накопительный правовой пенсия
Долгое время, вплоть до 2002 г., в Российской Федерации функционировала так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть заключалась в том, что собранные за определенный год отчисления социального налога, уплачиваемого работодателями, направлялись на выплаты пенсионерам. Такая система актуальна при условии значительного превышения числа работающих граждан над числом пожилых людей, находящихся на пенсии. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось пять работавших граждан, и это позволяло выплачивать достойные пенсии. Теперь же, в силу демографической проблемы, сложилась иная ситуация: на одного пенсионера приходится меньше двух работающих граждан, и, по мнению экспертов, довольно скоро положение может еще более усугубиться. Население России быстро стареет. По самым пессимистическим оценкам, к 2030 г. соотношение пенсионеров и работающих будет представлять один к одному, а к 2050 г. доля людей в работоспособном возрасте сократится с нынешних 63% до 50%, доля же пенсионеров вырастет с 20% до 30%.
Очевидно, что распределительная пенсионная система в таких условиях окажется несостоятельной и может привести к тому, что отношение пенсии к зарплате упадет с настоящих 26% до 17% в 2030 г. В такой ситуации от государства потребуется резкое увеличение расходов на пенсионное обеспечение граждан. Известно, что если государство не в состоянии увеличить свои расходы, то приходится снижать размеры пенсий, что приводит к отрицательным последствиям — увеличению уровня смертности и бедности среди лиц пенсионного возраста, росту социальной напряженности в обществе. Мировая практика показывает, что выходом из подобной ситуации может стать внедрение пенсионных схем, сочетающих распределительный элемент, когда часть пенсии назначает и выплачивает государство, и накопительный элемент, когда государство перекладывает часть своих функций по назначению и выплате пенсий в частные руки.
По такому пути в рамках реформы системы пенсионного обеспечения уже более восьми лет идет и Россия. Реформа системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, основная цель которой состоит в обеспечении дополнительного источника для повышения размера пенсии за счет инвестирования накоплений граждан в Российской Федерации">части пенсионных накоплений, а также в установлении зависимости размера пенсии от размера зарплаты, официально стартовала с 1 января 2002 г.
Финансовая основа пенсионного обеспечения в РФ
... курсовой работы является исследование финансовой основы пенсионного обеспечения в РФ. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения Российской Федерации и нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения ...
Актуальность темы: На протяжении последних десятилетий во многих странах мира проводятся пенсионные реформы, обусловленные, в первую очередь, демографическими изменениями. Целью пенсионной реформы в России является не только повышение качества и уровня жизни пенсионеров, но и — изменение роли финансовых и социальных институтов в жизни общества. Для достижения указанных целей был принят ряд решений и мер по повышению привлекательности негосударственного пенсионного страхования.
Теоретическая и нормативная основа: В работе были исследованы работы (в том числе посвященные проблемам негосударственного пенсионного страхования в России) таких ученых и специалистов как Н.П. Белотелова, Е.Ш. Гонтмахер, Г.П. Дегтярев и др.
Предметом исследования являются финансово — экономические отношения, возникающие по поводу формирования и инвестирования пенсионных средств в инфраструктурные проекты для целей увеличения пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы.
Объектом исследования является деятельность негосударственных пенсионных фондов и использование пенсионных средств для развития экономики субъекта Российской Федерации.
Цель исследования состоит в изучении сущности накопительной пенсии в РФ, правовых аспектов и проблем государственного регулирования в сфере инвестирования накопительной пенсии в РФ.
В ходе исследования необходимо выполнить следующие задачи:
- Изучить правовой аспект накопительной части пенсии в РФ и порядок ее формирования;
—Рассмотреть деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению;
—Рассмотреть проблемы государственного регулирования в сфере инвестирования накопительной пенсии;
—Изучить зарубежный опыт пенсионного обеспечения и реформирования пенсионной системы.
1. Сущность накопительной пенсии в России, .1 Правовой аспект накопительной части пенсии в России
Для описания основных правовых и экономических параметров пенсионной системы в Российской Федерации, а также пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы остановимся на наиболее существенных и системообразующих ее характеристиках. Согласно Федеральному закону от 4. 10. 2010 г. №258-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2009 г.», прибыль вышеуказанного бюджета от размещения средств Пенсионного фонда РФ, сформированных благодаря суммам страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, и прибыль от временного размещения Пенсионным фондом РФ средств, образованных благодаря суммам страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также прибыль от реализации (погашения) активов, которые приобретены благодаря средствам пенсионных накоплений, составили отрицательные значения (-137 883,2 и -1 524 714,8 тыс. рублей соответственно).
Пенсионное обеспечение
... Объектом дипломной работы является система современного пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом можно отметить, что временными рамками, в которые заключен процесс развития пенсионного обеспечения России является постреволюционный период, обозначивший зарождение пенсионной системы ...
Это свидетельствует о том, что накопительная система пенсионного обеспечения, реализуемая через управление пенсионными накопления граждан государством, далека от результативности, в противоположность управлению негосударственными фондами. Соответственно Федеральному закону от 6. 10. 2011 г. №258-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2010 г.», ситуация с доходами от размещения средств Пенсионного фонда РФ, образованных благодаря суммам страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, существенным образом улучшилась, впрочем в устройстве доходов Пенсионного фонда РФ более 57 процентов — безвозмездные поступления, а 28 процентов — средства федерального бюджета, которые направлены на погашение дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. В области пенсионного обеспечения можно говорить о социальных правах граждан только лишь в пределах начисления общей фиксированной базовой величины трудовой пенсии по старости, в качестве источника которой выступают средства федерального бюджета.
Страховая часть пенсии обусловлена заработной платой гражданина и порядочности его работодателя, накопительная — рациональной политикой управляющей компании. В то же время руководство накопительной частью через государственную компанию также не охватывает система социальных прав, и целесообразность размещения накоплений не может оспариваться в судебном порядке. На сегодняшний день на уровне исполнительных органов власти осуществляется рассмотрение нескольких вариантов решения данной проблемы и улучшения пенсионной системы. В частности, Министерство труда и социальной защиты разработало проект стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030. Соглашаясь, что в пределах пенсионной системы не удалось достичь требуемого международными стандартами коэффициента замещения, экспертами Минтруда высказано мнение, что инерционный ход развития пенсионной системы (сбережение действующей модели) в обстоятельствах современного пенсионного законодательства непременно станет причиной следующих социально — экономических последствий:
недостаточность методов и механизмов образования допустимого уровня пенсионных прав для средне- и высокодоходных категорий граждан;
отсутствие у работодателя мотивирования для принятия мер, которые направлены на совершенствование условий труда;
трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему, как минимум до 2030 г. будет более 2 процентов валового внутреннего продукта.
Вышеуказанные последствия могут оказать неблагоприятное воздействие на уровень гарантирования социальных прав граждан в России. Имеющие место в данный период проблемы нельзя решить в пределах существующей системы пенсионного обеспечения. Это обусловлено целым рядом факторов как внешней, так и внутренней в отношении к системе пенсионного обеспечения природы. Также необходимо отметить возможность свернуть накопительную систему, что обсуждалось на конференции «Накопительное и добровольное пенсионное обеспечение 2012: новый период». В процессе обсуждения директор Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ высказал точку зрения, что если 6 процентов взносов, которые сегодня направляются на финансирование накопительной части пенсий, будут отменены и направлены необходимые денежные средства на распределительную часть, то в течение двух — трех лет дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ будет залатан, но в будущем дефицит еще более возрастет. В связи с этим с позиции гарантирования социальных прав граждан необходимо акцентировать внимание на проекте изменений в законодательстве, предполагающем право гражданина на отказ от накопительной составляющей пенсии и перевод своих накоплений в распределительную систему, утратив при этом право на перевод своих накоплений в негосударственные пенсионные фонды и обратно.
Доходы и расходы Пенсионного Фонда
... (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. Пенсионный фонд ...
Принимая во внимание характер накопительной части пенсионных взносов и то обстоятельство, что величину этих накоплений, по нашему мнению, изначально не гарантирует государство, а, соответственно, не может быть обеспечена в пределах социальных прав граждан, полагаем, что при передаче вышеуказанных накоплений в распределительную систему характер накоплений будет изменен, и государственное функционирование, направленное на их распределение, может полностью считаться функционированием, направленным на обеспечение социальных прав граждан. Вышеизложенной стратегией развития пенсионной системы предусматриваются следующие направления ее осуществления:
усовершенствование тарифно-бюджетной политики;
модернизация системы досрочных пенсий, направленная на переложение обязанностей по их финансированию на работодателей;
реформы в институте накопительной части пенсионной системы в направлении ее трансформирования в систему добровольного пенсионного страхования в пределах гражданско-правовых взаимоотношений;
развитие корпоративного пенсионного обеспечения;
усовершенствование системы формирования пенсионных прав;
усовершенствование системы руководства обязательным пенсионным страхованием;
развитие международного взаимодействия в области пенсионного обеспечения.
