В Постановление Госкомстата РФ от 30.11.2001 N 89 «Об утверждении инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения N П-1, N П-2, N П-3, N П-4» фонд заработной платы определен, как сумма вознаграждений, предоставленных наемным работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, а также компенсаций, связанных с условиями труда.
Каждое предприятие для выполнения своих функций имеет в своем распоряжении профессиональные навыки и знания специалистов, которые составляют персонал данного предприятия. Правильный подбор кадров, расстановка, организация и условия труда, наиболее эффективное использование рабочего времени этого персонала необходимы для обеспечения выполнения предприятием своих функций по максимуму. Важную роль для удержания в своем предприятии ценных специалистов играет размер заработной платы. Но для работодателя не выгодно платить всем высокую зарплату, и тем более, если ее размер не соответствует производительности труда работника. Поэтому необходимо найти баланс между суммой заработной платы специалисту и результатом деятельности этого специалиста.
Объект исследования — ООО «Шатура».
Предметом исследования является учет налогов и платежей с фонд заработной платы.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать цель курсовой работы: исследование организации учета налогов и платежей с фонда заработной платы в современных условиях, рассмотрение основных проблем на примере данного предприятия.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- ѕ изучить сущность и значение организации учета налогов и платежей с фонда заработной платы;
- ѕ рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие организацию учета налогов и платежей с фонда заработной платы;
- ѕ изучить порядок учета налогов и платежей с фонда оплаты труда в общем, а также на предприятии;
- ѕ определить пути совершенствования организации налогов и платежей с фонда заработной платы и существующие мероприятия.
При написании работы использовались следующие нормативные акты: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные законы и Приказы Минфина РФ. Также использовалась специальная литература: «Теория бухгалтерского учета» Алексеева Т.Н., «Бухгалтерский (финансовый) учет» Астахов В.П., «Бухгалтерский учет» Сапожникова Н. Г.
Глава 1. Теоретические и методические основы организации учета налогов и платежей с фонда заработной платы
Плата за пользование лесным фондом
... отраслью. (14) Плата за водопользование определена системой платежей за водные ресурсы в Водном Кодексе Российской Федерации (1995 г.). Эта система включает следующие платежи: плату за пользование водными объектами (водный налог); плату, направляемую на восстановление ...
1.1 Понятие фонда заработной платы и государственных внебюджетных фондов
фонд заработный налог учет
Аннотация о составе Фонда заработной платы и выплат общественного характера утверждена постановлением Госкомстата России, Минфином России, Минтрудом России и Центральным банком России. Введена в действие с 1 января 1996 г.
«В состав ФОТ включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрения, а так же выплаты за питание, жильё, топливо, носящие регулярный характер.
В состав выплат общественного характера включаются компенсации и социальные льготы, предоставленные работникам, в частности, на исцеление, отдых, проезд, трудоустройство (без социальных пособий из государственных и негосударственных внебюджетных фондов).
Включению в фонд заработной платы, в частности, подлежат:
1) Оплата за отработанное время;
2) Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;
3) З/п, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки реализации продукции (выполнение работ и оказание услуг);
4) Цена продукции, выданной в порядке натуральной оплаты;
5) Премии и вознаграждения (включая цена натуральных премий), носящие регулярный либо периодический характер, независимо от источников их выплаты;
6) Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам;
7) Ежемесячные либо ежеквартальные вознаграждения за выслугу лет, стаж работы;
8) Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
9) Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по районным коэффициентам; коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и высокогорных районах; процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностям и остальных районах с тяжёлыми климатическими условиями;
10) Доплату за работу во вредных либо опасных условиях и на тяжёлых работах;
11) Доплаты за работы в ночное время;
12) Оплата работы в выходные и торжественные дни;
13) Оплата сверхурочной работы;
14) Оплата работникам за дни отдыха, предоставляемые в связи с работой сверхнормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом способе организации работы, при суммированном учёте рабочего времени и в остальных вариантах, установленных законодательством;
15) Доплаты работникам, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно;
16) Оплата труда обученных рабочих, управляющих, профессионалов компаний освобождённых от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
17) Оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы;
18) Выплата различия в окладах при временном заместительстве.
19) Оплата труда лиц принятых на работу по совместительству;
20) Оплата за неотработанное время;
21) Оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск);
Учет фонда оплаты труда
... работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Воробьева Е.В. Резерв на оплату отпусков // Новая бухгалтерия. - 2005. - №6. - с. 15 система фонд оплата труд ...
