Налоговая система Чехии

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Фискальная.

Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

1.3. Классификации налогов.

Налог — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогообложения обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.

уровням взимания

федеральным

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

региональным

8 стр., 3969 слов

Единый налог на вмененный доход

... развитие напрямую зависит от развития малого предпринимательства. Глава 1. Единый налог на вмененный доход как вид специального налогового режима .1 Классификация методов расчета ЕНВД ... конкретных обстоятельств. 1.2 Методы применения налога на вмененный доход В данной части работы мне бы хотелось рассмотреть методы применения налога на вмененный доход. Они классифицируются следующим образом: . ...

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

виду объектов налогообложения

  • прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать. В качестве примера можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
  • косвенные — (иначе – адвалорные ) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.).

    Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные потребители, т.е. физические лица.

субъекту-налогоплательщику

  • налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.);
  • налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и др.).
    75 стр., 37322 слов

    Исследования, методы системного анализа и синтеза при рассмотрении ...

    ... налога на добавленную стоимость и порядка заполнения налоговой декларации, рассмотрены основание и правовые основы налога на добавленную стоимость; выявлены особенности налогообложения НДС, раскрыт порядок заполнения налоговой декларации ... касающихся налога на добавленную стоимость и налоговой декларации. Структурно курсовая работа состоит ... нематериальных активов и имущества организации ее преемнику ...

    Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

  • смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

уровню бюджета

Закрепленные, Регулирующие

целевой направленности

Абстрактные

специальным

Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

По срокам уплаты

  • срочные налоги , которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
  • периодично-календарные налоги , которые, в свою очередь, подразделяются на декадные , ежемесячные , ежеквартальные , полугодовые , годовые .

Кроме того, налоги бывают:, С натуральной базой обложения:

  • подомовые налоги;
  • подушевые налоги;
  • специфические таможенные пошлины;

Со стоимостной базой обложения

  • налоги на базе валового дохода (акцизы, налоги с оборота, таможенные пошлины, налоги на имущество, капиталы и т.д., налоги на проценты, дивиденды и т.д.);
  • налоги на базе очищенного дохода (корпорационный налог, налог на индивидуальные доходы, налог на добавленную стоимость, налог на наследство).4 см. рис. 1.3.1.
  1. Налоговая система Чехии

2.1. Виды и ставки налогов в Чехии

Действующая в Чешской республике налоговая система полностью соблюдает принципы фискальной политики рыночной экономики.5 Действующим в Чехии законодательством определено, что налоговая система контролирует, в частности, создание равных условий конкуренции, поддержку общественно полезной предпринимательской активности и преследует цель сближения налоговой системы Чешской республики с налоговой системой Европейского сообщества. Налоговым законодательством Чехии также установлено, что лица, занимающиеся на территории Чехии предпринимательской, равно как и любой другой деятельностью, приносящей доход, должны производить соответствующие налоговые выплаты в чешскую казну .

Налоговая система Чешской Республики включает в себя следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • подоходный налог с доходов юридических и физических лиц;
  • налог с недвижимого имущества;
  • налог на товары широкого потребления (акцизы): налог с топлива и смазочных материалов, налог со спирта и крепких спиртных напитков, налог с пива, налог с вина, налог с табака и табачных изделий;
  • налог с автомобилей (дорожный);
  • налог с передачи недвижимого имущества;
  • налог по охране окружающей среды.

Следует отметить, что в Чехии, в отличие от России, налоговая система достаточно стабильна и ставки налогов не подвержены частым изменениям. Ставки каждого из названных выше налогов и обстоятельства, связанные с его уплатой, определяются соответствующими законами Чешской Республики.

4 стр., 1888 слов

Характеристика налоговой системы Чехии

... до 2000 крон (в школы, больницы и тд.). Налог на добавленную стоимость является основным компонентом налоговой системы. Ставка налога на добавленную стоимость изменяется в зависимости от вида деятельности - торговли или ... конечный потребитель за приобретённый товар в казну государства. Подоходный налог в Чехии Вот этот налог как раз и интересует большинство любознательных. Условно все доходы в ...

О налоге на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость является основным компонентом налоговой системы. Ставка налога на добавленную стоимость изменяется в зависимости от вида деятельности – торговли или предоставления услуг. Обложению этим налогом подлежит товарооборот внутри страны и импорт товаров на территорию Чехии. Предметом налогообложения являются все предусмотренные законом виды деятельности, осуществляемые возмездно и безвозмездно, а также ввоз товаров, если в законе нет других оговорок. Вывоз товаров за границу, осуществленный плательщиком, освобождается от налогообложения. Основная ставка равна 22%, пониженная ставка – 5% (энергия, некоторые виды продуктов питания, минеральные масла, некоторые услуги).

Пониженная ставка применяется при начислении НДС на доходы от услуг, торговли продуктами, в медицине. НДС платится ежемесячно при годовом обороте более 10,000,000 крон и один раз в квартал при обороте менее 10,000,000 крон в год. Одновременно закон содержит перечень видов и услуг, к которым налог на добавленную стоимость не применяется (почтовые услуги, медицинское обслуживание, финансовая деятельность и страхование, сдача в аренду земли и др.)

О подоходных налогах

Подоходный налог с юридических лиц взимается с доходов, поступающих из источников на территории Чешской Республики и из источников за границей. С другой стороны, плательщики, не пребывающие долговременно на территории Чешской республики, обязаны платить только налог с доходов, полученных на ее территории. Предметом налога являются доходы от всех видов деятельности и распоряжения всем имуществом, если в законе нет других прямых указаний. Ставка налогов с доходов юридических лиц составляет 35% (в 1997 году ставка налога была равна 39%).

Для инвестиционного, паевого и пенсионного фондов ставка налогов равна 25% базы налогообложения, сниженной на статьи, указанные в законе. Во всех случаях в годовой баланс не входят расходы: неустойка, штрафы, основной капитал фирмы, убыток больший, чем деньги, которые получены по страховке, расходы на презентации, подарки до 2000 крон (в школы, больницы).

В отношении налогов и отчислений социального характера, связанных с фондом оплаты труда, ситуация обстоит следующим образом. Чешская фирма выплачивает в бюджет налог с начисленной заработной платы в размере 35%. Помимо этого фирма отчисляет из начисленной наемному работнику заработной платы: