Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.
Как правило, учёные, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Например, М.И. Брагинский считает, что « налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права»1
Другие авторы не исключают возможности формирования налогового права в качестве самостоятельной правовой общности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств. 2 Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществлённой в 1998 г. Кодификацией налогового законодательства.
Большинство учённых, исследующих вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности налогового права в систему финансового права. В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право считалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов.
Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов
обусловили рост нормативных правовых актов, регулирующих налоговые механизмы. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль.3
Весомым аргументом о месте налогового права служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой политики.
Работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы., Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система.
1.1. Понятие налогового права России.
Налоговое право — совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в государстве, порядок их взимания, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, а также определяющих налоговые санкции
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
... коммерческим интересам производителей, которые законно обладают правами интеллектуальной собственности. Поэтому Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), подписанное в ходе многосторонних торговых переговоров Уругвайского раунда, включает минимум норм по защите прав интеллектуальной собственности, а также минимум процедур и ...
В науке финансового права относительного понятия налогового права нет принципиальных разногласии. Наиболее распространённой является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. 4
Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы, которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций. 5
Подобно любой правовой общности налоговое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексных характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально
конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне
регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.
Налоговое право развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениями.
Все отрасли или подотрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому,что бы дать понятие налогово права, необхордимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Предмет правового регулирования образуют как правило, отношения, характеризующиеся следущими признаками:
— устойчивость и повторяемость, что дает законодателю возможность с достаточной точность фиксировать правоотношения субъектов;
- способность к внешнему правовому контролю;
- нахождение в правовом поле, то есть под юрисдикцией права. 6
Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст. 2 НК РФ. 7 Она не только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о
налогах и сборах и тем самым указывает на критерии разграничения налогового и смежных подотраслей и отраслей права.
Для определения предмета налогового права ст. 2 НК РФ использует два критерия:
- метод правого регулирования;
- объект правового воздействия с указанием основных групп регулируемых отношений;
Можно выделить основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:
Контрольная работа: Налоговая политика и регулирование общей ...
Актуальность темы контрольной работы заключается в первостепенной важности налоговых поступлений бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью налоговой политики государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы ...
- имеют имущественный характер;
- направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
— обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов;
Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права дает его классификация по различным основаниям.
Во – первых, в зависимости от функций налоговой деятельности предмет налогового права образуют:
- материальные отношения;
- процессуальные (процедурные) отношения;
Во-вторых, в зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения по:
- установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;
- исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
- осуществлению налогового контроля;
- охране механизма правового регулирования налоговой сферы;
- налогообложение организацией;
- налогообложение физических лиц;
- установление особых налогово-правовых режимов;
В-третьих, по экономическому критерию налоговые отношения подразделяются на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по взиманию налогов. Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекращение налоговых правоотношений. В качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности.
Присущая налоговому праву развитая и сложная совокупность объективных закономерностей позволяет рассматривать предмет налогового права, как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1.3. Метод налогового права России.
Одним из основных критериев для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования.
Способы воздействия обусловлены самой природой финансовой деятельности государства и муниципальных образований (составной частью которой выступают налоговых отношения), ее публичным характером, направленностью на достижение общего интереса. При этом необходимо иметь в виду, что при регулировании финансовых отношений один и тот же правовой прием применяется различными подотраслями и институтами финансового права. Несмотря на это, структура отраслевого метода остается
Финансовое право. Проблемы правового регулирования электронных денег в РФ
... дипломной работы на сегодняшний день актуальна, поскольку отсутствует целостная научно обоснованная концепция правового регулирования электронных денег в РФ. Формирование большинства систем электронных денег происходит по инициативе частных финансовых ... за их эмитентами, состоящего в установлении единых правовых норм в сферах налогового, таможенного и банковского законодательства, а также применении ...
Неизменной, а отдельные правовые приемы могут переходить от одного правового метода к другому, не разрушая его структуру.