла. Ее масштабы, причины и последствия для мировой экономики исследуются специалистами различных отраслей наук. Однако сегодня в условиях глобализации и мирового экономического кризиса, когда миграционные потоки стали гораздо более масштабными, обострилось много проблем и появились вызовы, новые как для самих трудовых мигрантов, так и для стран-доноров и стран-реципиентов. Генеральный директор Международного бюро труда Гуан
Сомавия в заявлении по случаю Международного дня мигранта отметил, что в настоящее время с 200 000 000 международных мигрантов 50% составляют трудовые мигранты — «Женщины и мужчины, которые оставили свои дома в поисках работы и лучших возможностей в других странах мира, чтобы поддержать свои семьи и общины. Они делают огромный вклад в рост и развитие как стран трудоустройства, так и своих общин, который, к сожалению, часто остается недооциненим или даже непризнанным
Несмотря на мировой экономический кризис и связанные с ней риски, количество россиян, которые намерены трудоустроиться за рубежом, остается значительной. Анализ имеющихся намерений населения показал, что во II полугодии 2012 планировали выехать за границу 1710,1 тыс. Человек, или 5,9% населения трудоспособного возраста, из них почти каждый четвертый планировал поездку с намерением трудоустройства впервые или возвращения на работу. Среди студентов таких — около 70%. Российская молодежь хочет поехать за границу преимущественно с целью заработка — в отличие от русских и азербайджанцев, которые рассматривают зарубежные поездки как возможность получить культурный опыт или получить образование. Таковы результаты сравнительного анализа молодежи трех стран, который в Украине проводили социологи из Фонда «Демократические инициативы». Социологи говорят, что российская молодежь больше, чем в Украине или Азербайджане, недовольна своим финансовым положением и ситуацией на рынке труда. По данным этого исследования, среди молодых 65% изъявили желание поехать за границу именно для трудоустройства, 14% не исключают, что могут навсегда оставить свою родину.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Молодое поколение Приангарья: стат. сб. — Иркутск, 2010.
2. Миграция в Иркутской области: стат.сб. — Иркутск, 2009.
3. Миграция населения. Статистический бюллетень: стат.сб. — Иркутск, 2013.
4. Алиев, П. Р. Влияние миграции на трудовой потенциал молодёжи региона / П. Р. Алиев // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 12. — С. 54-68.
5. Юдина Т.Н. Миграция: Словарь основных терминов. — М., 2007.
6. Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 24.11.2014 г.)
7. Гаврилова, Т. М. Механизм международной миграции рабочей силы / Т. М. Гаврилова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2009. — № 3. — С. 73-83.
8. Антонова, Н.С. Миграционные настроения молодежи Бурятии [Электронный ресурс]// Система ценностей современного общества. — 2009. — №6. — С. 185. — URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=21117304 (дата обращения: 23.11.2014 г.)
9. Гнибиденко И. Проблемы трудовой миграции в Украине и их решение // Экономика Украины. — 2005. — № 4. — С. 19.
10. Внешние трудовые миграции населения Украины / Под науч. ред. Либановой Е., Позняка А. — М.: СОПС Украины, 2002. — С. 78.
11. Ивашко А., Бень А. Пять миллионов на зарубежных заработках. Да еще и нелегально // Голос Украины. — 2003. — 3 апреля. — С.5.
12. Либанова Е.М., Позняк А.В. Внешние трудовые миграции населения Украины / [Под ред. Е.М. Либановой, А.В. Позняка] / — М .: СОПС Украины, 2002. — 206 с.
13. Работа граждан Украины за рубежом в 2001 году (по данным государственной статистической отчетности) // Информационное обеспечение рынка труда в Украине: материалы семинара, г.. Ялта, 25 — 27 сентября 2002 — К., Госкомстат Украины, 2002. — С. 177.
14. Прибыткова И. Трудовые мигранты в социальной иерархии украинского общества // Социология: теория, методы, маркетинг. — К., 2002. — № 4. — С. 160.
15.Ростова Л. Трудовой миграции — цивилизованное лицо / [Л.Ростова] // Профсоюзы Украины. 2010. -№5. — С.10-11.
16. Сусак В. Украинский гостевые рабочие и иммигранты в Португалии (1997 — 2002) // Украина в современном мире: Конференция выпускников программ научной стажировки в США. — К.: Стилос, 2003. — С. 194.
17. Статистическая ежегодник Украины за 2012год / Под ред. О.Г.Осауленко. — К .: Консультант, 2011. — 551с.
18. Трудовая миграция населения: количественный и географический аспекты / Министерство труда и социальной политики Украины. — Тернополь Лидер, 2002. — С. 41.