Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.
При сравнительном анализе системы налогообложения, в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств.
Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач, которые стоят перед данным государством.
Цель курсовой работы — понять систему классификации налогов, рассмотреть методы налогообложения в Российской Федерации и зарубежных странах.
Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность налогов;
- изучить классификации налогов;
- изучить методы налогообложения России;
- изучить общую характеристику налоговых систем отдельных зарубежных стран.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации, предметом исследования — методы налогообложения в России. Само налогообложение и налоги, их разработка и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа.
Экономические системы и их сущность
... современной экономической действительности. Целью курсовой работы является анализ экономических систем. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: 1. проанализировать понятие и содержание экономической системы; 2. изучить классификации экономических систем; 3. исследовать особенности экономической системы; Разработанность. Экономические системы достаточно ...
«Налоги — это денежные средства, которые народ с радостью отдает, чтобы государство функционировало безбедно «
Людовик XV
Налоги — один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение и развитие неразрывно связано с возникновением и становлением государственности.
На протяжении многих столетий определение самого понятия «налог» строилось на основании различных теорий налогообложения. Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили именно определение налога. Рассмотрим несколько определений данного понятия «налог».
налогов как цены за оказанные государством услуги населению
В XVII-XVIII вв . Ш. Монтескье, Ф. Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству — за обеспечение их личной и имущественной безопасности . В частности, в такой интерпретации определял смысл и назначение налога Монтескье. Мирабо в основу своей теории положил определение налога как предварительную плату за предоставление защиты общественного порядка . Суть теории общественного договора, по мнению Вольтера, состоит в том, что уплата части имущества в виде налога обеспечивает сохранение гражданину остального имущества.
налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите
А. Тьера и Дж.Р. Мак-Куллоха полагали, что налог по своей сути — это страховой платёж граждан государству .
налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей
Таким образом, несмотря на наличие различных теоретических представлений о сущности и необходимости налогов, основной смысл практически всех их сводился к тому, что налоги платятся государству добровольно, на принципах эквивалентности как плата за оказываемые населению услуги.
Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Приводимое в большинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога, которое в обобщенном виде выглядит как «обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством», экономически верное, но, думается, недостаточно полное.
налогообложение классификация налог российский
Во-первых, данное понятие не устанавливает безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно и не являющихся поэтому налогом. Действительно, налоги, в отличие от заемных средств, изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Поэтому они носят принудительный и безвозмездный характер. В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются также налогами штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства.
Всемирный банк в определении стратегии государства на примере
... снижению уровня коррупции в России. 7. Всемирный банк оказывает содействие России по охране окружающей средыДеградация окружающей среды в России очевидна на примере состояния многих городов, ... услуги, предоставляемые Всемирным банком правительству — это важная и все более весомая часть вклада Банка в определении направлений экономических преобразований в России. Научные разработки в форме ...
Во-вторых, данное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей.
И наконец, в-третьих, не установлена индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или группу лиц.
Нередко определение налога увязывается с его зачислением в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные государственные социальные фонды. Думается, что этого делать не следует по следующим основаниям. Во-первых, сущность налога не зависит от того, куда он зачисляется. Во-вторых, понятие налога — категория объективная, и она не может изменяться в зависимости от того, куда субъективная воля законодателя направит налог для реализации им присущим ему функций. Тем более что названия фондов и направления зачисления налога могут меняться. Государство в лице законодательной власти может зачислять налог и в другие внебюджетные фонды, необходимость в образовании которых может возникнуть.
Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, хотя в этом определении есть достаточно спорные моменты. Ст.8 Кодекса определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйского ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.» [1]
Установленное в Налоговом кодексе определение достаточно полно характеризует понятие налога. Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.
Кроме того, данное определение страдает еще одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения. Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключает возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.
И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит Конституции России, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда.
Таким образом, можно дать определение налога: » Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» .
Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Сущность налога
Взносы осуществляют:
- организации — юридические лица;
2) физические лица, своим трудом создающие материальные ценности и услуги и получающие определенный доход. [12, с.13]
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции
В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции — фискальную и регулирующую. По мнению других, кроме фискальной и регулирующей функций налоги выполняют по меньшей мере еще три: распределительную (или социальную), стимулирующую, и контрольную функции. Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях. Экономическая мудрость органов власти как раз и состоит в том, чтобы при умелом сочетании всех присущих налогу функции исходя из экономической, социальной и политической обстановки в обществе усиливать влияние одних функций и ослаблять действие других.
Рассмотрим суть этих функций.
Фискальная функция, Регулирующая функция, Распределительная функция
социальной функции
Стимулирующая функция
В качестве отдельных дополнительных функций выделяют [11, с. 20]:
1) Политическую функцию,
2) Поощрительную функцию,
Характерной чертой системы налогообложения любого современного государства, взаимосвязанной с указанными выше функциями, является постоянное развитие (изменение) налогового законодательства в соответствии со стратегией и текущими задачами развития социально-экономической сферы.
«Налоги делятся … впрочем, это не твое дело, как они делятся — ты, знай, плати»
Сёгун, ответственный за поборы в Японии, Эпоха Нара
Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести всё их разнообразие к небольшому числу групп. То же самое относится и к финансовой науке, которая, используя те или иные признаки, определила классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.
Классификацией налогов
Классификация налогов позволяет свести всё их многообразие к относительно небольшому числу групп, объединённых каким-либо одним общим характерным признаком. При этом каждый налог, обладающий большим количеством специфических признаков, попадает одновременно в несколько классификационных групп, составленных о разным классификационным признакам.
По мере развития систем налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налогов российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой. Наиболее полное представление об отечественной налоговой системе может дать классификация налогов по различным признакам. Существует несколько классификаций налогов. Видовое многообразие классификации налогов по различным признакам показано на рисунке 1. «Классификация налогов» (См. Приложение) Рассмотрим некоторые из них.
по принадлежности к уровню управления
В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов [1, ст.12]:
«Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
- В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами, Региональными налогами признаются налоги
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах…
Местными налогами признаются налоги
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах».
Таблица 1
Отнесение налогов, уплачиваемых в Российской Федерации, к уровням управления
Федеральные налоги и сборы |
Региональные налоги |
Местные налоги |
Налоги, установленные специальными налоговыми режимами |
1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. |
1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. |
1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. |
1) единый сельскохозяйственный налог; 2) единый налог при упрощенной системе налогообложения; 3) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) единый налог при выполнении соглашений о разделе продукции; 5) патентная система налогообложения. |
В Российской Федерации согласно статьи 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относится 8 налогов; к региональным, согласно статьи 14, — 3 налога и согласно статьи 15 к местным налогам относится 2. Отнесение налогов РФ к конкретному уровню управления отражено в таблице 1.
Кроме того, статьей 15 НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых для отдельных категорий налогоплательщиков уплата большинства налогов заменяется единым налогом. В настоящее время установлено пять таких режимов.
Следует отметить, что перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это положение создаёт для налогоплательщиков уверенность в незыблемости налоговой системы страны.
от метода взимания
Прямые налоги, Косвенные налоги.
По характеру использования
Общие (абстрактные) налоги, Целевые (специальные) налоги и сборы
По субъектам-налогоплательщикам
Российская налоговая система имеет исключительные особенности в части классификации налогов по субъекту уплаты, т.е. налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами (Таблица 2).
Как видно из приведённых данных, преобладающее значение в российской налоговой системе имеют налоги, уплачиваемые юридическими лицами. Из 13 видов налогов, установленных налоговой системой РФ, восемь налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трёх налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и два налога платят исключительно физические лица. Из четырёх видов налогов, действующих в системе специальных налоговых режимов, пока только один налог — единый налог при действии соглашения о разделе продукции — уплачивается исключительно юридическими лицами. Три остальных налога платят как физические лица — предприниматели без образования юридического лица, так и юридические лица.
