Бюджет – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно – технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономики, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и регионального уровня, внебюджетных фондов.
Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, блага науки, культуры, образования, управления).
Наиболее приемлемым способом решения проблемы соотношения доходов и расходов бюджета может быть налоговое регулирование — система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.
Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с целью увеличения доходной базы бюджета. В мировой практике роль налогов в формировании государственных доходов играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.
Цель настоящей работы – на основе исследуемого материала дать характеристику налогов и определить их роль в формировании доходной базы бюджета.
Налог как принак государства
... с юридических лиц называются налогами. Таким образом, все лица, получающие доходы, обязаны участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. ...
В работе мы рассмотрели лишь основные моменты взимания налогов, так как это тема неисчерпаема и до настоящего времени многие методологические аспекты налогообложения трактуются учеными и практиками неоднозначно. Дискуссионный характер теоретико-практических положений о налогах отражает не только трудности становления в России адекватной рынку практики налогообложения. Он свидетельствует о разработке новых научных подходов к решению проблем методологии налогов.
В соответствии с целью курсовой работы определен круг задач:
- раскрыть теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании бюджета,
- исследовать налоговые поступления в доходную часть бюджетов,
- предложить пути совершенствования бюджетно – налоговой политики РФ.
Объектом исследования выступают налоговые доходы государственного бюджета.
Предметом исследования является действующая практика формирования налоговых доходов государственного бюджета.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых и специалистов в области налогообложения, налогового права. Были использованы законодательные акты и инструктивно-методические документы всех уровней управления. Решение поставленных задач осуществлялось с использованием системного подхода, методов экономического, статистического и структурно-логического анализа.
1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности
1.1 Налоги и их роль в формировании доходной базы бюджета государства
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.
Законодательные доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
Налоги — обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом регионального самоуправления в соответствии с их компетентностью [2 , C. 125].
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Аудит расчетов с бюджетом по налогу на имущество
... периоде. Задачами аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество являются: проверка правильности определения объекта налогообложения; проверка правильности определения состава налоговой базы; ... бухгалтерского и налогового учета, налоговая декларация по налогу на имущество предприятия. 2. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на имущество 2.1 Цель и задачи аудиторской проверки Целью ...
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.