Политика обязательных минимальных резервов осуществляется по двум основным направлениям:
1. Периодически изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации в стране.
2. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк воздействует на масштабы активных операций коммерческих банков и на возможность создания ими безналичных денежных средств (депозитную эмиссию).
Когда масса денег в обороте превышает допустимый объем, Центральный банк осуществляет кредитную рестрикцию. Он увеличивает норму обязательных резервов, снижая тем самым возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и вынуждая их сократить объем активных операций. Снижение нормы обязательного резервирования увеличивает возможности банков по предоставлению кредитов, повышает банковский мультипликатор и увеличивает денежную массу.
Недостатком этого метода кредитно-денежного регулирования является его жесткость. Он способен затронуть основы всей банковской системы страны. В то же время, некоторые кредитные организации, к примеру, специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с крупными банками, имеющими значительные депозиты. Последние десятилетия многие развитые страны предпочитают более «тонкие» методы настройки экономики. Имеет место снижение нормы обязательных резервов и даже их отмена для некоторых видов депозитов. В России за годы рыночных реформ норма резервирования (по различным вкладам) менялась от 2% до 40%. Весной 2004 г. в период «банковского кризиса» она была снижена до 7% с целью стабилизации положения в банковской сфере. На октябрь 2006 г. норма резервирования составляла 3,5% , на данный момент она составляет примерно 8%.
Операции на открытом рынке в мировой практике в настоящее время выступают основным инструментом кредитно-денежной политики. Этот инструмент монетарной политики является мягким, поскольку не связан с установлением каких-либо нормативов. Его суть заключается в том, что Центральный банк проводит операции купли-продажи ценных бумаг на открытом финансовом рынке. Продажа ценных бумаг означает «связывание денег», применяется в целях их удорожания и уменьшения денежного предложения. Если же Центральный банк поставил своей задачей снижение процентной ставки, он начинает скупать ценные бумаги, в сферу обращения поступают денежные средства.
Обязательные резервы банков
... С появлением Центральных банков и развитием банковского регулирования на государственном уровне создается фонд обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном Банке. Обязательные резервы регулируют величину остатков на резервных счетах банков в Центральном банке или условия ...
У банков в результате продажи ценных бумаг увеличиваются ресурсы для кредитования, растут избыточные резервы, что повышает денежный мультипликатор и вызывает увеличение предложения денег и снижение ставки процента.
По форме проведения операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми и обратными (РЕПО).
- Прямая операция означает обычную покупку либо продажу ценной бумаги.
- Обратная операция заключается в купле или продаже ценной бумаги при условии обязательного совершения обратной сделки по заранее установленному курсу.
Это весьма гибкий и мягкий инструмент, по своей сути аналогичный рефинансированию под залог ценных бумаг.
Проведение валютных интервенций, т. е. операций по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке, также используется Центральным банком для регулирования денежного предложения. Так, продавая иностранную валюту, Центральный банк «связывает» денежные средства хозяйствующих агентов, снижает денежное предложение и укрепляет национальную валюту. Скупая валюту, Центральный банк вливает в экономику дополнительные денежные средства, увеличивает денежное предложение, а также способствует укреплению иностранной валюты и снижению курса собственной. [2, стр.197-199]
Глава 2. Особенности и проблемы монетарной политики в России
В России реализация идей монетаризма в 90-е годы XX века не имела успеха, так как здесь тотально создавалась рыночная экономика. Осенью 1991 года паника на российском потребительском рынке привела к дефициту товара. Либерализация цен сопровождалась их резким повышением. Эмиссия денег не покрывала спроса на них. Ожидания падения курса рубля в 1992-1994 годах вылились в бегство от национальной валюты и привели к резкому повышению курса доллара и росту инфляции. Были достаточно энергично начатые в 1992 г. реформы, структурные и революционные мероприятия, которые позволяли создать каркас рыночной экономики и конвертируемую валюту. У нас очень долго проводилась в высшей степени мягкая денежная и бюджетная политика, результатом чего стал долгий период высокой инфляции, крупных заимствований, хронической финансовой нестабильности. В этой связи называть ту политику, которая проводилась, монетаризмом неверно. [15]
Формирование монетарной политики в переходной экономике России определено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого периода развития, собственно реализацией перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными политическими и социально-экономическими условиями, в которых происходит этот переход.
Специфика экономической политики государства в переходный период связана с тем, что еще не выработана устойчивая экономическая система, имеющая свойство саморегуляции и саморазвития. На сегодняшний день государственное регулирование в смешанной экономике наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает работу целостной системы. Переходная экономика — это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения понемногу видоизменяются, а созданные новые институты, нормы и правила не способны быстро заменить прежние. Существование полярных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению политических и социально-экономических отношений. Борьба нового и старого обусловливает непостоянство и неустойчивость экономики в переходный период. Равновесие в данный период невозможно обеспечить без активной поддержки государства. При всем при этом переходная экономика требует для своей стабилизации особой схемы отношений между государством и экономическими агентами. В переходный период поведение экономических агентов строится в условиях неизвестной труднопредсказуемой экономической ситуации. Нет сформированных долгосрочных ориентиров экономической деятельности, не сложены устойчивые экономические связи.
Кластерная политика в России: проблемы и перспективы
... регионального развития в контексте теории кластеров // Проблемы повышения эффективности общественного производства: механизмы инновационного воздействия: коллективная монография. Краснодар, 2008. С. 207-214. 2. Гусев. Ю. О принципах кластеризации экономики в России // Экономические стратегии. ...
В переходной экономике государство не способно напрямую использовать инструменты и механизмы макроэкономического регулирования, давшие позитивный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это целиком и полностью относится и к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешна, если нет адекватной реакции экономических агентов на импульсы, которые создают денежные инструменты. Эта реакция связана с формированием рыночных институтов и рыночных механизмов. По этой причине в период их формирования монетарная политика усложняется, регулирование денежной массы, находящейся в обороте, процентных ставок, которые влияют на количество инвестиций, денежных потоков в экономике не может ограничиваться только методами, применяемыми в уже сформировавшихся экономических системах.
Исходные социально-экономические и политические условия, в которых происходит переход к новой экономической системе, относятся ко второй группе факторов оказывающих влияние на денежно-кредитную политику. Переходные процессы в экономике России сопровождаются общим спадом производства, потерей хозяйственных связей, безработицей. Экономическая дестабилизация выражается в дисбалансе совокупного спроса и предложения, внушительном дефиците государственного бюджета, инфляции.
Поэтому, мероприятия по созданию нового, более действенного механизма хозяйствования вынужденно увязывались за мерами по стабилизации. В итоге после проведения экономической политики должно было установиться макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде, создание условий для экономического роста, улучшение инвестиционного климата.
Глобализация мировой экономики и либерализация доступа иностранных финансовых институтов па российский рынок порождают угрозы независимости финансовой системы и функционированию банковской системы России:
[4,стр 67]
Эффективность монетарной политики зависит от соотношения эластичности спроса на деньги и эластичности инвестиционного спроса. Недостатками монетарной политики являются: возможность возникновения «ликвидной ловушки» – состояние денежного рынка, при котором ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватность реакции хозяйствующих субъектов на проводимую монетарную политику.
Монетарная политика в России
... и на период до 2010 года. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. 1.3 Виды, инструменты и эффективность денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика является важнейшим ...
Вопрос об усилении действия монетарной политики в реальном секторе экономики по-прежнему остается дискуссионным. Традиционно Банк России оценивает эффективность своей политики через призму монетарного фактора. Устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне способствуют созданию благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Однако это не исчерпывает всего спектра функций денежно-кредитной системы. Денежно-кредитная система представляет собой один из институциональных механизмов, обеспечивающих функционирование реального сектора. [12]
Эффективность координации монетарной политики определяется, по сути, уровнем доверия общества к власти и видом функции общественных потерь. Уровень доверия в качестве критерия оптимальности используется при наличии обязательств у одной из властей и пассивной роли другой власти в формировании политики. При проведении монетарной политики с помощью инструментальных правил центральный банк обязан четко следовать выработанному правилу. Суть инструментального правила — простой механизм определения значения целевой переменной через другие экономические показатели и проведение дальнейшей политики на ее основе. Такой механизм легко наблюдаем для общества, а, следовательно, любое отклонение от него едва ли возможно. Это лишает центральный банк возможности корректировать выработанную политику и своевременно реагировать на изменения. [9]
Созданию современной финансово-кредитной системы России предшествовал длительный исторический период. За более чем семидесятилетнюю историю эта система России прошла несколько этапов своего развития. Главными особенностями всего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых
Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести
— продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;