- В нынешней экономической ситуации, когда в России сильно возросла роль экономических, а равно финансовых и налоговых отношений, проведение налоговых проверок является еще более актуальным, чем ранее, но наблюдение за исполнением установленных законом норм всегда носило обязательный характер.
- Ещё во времена царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, был создан специальный орган — Счетная Палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнения доходной части российского бюджета.
- Сегодня компетенции, задачи и полномочия подобных органов стали шире, так закон от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» подчеркивает, что главными задачами налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, а также частично — валютный контроль.
- Таким образом, целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
- В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
- 1. раскрытие понятия налогового и финансового контроля;
- 2.
раскрытие понятия налоговых проверок;
- 3. рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок.
- 1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
- 1.1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
- Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Финансовое право:учебник// под. Ред. Проф. О. Н. Горбуновой. М,: Юристъ, 2007 С. 275
- Финансовый контроль — важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами — органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.
10 стр., 4809 слов
Отдел налоговых выездных проверок
... деятельности инспекции. В отчете по ознакомительной практике были рассмотрены следующие вопросы: Общая характеристика, а именно описание основных направлений деятельности инспекции, ее функции, права и обязанности. 1. Отдел выездных налоговых проверок Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, ...
- Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применение различных методов его осуществления.
- В зависимости от правовой природы его субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:
-
- государственный
- внутрихозяйственный
- финансово-кредитных органов (банковский контроль)
- общественный
- независимый (аудиторский)
- В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):
- предварительный
- текущий (оперативный)
- последующий
- Существует несколько методов осуществления финансового контроля:
- наблюдение
- проверка
- обследование
- анализ
— ревизия
- Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств.
Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово — кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.
- Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризации и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами.
- Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно0финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля — предварительного и текущего.
- Наблюдение — это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.
- Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и
- Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации, производства и т.п.
- Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д.
18 стр., 8579 слов
Ревизия внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
... построения организационно-экономического механизма контроля над экспортно-импортной деятельностью предприятий и организаций страны приобретает особую актуальность. Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения ревизии внешнеэкономической деятельности на примере ООО «Ассоциация ...
финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа.
- Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
- Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.
- В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя поверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.
- По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах.
Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а внепроизводственной сфере — не реже двух раз в год.
- По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частная) ревизия — это проверка финансовой деятельности только за определенный короткий период времени.
- В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы финансовой деятельности.
- Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
24 стр., 11963 слов
Правовое регулирование деятельности налоговых органов
... деятельности органов, без которых существование самого налогового права затруднительно. В данной работе предпринята попытка выделить изменения в правовом положении налоговых органов, как участников правоотношений, после придания им статуса Министерства РФ ... налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. налоговой политики Тема данной дипломной работы ... средств, ... ревизией ...
- Объектами контроля являются:
-
- исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;
- организация денежного обращения;
- использование кредитных ресурсов;
- состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
- предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
- В соответствии с установленным законодателем разграничением функций и полномочий субъектами государственного муниципального контроля являются:
- Счетная палата РФ
- Центральный банк РФ
- Министерство финансов РФ
- Государственный таможенный комитет РФ
- Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю
- Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти
— иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов
- Государственный контроль осуществляют также органы представительной власти (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
- Банковский контроль служит важным звеном в организации государственного и финансового контроля. Это денежный контроль Налоговое право: учебное пособие// под ред. С. Г. Пепеляева М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007 С.99за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Существует несколько главных способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных зачетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е наличие у предприятия товарно-материальных ценностей.
- Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Выполняя поручение на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы — в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании.
При этом объектом контроля является оборачиваемость платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от уплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика.
- Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.
- Он может назначать и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.
- Внутрихозяйственный контроль — это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации.
27 стр., 13163 слов
Виды, методы и программы налоговых проверок
... налогового контроля и защиту прав налогоплательщика. Задачи дипломной работы: рассмотреть налоговые проверки и их классификацию; описать методы и программы проведения документальных налоговых проверок; предложить пути совершенствования камеральных налоговых проверок; предложить повышение эффективности выездных налоговых проверок. Объект исследования дипломной работы – налоговые проверки. ...
Объектом этого контроля выступают как и предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.
- Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:
-
- формирование учетной политики;
- ведение бухгалтерского учета;
- составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;
- контроль за движением имущества и выполнением обязательств;
- обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.
- Аудиторский (независимый контроль) сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит—форма предпринимательской деятельности аудиторов Финансовое право: учебник// под ред. Проф. О. Н. Горбуновой М.: Юристъ, 2007 С. 69 (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им других аудиторских услуг
- Существует два вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их: обязательная и инициативная.
Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела, или дела подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.
- Одним из направлений финансового контроля является налоговый контроль.
- 1.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
- В новой редакции НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 года, появилось легальное определение налогового контроля, под которым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.
- Доктринальных определений налогового контроля можно привести не мало, например, налоговый контроль представляет собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения «Налоговый контроль и ответсвенность за нарушение законодательства о налогах и сборах» И.И.
8 стр., 3991 слов
Налоговая проверка как основная форма налогового контроля
... статуса налогоплательщика и т.д. Целью данной работы является рассмотрение налоговой проверки как формы налогового контроля. Глава 1. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля 1.1. Понятие финансового контроля Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого ...
Кучеров, О.Ю Судаков, И.А Орешкин М., 2001г С. 156.
- В соответствии со ст.82 Налогового Кодекса РФ формами осуществления налогового контроля являются:
- 1. налоговые проверки,
- 2. получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов,
- 3. проверка данных учета и отчетности,
- 4. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),
- 5. иные формы налогового контроля, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.
- Виды налогового контроля могут классифицированы в зависимости от различных оснований: по времени проведения контрольных мероприятий (предварительный, текущий, последующий);
- в зависимости от места проведения (выездной и камеральный контроль).
- В зависимости от объекта налогового контроля выделяют фактический и документальный контроль. Приведенный критерий классификации не является универсальным, поскольку зачастую налоговый контроль имеет смешанный характер. Так, при проведении выездных налоговых проверок торгово-транспортных предприятий проводится, как правило, проверка документов налогоплательщика, так и инвентаризация товарных остатков, осмотр объектов налогообложения. и т.д.
- Общие принципы проведения налогового контроля можно сформулировать следующим образом:
- 1. Законность проводимых мероприятий налогового контроля — формы осуществления налогового контроля указаны в Налоговом Кодексе РФ, проведение налогового контроля в иных формах, а также по основаниям и в порядке, не предусмотренном Налоговым Кодексе РФ не допускается;
- 2. Соблюдение правовой процедуры — требования к оформлению процессуальных документов, как-то составление протоколов о проведении отдельных мероприятий в рамках налогового контроля, оформление материалов проведения отдельных форм налогового контроля, например, материалов проверок, содержался в Налоговом Кодексе РФ, несоблюдение указанных требований является основанием для отмены решения налогового органа;
- 3.
Соблюдение налоговой тайны — сведения о налогоплательщике, полученные входе проведения мероприятий налогового контроля не могут разглашаться соответствующими государственными органами, иначе, как по основаниям, предусмотренным законодательством;
- 4. Недопустимость причинения вреда при проведении мероприятий налогового контроля: причинение имущественного ущерба либо вреда здоровью налогоплательщиков;
- 5. Соблюдение установленных презумпций и прав налогоплательщика, уважение его личных прав и имущественных интересов при проведении мероприятий налогового контроля.
- Соблюдение данных требований при проведении мероприятий налогового контроля позволяет добиваться баланса между соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков и исполнением фискальной функции государства в надлежащем объеме и порядке. Налоговое право: учебное пособие// под ред. С. Г. Пепеляева М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. С. 286
- В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям (постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых осуществляется по месту нахождения участка недр;
- налогоплательщика налога на игорный бизнес — по месту нахождения объекта налогообложения и т.д.).
11 стр., 5170 слов
Взаимодействие подразделений экономической безопасности и противодействия ...
... экономической безопасности и противодействия коррупции . Одним из приоритетных направлений деятельности данного структурного подразделения является выявление, предупреждение, пресечение и расследование налоговых преступлений. Следует отметить, что в компетенцию службы не входит самостоятельное проведение налоговых проверок. ...
- В ходе проведения налогового контроля налоговые органы, а в установленных законом случаях органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы получают доступ к информации, содержащей коммерческие и иные охраняемые законом тайны налогоплательщиков. Подобная информация если она не содержит сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, о предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органами других государств в соответствии с международными договорами одной из сторон которых является российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами, составляет налоговую тайну.
- Накопление информации, используемой в ходе налогового контроля происходит путем ее получения от:
- 1. налогоплательщиков добровольно;
- 2. органов, учреждений, организаций и должностных лиц, сообщающих в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;
- 3. банков, в связи с исполнением ими обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков;
- 4. информации, полученной в ходе поведения мероприятий налогового контроля.
2. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
2.1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 Налогового Кодекса РФ, первыми названы налоговые проверки. Право же на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 Налогового Кодекса РФ и регламентировано главой 14 «Налоговый контроль».
В узком смысле под налоговыми проверками понимают лишь камеральные и выездные проверки, а также совместные проверки с участием органов внутренних дел.
В целом же существует немало доктринальных определений налоговых проверок.
Налоговая проверка — совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в бухгалтерской отчетности и других носителях информации. Налоговые проверки: учебно-практическое пособие (издание второе, переработанное и дополненное) Л. В. Спирина, 2007 г. С. 6-7
Налоговая проверка — составная часть финансовых проверок, в том числе проверок процедур государственной регистрации и учета налогоплательщиков, отчетности и поступлений в бюджеты платежей от налогоплательщиков, проверок объектов подлежащих налогообложению, и других сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Налоговая проверка — процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов).
15 стр., 7142 словФедеральная налоговая служба
... экономическую сущность Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти; 2. Рассмотреть понятие и основные цели, роль Федеральной налоговой службы РФ; 3. Проанализировать характеристику основных полномочий Федеральной налоговой службы: отклонение и налоговая оптимизация в системе налогового контроля; 4. Изучить ...
Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Закон от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» подчеркивает, что главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налогов, а также частично — валютный контроль.
В целом же налоговые проверки — составная часть финансовых проверок, в т.ч. проверок процедур государственной регистрации и учета налогоплательщиков, отчетности и поступлений в бюджеты платежей от налогоплательщиков, проверок объектов, подлежащих налогообложению, и других сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Таким образом, налоговые органы обязаны осуществлять проверки соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового и иного законодательства.
Поэтому деятельность налоговых органов не ограничивается только налоговым контролем, а включает также проверки в сферах производства и оборота алкогольной и табачной продукции, контрольно-кассовой техники, наличного денежного обращения, регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, учета и присвоения идентификационных номеров налогоплательщикам. Рядом нормативных актов проверки в этих и некоторых других сферах возложены на налоговые органы. Все эти вопросы рассматриваются в данном пособии.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, в т.ч. и отдельных аспектов налоговых взаимоотношений, кроме налоговых органов, имеет право проводить широкий круг как государственных, так и общественных органов и организаций: Министерство внутренних дел, Федеральная служба судебных приставов, Министерство финансов, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк России, коммерческие банки, Счетная палата, политические партии, общественные организации, трудовые коллективы и т.д. «Налоговое право России: Учебник для ВУЗов» Крохина Ю.Д. М,: Юристъ, 2007 С.122-123
Налоговые проверки — важнейшая и неотъемлемая часть практической деятельности налоговых органов страны. В ст. 82 Налогового кодекса поясняется, что этот контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством камеральных и выездных налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных налоговым законодательством. В жизни же под налоговыми проверками понимается любое официальное посещение сотрудниками налоговых органов территории налогоплательщика, получение запросов, требований и других документов от налоговых органов.
2.2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. ОБЩИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
Виды налоговых проверок указаны на схеме 1.
40
Схема 1.
Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.
I. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки:
17 стр., 8362 словОформление результатов налоговой проверки
... законодательное регулирование системы налогов и сборов; классифицировать налоговые проверки по видам и целям их проведения; изучить порядок оформления результатов налоговых проверок, проводимых налоговыми органами. Глава 1. Оформление результатов налоговой проверки 1.1.Законодательное регулирование системы налогов и сборов ...
1. камеральные
2. выездные
Камеральная проверка — проверка, проводимая в помещении налогового органа.
Выездная налоговая проверка — проверка, проводимая на территории налогоплательщика.
II. По способу организации:
1. плановые проверки
2. внезапные проверки
Внезапная налоговая проверка, есть разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки0
III. По объему проверяемых документов:
1. сплошные
2. выборочные
При сплошных проверках, проверяются все документы за ревизуемый период. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или при уничтожении первичных документов)
Выборочная проверка — когда проверяется часть документов. Может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, присущих всему массиву документации организации.
IV. По характеру проверяемого материала:
1. документальные
2. фактические
При документальных проверках проверяются документы.
Фактические проверки предполагают проверку не только документов, но и изучение фактического состояния изучаемого лица.
V. По объему проверяемых вопросов:
1. тематические
2. комплексные
Тематические проверки предполагают проверку документов по определенному кругу вопросов.
Комплексные — охватывают все направления деятельности подконтрольного лица в налоговой сфере.
Общими правилами проведения налоговых проверок являются следующие:
1. налоговые органы несут ответственность за проведение у налогоплательщика документальных проверок не реже одного раза в два года;
2. налоговой проверкой должна быть охвачена вся налоговая база по проверяемому периоду;
3. налоговая проверка обособленных подразделений организаций может быть проведена независимо от проведения проверки самого налогоплательщика;
4. налоговые проверки могут проводиться в любых организациях независимо от формы собственности, подчиненности и организационно-правовой форме.
Основными правилами проведения налоговых проверок являются:
1. налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;
2. запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
Из этого правила есть два исключения:
a) когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика
b) когда проверка проводится вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.
3. СУЩНОСТЬ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
3.1 КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, ЭТАПЫ, ВИДЫ
После введения в силу НК РФ (часть 1) значение камеральных проверок возросло, поскольку налоговые органы потеряли право осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проводить камеральные проверки в полном объеме.
В Налоговом Кодексе РФ под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Конструкция статьи 88 НК РФ «Камеральная налоговая проверка» позволяет при проведении камеральных проверок осуществлять те же процессуальные действия, что и при проведении выездных проверок: вызвать свидетеля, осуществлять осмотр документов и предметов налогоплательщика, истребовать документы, привлечь специалиста. «Налоговые проверки:учебно-практическое пособие(издание второе, переработанное и дополненное)» Спирина Л.В 2007 С. 44-45
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Основными этапами камеральной проверки являются:
1. проверка полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
2. проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;
3. визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
4. проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы;
5. проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.
Направления, по которым проводится камеральная проверка, позволяют выделить следующие ее виды:
- формальную проверку;
- арифметическую проверку;
- нормативную проверку;
- непосредственную камеральную проверку.
Формальная проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.).
Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм).
В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.
Арифметическая проверка дает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.
Нормативная проверка — это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.
Непосредственная камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.
Приемы и методы проведения камеральной налоговой проверки являются закрытой информацией, которая представляет собой основные способы определения занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы без проведения выездной налоговой проверки. При этом сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком (его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников.
До 01.01.99, то есть до введения в действие общей части Налогового кодекса Российской Федерации нормативная база для осуществления камеральной налоговой проверки была указана в законе РСФСР от 21.03.91. «О Государственной налоговой службе Российской Федерации», согласно которого налоговые органы имели право проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим при проверке, то есть такая формулировка подразумевала под собой проведение камеральной налоговой проверки. Кроме вышеуказанного Закона, достаточно долгое время других законодательных нормативных и ведомственных актов, в соответствии с которыми проводились бы камеральные налоговые проверки, не было, поэтому во многих районных налоговых инспекциях проведение камеральной налоговой проверки осуществлялось по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов. Данные документы разрабатывались соответствующими инспекторскими отделами региональных инспекций и содержали, в основном, рекомендации об арифметической сверке отдельных показателей представленных расчетов, а также проверки своевременности и правильности оформления расчетов. Такое положение сохранялось до принятия регламента планирования и подготовки выездной налоговой проверки соблюдения налогового законодательства, утвержденного в марте 1997 года Государственной налоговой службой Российской Федерации, в соответствии с положениями которого и стали проводиться камеральные проверки. В положениях регламента впервые достаточно полно нашли свое отражение цели и задачи камеральной налоговой проверки, а также конкретные методические рекомендации по проведению камеральной проверки, а именно, порядок проведения сверки показателей расчетов, анализ отдельных показателей бухгалтерской отчетности и др. «Налоговое право», Демьянов С.А, М,: изд «Юристъ»,2007 С. 78
После принятия Налогового кодекса появилась необходимость в новом документе, устанавливающем единые принципы проведения камеральной налоговой проверки, который бы отвечал всем требованиям Налогового Кодекса. Таким документом стал Регламент проведения камеральных налоговых проверок налоговой отчетности, оформления их результатов, утвержденный 28.01.99. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговое право: учебник. С. Г. Пепеляев. М.: Юристъ, 2004. С. 84 Необходимо отметить, что Регламент камеральных налоговых проверок не отменил Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок соблюдения налогового законодательства, а существенно расширил и дополнил уже существующие положения. Налоговое право России: учебник для ВУЗов. Ю. Д Крохина. М.: Юристъ, 2007 С. 68
При возникновении спорных вопросов, связанных с исчислением сумм налогов, налоговый орган вправе истребовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и необходимые документы. В данном случае срок проведения камеральной проверки исчисляется с момента представления налогоплательщиком указанных документов.
Толкование этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления любых документов. Комментарии к Налоговому кодексу РФ. Часть первая. Постатейный// под ред. А. Н. Козырина Истребуемые документы должны подтверждать правомерные действия налогоплательщика, а не способствовать установлению налоговых правонарушений. Вместе с тем, согласно статье 93 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. НК РФ не устанавливает ограничений по составу запрашиваемых документов. Единственное условие — документы должны относиться к тому налоговому периоду, за который представлена текущая налоговая отчетность.
3.2. Проведение камеральной налоговой проверки
Проведение камеральной проверки регулируется Приказом МНС России от 21.08.2003 N БГ-4-06/24 дсп «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов». Имеются и другие нормативные акты по проведению камеральных проверок:
- Приказы МНС России — от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@ «Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам»;
- от 28.08.2003 N БГ-3-03/478 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3)»;
— Постановление ФСС РФ от 29.07.2003 N 87 «Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа согласно ст. 88 Налогового кодекса в течение трех месяцев. В жизни она обычно завершается в течение 75 календарных дней со дня представления плательщиком декларации. В основном трехмесячный срок проверки сохраняется в том случае, когда руководитель: назначает проведение встречных проверок и иных мероприятий налогового контроля; при проверке крупнейших и основных плательщиков; при выявлении в представленных документах противоречий, на что требуется дополнительное время.
Несколько другие сроки применяют для проведения проверок обоснованности применения ставки 0% и вычетов по НДС, обоснованности освобождения от уплаты акциза или его возмещения.
Отделы камеральных проверок все больше применяют автоматизированные способы проверки деклараций.
Основными этапами камеральной проверки являются: проверка полноты представления плательщиком отчетности; визуальная проверка правильности их оформления — полнота и четкость заполнения всех необходимых реквизитов; проверка своевременности представления налоговой отчетности. Обычно эти проверки проводятся на стадии принятия налоговых деклараций. Затем проверяется правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; проверка обоснованности ставок налогов и льгот.
Над камеральной проверкой отчетов работают три отдела: полнотой представления и правильностью заполнения реквизитов занимается отдел работы с налогоплательщиками, арифметическим контролем — отдел ввода налоговой отчетности, а своевременностью сдачи отчетности, обоснованностью применения налоговых ставок и льгот, а также правильностью расчета налоговой базы — непосредственно отдел камеральных проверок.
Через шесть дней после установленного срока представления деклараций отдел камеральных проверок осуществляет сверку плательщиков, обязанных их сдать и фактически их представивших, затем на основании письменного уведомления вызывает плательщика для дачи пояснений о непредставлении деклараций в установленный срок. По истечении двух недель после установленного срока представления деклараций в течение трех рабочих дней осуществляется повторная сверка, после чего в отношении плательщиков, не представивших декларации, принимается решение о приостановлении их операций по счетам в банке. Это решение направляется банку с одновременным уведомлением плательщика. После представления декларации налоговый орган в течение одного операционного дня принимает решение об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке.
Главный этап — проверка правильности исчисления налоговой базы, для чего проводится анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода. Проверяется и соответствие показателей бухгалтерской отчетности и деклараций данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников, — об объемах потребления электро- и теплоэнергии, водных, сырьевых и других материальных ресурсов. Сопоставляется также динамика показателей отчетности организаций со средними данными по аналогичным организациям: ежеквартально по крупнейшим и основным плательщикам и ежегодно по всем остальным.
При необходимости налогоплательщик вызывается для дачи пояснений на основании письменного уведомления, у него истребуются дополнительные сведения, документы, для чего ему направляется требование.
Бывают случаи, когда налоговые органы требуют от бухгалтеров оригинал документа, после чего они пропадают. Если дело доходит до суда, плательщик доказать ничего не может, потому что для этого нужен только подлинник (ст. 67 ГК РФ и ст. 71 АПК РФ).
В соответствии со ст. 93 Кодекса инспектор во время проверки имеет право требовать необходимые документы, а плательщик должен в течение пяти дней их представить. Но законодательство не запрещает бухгалтеру отдавать копии.
Эта норма используется для наложения штрафов по ст. 126 Налогового Кодекса (непредставление документов в срок или отказ это сделать).
Пока идут препирательства, пять дней проходит, и налоговый орган расценивает такое поведение плательщика как правонарушение, за которое можно оштрафовать (за каждый непредставленный документ — 50 руб., а за отказ в представлении — 5 тыс. руб.).
Часто инспекторы говорят, что в связи с непредставлением оригиналов будет произведена выемка документов. Но выемка проводится в соответствии со ст. 94 Налогового Кодекса на основании мотивированного постановления руководителя инспекции. И только если есть основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, инспектор вправе изъять оригиналы документов.
Если выемка неизбежна, желательно сразу же получить от инспекторов заверенные ими копии документов. Кроме того, эти документы должны быть перечислены в протоколе об изъятии, копию которого нужно также иметь.
Так московская организация обратилась в суд с иском об отмене решения инспекции, которая отказала плательщику в возврате НДС. Инспекция приняла такое решение на основании того, что организация представила копии, а не подлинники выписок банка для подтверждения зачисления валютной выручки. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11830/02-118-92 это решение инспекции было признано недействительным.
Все запросы налогового органа должны быть направлены в сроки, позволяющие получить ответы на них до окончания срока проведения камеральной проверки.
Если при камеральной проверке выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается налогоплательщику с требованием внести исправления в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
По окончании камеральной проверки декларация подписывается на титульном листе должностным лицом, проводившим проверку, с указанием даты ее проведения. Если декларация передана по каналам связи и при проверке установлено налоговое правонарушение, то декларация распечатывается и также подписывается. По окончании проверки декларации по налогу на доходы физических лиц — индивидуальных предпринимателей отделом камеральных проверок выписывается налоговое уведомление на уплату авансовых платежей и платежный документ на уплату авансовых платежей.
Если по результатам проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения, должностным лицом составляется докладная записка на имя руководителя налогового органа с предложениями по привлечению к налоговой ответственности, отказу в привлечении к ответственности, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Не позднее двухнедельного срока до окончания срока проведения камеральной проверки докладная записка и материалы проверки передаются в юридический отдел для подготовки проекта решения. Решение же выносится руководителем налогового органа не позднее последнего дня срока, установленного для проведения камеральной проверки. В решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности содержатся обычно предложения по уплате сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, пеней, санкций.
Принятие решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля допускается на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Для получения разрешения налоговый орган, проводящий проверку, не позднее десяти дней срока до окончания установленного срока проверки направляет в вышестоящий налоговый орган по электронной почте соответствующее письмо.
Отдел камеральных проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения решения направляет его в отдел ввода для отражения в РСБ налогов, пеней и санкций, а копии данных решений — в отдел урегулирования задолженности. На основании решения налогоплательщику в десятидневный срок направляется требование об уплате сумм налога, пеней, санкций. Это требование и копия решения вручаются налогоплательщику под расписку или же направляются по почте заказным пись ………..
Налоговые проверки
Содержание
скрыть