Проблема финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является -обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем,

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.

Актуальность темы определяется тем, что государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Важнейшими показателями состояния пенсионной системы государства является ее финансовая устойчивость и обеспечиваемая его покупательская способность пенсии. В условиях роста уровня жизни населения даже

увеличение пенсии в соответствии с темпами инфляции не может служить показателем эффективности работы пенсионной системы.

В настоящее время финансовое положение Пенсионного фонда России (ПФР) не позволяет одновременно обеспечить повышение минимальных размеров пенсий до уровня прожиточного минимума и социально справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.

В сложившихся условиях стали актуальными вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости ПФР.

Однако в ближайшей и особенно в долгосрочной перспективе они не могут быть решены с помощью только оперативных мер по мобилизации доходов, достаточных для финансирования предусмотренных законодательством пенсионных выплат. Это обусловлено тем, что глубинные причины финансовой неустойчивости ПФР не могут быть нивелированы и тем более устранены без изменения механизмов формирования и использования его финансовых ресурсов.

В этих условиях проблема обеспечения финансовой устойчивости ПФР становится еще более актуальной и

Сложной. При этом выработка практических рекомендаций для ее успешного решения невозможна без исследования теории вопроса.

22 стр., 10961 слов

Бухгалтерская (финансовая) отчетность в системе управления организацией ...

... необходимость составления отчетности в соответствии с ними. Целью курсовой работы является исследование действующих форм бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь, обоснование предложений по их развитию в системе управления исследуемой организации. Для достижения цели в курсовой работе были ...

Целью курсовой работы является — исследование проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации;
  • изучить общее понятие и основные признаки финансовой устойчивости Пенсионного Фонда Российской Федерации;

Предметом исследования является система денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов ПФР. В качестве объекта исследования выступает Пенсионный фонд России.

  1. Теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года, Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

— денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

  • формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

— страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

29 стр., 14226 слов

Состояние и перспективы развития пенсионного фонда в России

... перспективам его развития. В третьей части работы раскрываются особенности функционирования Государственного учреждения – Управления ПФР по г. Пятигорску в связи с проводимой пенсионной реформой. Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской федерации ...

— на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

— денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

— расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

В структуре Пенсионного фонда — 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально — государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).

Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов — по направлениям.

Деятельность Пенсионного фонда России регулируется следующими правовыми актами:

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 26.06.2002);
  • Федеральный закон от 17.12.2001 N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001);
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001);
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001);
  • Федеральный закон от 27.11.2001 N155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (принят ГД ФС РФ 25.10.2001);
  • Федеральный закон от 06.03.2001 N21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 14.02.2001);
  • «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000);
  • Федеральный закон от 16.07.1999 N165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (принят ГД ФС РФ 09.06.1999);
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (принят ГД ФС РФ 23.06.1997);
  • Федеральный закон от 01.04.1996 N27-ФЗ

    «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995);

    28 стр., 13566 слов

    Учёт и анализ расчётов с внебюджетными фондами

    ... исследования выступают расчеты организации с бюджетом и внебюджетными фондами. Структура работы определена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ 1.1 ...

  • Закон РФ от 19.02.1993 N4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях»;
  • Закон РФ от 15.05.1991 N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • Закон РФ от 20.11.1990 N340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
  • Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N2122-1 «Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в пенсионный фонд Российской Федерации (России)»);
  • Указ Президента РФ от 12.07.2001 N833 «О повышении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»
  • Постановление Правления ПФР от 30.01.1995 N18 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по исполнению бюджета пенсионного фонда Российской Федерации «.

Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью. После принятия в 1990 г. Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” в него более 30 раз вносились изменения и дополнения, а в последующие годы принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Пенсионное законодательство становится все более громоздким и сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии на основе введенного с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными актами, что усложняет ознакомление с ними широкого круга граждан.

Действует одновременно несколько законов, регламентирующих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Основным законом, регулирующим государственное пенсионное обеспечение, является Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” от 20.11.90 г. № 340-1. С многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы, он действует и поныне. В этом законе определены основания для пенсионного обеспечения, виды пенсий, их размеры, надбавки к пенсии, порядок исчисления трудового стажа и пенсии из заработка, назначения и выплаты пенсий, вопросы ответственности предприятий и граждан, разрешения споров.

5 стр., 2345 слов

Пенсионная система Российской Федерации

... проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. пенсионный страхование социальный обеспечение Виды пенсии: по старости по инвалидности по случаю потери ...

Федеральным законом РФ от 21.07.97 г. № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” дана новая редакция ст.7 данного закона, регулирующая исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая ранее существовавший и безусловно несовершенный порядок исчисления размеров пенсии. Этим законом с 01.02.98г. введен порядок исчисления государственных пенсий путем применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в ст.7 положения, согласно которому пенсии не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

К Закону от 20.11.90г. непосредственно примыкают законы общего плана: Закон Российской Федерации от 02.07.93г. № 5318-1 “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, Закон РСФСР от 19.04.91г. № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями) “О занятости населения в Российской Федерации”, предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте, Закон РФ от 14.07.92 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании”, также предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых работников.