Таблица 2
Распределение налогов по субъектам уплаты
Налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц |
Налоги, взимаемые с физических лиц |
Налоги и сборы, взимаемые с юридических и с физических лиц |
1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на прибыль организаций; 4) налог на имущество организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) налог на игорный бизнес; 9) единый налог при выполнении соглашений о разделе продукции. |
1) налог на доходы физических лиц; 2) налог на имущество физических лиц. |
1) земельный налог; 2) транспортный налог; 3) государственная пошлина; 4) единый сельскохозяйственный налог; 5) единый налог при упрощенной системе налогообложения; 6) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; |
Классифицируя российскую систему налогов и сборов по субъекту уплаты, важно подчеркнуть ещё одно важное обстоятельство. Конкретные налогоплательщики — юридические лица уплачивают гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ. Это вызвано тем обстоятельством, что в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число организаций. При этом акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (а не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.
Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить, в основном, не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны — их доли в общей сумме налоговых поступлений. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в России преобладает доля налогов, взимаемых с юридических лиц. В структуре доходов консолидированного бюджета, несмотря на имеющуюся тенденцию роста, поступления налогов от физических лиц составляют не более 15%. Данный показатель значительно ниже, чем в других развитых странах, где налоги, уплачиваемые физическими лицами, обеспечивают 50 — 60% всех налоговых доходов бюджетов. [4, с.21].
По уровню бюджета
По способу обложения
у источника»
По декларации», По кадастру»
По применяемой ставке
прогрессивными ставками
регрессивными ставками
пропорциональными ставками
твердыми ставками
По срокам уплаты
Кроме вышеприведенных признаков возможна классификация налогов и по другим основаниям. Так, например, по характеру отражения в бухгалтерском учете или в зависимости от характера связи двух элементов — «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения».
В международной практике применяется ряд систем налоговой классификации, к которым относятся: классификация ОЭСР, классификация МВФ, классификация по системе СНС и по ЕСЭИС.
Классификация по ОЭСР является наиболее подробной и в тоже время самой простой. В зависимости от объекта налогообложения каждый налог имеет свой кодовый номер и отнесен к определенной группе и подгруппе. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим признакам [8, с.74].
Классификация МВФ схожа с классификацией ОЭСР. У них общие принципы формирования и названия основных групп налогов, но классификация МВФ менее подробна и имеет другие несущественные отличия.
Классификация по СНС существенно отличается от классификаций ОЭСР и МВФ за счет использования подхода, схожего с традиционной налоговой классификацией. В данной классификации налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел.
«Налогообложение — это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка»
Ж. Кольбер, министр финансов Франции (1619-1683)
Система налогов и сборов современного общества является важнейшим регулятором национальной экономики, который обеспечивает стабильность финансовой жизни и работы кредитного механизма в масштабах государства. Грамотность в подходе к организации механизма налогообложения страны определяет степень эффективности функционирования всего народного хозяйства.
Согласно идеям А. Смита, при формировании налоговой системы необходимо руководствоваться следующими принципами:
принципом справедливости,
принципом определенности,
принципом удобства
принципом экономии.
Для стимулирования развития предпринимательской деятельности и предотвращения социальной напряженности имеет большое значение применение принципа научного подхода к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого правила состоит в том, что масштаб налоговой нагрузки на плательщика должен позволить ему после изъятия всех установленных выплат иметь доход, обеспечивающий удовлетворение жизненных потребностей и сохраняющий возможность расширения воспроизводства. Недопустимо при установлении ставок налога исходить из сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщиков.
Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения.
В литературе нет единства при характеристике методов налогообложения. Так, А.Н. Козырин в учебнике «Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики» включает виды методов налогообложения непосредственно в виды налоговых ставок и выделяет их как отдельные разновидности ставок налогов. С.Г. Пепеляев в учебнике «Налоговое право» рассматривает методы налогообложения относительно самостоятельно, хотя и в тесной связи с характеристикой ставок налогообложения.
Действительно, категории «ставка налога» и «метод налогообложения» (необходимо отличать от метода ведения налогового учета) очень тесно связаны между собой. Во многом механизмы их использования переплетаются. Но если при характеристике ставки налога преобладаетт материальная основа установления налогового бремени, то при учете метода налогообложения акцент делается в первую очередь на процессуальную сторону применения конкретной ставки налога. Это, на наш взгляд, позволяет рассматривать метод налогообложения относительно обособленно от ставки налога.
Под методом налогообложения понимается механизм изменения ставки налогообложения в зависимости от увеличения налоговой базы. Фактически речь идет о поведении ставки налогообложения конкретного вида при росте налоговой базы.
Методы налогообложения играют важную роль, поскольку от их правильного выбора зависит правильность распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйства и граждан. От этого зависит и объем поступлений в бюджет и нагрузка на отдельных плательщиков с учетом их финансовых возможностей.
равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный
Равное налогообложение
В данном случае не учитываются конкретные особенности индивида (уровень его доходов, наличие имущества, количество членов семьи и т.д.), а удовлетворяется усилиями всех в равной мере определенная общественная потребность, фактически речь идет о равном подушном обложении. Такие методы налогообложения являются наиболее примитивными и простыми. С другой стороны, они и самые удобные, особенно в качестве чрезвычайных или временных налогов, устанавливаемых дополнительно к постоянным. Сегодня этот метод считается экономически неэффективным, поскольку не отвечает требованиям принципа справедливости.
Подобный метод характерен в основном для целевых налогов (зачастую они именно благодаря этому приобретают характер сборов в большей степени, чем налогов).
Главной целью равного налогообложения является удовлетворение определенной потребности общества, как бы разбитой на части, соответствующие количеству членов общества. Уплачивая «свою» часть, каждый индивид действует как в собственных интересах, так и реализует общественную потребность.
В российской налоговой системе в качестве примера равного налогообложения можно привести налог на содержание милиции, благоустройство и другие цели. Во Франции такой метод налогообложения задействован в качестве одного из источников формирования местных бюджетов: сборы на установку электроосвещения; налог на озеленение, вносимый в бюджеты департаментов; налог на уборку территорий; местные сборы на освоение рудников и т.д. В Японии — взимание 3200 иен в год с каждого жителя [14].
пропорциональном методе
Принцип пропорционального налогообложения был окончательно закреплен в налоговой практике Французской революцией и основывается на идее равенства. Идея равенства предполагает следующие принципы налогообложения: всеобщность, равное обложение, равномерное распределение нагрузки между налогоплательщиками, справедливое, сообразно средствам каждого, обложение [8, с.94].
При пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше.
Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 2% — федеральная составляющая и 18% — максимально возможная ставка субъектов Федерации. По НДС установлены три ставки — 18, 10 и 0%. Причем ни одна не зависит от объемов налоговой базы. С 2001 г. налог на доходы физических лиц в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения по ставке 13%.
В Европе ставки центральных налогов на прибыль юридических лиц, как правило, также являются пропорциональными. Так в Германии ставка налога на нераспределенную и распределенную прибыль с 2001 г. составляет 25% [6, с.111]. В Италии налог уплачивается в бюджет с прибыли по фиксированной ставке 33% [6, с.116]. В Норвегии ставка корпоративного налога на прибыль установлена в размере 28% [5, с.229].
Также во многих европейских странах пропорциональным является налог на добавленную стоимость. Например, во Франции ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины, включая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. Основная ставка налога равна 19,6%. Пониженные ставки применяются к продовольственным товарам, продукции сельского хозяйства и книжной продукции (5,5%), а также для некоторых периодических печатных изданий и лекарств (2,1%) [6, с.101].
Прогрессивное налогообложение
В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения в большой степени основан на понятии дискреционного дохода, т.е. дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных, жизненно-необходимых потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица.
Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питания, покупку одежды, других товаров первой необходимости, на транспорт и т.п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Нетрудно заметить, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Поэтому необходима градация налога с учетом потребностей человека.
