Актуальность темы работы обусловлена динамичным развитием законодательства о кадастровом учете и оценке земли на современном этапе в РФ. Кадастровая оценка земли как объекта владения и собственности представляет важную гарантию соблюдения равновесия в правах собственников земельных участков и государства. В настоящее время проводится реформа кадастрового учета недвижимого имущества, которая призвана сформировать единообразный подход к его учету посредством создания единого государственного кадастра недвижимости. Более того, конечной целью указанной реформы является слияние двух систем — кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на него.
Однако указанный переход от отдельного кадастрового учета земельных участков и технической инвентаризации иных объектов недвижимости к единой системе кадастрового учета и единому государственному кадастру недвижимости позволил поставить под сомнение самостоятельность и самодостаточность кадастрового учета земельных участков.
Изменение законодательства, регулирующего порядок формирования источника сведений, содержащего характеристики земельного участка как недвижимого имущества, не может изменить роли кадастрового учета земельных участков как основания возникновения объекта земельных правоотношений.
Земля, вне зависимости от изменений законодательства о кадастровом учете, остается природным объектом и природным ресурсом, что отражено в принципах земельного законодательства, поэтому использование земли возможно только при условии ее одновременной охраны. Тесная взаимосвязь земли с рядом других природных объектов: недрами, водой, лесами, почвами предопределяет и тесную взаимосвязь сведений о земельных участках с соответствующими сведениями об этих природных объектах.
Таким образом, земельный участок и сведения о нем представляют основу для учета иных объектов недвижимости и природных объектов, не признаваемых недвижимостью, поскольку их местоположение может быть определено только посредством привязки к данным о местоположении земельных участков.
Выше изложенное предопределяет тот факт, что правовое обеспечение получения и фиксирования сведений о земельных участках в своей основе должно опираться на нормы земельного законодательства.
Основная цель моей курсовой работы состоит в изучении теоретических и практических вопросов кадастровой и рыночной оценки земли. В соответствии с целью курсовой работы были предоставлены и решены следующие задачи:
Сущность ренты, ее виды и проблема земельного налога
... о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора. Цель данной работы Согласно цели обозначены следующие задачи: Определить сущность ренты и дать ее понятие; Рассмотреть виды ренты; Охарактеризовать такие виды ренты как дифференциальная, абсолютная и монопольная ренты; Выявить проблемы начисления земельного налога. ...
1.Определены теоретические положения земельного кадастра.
2. Изучена оценка стоимости земли.
3.Рассмотрены подходы к оценки стоимости земельных участков.
4.Рассмотрен процесс рыночной и кадастровой оценки стоимости земли.
5.Рассмотрено развитие рыночной и кадастровой оценки земли.
Объектом
предметом
Глава 1 Понятие земельного кадастра
Государственный земельный кадастр 1 – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектах. Составная часть земельного кадастра — государственный кадастровый учет — это специальная регистрация в государственном земельном кадастре объектов кадастрового учета, осуществляемая путем внесения сведений об объектах в учетные формы и удостоверения их полномочным должностным лицом. При этом объектам кадастрового учета присваиваются такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить их из числа других объектов. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится на всей территории Российской Федерации по единой законодательно утвержденной системе, в которой учету подлежат земельные участки и территориальные зоны независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков на муниципальном уровне осуществляется посредством внесения (дополнения) необходимой и достаточной информации в Государственный реестр земель района, являющийся составной частью Единого государственного реестра земель. Таким образом, государственный кадастровый учет земельных участков на муниципальном уровне, в общем виде, представляет собой процедуру присвоения земельному участку кадастрового номера и внесения соответствующих характеристик этого участка с присвоенным ему кадастровым номером в Государственный реестр земель района (города).
Наличие системы управления земельными ресурсами, составной частью которой является государственный кадастровый учет земельных участков на муниципальном уровне, позволяет планировать деятельность, исходя из зафиксированных характеристик земельных участков. Тем самым создается ясность в земельных отношениях, повышается инвестиционная привлекательность земли по сравнению с иными вариантами инвестирования, снижаются издержки при проведении сделок с земельными участками. В итоге органы власти посредством создания этой системы упорядочивают отношения по поводу использования недвижимости, получают необходимую информацию о тенденциях в поведении пользователей недвижимостью, в том числе землей, тенденциях развития рынка земли и иной недвижимости, что дает им возможность принимать управленческие решения.
