В настоящее время во многих государствах с экономиками рыночного типа главным видом государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые бюджеты всех уровней в процессе налоговых правоотношений, порядок возникновения, прекращения или изменения которых регулируется налоговым правом. Указанное выше обстоятельство свидетельствует о существенном значении формирования и развития учения о налоговом правоотношении.
Следовательно, актуальность данной темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений в Российской Федерации.
Общеизвестно, что налогообложение выступает одной из важнейших функцией государства, определяющим условием его суверенитета. При этом в современных условиях в процессе налоговых правоотношений аккумулируется около 90 % денежных средств, выступающих финансовым обеспечением функционирования государства, а также реализации им своих функций. Иные, не налоговые источники формирования публичных (государственных и муниципальных) финансов незначительны. Именно поэтому правомерно утверждать, что одной из целей установления эффективного нормативного регулирования налоговых правоотношений выступает обеспечение функционирования государства, в том числе в целях признания, соблюдения и обеспечения защиты прав и свобод его гражданина.
Характерно общее отсутствие целостного, системного взгляда на многие проблемы функционирования системы налогообложения, на ее правовую основу, а также, непонимание сущности налогового правоотношения, а указанное обстоятельство свидетельствует о существенном практическом и теоретическом значении формирования и развития учения о налоговом правоотношении.
Объектом данного исследования являются налоговые правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой регламентации налогообложения, а также их осуществление на практике.
Предметом исследования являются нормы финансового, административного, гражданского и иных отраслей права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация регулирования налогообложения в Российской Федерации.
Цель исследования — определение содержания понятий «налоговое правоотношение», «налогообложение», установление их особенностей, признаков, функций, принципов и источников (форм) регулирования, а также механизма реализации, а также выявление недостатков нормативно-правовой регламентации и формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.
Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса
... исследования налоговых правоотношений. Следовательно, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и участников этих отношений в Российской Федерации. В первой главе я рассматриваю налоговые правоотношения и субъекты ...
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
— раскрыть понятие налогового правоотношения и налогообложения, участников и источников налогового правоотношения, их взаимосвязи;
— исследовать признаки налогового правоотношения, отличающие его от иных видов правоотношений;
— проанализировать источники, выявить критерии выявления и выделения принципов регулирования налоговых правоотношений;
— провести исследование видов налоговых правоотношений, исследовать особенности механизма регулирования налоговых деликтных, договорных и иных правоотношений;
— выявить проблемы и перспективы совершенствования российского законодательства о налогах и сборах, а также их теоретического обоснования.
§1.Понятие и виды налоговых правоотношений
Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие:
1) эти отношения складываются в процессе проведения финансовой деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер;
2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения;
3) финансовые правоотношения имеют денежный характер;
4) эти отношения имеют властный характер;
5) государство само непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.
Налоги выступают основным методом собирания денежных средств в процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.
Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.
Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды
... М. В. Финансовое правоотношение. М., 2001.. 1.2 Особенности финансовых правоотношений Финансовые правоотношения -- это один из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами. Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Финансовые правоотношения отличаются ...
Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечня являются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лице своих налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.
Налоговые органы — обязательный участник отношений и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.
В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иных финансовых отношений, свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный характер.
В то же время налоговые правоотношения обладают и рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных финансовых правоотношений.
Налоговые правоотношения отличаются, прежде всего, сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Особая сфера возникновения и существования налоговых правоотношений обусловливает и некоторые особенности их субъектно-объектного состава, например, участие налоговых органов, а также содержание как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей сторон в названной сфере.
Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения общественного отношения.
Более глубокому пониманию сущности данного явления способствует рассмотрение видов налоговых правоотношений.
В юридической литературе предлагаются различные классифицирующие признаки.
В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.
По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п., можно отнести к процессуальным.
Участники налоговых правоотношений
... Глава I. Теоретические основы правового регулирования деятельности участников налоговых правоотношений 1 Общая характеристика правового статуса субъектов налоговых Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые ...
По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на:
1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями — к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов;
2) отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений — по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
По характеру межсубъектных связей они делятся на отношения абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.
По содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе:
1) установления и введения налогов и сборов;
2) взимания налогов и сборов;
3) проведения налогового контроля;
4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;
5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.
По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие).
Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.
Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой также проявляются как общие, так и специфические черты налогового правоотношения как разновидности финансовых правоотношений.
Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.
Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны — налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.
Сроки в налоговом праве
... сроков в налоговом праве; -проанализировать историю становления института сроков взимания налогов и сборов; -выработать критерии классификации сроков, отражающих их специфику в налоговом праве; -рассмотреть порядок исчисления и изменение порядка исчисления сроков в налоговом праве; -рассмотреть последствия пропуска сроков субъектами налогового правоотношения в ...
Объектом правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.
Под содержанием правоотношения понимаются права и обязанности субъектов налогового правоотношения.
§2. Объективный состав налогового правоотношения.
Объективная сторона налогового правонарушения представляет собой совокупность признаков, характеризующих налоговое правонарушение как выраженное во вне поведение. В этой связи наиболее адекватное определение объективной стороны состава правонарушения, на наш взгляд, предложено И.С. Самощенко: «объективную сторону правонарушения образуют все те элементы деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт внешнего поведения лица.
Традиционно объективную сторону налогового правонарушения образуют: деяние в форме действия или бездействия, общественно вредный результат и причинно-следственную связь между ними (обязательные признаки).
Кроме того, в объективную сторону налогового правонарушения могут входить время, место, обстановка, способ совершения (факультативные признаки).
Некоторые исследователи при характеристике объективной стороны правонарушений (в т.ч. преступлений) в число обязательных ее элементов включают общественную вредность и противоправность. На наш взгляд, признак общественной вредности отражается на всех элементах состава налогового правонарушения: в объекте посягательства, в объективной стороне, субъекте и субъективной стороне.
Противоправность также относится к характеристике налогового правонарушения в целом, а не его отдельных элементов.
НК РФ при определении понятия налогового правонарушения выделил две формы деяния, в которых оно выражается – действие и бездействие.
Действие представляет собой активное поведение субъекта налогового правонарушения, которое характеризуется рядом признаков: волевым и осознанным характером, общественной вредностью и совершением в нарушение норм законодательства о налогах и сборах. В большинстве работ, посвященных анализу объективной стороны налогового правонарушения, многие из данных признаков действия игнорируется. Так, например, В.А. Мачехин дает следующее определение противоправного действия – «это активное поведение нарушителя в нарушение требований законодательства о налогах по воздержанию от совершения определенных действий, выраженных в форме запретов или предписаний. В данном определении им были подчеркнуты черты противоправности действия, но отсутствует какое-либо указание его на общественно вредный и сознательно-волевой характер.
Неудачное, на наш взгляд, определение действия дает Е.С. Ефремова, которая раскрывает данное понятие следующим образом: «действие – активная форма противоправного поведения, заключающееся в том, что лицо обязано воздержаться от волевых актов. Данное определение внутренне противоречиво, т.к. активное поведение раскрывается через обязанность воздержаться от волевых актов. По нашему мнению действие заключается не в том, что лицо обязано воздержаться от определенных волевых актов, а в том, что это лицо осуществляет поведенческую активность вопреки имеющимся налового-правовым запретам. Кроме того, в приведенном Е.С. Ефремовой определении отсутствует указание на общественную вредность действия.
Ответственность за налоговые правонарушения
... сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Данное определение содержит достаточное количество признаков налогового правонарушения. ... Основной целью курсовой работы является исследование основных теоретических вопросов относительно ответственности за налоговые правонарушения. В соответствии ...
Наибольшее внимание проблема действий традиционно привлекает криминалистов, в связи с чем следует обратиться к уголовно-правовой литературе по данной тематике. М.И. Ковалев достаточно подробно останавливается в своей работе на понятии действия и его соотношении с такими понятиями как поведение, деятельность, поступок5. Наиболее широкой из них является понятие поведение, которое охватывает внешнее проявление человеческой воли, включающей в себя в т.ч. внешнюю активность.
Высшей формой поведения является деятельность, которая представляет собою совокупность действий, операций и поступков, направленных к единой цели6. П.И. Гришаев при характеристике уголовно-правового действия говорит о том, что в данное понятие включаются телодвижения, совокупность телодвижений и человеческая деятельность.
Особенностью действия как элемента объективной стороны состава налогового правонарушения является его осознанно-волевой характер. В этой связи не будут считаться действиями такое активное поведение людей, которое не зависит от участников налоговых правоотношений и/или осуществляется неосознанно. Так, различного активность, проявляемая в период обострения психических болезней, осуществляемая под угрозой физической расправы не может считаться действием. Вместе с тем, будет считаться действиями активность, проявляемая в условиях ограниченного выбора. НК РФ перечислил данные случаи в ст. 112 НК РФ – это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Вместе с тем, законодатель признает факт различного рода психического принуждения или иного ограничения выбора в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
§3.Субъектный состав налогового правоотношения
Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);
4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
Органы налоговой полиции
... и надзор за деятельностью федеральных органов налоговой полиции 15. Ответственность органов налоговой полиции и их должностных лиц 1. Органы налоговой полиции. Органы налоговой полиции являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и выполняют функции по предупреждению, ...
6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
7) органы внутренних дел.
Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица и организации.
При характеристике налогоплательщиков — физических лиц следует иметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста. Например, несовершеннолетний становится налогоплательщиком, т.е. у него возникает налоговая обязанность, если ему на праве собственности принадлежит имущество, являющееся объектом обложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность выполняется не самим несовершеннолетним, который является недееспособным, а его родителями, усыновителями, представителями.
К организациям- налогоплательщикам относятся как сами юридические лица, так и их филиалы.
Помимо российских юридических и физических лиц (резидентов), налогоплательщиками в соответствии с законодательством могут быть и иностранные организации, иностранные граждане — налоговые нерезиденты. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения в целях избежание двойного налогообложения.
В целом налогоплательщики и плательщики сборов могут быть классифицированы по следующим основаниям:
1) по характеру субъекта — выделяются физические лица и организации
2) по месту преимущественного пребывания и источника получения дохода — на резидентов и нерезидентов;
3) по хозяйственной обособленности — на единые и консолидированные (взаимозависимые лица);
4) по характеру деятельности — на общие и специальные, к которым могут быть отнесены сельхозпроизводители, лица, добывающие полезные ископаемые и т.п.
Законодательство помимо основных субъектов налоговых отношений, к которым относятся, как отмечалось, налогоплательщики и плательщики сборов — с одной стороны, и государство (муниципальные образования) в лице налоговых органов — с другой стороны, определяет и иных участников налоговых правоотношений.
В НК РФ дается понятие налогового агента, который может, как отмечалось, быть субъектом налогового правоотношения. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены, в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К ним относятся, в частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, которые должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы своего работника.
Составление финансовой отчетности организации в соответствии с МСФО
... отчетности в соответствии с МСФО. Концепция поддержания физического капитала применяется тогда, когда пользователей финансовой отчетности преимущественно интересуют производственные возможности компании. В соответствии с ... бизнесу. Составление финансовой отчетности организации в соответствии с МСФО Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) устанавливают, что финансовая отчетность состоит ...
Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков, определенных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводится понятие «взаимозависимые лица», которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
и т.д……………..