Национальная экономика: основные результаты и их измерение

Содержание скрыть

Экономика Республики Беларусь позиционирует себя как социально ориентированная рыночная экономика, которой присущи принципы конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свобода предпринимательства и добросовестной конкуренции, свобода выбора профессии и места работы, равенство всех форм собственности, гарантия ее неприкосновенности, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения. И хотя ежегодный анализ макроэкономических показателей развития указывает все же на положительный рост уровня благосостояния народа, существует ряд проблем на пути совершенствования данного процесса. Они проявляют себя в неудовлетворительных результатах финансово-хозяйственной деятельности, невысокой эффективности производства, зависимости его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, низкой конкурентоспособности отечественных товаров, слабой инновационной активность.

Актуальность выбранной темы обусловлена современным нестабильным состоянием национальной экономики Республики Беларусь, а так же необходимостью формирования экономики с соответствующими рыночными институтами в целях достижения рыночного равновесия.

Объектом исследования курсовой работы является национальная экономика.

Предмет исследования курсовой — взаимоотношение макроэкономических показателей и состояние национальной экономики РБ на современном этапе развития страны.

Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности структуры и особенностей функционирования национальной экономики.

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи: 1) детальное рассмотрение понятия «национальная экономика»; 2) выявление и исследование задач и целей функционирования национальной экономики; 3) исследование системы макроэкономических пропорций; 4) раскрытие содержания структуры национальной экономики и изучение ее разновидностей; 5) выявление особенностей функционирования национальной экономики Республики Беларусь.

При выполнении работы использованы следующие методы: диалектический метод, метод системного подхода, сравнительный анализ и исследования, статистический метод, метод экспертных оценок.

Для написания курсовой работы использовались труды таких авторов, как В.Н. Шимов, Б.А. Райзберг, И.М. Лемешевский, В.А. Шульга, а так же актуальные статистические данные макроэкономических показателей развития республики 2011-2012 годов, предоставленные Национальным статистическим комитетом и Министерством экономики Республики Беларусь.

3 стр., 1020 слов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ И ТЕМАТИКА ...

... название соответствующей кафедры и предмета, по которому выполнено курсовое сочинение (в данном случае - кафедра менеджмента и маркетинга, курсовая работа по инвестиционному менеджменту), тема, фамилия, имя, отчество (инициалы) студента, выполнившего работу, группа (курс факультет), а ...

1. Цели функционирования и структура национальной экономики

1.1 Содержание национальной экономики

национальный инвестиционный внешнеторговый экономика

Понятие «национальная экономика»

Следует различать национальную экономику как область хозяйственной практики и как науку.

Национальная экономика

Предметом исследований выступают социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.

Субъект национальной экономики − органы управления хозяйственной системой страны, ее отраслями и регионами, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед данной наукой и областью национальной практики хозяйствования.

Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.

В функционально-ресурсном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др. [2, с. 17,19]

Необходимым условием существования национальной экономики выступают характерные ей черты, представленные на рисунке 1.

Национальная экономика 1

Рисунок 1 — Черты и условия функционирования национальной экономики

Цели, задачи, функционирование национальной экономики

Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества.

Достижение стратегической цели предполагает решение ряда стратегических задач, которые в свою очередь опираются на решение тактических задач. Что касается тактических задач, то их число обычно на порядок выше, нежели стратегических задач [3, c. 53].

Цели национальной экономики достигаются через применение, в соответствии с рисунком 2, определенных инструментов макроэкономического регулирования, которые содержат в себе: оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства; контроль за денежным предложением через процентную ставку, резервную норму и другие инструменты; контроль за свободным установлением заработной платы и цен; торговую политику; регулирование обменного курса.

14 стр., 6760 слов

Влияние иностранных инвестиционных фондов на динамику национального ...

... и виды иностранных инвестиций; исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства; проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления; исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций Республики ...

Цели 1

Рисунок 2 — Средства макроэкономического регулирования

Социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе, охватывают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности: производство, обмен, распределение, потребление.

Весь воспроизводственный процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов: объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и стоимостном выражении; темп развития (спад или подъем); пропорция (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или иного процесса с другими процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно. [4, с. 11]

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

Таким образом, национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение некоторых целей, а именно:

  • стабильности роста национального объема производства;
  • высокого и стабильного уровня занятости;
  • стабильного уровня цен;
  • поддержанию равновесного внешнего баланса.

А задачами функционирования национальной экономики в свою очередь выступают:

  • стабильный и устойчивый экономический рост;
  • высокий уровень рациональной занятости населения;
  • стабильный уровень цен, подавление инфляции;
  • сохранение равновесия в отношениях с внешним миром.

Система макроэкономических пропорций и показателей

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции − количественные и качественные соотношения, которые устанавливаются между сферами, подразделениями, отраслями комплексами, а также процессами, протекающими в национальной экономике.

Макроэкономические пропорции объективно обусловлены, так как здесь непосредственно отражается действие экономических законов, другими словами − логика развития национальной экономики. Они образуют систему и не являются постоянными, так как совокупность макроэкономических пропорций всегда строго упорядочена, а внутри ее обнаруживаются многочисленные взаимосвязи. [3, c. 62]

Важнейшими для Беларуси являются 16 макроэкономических параметров, включаемых в ежегодный Прогноз социально-экономического развития страны: ВВП; продукция промышленности; продукция сельского хозяйства; инвестиции в основной капитал; производство потребительских товаров; объем внешней торговли товарами и услугами; реальные денежные доходы населения; розничный товарооборот; платные услуги населению; производительность труда; рентабельность реализованной продукции в промышленности; энергоемкость ВВП; ввод в эксплуатацию жилья; численность занятых в экономике.

4 стр., 1506 слов

Изменение структуры экономики и структуры труда

... это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации. В качестве кр Обсуждаемая ... жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевиден ... средней Разнообразие современных компьютеров очень велико. Но их структуры основаны на общих логических принципах, позволяющих выделить ...

На сегодня принято выделять несколько видов пропорций относительно формы их существования, что можно увидеть на рисунке 3.

Система макроэкономических пропорций и показателей 1

Рисунок 3 — Макроэкономические пропорции

Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение объемов производства стратегически важных видов продукции (электроэнергия − алюминий, станки − металл, чугун − сталь, зерно − продовольствие и т.д.).

Они учитываются при составлении специальных расчетов − межотраслевых и отраслевых балансов, отражающих поступление и расход материальных ресурсов.

Стоимостные пропорции также широко используются в макроэкономическом анализе (ВВП на душу населения, национальный уровень заработной платы и т. и.).

Особую группу образуют показатели, при расчете которых используются только стоимостные значения (соотношение между составными частями совокупного национального продукта или ВВП; денежной и товарной массой; амортизационным фондом и замещающими инвестициями, инвестициями и сбережениями).

Так называемые «трудовые пропорции» отражают распределение рабочей силы между сферами национальной экономики. Пропорции трудовых ресурсов отражают состав рабочей силы по уровню подготовки и квалификации, возрасту и половому признаку (мужской и женский труд) [4, c. 276-277].

Системой взаимосвязанных показателей и классификаций, применяемой для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики является Система национальных счетов (СНС).

Ныне СНС представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного круга. Основным назначением СНС является обеспечение эффективного учета, анализа, прогнозирования и государственного регулирования экономики на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической организации производства и распределения продукта и дохода [2, с. 29].

Основными принципами СНС являются: систематическое применение макроэкономической теории, использование принципа двойной записи, использование данных СНС для разработки экономической политики, подразделение экономики на 5 секторов (нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственное управление, частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства) и др.

Среди основных тенденций изменения макроэкономических пропорций, которые обозначились в современный период:

  • а) повышение удельного веса высокотехнологичных отраслей и ускоренное развитие обрабатывающих отраслей;
  • б) повышение фондовооруженности труда (т.е. капитальной стоимости рабочего места) и снижение фондоемкости производства в результате изменения технической и воспроизводственной структуры национального производства;
  • в) использование фонда амортизации в качестве стабильного инвестиционного ресурса;
  • г) повышение роли сферы услуг;
  • д) активизацию международных экономических связей, повышение степени открытости национальных экономик [5, с.

45].

1.2 Структура национальной экономики, Разновидности структуры национальной экономики

Структура национальной экономики − это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

3 стр., 1011 слов

Национальная экономика: цели функционирования и структура

... целей функционирования национальной экономики. При описании курсовой работы были поставлены следующие задачи: Детальное рассмотрение понятия «национальная экономика». Исследовать цели функционирования национальной экономики. Выявить задачи функционирования национальной экономики. Раскрыть содержание структуры национальной экономики. Изучить разновидности структуры национальной экономики. Провести ...

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

1) домашнее хозяйство. Под домохозяйством понимается группа лиц, которые совместно проживают в жилом помещении, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства, либо одно лицо, живущее самостоятельно и обеспечивающее себя всем необходимым для жизни [6].

Они обладают определенными характеристиками, представленными на рисунке 4.

 структура национальной экономики 1

Рисунок 4 — Основные черты домашнего хозяйства

2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;

  • отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики − это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства, выполняющие схожие функциональные задачи. Отрасли, входящие в данную структуру, представлены на рисунке 5. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

 структура национальной экономики 2

Рисунок 5 — Отраслевая структура национальной экономики

4) территориальная структура народного хозяйства отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. Экономическое районирование народного хозяйства применяется как инструмент выделения территориальных комплексов [9];

5) инфраструктура национальной экономики, которая представляет собой совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору. Ее общее назначение — упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями;

— структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта. Экспортом — вид деятельности, связанной с получением предприятием (резидентом) валютной выручки в результате реализации и вывоза своей конкурентной продукции иностранному партнеру (нерезиденту) за пределы страны. Под импортом понимается вид предпринимательской деятельности резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну товаров, услуг и технологий для последующей реализаций на внутреннем рынке.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием [10, с. 7].

17 стр., 8331 слов

Иностранные инвестиции в экономике Беларуси

... и структуру иностранных инвестиций в Республике Беларусь; исследовать состояние инвестиционного климата в Республике Беларусь; рассмотреть факторы, которые препятствуют и способствуют развитию иностранных инвестиций в Республике Беларусь; рассмотреть стратегии совершенствования инвестиционной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь Объект исследования ...

Структура национальной экономики Республики Беларусь

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов − географических, культурных, социальных, психологических и т.д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Домашние хозяйства.

В городах и поселках городского типа проживало 2832 тыс. домохозяйств, или 73% от их общего числа, в сельских населенных пунктах — 1041 тыс. домохозяйств, или 27% домохозяйств.

Средний размер домохозяйства составил 2,4 человека, в городских поселениях — 2,5 человека, в сельской местности — 2,3 человека. Для сравнения по данным переписи населения Республики Беларусь 1999 года средний размер домохозяйства составлял 2,6 человека, в городских поселениях — 2,7 человека, в сельской местности — 2,4 человека [6].

В 2000-2011 годах конечное потребление домашних хозяйств в Беларуси увеличилось с 5011,9 млрд рублей до 140230 млрд рублей, что составляет более 75% от потребления валового располагаемого дохода, на его долю приходится 51% ВВП [11, с. 317].

Частный и государственный сектор экономики.

В 2008 году была издана официальная программа приватизации 155 госпредприятий, которые должны были быть проданы в 2008-2010 годах. Фактически, только семь из этого списка и два дополнительных предприятия были проданы приблизительно за $ 1,5 млрд. В 2011 году была объявлена новая программа приватизации касательно 244 госпредприятий на 2011-2013 годах. В соответствии с этой программой правительство запланировало продать 180 малых и средних предприятий в 2011 году. Только 39 предприятий из нового списка были проданы за общую сумму приблизительно $ 43 млн 30 марта 2012 года президент Александр Лукашенко решил, что детализированные списки по приватизации излишни, и что любое госпредприятие может быть приватизировано, при условии, что инвестор предлагает высокую цену за активы, что означает, что инвестор готов выполнить экономические и социальные. Согласно закону о приватизации, любое соглашение о приватизации свыше суммы $ 50000 должно быть принято президентом [12].

Отраслевая структура.

Остановимся поподробнее на описании первых четырех составляющих отраслевой структуры экономики страны.

Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс республики обеспечивает добычу, транспортировку, хранение, производство и распределение всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии.

Беларусь имеет собственные небольшие запасы нефти. Всего учтено 58 месторождений нефти, из них около 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных. В соответствии с количественной оценкой нефтеносности начальные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в 338,3 млн т. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают, и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10-15% [13, с. 234].

Общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3,0 млрд т, но для промышленной добычи пригодно лишь 240 млн т. Остальные запасы находятся в пределах природоохранных зон или входят в состав земельного фонда. Годовая добыча топливного торфа составляет около 4−5 млн т, и примерно столько же добывается торфа для нужд сельского хозяйства, что обеспечивает потребности на 20−25 лет [13, с. 234].

Производственный потенциал электроэнергетики Беларуси представлен 27 крупными электростанциями. В структуре генерирующих мощностей около половины приходится на вырабатывающие электро- и теплоэнергию теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), 43% − на производящие электрическую энергию ГРЭС. В энергосистеме работают также малые гидроэлектростанции и блок-станции.

Беларусь полностью обеспечена собственными мощностями для выработки электрической и тепловой энергии, однако вследствие недостаточности собственных запасов топливно-энергетических ресурсов республика вынуждена закупать природный газ, нефть, уголь. Это делает экономику страны зависимой от внешних поставщиков и уязвимой вследствие колебаний цен на энергоресурсы.

В 2007 году был разработан проект Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь до 2020 года. Это комплексный документ, направленный на обеспечение энергетической безопасности страны, а значит, экономической, политической и производственной безопасности [10].

Агропромышленный комплекс. Важнейшей отраслью экономики Беларуси и главной составляющей агропромышленного комплекса страны является сельское хозяйство.

В производстве сельскохозяйственной продукции участвуют товаропроизводители различных форм собственности и хозяйствования: сельскохозяйственные предприятия, фермерские (крестьянские) хозяйства, подсобные хозяйства населения, и другие.

В 2011 году сельское хозяйство совместно с лесным хозяйством и охотой обеспечило 8,6% ВВП страны, в 2005 — 8,4%. При этом на сельское хозяйство в 2011 году пришлось 13% всех инвестиций в основной капитал (в 2000 году — 7,2%) [11, с. 321, 615].

В 2011 году в сельском и лесном хозяйстве было занято 10,3% населения страны (в 2000 году — 15,2%).

Средняя зарплата в 2011 году в сельском хозяйстве является одной из самых низких среди всех отраслей и составляет 1131,2 млн рублей (70% от среднереспубликанского уровня) [11, с. 148, 178].

Основу отрасли составляют сельские организации: совхозы, колхозы. Они поставляют 70,9% всей сельхозподукции на рынок, 27,8% поставляют хозяйства населения и только 1,3% − крестьянские (фермерские) хозяйства [11, с. 394].

Совокупная площадь сельскохозяйственных земель на начало 2011 года -8897,5 тыс. га (5510,5 тыс. га — пахотные земли, 3240,6 тыс. га — луговые земли).

16,4% земель были мелиорированы. Согласно рисунку 6, главенствующее место в посевной сетке отрасли занимают зерновые и зернобобовые, меньше отведено посевных площадей овощным культурам.

Отраслевая структура  1

Рисунок 6 — Структура посевов

В хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота в 2012 году составило 4247 тыс. голов (в 2000 году — 4326 тыс. голов), свиней — 3989 тыс. голов (в 2000 году — 3566 тыс. голов), птицы — 39,9 млн голов (в 2000 году — 27,4 млн. голов) [11, с. 411]. Объем реализации скота и птицы в убойном весе увеличился с 2000 на 82%, производство молока — на 50%, яиц — на 16%. Данная тенденция отображена в таблице 1 приложения.

В 2011 году всеми хозяйствами страны было произведено сельскохозяйственной продукции на 55,6 млрд. рублей (в текущих ценах), среди них 52,6% приходится на растениеводство и 47,4% — на животноводство, около 1/3 — в личных хозяйствах населения, около 1% — в фермерских хозяйствах [11, с. 393].

Лесной комплекс . Лесной комплекс Республики Беларусь — это совокупность отраслей и производств лесного хозяйства и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Лесные ресурсы являются одним из главных природных богатств Республики Беларусь: площадь лесного фонда составляет 9,29 млн га, а лесистость территории — 39,1%. В структуре сырьевых запасов древесины преобладают промышленно ценные породы — сосна (55%), береза (18,4%) и ель (11,5%).

За 2011 год вырублено всеми видами рубок 17 670 тыс. м 3 ликвидной древесины. На душу населения приходится 147 м3 запасов леса, что в 2,2 раза больше, чем по мировому сообществу в целом [11, с. 421].

Леса в Беларуси являются государственной собственностью. В качестве основных лесофондодержателей выступают учреждения Министерства лесного хозяйства, в ведении которых находится 86,7% общей площади земель.

Лесопромышленный комплекс страны является экспортно-ориентированным. Ежегодно за рубеж поставляется более 50% всей произведенной им продукции

Промышленный комплекс . Флагманом экономического роста Беларуси является промышленность. Это важнейший сектор экономики республики, на долю которого приходится практически треть валового внутреннего продукта. Разнообразие производимой и реализуемой промышленной продукции определяет профиль внешней торговли страны (около 90% в общем объеме экспорта) и обеспечивает большую часть валютных поступлений. Главной составляющей структуры производства промышленности Республики Беларуси является обрабатывающая промышленность, как это видно на рисунке 7. Промышленность Беларуси включает более 100 отраслей. Ведущее место в обрабатывающей промышленности согласно данным таблицы 2 приложения занимает производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (22% от общего объема), производство пищевых продуктов (20%), химическое производство (13,6%).

Отраслевая структура  2

Рисунок 7 — Структура промышленного производства в 2012 году (в процентах к общему объему)

Нефтеперерабатывающая промышленностьобеспечивает потребности страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехимического производства. Представлена Новополоцким производственным объединением ОАО «НАФТАН» и ОАО «Мозырский перерабатывающий завод». Поставки сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) осуществляются из России с использованием системы магистральных нефтепроводов «Дружба».

Наибольший удельный вес в машиностроительном комплексе республики занимает автомобильная промышленность, которая производит четвертую часть всей продукции машиностроения. Основными предприятиями являются Минский автомобильный завод (ПРУП «МАЗ») и Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ», г. Жодино).

Практически в полной мере позволяет обеспечивать необходимыми машинами и оборудованием агропромышленный комплекс Беларуси тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Отрасль насчитывает свыше 40 предприятий, специализирующихся на разработке и выпуске тракторов и сельскохозяйственных машин. Крупнейшие из предприятий — минские тракторный и моторный заводы, ПО «Гомсельмаш», ОАО «Бобруйскагромаш».

В состав пищевой промышленности входит более 20 подотраслей, из них наиболее крупными являются: мясная − производит 23,1% общего объема пищевой продукции, молочная — 23,2%, хлебопекарная — 11,8%, кондитерская — 6,4%, сахарная — 7,7%. Некоторые представители: Гродненский и Волковысский МК, МЗ «Беллакт», «Молочный мир», ОАО «Грохлебопродукт», Скидельский сахарный завод и т.д.

Основной отраслью химической и нефтехимической промышленности является производство минеральных удобрений. Наибольший удельный вес занимает производство калийных удобрений — 84,5%, далее идут азотные — 12,8%, фосфатные — 2,7%. Крупнейшими предприятиями отрасли являются РУП «ПО «Беларуськалий», ОАО «ГродноАзот», ОАО «Гомельский химический завод» [11].

Территориальная структура экономики Беларуси.

Для Беларуси характерны три типа экономических районов, а именно:

1) экономические районы в пределах административных областей (г. Минск и шесть областей).

Каждая область имеет свой набор отраслей специализации, свой уровень комплексности развития, свои органы управления;

2) внутриобластные экономические районы (подрайоны) (их насчитывается 19).

Каждый из них имеет свои отрасли специализации как в пределах областей, так и в масштабах республики;

  • низовые административные экономические районы — это сельские административные районы (их в Беларуси 118), которые можно рассматривать как первичные территориальные подразделения в системе экономического районирования.

В Республике Беларусь выделяют три типа территориально-производственных комплексов:

  • ТПК многоотраслевого развития (шесть комплексов): Минский (машиностроение);
  • Гомельский (лесная и деревообрабатывающая, пищевая, машиностроение);
  • Могилевский (черная металлургия, химическая);
  • Витебский (легкая, строительных материалов, машиностроение);
  • Гродненский (пищевая, стройматериалов, химическая, стекольная, лесная и деревообрабатывающая, легкая);
  • Бобруйский (химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, стекольная и фарфорово-фаянсовая);
  • Интенсивно-развивающиеся ТПК (11 комплексов): Брестский (электроэнергетика, пищевая, лесная и деревообрабатывающая, машиностроение, легкая);
  • Барановичский (легкая, пищевая, машиностроение);
  • Пинский (легкая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая);
  • Молодеченский (лесная и деревообрабатывающая, машиностроение, пищевая, стройматериалы, порошковая металлургия);
  • Лидский (машиностроение, химическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая);
  • Оршанский (легкая);
  • Борисовский (лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, медпрепаратов);
  • Солигорский (химическая, пищевая, легкая);
  • Новополоцкий (топливная, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая);
  • Мозырский (топливная, лесная и деревообрабатывающая, пищевая, стройматериалов);
  • Жлобинский (легкая, стройматериалы, металлургическая, электроэнергетика);
  • ТПК, представляющие собой простые группировки предприятий (два комплекса): Глубокский (пищевая, стекольная и фарфорово-фаянсовая, лесная и деревообрабатывающая);
  • Кричевский (стройматериалы, легкая, пищевая) [9].

Инфраструктура экономики Беларуси.В Республике Беларусь грузооборот железнодорожного транспорта в 2011 году составил 49,4 млрд т/км, что на 57% больше, чем в 2000 году. Пассажирооборот — 7,9 млрд пассажиро-км. Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси — 5503 км, в том числе электрифицированные — 889 км.

Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту.

Автомобильный транспорт. Грузовой автомобильный транспорт перевез в 2011 году около 172, 9 млн т, главным образом на короткие и средние расстояния. Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой дальности перевозок. Это составило 36% от общего объема грузоперевозок. В то же время этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости — около четверти всех работающих на транспорте.

Пассажирооборот автобусного транспорта в 2011 году оставил 9 923 млн .человек на километр, что на 25% выше показателей пассажирооборота железнодорожного транспорта [11, с. 448].

Разработана новая Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг.

Трубопроводный транспорт. В Беларуси действует следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок — Минск — Ивацевичи; Ивацевичи — Долина; Кобрин — Брест — государственная граница; Волковыск — государственная граница; Торжок — Долина; Ивацевичи — Вильнюс — Рига; Минск — Вильнюс; Минск — Гомель.

Нефтепроводный транспорт — наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Беларуси — 2983 км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива — 750 км, газопроводов — 7502 км [11, с. 447].

В Беларуси действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча — Полоцк, Унеча — западная граница, Новополоцк — Минск (Фаниполь).

С 2010 года проходит процесс изменения формы собственности ОАО «Белтрансгаз»: РАО «Газпром» приобрел очередные 12,5% акций, став собственником 50% «Белтрансгаза».

Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных).

Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет-услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте.

Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

На телекоммуникационном рынке Беларуси операторами сотовой связи являются три предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (торговая марка VELСОМ) и СП «Мобильные телесистемы» (МТС), и Life:).

Специфика внешней торговли состоит в том, что товарные структуры экспорта и импорта включают одинаковые товарные группы, но отличаются удельным весом определенных товарных позиций, которые можно изучить по рисунку 2 приложения. Так, в товарной структуре импорта по состоянию на 2012 год преобладают минеральные продукты (39,4%); машины, оборудование и транспортные средства (29%); далее следует продукция химической промышленности, каучук (12,4%); черные и цветные металлы и изделия из них (10,1%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (7,8%); прочие (7,4%) [16].

По данным Национального статистического комитета в Республике Беларусь объем внешней торговли товарами за 2012 год составил $92,395 млрд, что на 6% больше чем, за январь-декабрь 2011 года. Товарооборот со странами СНГ составил $53,809 млрд (58% общего товарооборота) и по сравнению с январем-декабрем 2011 года увеличился на 11%. Товарооборот со странами вне СНГ уменьшился на 0,4% и составил $38,586 млрд. Экспорт составил $45,991 млрд, импорт в 2012 году составил $46,406 млрд. На страны СНГ приходилось 51,4% белорусского экспорта, в том числе на Российскую Федерацию — 35% его общего объема.

Сальдо внешней торговли сложилось отрицательным в размере $413 млн. и уменьшилось по сравнению с январем-декабрем 2011 года на $3937 млн. Со странами Содружества сальдо отрицательное в размере $6 457 млн, в том числе с Российской Федерацией — $11257 млн. Со странами вне СНГ сальдо положительное в размере $6044 млн. По сравнению с 2011 годом положительное сальдо с этой группой стран увеличилось на $3664 млн [16].

2. Основные проблемы и результаты развития национальной экономии Республики Беларусь, .1 Развитие национальной экономики на современном этапе, Развитие производственного и внешнеторгового потенциала Республики Беларусь

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства или производства товаров и производства услуг.

Основными составляющими производственного потенциала являются:

  • совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов;
  • материально-техническая и технологическая база производства;
  • действующий кадровый потенциал;
  • объем других вовлеченных в производство ресурсов и их запасы;
  • производственная инфраструктура;
  • система организации управления, институционально-правовая база регулирования производства.

Производственный потенциал отражает экономическое развитие любой страны, выступает как фактор ее устойчивого развития [2, с. 110-111].

Республика Беларусь в настоящее время обладает значительным производственным потенциалом, не смотря на высокий уровень морального и физического износа основных фондов экономики. По данным на конец 2011 года стоимость основных фондов всех отраслей экономики составила 865,672 трлн рублей, что по объему эквивалентно 2,9 ВВП страны [17].

Анализ движения основных фондов показывает, что коэффициент их износа в целом превысил 52%. Наиболее серьезное положение с состоянием основных фондов на конец 2011 гола сложилось в следующих отраслях экономики: промышленности (износ составляет 42,6%), строительстве (40,6%), сельском хозяйстве (40,5%), на транспорте (45,9%).

Все это значительно ограничивает возможность использования основных фондов для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, услуг).

Один из путей усиления производственных мощностей — обновление основного капитала путем привлечения инвестиций.

За 2011 год в отрасли экономики введено 75,8 трлн рублей, что на 61,7%, чем в прошлом году.

Увеличивается ввод инвестиций в основной капитал предприятий республики, согласно таблице 1 за период 2010−2011 года инвестирование возросло на 78%.

Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня передовых стран.

Таблица 1 − Инвестиции в основной капитал предприятий РБ за 2005-2009 годы

Инвестиции в основной капитал

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

— млрд рублей

15095,8

20374,1

26053,3

37202,3

43377,6

55380,8

98664,9

151949,8

— в% к предыдущему году

120,0

132,2

116,2

123,5

104,7

115,8

117,9

90,2

Из общего числа используемых в стране технологий 12,5% были разработаны за рубежом, 38% − в самой Беларуси, 49,5% − в бывшем СССР. Из анализа структуры технологической оснащенности отраслей экономики следует, что преобладает использование традиционных технологий — 19%, к новым относятся 15,8% и к высоким − 5,2% общего количества используемых в

Среднегодовая численность занятых в экономике в 2011 году составила 4655 тыс. человек, что на 4% больше, чем в 2000 году [11, с. 149].

Важнейшими задачами по повышению эффективного использования производственного потенциала должны стать: 1) ускорение процесса обновления основных промышленно-производственных фондов; 2) разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения инвестиций в; 3) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; 4) разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на создание и выпуск конкурентоспособной на продукции; 5) проведение сертификации продукции и производства; 6) снижение налоговой нагрузки предприятий и принятие других мер [19, с. 21].

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Беларуси это, прежде всего:

— выгодное экономико-географическое положение;

— развитые система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

многоотраслевой промышленный комплекс;

научный и инновационный потенциалы;

достаточно мощная

значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;

многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Республика имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем. Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются национальными и региональными транспортными коммуникациями.

Ведущую роль в реализации внешнеэкономического потенциала страны имеет железнодорожный транспорт: двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест − Минск − граница России протяженностью 615 км. Она обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских − до 160 км/ч.

Все возрастающую роль, как в экспорте продукции, так и на европейском рынке транспортных услуг играет автомобильный транспорт. По территории республики проложены два трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад — Восток) и под номером IX (Север — Юг) с ответвлением IX В.

Особое значение во внешнеэкономической деятельности имеет трубопроводный транспорт, включающий газо- и нефтепроводы с ответвлениями, которые связывают Беларусь с Россией, Украиной, Литвой и Польшей, западноевропейскими государствами.

Национальная компания «Белавиа» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA. Она осуществляет почти 90% всех пассажирских перевозок. Компания «Трансавиаэкспорт» специализируется на перевозках грузов в страны Европы, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси составляет продукция отраслей промышленности, которая занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров. В первую очередь — это продукция нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства.

Республика Беларусь экспортирует свыше 90% производимых в стране калийных удобрений, нефтепродуктов, металлообрабатывающих станков, газовых плит, велосипедов и тракторов. Созданные на базе Старобинского месторождения калийных солей четыре рудоуправления ПО «Беларуськалий» в Солигорске могут обеспечивать 14% мирового производства калийных удобрений. Потребителями продукции являются более 50 государств мира [2, с. 127-132].

В 2011 году зарегистрированы экспортно-импортные операции с 202 странами мира, белорусские товары продавались на рынках 156 стран, в республику ввозились товары из 188 стран мира. Осваивались новые внешние рынки сбыта, среди них: Бахрейн, Барбадос, Боливия, Бруней, Камбоджа, Бенин, Доминиканская республика, Сальвадор, Уругвай. Доминирующее положение в географической структуре внешней торговли занимают страны Таможенного союза, доля которых составляет 35,5% в экспорте и 54,8% в импорте.

Главной проблемой внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь остается несбалансированность в торговле товарами. Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами в текущем году были экспортно-импортные операции с промежуточными товарами, величина отрицательного сальдо по которым составила в 2011 почти $5,9 млрд [20].

Инвестиционное развитие Республики Беларусь

Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура капиталовложений и строительно-монтажных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы.

На протяжении всего 2012 г. основной источник развития экономики — инвестиции в основной капитал оставались в зоне отрицательных значений. По итогам 2012 году индекс изменения данного показателя составил 86,2% к прошлому году (прогноз 96-97%).

Основная причина — недостаток средств финансирования.

Это связано не только со значительным снижением кредитования в рамках госпрограмм, но и с рядом других факторов: ростом цен в инвестиционной сфере, ограниченными ресурсами населения и предприятий, дорогими кредитными ресурсами. Заметную роль в формировании отрицательной динамики инвестиций в основной капитал сыграла высокая база 2011 года (117,9%) [20].

Замедление процессов обновления основных фондов в условиях их значительного физического и морального износа является крайне нежелательной тенденцией, снижающей конкурентные возможности белорусских предприятий.

Технологическая структура инвестиций в основной капитал отражает использование большей части ресурсов (48,3%) на строительно-монтажные работы. На инвестиции в активную часть основных средств (машины, оборудование, транспортные средства) приходится 42,5% общего объема капиталовложений при прогнозе 42%.

Негативна тенденция динамичного сокращения инвестиционных вложений в активную часть основных средств в реальном секторе экономики в большей степени повлияла на формирование низкого индекса инвестиций в целом по экономике. Так, при снижении к уровню прошлого года строительно-монтажных работ на 9,9%, снижение затрат на приобретение машин и оборудования составило 20,4%.

Высокие процентные ставки по банковским кредитам, ограничение в 2012 году кредитования экономики за счет бюджетных источников финансирования, высокий индекс цен в строительстве (135,4%), значительный отток рабочих кадров за рубеж — это факторы, которые определяли ситуацию в строительной отрасли в 2012 году.

Индекс добавленной стоимости в строительстве к концу года несколько повысился, составив 90,2% при годовом задании 94,5-95,4%.

Падение в строительстве относительно 2011 г. обусловлено снижением объемов строительно-монтажных (90,1%) и подрядных работ (87,0% при прогнозе 94,5-95,4%).

Структура инвестиций в основной капитал изменилась в сторону увеличения доли строительно-монтажных работ до 48,3% (46,8% в 2005 году) при снижении доли затрат в активную часть основных средств на 27,7% [18].

В общем объеме инвестиций в 2011 году доля промышленности увеличилась до 28,6% (в 2010 году 19,4%); доля сельского хозяйства возросла до 13% (в 2010 году 17,8%); доля операций с недвижимым имуществом уменьшилась до 21,3% (2010 год — 25,8%); доля транспорта и связи возросла до 11%.

Существенную роль в инвестировании экономики страны играют организации с иностранными инвестициями. Среди них в 2011 году был проведен опрос, их попросили оценить инвестиционный климат в республике и отметить благоприятные факторы. К таким факторам относятся: порядок регистрации бизнеса, система гарантий прав собственности, возможность получения финансовой поддержки и льгот, условия приобретения и аренды недвижимости и др.

После принятия Инвестиционного кодекса в 2001 году количество организаций с иностранными инвестициями увеличилось в 2,5 раза [21, с. 48-49].

Не смотря на некоторые положительные момент, приток иностранного капитала в республику по-прежнему остается невысоким. Привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе в 2012 г. составило $1376,5 млн при прогнозе $3,7 млрд. Не выполнен прогнозный параметр на 2012 год за счет приватизации в объеме $2,5 млрд. За январь-декабрь текущего года за счет продажи акций, принадлежащих государству, поступило $3,2 млн (менее 1%) [20].

Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны необходимо:

направлять инвестиции на техническое перевооружение и модернизацию ОПФ, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

расширение международного сотрудничества;

активизация работ по организации совместных и иностранных предприятий, холдинговых и лизинговых компаний, региональных финансово-строительных групп;

укреплять авторитет страны на мировом рынке путем поставок конкурентоспособной продукции.

.2 Основные направления развития национальной экономики Республики Беларусь с учетом актуальных макроэкономических показателей

Экономика Республики Беларусь в посткризисный период 2012 года

Национальная экономика Беларуси, которая в 2011 году пережила финансово-экономический кризис, в 2012 году сохранила положительный темп роста, уровень которого, однако, не достигает целевых параметров.

По экспертным оценкам, белорусская экономика находится в состоянии цикличного перманентного кризиса со второй половины 2008 года. Так, за 2012 год прирост ВВП составил 1,5% после роста на 5,5% в 2011 году, на 7,7% в 2010 году, на 0,2% в 2009 году и на 10,2% в 2008 году [20, 11]. Определяющее влияние на темпы роста плановой экономики Беларуси в течение последних 4 лет оказывает степень жесткости макроэкономической, в том числе бюджетной и денежно-кредитной политики: в периоды ослабления политики экономический рост стимулировался, усиливая системные риски, что вынуждало власти вновь ужесточать условия развития и, как следствие, рост экономики замедлялся.

Кризис 2011 года привел к небывалой девальвации белорусского рубля и небывалому уровню инфляции, что привело к необходимости радикального ужесточения денежно-кредитной политики, которая проявилась в переходе к рыночному курсообразованию, резкому повышению процентных ставок и отказу от эмиссионного кредитования экономики [22].

В 2012 год белорусская экономика вступила после девальвации почти на 200% и с рыночными ставками по рублевым инструментам на уровне 50-60% годовых, но с исправленным сальдо внешнеторгового баланса, хронический дефицит которого являлся ключевым риском белорусской модели. С другой стороны, Беларусь сохранила возвращенные Россией с 2011 года в качестве платы за политическую интеграцию масштабные энергетические субсидии в виде льготных цен на газ и нефть. В этих условиях властями было принято решение обеспечить амбициозные планы роста ВВП в 2012 году — не менее чем на 5-5,5%, хотя первоначальный прогноз правительства был гораздо скромнее — 1,5-2%.

Независимые эксперты сходятся во мнении, что основным движущим элементом экономического роста и внешней торговли Беларуси в первом полугодии 2012 года, помимо производства традиционных нефтепродуктов, стал выпуск специфической продукции нефтехимии — растворителей, разбавителей, смазочных масел, биодизельного топлива.

В январе-июне 2012 года Беларусь экспортировала 2 млн 870 тыс. тонн сложноорганических растворителей и разбавителей на $2 млрд 526 млн. В 2011 году экспорт из Беларуси растворителей и разбавителей составил 2 млн 78 тыс. тонн на $1,5 млрд против 243,9 тыс. тонн в 2010 году и 131,7 тыс. тонн в 2009 году. При этом Беларусь в первом полугодии увеличила импорт российских нефтепродуктов в 3,3 раза [22].

В целом в белорусской экономике, с учетом накопленных в первом полугодии преимуществ, по итогам года сохранилась внешняя сбалансированность. Положительное сальдо внешней торговли в январе-октябре 2012 года составило $3 млрд 591 млн против отрицательного сальдо в размере $1 млрд за аналогичный период 2011 года. С августа сальдо внешней торговли перешло в плоскость отрицательного значения, которое продолжает нарастать.

Утративший из-за девальвации 2011 года значительную часть своего капитала банковский сектор Беларуси сумел выровнять негативные последствия и выйти на стабильные показатели. По данным Нацбанка Беларуси, чистая прибыль банковского сектора за 2012 год составила около 4,5 трлн рублей (более $0,5 млрд), номинально увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 года в 1,8 раза (инфляция период к периоду составила 70,6%).

Прирост активов за 10 месяцев составил 20%, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, находится в зоне безопасных значений, хотя выросла до 5,19% с 4,16% на начало года.

На фоне замедления роста во втором полугодии министр экономики Беларуси Николай Снопков прогнозировал резкий рост ВВП в первом квартале 2013 года, заявляя, что одновременно будет обеспечено положительное сальдо внешней торговли и сохранена жесткая денежно-кредитная политика.

Беларусь вступает в 2013 год — год пика выплат по внешнему госдолгу. Государство должно вернуть внешним кредиторам в следующем году почти $3,1 млрд, что в 2 раза больше по сравнению с 2012 годом. В том числе Международному валютному фонду в 2013 году Беларусь должна выплатить почти $1,8 млрд из кредита в $3,5 млрд, который был предоставлен в 2009-2010 годах [22].

В Беларуси от экономического кризиса 2011 года в наибольшей степени пострадали люди пенсионного возраста, сельские жители и домохозяйства, состоящие из одного человека. К такому выводу пришли авторы исследования «Бедность и социальная интеграция в Беларуси», проведенного Исследовательским Центром ИМП при поддержке Центра европейской трансформации и международного консорциума «ЕвроБеларусь». За год уровень абсолютной бедности вырос практически в 2 раза (с 6,8% в четвертом квартале 2010 г. до 11,2% в четвертом квартале 2011 г.).

Вместе с тем, уровень относительной бедности, который определяется исходя из доли людей, имеющих доход на уровне 60% от среднего по стране, в кризисный 2011 год даже уменьшился с 13,8% до 12,9% по национальной шкале измерения. Доля жителей Беларуси, чей уровень доходов лишь незначительно превышает уровень бедности, выросла с 3,4% до 5,7% [23].

По словам председателя правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктора Бабарико вероятность повторения кризиса в белорусской экономике приблизилась к 50%. Опасения вызваны планами властей по стимулированию экономики, включая снижение процентных ставок. «Сейчас я оцениваю шансы как 50 x 50. Если бы мне этот вопрос задали в январе, то я бы ответил: 70 к 30 в пользу разумного сценария», − сказал Бабарико. При этом он подчеркнул, что «это трезвый анализ, не паникерство» [24].

В ходе миссии МВФ в Беларуси в марте 2013 года состоялись встречи с рядом руководителей государственных органов страны. По словам Дэвида Хофмана, главы миссии, представители власти полностью отдают отчет в необходимости поддержания и сохранения макроэкономической стабильности и будут готовы предпринять необходимые меры по ужесточению, если появятся угрозы для макроэкономической стабильности, если уровень инфляции не будет снижаться достаточно, чтобы выйти на целевой показатель 12%.

Вместе с тем, миссия МВФ выказала свою обеспокоенность, что поставлен достаточно высокий целевой показатель по темпу роста ВВП − 108,5%. Это вступает в противоречие с достижением заданного прогноза по инфляции. Миссия МВФ считает, что это может оказать давление на обменный курс. «В этом случае правительство должно будет опять прибегнуть к ужесточению, как было в 2012 году, поэтому нужно избегать схемы чередования сдерживающих и стимулирующих мер экономической политики», − сказал Дэвид Хофман. Миссия рекомендует правительству Беларуси проводить твердую, последовательную и предсказуемую политику, направленную на сохранение и поддержание макроэкономической стабильности.

Либерализация цен, укрепление прав собственности, приватизация, реструктуризация госпредприятий, создание системы адресных социальных пособий для защиты наиболее уязвимых слоев населения − остаются ключевыми приоритетами реформ, подчеркнул Дэвид Хофман. В данном контексте положение проекта закона о приватизации нуждается в пересмотре.

Важным также является реформирование финансового сектора. МВФ предлагает сосредоточить целевое кредитование в Банке развития, а другим банкам работать на рыночных условиях, кредитовать наиболее жизнеспособные предприятия и сектора [25].

Перспективы развития экономики Республики Беларусь

В ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006−2010 годах не удалось решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально-экономическое развитие страны, к которым относятся:

1) высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции;

2) относительно низкая производительность труда;

) недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства;

) снижение эффективности инвестиций и медленные темпы привлечения в экономику иностранных инвестиций;

) слабая восприимчивость предприятий и организаций к инновациям;

) несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011-2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест [26].

В предстоящие годы предусматривается переход от экономики директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств.

Будут созданы благоприятные условия для деятельности юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей на основе: 1) преимущественного использования уведомительных порядков ведения бизнеса; 2) упрощения и обеспечения стабильности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; 3) уменьшения «контрольной нагрузки» на бизнес, исключения излишних проверок коммерческих организаций; 4) соразмерности применяемых административных взысканий и экономических нарушений; 5) повышения эффективности налоговой системы и придания ей в первую очередь стимулирующего характера; 6) поддержания полноценной конкурентной среды и создания механизмов государственно-частного партнерства; 7) формирования равных партнерских отношений с бизнесом и обеспечения благоприятных условий для работы субъектов хозяйствования; 8) гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами в целях интегрирования Беларуси в мировую экономику.

Обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке возможно только при переходе к инновационному пути развития экономики, основанному на использовании высокотехнологичных наукоемких производств. Особое внимание будет уделено развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта.

Задачи инвестиционной деятельности — совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны, повышение эффективности инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации, создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.

Поставленные задачи можно достигнуть через вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортоориентированных производств, модернизацию действующих, создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал, поддержание благоприятного инвестиционного, развитие перспективных форм привлечения с учетом внедрения государственно-частного партнерства.

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности увеличится до 20 — 21%.

Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составит $700 — 745, или возрастет в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5% против 32% в 2010 году.

Главными задачами развития промышленного производства являются: повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров.

Достижение данных задач возможно при выполнении следующих условий: ускоренная модернизация, комплексное техническое переоснащение действующих производств и организация новых; укрепление материально-технической базы отраслевой науки в целях создания высокоэффективных и конкурентоспособных образцов технологий и новых видов продукции; увеличение продаж за счет проведения активной маркетинговой политики; совершенствование организационных форм предприятий, создание на базе национальных предприятий транснациональных компаний.

Важнейшими задачами развития сельского хозяйства являются формирование конкурентоспособного, экологически безопасного производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего в полном объеме внутренние потребности страны, наращивание экспортного потенциала, а также увеличение рентабельности продаж.

К приоритетным направлениям, обеспечивающим повышение сельскохозяйственного производства, относятся:

1) создание высокоэффективных интеграционных структур корпоративного типа;

2) интенсификация сельскохозяйственного производства на основе эффективного использования производственных и почвенно-климатических условий, трудовых ресурсов, инфраструктуры сбыта внутри страны и за рубежом;

) модернизация организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, внедрение нового оборудования и технологий;

) внедрение новейших высокопродуктивных отечественных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных и птиц, расширение и освоение новых рынков сбыта отечественной сельскохозяйственной продукции, интеграция в мировое агропродовольственное

) создание условий для развития личных подсобных и фермерских хозяйств.

Снижение стоимости и гарантия качества строительства, массовое строительство доступного, комфортного и энергоэффективного жилья — основные пути развития этой отрасли.

В 2011-2015 годах должны быть решены задачи по снижению материало- и энергопотребления при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, сокращению продолжительности инвестиционно-строительного цикла, развитию современных производств строительных материалов и изделий, инженерной и социальной инфраструктуры.

Приоритетами развития должны стать повышение эффективности внешней торговли и обеспечение сбалансированности внешнеэкономических отношений, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности.

Для решения указанных задач необходимо повысить эффективность действующих производств и создать новые экспортоориентированные, увеличить экспорт высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, развить систему кредитования и страхования экспорта, привлечь кредитные ресурсы и прямые иностранные инвестиции, снизить импортоемкость ВВП, упростить таможенные процедуры, внедрить новые прогрессивные технологии таможенного администрирования, провести ряд других мероприятия.

Реализация перечисленных мероприятий позволит увеличить экспорт товаров и услуг в 2,2 раза и выйти на положительное сальдо внешней торговли [26].

В октябре 2012 года МВФ представил уточненную версию своей базы данных «World Economic Outlook Database». Эта база предоставляет информацию о текущих разнообразных аспектах экономического развития стран мира и содержит прогноз их развития вплоть до 2017 года.

Заключение

национальный инвестиционный внешнеторговый экономика

Подводя итог, хочется отметить, что анализ состояния национальной экономики в стране указывает, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на присутствие ряда проблем, которые негативно влияют на макроэкономические показатели.

Основными из них являются: 1) наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности; 2) относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы; 3) слабая инновационная активность; 4) дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить: 1) рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; 2) работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей; 3) благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека; 4) опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения; 5) внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества; 6) повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села; 7) инновационную направленность развития экономики; 8) расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС; 9) национальную безопасность страны.

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

Список использованных источников

1 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева − 2-е изд., испр. − М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.

2 Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. — 3-е издание. — Минск: БГЭУ, 2009. — 751 с.

Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие / И.М. Лемешевский. − Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. − 576 с.

Плотницкий, М.И. Курс экономической теории: учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталив и др.; под ред. М.И. Плотницкого. — Минск.: Книжный Дом: Мисанта, 2005. — 496 с.

Национальная экономика: учебник / под общей ред. акад. РАЕН В.А. Шульги. − М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.− 592 с.

Беларусь в цифрах. Число и состав домашних хозяйств Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. статистический комитет Республики Беларусь. — Минск: belstat.gov.by, 2009. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/Census_households. php. — Дата доступа: 04.03.2013.

Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. − СПб.: Питер, 2009. − 560 с.

Щекин, Г.В. Социальная теория и кадровая политика / Г.В. Щекин. − К.: МАУП, 2000. — 567 с.

Территориальная структура народного хозяйства / Экономика БГЭУ — блог [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy-web.org/? p=321. — Дата доступа: 06.03.2013.

Кошелев, А.Н. Национальная экономика: конспект лекций / А.Н. Колешев. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

Статистический ежегодник 2012 [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь: В.И. Зиновский [и др.]. — Минск: belstat.gov.by, 2012. − 715 с. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/archive/2012.php. — Дата доступа: 26.03.2013.

Рекомендации по приватизации в Беларуси [Электронный ресурс] / Экспертное сообщество Беларуси «Наше мнение». — Минск: nmnby.eu, 2012. — Режим доступа: http://nmnby.eu/news/analytics/4852.html . Дата доступа: 12.03.2013.

Шимова, O.C. Основы экологии и экономика природопользования: учеб. / O.C. Шимова, H.K. Соколовский. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2002. — 367 с.

Годовые данные. Сельское хозяйство [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск: belstat.gov.by, 2012. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/ indicators/agriculture.php. — Дата доступа: 04.03.2013.

Годовые данные. Промышленность [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск: belstat.gov.by, 2012. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/ indicators/industry1.php. — Дата доступа: 04.03.2013.

Годовые данные. Внешняя торговля [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск: belstat.gov.by, 2012. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/ indicators/ftrade1.php − Дата доступа: 07.03.2013.

Годовые данные. Финансы [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск: belstat.gov.by, 2012. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ finance4. php. − Дата доступа: 13.03.2013.

Годовые данные. Инвестиции и строительство [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск: belstat.gov.by, 2012. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/ indicators/construction.php. − Дата доступа: 13.03.2013.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. — Минск: economy.gov.by, 2004. — 81 с. − Режим доступа: http://www.economy. gov.by/ru/ macroeconomy/nacionalnaya-strategiya. — Дата доступа: 26.02.2013.

Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-декабре 2012 г. [Электронный ресурс]. / Министерство экономики Респ. Беларусь. — Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/news/vypolnenie-vazhnejshix-parametrov-prognoza-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-respubliki-belarus-v-janvare-dekabre-2012-g_i_0000002166.html . — Дата доступа: 26.02.2013.

Снопков, Н.Г. Важный фактор экономического роста / Н.Г. Снопков // Экономика Беларуси. — 2012. − №1. — С. 48−55.

Жаголкин, В.И. Посткризисная экономика Беларуси в 2012 году замедляется, но власти снова обещают рывок / В.И. Жаголкин // Информационное агентство «Интерфакс-Запад» [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/122418. — Дата доступа: 20.03.2013.

Кризис-2011 в Беларуси: обеднение как способ сокращения неравенства [Электронный ресурс] / Новости северной Беларуси и Вильнюса. — 2012. — Режим доступа: http://westki.info/artykuly/14102/krizis-2011. — Дата доступа: 20.03.2013.

Кризис в Беларуси: может повториться, может — нет [Электронный ресурс] / БДГ деловая газета. — 2013. — Режим доступа: http://bdg.by/ news/finance/21323.html . — Дата доступа: 23.03.2013.

Власти Беларуси готовы предпринять меры по сохранению макроэкономической стабильности — МВФ [Электронный ресурс] / Белорусское телеграфное агенство — Новости Беларуси. — 2013. — Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics? id=628698. — Дата доступа: 26.03. 2013.

Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: Указ президента Респ. Беларусь, 11 апреля 2011 г., №136 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. — Минск, 2011. — Дата доступа: 06.03.2013.

Казима, С.А. Мир через пять лет: встречаем 2017-й / С.А. Казима // Республика [Электронный ресурс]. — 2012. — №245. — Режим доступа: http://www.respublika.info/5660/analysis/article58973. — Дата доступа: 26.03.2013.