Системная трансформационная рецессия в России, проявившаяся, в частности, в глубоком и затянувшемся спаде производства, вызвала значительное сокращение спроса на труд в основных (по численности занятых) секторах хозяйства. В то же время отказ от жесткого государственного регулирования занятости и оплаты труда создал условия для активного поиска участниками рынка наиболее ”удобных” форм приспособления к шоковому сжатию спроса. Для подобных ситуаций стандартная экономическая теория обычно прогнозирует взрывной рост безработицы и катастрофическое падение занятости.
Становление и развитие ”российской модели рынка труда” и ее отдельных элементов описано в целом ряде работ российских и зарубежных исследователей. Главный ее смысл — в слабой чувствительности количественного показателя занятости к динамике производства при сверхадаптивности и крайней гибкости заработной платы. Подобная гибкость обеспечивается, в частности, с помощью нестандартных рабочих мест, расширяющих возможности работодателя ”маневрировать” с заработной платой своих работников в зависимости от обстоятельств. В итоге в России при всех пережитых шоках и потрясениях сохранился уровень занятости, который, по международным стандартам, является достаточно высоким. Но за этим скрывается значительная качественная неоднородность рабочих мест, о чем свидетельствует массовая бедность здоровых и образованных людей, имеющих работу. Это наше российское ”ноу-хау”, освоенное также в СНГ, но почти неведомое за границами последнего.
Целью исследования является изучение новых форм занятости и безработицы в современной экономике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
§ Рассмотреть теоретико-методические основы исследования занятости и безработицы в современной экономике;
- § Исследовать новые формы занятости и безработицы в современной экономике;
§ Рассмотреть государственное регулирование занятости и безработицы
Объектом исследования являются новые формы занятости и безработицы в современной экономике.
Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы рынка труда, а также механизм государственного регулирования занятости в условиях современной экономики.
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования занятости в современных условиях
1.1 Занятость как важнейшая характеристика рынка труда
Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости — важный макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода [5. С. 71].
Проблема безработицы в современной России
... и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). Особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является ... Цель реферата: Исследование безработицы в России. Основными задачами при написании реферата по данной теме являются: изучить основные понятия и сущность безработицы; выявить ...
Рынок труда и занятость населения занимают особое место в системе рыночных отношений. Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.
Занятость является важнейшей характеристикой экономики, благосостояния народа и неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О занятости населения в РФ» занятость представляет собой общественно — полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, им заработок (трудовой доход).
Переход к рыночной системе хозяйствования привел к обострению проблемы занятости, возникновению безработицы, что объективно требует разработки государственной политики в данной области и создания механизма ее реализации, включая социальную поддержку безработных. Особенно проблемы трудоустройства коснулись молодежи, так как она неконкурентоспособна на рынке труда в силу отсутствия опыта и стажа работы, неподготовлена к экономическим отношениям, а также наблюдается несоответствие профессиональной подготовки потребностям рынка труда и низкая мотивация к труду.
Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода [1].
По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы [10]:
§ наемные работники (лица, работающие по заключенному трудовому договору либо устному соглашению с руководством);
- § работодатели (лица, управляющие собственным предприятием либо уполномоченные управлять им);
- § работающие на индивидуальной основе (самостоятельно осуществляют деятельность, которая приносит доход, а также работники производственных кооперативов).
Важным показателем развития нового типа занятости сегодня выступает институциализация рынка труда новых интеллектуальных профессий. Это находит отражение в достаточно интенсивном развитии фирм, агентств, служб, занимающихся трудоустройством представителей данных профессий. Также происходит четкое оформление системы требований к профессиональным навыкам, уровню подготовки, мобильности, способности к креативной деятельности.
Непосредственным объектом регулирования законодательства о защите занятости является набор стандартов в области труда: процедуры найма и увольнения; процедуры проведения массовых увольнений; юридические способы защиты работников от несправедливого увольнения; виды трудовых договоров, допуск на рынок труда агентств по предоставлению временного персонала. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что жесткое законодательство о защите занятости сокращает спрос на труд, безработица приобретает затяжной характер, часть малого предпринимательства уходит в тень, усиливается социальное неравенство, ущемляются права аутсайдеров на рынке труда.
Рынок труда и безработица
... секторами экономики. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов [2. C.184]: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и его представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости); ...
Кардинальные изменения претерпела отраслевая структура российской занятости. За период реформ доля работающих в сфере услуг выросла примерно на 15 процентных пунктов и достигла 60% общей численности занятых (один из самых высоких показателей среди всех стран с переходной экономикой).
Стоит, однако, оговориться, что этот структурный сдвиг был практически полностью достигнут за счет абсолютного сокращения занятости в сфере материального производства (свыше 10 млн. человек), тогда как прирост занятости непосредственно в сфере услуг был не слишком значительным (примерно 2-3 млн. человек)[12].
Занятость нового типа, адекватная инновационному типу воспроизводства, формируется прежде всего на микроуровне, на конкретных рабочих местах. Поэтому велика значимость институтов внутрифирменного рынка труда — административных правил, процедур, организационной культуры и др. Если инновационная деятельность работников поддерживается соответствующими формальными и неформальными нормами, правилами на микроуровне, то это позволяет не только изменить характер деятельности организаций, но и расширить ее контакты, упрочить позиции на рынке, что в свою очередь будет определять и рост спроса на труд, и возможности совершенствования правил вознаграждения, стимулирование программ развития персонала, повышения качества трудовой жизни работников.
1.2 Основные параметры безработицы
В XX веке периоды чрезвычайно высокой безработицы сочетались с периодами, когда острота этой проблемы значительно ослабевала и на первый план выступал дефицит трудовых ресурсов. Резкое увеличение численности лиц, не имеющих работы, произошло в годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.), в первые годы после окончания второй мировой войны. «Золотой век» на рынках труда западных стран длился с начала 50-х годов вплоть до первого нефтяного кризиса 1973 г. Показатель безработицы к этому времени достиг самого низкого уровня за послевоенный период, а острая нехватка рабочих рук даже привела к широкому использованию труда мигрантов. В последующие три десятилетия безработица вновь превратилась в острую проблему. На фоне замедления темпов экономического роста наблюдалось значительное увеличение спроса на труд со стороны молодежи и женщин. Негибкость рынка труда, в первую очередь в странах Западной Европы, способствовала нарушению прямой зависимости между динамикой ВВП, с одной стороны, и занятостью и безработицей, с другой. Более того, опыт западных стран убедительно продемонстрировал, что не существует каких-либо эффективных способов борьбы с массовой длительной безработицей.[14]
Помимо общего уровня безработицы для выработки эффективной политики занятости важное значение имеет структура этого показателя. Наличие массовой длительной безработицы существенно дезорганизует рынок труда. Образование «ядра» безработицы, состоящего из малоквалифицированной и быстро теряющей в результате длительного отсутствия работы производственные навыки рабочей силы, резко снижает эффективность государственной политики занятости, затрудняет процесс «рассасывания» безработицы на стадии экономического подъема. Острота проблемы длительной безработицы состоит в том, что даже при улучшении экономической конъюнктуры на создаваемые рабочие места попадают преимущественно те, кто был безработным в течение короткого промежутка времени, а трудоустройство длительных безработных остается проблематичным.
Особенности занятости населения России на современном этапе
... структуры занятости. В-третьей главе дается характеристика неформальной занятости населения в России, её масштабов и сферы распространения. В заключении делаются краткие выводы по каждой главе. В данной ... российских граждан на личном опыте узнали, что такое безработица, все более стала утверждаться мысль о том, что в социально ориентированной рыночной экономике безработица недопустима и что ее ...
Раздел 2. Нестандартная занятость и безработица в условиях рыночных отношений
2.1 Понятие нестандартной (новой) занятости и безработицы
Последние десятилетия характеризовались — повсюду в мире — изменением форм занятости в пользу увеличения доли ее неформальной составляющей. Существует множество подходов к изучению этого, будоражащего умы исследователей и политиков явления включая разные способы его определения, измерения и интерпретации его природы.[7]
Россия не является исключением ни в плане существования самого феномена, ни в части богатейшей коллекции исследований, ему посвященных.
Единого определения того, что же следует понимать под неформальной экономической деятельностью и неформальной занятостью не существует, как не выработано и единого взгляда на причины возникновения этого явления. Понятно, что неформальная экономика неразрывно связана со всей экономической системой и регулированием: «теже самые экономические и рабочие типологии, которые в прошлом веке являлись абсолютно нормальными, в условиях волны регулирования, типичной для более зрелых моделей капитализма всеобщего благоденствия, стали неформальными» . И в этом смысле содержание неформальной занятости будет различным в разных странах в разные периоды их развития. Несмотря на многообразие определений, все современные исследования неформальной занятости подчеркивают то, что она не влечет возникновения прав на трудовые и социальные гарантии, которые установлены национальными законодательствами и регулирующими документами МОТ.
На масштабы распространения неформальной деятельности влияют степень регулирования, с одной стороны, и контроль за исполнением установленных норм, с другой, в «тех обществах, где определенная модель регулирования оставалась стабильной на протяжении нескольких поколений…, там общепризнанные объекты регулирования были нормативно закреплены и соответствовали социальной договоренности. Но во всех других случаях (там, где регулирование не закреплено нормами) регулирование порождает ответную реакцию в виде «скрытой» экономической деятельности». В результате, согласно Б. Робертсу, «неформальный сектор скорее будет самым большим там, где экономика уже перешагнула за стадию минимального регулирования, но нет всеобъемлющего регулирования… Неформальный сектор также, скорее всего, будет значителен, когда режим всеобъемлющего регулирования разрушен в связи с движением к дерегулированию и «свободному» рынку «В широком понимании неформальный сектор представляет собой совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с целью обеспечения работой и доходами участвовавших в них лиц. Как правило, эти производственные единицы имеют низкий уровень организации производства, совсем или практически не имеют разделения труда и капитала как факторов производства и отличаются малым масштабом деятельности.
Трудовые отношения — если таковые существуют — основаны преимущественно не на договорах с формальными гарантиями, а на случайной занятости или родственных и личных отношениях
Неформальная занятость охватывает все формы оплачиваемой занятости — по найму и не по найму, которые формально не зарегистрированы и, следовательно, не учитываются статистикой предприятий и налоговыми органами, не подлежат регулированию и не защищены существующими правовыми или регулирующими структурами.
Если использовать терминологию системы национальных счетов (СНС), неформальная занятость охватывает недекларируемую, нерегистрируемую занятость в трех секторах: формальном, неформальном и домашних хозяйств.
Использование нетипичных форм занятости имеет и макроэкономическую эффективность: позволяет снять остроту проблем занятости за счет обеспечения социально уязвимым на рынке труда категориям работников соответствующих приемлимых для них способов получения дохода и поддержания уровня своей квалификации и работоспособности, кроме того, использование этих форм занятости может стать одним из способов смягчения последствий безработицы, что в первую очередь следует отнести к ее застойным и массовым формам, а также это можно рассматривать как способ мобилизации работников (при имеющихся резервах труда) к необходимости трудовой деятельности при расширении производства товаров и услуг[10].
Переход ”от плана к рынку” потребовал значительной гибкости трудовых отношений. Во-первых, такая гибкость облегчает процессы масштабной реаллокации рабочих мест и рабочей силы, необходимые и неизбежные в условиях глубоких структурных реформ. Во-вторых, она позволяет экономике легче переносить разнообразные макроэкономические и структурные шоки, которыми обычно столь богат переходный период. В-третьих, по мере ”взросления” переходной экономики и углубления ее интеграции в мировое хозяйство инструментальные возможности национальной монетарной, бюджетной, торговой, структурной и т.п. политики заметно сужаются. При этом гибкость рынка труда становится одним из немногих реально доступных инструментов адаптации.
Следует также подчеркнуть, что сам по себе переход к рынку еще не перечеркивает стандарт: характерные для него условия и сегодня типичны для подавляющего большинства россиян, особенно для работающих в государственном секторе. Однако реформы запустили в действие такие механизмы, как структурные сдвиги в занятости (в частности, рост сферы услуг), стремление фирм к экономии издержек, поиск населением дополнительных источников заработков и т.п. Кроме того, реформы легализовали и расширили спектр доступных нестандартных форм занятости: например, неполная занятость по инициативе администрации (сокращение рабочего времени и административные отпуска).
На этапе спада (1992-1998 гг.) нестандартная занятость (особенно в части, относящейся к неформальному сектору) могла выступать своего рода ”подушкой безопасности” или субститутом системы социальной защиты, сдерживая отток рабочей силы в экономическую неактивность или безработицу. На стадии экономического роста (начиная с 1999 г. и по настоящее время) она стала основным сегментом, где наблюдается рост числа рабочих мест, корректирующим тем самым запретительную жесткость трудового законодательства по отношению к ”стандартным” работникам.