22) Оплата льготных часов подростков;
23) Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;
24) Оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных либо публичных обязанностей;
25) Оплата простоев не по вине работников;
26) Оплата за время вынужденного прогула;
27) Единовременные поощрительные выплаты;
28) Единовременные (разовые) премии независимо от источника их выплаты;
29) Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет;
30) Материальная помощь, предоставляемая всем либо большинству работников;
31) Денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
32) Остальные единовременные поощрения, включая цена подарков;
33) Выплаты на питание, жильё, топливо;
34) Цена бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и товаров;
35) Оплата стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным ценам либо бесплатно;
36) Цена бесплатно предоставленных работникам жилья и коммунальных услуг либо суммы денежной компенсации за предоставление их бесплатно;
37) Средства на возмещение расходов работников по оплате жилья (сверхпредусмотренного законодательством);
38) Цена бесплатно предоставленного работникам топлива;
39) Выплаты общественного характера.
К выплатам общественного характера, в частности, относятся:
1) Надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счёт компании;
2) Страховые платежи, уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и другого страхования в пользу работников за счёт средств компании;
3) Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счёт средств компании;
4) Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, за счёт средств компании;
5) Оплата путёвок работникам и членам их семей на исцеление, отдых, экскурсии, путешествия за счёт средств компании;
6) Возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях;
7) Компенсации дамам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком (без пособий по социальному страхованию);
8) Суммы, выплаченные за счёт средств компании, в возмещение вреда, причинённого работникам увечья, профессиональным заболеванием или другим повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших;
9) Выходное пособие при прекращении трудового контракта;
10) Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией компании, сокращением численности и штата работников;
11) Выплаты за счёт средств бюджетов в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
12) Расходы по возмещению ценовой различия на продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для публичного питания работников компании;
13) Расходы на погашение ссуд, выданных работнику компании» Постановление Госкомстата РФ от 30.11.2001 N 89 «Об утверждении инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения N П-1, N П-2, N П-3, N П-4».
«Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь» Калинина Н.А. Платежи во внебюджетные фонды // Главбух № 12 — 2010. С. 56-60..
Личное страхование сравнительный анализ российской и зарубежной практики
... применения страхования в России. Нормативную базу дипломной работы составили: Конституция РФ, гражданское законодательство РФ, гражданское законодательство РСФСР, федеральные законы РФ. Целью исследования является проведение сравнительного анализа практики личного страхования в ...
«Внебюджетные фонды государства являются важным звеном государственных финансов. Они находятся в собственности государства, но являются автономными. Имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи:
1. Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
2. Расширение социальных услуг населения» Сучилин А. А. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии. Методология проведения, -М., Юнити, 2011..
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь — это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих важное значение, другой — формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Также фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных, местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются действующим законодательством РФ.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
«Пенсионный фонд России был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан» www.pfrf.ru.
«Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово — кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о ПФР, в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения» Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Пенсионное страхование в Российской Федерации
... закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Также с пенсионного фона в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной ...
«Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий.
Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
- взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов.
Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
- выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы, в т.
ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании» www.pfrf.ru.
«Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации» www.fss.ru.
«Основными задачами Фонда являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
— организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования» Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 №101 » Положение о фонде социального страхования Российской Федерации» .
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в ст.41 Конституции РФ.
«Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования» Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
«Основными задачами Федерального фонда являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных законом Российской Федерации » О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
— аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования» Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
1.2 Нормативно-правовое регулирование организации учета налогов и платежей с фонда заработной платы
В нормативном регулировании расчетов с внебюджетными фондами с 1 января 2010 года произошли существенные изменения.
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а глава 24 НК РФ «Единый социальный налог» утратила силу (ч.2 ст.24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ).
Страховые взносы перечислятся отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд Обязательного Медицинского страхования. Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.
Основными нормативными документами законодательного уровня являются:
1. Конституция РФ;
2. Налоговый Кодекс РФ, который регулирует учет расчетов по взносам в государственные внебюджетные фонды.
3. Федеральный закон РФ от 25.11.2008г. № 217-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», который отражает страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»
4. Федеральный закон РФ от 31.12.2002г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»
5. Постановление Правительства РФ от 3.03.2009г. №190 «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний »
6. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007г. №375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»
7. Письмо Фонда социального страхования РФ от 11.01.2007г. № 02-17/07-132 «О пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и т.п.
Основным документом нормативного уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10 2000 № 94н, который рекомендован для всех предприятий, объединений и организаций народного хозяйства, ведущих бухгалтерский учет по двойной системе (кроме банков и бюджетных организаций), включая предприятия с участием иностранных инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Основными документами методологического уровня являются:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
Утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.12.06 № 857 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.02.2007 №91 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам»и т.п.
К нормативным документам организационного уровня относятся:
1. Рабочий план счетов ООО «Шатура».
2. Отдельные формы первичных документов ООО «Шатура», такие как форма 4-ФСС РФ, 4-ПФ РФ и расчетная ведомость по взносу в ФФОМС РФ.
1.3 Организация учета налогов и платежей с фонда заработной платы
При учете расчетов с внебюджетными фондами используется счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”
Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала предприятия.
«Порядок производства отчислений на социальное страхование и обеспечение регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными актами.
К счету 69 могут быть открыты субсчета:
69-1 “Расчеты по социальному страхованию”
69-2 “Расчеты по пенсионному обеспечению”
69-3 “Расчеты по страхованию”
На субсчете 69-1 “Расчеты по социальному страхованию учитываются расчеты по отчислениям на государственное социальное страхование персонала предприятия.
На субсчете 69-2 “ Расчеты по пенсионному обеспечению учитываются расчеты по отчислениям на пенсионное обеспечение.
На субсчете 69-3 “Расчеты по медицинскому страхованию” учитываются расчеты по отчислениям на медицинское страхование персонала предприятия.
Счет 69 кредитуется на суммы отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, их медицинское страхование, а также в фонд занятости, подлежащие перечислению в соответствующие фонды» Калинина Н.А. Платежи во внебюджетные фонды // Главбух № 12 — 2010. С. 56-60.. При этом записи производятся в корреспонденции:
- «со счетами, на которых отражено начисление зарплаты — в части отчислений, производимых за счет предприятия;
- со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” — в части отчислений, производимых за счет персонала предприятия» Камышанов П.И., Камвшанова А.П.
Бухгалтерский и финансовый учет, 2011..
Кроме того, «по кредиту счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” в корреспонденции со счетами учета использования прибыли или расчетов с персоналом по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременную уплату отчислений, в корреспонденции со счетом % — суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над отчислениями.
По дебету счета 69 проводятся суммы, перечисленные в уплату начисленных отчислений, выплачиваемые за счет отчислений на государственное социальное страхование, медицинское страхование и пенсионное обеспечение.
Страхователи ежеквартально представляют в соответствующие социальные фонды расчётные ведомости установленной формы по страховым платежам. Эти ведомости составляют в двух экземплярах нарастающим итогом с начала года. Первый экземпляр представляют в территориальное отделение социального фонда, второй экземпляр с распиской уполномоченного фонда хранится в делах организации в течение 5 лет» Сучилин А. А. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии. Методология проведения, -М., Юнити, 2011..
«Начисленные платежи перечисляются не позднее установленных сроков (Дт 69 / Кт 51).
Для этого организации представляют в учреждение банка платёжные поручения на перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платёжное поручение предоставляется в банк независимо от состояния расчётного счёта. За нарушение установленных сроков платежа организации сами начисляют и уплачивают пеню в установленном размере из чистой прибыли за весь период просрочки. Дата выдачи заработной платы устанавливается в коллективном договоре или других документах (приказом, распоряжением, соглашением, уставом, решением общего собрания) и указывается в Заявлении на регистрацию. Если организация переменила дату получения заработной платы, то она обязана в письменной форме известить социальные фонды с приложением справки банка об этом, либо копии кассовой заявки. Излишне внесённые на счета внебюджетных фондов суммы страховых взносов зачитываются в счёт очередных платежей в фонды или возвращаются плательщику.
Днём уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования считается день списания банком суммы платежа со счёта организации независимо от времени зачисления её на счёт исполнительного органа фонда» Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 6-е, пераб. и доп.- Москва «МарТ», 2012г.- 960с.
«Днём уплаты страховых взносов в пенсионный фонд считается день, когда соответствующие средства списаны с расчётного счёта плательщика. Однако, согласно статье 8 Закона № 56 — ФЗ, работодатели уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках средств, для выплаты заработной платы работникам. Если расчёты с работниками ведутся в безналичном порядке (например, с использованием пластиковых карт банков), то страховые взносы в данном случае должны уплачиваться в день перечисления денежных средств на лицевые счета работников. Если организация не имеет счёта в банке, то уплата страховых взносов осуществляется в дни фактической выдачи заработной платы. Аналогичный порядок действует для работодателей, которые производят выплаты работникам в наличной форме.