И хотя разные налогоплательщики будут платить разные по размерам налоги, принципы равенства и справедливости налогообложения будут выдерживаться. Иначе говоря, богатые, как лица, обладающие большими платежными возможностями, должны нести налоговое бремя в большем размере, нежели бедные, обладающие низким дискреционным доходом и, соответственно, низкими платежными возможностями.
Выделяют простую и сложну ю прогрессию при налогообложении.
простой прогрессии
Простая прогрессия часто применяется при налогообложении имущества, принадлежащего физическим лицам.
Так, в Российской Федерации простая прогрессия используется в налоге на строения, помещения и сооружения. Если стоимость жилого дома, принадлежащего физическому лицу, оценивается в сумме до 300 тыс. руб., то может применяться ставка налога до 0,1%; если стоимость имущества оценивается в сумме от 300 до 500 тыс. руб., то могут применяться налоговые ставки от 0,1 до 0,3%; если стоимость имущества оценивается в размере свыше 500 тыс. руб., то могут применяться налоговые ставки от 0,3 до 2,0% [15].
сложной прогресси
Простая прогрессия
Суть простой поразрядной прогрессии состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого разряда определяется сумма налога, оклад в абсолютной сумме [8, с.95].
Удобством такого метода является простота исчисления суммы налога. Достаточно определиться с налоговым разрядом и сумма налога будет известна.
Неудобство этой системы очевидно — чем шире границы разрядов, тем больше неравномерность в налогообложении лиц, получающих доходы, прилегающие к разным границам разряда. Эта система широко применялась в налоговой системе СССР, хотя и характеризовалась определенной неравномерностью налогообложения, уровень доходов пи этом колебался на стыке разрядов.
В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов. Более того, чем шире рамки разрядов, тем менее справедлива данная схема, т.к. нарушается принцип равенства при налогообложении.
При простой относительной прогрессии для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные).
При этом необходимо учитывать, что налог исчисляется не по частям с последующим сложением сумм налога, исчисленных по каждому разряду, а одна ставка применяется ко всей базе налогообложения в зависимости от общего размера базы [8, с.95].
Примером простой относительной прогрессии может служить налог с владельцев транспортных средств, используемая при исчислении налога ставка привязывается к разрядам, в основе которых лежит мощность транспортного средства.
При использовании метода простой относительной прогрессии, в отличии от метода простой поразрядной прогрессии, налог возрастает пропорционально, однако сохраняется тот же недостаток — резкость переходов. Известны примеры, когда в результате применения этого метода налогообложения у плательщика с более высоким доходом после уплаты налога оставалось меньше средств, чем у плательщика с более низким доходом.
сложной прогрессии
Сложную прогрессию называют также прогрессией террасами или каскадной прогрессией, хотя она и обеспечивает гораздо большую плавность налогообложения, чем другие виды прогрессии. Эта плавность зависит от количества налоговых разрядов и постепенности возрастания ставки.
Ярким примером данного вида прогрессии в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на 3 части. Первая часть (до 50 000 руб.) облагалась по ставке 12 %. Вторая часть (от 50 001 до 150 000 руб.) — по ставке 20 % и третья часть — (свыше 150 000 руб.) — по ставке 30 %. В настоящее время в отечественной налоговой системе нет налогов и сборов, взимаемых на основе сложной прогрессии.
Сложная прогрессия используется в большинстве стран в налогообложении доходов физических лиц. Например, в Германии прогрессивная ставка колеблется: 15-46%. Все, что больше 204 тысяч евро облагается по ставке 47%. Вычитается 1800 евро на ребенка до 18 лет и 2400 — старше 18 лет. Ставки шкал налогообложения — прогрессивные от 0 до 51% (Таблица 3) [5, с.117].
Таблица 8
Ставки подоходного налога Германии
Общий налогооблагаемый доход, евро |
Маргинальная ставка, % |
Сумма налога, евро |
До 13 499 |
0 |
0 |
13 500-17 495 |
22,90-25,00 |
12-957 |
17 496-114 695 |
25,00-51,00 |
970-37 892 |
Свыше 114 695 |
51 |
37 919 |
В Норвегии национальный налог имеет две ставки. Для первой группы налогоплательщиков, имеющих доход 220501 — 248500 норвежских крон, налог составляет 9,5 %, а при доходах свыше 248500 норвежских крон — 13,7 %. Для второй группы ставка 9,5 % действует при доходах 267501 — 278500 норвежских крон, 13,7 % — если доход превышает 278500 норвежских крон [16].
Однако практика показывает, что фактическая прогрессия в налогообложении не всегда достигается методом установления прогрессивных ставок налога. Так на пропорциональную прогрессию могут оказать влияние суммы вычетов, устанавливаемые для доходов, которые входят в разные разряды прогрессивного налогообложения, большие вычеты для низких доходов и меньшие для высоких. Что приведет к непропорциональному изменению налоговой базы и ставки налога, следовательно, и суммы налога.
В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии.
Регрессивное налогообложение
В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее, российская налоговая система, начиная с 2001 года до начала 2010 года использовала регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога. Для единого социального налога была установлена ставка в размере 26 % от фонда оплаты труда, но это не фиксированный тариф. Законодательством РФ предусматривало варианты ее снижения путем регрессивной шкалы. Регрессивная шкала была создана правительством для стимулирования организаций к выводу заработной платы из «тени». Регрессивная шкала работает таким образом, что чем выше оклад сотрудника, тем меньше налога платит предприятие. Она непрерывно работает в пределах одного налогового периода (года), нарастающим итогом. Для более наглядно отображения информации обратимся к таблице 4.
Таблица 4
Регрессивная шкала для Единого социального налога, действовавшего до 1 января 2010 года
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого |
||
ФФОМС |
ТФОМС |
||||
< 280 000 |
20,0 % |
2,9 % |
1,1 % |
2,0 % |
26,0 % |
< 280 001 600 000 < |
56 000 + (ЗП-280 000) *7,9 % |
8120 + (ЗП-280 000) *1,0 % |
3080 + (ЗП-280 000) *0,6 % |
5600 + (ЗП-280 000) *0,5 % |
72 800 + (ЗП-280 000) *10,0 % |
600 000 < |
81 280 + (ЗП-600 000) *2,0 % |
11 320 р. |
5000 р. |
7200 р. |
104800 + (ЗП — 600 000) *2,0 % |
Примечание: ЗП — заработная плата сотрудника.
Единый социальный налог, пожалуй, единственный, завышение налоговой базы по которому способно было привести к возникновению недоимки. Ведь подобная «оплошность», по сути, означает, что компания неправомерно воспользовалась регрессивной шкалой ставок
Также регрессивный метод применяется при установлении шкалы, ставок государственной пошлины за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции. При этом, чем выше сумма иска, тем меньше процент пошлины.
Однако если рассматривать не номинальные (предельные) налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах, а экономические, т.е. отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика, то среди современных налогов можно найти много регрессивных, в том числе практически все косвенные налоги — акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые устанавливаются как надбавки к ценам или тарифам. В доходах различных покупателей может быть не одинакова доля этих налогов. При различных доходах, лица, покупающие один и тот же товар, подлежавший косвенному налогообложению, уплачивают одинаковую сумму налога. Следовательно, доля косвенного налога выше у тех, кто имеет меньшие доходы, и меньше у лиц с большими доходами.
Строго говоря, регрессивность налогообложения косвенными налогами имеет место в отношении не налогоплательщиков (каковыми являются предприятия и иные юридические лица), а носителя налогов — населения, т.е. потребителей товаров. При прочих равных условиях, чем ниже уровень доходов того или иного человека, той или иной социальной группы, тем большую долю в его доходах составляют косвенные налоги.
Одним из примеров регрессивного налогообложения в зарубежных странах является НДС в Германии для предпринимателей. Основная ставка налога составляет 16%. Основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по сниженной ставке — 7%. Если оборот предпринимателя менее конкретной суммы, то он либо освобождается от уплаты НДС, либо платит по ставке, составляющей 80% от установленной ставки для товара. От этого налога освобождены предприятия сельского и лесного хозяйства, товары, идущие на экспорт [5, с.119].
В ходе курсовой работы были рассмотрены виды классификации налогов, само понятие «налог» и методы налогообложения. По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
Сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового национального продукта в виде обязательного взноса.
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, регулирующую, распределительную (или социальную), стимулирующую и контрольную.
Классификацией налогов называют их группировку по какому-либо признаку. По своей общей структуре, принципам построения и перечню налогов российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой. Наиболее полное представление об отечественной налоговой системе может дать классификация налогов по различным признакам:
. по принадлежности к уровню управления — федеральные, региональные и местные;
2. по методу взимания — прямые и косвенные;
. по характеру использования — общие и целевые;
. по субъектам-налогоплательщикам — налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, общие налоги для юридических и физических лиц;
. по уровню бюджета — закрепленные и регулирующие налоги;
. по способу обложения — «у источника», «по декларации» и «по кадастру»;
. по применяемой ставке — прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые налоги;
. по срокам уплаты — срочные и периодично-календарные налоги.
В международной практике применяется ряд систем налоговой классификации, к которым относятся: классификация ОЭСР, классификация МВФ, классификация по системе СНС и по ЕСЭИС.
Согласно идеям А. Смита, при формировании налоговой системы необходимо руководствоваться следующими принципами:
принципом справедливости,
принципом определенности,
принципом удобства
принципом экономии.
Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения.
Под методом налогообложения понимается механизм изменения ставки налогообложения в зависимости от увеличения налоговой базы. Методы налогообложения являются неотъемлемой частью любой налоговой системы. И от грамотного применения данных методов напрямую зависит эффективность налоговой политики проводимой тем или иным государством.
Известны четыре основных метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.
Равное налогообложение — самое простое и примитивное, удобное обложение, но не учитывающее способность плательщика к уплате налога (т.е. малоимущие несут большее налоговое бремя), но тем не менее встречающееся в такой сверх цивилизованной стране как Япония.
При пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода.
Простому человеку очень приятна идея прогрессивного налогообложения. Данная схема выглядит справедливо — чем богаче, тем больше платишь. Регрессивное же налогообложение видится вообще «жутким произволом». А на практике прогрессивная шкала — это ни что иное, как мощный стимул к сокрытию доходов. Регрессивная же — наоборот, с ней декларировать богатство выгодно. И если отвлечься от процентов, то оказывается, что при регрессивной шкале, несмотря на как бы меньший процент, богатые в абсолютном исчислении платят гораздо больше, чем платили бы при прогрессивной шкале.
В европейских странах ставки центральных налогов на прибыль юридических лиц, как правило, также являются пропорциональными. Также во многих европейских странах пропорциональным является налог на добавленную стоимость.
В современном мире наибольшую значимость и применение имеет прогрессивный метод налогообложения. Прогрессивные ставки наиболее полно соответствуют цели справедливого распределения доходов в государстве. Прогрессия используется в большинстве стран в налогообложении доходов физических лиц.
Правовые акты
. Налоговый Кодекс Российской Федерации. // Консультант Плюс
2. Марчева И.А. Налоги и налогообложение: Учебно-методическое
пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. — 122 с.
. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебное пособие / И.Б. Романова, Д.Г. Айнуллова. — Ульяновск: УлГУ, 2010. — 91 с.
. Налоги и налогообложение (специальные налоговые режимы): учебное пособие / Н.И. Куликов, О.А. Соломина. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. — 100 с.
. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие /Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. — М.: Дело и Сервис, 2008. — 368 с.
. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. — 134 с.
. Щепотьев А.В., Яшин С.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. — Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», 2011. — 161 с.
Электронные ресурсы
. Алиев Б.Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Абдулгалимов А.М. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 439 c. — Режим доступа: #»892231.files/image001.gif»>