2.2 Виды новых форм занятости
Нестандартность трудовых отношений может рассматриваться с двух точек зрения. Речь идет, во-первых, о нестандартности трудового договора, то есть отклонении формальных условий контракта от принятого стандарта (суженная трактовка), во-вторых, о нестандартности фактических условий занятости (расширенная трактовка).
В таком более общем смысле к ”нестандартным” работникам могут относиться не только те, кто имеет обычный контракт, но и те, кто вообще не имеет контракта (например, самозанятые, занятые у физических лиц и занятые на основе устных договоренностей) или при наличии стандартного контракта трудится в нестандартном режиме.
Набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать:
§ Неполная занятость. Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников.
Явная неполная занятость — обусловлена социальными причинами, в частности необходимостью получения образования, профессии, квалификации и т.п. Неполную занятость можно исчислить непосредственно, используя данные про зарплату, отработанное время, или же с помощью специальных выборочных исследований.
Скрытая неполная занятость — отражает дисбаланс между рабочей силой и другими производственными факторами. Она связана с уменьшением объемов производства, реконструкцией предприятий и проявляется в низких доходах населения, неполном использовании профессиональной компетенции или низкой производительностью труда.
§ сверхурочную занятость;
- § временную занятость на основе трудовых договоров, рассчитанных на определенный срок в том числе сезонная, поденная работа, работа по контракту, временные общественные работы и т.д.;
- занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели;
- чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя и более работниками).
§ случайная занятость; Случайная занятость подразумевает выполнение отдельных, разовых работ при отсутствии постоянного места работы.
Причины, по которым люди выбирают такую форму занятости, могут быть разные. Во-первых, выбор разовой занятости может быть детерминирован личными предпочтениями: например, желанием располагать большим свободным временем или приверженностью к такому образу жизни. Во-вторых, в случайную занятость могут идти те, кто не может найти постоянную работу в силу отсутствия профессионального опыта, требуемого образования или квалификации. В этом случае случайная работа приобретает вынужденный характер. В-третьих, разовые подработки могут служить хорошим подспорьем к трудовым доходам от основной работы.
Случайная занятость сопряжена со многими рисками, как для работника, так и для заказчика. Непривлекательность случайной работы для того, кто ее выполняет, может выражаться в нестабильных и низких заработках, отсутствии социальных гарантий, нулевом карьерном росте и т.п. Заказчик не застрахован от некачественной работы, издержек обучения, трудностей с правоохранительными органами и т.д.
§ занятость на основе договоров гражданско-правового характера ;
- § занятость в компаниях, осуществляющих лизинг персонала;
- § вторичную занятость; наряду с основной работой имеют и дополнительную еще на одном или нескольких рабочих местах или занимаются приработками.
§ неформальную занятость, к которой относятся — занятость индивидуальным (неинкорпорированным) предпринимательством, занятость по найму у физических лиц, занятость в домашнем хозяйстве производством товаров для последующей продажи, нерегистрируемая занятость в формальном секторе.
Неформальная занятость включает все виды занятости, которые формально не зарегистрированы и, следовательно, не защищены существующими правовыми нормами. К ней относятся работа по устной договоренности на предприятиях формального и неформального секторов, а также незарегистрированная самозанятость.
Некоторые виды занятости могут сочетаться друг с другом, сплетаясь в разнообразных комбинациях и тем самым крайне осложняя статистический учет. Атипичные характеристики рабочих мест имеют тенденцию ”притягиваться” друг к другу. Одно отклонение от стандарта, как правило, тянет за собой другие. Например, значительная часть занятых в неформальном секторе не имеет постоянного контракта, работает не по найму, трудится неполное время и т.д.
