Национальная экономическая безопасность России и условия её обеспечения

Экономическая безопасность страны сильно влияет на эффективное развитие национальной экономики, ее устойчивость и конкурентоспособность как на внутреннем, так и на мировых рынках.

Понятие «экономическая безопасность» характеризует готовность соответствующих экономических, политических и правовых институтов государства поддерживать и защищать интересы основных субъектов в направлении национальных хозяйственных ценностей и традиций.

Для наглядности далее рассмотрим как частный случай экономическую безопасность России.

Сложность обеспечения достойной экономической безопасности России как ее непременного условия возрождения привлекают пристальное внимание ученых, видных политических деятелей, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно: реальный урон и масштабы дальнейших угроз способствуют выдвижению этих проблем на «повестку дня» общественной жизни.

В данном случае некорректны легкомысленные попытки преуменьшить надвигающиеся проблемы и дальнейшие угрозы. При этом речь идет не о простых словесных упражнениях и не о составлении разнообразных формул, различных классификаций опасностей — внутренних и внешних, долговременных и текущих. Особенно важно выявить саму суть проблемы, обозначить реально серьезные проблемы, предложить эффективные и надежные методы их решения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это условие стабильности и независимости страны, плодотворного развития общества, общего благосостояния. Поэтому обеспечение и поддержка экономической безопасности является важнейшим национальным приоритетом.

Объект исследования — национальная хозяйственная система страны.

Предмет исследования — социально-экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.

Цель работы — рассмотреть условия обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

  • Определение понятия и сущности экономической безопасности;
  • Определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности на примере Российской Федерации;
  • Основная характеристика условий и показателей экономической безопасности;
  • Анализ условий экономической безопасности России;
  • Выявление основных существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

Вопросы экономической безопасности России занимают значительную часть трудов российских ученых, таких как: Олейников Е.А, Шульга В.А., Сенчагов В.К., Львов Д.С., Архипов А. и др.

6 стр., 2863 слов

Экономический анализ потенциалов национального богатства

... мощи национальной экономики, эффективности функционирования экономической системы, благосостояния народа. Чем больше национальное богатство страны, тем сильнее экономический потенциал, больше возможностей для увеличения валового внутреннего продукта и жизненного уровня населения. 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА Национальное богатство − основной ...

Методы исследования: сопоставление, сравнение, позитивный и нормативный анализ.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны

1.1 Понятие и сущность экономической безопасности

Экономическая безопасность — одна из частей общей национальной системы безопасности страны. Она влияет практически на все стороны жизни общества, государства, экономики. По мнению отечественных ученых, ее развитие нужно рассматривать в общей подоплеке становления системы национальной безопасности государстваАбалкин, Л.И. Курс переходной экономики: учеб. для вузов/ Л.И. Абалкин, И.А. Погосов, В.В. Радаев; под ред. Л.И. Абалкина. — М.: Финстатинформ, 2007. — 631 с..

В России впервые этот термин был определен в 1995 г. в Федеральном законе от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В нем было указано, что под сущностью экономической безопасности понимается состояние экономики, при котором обеспечивается достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям Федеральный закон № 157-ФЗ от 13.10.1995// Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1995 г., № 29, ст.1263.

В контексте биполярного противостояния сверхдержав главная «теоретическая» проблема с точки зрения «экономических аспектов безопасности» состояла в поиске оптимального соотношения между: с одной стороны — объемами и структурой расходов на оборону и, с другой — экономической эффективностью и конкурентоспособностью национальной экономики. Например, создание «стратегических запасов», предложенных американским профессором Дж. Лучиани, относят к мерам «несиловых» решений, а «холодная война» В. Кейбла — к конфронтационному пути развития.

Luciani J.

«С распадом системы государственной безопасности СССР была утрачена концептуальная, стратегическая и институционально-организационная основа защиты национально-государственных интересов России как наследницы Советского Союза. Старая парадигма государственной безопасности с ее идеологией, особым пониманием национально-государственных интересов и системой стратегических приоритетов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности» Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. — М.: Рос. экон. акад., 2007. — С. 557..

При переходе России к рыночной экономике, резко расширился список проблем, связанных с вопросами обеспечения экономической безопасности. В настоящее время экономический кризис и сложные демографическая и социальная ситуации выносят положение России далеко за пределы безопасного состояния. Проблемы экономической безопасности стали рассматривать слишком поздно, когда экономика превысила пороговые значения экономической безопасности. С этим связаны, с учетом реальной ситуации в российской экономике, государственное регулирование, поиск направлений защиты национальной экономики. Для России это как никогда актуально, потому как она нуждается в выработке обоснованных рекомендаций, их развития и совершенствования в процессе реализации.

13 стр., 6139 слов

Национальные интересы и экономическая безопасность России

... объем работы сосредоточен в структурах Правительства Российской Федерации. Основной структурой, отвечающей за политику экономической безопасности, является Министерство экономического развития и торговли. Это министерство также курирует многие вопросы защиты национальных интересов, связанных ...

Политические, геополитические, социально-экономические и международные изменения, происходящие в процессе реформирования постсоветского экономического пространства, носят фундаментальный характер и затрагивают весь спектр отношений и структурных систем в области международной и национальной безопасности. Если структурировать их долговременные стратегические приоритеты, то можно выразить следующие элементы в условиях формирования рыночной экономики новых парадигм:

  • переход к концепции баланса сил в системе международных отношений из концепции баланса интересов;
  • движение к моделям, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа;
  • усиление принципа защиты территории принципом безопасности личности.

Концепция национальной безопасности нового великого демократического суверенного государства начала складываться сразу после распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определяющий ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы основные понятия безопасности, в особенности важных интересов, подчеркнуты основные объекты безопасности: государство, общество, личность. В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названы, действующие в этой области через органы законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти. Угрозы безопасности страны сформулированы как ряд условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам государства, общества, личности. Поделены угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности по реальным и потенциальным аспектам Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. — М.: Рос. экон. акад., 2007. — С. 558..

Абалкин Л.

В законе от 1992 г. определено, что обеспечение безопасности проведением единой государственной политики в области безопасности, системой мер организационного, политического, экономического и иного характера, ясно и четко определяющих угрозы особенно важным интересам личности, общества, государства в целом.

В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом определены:

  • законность;
  • соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;
  • взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;
  • взаимодействие с международными системами безопасности.

Нужно заметить, что новая доктрина государственной безопасности в первые годы становления суверенной России базировались на сугубо романтических и в некоторой степени наивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. Игнорировалась ожесточенная международная экономическая конкуренция, конфликтность и противоречивость современной мировой системы, где столкновение сил и интересов не прекращается, но и меняет свои конфигурации. Попытки построить реальную политику на основе идеи баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека и обеспечение безопасности личности при применении данных положений и недостатке необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национальных интересов привели к серьезной потере геополитических и геоэкономических позиций страны Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. — М.: Экзамен, 2005. — С.68..

10 стр., 4504 слов

Роль экономической безопасности в системе национальной безопасности ...

... курсовой является рассмотрение роли экономической безопасности в системе национальной безопасности страны. Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач: Основные методы, используемые в данной работе: сравнение, сопоставление, статистический, нормативный и позитивный анализ. Вопросы экономической безопасности России ...

В то же время возник огромный ряд совершенно новых и серьезных угроз, в политической, и в экономической сферах. Именно поэтому работа над созданием новой доктрины национальной безопасности России не прекращалась.

С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего неплохой государственный авторитет Совета безопасности происходит разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.

Сенчагов В.К

Тем не менее, «списки» критериев у разных авторов ощутимо далеки друг от друга, не говоря уже о пороговых значениях. Наиболее часто остаются неясными принципы отбора тех или иных критериев и способы вычисления пороговых значений. Вместе с множественностью определений самой «экономической безопасности» это делает всю концепцию весьма субъективной и очень уязвимой для критики. Некоторые ученые-исследователи вообще отказывают ей в статусе научности.

После того как появилась официальная Концепция экономической безопасности 1996 года, ставшая результатом дискуссий в научных кругах, вполне вероятно было ожидать разработки официально закрепленных «пороговых значений» всевозможных показателей. Применение данных норм должно было само по себе влиять на принятие решений. Но сказалась не редкая в России волокита. По постановлению правительства РФ № 1569 от 12 декабря 1996 года, принятому одновременно с утверждением Концепции, выделялись 11 критериев экономической безопасности. Распределение пороговых значений каждого из них возлагалось на те или иные министерства и ведомства (от 1 до 8 на каждый критерий).

