Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов, так как наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам присуща контрольная функция. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении. Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на наш взгляд, одной из основных на сегодняшний день в теории финансов. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, то есть в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления.
Актуальность темы проявляется в том, что теоретическая разработанность проблемы государственного финансового контроля в социально-экономическом развитии страны остается недостаточной. Сегодня еще нет целостного представления об объективной необходимости системы государственного финансового контроля, формирования и использования государственной собственности, о наиболее действенной культуре контроля в системе управления субъектом Российской Федерации, а также о механизме контроля за его социально-экономическом развитием в условиях многообразия форм собственности и регулируемой рыночной экономике.
В Российской Федерации сегодня отсутствует не только единая система финансового контроля, но и единая концепция ее формирования. Можно констатировать, что работа по формированию всей системы финансового контроля в целом и контрольных органов в частности, проводимая в стране, пока недостаточно эффективна.
Финансовое управление при угрозе банкротства
... антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства. Цели и механизмы антикризисного финансового управления должны соответствовать масштабам кризисного состояния предприятия и учитывать прогноз развития основных факторов, определяющих угрозу банкротства. С учетом этих условий, финансовый менеджмент на ...
Осуществление государственного финансового контроля в Российской Федерации всегда вызывало множество нареканий. Тем или иным проблемам организации финансового контроля в Российской Федерации уделялось внимание в научной литературе.
К вопросам построения эффективной системы государственного контроля, в том числе финансового, адекватного рыночным трансформационным процессам, разработке научных аспектов проблем формирования, развития и повышения его эффективности посвящены работы Г.Б. Поляка, А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной, М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой, Ю.А. Крохиной.
Вместе с тем, несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных государственному финансовому контролю и его роли в управлении государственными финансами, эта проблема с точки зрения, как практической потребности, так и научной разработанности остается весьма актуальной.
Нуждаются в теоретическом и практическом осмыслении принципы построения и развития системы государственного финансового контроля, как целостной системы, способной изменить и усовершенствовать рациональное использование бюджетных средств.
Ряд вопросов в области теории контроля все еще остается дискуссионным. Отсюда назрела необходимость дальнейшего исследования обозначенных проблем, что и предопределило выбор данной темы.
Главной целью курсовой работы является определение основных путей совершенствования контрольной деятельности органа государственного финансового контроля.
Исходя из указанной цели, поставлены основные задачи:
- рассмотреть сущность и задачи государственного финансового контроля;
- изучить методы проведения государственного финансового контроля;
- выявить проблемы контрольной деятельности деятельность государственного контрольного органа;
- определить основные направления по совершенствованию контрольной деятельности государственного контрольного органа.
Объектом исследования является Счетная палата Алтайского края.
Предметом исследования являются контрольная деятельность Счетной палаты в Алтайском крае.
Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Алтайского края, научные труды российских ученых, а также данные отчетности Счетной палаты Алтайского края.
В процессе исследования применялись методы группировки, вертикальный анализ, сравнительный метод.
1. Теоретические и организационно-правовые основы государственного финансового контроля в Российской Федерации
1 Сущность и задачи государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль представляет собой институт Общей части финансового права. Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права.
Государственный финансовый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.
Система государственного контроля недропользования
... утверждают государственные про граммы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и ...
На основе данных, предоставленных Г.Б Поляк [19], установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль осуществляется в целях реализации финансовой политики, и в таком качестве он имеет несколько аспектов.
Во-первых, государственный финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.
Во-вторых, государственный финансовый контроль – это одна из стадий конкретных управленческих действий государства. Так, установив правило подачи физическими лицами налоговой декларации, государство в лице налоговых органов получает возможность сопоставлять расходы и доходы конкретного гражданина, контролировать полноту и своевременность уплаты им обязательных платежей в бюджет.
В-третьих, государственный финансовый контроль – это форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования, поскольку, получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.
В-четвертых, государственный финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.
С учетом изложенного для объективной оценки роли и места финансового контроля Г.Н. Романовский [20] рассматривает его в двух аспектах: узком и широком.
В широком аспекте государственный финансовый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и интересов в процессе публичной финансовой деятельности.
В узком аспекте государственный финансовый контроль – это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны.
Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время государственный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов.
А.Г. Грязнова Е.В. Маркина [16] устанавливают, что цель государственного финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее очевидно это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д. Выполнение основной цели государственного финансового контроля – обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности – осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:
Протоколирование и аудит, шифрование, контроль целостности
... попытаться переконфигурировать или перенастроить систему, снова измерить производительность и т.д. Непросто осуществить организацию согласованного протоколирования и аудита в распределенной разнородной системе. Во-первых, некоторые компоненты, ... базы сигнатур атак таким решением, конечно, не является.) Тем не менее, и на нынешней стадии развития активный аудит полезен как один из рубежей (вернее, как ...
- обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
- обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
- улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
- проверка выполнения Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации функций по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов;
- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством, организациями и физическими лицами;
- проверка целевого использования бюджетными получателями и распорядителями выделенных бюджетных средств;
- проверка финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций;
- проверка осуществления субъектами финансового права денежных расчетов и правил ведения кассовых операций;
- обеспечение соблюдения правил совершения операций с валютой и валютными ценностями;
- пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.
По мнению авторов, объектами государственного финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.
Предметом государственного финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.
Субъектами государственного финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.
Подконтрольными субъектами выступают Российская Федерация в целом, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государственного финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.
Эффективность финансового контроля со стороны государства во многом зависит от качества организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.
Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства. Однако сферой осуществления финансового контроля следует считать не только финансовую деятельность государства, но также и финансовую деятельность физических и юридических лиц, связанную с публичными интересами.
Гражданско-правовое регулирование ипотеки и ипотечного кредитования ...
... эту сделку в регистрирующий орган, поскольку утратил к ней интерес из-за ее убыточности. Пунктом 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей ...
1.2 Формы и методы государственного финансового контроля
Форма финансового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действии. Под формой финансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
М.В. Романовский [20] утверждает, что в финансово-правовой теории и практике осуществления финансового контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий. Однако некоторые ученые не выделяют текущий финансовый контроль в качестве самостоятельной формы, аргументируя свою позицию тем, что такие формы финансового контроля, как предварительный и последующий, осуществляются в ходе текущей деятельности контролируемых объектов и выражают содержание текущей оперативной работы соответствующих органов.
Практическая реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.
Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подход к их решению, необходимость использования различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение конкретного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений.
Г.Б. Поляк выделяет пять основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка и ревизия (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Классификация государственного финансового контроля в Российской Федерации
Текущий финансовый контроль проводится во время осуществления каких-либо финансовых операций – уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов и т. д. Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, то есть в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения законодательства и предотвращать потери и убытки.
Последующий финансовый контроль проводится после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов. Главной целью последующего финансового контроля является оценка результатов финансовой деятельности и эффективности проводимых операций.
Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.
Обследование – один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования – общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков.
Анализ банковской структуры Российской Федерации на примере деятельности ...
... банков - акционерного общества "Электрокредит", акционерного Российского торгово-промышленного банка, Центрального коммунального, с сетью местных учреждений и других. Начали действовать и территориальные банки, ... имуществом. Деятельность банка носит производительный характер. В условиях рынка банки являются ... На сегодняшний день Банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает ...
Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей – выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы.
Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений.
Основной метод финансового контроля – ревизия. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Цель ревизии – выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.
1.3 Структура органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными и нормативными актами государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему.
Законодательные органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно, так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы.
В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [2], Счетная палата Российской Федерации осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса.
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата Российской Федерации создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата Российской Федерации осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.
Счетная палата как орган государственного финансового контроля
... ётная палата как высший орган государственного финансового контроля 1.1 Задачи и функции счетной палаты В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума ...
Законодательные органы субъектов Российской Федерации создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о контрольном управлении Президента Российской Федерации» от 14 января 2011 г. №38 [13] Контрольное управление Президента Российской Федерации выполняет функции контроля исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента Российской Федерации, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2012 г. № 552 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» [7] Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Федеральная налоговая служба разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы Федеральная налоговая служба взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами участвует в проведении налоговых проверок.
Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации
... 1. Счетная палата Российской Федерации - как субъект государственного финансового контроля 1.1 Полномочия Счетной палаты РФ В целях осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, согласно ч.5 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Состав, ...
Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» от 24 марта 2011г. № 278 [8] Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [14] Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 г. №703 [9] важным органом государственного финансового контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.
В соответствии с положением «О Федеральной службе по финансовому мониторингу» от 13 июня 2012г. №808 [11] Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.
Реферат счетная палата как орган государственного финансового контроля
... совершенствованию деятельности Счетной палаты РФ. Объектом исследования является Счетная палата субъекта РФ как орган, действующий в системе сложившихся управленческих и финансово-бюджетных отношений в России. Предметом курсовой работы является деятельность Счетной палаты РФ. 1. Счетная палата как высший орган государственного финансового контроля ...
Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной таможенной службе» от 26 июля 2006г. № 459 [10] Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу Российской Федерации, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
На основании вышеизложенного следует отметить, что государственный финансовый контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации за счет осуществления эффективной государственной финансовой политики.
Государственный финансовый контроль преследует основную цель – обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности.
По формам проведения финансовый контроль делиться на: предварительный, текущий и последующий.
Основными методами государственного финансового контроля являются: наблюдение, обследование, анализ, проверка и ревизия.
финансовый контроль счетный алтайский
2. Счетная палата как высший орган государственного финансового контроля
1 Общая характеристика деятельности Счетной палаты Алтайского края
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 10 октября 2011 г. №123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края» установлено, что постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля в Алтайском крае является Счетная палата Алтайского края [12].
Счетная палата Алтайского края обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Деятельность Счетной палаты Алтайского края не может быть приостановлена, в том числе в связи с истечением срока или досрочным прекращением полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Алтайского края.
Счетная палата Алтайского края наделена следующими полномочиями:
1.контроль за исполнением краевого бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
- внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- финансово-экономическая экспертиза проектов законов Алтайского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Алтайского края, а также государственных программ Алтайского края;
- анализ бюджетного процесса в Алтайском крае и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
- подготовка информации о ходе исполнения краевого бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Алтайское краевое Законодательное Собрание и Губернатору Алтайского края;
- мониторинг исполнения краевого бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.
Планирование деятельности Счетной палаты осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Алтайского краевого Законодательного Собрания, предложений и запросов Губернатора Алтайского края.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания или на основании решения коллегии Счетной палаты. Предложения Губернатора Алтайского края о проведении внеплановых контрольных мероприятий рассматриваются коллегией Счетной палаты в обязательном порядке.
Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются регламентом Счетной палаты, утверждаемым коллегией Счетной палаты.
Рисунок 2.1 – Организационная структура Счетной палаты Алтайского края
В состав Счетной палаты Алтайского края входят Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты, аппарат Счетной палаты.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит организация и непосредственное проведение внешнего государственного финансового контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Штатная численность Счетной палаты устанавливается Алтайским краевым Законодательным Собранием по предложению Председателя Счетной палаты.
Структуру и штатное расписание Счетной палаты утверждает председатель Счетной палаты исходя из возложенных на Счетную палату полномочий.
Права, обязанности и ответственность работников Счетной палаты определяются Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований” [6].
В Счетной палате Алтайского края образуется коллегия Счетной палаты, которая рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Счетной палаты, включая вопросы планирования и организации работы, методологии контрольной деятельности.
В сос