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
- государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- государственного контроля за использованием и охраной земель;
- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- землеустройства
- экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов
- установления обоснованной платы за землю
- иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности. Основными задачами государственного земельного кадастра являются:
- своевременное выявление и регистрация состояния и изменений качественно-количественных параметров и правового статуса каждого земельного участка;
- выявление нерационально используемых и используемых не по назначению земель для передачи в фонд перераспределения;
- обеспечение гарантий и защиты прав собственников, землевладельцев, землепользователей в целях предотвращения незаконного или неправомочного перехода прав на землю или передачи в аренду занятых участков;
- учет, хранение и обработка кадастровых сведений, совмещение топографического и параметрического описания земель;
- информационное обеспечение проведения мероприятий по осуществлению земельной реформы, мониторинга, контроля и охраны земель г.
Москвы, разработки и реализации Генерального плана г. Москвы и другой градостроительной документации, налоговой и инвестиционной политики, экономической оценки земель и определения размеров платежей за землю;
Плата за землю земельный налог арендная плата
... платы за землю являются: земельный налог; арендная плата; нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков ... ставкам земельного налога, установленного для городских земель. : Налог на земли сельскохозяйственного ...
- информационное обеспечение государственного земельного кадастра Российской Федерации, а также кадастров заинтересованных министерств и ведомств.
1.2 Подготовительный этап ведения государственного земельного кадастра
Вся работа по ведению государственному земельному кадастру была разбита на несколько этапов. Одним из важнейших является этап подготовительных работ, который включает в себя:
- подбор и изучение юридической, технической и проектной документации по границам и размерам землепользований:
- уточнение перечня и размеров других землепользований, расположенных в границах территории сельскохозяйственного предприятия, не имеющих документов, удостоверяющих их право на землю;
- сличение границ землепользований, отображенных на материалах графического учета земель с юридическими документами, выявление причин расхождений.
Категория земель — часть земельного фонда РФ, которая предназначена, используется по основному целевому назначению.
Целевое назначение земель — порядок, условие и предел эксплуатации, использования земель для конкретных целей.
В соответствии со статьей 73 ЗК РФ от 25.10.01 №136-03, земли РФ по целевому назначению подразделяются на 7 категорий.
1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли за чертой поселения, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а так же предназначенные для этих целей: составляют 23,8% .Их функция – средство производства. В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья, земли занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью. Предназначены для защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных воздействий, замкнутыми водоемами, а так же зданиями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Оценка земель сельскохозяйственного назначения
... сформировать основы земельного рынка и его инфраструктуру. В связи с этим в настоящее время оценка сельскохозяйственных земель становится все более актуальной. I. Земли сельскохозяйственного назначения 1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения По действующему ...
По видам использования подразделяются:
1.Для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, предоставляются колхозам, кооперативным хозяйствам, акционерным обществам и другим сельскохозяйственным предприятиям.
2.Для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, ведения КФК, предоставляются физическим лицам.
3.Для коллективного садоводства, животноводства и огородничества, предоставляются кооперативам, гражданам.
4.Для проведения научных исследований и обучения. Предоставляются научно-исследовательским, учебным учреждениям.
5.Для ведения подсобного хозяйства, предоставляются не сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям.
2. Земли поселений. Земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделение их чертой от земель других категорий.
Черта городских, сельских поселений предоставляет собой внешние границы городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий, составляют 1,2%.
Они выполняют роль пространственного базиса для строительства, рекреационные, оздоровительные и другие.
Земли поселений используются только в соответствии с генеральным планом и проектами планировки и застройки.
Территории поселений в пределах его административных границ делится на территориальные зоны:
- жилая
- общественно деловая
- производственная
- инженерных и транспортных инфраструктур
- рекреационная
- сельскохозяйственное использование
- военных объектов
- специального назначения
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения.
Это земли, которые расположены за чертой поселения, используются или предназначены для обеспечения деятельности организации и эксплуатации вышеназванных объектов. Составляют 1 % от земельного фонда РФ.
Они выполняют функции пространственного базиса особых объектов.
Эти земли используются для промышленности транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного), вязи, информатики, линии связи, электропередачи и обороны.
4. Земли особо охраняемых территорий — земли, которые имеют особое природоохранные, научное, историко-культурные, эстетические, рекреационные, оздоровительные и иные значения, для которых установлены особые правовые режимы. Составляют 1,9% от земельного фонда РФ.
Они подразделяются :
- природоохранного назначения — заказники, общероссийского, областного, местного значения .
- природо-заповедного назначения — заповедники, памятники природы, природные национальные сады, ботанические сады.
- лечебно оздоровительного назначения — залежи природной грязи, минеральной воды, участки с особыми климатическими условиями, дома отдыха, санатории, турбазы.
- историко-культурного назначения — памятники культуры.
Они предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям в бессрочное пользование, аренду.
5. Лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью, и не покрытые ее, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари)
Экономическая оценка земельных ресурсов
... нормативная цена земли. Однако платежи за земельные ресурсы должны быть результатом экономической оценки земельных ресурсов. Поэтому для нормального развития и функционирования рыночных земельных отношений важным условием является всесторонняя комплексная оценка земельного потенциала. Для экономической оценки земельных ресурсов применяются ...
Составляют 64,1% от земельного фонда РФ, Лесные земли 782,2 млн. га, не лесные 64,1 млн. га.
В составе не лесных земель выделяют сельскохозяйственные угодья, поверхностные воды, объекты над застроенными территориями и дорогами.
К данной территории не относятся древесные насаждения.
Лесной фонд РФ состоит из лесов государственного назначения и ведомственных лесов.
Леса государственного назначения находятся в ведении государственных органов лесного хозяйства. Ведомственные леса предоставляются лесохозяйственным предприятиям и другим не государственным предприятиям в бессрочное пользование.
6. Земли водного фонда – земли занятые водными объектами, водоохраных зон водных объектов, земли, выделяемые для установления полос отвода зон охраны водозабора и иных водохозяйственных сооружений и объектов.
Составляют 1,6% из них 99% под водными объектами.
Виды:
- ледники
- пограничные водные объекты
- территориальное море России
- прибрежные воды
- поверхностные объекты (ручьи, реки)
- обособленные водные объекты (пруды, озера, болота)
- подземные воды
- внутренние морские воды
7. Земли запаса — земли находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не представляющиеся гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фондо-перераспределения.
Они служат резервом для предоставления земель государственным и муниципальным нуждам и для дальнейшего развития хозяйственных отраслей страны.
1.3 Правовая основа земельного кадастра
Государственный кадастровый учет земельных участков является обязательным. Учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным (ст.7 ФЗ о государственном земельном кадастре).
Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» подразумевает трехуровневую систему его ведения: государственный уровень, уровни субъектов РФ и органов местного самоуправления, последний из перечисленных является главным. Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба земельного кадастра России, которой передали часть функций упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике. Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель. Сохранена структура территориальных органов, ответственных за обеспечение функций службы на местах — комитеты по земельным ресурсам и землеустройству по соответствующим субъектам Российской Федерации и земельные кадастровые палаты по соответствующим кадастровым округам. Все кадастровые сведения о земле оформляются документами. Согласност.13 ФЗ о государственном земельном кадастре документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы, и их ведение осуществляется на русском языке.
К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
К вспомогательным документам относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы. Порядок ведения и хранения этих документов устанавливается письмами Росземкадастра «О порядке оформления документов государственного земельного кадастра» и «О разъяснении порядка оформления документов государственного земельного кадастра». Сведения должны быть открыты, непрерывны, сопоставимы и совместимы с другими сведениями, иметь единый механизм.
Государственный земельный кадастр, в соответствии со ст.12 ФЗ о государственном земельном кадастре, содержит сведения о:земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов Российской Федерации; землях и границах Российской Федерации.
Указанные сведения содержатся в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами. Состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.
Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Он содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (ст.14 ФЗ о государственном земельном кадастре).
Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель (ст.15 ФЗ о государственном земельном кадастре).
Кадастровая карта (план)представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами) (ст.16 ФЗ о государственном земельном кадастре).
Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке. Дежурные кадастровые карты (планы)воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон. Производные кадастровые карты (планы)воспроизводят в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, о социальных, о природных и об иных связанных с землей процессах. На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Глава 2 Оценка стоимости земли
2.1 Оценка стоимости земельных участков
Земельные участки (свободные земельные участки (под застройку или другие цели использования земли), участки недр, обособленные водные объекты, природные комплексы для эксплуатации природных ресурсов и т.д.);
Оценка земли и земельных участков 2 предназначена для выкупа из государственной собственности, для кадастровой оценки, для оформления наследства. Оценка земли производится для взноса в уставной капитал предприятий, оформления залога (ипотеки), определения цены при купле-продаже, а также для иных целей, предусмотренных действующим законодательством. Оценочная экспертиза проводится в отношении земель поселений, промышленности и земель сельскохозяйственного назначения.
Также оценка земельных участков необходима при разделе имущества. Часто требуется оценка права аренды земельного участка. В таком случае рыночная стоимость права аренды земельного участка будет являться разницей между его рыночной стоимостью и капитализированной арендной ставкой за такой участок. Для оценки земельного участка (для его рыночной цены) очень значащим фактором является его месторасположение, наличие коммуникаций, транспортная доступность и, самое главное, его назначение и возможность изменение такого назначения.
Оценка земельных участков учитывает количественный и качественный состав коммуникаций и возможность присоединения к существующим сетям, в случае если на земельном участке планируется строительство объектов недвижимости. Немаловажным фактором при определении рыночной стоимости земли, при условии застройки участка улучшениями, являются данные инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий позволяющие определить состав, состояние и свойства грунтов и данные о ситуации и рельефе местности, необходимые для прогнозирования возможного строительства а также затрат связанных Как правило, когда заходит речь об оценке земли, требуется определить либо рыночную стоимость права собственности на земельный участок, либо право аренды.
Рыночную стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворить потребности потенциального пользователя в течение определенного времени.
Рыночная стоимость права аренды, зависит от правомочий арендатора, срока действия права, обременений права аренды, прав иных лиц на оцениваемый объект и целевого назначения земельного участка.
Рыночная стоимость права аренды также зависит от ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения дохода от права аренды объекта за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании.
При оценке земельного участка в первую очередь учитываются его местоположение, влияние внешних факторов и конъюнктура рынка. Кроме того, принимаются во внимание ожидаемая величина, срок и вероятность получения прибыли от эксплуатации земельного участка при наиболее эффективном его использовании, без учета доходов от иных видов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности.
Рыночная стоимость участка со временем изменяется, поэтому оценка земли проводится по состоянию на конкретную дату. При изменении целевого назначения участка (разрешенного использования) его рыночная стоимость также изменяется.
Оценка земли (определение рыночной стоимости земельного участка) определяется исходя из принципа наиболее эффективного использования земли, т.е. наиболее вероятного использования земельного участка. Это значит, что рыночную стоимость земельного участка определяют, исходя из такого использования участка, которое является наиболее вероятным, физически возможным, разумно оправданным, соответствующим требованиям действующего законодательства и финансово осуществимым, что в результате дает максимальную расчетную величину стоимости земельного участка. При этом возможно обоснованное деление земельного участка на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование земельного участка может не совпадать с его текущим использованием.
При определении наиболее эффективного использования земельного участка следует принимать во внимание:
- его целевое назначение и разрешенное использование;
преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка;
- ожидаемые изменения на рынке земельных участков;
- существующее использование земельного участка.
Оценка земли поселений 3 (городов, деревень и иных населенных пунктов) осуществляется на основании: анализа рыночных данных о сделках купли-продажи; ставки арендной платы; цены предложений по объектам недвижимости (включая незастроенные земельные участки); сведений об инженерно-транспортной инфраструктуре, объектах социально-бытового обслуживания, о состоянии окружающей среды, исторической и архитектурно-эстетической ценности ландшафта, ландшафтной и рекреационной ценности территории.
Оценка земли сельскохозяйственного назначения определяется исходя из фактической урожайности основных сельскохозяйственных культур, сенокосов, продуктивности пастбищ, многолетних насаждений, структуры посевных площадей, цены реализации продукции сельского хозяйства в данном регионе РФ и необходимых затрат на производство основных сельскохозяйственных культур.
Оценка земельных участков в дачных кооперативах и садовых товариществах проводится на основании анализа цен сделок купли-продажи или цены предложения по незастроенным участкам, интенсивности транспортного сообщения, наличия электрификации и газ водоснабжения; удаленности от основных центров инфраструктуры, экологической обстановки в районе, иных факторов, влияющих на стоимость земли.
2.2.Перечень документов необходимый для оценки земли
Перечень документов необходимый для оценки стоимости земли
1. Целевое назначение земельного участка.
2. Заказчик, его реквизиты.
3. Цель оценки.
4. Дата оценки.
5. Местонахождение и расположение объекта оценки( окружение, транспортная доступность).
6. Преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности.
7. Разрешённое использование.
8. Текущее использование земельного участка.
9. Физические характеристики земельного участка (рельеф, площадь).
10. Наличие улучшений, расположенных в границах земельного участка (здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации: электро-, газо-, водоснабжение и т. д.) и сведения о них.
11. Действующие документы, подтверждающие права на земельный участок. Если участок в аренде, то действующий договор аренды с приложениями и расчётом арендной платы на текущий год.
12. План земельного участка.
13. Информация о наличии обременений, построек, сооружений, коммуникаций.
Цена приведена в рублях,без учёта НДС.Конкретная цена и срок исполнения услуги зависит от цели оценки и наличия всей необходимой информационной документации об оцениваемом объекте.
Оцениваются: | Примерный срок исполнения отчета | |
Земельные участки городского назначения | ||
до 0,2 га | от 53 000 | от 5 дней |
от 0,2 га до 0,5 га | от 53 000 | от 7 дней |
от 0,5 га до 1,0 га | от 80 000 | от 14 дней |
от 1,0 га до 5,0 га | от 105 000 | от 14 дней |
от 5,0 га до 10,0 га | от 135 000 | от 20 дней |
свыше 10,0 га | от 160 000 | от 25 дней |
Сельхозугодия | от 35 000 | от 7 дней |
Лесные угодья | от 35 000 | от 7 дней |
Земельные участки иного назначения | ||
до 0,2 га | от 17 500 | от 3 дней |
от 0,2 га до 0,5 га | от 22 000 | от 3 дней |
от 0,5 га до 1,0 га | от 40 000 | от 5 дней |
от 1,0 га до 5,0 га | от 53 000 | от 7 дней |
от 5,0 га до 10,0 га | от 66 000 | от 10 дней |
свыше 10,0 га | от 80 000 | от 14 дней |
Зеленые насаждения и благоустройства территории | от 9 000 | от 3 дней |
Право аренды земельного участка | от 17 500 | от 3 дней |
Мера площади:
1 га = 10 000 кв. м. = 100 соток
2.3 Доходный подход к оценке земельных участков
Доходный подход к оценке земельных участков 4 — это методы, позволяющие получить оценку стоимости земли исходя из ожидаемых потенциальным покупателем доходов. Данный подход применим только к земельным участкам, приносящим доход. В основе доходного подхода лежат три принципа: принцип ожидания, принцип спроса и предложения и принцип замещения. Типичный инвестор или предприниматель приобретает земельный участок в ожидании получения будущих денежных доходов или других выгод. При этом стоимость земельного участка может быть определена исходя из доходности земли, т.е. способности приносить доход в будущем на протяжении всего срока эксплуатации.
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка представляет собой сумму приведенных к дате оценки ожидаемых будущих рентных доходов или других выгод. Потоки доходов за период владения землей, а также выручка от последующей перепродажи земельного участка капитализируются в текущую стоимость.
Капитализация представляет собой деление текущего дохода на соответствующую ставку капитализации, в результате чего величина доходов превращается в стоимость земельного участка.
Расчеты стоимости земли доходным методом основаны на использовании следующей формулы:
Стоимость земли =
Доход
Ставка капитализации
При использовании доходного метода необходимо определить доход и ставку капитализации. В зависимости от целевого назначения земельного участка в качестве дохода могут выступать:
- рента для оценки сельскохозяйственных и лесных земель;
- часть дохода от имущественного комплекса, приходящаяся на застроенный земельный участок;
- арендная плата для оценки земель поселений;
- доход от прироста стоимости земельного участка, получаемый при его продаже в будущем или при его залоге под ипотечный кредит.
Сложной проблемой доходного подхода является определение ставки капитализации. На практике сложилось три подхода к расчету ставки капитализации, первоначально разработанных для капитализации земельной ренты, т.е. оценки сельскохозяйственных земель.
Первый подход — это подход к земельному участку как разновидности денежного капитала и соответственно расчет ставки капитализации исходя из характеристик денежного рынка на дату оценки. Например, в Испании доходность с гектара по каждой выращиваемой культуре капитализируется под 3% — средняя учетная ставка в Испании. Всероссийский НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве в качестве ставки капитализации рекомендует использовать ставку Сбербанка по долгосрочным валютным депозитам.
Второй подход — расчет ставки капитализации методом кумулятивного построения. В качестве примера рассмотрим расчет ставки капитализации при оценке городских земель в Москве. Ставка капитализации включает следующие составные части:
- без рисковую ставку — например, процентную ставку Сбербанка по валютным вкладам;
Третий подход — метод рыночной выжимки (анализ сравнительных продаж).
Данный метод прост, но требует достоверной информации об объектах сравнимых продаж. Ставка капитализации равна доходу, деленному на цену продажи по объектам-аналогам. Желательно рассчитывать среднее значение по нескольким продажам. Различают метод прямой капитализации дохода и капитализацию дохода по периодам или метод дисконтированных денежных потоков. Метод прямой капитализации дохода основан на определении дохода от владения земельным участком и делением его на ставку капитализации или для сельскохозяйственных земель умножением на коэффициент капитализации. При этом под коэффициентом капитализации понимают период, необходимый для окупаемости или воспроизводства земледельческого капитала. Капитализация дохода по периодам строится на определении потоков доходов за весь период владения и приведения этих потоков к текущей стоимости. При оценке земли данный метод используется редко. Техника расчетов доходным подходом сложна, поскольку доходы распределены во времени и могут существенно изменяться, а ставка капитализации зависит от состояния экономики и особенно ее финансовой системы, правового регулирования земельного рынка. Использование доходного подхода требует проведения экономических и рыночных исследований для определения значений ставки капитализации, а также знания основ финансовой математики. При анализе доходов и расходов можно использовать как ретроспективные (за прошлые периоды), так и прогнозные данные. При этом данные можно брать как до, так и после налогообложения. Главное условие, которое необходимо соблюдать при расчетах, — потоки денежных средств от использования оцениваемого и сопоставимого земельных участков должны определяться на одинаковой основе. Неправильно сравнивать потоки, рассчитанные на основе ретроспективных данных, с потоками, определенными на основе прогнозных данных (особенно выраженные в рублях), то же самое относится и к учету налогообложения.
К ограничениям в использовании метода капитализации относятся неравномерность получаемых доходов, нестабильность цен, большой разброс продажных цен и Доходов среди аналогичных земельных участков на рынке. Использование метода капитализации доходов целесообразно при оценке земельных участков приносящих постоянный, или равномерно изменяющийся доход. Одним из методов доходного подхода является капитализация земельной арендной платы. Под арендой понимается предоставление земельного участка арендодателем во владение или пользование арендатору (юридическому или физическому лицу) за плату на определенный срок. Земельная арендная плата — это денежная сумма, выплачиваемая за право пользования земельным участком. Как регулярный поток дохода, земельная арендная плата может переводиться в стоимость методом прямой капитализации. Исходные данные для капитализации получают из анализа рыночной информации о продажах участков земли, аналогичных оцениваемому и величин арендной платы. Для оценки земельных участков, застроенных коммерческими объектами, может использоваться техника остатка дохода, приходящегося на земельный участок. Согласно принципу остаточной продуктивности земли, зданиям и сооружениям, построенным на земле за счет привлечения капитала, рабочей силы и управления, отдается приоритет при распределении дохода. Оставшийся доход после покрытия всех затрат на привлечение других факторов приписывается земельному участку. При применении техники остатка дохода для земли должна быть известна стоимость зданий и сооружений, а доход, приходящийся на землю, определяется как остаток после удовлетворения требований к доходу для зданий и сооружений. Техника остатка для земли используется в тех случаях, когда здания и сооружения сравнительно новые или еще не построены. Их стоимость или предполагаемые затраты на строительство могут быть определены с высокой степенью точности, так же как и продолжительность их полезной жизни. Данный метод может быть также использован для определения варианта лучшего и наиболее эффективного использования земельного участка. Применение доходного подхода затруднено при высоком уровне инфляции и нестабильном финансовом рынке.
2.4 Сравнительный подход к оценке земельных участков.
Метод сравнения продаж широко используется в странах с развитым земельным рынком, особенно для оценки свободных земельных участков и участков с индивидуальной жилой застройкой. Метод основывается на систематизации и сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков, т.е. на принципе замещения. Метод сравнения продаж предполагает, что рациональный покупатель за выставленный на продажу земельный участок заплатит не большую сумму, чем та, за которую можно приобрести аналогичный по площади и местоположению участок земли. Поэтому цены, недавно уплаченные за сопоставимые объекты, отражают рыночную стоимость оцениваемого участка земли.
Принцип замещения исходит из того, что рынок является открытым и конкурентным, что на нем взаимодействует достаточное количество продавцов и покупателей, которые действуют в соответствии с типичной мотивацией, экономически рационально и в собственных интересах, не находясь под посторонним давлением. Также подразумевается, что земельный участок будет приобретаться на типичных для данного рынка условиях финансирования и находиться на рынке в течение достаточного периода времени, чтобы быть доступным для потенциальных покупателей. Метод сравнения продаж включает следующие этапы: Этап 1. Выявление недавних продаж сопоставимых объектов на соответствующем сегменте земельного рынка.
Оценщик изучает земельный рынок, проводит его сегментирование и определяет, к какому сегменту рынка относится объект оценки. Сегментирование рынка — это процесс разбивания рынка на сектора, расположенные на одной и той же географической территории, имеющие аналогичные или конкурирующие варианты землепользования, схожие характеристики объектов и субъектов.
К характеристикам типичного для данного сегмента земельного участка относятся: 5
— передаваемые юридические права собственности и другие.
Характеристики типичного для данного сегмента земельного рынка субъекта включают:
В результате сегментирования земельные участки делятся на Выявление недавних продаж сопоставимых земельных участков на соответствующем сегменте земельного рынка. Сбор информации о ценах, котировках, спросе и предложении по продаже аналогичных участков земли. Для сравнения используется несколько проданных земельных участков. Обычно достаточно от трех до пяти аналогов, но большее число повышает достоверность оценки.
Этап 2. Проверка информации о сделках с земельными участками. Отбор информации с целью повышения ее достоверности и получение подтверждения того, что совершенные сделки произошли в типичных рыночных условиях. Данные, собранные о продажах сравнимых земельных участков, должны быть подтверждены одним из участников сделки (покупателем или продавцом) или посредником.
Кроме того, при выборе объекта-аналога обращают внимание на типичный срок экспозиции, независимость субъектов сделки, инвестиционную мотивацию. Инвесторы должны иметь аналогичные мотивы, а покупаемые земельные участки одинаковое назначение. Для определения возможного использования объекта оценки следует учитывать нормы зонирования. Например, если два земельных участка находятся в разных зонах, исключающих их одинаковое использование, они не могут рассматриваться как сравниваемые.
Этап 3. Сравнение оцениваемого земельного участка с участками, проданными на рынке, и внесение поправок с учетом различий между оцениваемым и каждым из сравниваемых участков.
В той мере, в какой оцениваемый земельный участок отличается от сопоставимого участка, в цену последнего необходимо внести поправки, чтобы определить, за какую цену он мог бы быть продан, если бы обладал теми же характеристиками, что и оцениваемый участок. При корректировке фактических цен продаж сравниваемых объектов поправки производятся в цене сопоставимого участка. При этом необходимо ответить на вопрос: «За какую цену был бы продан сопоставимый земельный участок, обладай он теми же характеристиками, что и оцениваемый участок?». Когда сравнимый земельный участок уступает оцениваемому участку, фактическая цена продажи первого должна быть увеличена до той величины, за какую он был бы продан, обладая более высокими характеристиками оцениваемого земельного участка. Оценка земельного участка путем сравнения с другими, проданными участками земли, может проводиться двумя способами: по элементам сравнения или с помощью единиц сравнения.
Элементами сравнения называют характеристики земельных участков и условий заключения сделок с ними, которые влияют на величину цены продажи. Путем анализа сравнительных продаж определяется стоимость типичного (стандартного) земельного участка, который выступает затем основой расчета стоимости других участков земли. В качестве типичного земельного участка может использоваться как реальный, так и гипотетический участок.
Для лучшей организации процесса сравнения рекомендован стандартный порядок анализа элементов сравнения. При сравнении земельных участков обычно рассматривают шесть элементов 6 :
Если сопоставимый участок находится в том же районе, что и оцениваемый, поправки, как правило, не вносятся. В редких случаях, когда участок расположен на краю района и на него воздействуют выгодные либо негативные факторы, ни один из которых не затрагивает оцениваемого участка, необходимо вносить поправку. Если сопоставимый участок находится в другом районе, то необходимо провести анализ возможных различий между этими районами. Например, при жилой застройке учитываются такие факторы, как транспортная доступность, инженерное обеспечение, экология, престижность. Величина поправки вычисляется на основе анализа парных продаж. В процессе сравнения выявляются и рассматриваются только крупные физические различия, при этом необходим личный осмотр каждого из сопоставимых земельных участков. Наиболее точная корректировка на отличия физических характеристик осуществляется методом корреляционно-регрессивного анализа.
При внесении поправки на размер участка определяется зависимость цены продажи одной сотки от площади земельного участка.
Способ типичного (стандартного) земельного участка широко используется для оценки участков приблизительно одного размерами, которые сильно отличаются по элементам сравнения, например садоводческих, огороднических и дачных.
Этап 4. Анализ приведенных цен аналогов и выведение итоговой величины рыночной стоимости оцениваемого земельного участка. После внесения корректировок в цены отобранных аналогов, полученные результаты должны быть согласованы для итоговой оценки стоимости земельного участка. Простой расчет средней арифметической величины цен отобранных аналогов применяется редко. Для получения более точного результата используется формула средневзвешенной величины.
Для определения рыночной стоимости земельного участка используется следующая информация:
— экономические факторы, характеризующие участок.
Источниками этих данных могут быть городские, районные и поселковые комитеты и органы, где осуществляется регистрация сделок с земельными участками, риэлтерские фирмы, специализирующиеся на сделках с недвижимостью и др.
Оценка методом сравнения продаж является наиболее объективной в тех случаях, когда имеется достаточно сопоставимой информации по прошедшим на рынке сделкам. Как показывает практика, метод сравнения продаж дает неудовлетворительные результаты в условиях высоких темпов инфляции, при недостатке данных о рыночных продажах сопоставимых объектов или их низкой достоверности, а также при резких изменениях экономических условий. Когда продаж незастроенных земельных участков недостаточно для использования метода сравнения продаж, приходится обращаться к косвенным и менее надежным способам. Успешное их применение требует проведения тщательного анализа исходной информации и определенного опыта оценщика. Метод переноса или соотнесения, который предполагает, что для каждого типа застройки земельного участка существует определенная пропорция между стоимостью земли и стоимостью улучшений. Метод переноса основан на определении соотношения между стоимостью земли и стоимостью возведенных на ней строений. Цена продажи объекта недвижимости разделяется на две части — стоимость зданий и стоимость земельного участка. Для каждого типа застройки земельного участка в данной местности существует устойчивая пропорция между стоимостью земли и стоимостью сооружений. Этот факт подтверждается принципами сбалансированности и предельной производительности. Если в районе оценки нет достаточного числа продаж неосвоенных земельных участков, то можно подобрать сопоставимый район с имеющимися продажами как застроенных, так и незастроенных земельных участков. Определив типичное соотношение между стоимостью земли и общей стоимостью объекта недвижимости (долю земли), его переносят для анализа продаж аналогичных земельных участков в районе, где производится оценка.
Доля земли в стоимости объекта = стоимость земли /
/ стоимость земли + стоимость зданий
2.5 Затратный подход к оценке земельных участков
Затратный подход к оценке рыночной стоимости земельного участка исходит из того, что инвестор, проявляя должное благоразумие, не заплатит за участок большую сумму, чем та, в которую обойдется приобретение соответствующего участка и возведение на нем аналогичного по назначению и полезности здания в приемлемый для строительства период. Затратный подход включает несколько методов.
Метод изъятия (извлечения) определяет рыночную стоимость собственно земельного участка как разницу между рыночной стоимостью всего объекта недвижимости, т.е. земельного участка с улучшениями и восстановительной стоимостью улучшений за вычетом их износа. Данный метод расчета стоимости земельного участка основывается на технике остатка для земли.
Основные этапы оценки земельного участка методом изъятия: 1 этап. Определение рыночной стоимости земельного участка с улучшениями на основании изучения рынка и сравнительных продаж. Если не хватает информации по сопоставимым продажам, в качестве исходных величин вместо цен продаж можно использовать экспертные оценки стоимости объектов.
2 этап. Расчет восстановительной стоимости возведения зданий и сооружений, аналогичных тем, которые расположены на земельном участке. Для расчета восстановительной стоимости могут использоваться стоимость воспроизводства или стоимость замещения.
Стоимость воспроизводства — это затраты на строительство точной копии оцениваемого объекта с использованием тех же строительных материалов, по той же планировке, но в текущих рыночных ценах. Если определение стоимости воспроизводства невозможно или нецелесообразно, то рассчитывается стоимость замещения.
Стоимость замещения — это затраты в текущих рыночных ценах на строительство объекта той же полезности, но с использованием современных оборудования, материалов и планировки. Таким образом, стоимость воспроизводства определяется издержками на строительство точной копии объекта, а стоимость замещения — издержками на создание современного объекта-аналога.
Затраты на строительство состоят из трех частей: прямых издержек, косвенных издержек и прибыли предпринимателя.
Прямые издержки — это расходы, непосредственно связанные со строительными работами. Они включают: стоимость строительного оборудования и материалов, заработную плату строительных рабочих, стоимость эксплуатации строительных машин, стоимость временных сооружений и инженерных сетей в период строительства, прибыль и накладные расходы подрядчика.
Косвенные издержки — это расходы, которые необходимы для организации и сопровождения процесса строительства. К ним относятся: затраты на проектирование, подготовку территории строительства, все виды налогов, затраты на отвод земельного участка, проценты по кредитам, расходы на рекламу, страховые платежи.
Прибыль предпринимателя — это денежное вознаграждение, которое ожидает получить предприниматель в виде премии за использование своего капитала, инвестированного в строительный проект.
3 этап. Определение величины физического, функционального и внешнего износа зданий и сооружений, расположенных на оцениваемом земельном участке.
Под физическим износом понимается уменьшение стоимости зданий или сооружений в результате физического разрушения, т.е. потери их элементами своих первоначальных свойств. Физический износ возникает под воздействием эксплуатационных или природных факторов.
Функциональный износ — это несоответствие характеристик зданий или сооружений современным требованиям рынка к планировке, техническому оснащению и дизайну. Он происходит под воздействием научно-технического прогресса в области архитектуры и строительства и проявляется в устаревшей архитектуре зданий, старом инженерном обеспечении и т.п.
Внешний износ вызывается неблагоприятными изменениями внешних по отношению к зданию или сооружению ф
и т.д……………..