Следует отметить также, что тем или иным изменениям в системе соцзащиты, которой, как полагаем, должна быть свойственна достаточная степень приспособляемости, в определенных обстоятельствах необходимо дать правовую оценку относительно согласованности подобных изменений с установленными Конституцией РФ и международными правовыми актами социальными правами граждан.
Право на соцобеспечение, частью которого, с точки зрения большей части ученых, выступает право на пенсию в размере, не ниже определенного уровня прожиточного минимума, обеспечивает в России начисление, выплата и индексация общего установленного базового размера трудовой пенсии по возрасту, который, не учитывая надбавки на сегодняшний день равен 3 278, 59 руб. Вследствие этого, по нашему мнению, нельзя говорить о том, что в этой области обеспечение социальных прав граждан реализуется в полной мере. Как уже подчеркивалось, обеспечение социальных прав государством непосредственно обусловлено уровнем его экономического развития. Европейские государства, которые приняли на себя значительную часть социальных гарантий, но не имеющие достаточную экономическую мощь, в результате встретились с огромными проблемами в социальной области. В России, экономическая стабильность которой на сегодняшний день непосредственно обусловлена спросом на энергоносители, увеличение размера социальных гарантий является возможным в обстоятельствах диверсификации экономики. 16. 06. 2009 г. вступил в действие Федеральный закон РФ от 3. 03. 2009 г. №101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3. 05. 1996 г.». Ратификация дает возможность надеяться на приближение России к «социальным стандартам уровня и качества жизни, за которые ответственно государство».
Значение и роль социальных внебюджетных фондов
... эффективности деятельности внебюджетных фондов РФ. Глава 1. Значение внебюджетных фондов, их сущность 1.1. Понятие и правовые основы внебюджетных фондов Государственный внебюджетный фонд Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. ...
Рассчитывать вместе с тем на фактическую реализацию принципов, сформулированных в вышеуказанном международно-правовом документе, впрочем, не стоит. В действительности, набор социальных гарантий полностью отвечает утвержденному в Европе, а вот их размер, учитывая все возможные индексации, ему не отвечает. По справедливому замечанию О. Понятовской, «даже ратифицировав Социальную хартию, еще рано почивать на лаврах».
Особенности социальных прав, по нашему мнению, заключается в том, что соответствующие им обязанности государства значительно обширнее, нежели в случае с другими правами. В число данных обязанностей включены не только и не столько непосредственное предоставление тех или прочих благ, а образование всей государственной политики с целью достижения такого уровня экономического постоянства, при котором непосредственное гарантирование социальных прав граждан станет возможным с минимальным риском для национальной экономики. И это, в свой черед, выступит в качестве условия недопущения значительного ограничения социальных прав. Следовательно, говорить о социальном государстве можно только в том случае, когда государство имеет достаточно мощный экономический потенциал, позволяющий не ограничивать социальные права граждан в обстоятельствах неблагоприятной экономической ситуации. В нашем государстве реализация этой задачи осуществляется благодаря созданию отдельных «подушек безопасности» из сверхприбылей от продаж энергоресурсов. Вместе с тем, подобную политику можно оправдать только в случае признания ее временной природы — до формирования поистине конкурентоспособной и устойчивой экономической и финансовой системы.
1.2 Порядок формирования накопительной части пенсии
Современная пенсионная система России включает в себя определённый вид накоплений, которые формируются из перечислений работодателя. Попробуем разобраться, из чего состоит страховая и накопительная часть пенсии.
Страховая и накопительная часть пенсии составляют 22% от заработной платы каждого работника. Средства идут на формирование будущей пенсии, которая включает страховую и накопительную составляющие. Страховая составляет 16%, а накопительная — 6%. Страховую часть государство расходует на выплату действующим пенсионерам и учитывает в виде обязательств пенсии по выплате будущим пенсионерам. Страховая и накопительная часть пенсии складываются из всех поступлений, переведённых работодателем на специальный счёт работника. Номер счёта указан на карточке СНИЛС. Государство разрешает преумножить накопительные сбережения, выбрав управляющие фонды и компании.
Рассмотрим, в чём заключаются отличия страховой и накопительной пенсии. Страховая: составляет 16%. Напрямую зависит от полного трудового стажа и уровня зарплаты. Рассчитывается Пенсионным фондом по специальной формуле (частное от деления пенсионного капитала на момент выхода на пенсию и количества месяцев будущих перечислений; к полученному результату прибавляется установленный государством минимум — базовая часть).
Возврат средств Фонда ЖКХ, реформы отрасли в России
... состава, управляющих компаний убедились во многих регионах, участвующих в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ. Кроме того, недостатки в организации информационной работы с сотрудниками ТСЖ, ... России, подготовленного на основании предложения Фонда ЖКХ. В случае принятия соответствующего решения Правительством РФ, средства для возврата в Фонд ЖКХ будут перечислены из региональных бюджетов ...
Распоряжаться денежными средствами человек не может.
Страховая и накопительная часть пенсии формируются на протяжении всего трудового стажа человека. Страховые накопления — это гарантированные выплаты денежных средств государством в зависимости от трудового стажа, а в состав накопительной составляющей входит 6% от перечислений работодателя в пенсионный фонд с 1 января 2012 года.
Накопительная и страховая часть пенсии — обязательные составляющие будущей пенсии. Любой человек может позаботиться об обязательном обеспечении, выбрав подходящий для себя вариант управления накопленными резервами.
Пенсионный фонд — это организация, которая оказывает социально значимые услуги населению определённого государства (или стран).
При достижении человеком определённого возраста ему положены соответствующие выплаты, а производит их именно фонд. Проще говоря, ПФ управляет средствами пенсионной системы (всеми или частью, зависит от государства).
Конкретно в нашем случае фонд гарантирует выполнение прав граждан Российской Федерации на получение соответствующих выплат.
Данная организация была создана согласно постановлению ВС РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». На данный момент ее бюджет утверждается Госдумой Федерального собрания отдельным законом во время принятия главного финансового документа РФ. На данный момент в стране насчитывается больше 40 миллионов пенсионеров и 20 000 000 льготников, которые получают из него выплаты (при том, что всего в Российской Федерации проживает 128 млн граждан).
Как видите, на данный момент Пенсионный фонд России ощущает значительные нагрузки.
Важной причиной, по которой существует Пенсионный фонд РФ, является исполнение им социальных функций. К числу таких обязательств, которые выполняет эта организация, можно отнести: Назначение пенсий гражданам, основываясь на их стаже и условиях работы, с последующей выплатой соответствующих сумм. Пенсионный фонд России учитывает страховые средства, которые поступают по обязательному пенсионному страхованию.
Назначаются и реализовываются социальные выплаты для отдельных категорий граждан: инвалидам, ветеранам, людям, удостоенным высоких наград.
Проведение учета всех участников, которые состоят в системе обязательного пенсионного страхования. Работа и взаимодействие с работодателями, которые платят страховые взносы. В частности, Пенсионный фонд России занимается взысканием недоимок. Следовательно, на него возложены и некоторые правоохранительные функции.
Пенсионный фонд России занимается выплатой средств, которые выдаются как материнский капитал.
Управляет всеми средствами, которые есть в распоряжении у пенсионной системы всей страны.
Эссе пенсионный фонд рф
... , как идут ежемесячные отчисления на мой счет в Пенсионный фонд. Еще важно помнить о том, что существуют негосударственные пенсионные фонды и отчисления можно делать и туда. Это уже ... № 173-ФЗ (ред. от 01.12.2014 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 52 (1 ч.). - ст. 4920. Литература 3. Беликова Т., ...
Осуществляет программу государственного софинансирования добровольных накоплений. Она также известна как инициатива Российской Федерации «Тысяча на тысячу».
Администрирует страховые средства, которые поступают по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
Пенсионный фонд России устанавливает федеральные социальные доплаты, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума.
По итогам 2014 года общий объем доходов бюджета Фонда в сумме составил 6 159 065 449,7 тыс. рублей (см. Табл. 1), из них 6 075 499 094,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 2 410 178 418,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 839 846,3 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме составил 6 190 127 819,8 тыс. рублей, из них 6 168 039 301,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, переданные бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1 086 786,0 тыс. рублей.
апреля 2015 года Совет Федерации одобрил на заседании закон о внесении изменений в бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов.
На основании вышеизложенного, следует отметить, что одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации. Поэтому, чтобы решить данную проблему, Министерство Финансов Российской Федерации предлагало увеличить возраст выxода на пенсию и сокращение пенсии. Пенсионный возраст xотели увеличить до 63 лет для мужчин и женщин. По плану Министерства Финансов, пенсионный возраст должен был быть повышен с 2016 года на полгода и уже к 2022 году он достиг бы до нужного уровня для мужчин и к 2032 году — для женщин, но несмотря на требования финансовых ведомств сэкономить на пенсиях, повысив пенсионный возраст, эта мера так и не была применена государством.
2. Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения россиян
.1 Правовые проблемы государственного регулирования в сфере инвестирования накопительной пенсии граждан РФ
Динамичный рост финансового рынка обуславливает формирование и развитие процесса финансового посредничества как комплексного явления в связи с усложнением инвестиционной составляющей большинства секторов экономики. Одной из форм финансового посредничества является деятельность институциональных инвесторов, функциональной задачей которых является, прежде всего, обеспечение клиентов финансовыми продуктами и услугами с большей степенью эффективности, нежели непосредственное участие таких клиентов в операциях финансового рынка без привлечения услуг финансовых посредников. Современная отечественная нормативно-правовая база законодательно не закрепляет определение понятия институциональных инвесторов в силу отсутствия единого универсального подхода к содержанию вопроса об институциональных инвесторах.
Справочно-библиографический фонд как часть справочно-библиографического ...
... средства. Интернет открывает доступ практически ко всем видам данных и позволяет успешно выполнять фактографические запросы любой степени сложности. Сущность и задачи справочно-библиографического ... материалами СБФ в библиографическом отделе часть справочных и в особенности библиографических изданий имеется также ... в целом соответствует профилю комплектования фонда библиотеки, а, следовательно, и ...
В то время как система институциональных инвесторов, включающая формы и виды финансовых взаимосвязей, а также принципы и механизм их взаимодействия, клиентов институциональных инвесторов и государственных структур, органически вливается в существующее рыночное пространство, способствуя развитию коллективных инвестиций. Ряд исследователей рассматривают систему институциональных инвесторов как совокупность финансовых институтов различного назначения, общей чертой которых является инвестирование средств от лица данного института в различные активы с целью получения доходов по этим средствам.
- паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также закрытые срочные);
- кредитные союзы;
- акционерные инвестиционные фонды;
- инвестиционные банки;
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Обезличенные денежные средства, аккумулированные в фондах институциональных инвесторов и предназначенные для целей инвестирования, вверяются в доверительное управление управляющих компаний с целью минимизации риска обесценения инвестиционных вложений и получения дохода по ним. Все большую актуальность на сегодняшний день в сфере коллективного инвестирования приобретают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), дуалистическая природа которых, с одной стороны, усложняет разрешение задач по формированию фондами финансовых ресурсов, предназначенных по существу для реализации обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению с возложением части ответственности государства за социально-экономический баланс поколений, с другой стороны, накладывает отпечаток рыночного характера финансово-экономических связей по инвестированию средств активов.
Дуализм института негосударственных пенсионных фондов определен целями и задачами деятельности НПФ, статусная позиция которых носит некоммерческий характер, в то время как сам процесс инвестирования активов посредством управляющих компаний подразумевает эффективное использование инструментов рыночного механизма хозяйствования.
Специфические особенности деятельности НПФ обусловлены одновременным участием фондов в двух полярных сферах пенсионного обеспечения: обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении (добровольном, дополнительном).
Согласно ст. 5 федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщиками в системе обязательного пенсионного страхования наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды, пределы осуществления полномочий страховщика которыми устанавливаются федеральным законом. В частности, пределы осуществления полномочий НПФ в качестве страховщика законодатель устанавливает нормами ст. 13 федерального закона, в которой изложены права и обязанности страховщика в лице Пенсионного фонда Российской Федерации.
Система негосударственных пенсионных фондов
... средств самих участников. Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 263 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России. Негосударственные пенсионные фонды, ... пенсионные накопления трудоспособного населения. Обязательные профессиональные пенсионные системы стоят в этой системе ...
Особая организационно-правовая форма НПФ закрепляется за фондами положениями федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которыми НПФ признаются некоммерческими организациями социального обеспечения, исключительными видами деятельности которых является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда, а также деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. В соответствии со ст. 118 части I ГК РФ фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Так, имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей. Также нормами ГК РФ не запрещается фондам осуществлять предпринимательскую деятельность, доходы от которой служат для целей, ради которых создан фонд. Долгосрочный характер инвестирования средств НПФ и социальная нагрузка, возложенная на фонды, предопределяют неотъемлемую составляющую их деятельности такую, как надежность.
Надежность заключается в сохранность вверенных средств вкладчиков и страхователей фонда, и их прирост в процессе капитализации пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Вкладчиками выступают физические или юридические лица, производящие уплату пенсионных взносов по пенсионным договорам в системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Таким образом, совокупность пенсионных взносов формирует целевые фонды денежных средств в части размещения пенсионных резервов, система пенсионных взносов, тем самым, является правоприменительной исключительно в отношении механизма реализации негосударственного пенсионного обеспечения. Объем страховых взносов, аккумулированных в НПФ, формирует пенсионные накопления, функциональным назначением которых является формирование накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионные накопления включают также средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Средства фонда, полученные в соответствии с договорами о создании профессиональной пенсионной системы, входят в состав пенсионных накоплений, находящихся в собственности НПФ для целей их инвестирования посредством привлечения услуг управляющих компаний. К сожалению, действующим законодательством на сегодняшний день не предусмотрена отдельная правовая база, посвященная особенностям организации профессиональной пенсионной системы, а отдельные нормы лишь отражены в Федеральном законе «О негосударственных пенсионных фондах». В законе отсутствует характеристика субъектов отношений системы профессионального пенсионного страхования, название платежей, вносимых страхователями (именно так будем именовать клиентов НПФ в силу формирования последними пенсионных накоплений за счет аккумулированных денежных средств, в состав которых включаются взносы по профессиональному пенсионному страхованию).
Таким образом, при анализе объемов изменения пенсионных накоплений необходимо помнить о включенных в их состав средствах, полученных по договорам о создании профессиональной пенсионной системы. Помимо всего прочего, надежность НПФ должна обеспечиваться и в отношении выплат участникам и застрахованным лицам. Участниками выступают физические лица, в пользу которого должны производиться выплаты негосударственной пенсии в соответствии с условиями пенсионного договора, заключенного между НПФ и вкладчиком.
Надежность (гарантия выплат) в краткосрочной перспективе для НПФ выступает показателем его способности отвечать по своим текущим обязательствам, что предопределяется его платежеспособностью как самостоятельного юридического лица за счет собственных средств (части дохода от размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений) либо за счет средств учредителей. В более отдаленной перспективе, носящей долгосрочный характер, надежность НПФ определяется финансовой устойчивостью фонда.
Под финансовой устойчивостью НПФ понимается такое соотношение источников финансирования собственного имущества фонда и их использование, при котором фонд в достаточной степени гарантирует выполнение своих обязательств перед участниками и застрахованными лицами, а также имеет возможность развиваться и финансировать собственную уставную деятельность в долгосрочной перспективе.
Успешное функционирование НПФ напрямую зависит от дохода, получаемого в результате размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений, в то время как наличие этого дохода отнюдь не гарантируется в связи с сопровождающимися финансовыми рисками. Таким образом, представляется весьма сложным обеспечить надежность НПФ в силу объективных условий функционирования рынка и изменяющейся демографической структуры общества.
Динамичное развитие накопительной системы в идеологическом плане возможно лишь при непрерывном воспроизводственном процессе в рамках перманентного социально-экономического роста, развития финансового и фондового рынков страны. Надежность системы негосударственного пенсионного обеспечения, обеспечивается, с одной стороны, принятием мер государственного регулятора в отношении деятельности НПФ, с другой стороны, стратегии пруденциального инвестора НПФ, способного к качественному осмыслению и применению инструментов финансового рынка.
При этом негарантированный рост экономики, и тем более негарантированная стабильность индикаторов фондового рынка, находящихся в тесной зависимости от национального и международного рынков, усиливают роль государственного регулятора в урегулировании вопросов дальнейшего формирования и развития накопительной системы страны.
Однако, как показывает практика прошлых лет, регулятивная функция государственных органов на сегодняшний день сведена к ограничительной политике в сфере инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Одним из первоочередных требований к осуществлению деятельности фондом является минимальный размер собственных средств, который должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года — не менее 200 миллионов рублей. Установление подобного требования со стороны государственного регулятора должно обеспечить исключение из системы небольших фондов, не способных осуществлять эффективно свои функции и, напротив, возложение за — дач по инвестированию средств на крупные НПФ, с достаточным объемом собственных средств.
Таким образом, больший объем собственных средств должен служить целям обеспечения гарантий по обязательствам, т.е. обеспечению надежности. На практике соблюдение данного требования является формальностью, поскольку показать на бумаге требуемые цифры не составляет особого труда со стороны учредителей фонда, что естественным образом подрывает какую-либо значимость требование регулятора.