Предполагалось, что всего в этой работе должны были участвовать как минимум 22 государственных органа и еще неназванное число весьма «заинтересованных» сторон. Не удивительно, что при таком распылении ответственности эти пороговые значения так и не были разработаны. Кроме того, многие критерии из «официального» списка просто не могли иметь количественного выражения (например п. 11 — «обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики»).

В период 1995-1997 гг. так же был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорой системы, напрямую связанной с национальными ценностями и традициями, национальной идеей, вековыми интересами населения и государства. На основе этой концепции и возникла стратегия национальной безопасности, в которой отражаются основные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.

15 стр., 7175 слов

Мировой рынок нефти: проблемы истощения ресурсов и энергетическая ...

... безопасность национальных экономик; выявить альтернативные источники. Основными источниками при написании курсовой работы послужили: Глава 1. Формирование мирового рынка нефтяных ресурсов 1.1 Запасы, производство и потребление нефти по странам ... всех мировых запасов – находятся на территории Саудовской Аравии. Доказанные запасы нефти в России составляют примерно 5,5% мирового – около 8 млрд. тонн, в ...

Руководствуясь концепцией и стратегией, государство получило возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности как основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. — М.: Рос. экон. акад., 2007. — С. 558..

1.2 Концепция национальной безопасности

«Концепция национальной безопасности Российской Федерации выражается из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, научно-технических, политических, экологических и информационных условий» Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования и науки РФ; Рос. эконом. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. Р.М. Нуреева. — М.: 2010. — С. 330..

В Концепции учитывается, что на данный момент обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. — М.: Изд — во «Экзамен», 2005. — С.71..

В Концепции указано, что в целом влияние России на решение всевозможных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, но потенциально страна может поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание и развитие своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, военный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, укрепление основ демократической государственности и развивающейся экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, с четко очерченными интересами и традициями.

Концепция впервые ввела в лексикон официальных документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, распределила основные институты и механизмы защиты национальной безопасности страны.

В Концепции довольно ясно сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются жизненно необходимыми. Поэтому комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России возможно реализовать только на основе стабильного функционирования многоотраслевого высокотехнологичного хозяйства, способного снабдить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию — вооружением, население и социальную сферу — предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю — конкурентоспособными товарами.

5 стр., 2077 слов

Экономика африканских стран

... содействовали вооружению и усилению военной мощи соответствующих стран, что опять-таки ложилось на слабую экономику этих стран невыносимым бременем. В-третьих, Африку буквально потряс мощный демографический взрыв. Издревле ... исследованиями. В ряде стран, как в Кении и Ботсване, Нигерии и Замбии, Сьерра-Леоне, Сомали, Зимбабве, Заире и некоторых других, ведутся даже на национальном уровне кампании ...

В новой редакции Концепции от 10 января 2000 г. № 24 учтены последние веяния времени, а определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям: более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.

Например, в экономике угрозы вызваны существенным уменьшением ВВП, снижением инновационных возможностей и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты, а в экспортных поставках — топливно-сырьевых и энергетических продуктов.

Дезинтеграция научно-технического и технологического потенциалов страны, уменьшение выделений из бюджета на исследования в стратегически важных направлениях научно-технического развития и «утечка мозгов» угрожают России утратой своих позиций в мире, деградацией наукоемких производств, сильной внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

Угнетающие процессы в экономике в значительной степени лежат в основе стремлений к отделению ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к сильной политической нестабильности, разрушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших составляющих — производственно-технологических и финансово-банковской, кредитной и налоговой систем, транспортных связей.

Однако, выступление Д.А. Медведева при вступлении в должность президента России и одновременный переход В.В. Путина на должность премьер-министра всего на несколько месяцев опередило втягивание нашей страны в водоворот мирового финансового кризиса. Таким образом, «новой-старой» власти приходится одновременно решать неотложные задачи по преодолению кризиса и ставить более «перспективные» цели по посткризисному развитию страны. Но в антикризисной программе правительства выражение «экономическая безопасность» не употреблялось. В ней, однако, выделялись три чисто «внутренние» причины, которые сделали экономический удар особенно тяжелым для России: невероятно высокая зависимость от экспорта природных ресурсов, недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики и недоразвитость финансового сектора, которая вынуждала российские предприятия брать кредиты за рубежом. Все эти причины, в общем, сводятся к неудовлетворительному участию России в мировом разделении труда, которое и представляется руководству страны главной угрозой ее экономическому благополучию. И отметим попутно любопытный факт: на Западе одной из главных экономических угроз считается зависимость от импорта природных ресурсов, а у нас — от их экспорта. Получается, что торговля этими ресурсами несет опасность для обеих сторон. Неудивительно поэтому, что в антикризисной программе постоянно подчеркивается необходимость модернизации экономики и ослабления ее зависимости от внешней конъюнктуры, указывается, что «основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос» Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (http://www.kreml.org/other/207973731).

5 стр., 2244 слов

Государственные программы как инструмент управления социально-экономическим ...

... решение конкретных задач в рамках государственной программы. Инструментом государственного управления социально-экономическим развитием России являются государственные программы. Государственные программы разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально-экономического ра звития Российской Федерации и ...

Но что происходит сейчас? Чарльз Грант (Charles Grant), директор Центра европейских реформ считает, что будущий президент не исправит плюралистическую политическую систему, значительное усиление диктатуры закона или борьбу с коррупцией. И также маловероятно, что он диверсифицирует экономику в сторону ухода от зависимости от экспорта природных ресурсов, для того, чтобы производство и услуги играли большую роль в экономике. И все из-за того, что такая политика может угрожать основанию власти и богатству правящих кланов.

Будущий президент столкнется и с кризисом бюджета: повышение расходов обозначает, что сбалансированный бюджет теперь требует цены на нефть в 115 долларов за баррель, по сравнению с 30 долларами в 2006 году — а в 2012 году цена может понадобиться 125 долларов за баррель.

Медведев работал над тем, чтобы Россия присоединилась к Всемирной торговой организации, в то время как Путин осложнил ситуацию, повысив налоги на импорт автомобилей.

Но, в любом случае, США и Европейский Союз должны быть готовы к тому, чтобы иметь дело с Россией, которая, учитывая ее растущие экономические проблемы, может стать более конфликтной. Они мало что могут сделать для того, чтобы повлиять на события, но хотя они должны делать все, что могут, чтобы поддержать экономическую модернизацию. Кто бы ни был у власти, отношения вряд ли будут легкими». Журнал Financial Times (http://www.ft.com/cms/s/0/defda42e-bc6b-11e0-acb6-00144feabdc0.html #ixzz1Tom8ez5N) 01.08.2011

И это происходит на фоне экономической дезинтеграции, социальной дифференциации общества, девальвации духовных ценностей, которые способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Так же остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные ошибки на первоначальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих ошибок проявляются в ослаблении правового контроля над происходящим в стране, в сращивании некоторых элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

«Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы» Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. — М.: Изд — во «Экзамен», 2005. — С.72 — 77..

Основными задачами для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
  • подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;
  • обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней;
  • формирование гармоничных межнациональных отношений;
  • укрепление правопорядка;
  • сохранение социально-политической стабильности общества;
  • неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

2 стр., 854 слов

Эссе экономика россии во второй половине века

... экономическом плане. Во второй половине XVIII века меняются формы ренты. До XVII века натуральная рента, с XVII века ... Во второй половине XVIII в. росло число мануфактур. К концу века их насчитывалось около двух тысяч. В стране существовали три типа мануфактур: казенные, вотчинные и купеческие (крестьянские). Во второй половине ... сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным ...

  • создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
  • расширение рынков сбыта российской продукции;
  • В условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.

Важнейшее значение принимает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних факторов и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Для усиления власти государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний надлежит ввести серьезные и обоснованные ограничения на эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. В результативных мерах нуждается так же сфера валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности/ Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов. — М.: Наука, 2005. — С.44 — 45..