Таблица 1.1 — Сравнительная характеристика стандартной и отдельных видов нестандартной занятости
Вид занятости |
Работодатель |
Работа по найму |
Продолжи-тельность рабочего дня |
Тип трудового контракта |
Кто осуществляет контроль за процессом труда |
|
Стандартная |
Организация |
Да |
Нормальная |
Бессрочный контракт |
Работодатель |
|
Нестандартная |
||||||
не на предприятии |
Частное лицо либо сам работник |
Да либо самозанятость |
По обстоятельствам |
Контракт может быть любым или может отсутствовать |
Работодатель либо сам работник |
|
неполная |
Организация, частное лицо либо сам работник |
Да либо самозанятость |
Короче установленной и общепринятой |
Может быть любой контракт |
Работодатель или сам работник |
|
сверхурочная |
Организация, частное лицо либо сам работник |
Да либо самозанятость |
Дольше установленной и общепринятой |
Может быть любой контракт |
Работодатель или сам работник |
|
временная |
Организация, частное лицо либо сам работник |
Да |
По обстояте-льствам |
На определенный срок |
Работодатель |
|
случайная |
Организация, частное лицо либо сам работник |
Да либо самозанятость |
По обстоятельствам |
Разовая работа |
Как правило, клиент или сам работник |
|
вторичная |
Организация, частное лицо либо сам работник |
Да либо самозанятость |
По обстояте-льствам, но за пределами нормальной продолжительности |
По обстоятельствам |
По обстояте-льствам |
|
неформаль-ная |
Организация, частное лицо или работодатель отсутствуют |
Да либо самозанятость |
По обстояте-льствам |
Как правило, контракт отсутствует |
Как правило, клиент или сам работник |
|
самозанятьсть |
Работодатель отсутствует |
Нет |
По обстояте-льствам |
Контракт отсутствует |
Сам работник |
|
Специфика России и других постсоциалистических стран в рассматриваемой сфере связана с тем, что основной движущей силой диверсификации форм занятости для них явился переход к рыночной экономике.
2.3 Преимущества и недостатки нестандартной (новой) занятости
В наиболее общем виде преимущества и недостатки нестандартной занятости связаны с тем, что, с одной стороны, она выступает фактором, обеспечивающим гибкость рынка труда, с другой — делает позиции работников на этом рынке более слабыми. Эта двойственность получила отражение в специальной литературе: если одна часть исследователей делает упор на социальные издержки, порождаемые нестандартной занятостью, то другая подчеркивает ее важность как инструмента адаптации фирм и работников к непрерывно происходящим переменам в экономической и социальной жизни. [19]
Для работодателя гибкость означает расширение спектра возможностей в снижении издержек на труд и повышение конкурентоспособности в кратко- и среднесрочной перспективе. Это позволяет сохранять имеющиеся рабочие места и создавать новые. Одновременно чрезмерная гибкость трудовых отношений ведет к росту доли работников с коротким профессиональным стажем. Это, в свою очередь, подрывает стимулы к инвестициям в человеческий капитал и разрушает трудовую мотивацию работников, что в дальнейшем чревато снижением качества выпускаемой продукции и потерей конкурентоспособности.
Для работника гибкость рынка труда, проявляющаяся в возможности трудиться на временных, неполных или неформальных рабочих местах, ассоциируется прежде всего с отсутствием гарантий занятости, социальной защиты и перспектив вертикальной карьеры, а также с низкой оплатой труда. В то же время она поддерживает более высокий уровень занятости, тем самым снижая риск безработицы и улучшая шансы трудоустройства. Такие рабочие места зачастую являются наиболее доступным и эффективным способом для безработных вернуться в занятость, включая регулярную и стандартную.
Подчеркивая относительную стабильность уровня занятости в России в пореформенный период, исследователи зачастую абстрагируются от ее огромной неоднородности, хотя именно это является одной из ключевых характеристик российского рынка труда. Причем характерно, что российское трудовое законодательство (сначала старый Кодекс законов о труде, а затем новый Трудовой кодекс) предписывает своего рода ”стандарт” занятости, предполагающий бессрочный трудовой контракт и полное рабочее время. Реально в ходе рыночных реформ произошла существенная диверсификация форм занятости. Отклонения от предписанного стандарта формально разрешены только в особых случаях, которые перечислены в законодательстве. Однако за короткое время на российском рынке труда появились и распространились разнообразные отклонения как от самого ”стандарта”, так и от списка разрешенных исключений. Грань между законодательно разрешенным и запрещенным зачастую оказывается размытой, поэтому такие формы занятости мы будем условно называть нестандартными или атипичными. Речь идет о неформальной, неполной, сверхурочной, временной, случайной, вторичной и других разновидностях занятости.
