Налоговая система Республики Казахстан

Содержание скрыть

В качестве правового и информационного обеспечения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахcтан.

Цель работы:

Задачи : Моя курсовая работа состоит из 3 глав:

В первой главе я рассматриваю общее понятие налоговой системы а так же налоговую систему Республики Казахстан.

Во второй главе становление,, В третьей главе проблемы налоговой системы Республики Казахстан.

1. Налоги: теория, сущность и функции

1.1 Понятие налоговой системы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, т.е. имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоги возникают с появлением государства и являются основным источником доходов. Ли В.Д «Финансы: в вопросах и ответах» Алматы,2004,стр 56

По каждому виду налога определяются его плательщик, объект налогообложения, ставки, порядок уплаты и льготы. Формируется также налоговая структура — система специализированных налоговых органов, наделенных мощными властными полномочиями (особенно в части осуществления налогового контроля).

Главной задачей налоговых органов является обеспечение полного и своевременного поступления налоговых поступлений в бюджет, а также выполнения других финансовых обязательств перед государством в размерах и сроки, установленные налоговым законодательством.

Налоги — это обязательные платежи, установленные государством, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.11 Ли В.Д. «Финансы:в вопросах и ответах»,Алматы,2004 стр 56

Экономическая сущность налогов заключается в том, что, налоги представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли дохода и имущества хозяйствующих субъектов и граждан, которая аккумулируется у государства для осуществления своих функций и задач.

3 стр., 1445 слов

Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: ...

... срока уплаты налогов и сборов может предоставляться в форме отсрочек и рассрочек, а также в форме инвестиционных налоговых кредитов [1]. Цель данного реферата заключается в том, чтобы раскрыть такие понятия, как отсрочка и рассрочка по уплате налога и ...

Налог — это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов:

Элементами налога являются:

1) субъект налога;

2) объект налога;

3) норма налога;

4) порядок уплаты налога;

5) льготы по налогу.

Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов столь очевидно и столь откровенно.

Приходится констатировать, что, несмотря на многовековую историю взимания налогов, многочисленные научные разработки по их поводу (как экономического, так и правового порядка), вопрос о понятии налога продолжает оставаться спорными, а имеющиеся его определения не лишены, тех или иных недостатков.

Субъект налога (налогоплательщик) -, Объект налога

Понятие «объект налога» тесно связано с понятием «предмет налога».

Предмет налога является материальным выражением объекта налога. Так, если объектом налога на транспортным средства является факт обладания плательщиком транспортного средства, то предметом этого налога выступает само транспортное средство, принадлежащее данному объекту на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления).

С объектом обложения тесно связанное употребляемое на практике понятие «налоговая база». Налоговая база — исходная величина, к которой будет применена ставка налогообложения с тем, чтобы определить сумму налога.

Предмет налогового платежа означает то, что подлежит передаче государству в процессе уплаты налога (при денежных налогах это какая-то сумма денег, при натуральных налогах — какие-то материальные ценности, выражаясь юридическим языком — вещи, определяемые родовыми признаками, обозначаемые в тоннах, кубометрах и т.п.).

Единица налогообложения, Норма налога —

Норма налога определяет правила исчисления налога. В большинстве случаев размер налога является результатом взаимодействия ставки налогообложения с единицей налогообложения.

Ставка налогообложения

Умножение ставки налогообложения на количество единиц налогообложения определит сумму налогового платежа.

Метод налогообложения —

  • в твердой денежной сумме с единицей налогообложения (например, земельный налог);
  • процентные, где все налогоплательщики платят налог в одинаковой доле от налогооблагаемой базы (например, в размере от 30% от налогооблагаемого дохода).

Таким образом, сама сумма налога зависит от размера налогооблагаемой базы, ставка же остается равной для всех налогоплательщиков;

  • прогрессивные — ставка.

1.2 Налоговая система РК

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.

отчисления, взносы, плата и пошлина

10 стр., 4840 слов

Налогообложение и налоговая деятельность государства

... уверен в справедливости и правильности взимания налогов. Для этого государство использует различные методы налогообложения, которые будут рассмотрены в данной курсовой работе. Итак, налоги, налогообложение, налоговая политика, налоговая деятельность государства, постоянно находятся в центре внимания всего ...

Согласно Конституции Республики Казахстан государственные налоги и сборы может устанавливать только Парламент или в предусмотренных Конституцией случаях — Президент Республики.

1. В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

2. Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

3. Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

4. Освобождение от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций».

Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций».

Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими органами.

2. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан

2.1 Становление налоговой системы Республики Казахстан

Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый этап налоговой реформы

В республике функционировали более 40 видов налогов:

  • общегосударственные налоги;
  • общеобязательные местные налоги;
  • местные налоги.

Второй этап налоговой реформы

В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап налоговой реформы

Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

1 этап.

Из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстан в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

58 стр., 28950 слов

Проблемы и перспективы экономики Казахстана в современный период

... экономики Казахстана в современный период. Исходя из цели, задачами данной дипломной работы являются: Охарактеризовать казахстанскую модель смешанной экономики Рассмотреть становление финансово-кредитной системы Казахстана Изучить новую концепцию регионального развития в Независимом Казахстане Показать трансформацию ...

Она включала в себя три группы налогов:

1. общегосударственные;

2. общеобязательные местные налоги и сборы;

3. местные налоги и сборы.

В истории развития налоговой системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц». С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов.

В части юридических лиц изменения коснулись следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% — для всех юридических лиц и 45% — для банков и страховых компаний.

Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д.

2 этап.

Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.

3 этап.

Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства.

Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших частей:

1. Общая

2. Особенная

3. Налоговое администрирование

Общая часть — «конституция» налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру рынка. Данные принципиальные положения должны стать основной налогового законодательства в общей части, которая не должна претерпевать никаких существенных изменений в последующие годы.

Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство является сторонником стабильности, и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения.

9 стр., 4258 слов

Подоходный налог с физических лиц

... возникновения подоходного налога с физических лиц; выявить его позитивное и негативное воздействие экономическую активность определить особенности взимания подоходного налога в Республике Беларусь. Таким образом, объектом исследования будет являться сущность подоходного налога с физических лиц, а ...

Виды налогов, других обязательных платежей в бюджет

В Республике Казахстан действуют:

1) налоги:

  • ь корпоративный подоходный налог;
  • ь индивидуальный подоходный налог;
  • ь налог на добавленную стоимость;
  • ь акцизы;
  • ь рентный налог на экспорт;
  • ь специальные платежи и налоги недропользователей;
  • ь социальный налог;
  • ь налог на транспортные средства;
  • ь земельный налог;
  • ь налог на имущество;
  • ь налог на игорный бизнес;
  • ь фиксированный налог;
  • ь единый земельный налог;

2) другие обязательные платежи в бюджет:

  • ь государственная пошлина;

ь сборы:

  • ь регистрационные сборы;
  • ь сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
  • ь сбор с аукционов;
  • ь лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
  • ь сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

ь плата:

  • ь за пользование земельными участками;
  • ь за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
  • ь за эмиссии в окружающую среду;
  • ь за пользование животным миром;
  • ь за лесные пользования;
  • ь за использование особо охраняемых природных территорий;
  • ь за использование радиочастотного спектра;
  • ь за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;
  • ь за пользование судоходными водными путями;

Налоговые ставки:

1. Налоговые ставки на транспортные средства:

1. Плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, и юридические лица, их структурные подразделения (далее — юридические лица), имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не указано в настоящей статье.

2. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.

3. Не являются плательщиками налога на транспортные средства:

1) плательщики единого земельного налога по следующим транспортным средствам, принадлежащим его членам на праве общей собственности, на праве собственности и непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции:

  • один легковой автомобиль с объемом двигателя включительно до 2500 куб. см;

2) производители сельскохозяйственной продукции и т.д.;

3) государственные учреждения;

4) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, — по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;

3 стр., 1464 слов

Местные налоги (сборы) в Республике Беларусь

... уплаты. Плательщиками курортного сбора являются только физические лица. Плательщиками сборов с пользователей и налога на приобретение бензина и дизельного топлива выступают организации. По остальным местным налогам и сборам плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, за ...

5) инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям — по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;

6) герои Советского Союза и герои Социалистического Труда, лица, удостоенные звания «Халы? ?аhарманы», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын ал?а», «К?мiс ал?а», — по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;

7) физические лица — по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации более семи лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования.

2. Налог на имущество:

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, имеющие объект налогообложения в соответствии со статьей 405 настоящего Кодекса.

Плательщиками налога на имущество физических лиц не являются:

1) военнослужащие срочной службы на период прохождения срочной службы (учебы);

2) герои Советского Союза, герои Социалистического Труда, лица, удостоенные звания «Халы? ?а?арманы»,

2.2 Налоги и их классификация

Налоги можно классифицировать по различным признакам.

подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество (подоходный налог, налог на прибыль).

Косвенные налоги — это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог — налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога).

Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку суммы данных налогов включаются в его цену. Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в то время как прямые налоги — налогами на потребление.

«Критерием деления на прямые и косвенные, — пишет А.И. Кочетков, — является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку» Кочетков А.И. Налогообложение предпринимательской деятельности М., 1994. с.5

В качестве преимуществ прямых налогов Г. Карагусова отмечает следующее:

  • прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог;
  • прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;
  • при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности;
  • прямые налоги в основном взимаются с дохода самого налогоплательщика.

Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики Карагусова Г.Д. Налоги: сущность и практика использования. Алматы, 1994. с.22-23.

натуральные

натуральные

2. По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц.

15 стр., 7098 слов

Налоговая система Российской Федерации и основные направления ...

... основополагающих положений налоговой системы. Этот закон являлся базовым документом в сфере налогообложения вплоть до 999 г., когда все его статьи, за исключением статей, определяющих перечень налогов России, были отменены. ...

В последнее время наше налоговое законодательство пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так и на физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных налога, взимаемых с организаций и с граждан.

индивидуальный налог,

3. В зависимости от их территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

К общегосударственным налогам относятся:

1) подоходный налог с юридических и физических лиц;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) налог на операции с ценными бумагами;

5) специальные платежи и налоги недропользователей.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество юридических и физических лиц;

3) налог на транспортные средства;

4) сбор за операции с ценными бумагами;

5) сборы за право занятия отдельными видами деятельности;

6) сбор с аукционных продаж.

Деление налогов на общегосударственные и местные обычно определяются двумя факторами: кем установлен налог (центральным и местным органом) и доходным источником, какого бюджета он является (центрального или местного).

закрепленные

Бюджетное регулирование, Закрепленные налоги, Регулирующие налоги

Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов, так и из регулирующих доходов.

Определение налога, в качестве регулирующего производится при утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных бюджетов обычно используется подоходный налог с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.

3. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения, Целевые налоги

Налоговая система Казахстана формально не знает специальных налогов. Однако, если рассмотреть такие платежи в Дорожный фонд, как отчисления пользователей автомобильных дорог и сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной торговле, то мы увидим в них типичные налоги со всеми их признаками, атрибутами и элементами (сбор, например, за реализацию — самый обычный налог с продаж).

Кстати, стремления замаскировать налоги под всякого рода «отчисления», «сборы», «плату» и т.п. — это типичное явление для всякой финансовой системы, построенной по ведомственному признаку.

2.3 Анализ налоговой системы Республики Казахстан

В Казахстане в настоящее время введена упрощенная система определения налоговой базы и введения налогового учета.

Важное значение в системе налогообложения приобретает четкая организация налогового и бухгалтерского учета, в основе которых лежит их взаимосвязь, связанная с доходом.

Сегодняшняя структура и статистика доходов весьма разнообразна. В частности, только доход от предпринимательской деятельности:

23 стр., 11182 слов

Пенсионная система в Республике Казахстан

... что Пенсионные Фонды Казахстана находятся в поиске наилучших способов сохранения и приумножения денег вкладчиков. Поэтому изучение проблем и перспективы развития Накопительных Пенсионных Фондов приобретают актуальное значение. Цель работы - изучение современной пенсионной системы РК Задачи работы: ...

1 — доход, получаемый от управленческих, финансовых услуг, если он начисляется как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К.

2 — доход, получаемый постоянными учреждениями, расположенными на территории Р.К.

3 — доход, возникающий от продажи товаров в Р.К.

4 — доход, получаемый от всех видов работ и услуг, если он начисляется как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К., или резиденту Р.К.

5 — другие виды доходов.

Характеризуя приведенные разновидности доходов в целом, следует различать доходы физического лица и доходы юридического лица

1. Подоходный налог с юридических и физических лиц

2. Налог на добавленную стоимость

3. Акцизы

4. Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации.

5. Специальные платежи и налоги недропользователей

6. Социальный налог

7. Сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан

8. Земельный налог

9. Единый земельный налог

10. Налог на имущество юридических и физических лиц

11. Налог на транспортные средства

12. Сбор за регистрацию физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц

13. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности

14. Сбор с аукционных продаж

15. Сбор за право реализации товаров на рынках

16. Плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан

17. Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках;

18. Сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов «Казахстан»,» Республика»,» Национальный» (полных, а также любых производных от них) в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках;

19. Сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты, ставка которого не может быть установлена свыше 1% от базы исчисления Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» Глава 1. Налоговая система Республики Казахстан. Ст.3. п.2..

3. Проблемы налогообложения в Республики Казахстан и пути их решения

3.1 Проблемы налоговой системы РК

Налоги — являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.

Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

1. Стабильность налоговой системы;

2. Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

3. Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин).

Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций;

4. Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);

7 стр., 3460 слов

Налоговая система. Налоги сущность и виды РК

... ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ 1.1 Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет В соответствие со статьёй 61 Конституции Республики Казахстан Парламент вправе ... отношений в обществе являются налоги, изменение форм которых неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. На самых ранних стадиях формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое ...

5. Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);

6. Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению, сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);

7. Простота налоговой системы (Способ реального упрощения — значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);

8. Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства).

В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А. Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства.

Разработанная правительством Казахстана система налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.

Нечеткость механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.

В этой связи налоговая система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:

  • устойчивость и сбалансированность государственного бюджета
  • формирование антиинфляционного механизма и обеспечения стабильности собственной валюты
  • обеспечение широко масштабных инвестиции
  • всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

При современной сложившейся экономической конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически.

Несмотря на наличие многочисленных теорий, согласно которым налог есть продукт договора между нацией (населением, гражданами в их совокупности) и государством, т.е. согласованного волеизъявления двух сторон, совершенно очевидно, что в юридическом смысле государство, устанавливая налог, не согласовывает этот вопрос ни с каждым налогоплательщиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с представителями народа, имеются специальные оговорки о том, что по налоговым законам референдум не проводится.

Такой же порядок установлен и в Казахстане. Идею договорного характера налогов (хотя бы в смысле «общественного договора») не спасает, на наш взгляд, и конструкция, предложенная П.М. Годме, по мнению которого, согласие на установление налога дает парламент, являющийся представителем нации в целом.

Безусловно, парламент, в силу его формирования, является тем местом, где голос народа звучит громче всего. И неслучайно в большинстве демократических стран законы о введении налогов принимает именно он. Но парламент — это не общественное формирование граждан, это государственный орган, т.е. часть государства. При этом необходимо иметь ввиду, что субъектом установления налога выступает государство в целом, а не какой-нибудь его орган (хотя, бесспорно, что правовой акт, устанавливающий налог, будет принят конкретным органом).

Поэтому налог не является продуктом договора между, скажем, правительством и парламентом, хотя в реальной жизни именно правительство (с подачи финансового ведомства) может выступать с инициативой введения нового налога, а парламентарии, прислушиваясь к голосу своих избирателей, могут проголосовать против него.

Но в тоже время крайне необходимо упорядочить и логически систематизировать все виды налогов.

При исчислении доходов, облагаемых налогом, важно обеспечить политику ускоренной амортизации, так как имеющееся разрешение на увеличение амортизационных отчислений по старым фондам в два раза не решает проблемы восстановления действующего оборудования.

Инфляция, обуславливающая опережающие темпы роста цен по сравнению с нормой амортизации, требует возмещения этих потерь из прибыли.

3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК

Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию процессов инвестирования всех видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого типа.

Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить грамотное акционирование и создать хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц.

Пока не преодолены кризисные явления в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм «снятие» подоходного налога посредством банковского обслуживания.

Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, показало ее недостаточные эффективность и мобильность.

За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов.

В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы, ввести статью за уклонение от налогов, принять положение о статусе налоговых инспекторов.

Например, налог на добавленную стоимость. В Республике Казахстан он пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. При введении этого налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета добавленной стоимости, (какая часть стоимости является добавленной: прибыль или заработная плата, стоимость сырья и т.д.).

Во всех развитых странах в понятие добавленной стоимости входит все, что выше цены производства, которая выступает как себестоимость продукции плюс средняя прибыль.

Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие основные задачи:

  • устойчивость и сбалансированность бюджета;
  • формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственности, валюты;
  • обеспечение широкомасштабных инвестиций;
  • всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Решение этих задач позволит достичь экономической и социальной стабильности в Республике Казахстан.

В межгосударственных двухсторонних экономических связях часто возникает проблема двойного налогообложения, затрагивающая в первую очередь интересы тех физических и юридических лиц, которые получили доходы не только на территории своей страны, но и за рубежом. В мировой практике для смягчения двойного налогообложения налогоплательщику часто предоставляют три возможности, позволяющими ему уменьшить налоговое бремя.

Для Республики Казахстан в современных условиях реформирования и модернизации экономики сложилась необходимость привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий. Но иностранные компаньоны опасаются двойного налогообложения. Поэтому Республика Казахстан имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранения) двойного налогообложения доходов и имущества иностранных инвесторов.

По этим соглашениям иностранные инвесторы освобождаются или платят налоги на доходы, полученные в Республике Казахстан по уменьшенным ставкам.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Экономисты выводили всякого рода таблицы и графики, демонстрирующие пределы, за которыми рост налогов превращается в фактор, отрицательно воздействующие на экономику.

При этом в качестве ограничителя установления налогов вводится категория «платежные возможности» граждан с тремя рекомендациями:

1) в отношении субъекта налога — налога должен охватывать всех граждан;

2) в отношении объекта налогообложения — необходимо в качестве налогообложения избирать такой объект, который раскрывает платежные возможности граждан, в качестве чего наилучшим объектом является общий доход, потому что он теснейшим образом связан с платежными возможностями граждан;

3) в отношении ставки налога — налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объектов обложения, размер объектов обложения — все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки.

Что касается юридической стороны проблемы, то никаких законодательно установленных пределов, которые бы ограничивали государственные устремления по введению налогов, не существует и существовать не может, поскольку все это будет самоограничениями самого государства, от которых оно в любой момент может отречься.

Заключение

Были проведены несколько этапов становления налоговой системы и налоговой реформы Республики Казахстан, а так же эти реформы будут продолжаться. Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того как в конечном счете будут распределены функции управления между республиканскими органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.

Одновременно с либерализации налоговой системы предстоит провести в жизнь меры по ужесточению налогового администрирования и усилению борьбы с теми, кто указывает доходы от налогообложения.

В общем по моему мнению нужно смягчить налоговые законы, но при условии обязательности их исполнения.

В данной работе были рассмотрены понятие налоговой системы, принципы ее организации, становление налоговой системы РК, виды налогов, налоговая система на современном этапе, а также основные проблемы налоговой системы и анализ налоговой системы Республики Казахстан. И в заключении несколько выводов для устранения проблем, с которыми сталкивается налогообложение Республики Казахстан.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги — основной источник доходов государства

Изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы с июля 1995 года, диктуют необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране, и разработки налогового Кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной регламентации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты прав и усиления ответственности.

Анализируя нашу нынешнюю налоговую систему можно сделать следующие выводы и предложить следующее:

1) Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль в становлении экономики Казахстана, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения. Частые изменения в законодательстве осложняют работу налоговых органов и тем более налогоплательщиков. Поэтому в структуре низовых органов необходимо создать отдел, функциями которого были бы обучение налогоплательщиков правильному заполнению налоговых деклараций, разъяснение сути изменений налогового кодекса, рассмотрение ходатайств и предложений предприятий по совершенствованию структуры налогов.

2) Анализ функций налоговой системы показал несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Необходимо усиление стимулирующей роли налоговой системы, которое приведет к расширению базы налогообложения и за счет этого к увеличению поступлений в бюджет для решения государственных задач.

3) Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).

Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующая нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. Сейчас существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшнего Казахстана, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. Итак, пока не будет выработано целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. Введение нового налогового кодекса было последней из реформ в налоговой системе. В новом кодексе сохранена в полной мере преемственность предшествующего законодательства. Закреплены все прежние основные виды налогов, принципы их исчисления и уплаты, не вводятся какие-либо новые.

Список использованной литературы

1. Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995 года №2235 (с и изменениями и дополнениями).

2. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О налогах и др. обязательных платежах в бюджет»/ Казахстанская правда — 1997 г. — 10 января.

3. Закон РК от 18 июля 1996 г. «Об обязательном страховании».

4. Абдулкадыров Шамиль. От налога, как от судьбы // Ковчег — 28 ноября — 1996 г.

5. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана — 1995 — №6

6. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета — 1996 г. — 17 июля.

7. Дуканич Л.В. «Налоги и налогообложение». Ростов-на-Дону. Феникс. 2000 г.

8. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана — 1996 — №4.

9. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь — 1995 — №3-4.

10. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г.

11. Ли В.Д «Финансы: в вопросах и ответах», Алматы, 2004 год;

12. Материал из Википедии;

13. Мусинов С.М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: «Каржы Каражат», 1996 г.

14. «Налоги» по редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г.

15. Налоговый кодекс РК, 2009 год

16. Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан www . salyk . kz

17. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко — 1995 №1.

18. Прохоров Е. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 1997 г.

19. Худяков А.И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г.

20. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан // Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г.