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности являются:

  • правовая поддержка реформ и создание эффективного механизма контроля над соблюдением законодательства страны;
  • государственное урегулирование национальной экономики;

— принятие мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, увеличение экономического роста при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Переход к эффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования необходимых механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

Задачи, связанные с устранением повреждений и структурных ошибок в российской экономике, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения должны решаться в первую очередь, потому что, не решив эти проблемы, двигаться вперед очень затруднительно.

Очень большое значение так же имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, структурная перестройка промышленности. Сегодня, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях решения этих задач должны быть приняты меры, стимулирующие переход передовых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности всегда принципиально важно в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

Глава 2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики

Существует тесная взаимосвязь между экономической безопасностью и системой национально-государственных интересов. И именно с национально-государственными интересами связаны проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: генофонд нации, предпосылки и условия ее здоровья и социально-культурного развития; геополитические и геоэкономические статусы страны в современном мире.

На первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным интересам России, как ни странно, не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом номер один, а проблемы вариантов их проведения игнорировались.

Национально-государственные интересы определяются как круг особенно важных интересов всех этнических и социальных групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном смысле исторически объединяются в качестве единой нации; б) в политическом плане исторически само организуются как государство.

«Экономическая безопасность так же означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов» Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2005. — С.134 — 135..

Состояние экономической безопасности может оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений экономическая система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, обязательно становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.

Разные виды экономической безопасности определяются в сферах и отраслях экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики имеет место производственно-технологическая, промышленная безопасность. Но все же только лишь сферами не исчерпывается вся проблематика этого вида. Важно одновременно рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, в чью пользу проводится приватизация государственной собственности, кому выгодна деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта.

«Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования» Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2005. — С.137 — 138..

Инфляционная безопасность отражается в росте цен. Но она, скорее, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Но рост цен может отражать конъюнктуру и на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, обычно говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

Самостоятельный вид так же образует внешнеэкономическая безопасность, которая обусловлена взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она может проявляться в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

Неимоверно быстро возрастает роль интеллектуальной безопасности в современной экономике. Обеспечение безопасности в этой области может достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.

Это еще один вид экономической безопасности — информационная безопасность, особая роль в мировом пространстве информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

Наш мир пока продолжает жить по законам баланса сил, а не взаимным согласованием интересов. В настоящее время колоссальную роль играют призывы, гласящие о глобализации мировой экономики. Глобализация — процесс крайне объективный, о нем сейчас говорится много, и он оценивается совершенно неоднозначно. Без сомнения, крайне важно развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Такой своеобразный процесс «глобализации» идет в русле неолиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы.

Однако надо иметь в виду, что экономическое развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени соответствует как реалиям мировой экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард».

России жизненно необходимо выработать собственное видение своего места в глобализации, выстроить соответствующие геостратегические концепции глобализации. Но в ближайшее время, без концепции и активной внешнеэкономической и политической работы страна постепенно выдвинется на периферию современного мирового экономического пространства.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о субъектной структуре глобальной экономики. Для этого необходимо проанализировать:

  • процесс объединения национальных государств в интеграционные союзы;
  • транснациональные капиталы, транснациональные корпорации (ТНК) и банки как их организационно-правовые формы;
  • международные экономические институты регулирования и координации Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред.

Е.А. Олейникова. — М.: Экзамен, 2005. — С. 141-143..

Экономически развитые страны активно воздействуют на деятельность транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано со всевозможными национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Эти государства, будучи наиболее влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических институтов, оказывают решающее воздействие на их деятельность. В свою очередь, международные экономические институты демонстрируют финансово-экономическую многостороннюю поддержку политики западных держав и прежде всего США, но с другой стороны, активно формируют институциональные основы нового экономического миропорядка, в котором доминируют транснациональные капиталы и международные финансовые рынки.

Вопрос о том, по какому пути эффективнее пройдет развитие глобализации и как совместить современный глобализм с идеями многополюсного мира, интересами национальных государств, отдельных регионов, остается открытым.

В процессе образования новых метасубъектов мировой экономики и геополитики, новых центров силы, их иерархий и балансов появляются совершенно особые реалии функционирования национальных государств. Государство становится сильным и ответственным субъектом, защищающим национальные интересы страны перед лицом современных региональных союзов и интеграции, транснациональных компаний, наднациональных органов международного планирования, регулирования, координации. От понимания этого зависит место государства в новых мировых иерархиях, способность защиты политического и экономического суверенитета, его воздействие на международные и внутриполитические процессы. Для России это особенно актуально в силу ее специфичного геополитического и геостратегического положения, особенностей исторических периодов, переживаемых страной.

«Добровольный отказ России от положения второй сверхдержавы мира, одностороннее уклонение от мирового соперничества в геополитических и геоэкономических системах в первые годы реформирования не столько обеспечило «возвращение в мировое сообщество», а сколько понизило статус страны до уровня региональной державы в мировом сообществе. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов, параллельно с восстановлением ее статуса мировой экономической державы. Все, что противодействует данной стратегии, чревато угрозами и ущербами для экономической безопасности страны. Политика реформ также должна находиться в русле данной стратегии» Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. — М.: Рос. экон. акад., 2007. — С. 562 — 564..

Сущность понятия экономической безопасности раскрывается через ее ключевые пункты, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.

Методологическая классификация угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

«Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальное спокойствие и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:

  • расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;
  • увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву

для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

  • роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам;
  • задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т.

д.

2. Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:

  • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
  • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
  • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
  • свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
  • снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
  • завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов;
  • приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;
  • рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие факторы:

  • объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;
  • нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
  • увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:

  • рост безработицы, так как значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
  • объединение части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их диффузия с различными властными образованиями;
  • ослабление системы государственного контроля, что постоянно приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли» Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос.

экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. — М.: Рос. экон. акад., 2007. — С. 564 — 566..

Смягчение последствий действия угроз экономической безопасности или их предотвращение требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, нарушающих устойчивость социально-экономической системы государства.

В теоретическом плане проблема параметров, критериев и показателей экономической безопасности во многом зависит от результатов функционирования экономики в целом. А это значит, что на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант экономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса — кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).

В области кредитно-денежной политики — это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость оборота денег, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики — это налоговые ставки, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти показатели могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговая — с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.

Обычно различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.

К сожалению, такое положение сложилось на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежного предложения, с последствиями которой страна борется до сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой фантастический взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса.

Наиболее эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На основе этих критериев оцениваются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные данные, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно построить достаточно представительную систему показателей.

Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

Необходимо подчеркнуть, что непринятие стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых критериев безопасности, показателей экономической динамики, в итоге, и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась в состоянии финансового дефолта.

На основе этих данных формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

  • динамику и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы

промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

  • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны;
  • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т.

п.);

  • степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем;

— качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п. Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова, — М.: Дело, 2005. — С.345 — 347.

Таким образом, существует довольно большой ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

Глава 3. Анализ основных показателей экономической безопасности России

3.1 Валовой внутренний продукт

экономический безопасность валовой национальный

«Одним из основополагающих показателей экономической безопасности страны является валовой внутренний продукт — совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год).

Принято различать номинальный ВВП — стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода. А реальный ВВП — это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года» Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. — М.: Юристъ, 2007. — С. 51.. То есть более объективным критерием роста национальной экономики является именно реальный ВВП. Рассмотрим данный показатель в динамике (табл. 1).

Изучив таблицу, мы видим устойчивую положительную динамику изменения реального ВВП на протяжении последних лет. Средний показатель за эти годы — 6,9 %. К примеру, для стран, которых мы традиционно считаем развитыми — Германия, Япония, Франция и др., такой процент в последние годы недостижим. Но все же не стоит забывать, в какой экономической «яме» мы оказались в 90-е годы. Наш потенциальный показатель находится намного дальше, нежели у этих стран. Именно с этим и была связана задача президента перед правительством — удвоение ВВП к 2010 году, но для этого необходим ежегодный прирост 7,2%, который в настоящее время для нас недостижим.

Таблица 1 Динамика реального объема произведенного ВВП

в % к предыдущему году Источник: www.gks.ru

2003

2004

2005

2006

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

105,5

103.0

101.5

101.7

Рыболовство, рыбоводство

103,4

101.2

103.4

112.0

Добыча полезных ископаемых

110,8

108.6

100.9

102.1

Обрабатывающие производства

109,5

106.7

105.7

104.9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды