Налоговое администрирование — наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность. С другой стороны, успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например, способствует улучшению инвестиционного климата.
Таким образом, максимизация общественного благосостояния и обеспечение устойчивых темпов экономического роста во многом зависят от того, насколько адекватны институциональные изменения налоговых отношений и механизмы их реализации потребностям общества, что определяет актуальность углубления теории, методологии и методического обеспечения процедур налогового администрирования.
Сложность и актуальность научной проблемы, наличие нерешенных вопросов методологии, теории и практики налогового администрирования обусловили выбор темы курсовой работы, постановку ее цели и задач.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического обоснования структурно- функциональных составляющих механизма налогового администрирования, выявить его роль в развитии налоговых отношений и направления дальнейшего совершенствования.
Выбор цели исследования предопределил необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
- определение понятия налогового администрирования, его сущности и основных характеристик;
- характеристика форм и методов налогового администрирования, их развитие;
- рассмотрение структуры органов управления налогового администрирования, их взаимосвязь и функционирование;
- анализ зарубежного опыта налогового администрирования, на примере США и Германии;
- анализ критериев эффективности налогового администрирования и определение путей его совершенствования в РФ.
Объектом исследования является налоговое администрирование, как основа повышения собираемости налогов.
Предмет исследования — сущность, содержание и практика налогового администрирования на современном этапе экономического развития России.
Теоретико-методологическая основа и информационная база работы состоят из существенных положений, содержащихся в публикациях в печати специалистов-практиков, из законодательных актов и нормативных документов, трудов российских экономистов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме, статистических данных ФНС, информационных ресурсов глобальной сети Интернет.
Федеральная налоговая служба
... экономическую сущность Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти; 2. Рассмотреть понятие и основные цели, роль Федеральной налоговой службы РФ; 3. Проанализировать характеристику основных полномочий Федеральной налоговой службы: отклонение и налоговая оптимизация в системе налогового контроля; 4. Изучить ...
1.Налоговое администрирование как основное направление деятельности налоговых органов: понятие, сущность и основные характеристики
Налоговое администрирование – категория сложная и многоплановая. Ее можно представить в нескольких аспектах, основными из которых являются:
1) юридический
2) управленческий
3) финансовый
Налоговое администрирование в юридическом аспекте есть деятельность органов власти по поводу контроля за исполнение налогового законодательства и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Налоговое администрирование в управленческом аспекте представляет собой процесс управления, связанный с осуществлением налогового контроля. Налоговое администрирование в финансовом аспекте – это деятельность государственных органов власти по обеспечению полноты сбора налоговых платежей в государственный бюджет. Таким образом, объединив все аспекты, можно определить, что налоговое администрирование есть целенаправленные действия государственных уполномоченных органов по управлению налоговым процессом в рамках существующей государственной финансово-экономической политики между участниками налоговых правоотношений, включающими функции по сбору налогов, налоговому контролю и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, учета и работы с налогоплательщиками. 1
В России термин «налоговое администрирование» был внесен в теорию и методологию налоговых отношений с переходом на рыночную экономику. В настоящее время он нашел широкое применение в научных работах, выступлениях российских ученых, должностных лиц и политических деятелей. В российской теории и практике имеют место два подхода к определению дефиниции «налоговое администрирование».
Представители первого подхода рассматривают налоговое администрирование как целенаправленную плановую комплексную управленческую деятельность системы уполномоченных органов, организаций и их должностных лиц по организации применения законодательства о налогах и сборах, осуществлению контроля за его соблюдением, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов и сборов, проведению мероприятий, направленных на оптимизацию управленческих процессов, а также по обеспечению выполнения налогоплательщиками возложенных на них обязательств.
Так, по мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере. При этом в узком смысле налоговое администрирование автор определяет как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей.2
Более широкое определение налогового администрирования дают Пономарев А.И., Игнатова Т.В. По их мнению налоговое администрирование -это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования.3
В рамках второго подхода налоговое администрирование рассматривается как повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающая своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Таким образом, одни исследователи дают максимально детализированную дефиницию, тогда как другие придают налоговому администрированию более широкий смысл.
Налоговое администрирование
... функциях, о проблемах налогового администрирования. Работа ... налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями. Налоговые отношения являются предметом налогового администрирования". И далее: "...понятие "налоговое администрирование" раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). ...
Однако ни в Налоговом Кодексе РФ (далее НК РФ), ни в других законодательных актах, регулирующих налоговые отношения легального толкования научного понятия, которое выражается данным термином, не существует. В условиях реформирования экономики России, когда совершенствованию налогового администрирования со стороны государства придается значение одного из основных направлений развития налоговых отношений, вопрос толкования терминологии, используемой в процессе постановки цели и задач, является одним из приоритетных.
Впервые вопрос о налоговом администрировании, как основной цели налоговой политики на ближайшую перспективу был затронут в бюджетном послании на 2004 г., где говорится о совершенствовании налогового администрирования как первоочередной цели налоговой политики РФ.
Таким образом налоговое администрирование осуществляется в целях реализации государственной налоговой политики, эффективного использования различных методов, форм и инструментов налогового планирования и регулирования, осуществления контроля в сфере налогов и сборов, обеспечения плановых налоговых доходов бюджета, укрепления налоговой дисциплины. 4
К признакам налогового администрирования как деятельности уполномоченных органов могут быть отнесены: целевой характер деятельности уполномоченных органов, проявляющийся в обеспечении достижения целей, определенных государственной налоговой политикой и установленных законодательством о налогах и сборах; регламентированный характер деятельности, выраженный в наличии процессуальных и процедурных норм; подзаконность деятельности, так как она осуществляется на основании и во исполнение законодательных норм в целях реализации требований закона; регулярный характер деятельности; вторичный характер по отношению к законодательной деятельности; наличие административно-властных полномочий у уполномоченных органов; осуществление контроля за деятельностью администрируемых лиц. 5
Основными принципами налогового администрирования являются:
1. Принцип законности. Данный принцип означает, что налоговое администрирование, являясь подсистемой управления налоговой системы, должно подчиняться в своей деятельности установленному налоговому и финансовому законодательству страны. Контрольные мероприятия, проводимые в рамках налогового администрирования, должны проводится исключительно в установленных законом правилах.
2. Принцип объективности. При проведении мероприятий налогового администрирования со стороны налоговых органов как субъекта налогового администрирования, обладающего, несомненно, властными полномочиями, требуется обеспечение неприменения дискриминационных мер, предвзятости в отношении налогоплательщиков, уважения чести и достоинства, обеспечение прав налогоплательщиков.
3. Принцип единства. Предполагает единство применяемых приемов, методов и инструментов налогового администрирования на всей территории РФ.
4. Принцип эффективности. Результаты налогового администрирования в абсолютной денежной и относительной оценке (например, собираемость налогов в бюджет) должны быть выше затрат на его проведение.
Курсовая — Администрирование логистической деятельности
... производственно-хозяйственной деятельности. Важную роль в администрировании ЛС играют процедуры аудита, под которыми понимаются периодические проверки состояния отдельных компонентов ЛС и эффективности выполнения логистических функций/операций. Система контроллинга может ...
Задачами налогового администрирования на макроуровне является:
- анализ макроэкономических процессов налогообложения и выработка исходных данных для прогнозирования их развития,
- оценка отклонений фактических значений макропоказателей от прогнозируемых, выявление причин их появления,
- детальная (для ввода в действие в ближайшей перспективе) и концептуальная (на дальнейшую перспективу-до завершающей стадии переходного периода) разработка налогового законодательства.
Задачами налогового администрирования на микроуровне является:
- ввод в действие принимаемых налоговых законов,
— обеспечение повседневной деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов, разработка и реализация организационных мероприятий, повышающих эффективность функционирования налоговых органов. При этом критерием эффективности НА следует считать обеспечение мобилизации налогов и сборов в объемах, отвечающих научно обоснованным на весь переходный период уровням налоговой нагрузки, при минимизации соответствующих затрат на функционирование налоговой системы.
Современная система налогового администрирования должна выполнять несколько задач:
1) повышение уровня собираемости налогов;
2) создание справедливой прозрачной системы НА, которое помимо прочего предусматривает также сокращение издержек налогоплательщика на выполнение требований налогового законодательства и создание для него максимально удобных условий по уплате налогов;
3) Обеспечение справедливых и равных условий налогообложения для юридических лиц, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности.
Обобщая научное исследование теоретических и методологических основ, можно выделить следующие качественные характеристики налогового администрирования:
- обеспечение взаимосвязи фундаментальных общественных наук и активное восприятие достижений экономической и финансовой науки;
- правовая обоснованность и инициативность в совершенствовании
законодательно-нормативной базы;
- управление процессом налогообложения;
- содействие поступлению налогов в бюджет;
- контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов;
- прогнозирование налоговых поступлений;
- участие в межбюджетных отношениях и социальных процессах;
- информационность;
и документарность осуществления;
обобщение отечественного и зарубежного опыта налогообложения;
- совершенствование налогообложения в направлении развития социально-экономической системы общества.
Таким образом, налоговое администрирование достаточно объемный процесс по внутреннему экономическому содержанию, внешним формам взаимодействия, условиям организации, субъектам и объектам самого процесса администрирования, совокупности решаемых задач, целевым параметрам и значимостью результатов функционирования. 6
2. Формы и методы налогового администрирования
Налоговое администрирование — организационно-управленческая система реализации налоговых отношений. Оно включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.
Налоговое планирование и прогнозирование
... ü рассмотреть особенности по расчету поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет; ü выделить и определить пути совершенствования осуществления налогового планирования и прогнозирования в действующих условиях; ü изучить проблему администрирования крупнейших налогоплательщиков на примере Ханты ...
Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются. Каждому из этих методов присущи свои формы способы и приемы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.
Налоговое планирование может быть текущим (тактическим) и на более отдалённую перспективу (стратегическим или налоговым прогнозированием).
Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов, а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.
Основная задача налогового планирования обеспечить — качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов.
На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются — оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объёмы налоговых поступлений с учётом темпов экономического роста региона;
- утверждается бюджет по налогам;
- выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции , индексы цен;
- разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;
- определяется долевое распределение налоговых ставок, льгот и др.
В теории и практике, налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее.
планирование в системе налогового администрирования есть ни что иное, как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как:
- определение налоговых баз по видам налогов и сборов ;
- расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;
- оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам — налогоплательщикам , отраслям , регионам и т.д.
7
Налоговое планирование включает в себя: работу по прогнозированию объемов налоговых поступлений с учетом инфляции, валютного курса, деловой активности субъектов экономической деятельности, теневой экономики и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект бюджета на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым ФНС России.
Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.
Налоговое администрирование в РФ и пути повышения его эффективности
... при определении термина «налоговое администрирование» отграничивают его от понятия «налоговый контроль», однозначно определяя их как нетождественные. В свою очередь, налоговый контроль определяется как контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и ...
Система налогового стимулирования предполагает изменение срока
уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение
относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и
регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок – процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.
Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.
Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.
Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны.
Основная цель – препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.
Сущность налогового контроля можно рассматривать двояко:
1. Как функцию или элемент государственного управления финансами и экономикой;
2. Как особую деятельность по исполнению законодательства по налогам и сборам.
Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением, числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля. 8
Можно выделить следующие основные формы налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля:
- регистрация и учет налогоплательщиков;
- прием и обработка отчетности;
- учет поступления налогов и начисленных сумм;
- контроль за своевременным поступлением платежей;
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки;
- реализация материалов налоговых проверок;
- контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.
В качестве субъектов налогового контроля выступает Федеральная налоговая служба РФ и её территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ — таможенные органы и МВД.
Сравнительный анализ налогового администрирования в России и зарубежных странах
... налогового администрирования и делают налогоплательщикам дополнительные проблемы при ведении домашней работы. Видится важным законодательно зафиксировать аспекты всех форм налогового контроля, внятно квалифицировать сроки проведения налоговых проверок и квалифицировать исчерпывающий список документов запрашиваемых налоговыми органами ...
Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.
Одним из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет является проведение налоговых проверок.
Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Длительное время налоговые проверки были практически нерегламентированным мероприятием, что приводило к массовым нарушениям со стороны налоговых органов по отношению к другим участникам налоговых отношений- налогоплательщикам и налоговым агентам.
В апреле в 2005 году в своем послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин заявил о необходимости предотвращения «налогового терроризма». Результатом законотворческой деятельности, направленной на совершенствование налогового администрирования стал вступивший в силу Федеральный закон № 137- ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 29.07.2006 г.
Изменения в часть первую НК РФ существенно ограничили возможности налоговых органов по проведению камерального налогового контроля (касающиеся прежде всего истребования документов), в связи с чем существенно возросла роль выездных налоговых проверок. 9
Согласно п.1 ст.87 НК РФ, налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Выездные проверки позволяют налоговому органу получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При планировании и осуществлении выездных налоговых проверок нужно уделять большое внимание правильному и обоснованному отбору налогоплательщиков, которые становятся объектом таких проверок, а для их назначения в отношении конкретного налогоплательщика должны быть веские причины.
В этих целях ФНС России разработала Концепцию планирования выездных налоговых проверок, которая утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333. Ставилась задача «построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок»10 , провозглашались двусторонняя ответственность участников налоговых отношений и повышение уровня налогового администрирования в целом.
Система налоговых органов России
... банкротства Отдел контроля налоговых органов Отдел камерального контроля Система налогового администрирования Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа ...
В соответствии с данной Концепцией у налогоплательщиков и налоговых органов возникла некая общая цель- рост налоговой дисциплины и снижение количества и объема налоговых споров.
Согласно ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа.
В новой редакции НК РФ круг задач, решаемых в ходе камеральной налоговой проверки, значительно сужен, равно как и параметры ее проведения, ограничен и круг используемых инструментов налогового контроля, что несколько снижает их трудоемкость.
Данным видом налогового контроля, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков.
Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового
администрирования обеспечивает результативность налоговой политики
государства.
3. Органы управления налогового администрирования, их структура и основные задачи
Значение налогового администрирования в системе государственного управления во многом определено структурой субъектов налогового администрирования и принципами их действия и взаимодействия.
Одной из наиболее характерных черт системы налогового администрирования является множественность субъектов его осуществляющих. Органами налогового администрирования условно можно называть те государственные органы, которые наделены какими-либо властными полномочиями в сфере налогообложения, за исключением осуществляющих сугубо правоохранительную функцию.11
Главные цели работы налоговых органов в сфере налогового администрирования, как уже отмечалось, включают обеспечение полного и своевременного сбора налогов и пошлин, в соответствии с законодательством и при условии правильного применения правовых положений, определяющих режим стимулирования и поощрения законопослушных налогоплательщиков и необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налоговых законов.
Поскольку субъекты налогового администрирования представляют собой специализированную управленческую систему, реализующую налоговую политику, то, по сути, они осуществляют государственно-управленческую деятельность. Состав и объем полномочий субъектов налогового администрирования при этом определяются задачами системы налогового администрирования.12
Основной задачей органов налогового администрирования является создание эффективной системы налогообложения, а также обеспечение должного уровня исполнительности налогоплательщиков. Среди них выделяются: органы, отвечающие за осуществление налоговой политики; органы, непосредственно взимающие налоги и сборы, а также контролирующие их уплату; органы, обладающие отдельными полномочиями в налоговой сфере.
Анализ действующего законодательства и методов налогового администрирования позволяет отнести к органам налогового администрирования: финансовые органы, налоговые органы, таможенные органы.
Основным звеном — администратором налоговых правоотношений со стороны государства являются налоговые органы, «осуществляющие контроль за соблюдением законодательства, регулирующего налоговые отношения». 13
Налоговые органы России
... основах налоговой системы в Российской Федерации» и ряда законов по конкретным налогам, вступившим в действие с 1 января 1992 года, ознаменовало первый шаг в создании налоговой системы постсоветского периода [№1]. Начало современной истории налоговых органов Российской Федерации ...
В соответствии со статьей 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы — Федеральная налоговая служба.
Исходя из административного и национально-территориального деления, принятым в Российской Федерации, систему налоговых органов в России можно представить в виде следующих звеньев:
1) центрального аппарата ФНС России;
2) межрегиональных инспекций ФНС России;
3) территориальных налоговых органов.
Во главе Федеральной налоговой службы находится Руководитель ФНС России, который имеет семь заместителей. В составе центрального аппарата имеется девять управлений: Аналитическое управление, Контрольное управление, Управление налогообложения, Административное управление, Управление обеспечения, Управление информатизации, Правовое управление, Управление по обеспечению процедур банкротства и Управление досудебного аудита.
В состав межрегиональных инспекций ФНС России входят семь инспекций по федеральным округам (МРИ по Центральному ФО, по Северо-Западному ФО, по Южному ФО, по Приволжскому ФО, по Уральскому ФО, по Сибирскому ФО и по Дальневосточному ФО), Межрегиональная инспекция ФНС по централизованной обработке данных и десять МРИ по крупнейшим налогоплательщикам (в сфере нефтегазовой промышленности, металлургии, оборонной промышленности, связи, банковской деятельности).
(Приложение 1)
В результате компьютеризации налоговых органов, применения других средств информатизации стала возможной типовая структура налоговой инспекции, в которой внутренние подразделения формируются исходя из их специализации на конкретных видах налоговой работы, т.е. по функциональному принципу.
Типовая структура устанавливает единые принципы и требования к организации внутреннего устройства инспекции независимо от ее местонахождения, устраняет дублирование в работе отдельных инспекторов, в итоге уменьшается нагрузка на одного налогового инспектора, определяемая числом налогоплательщиков. Это позволяет укрупнить инспекции и сократить их количество.
В соответствии с п. 6 статьи 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются также финансовые органы.
Регулятивная деятельность финансовых органов при решении задачи повышения собираемости налогов направлена на ликвидацию пробелов, создающих возможности ухода от налогообложения, снижение рисков, связанных с неоднозначной трактовкой налогового законодательства, четкое разграничение правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов, упрощение процедуры государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.
Следующим субъектом налогового администрирования выступают таможенные органы. В соответствии со статьей 401 ТК РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В соответствии со статьей 402 ТК РФ таможенными органами являются: 1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.
Здесь необходимо отметить, что таможенные органы к налоговым органам не относятся. Однако Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы наделены полномочиями налоговых органов при осуществлении контроля над соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, в том числе над правильным исчислением и уплатой налогов (сборов) в связи с указанным перемещением товаров. При этом должностные лица таможенных органов реализуют в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Соответственно, таможенные органы можно рассматривать как орган налогового администрирования.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно стройная система органов государственной власти, осуществляющих конкретные функции налогового администрирования.
Необходимо отметить, что в силу того, что в составе субъектов налогового администрирования находится большое количество органов государственной власти, особую важность приобретает принцип действенности, который предполагает, что в своей деятельности субъекты налогового администрирования должны четко взаимодействовать, объективно и оперативно решать поставленные задачи.
Субъекты налогового администрирования, реализуя свои полномочия, обязаны осуществлять правоприменительную практику, которая сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права, оказывать организующее воздействие на объект управления, причем налоговая правосубъектность ограничивается их компетенцией. В тоже время субъекты налогового администрирования должны быть наделены полномочиями в области применения мер административного принуждения и, в силу объективной необходимости, осуществлять правотворческую деятельность.
Безусловно, большое значение имеет взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел. Исследователи отмечают, что «общность задач, выполняемых органами внутренних дел и налоговыми органами в сфере налогов и сборов, обусловливает необходимость их взаимодействия. Прежде всего, имеется в виду обмен информацией, составляющей налоговую тайну, и материалами по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах, а также проведение совместных проверок налогоплательщиков». 14
Важным направлением является правовое взаимодействие ФНС России и Казначейства России. Их совместная работа по учету поступающих от налогоплательщиков платежей в бюджет, а также осуществление возврата по представлению налоговых органов излишне взысканных и уплаченных сумм налогов и других платежей является важным направлением налоговой политики государства.
Взаимодействие налоговых органов с таможенными органами при решении задач налогового администрирования, осуществляемое по трем основным направлениям (совместные контрольные мероприятия, информационное взаимодействие и разработка нормативно-правовых актов), можно признать самым результативным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, то система органов, осуществляющих регулирование налоговых отношений в Российской Федерации, может быть охарактеризована и как совокупность взаимодействующих на основании специальных нормативных правовых актов и межведомственных соглашений элементов. Совершенствование правового регулирования такого взаимодействия может соответственно обеспечить повышение эффективности и качества процесса налогового администрирования.15
Необходимо отметить, что Федеральная налоговая служба является одним из передовых органов федеральной исполнительной власти России, осуществляющих практически все необходимые мероприятия, предусмотренные административной реформой. В то же время остаются множество проблем и нерешенных вопросов, продолжающих вызывать споры налогоплательщиков и налоговых органов, которые далеко не всегда разрешаются однозначно, в том числе и судебных инстанциях. Безусловно, данное обстоятельство является значительным сдерживающим фактором для качественного улучшения налогового администрирования и контроля.
4. Зарубежный опыт налогового администрирования
Одной из важнейших задач, стоящих перед налоговыми органами, является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат — налоговая служба, которая существенно различается по организационной структуре и административной ответственности. Однако в большинстве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью министерства финансов. Вместе с тем это не исключает некоторую их автономность в осуществлении своих функций. В США и Великобритании к этому аппарату относится Служба внутренних доходов (СВД), во Франции — Главное налоговое управление (ГНУ), в Германии — Федеральное налоговое управление и налоговые управления земель и т. д. 16
Рассмотрим порядок и формы организации работы налоговых органов на примере США и Германии.
Основными задачами налоговой службы США установлены следующие:
- O увеличение поступлений от мероприятий по налоговому контролю;
- O облегчение процедуры уплаты налогов для налогоплательщиков;
- O повышение качества и эффективности работы службы и более полное удовлетворение запросов клиентов.
При этом в организационном плане система налогового администрирования в США имеет следующие три уровня:
- на верхнем, федеральном, уровне — Служба внутренних доходов (СВД), которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и сбором федеральных налогов — подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов (Служба внутренних доходов также осуществляет федеральные налоговые программы, утвержденные конгрессом);
- на среднем уровне — налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы, вводимые законодательными собраниями штатов (эти налоги поступают в бюджеты штатов);
- на нижнем уровне — местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти.
Организационная структура налогового управления строится по функциональному принципу, и состоит из следующих основных подразделений:
В рамках СВД действует десять региональных компьютерных центров, в которых аккумулируется вся информация о налогоплательщиках. К примеру, в Мартинсбургском компьютерном центре, обрабатывается и хранится вся информация о налогах, уплаченных юридическими и физическими лицами (140 млн. деклараций физических лиц и 60 млн. юридических лиц).
СВД также предоставляет налоговым службам штатов информационную поддержку, участвует в общегосударственных программах по оказанию помощи налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств, проводит обучение сотрудников местных и штатных налоговых служб, участвует и в других совместных программах.
Следует подчеркнуть, что налоговые органы в США применяют разнообразные формы помощи для налогоплательщика. Прежде всего, налогоплательщикам высылается комплект налоговых документов: чистая форма налоговой декларации, которую налогоплательщик представлял в прошлом году, инструкция по ее заполнению и изменения в налоговом законодательстве, а также информация о том, где можно получить дополнительную помощь. Налоговые декларации и другие печатные материалы, касающиеся налогообложения можно получить также и в любой налоговой инспекции, общественной библиотеке, а также заказать по почте.
В Германии для налоговых органов определены следующие основные направления их деятельности: — учет налогоплательщиков, -сбор, -обработка и проверка получаемой налоговой отчетности, -расследование нарушений порядка исчисления и уплаты налогов, -информационная помощь налогоплательщикам и их консультирование, -осуществление действий по программе досудебного разрешения споров.
Основным документом, определяющим порядок осуществления процедуры отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, является Инструктивное письмо Министерства финансов ФРГ от 08.03.81 «О рационализации отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок».
При проведение проверок преследуются необходимого охвата предприятий контрольными проверками; профилактика налоговых нарушений внезапностью и непредвиденностью контрольных проверок; оценка общего состояния налоговой дисциплины на контролируемой налоговым органом территории за счет репрезентативного отбора всех категорий налогоплательщиков для проверок.
Необходимо отметить, что эффективному налоговому контролю способствует развитая банковская система, высокий уровень компьютеризации налоговой службы, наличие соответствующей статистической и аналитической базы. Все это дает возможность контролировать соответствие доходов и расходов граждан, которые играют основную роль в бюджетных поступлениях Германии.
В отношениях между налогоплательщиками, налоговыми органами и налоговыми консультантами особое место занимает информационное взаимодействие между налоговым органом и лицами, оказывающими услуги по налоговому консультированию. Отношения между финансово-налоговыми органами и налоговыми консультантами в Германии регулируются Законом «О налоговом консультировании».
В основном цели и задачи налогового консультирования в Германии заключаются в том, что налоговые консультанты предлагают своим клиентам (налогоплательщикам) на договорной основе услуги, которые способствуют лучшему и качественному выполнению ими своих налоговых обязанностей. В этой системе существуют определенные преимущества и для налоговых органов. Опыт показывает, что качественное налоговое консультирование влияет на повышение эффективности деятельности в налоговых органах.
Налоговых консультантов в Германии принято считать неотрывной составной частью системы правосудия в области налогового права. Они обязаны на основе отведенных им полномочий, придерживаясь общепризнанных норм профессиональной этики представлять, защищать и оспаривать законные интересы и права своих клиентов перед налоговыми органами и правосудием. Значительное место здесь занимает досудебная процедура рассмотрения налоговых споров.
Эффективность деятельности налоговых органов в мировой финансовой науке принято оценивать по показателю «расходы» (на сбор налогов) – «результат» (сумма собранных налогов).
Этот показатель может рассчитываться для общей суммы сборов всех налогов, для суммы налогов, собираемых на различных уровнях государственной власти (федерации, региона, города, и т.д.), и для отдельных видов налогов. Соответственно, меняются и абсолютные размеры показателей, определяющих эффективность работы налоговых органов, и методологические походы к их планированию и мониторингу.
В развитых демократических государствах, наряду с уже вышерассмотренными показателями, все шире входит в практику применение отдельного – показателя «затрат налогоплательщика» (на исполнение всех его обязанностей, связанных с уплатой налогов) к сумме уплаченных им налогов или комплексного показателя — «общая сумма расходов государства и налогоплательщиков» — «общая сумма собранных налогов».
Все эти показатели позволяют ответить на основной вопрос налоговой политики – насколько выгодно и правомерно применение в той или иной стране тех или иных видов налогов и режимов налогообложения, и при этом с разных точек зрения: для государства и его органов, для налогоплательщиков, для тех и других, вместе взятых.
В практике развитых стран мира расчету и контролю этих показателей уделяется особое внимание, они часто включаются в доклады о представлении и об исполнении государственных бюджетов, эти показатели широко освещаются в печати и обсуждаются на заседаниях профессиональных организаций (ассоциаций) налоговых органов. В Российской Федерации эти показатели пока используются в основном в исследовательских работах, мониторингу их на уровне официальных государственных органов пока уделяется явно недостаточное внимание. 17
5. Критерии эффективности налогового администрирования и пути его совершенствования
В современных условиях важнейшей задачей налоговых органов является обеспечение уровня доходов, предусмотренных законом о федеральном бюджете и законами субъектов Федерации о консолидированном бюджете. Насколько эффективно выполняется эта задача, во многом зависит от профессионализма и компетентности их сотрудников.
Как известно, долгое время работа налоговых органов оценивалась по показателю выполнения и перевыполнения плана по сбору налогов. На первый взгляд, трудно себе представить более удобный индикатор. Однако не все были согласны с подобной оценкой, и прежде всего налогоплательщики. По их мнению, принятая система побуждала сотрудников налоговых органов акцентировать усилия на достижение количественных показателей по итогам налоговых проверок в ущерб качеству.
Впервые о необходимости разработать новые критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых органов, «имея в виду не исполнение планов по сбору налогов, а качество исполнения
и т.д……………..