Нестандартные формы занятости в совокупности делают рынок труда достаточно гибким и так или иначе позволяют сдерживать рост издержек на труд. Выигрыш работодателя здесь очевиден. Такая адаптация осуществляется во многом за счет работника; при этом одни социально-демографические группы (молодежь, женщины, неквалифицированные работники) оказываются в большей степени, чем другие, подвержены риску перехода из стандартной в нестандартную занятость. Впрочем, работник не всегда в такой ситуации проигрывает. Он либо получает новую работу, либо сохраняет старую, чего в противном случае могло бы и не произойти. Возможно, именно здесь кроется одна из главных причин, по которой безработица в России так и не достигла критических значений[21].
Одной из наиболее тревожных тенденций реструктуризации занятости является рост числа рабочих мест неформальной занятости. Их доля в общем числе рабочих мест выросла с 14,8% в 2001 г. до 19,4% в 2007 г. Если в 2001 г. соотношение числа рабочих мест, предоставляемых предприятиями формального и неформального секторов экономики, было 100 : 16, то в 2007 г. это соотношение составило уже 100 : 22. Доля неформальных рабочих мест на предприятиях формального сектора выросла с 0,9% до 1,4%. Динамика количества рабочих мест в формальном и неформальном секторах экономики представлена в табл.. 2.1
Таблица 2.1 — Распределение рабочих мест в экономике России по типу производственных единиц и типу рабочих мест
2001 год |
2003 год |
2007 год |
||
Все рабочие места |
67334,6 |
68384,2 |
71477,3 |
|
Из них в неформальной занятости |
9966,1 |
11873,7 |
13889,0 |
|
Предприятии формального сектора |
57813,1 |
57409,6 |
58383,8 |
|
Формальные рабочие места |
57284,2 |
56510,5 |
57588,3 |
|
Неформальные рабочие места |
528,9 |
899,1 |
795,5 |
|
Предприятия неформального сектора |
9521,5 |
10974,6 |
13093,0 |
|
По усредненным данным квартальных обследований по проблемам занятости, проведенных в 2007 г., из общего количества рабочих мест основной и дополнительной работы 13,9 млн. рабочих мест (19,4%) классифицировались как рабочие места неформальной занятости, из них 11,6 млн.рабочих мест (83,5%) являлись местом основной работы, 2,3 млн. рабочих мест (16,5%) — местом дополнительной работы. В числе рабочих мест основной и дополнительной работы рабочие места неформальной занятости составляли, соответственно, 17% и 87%.
Из общего количества рабочих мест неформальной занятости, 13,1 млн. рабочих мест (94%) относились к неформальному сектору и 0,8 млн. — к неформальным рабочим местам в формальном секторе [18, с. 45].
Сегодня в экономике страны на условиях нестандартной занятости трудятся десятки миллионов людей. Такая занятость давно стала ”социальной”, хотя и не правовой, нормой. Можно даже сказать, что как раз всевозможные отклонения от правовых норм сделались своеобразным ”стандартом” для российского рынка труда, тогда как строгое следование им воспринимается скорее как ”аномалия”. В таких условиях экономическая наука не может игнорировать данный круг явлений, а государство должно считаться с возникающими здесь новыми тенденциями.
Таким образом, в решении основных проблем занятости и предотвращения последствий безработицы крайне важным будет дальнейшее развитие системы корпоративной социальной ответственности, основанной на создании и реализации совместных программ образовательного сектора и крупных предприятий сфер бизнеса. Также имеет значение развитие нестандартных форм занятости с акцентом на новые виды коммерческой деятельности, позволяющие сгладить существенный дисбаланс в профессиональной структуре современного российского общества
Раздел 3. Государственное регулирование занятости и безработицы населения
3.1 Государственное регулирование занятости и безработицы населения
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
— во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:
§ обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
- § соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;
- § обеспечение социальной защиты в области занятости;
- § поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
- § поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
- § координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
- § поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
- § обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
- § международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование их процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу.
Государственная политика регулирования занятости в различных странах выработала различные подходы к решению проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, В США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования. В Великобритании работники государственных служб занятости заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой переориентации работников. Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.
При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ).
Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов.
Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.
Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:
§ разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;
- § разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;
- § помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
- § защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
- § организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;
- § разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
- § содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
- § разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.
Деятельность МОТ ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.
Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей.
В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.
нестандартный занятость безработица
Заключение
Рынок труда и занятость населения занимают особое место в системе рыночных отношений. Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.
Занятость является важнейшей характеристикой экономики, благосостояния народа и неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ .
Наличие массовой длительной безработицы существенно дезорганизует рынок труда. Образование «ядра» безработицы, состоящего из малоквалифицированной и быстро теряющей в результате длительного отсутствия работы производственные навыки рабочей силы, резко снижает эффективность государственной политики занятости, затрудняет процесс «рассасывания» безработицы на стадии экономического подъема. Острота проблемы длительной безработицы состоит в том, что даже при улучшении экономической конъюнктуры на создаваемые рабочие места попадают преимущественно те, кто был безработным в течение короткого промежутка времени, а трудоустройство длительных безработных остается проблематичным.
Нестандартность трудовых отношений может рассматриваться с двух точек зрения. Речь идет, во-первых, о нестандартности трудового договора, то есть отклонении формальных условий контракта от принятого стандарта (суженная трактовка), во-вторых, о нестандартности фактических условий занятости (расширенная трактовка).
Набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать:
- неполную занятость
- сверхурочную занятость ;
- временную занятость на основе трудовых договоров, рассчитанных на определенный срок ;
- случайную занятость ;
- занятость на основе договоров гражданско-правового характера ;
- занятость в компаниях, осуществляющих лизинг персонала;
- вторичную занятость ;
— неформальную занятость , к которой относятся — занятость индивидуальным (неинкорпорированным) предпринимательством, занятость по найму у физических лиц, занятость в домашнем хозяйстве производством товаров для последующей продажи, нерегистрируемая занятость в формальном секторе.
В наиболее общем виде преимущества и недостатки нестандартной занятости связаны с тем, что, с одной стороны, она выступает фактором, обеспечивающим гибкость рынка труда, с другой — делает позиции работников на этом рынке более слабыми. Эта двойственность получила отражение в специальной литературе: если одна часть исследователей делает упор на социальные издержки, порождаемые нестандартной занятостью, то другая подчеркивает ее важность как инструмента адаптации фирм и работников к непрерывно происходящим переменам в экономической и социальной жизни.
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
- во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
- во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
Список использованной литературы
1. Генкин Б.М. Экономика социология труда: учеб. для вузов. — М.: Норма, 2007.
2. Жулина Е.Г. Экономика труда. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3. 57. Д. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. — М.: Прогресс, 1989. — 528с.
4. Экономика и социология труда: Учебник./ Под ред. Проф. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Экономика труда: теоретический и практический анализ: учебник / под ред. Д-ра эконом. Наук, проф. А.А. Федченко. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 510с.
6. Экономика труда: (социально-трудовые отношения), учебник./Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.
7. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Издательство Московского университета, 1996.
8. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
9. Капелюшников Р.И., Гимпельсон В.Е. Трудовой кодекс: изменил ли он поведение предприятий? Препринт WP3/2004/03 — М.: ГУ ВШЭ, 2004.
10. Капелюшников Р.И., Гимпельсон В.Е. Нестандартная занятость в российской экономике. Препринт WP3/2004/03 — М.: ГУ ВШЭ, 2006.
11. Капелюшников Р. И., Вишневская Н. Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. М.: МОНФ, 2003
12. НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Под редакцией В.Е.Гимпельсона, Р.И.Капелюшникова М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006, 400
13. Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Кто преодолевает «стеклянный потолок»?: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике. — М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2006
14. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда. — М.: Издательство «МИК», 2000.
15. Стоянова В.А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности. //Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2005, с.3-9
16. К.Фей, Д. Денисон Организационная культура и эффективность: российский контекст. //Вопросы экономики, 2005 №4, с.58-74
17. Фитц-енц Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. — М.: Вершина, 2006. — 320с.
18. Ходжсон Д. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. — М.:Дело, 2003. — 464с.
19. .Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: уч.пособие. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. — 480с.
20. Что такое «нестандартная занятость»?// Свободный профсоюз. Независимый журнал. №2 (2) 2007. (стр. 16-23).
21. Экономика труда: учебник./ Под ред. Проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Конкина . — М.: Юристъ, 2003. — 592с.