Учётная политика предприятия для целей налогообложения

Содержание скрыть

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Бухгалтера должны формировать учетную политику и для целей налогообложения, в методологических аспектах учетной политики рассматривается как учетная политика для целей бухгалтерского учета, так и учетная политика для целей налогообложения.

На больших предприятиях выделяют специальный отдел, который занимается учетной политикой для целей налогообложения, но в небольших организациях такой возможности нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь рассмотрены возможности совмещения учетной политики для целей налогообложения и целей бухгалтерского учета.

31 стр., 15467 слов

Годовая бухгалтерская отчётность организации порядок составления

... бухгалтерской отчетности. 2.Рассмотреть состав бухгалтерской отчетности. 3.Ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности. 4.Дать экономическую характеристику ООО «Ресурс-Холдинг» 5.Рассмотреть порядок формирования годовой бухгалтерской отчетности ООО «Ресурс-Холдинг». Поставленные цели ... В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерс­кого учета изменения учетной политики должны ...

Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом можно сказать, что одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004) изменения в учетной политике на следующий год объявляются также в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому. Изменить ее можно только с 1 января, но и при этом желательно иметь хоть какое-то обоснование. Практика показывает, что такое, к примеру, обоснование как «изменение условий финансово-хозяйственной деятельности» является достаточным для многих налоговых инспекций. Нередко инспекторы и сами требуют ежегодно предоставлять приказ об учетной политике.

В связи с эти основной целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.

Задачами данной курсовой работы будут:

  • раскрыть сущность учетной политики организации для налогообложения;
  • рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;
  • отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;
  • охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетной политики;
  • рассмотреть отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухучета;
  • ? ответить на заданные вопросы, представленные в методических указаниях;
  • ? выполнить практическую часть, а именно подробно решить задачи по предмету.

Глава 1. Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи

1.1 Сущность учетной политики организации для налогообложения

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени»; «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования»…это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности». В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994 г. №100 под учетной политикой предприятия понималась «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности». Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

28 стр., 13745 слов

Бухгалтерская отчетность организации и анализ ее показателей ...

... Предметом исследования является бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Объектом исследования дипломной работы является ПАО «Электровыпрямитель». Цель дипломной работы – изучить состав, назначение, содержание форм и порядок формирования бухгалтерской отчетности предприятия, провести анализ ее показателей и разработать направления ...

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

  • определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  • выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  • выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  • идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  • отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
  • оформление избранной учетной политики.

1.2 Формирование учетной политики и ее основные элементы

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что:

4 стр., 1588 слов

Бухгалтерский учет в системе управления организацией. Функции ...

... в реализации функций бухгалтерского учета. 2 Функции бухгалтерского учета. На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются необходимые управленческие решения. В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет ряд функций (рис. 1). Рисунок 1 - Функции бухгалтерского учета и системе управления организацией ...

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

— – факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

1.3 Факторы, влияющие на выбор учетной политики

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие факторы Шевелев А.Е. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — С.487:

  • организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие и т.д.);
  • отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);
  • объемы деятельности, структура организации, среднесписочная численность;
  • налоговое поле деятельности организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);
  • степень свободы действия в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);
  • стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
  • наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);
  • система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности организации направлениям);
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;
  • система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к обоснованию учетной политики. С развитием рыночных отношений, появлением принципиально новых видов деятельности, усложнением процессов управления предприятиями и степенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношений круга, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает роль учетной политики. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Федеральный закон от 24 июня 2003 г.№104-ФЗ. Если ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией.

1.4 Задачи, решаемые при формировании учетной политики

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример — выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости товаров, последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых).

Отразив — по реальным процентам, что значительно выгоднее.

3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

Внеочередные изменения в учетной политике разрешается производить в случаях:

  • реорганизации предприятия;
  • смены собственников;
  • изменений в законодательстве либо в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • разработки новых способов бухгалтерского учета. Приказ об учетной политике, как правило, регламентирует следующие вопросы:
  • метод определения выручки (прибыли);
  • метод оценки готовой продукции;
  • метод учета затрат на производство продукции (работ, услуг);
  • метод оценки производственных запасов;
  • метод учета товаров;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок учета расходов будущих периодов;
  • лимит отнесения предметов к основным средствам (ОС) либо малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП);
  • порядок начисления амортизации ОС;
  • порядок начисления износа МБП;
  • нормы перенесения первоначальной стоимости нематериальных активов на издержки производства и обращения;
  • порядок распределения общехозяйственных расходов;
  • перечень создаваемых фондов и резервов;
  • создание резерва по сомнительным долгам;
  • способ оценки задолженности по полученным кредитам и займам.

В приказе могут быть отражены и другие вопросы учетной политики предприятия. Одни элементы учетной политики влияют на налоги, выплачиваемые предприятием, другие не влияют.

Налоговую учетную политику утверждают по НДС и налогу на прибыль. Такое требование есть в статьях 167 и 313 Налогового кодекса. Отметим, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007 года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнен таким абзацем: «учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения». Кроме того, это понятие включает в себя «учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика» Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 10октября 2006 г. (включая изм., вступ. в силу с 1 января 2007 г.).

— Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. — 672 с. — (Кодексы и законы России).

Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

  • принципы ведения налогового учета;
  • методы расчета того или иного налога;
  • регистры налогового учета.

Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления).

С этого года все обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следует определить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будет касаться налога на прибыль.

Глава 2. Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета

Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. В этой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы определять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами.

Законодательство о налогах и сборах содержит также ряд предписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например, требование о ведении раздельного учета отдельных объектов налогообложения. В отдельных случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной из предлагаемых нормативными документами методик определения налоговых обязательств. Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новое понятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которой Налоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализации товаров (работ, услуг).

Устанавливая порядок формирования и изменения, а также сроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодекс во многом повторяет положения, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для учетной политики. Сравнительная характеристика учетной политики и учетной политики для целей налогообложения Шевелев А.Е. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — С.487 указана в Таблице 1.

Таблица 1

Характеристика

Учетная политика для целей НУ

Учетная политика для целей БУ

Порядок принятия

Применяется с первого января года, следующего за годом утверждения; для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.

Применяется с первого января года, следующего за годом утверждения; для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Порядок утверждения

Утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных

Сроки утверждения

Вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода регистрации

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной)

Налоговый кодекс не устанавливает требования последовательности учетной политики для целей налогообложения от одного налогового периода к другому и, соответственно, не выделяет случаи, когда организация имеет право изменить учетную политику для целей налогообложения. Можно предположить, что налоговая политика должна применяться без изменений в течение календарного года, однако это напрямую не предусмотрено пунктом 12 статьи 167 НК РФ.

Хотя учетная политика для целей налогообложения упоминается только в главе 21 НК РФ в связи с определением обязательств по налогу на добавленную стоимость, иные акты законодательства о налогах и сборах также содержат положения, предполагающие выбор налогоплательщиком того или иного порядка определения обязательств перед бюджетом. Представляется, что в учетной политике для целей налогообложения также должны быть раскрыты такие аспекты как организация раздельного учета, методики распределения расходов для целей налогообложения и порядок расчета по налогам обособленных подразделений организаций.

В ряде случаев методы налогового планирования, основанные на занижении величины бухгалтерской прибыли, негативно влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. В качестве альтернативного подхода можно предложить формировать показатели бухгалтерской отчетности по одним правилам, а для целей налогообложения использовать другие, закрепив их в учетной политике для целей налогообложения. Однако использование различных методик для целей бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств ведет в ряде случаев к неоправданным затратам, порождает необходимость громоздких и трудоемких расчетов и, следовательно, повышает риск неправильного определения налоговых обязательств.

учетный политика налогообложение бухгалтерский

Глава 3. Ответы на вопросы по варианту №1

Как классифицируются доходы в целях налогообложения прибыли? Какие доходы не учитывают в целях налогообложения?