Если у плательщика нет возможности лично представить расчётную ведомость (болезнь, выполнение государственных обязанностей и др.), необходимо отправить её по почте заказной корреспонденцией с уведомлением. Штамп почтового отделения о приёме отправления и будет сроком предоставления отчёта, поэтому важно сохранить квитанцию почтового отделения.
Когда последний день предоставления отчёта совпадает с выходным днём, отчёт следует представить не позднее 1-го рабочего дня после выходного» Ю.А.Бабаев Бухгалтерский учет — М.: ТК Велби. Проспект, 2012г.- 392с..
Таблица 1.1
Сроки предоставления отчётов во внебюджетные социальные фонды
Социальный фонд |
Форма отчёта |
Срок представления |
|
Фонд социального страхования |
4 -ФСС РФ |
Не позднее 15-го числа (апреля, июля, октября, января) |
|
Пенсионный фонд |
4-ПФ РФ |
Не позднее 30-го числа (апреля, июля, октября, января) |
|
Фонд обязательного медицинского страхования |
Расчётная ведомость по взносу в ФФОМС |
В сроки, предусмотренные для сдачи бухгалтерской отчётности |
|
До начала 2011 года индивидуальные предприниматели и организации, которые использовали упрощенную систему налогообложения, с выплат физическим лицам, т.е. сотрудников, должны были отчислять только один вид взносов — на обязательное страхование, в Пенсионный фонд. Причем эти отчисления имели льготную ставку (14%), которая была прописана в статье 57 ФЗ № 212.
«2011 год принес существенные изменения. Теперь необходимо начислять также следующие взносы:
- взнос на обязательное соцстрахование, которое является гарантией в случае временной нетрудоспособности работника, а также в случае отпуска по уходу за ребенком (отчисляется в Фонд соцстрахования);
- взнос на обязательное медицинское страхование (отчисляется в Фонд обязательного медицинского страхования).
При этом никаких льготных ставок более не предусмотрено.
В случае если доходы физического лица превышают 512 тыс. рублей (в 2010 году база была равна 415 тысячам), то начисление страховых взносов на доход свыше указанной суммы не производится (об этом гласит п. 3 статьи 8 ФЗ №212)» Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
На протяжении 2010 года индивидуальным предпринимателям, а также организациям, работающим на УСН (упрощенной системе налогообложения), был предоставлен переходный период, когда они выплачивали с выплат сотрудникам только взносы в ПФР. Теперь этот период закончился, и для них пунктом 2 статьи 12 ФЗ-212 введены в действие следующие тарифные ставки на страховые взносы: по 5,1% — взносы в ФФОМС, по 22% — взносы в Пенсионный фонд РФ, по 2,9 % — взносы в ФСС РФ.
Взносы, которые производятся с выплат людям, родившимся в 1967 году и позже, распределяются на две части. 16 % должны быть перечислены на страховую часть пенсии, а еще 6% — на накопительную. Тем людям, которые родились в 1966 году и ранее, взносы, производимые в Пенсионный фонд, перечисляются исключительно на страховую часть пенсии.
Таблица 1.2, Тарифы страховых взносов в 2012 году в государственные внебюджетные фонды:
База для начисления страховых взносов |
Тариф страхового взноса |
|||
Пенсионный фонд Российской Федерации |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
||
В пределах 512 000 рублей |
22,0 процента |
2,9 процента |
5,1 процента |
|
Свыше 512 000 рублей |
10,0 процента |
0,0 процента |
0,0 процента |
|
Начиная с 2011 года предельная величина базы для начисления страховых взносов ежегодно индексируется. При этом размер проиндексированной суммы округляется до полных тысяч рублей.
«В случае нарушения плательщиками требований установленных законодательством применяются финансовые санкции в виде начисления пени за каждый день просрочки и назначение штрафов. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесённая сумма считается просроченной задолженностью по страховым платежам, т.е. недоимкой, и подлежит взысканию с должника с начислением соответствующей пени. В сумму недоимки должна быть включена и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов органами внебюджетных фондов» Анциферова И. В. Бухгалтерский финансовый учет — М., Дашков и Ко, 2011. — 556с.
Пенсионный фонд РФ:
«Законом № 56 — ФЗ изменён размер пеней, начисляемых на сумму недоимки за просрочку уплаты страховых взносов. Размер пеней установлен в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки. Особое внимание следует обратить на то, что теперь:
- взыскание финансовых санкций производиться только в судебном порядке;
- за сокрытие или занижение выплат по авторским договорам налагаются финансовые санкции.
При сокрытии или занижении предприятием суммы оплаты труда, на которую должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд, к предприятию применяются финансовые санкции в виде взыскания всей сокрытой суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы. А при повторном нарушении, — штрафа в двойном размере. За непредставление в установленные сроки расчётной ведомости к предприятию применяется санкция в виде штрафа в размере 10 % причитающихся в отчётном квартале к уплате сумм страховых взносов в ПФ. За отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в ПФ к предприятию применяется финансовая санкция в виде штрафа в размере 10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов. За несвоевременное зачисление страховых взносов, а также пени, штрафов и иных финансовых санкций, предусмотренных законодательством РФ, на счета ПФ с корреспондентского счёта банка, обслуживающего фонд, соответствующим органом Фонда взыскивается пеня, а размере 1 % от этих сумм за каждый день просрочки» Федеральный закон от 30.04.2008г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» .
«Согласно статье 11 Закона № 56 — ФЗ, территориальные отделения Пенсионного фонда РФ получили право на основе заключаемых с организациями соглашений:
- предоставлять организациям рассрочки сроком на 1 год на погашение сумм недоимок по страховым взносам и начисленным пеням, образовавшимся по состоянию на 1 января 1999 года;
- продлевать соглашение о рассрочке ещё на 1 год, если сумма недоимки организации превышает сумму плановых начислений за 24 месяца;
— приостанавливать начисление пеней на сумму недоимки по страховым взносам на период действия соглашений о рассрочке, но при условии своевременной уплаты данной организацией текущих платежей» Федеральный закон от 30.04.2008г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» .
Фонд социального страхования:
Применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в ФСС осуществляется в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России. Таким образом, санкции, применяемые по платежам в Фонд социального страхования РФ, соответствуют санкциям по платежам в Пенсионный фонд России. При этом необходимо иметь в виду, что финансовые санкции применяются ко всей сумме оплаты труда в случае её сокрытия или занижения при начислении страховых взносов. А взыскание пеней и применение штрафов в размере 10 % за несвоевременную сдачу расчётной ведомости и несвоевременную постановку на учёт производится от той части суммы платежей, которая подлежит перечислению в Фонд социального страхования РФ.
Фонд обязательного медицинского страхования.
«Пени начисляются на сумму недоимки, то есть на не внесённую в установленный срок сумму страховых платежей. Законом № 14 — ФЗ установлены следующие размеры пеней:
- 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы недоимки за каждый день просрочки — по взносам работодателей и других плательщиков;
— 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы недоимки за каждый день просрочки — по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения» Федеральный Закон от 31.01.2000г. № 14-ФЗ «О порядке реструктуризации задолженности плательщиков по страховым взносам (платежам) на обязательное медицинское страхование».
Глава 2. Организация учета налогов и платежей с фонда заработной платы на примере ООО «Шатура»
2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности предприятия
ООО «Шатура» — малое предприятие. Общество с ограниченной ответственностью — это общество, которое отвечает перед кредиторами только своим имуществом, требования кредиторов не распространяются на имущество членов общества. Так учредителями ООО «Шатура» являются три человека и уставной капитал разделен на доли, то оптимальной организационно-правовой формой было выбрано общество с ограниченной ответственностью. ООО «Шатура» работает на тульском рынке с 23.01.2003 года и является крупной фирмой на рынке предоставления услуг по изготовлению мебели. Сертификат соответствия действителен до 17.09.2015г. Выдан органом по сертификации продукции и услуг Тульского центра стандартизации, метрологии и сертификации на основании акта оценки соответствия услуг, оказываемых ООО «Шатура» № 1898 и протокола сертификационной проверки результата услуги №1898.
На данный момент организация занимается следующими видами деятельности:
- изготовление мебели по индивидуальным заказам;
- изготовление мебели по заказам юридических лиц;
- установка мебели в квартирах и других помещениях.
Предприятие работает на рынке 11 лет. За это время штат сотрудников с 10 человек увеличился до 17.
Общество с ограниченной ответственностью «Шатура» зарегистрировано 23 января 2003 г. в Центральном районе г. Тула, поставлено на учет в качестве налогоплательщика в ИФНС по Центральному району г. Тулы.
ООО «Шатура» действует на основании Устава общества, деятельность общества регулируется нормативно-правовыми актами РФ, в том числе НК РФ, ГК РФ, Положениями по бухгалтерскому учету» www.shatura.tula.ru.
В таблице 1.3 приведено штатное расписание ООО «Шатура».
Таблица 1.3
«Штатное расписание ООО «Шатура»
Должность |
Количество штатных единиц |
Тарифный разряд (оклад) |
Квалификационные требования |
|
Директор |
1 |
30 |
Высшее экономическое образование, опыт работы в данной сфере не менее 5 лет |
|
Бухгалтер |
1 |
17 |
Высшее экономическое образование, желательно специальность «Бухгалтерский учет». Опыт работы не менее 5 лет |
|
Диспетчер |
1 |
15 |
Женщина или мужчина 25-40 лет с высшим или средним специальным образованием, умение общаться по телефону, работа на ПК |
|
Дизайнер |
1 |
20 |
Мужчина или женщина с высшим образованием, умение работать на ПК, общаться с заказчиками |
|
Водитель |
2 |
10 |
Мужчина 25-35 лет с категориями вождения «В» и «С». Опыт работы не менее 3-х лет. |
|
Мастер цеха |
3 |
16 |
Мужчина с образованием столяра-краснодеревщика не ниже 4 разряда |
|
Столяры |
6 |
15 |
Мужчина со специальным образованием столяра не ниже 3 разряда |
|
Сборщики-грузчики |
2 |
12 |
Мужчина со средним или средним специальным образованием |
|
ВСЕГО |
17 |
|||
В таблице 1.4. приведена производственная структура ООО «Шатура».
Таблица 1.4
«Производственная структура ООО «Шатура»
Наименование производственного подразделения |
Основные функции |
Общее число сотрудников, чел |
|
Раскройный цех |
Первоначальная стадия обработки материала, раскрой и распиловка материала |
3 |
|
Цех обработки и отделки |
Обработка материала, сверление, кромирование, подгонка заготовок |
3 |
|
Сборочное подразделение |
Предварительная и окончательная сборка изделия |
3 |
|
Мебель можно отнести к товарам широкого потребления, точнее к его подтипу — товару предварительного выбора.
Проектом предусмотрено изготовление широкого ассортимента различных предметов мебели, как корпусной, так и встраиваемой. В таблице 1.5. приведены ассортиментные группы товара ООО «Шатура».
Таблица 1.5
«Ассортиментные группы товара ООО «Шатура»
№ п/п |
Наименование ассортиментных групп |
Приблизительное количество позиций |
Группы, вносящие наибольший вклад в прибыль |
|
Мебель для дома |
||||
1 |
Кухонные гарнитуры |
10-12 |
+ |
|
2 |
6-7 |
+ |
||
3 |
Корпусные прихожие |
8-10 |
+ |
|
4 |
Спальные гарнитуры |
10-14 |
||
5 |
Шкафы встраиваемые |
5-7 |
+ |
|
6 |
Шкафы корпусные |
6-9 |
||
7 |
Детские гарнитуры |
4-5 |
||
8 |
Столы, тумбы, табуреты |
10-12 |
||
9 |
Стеллажи встраиваемые |
6-8 |
+ |
|
10 |
Стеллажи корпусные |
6-8 |
||
Мебель для школ, кафе, офиса |
||||
1 |
Столы ученические |
4-6 |
||
2 |
Столы компьютерные |
8-10 |
+ |
|
3 |
Стеллажи |
6-8 |
||
4 |
Шкафы встраиваемые |
6-8 |
+ |
|
5 |
Мебель для кафе |
6-8 |
||
В каждой ассортиментной группе определено приблизительное количество позиций. Как видно из таблицы, наибольшую прибыль приносит встраиваемая мебель. Исходя из этих данных, можно построить матрицу БКГ.
«Звезды» Кухонные гарнитуры, Встраиваемые прихожие, Столы компьютерные, Шкафы встраиваемые |
«Дикая кошка» Стеллажи, Спальные гарнитуры, Стеллажи корпусные |
|
«Дойные коровы» Корпусные прихожие, Шкафы корпусные, Столы, тумбы, табуреты, Стеллажи встраиваемые |
«Собака» Мебель для кафе (столы, стулья, стеллажи), Столы ученические, Детские гарнитуры (корпусные) |
|
Цель организации — это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив. Чем больше целей ставит перед собой организация, тем она более сложна по структуре и управляемости. Цели всегда формируются на основе прогнозов. Чем более отдаленный период времени рассматривается, тем менее точен прогноз, тем в более общей форме ставятся цели.
Цели являются исходным пунктом планирования, они лежат в основе построения организационных структур, на целях базируется система мотивации, наконец, цели — это точка отсчета в процессе контроля, оценки результатов труда. Достижение целей осуществляется через функции управления.
Миссия ООО «Шатура»: изготовление качественной недорогой мебели для населения со средним достатком. Глобальная цель организации: получение прибыли и удовлетворение потребителей предоставляемыми услугами.
В зависимости от временного интервала, необходимого для реализации цели, цели подразделяются на стратегические (перспективные) и оперативные (тактические, краткосрочные); по комплексности их постановки — на комплексные и частные; по уровню обоснования — на научно обоснованные и эмпирические (опытные); по степени определенности — на планируемые и прогнозируемые.
Маркетинговая стратегия и ее реализация связана с деятельностью различных элементов компании, поэтому необходимо разработать процесс координации, который должен быть эффективным, последовательным, справедливым, прозрачным и простым. Организации координируют свою деятельность при помощи пяти координационных механизмов:
- взаимное согласование,
- прямой контроль,
- стандартизация рабочих процессов,
- стандартизация выпуска,
- стандартизация навыков и знаний (квалификации).
В таблице 1.6 представлено краткое содержание бизнес-плана развития на ближайшее время.
Таблица 1.6
«Краткое содержание бизнес-плана ООО «Шатура»
1. Основные направления бизнеса |
удовлетворение рациональных потребностей (мебель по индивидуальным заказам) |
|
2. Основной товар |
корпусная и встроенная мебель для дома, офиса, кафе, школы |
|
3. Рынок сбыта |
г. Тула, прямые каналы сбыта |
|
4. Емкость рынка сбыта |
Емкость рынка порядка 12 % от общего числа производителей |
|
5.Ожидаемая прибыль на ближайший год и послед годы (до 5 лет) |
1,5 млн. руб. в месяц + 10 % за каждый следующий |
|
В связи с тем, что ООО «Шатура» расширяет производство, требуется дополнительный набор столяров — мебельщиков.
На производстве мебели должны работать квалифицированные специалисты, имеющие достаточный опыт работы в данной области. Это связано с тем, что наше производство рассчитано на выпуск различных моделей мебели и предусматривает быстрое освоение производства нового вида мебели. Для оперативного изготовления мебели требуются квалифицированные специалисты, способные быстро и качественно наладить технологический процесс нового вида мебели. Кроме этого в состав оборудования входят современные машины, которые также требуют высокопрофессиональный персонал.
2.2 Синтетический и аналитический учет организации учета налогов и платежей с фонда заработной платы в ООО «Шатура»
Бухгалтерский учет в ООО «Шатура» ведется с использованием программы 1С: Предприятие. Учет расчетов с внебюджетными фондами ведется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию» в разрезе субсчетов по каждому виду налога (сбора), а именно:
69.1 — Социальное страхование (ФСС);
69.2 — Пенсионное обеспечение;
69.2.1 — Страховой пенсионный фонд;
69.2.2 — Накопительный пенсионный фонд;
69.3 — Медицинское страхование;
69.3.1 — ФФОМС;
69.11 — страхование от несчастных случаев на производстве (ФСС).
Рассмотрим отражение расчетов с внебюджетными фондами в ООО «Шатура».
«При начислении страховых взносов в ФСС по каждому работнику организации используются расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), справка бухгалтерии. Страховые взносы, зачисляемый в ФСС рассчитывается по ставке 2,9% (н-р, фонд оплаты труда за минусом больничных листов и пособий по беременности и родам составляет 60000 руб. Следовательно, налог будет составлять (60000*2,9%) 1740 руб.)
Начисление отражается проводкой Дт 20 «Основное производство» Кт 69.1 «Расчеты по социальному страхованию» Анциферова И. В. Бухгалтерский финансовый учет — М., Дашков и Ко, 2011. — 556с.
Если организацией выплачены пособия по уходу за ребенком и другие пособия из ФСС наличными денежными средствами, то основанием является расходный кассовый ордер (форма № КО-2)
Отражается проводкой Дт 69.1 «Расчеты по социальному страхованию» Кт 50 «Касса»
При отражении перечисления в ФСС страхового взноса используется выписка банка, платежное поручение. Дт 69.1 «Расчеты по социальному страхованию» Кт 51 «Расчетные счета»
«При начислении страхового взноса, зачисляемого в ФФОМС используется расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), ставка налога составляет 5,1%. (следовательно, в ООО «Шатура» отчисления страхового взноса, зачисляемого в ФФОМС составляют 1860 руб.).
Начисление страхового взноса, зачисляемого в ФФОМС отражается проводкой Дт20 «Основное производство» Кт 69.3.1 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию (ФФОМС)». При оплате в бюджет отражается проводкой Дт69.3.1 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию (ФФОМС)» Кт 51 «Расчетные счета» на основании выписки банка, платежного поручения
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исчисляется и уплачивается организацией отдельно в отношении страховой и накопительной части страхового взноса.
Начисление сумм страховых взносов, направляемых на страховую часть пенсии в бухгалтерском учете отражается проводкой Дт20 «Основное производство» Кт 69.2.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии». Основанием для начисления является расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), бухгалтерская справка об определении налогооблагаемой базы, ставка составляет 16% в зависимости от года рождения работника (т.е. сумма взноса в ПФ, направляемый на выплату страховой части пенсии составляет 12000 руб.)» Сучилин А. А. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии. Методология проведения, -М., Юнити, 2011..
Перечисление взноса в бюджет осуществляется на основании выписок банка, платежных поручений и отражается проводкой Дт69.2.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии» Кт 51 «Расчетные счета»
«Начисление сумм взносов, направляемых на накопительную часть пенсии в бухгалтерском учете отражается проводкой Дт20 «Основное производство» Кт. 69.2.3 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии». Основанием для начисления является расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), бухгалтерская справка об определении налогооблагаемой базы, ставка составляет 6%.» См. там же. (т.е сумма взноса в ПФ, направляемый на выплату накопительной части пенсии составляет 3600 руб.)
Перечисление взноса в бюджет осуществляется на основании выписок банка, платежных поручений и отражается проводкой Дт69.2.3 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии» Кт 51 «Расчетные счета»
«Ежеквартально бухгалтер предприятия сдает отчетность в Фонд Социального Страхования (ФСС), в которой бухгалтер отражает сумму начисленных налогов, сумму выплаченных предприятие по больничным листам и декретным отпускам. На основании декларации ФСС возвращает предприятию сумму, оплаченную работникам предприятия по больничным листам и декретным отпускам» Сучилин А. А. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии. Методология проведения, -М., Юнити, 2011..
Учет расчетов с Фондом социального страхования по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ведется на счете 69.11«Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» по ставке 0,2 %. В бухгалтерском учете делаются записи при начислении и перечислении указанных взносов аналогичные записям по страховым взносам в части расчетов по социальному страхованию.
«При получении организацией суммы обязательных отчислений на социальные нужды, если выплаченные пособия превышают суммы начисленных взносов, то делается проводка Дт 51 «Расчетные счета» Кт 69.1 «Расчеты по социальному страхованию».
Перечисление страховых взносов в ПФ РФ осуществляется при помощи платежного поручения, в котором обязательно должны быть указаны КБК, код ОКАТО, основание платежа ( ТП, ЗД, ТР), налоговый период (МС,КВ,ГД), № документа, дата документа, тип платежа (НС,АВ,ПЕ) См. там же..
ООО «Шатура» осуществляет платежный документный оборот с помощью банковской системы «Банк-Клиент», «Интернет-Клиент», что позволяет наиболее быстро и качественно отправлять платежи.
Начисление страховых взносов с выплат работникам можно рассмотреть на примере ООО «Шатура» за январь — март месяц 2011 года.
«Начисление страховых взносов в ПФР производится в зависимости от года рождения работника. Страховой взнос начисляется целиком на страховую часть для лиц 1966 года рождения и старше или же на страховую — 16% и накопительную — 6% для лиц 1967 года рождения и моложе» Мельникова Ю.А. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, 2010, N 12..
Так как сотрудники отработали в расчетном периоде три месяца, то пособие рассчитывается исходя из среднего заработка.
Так в целом за 3 месяца в страховую часть было перечислено 78220 руб., а в накопительную — 13560 руб.
Для того чтобы получить денежные средства на выплату пособия от ФСС главный бухгалтер ООО «Шатура» обратилась в ФСС по месту регистрации с письменным заявлением, к которому были приложены следующие документы: