Важную роль при формировании любого бюджета составляют доходы. Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источником покрытия дефицита бюджета.
Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе исторического развития России правовое регулирование финансовых отношений приобретает особое значение, в связи с появлением многообразных форм собственности, способствующих стимулированию и развитию рыночных отношений, возникает необходимость в правовом закреплении новых экономических институтов. Одним из наиболее важных, в частности, для бюджетной системы является институт неналоговых доходов.
На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно делать выводы о компетентности или некомпетентности конкретных государственных управленцев.
К основным источникам неналоговых доходов бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01.01.2005 включая таможенные пошлины).
Некоторые виды неналоговых доходов вводятся с определённой целью. Так, например, использование таких неналоговых доходов, как поступления от государственного резерва земель, предусмотрено для развития ипотечного кредитования жилья и решения других социально важных вопросов жизни. Государственные земельные участки продаются по рыночным ценам, либо применяются в качестве залогового инструмента, а также как взносы государства при реализации конкретных строительных проектов. Образующиеся таким образом средства в виде неналоговых доходов, поступающих от инвесторов в качестве инвестиционных вкладов, используются для государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.
Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации (на примере ...
... в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.В данной работе рассматривается структура статей доходов и расходов ...
Таким образом, неналоговые доходы — это важный источник доходов, рост которого способствует сокращению дефицита бюджетов всех уровней и улучшению жизни населения в стране.
Целью данной курсовой работы является анализ неналоговых доходов, объектом являются бюджеты всех уровней РФ — доходы бюджетов (а именно неналоговые поступления).
Для достижения цели следует рассмотреть следующие поставленные задачи:
— изучить состав и структуру неналоговых поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов;
изучить общие понятия неналоговых поступлений;
— сделать выводы об особенностях формирования и роли неналоговых доходов.
Глава 1. Неналоговые доходы, понятие, виды и структура
.1 Виды неналоговых доходов федерального бюджета и их роль в формировании федерального бюджета РФ
Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объем производства и его техническое оснащение, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, которые возникают в процессе формирования основного денежного фонда между государством и субъектами хозяйственной деятельности, и имеют специфическое назначение, связанное с аккумулированием денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей в бюджет субъектами хозяйственной деятельности на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с действующим в РФ бюджетным и налоговым законодательством, которые поступают в распоряжение государственной власти и служат для обеспечения ее функций. Бюджетные доходы являются и результатом распределения стоимости общественного продукта, и объектом дальнейшего перераспределения.
Состав бюджетных доходов и их структура взаимосвязаны с объемами общественного производства, национального дохода и определяются финансовой политикой государства.
В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации к неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
Доходы Бюджета РФ
... -ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и Бюджетный Кодекс РФ делят доходы бюджета на: налоговые с выделением их видов; неналоговые. Такая группировка имеет важное значение ... Российской Федерации «средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики ...
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.
Важнейшую роль среди всех неналоговых доходов играют доходы от государственной собственности. Государственное имущество было одним из древнейших источников государственных доходов. Со временем его значение в структуре государственных доходов снизилось, но и сейчас наличие самостоятельной государственной собственности является основополагающим признаком и неотъемлемым условием самостоятельности в рамках Конституции Российской Федерации и российского законодательства для всех субъектов Российской Федерации.
В современных условиях, когда преследуется тенденция снижения налогового бремени, имеющего социальную направленность, роль неналоговых доходов в пополнении бюджета становиться все более значимой. Объемы поступлений неналоговых доходов в первую очередь зависят от увеличения сумм поступлений по их основным статьям, таких как:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации;
Зачастую неналоговые доходы привлекают к себе внимание в случае нехватки налоговых доходов для покрытия дефицита бюджета. В этом случае особенно важным становится вопрос об увеличении эффективности управления государственным имуществом.
Увеличение неналоговых доходов за счет эффективного использования государственного имущества, реструктуризация и оптимизация расходов на его содержание и управление позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия и как результат обеспечить общее увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет. Следует иметь в виду, что доходы, получаемые от использования государственной собственности, должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы основная часть этих доходов вновь направлялась в национальную экономику, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие самого государственного имущества.
Анализ ежегодных посланий Президента Российской Федерации органам ...
... руки Президента РФ рычаги сохранения единства и целостности Российской Федерации. Принцип обязательности актов главы государства распространяется как на государственных ... бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Такие послания в присутствии Президента не обсуждаются. Послание Президента ...
Доходы бюджетов формируются в соответствии с Законодательными актами:
Бюджетным Кодексом Российской Федерации;
Налоговым Кодексом Российской Федерации;
ежегодным Федеральным Законом «О федеральном бюджете РФ»;
иными правовыми и законодательными актами.
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и её субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Неналоговые поступления — составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако, неналоговые доходы на уровне органов местного самоуправления не являются государственными. Особое значение в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Неналоговые доходы в узком смысле слова — это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.
В доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:
* доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
* средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
* средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
* плата за пользование бюджетными кредитами;
* доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
Доходы и расходы бюджета Российской Федерации
... поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. Расходы бюджета РФ Расходы бюджета ...
*часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
* другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
Таким образом, от исполнения доходной части бюджетов от неналоговых поступлений зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.
.2 Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ
Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
собственные неналоговые доходы;
остаток средств на конец предыдущего года;
Федеральный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет:
*доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
Налоговые доходы местных бюджетов
... и приоритетных отраслей. В данной курсовой работе мы рассмотрим подробно понятие местного бюджета, его структуру, какие налоговые доходы входят в данный бюджет, его роль, а также рассмотрим ... из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного ...
*доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100 процентов;
*части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
*лицензионных сборов — по нормативу 100 процентов;
*таможенных пошлин и таможенных сборов — по нормативу 100 процентов;
*платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
*платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, — по нормативу 100 процентов;
*платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, — по нормативу 100 процентов;
*платы за негативное воздействие на окружающую среду, — по нормативу 20 процентов;
*консульских сборов;
*патентных пошлин;
*платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций имеют самую большую величину в неналоговых поступлениях бюджетов всех уровней (64% для федерального бюджета и 81% для консолидированного бюджета субъектов РФ от всех неналоговых поступлений).
В федеральном бюджете вторая по объему поступлений статья неналоговых доходов — это доходы от внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя проценты по государственным кредитам и таможенные сборы (30 % от всех неналоговых поступлений федерального бюджета).
Структуру неналоговых доходов федерального бюджета можно посмотреть в таблице:
Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2010гг. в %.
Неналоговые доходы20062007200820092010Всего100%100%100%100%100%Ввозные таможенные пошлины46,19%49,57%54,33%57,03%58,38%Вывозные таможенные пошлины6,80%4,64%3,74%3,44%3,33%Прочие вывозные таможенные пошлины6,80%4,64%3,74%3,44%3,33%Таможенные сборы2,89%2,49%2,27%2,27%2,29%Дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале3,05%3,02%3,75%3,34%3,11%Прочие неналоговые доходы34,27%35,58%32,02%30,25%29,31%Целевые отчисления от всероссийских гос. Лотерей0,01%0,06%0,14%0,22%0,26%Всего неналоговых доходов (млн.руб.)672449,8797548,2910613,3965263,61029320,8
Неналоговые доходы федерального бюджета
... и задач неналоговых доходов; рассмотрение структуры неналоговых доходов; определение роли неналоговых доходов в формировании доходной части бюджета; проведение анализа неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2007 годы; выявление проблем неналоговых доходов и путей их решения. Неналоговые доходы – часть доходов федерального бюджета. Конечно, ...
Таким образом, наибольшую долю неналоговых доходов составляют ввозные таможенные пошлины и за этот период наблюдается увеличение их доли, и в 2010г. достигает наибольшего значения — 58,38% от общего объема неналоговых доходов. А наименьшее значение наблюдалось в 2006г. — 46,19%. Этого увеличения планируется достичь за счет снижения прочих неналоговых доходов и вывозных таможенных пошлин.
На втором месте находятся прочие неналоговые доходы, и с 2007 года наблюдается снижение поступлений от них (2006-2010 на 6, 27%).
Наибольшая доля этих доходов была в 2007г. — 35,58% от общего объема неналоговых доходов, а наименьшее планируется в 2010г. — 29,31%. Как видно из этих данных, долю прочих неналоговых доходов планируется значительно снизить.
На третьем месте вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале. В период 2006-2010 года наблюдается снижение доли вывозных таможенных пошлин в общем объеме неналоговых доходов — на 3,47%. Поступления от таможенных сборов достаточно стабильны и составляют около 2,3%. По поступлениям от дивидендов наблюдается то снижение, то увеличение: 2007-2008 гг.- увеличение, 2008-2010гг. снижение на 0,64%.
И последние находятся целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей — они составляют незначительную долю неналоговых доходов и их долю за период 2006-2010гг. планируется увеличить на 0,25%.
Глава 2. Анализ неналоговых доходов
.1 Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета
Основными доходами федерального бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет большое значение для организации контроля над использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.
Роль и значение неналоговых доходов в федеральном бюджете отражены в таблице 1.
Таблица 1- Доходы федерального бюджета РФ, млрд.руб.
Статьи дохода2007 год2008 год2009 год2010 год2011 годДоходы всего7443,99275,97337,17860,88844,5Налоговые доходы4531,95209,54016,44189,54844,9Неналоговые доходы2912,04035,63320,73671,33999,6
В таблице 2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части федерального бюджета.
Доходы и расходы муниципального бюджета и их структура
... другие неналоговые доходы. В доходах бюджетов также учитываются: 1) средства, получаемые в виде арендной либо другой платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) ...
Таблица 2- Структура доходов федерального бюджета РФ, %
Статьи дохода2007 год2008 год2009 год2010 год2011 годДоходы всего100,00100,00100,00100,00100,00Налоговые доходы60,8856,4154,6453,3054,78Неналоговые доходы35,9943,5145,2646,7045,21Таким образом, доли неналоговых поступлений в федеральный бюджет за период с 2007 по 2011гг имеет положительную динамику — в этот период увеличение составило 9,2% и на 2011 год составляет почти 4 трлн. руб. Наибольшая доля неналоговых поступлений была зафиксирована в 2010 году и составила 46,7 или 3,7 трлн. руб. Наименьшая доля неналоговых доходов была в 2007 году (чуть меньше 36 % или 2,7 трлн. руб.).
В целом же наблюдается положительная динамика увеличения поступлений от неналоговых источников. В период с 2007 по 2011 годы увеличение составило почти 30%.
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все они не являются налогами.
Представим параметры неналоговых поступлений в таблице 3.
Таблица 3 — неналоговые поступления федерального бюджета на период с 2007 по 2011 гг. млн.руб.
Наименование2007 год2008 год2009 год2010 год2011 годДоходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности88220,2150539,3421339,6403112,5252884,3Доходы от внешнеэкономической деятельности2346266,33584946,32683298,53038885,93469698,2Платежи при пользовании природными ресурсами46551,4111768,663480,364319,489614,6Доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства125407,1114026,9109888,5114822,1113706,8Доходы от продажи материальных и нематериальных активов6976,122119,156959,918514,119807,5Административные платежи и сборы41226,04541,95446,55200,45587,4Штрафы, санкции, возмещения ущерба3896,88181,48906,36815,813392,3Прочие неналоговые доходы2187,239562,421462,219335,010562,5Итого:2660731,14035685,93320781,83671005,203975253,60В таблице 4 представим удельный вес по параметрам доходов в общей сумме неналоговых доходов федерального бюджета.
Таблица 4 — Структура неналоговых поступлений федерального бюджета на период с 2007 по 2011 гг., в %.
Наименование2007 год2008 год2009 год2010 год2011 годНеналоговые доходы, всего100,00100,00100,00100,00100,00Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности3,323,7312,6910,986,36Доходы от внешнеэкономической деятельности88,1888,8380,8082,7887,28Платежи при пользовании природными ресурсами1,752,771,911,752,25Доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства4,712,833,313,132,86Доходы от продажи материальных и нематериальных активов0,260,550,210,500,50Административные платежи и сборы1,560,110,160,140,14Штрафы, санкции, возмещения ущерба0,140,200,270,190,34Прочие неналоговые доходы0,080,980,650,530,27
Как видно из представленных данных, наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности — от 88,18% в 2007 году до 87,28% в 2011 году или в абсолютном выражении 2,3 трлн. Руб. и 3,4 трлн. руб. соответственно.
Собственность и доходы от собственности
... центральное место занимает собственность товаропроизводителя, использование которой приносит ему доход в виде промышленной или торговой прибыли, ссудного процента, дивиденда по акциям и земельной ренты. Список ... этим в Великобритании, Швеции, Италии и других государствах ограничено получение доходов от продажи земель тем, кто спекулирует недвижимостью, и собственникам земель, отводимых под новое ...
Второе место занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Наибольшая доля была зафиксирована в 2009 году и составила 12,7% от общей суммы налоговых доходов (421 млрд. руб.), наименьшая — 3,3% или 88,2 млрд. руб.(2007 год).
Третье место остается за доходами от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства. Доля этих поступлений за период с 2007 по 2011 гг. колебалась в пределах от 3% до 5%.
Доля поступлений от пользования природными ресурсами существенно не изменялась и оставалась на уровне 2%. Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы.
Наибольший вклад в формирование всего объёма неналоговых доходов оказывают доходы от экономической деятельности и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Общая их доля в за период с 2007 по 2011 года составляет в среднем 93%.
.2 Анализ динамики доходов от использования имущества, дивидендов, доходов от продажи оборудования и прочее
Анализ динамики доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2007-2010 годах федерального законопроекта «о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» показал, что эффективности использования государственного имущества уделено немалое внимание: темп роста дохода бюджета РФ за счет использования государственного имущества запланирован на уровне 52,5% по отношению к уровню 2007 года и в перспективе 2010 года на уровне 59,6% к уровню 2009 года.
Динамика доходов от использования государственной и муниципальной собственности 2007-2010 г.г.
№Показатели2007год2008 год2009 год2010 год1Законопроект 2009-2011 гг. млрд. руб.79,10*120,61121,70126,221.1.к предыдущему году, млрд. руб.-188,0241,511,094,521.2.к предыдущему году, %29,6152,5100,9103,71.3.темпы роста к 2008 году100,0152,5153,9159,62.Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.) млрд. руб.79,1488,3088,302.1.к предыдущему году, млрд. руб.-9,089,160,002.2.к предыдущему году, %89,7111,6100,003.Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм.) — 2008 год3.1.млрд. руб.-0,0441,4742,5647,083.2.%99,9152,4153,8159,54.Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм.)№Показатели2007 год2008 год2009 год2010 год4.1.млрд. руб.-0,0432,3133,404.2.%99,9136,6137,8* ожидаемая оценка 2010 года.
По материалам законопроекта доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи прав на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), предусмотрены на 2008 год в размере 4,38 млрд. рублей, что меньше ожидаемого исполнения 2009 года на 0,08 млрд. рублей, или на 1,8 %. В 2009 и 2010 годах указанные доходы планируются в размере 3,37 млрд. рублей и 3,26 млрд. рублей соответственно, то есть в 2010 году по сравнению с ожидаемым исполнением 2008 года доходы сократятся на 1,20 млрд. рублей, или на 27,0 %.
Резервом увеличения прогнозируемых на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), могут стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по разграничению государственной собственности на землю и увеличения площадей федеральных земель, а также переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или неоформленного права пользования земельными участками на право аренды.
Проведём анализ неналоговых поступлений в федеральный бюджет за 2 года, т.е. сравним 2007г. с 2009г. и проанализируем, какие платежи значительно увеличивают государственную казну, а какие нет.
Анализ неналоговых доходов 2007-2009 гг.
Наименование платежей2007 год2008 год2009 годабсолютные изменения 2009/2007 г., млн.руб.относительные изменения 2009/2007г.,%123456Неналоговые доходы — всего219194,4197412104156862464723596,4330,1Доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муниц. собственности, или от деятельности гос. и муниц. организаций, в том числе:165612,1179221, 6151095,1-14517-8,8дивиденды по акциям, находящихся в государственной и муниципальной собственности125001500015500300024,0доходы от сдачи в аренду имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности87001320014700600069,0проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета434,6469,1499,66515,0проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны119,27060-59,2-49,7доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства62032,267106,5720149981,816,1платежи от государственных и муниципальных организаций18612,215563,713436,1-5176,1-27,8доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей1900600400-1500-78,9платежи при пользовании недрами, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции25031,426988,52173,3-22858,1-91,3плата за негативное воздействие на окружающую среду2142,12313,52475,4333,315,6плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, зачисляемая в федеральный бюджет15001535,81678,6178,611,9прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций2546695,56895,56641,52614,8лицензионные сборы1457,71552,41552,4Доходы от продаж нематериальных активов10,910,510,5-0,4-3,7Административные платежи и сборы1381,2244,8260,7-1120,5-81,1Штрафные санкции, возмещение ущерба1157,82190,62210,71052,990,9Доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01,01,2005 включая таможенные пошлины)45205,2779777,6761371,6716166,41584,3Прочие неналоговые доходы5827,211735,611902,26075104,3Доходы, поступающие от вовлечения в хозяйственный оборот избыточных ядерных материалов13774,514387,614387,6
Таким образом, неналоговые доходы в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличились почти в три раза: с 219194,4 млн. руб. до 156862464млн. руб., что составило 330,1% в относительном выражении. Неналоговые поступления в федеральный бюджет за 2007-2009г.
неналоговый доход федеральный бюджет дивиденд
год — 219194,4 млн. руб.;
год — 988412,9 млн. руб.;
год — 942790,8 млн. руб.
За два года заметно выросли прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01.01.2005 включая таможенные пошлины), что составило 2614,8% и 1584,3% соответственно. Заметно снизились платежи при пользовании недрами, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции на 91,3% и административные платежи, и сборы на 81,1%.
Несмотря на то, что неналоговые доходы занимают незначительную часть в структуре всех доходов государства, можно сказать, что по сравнению с 2007 годом они к 2009 году увеличились существенно, почти в три раза. Как правило, любое увеличение доходов сказывается на уровне жизни населения. Ведь, именно доходы, поступающие в бюджет государства, позволяют власти осуществлять свои основные государственные функции.
Заключение
Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется, конечно, за счёт налоговых доходов. Но неналоговые поступления играют также большую роль в бюджетах всех уровней. Проанализировав неналоговые поступления, можно сделать вывод о том, насколько эффективно используется государственная собственность, насколько правильно государство занимается внешнеэкономической деятельностью, каким видам неналоговых поступлений следует уделить особое внимание (изменить что-то) для увеличения доходов в государственную казну. И государству необходимо анализировать неналоговые платежи, потому что именно доходы способствуют улучшению уровня жизни населения.
Несмотря на то, что основные источники неналоговых доходов в бюджет составляют поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности, неналоговые доходы всё равно составляют незначительную долю доходного потенциала — около 1%.
Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании государственной собственности, поскольку её доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остаётся достаточно высокой — около 30%, а отдача в виде отчислений от её использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 3,5% от доходов федерального бюджета.
Неналоговые доходы играют большую роль для государства, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета.
По данным 2007-2009 годов можно сказать, что из неналоговых платежей значительно пополняют государственную казну поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01.01.2005 включая таможенные пошлины).
Изучив общие понятия неналоговых поступлений, состав и структуру неналоговых поступлений федерального бюджета, и проанализировав неналоговые поступления федерального бюджета с помощью законодательных документов Российской Федерации, данных статистической отчетности, учебных пособий и учебников, цель курсовой работы была достигнута.
Таким образом, рост неналоговых доходов способствует сокращению дефицита всех уровней, а, следовательно, от исполнения доходной части бюджетов зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.
Список использованных источников
.Бюджетный кодекс Российской Федерации
3.<http://www.minfin.ru/ru/>
.<http://www.garant.ru/>
.<http://www.roskazna.ru/>