В соответствии со ст. 249, 250 НК РФ доходы классифицируются на две большие группы:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

2) внереализационные доходы.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Все иные доходы, не относящиеся к доходам от реализации, являются внереализационными (а именно, от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций; от сдачи имущества в аренду, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ; в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам и т.д.).

В частности, в статье 39 НК РФ дан перечень операций, не относящихся к реализации товаров, работ, услуг. Следовательно, доходы, полученные при осуществлении подобных операций, относятся к внереализационным доходам, которые подлежат учету при определении налоговой базы в соответствии со статьей 250, либо не учитываются для целей налогообложения согласно статье 251 НК РФ. Следует учесть, что перечень внереализационных доходов, поименованных в статье 250 НК РФ, не закрыт и все доходы, возникшие у налогоплательщика и отвечающие определению дохода, данному в статье 41 НК РФ, подлежат налогообложению, за исключением доходов, перечисленных в статье 251 НК РФ.

1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

5) в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

6) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

7) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей; (ст. 251 НК РФ)

Какие затраты формируют первоначальную стоимость основного средства в бухгалтерском учете и в налоговом учете?

Правила формирования первоначальной стоимости основных средств в налоговом учете установлены в ст. 256, 257 и др. НК РФ.

Первоначальная стоимость основного средства (НУ)? сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 №57-ФЗ).

Согласно ПБУ 6/01, первоначальная стоимость основного средства (БУ)? сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), при этом она может уменьшаться или увеличиваться с учетом суммовых разниц.

Первоначальная стоимость основного средства, определенная по правилам бухгалтерского учета, может быть не равна первоначальной стоимости, определенной по правилам налогового учета. Так, в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц. В налоговом учете согласно п.п. 11.1 ст. 250 и п.п. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ суммовые разницы, возникшие при расчетах при приобретении и сооружении основного средства, в его первоначальную стоимость не могут быть включены, а относятся к внереализационным доходам или расходам.

Признаются ли затраты работодателя на страхование работников расходами в целях налогообложения прибыли? Являются ли они нормируемыми?

Согласно ст.255 НК РФ, взносы работодателей по договорам добровольного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения учитываются в составе расходов на оплату труда. Общая сумма платежей по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников, как и прежде, нормируется. Она учитывается при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 12 % от суммы затрат на оплату труда.

Что такое постоянная разница и постоянное налоговое обязательство (ПНО)? Как ПНО отражается в учете?

Постоянные разницы — это доходы (расходы), которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но никогда не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли ни в текущем отчетном, ни в последующих отчетных периодах.

На основе постоянных разниц рассчитывается показатель «постоянное налоговое обязательство» (ПНО).

Под ним понимается сумма налога на прибыль, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. То есть сумма налога, которую необходимо «доплатить» в бюджет в связи с тем, что часть расходов не может быть учтена для целей налогообложения. Это увеличение налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде по сравнению с суммой налога, рассчитанной исходя из «бухгалтерской» прибыли (п.7 ПБУ 18/02).

Постоянное налоговое обязательство (ПНО) признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница.

Постоянное налоговое обязательство (ПНО) определяется как произведение постоянной разницы и ставки налога на прибыль, действующей на отчетную дату, и отражается в бухгалтерском учете на счете 99 на отдельном субсчете (например, субсчет 99.2 «Постоянное налоговое обязательство») в корреспонденции с кредитом счета 68 (п.7 ПБУ 18/02).

Как определяется сумма НДС, подлежащая к уплате в бюджет? (при ответе на данный вопрос необходимо указать счета бухгалтерского учета)

Сумма НДС, подлежащая к уплате в бюджет по итогам каждого налогового периода, определяется как разница между суммами НДС, подлежащими уплате потребителями за поставляемые им товары, услуги, и суммами НДС, подлежащими уплате поставщикам при приобретении товарно-материальных ценностей, услуг (включая НДС на импортируемые товарно-материальные ценности).

НДС Б = НДСВЫХ — НДСВХ.

Для отражения операций по налогу на добавленную стоимость в бухгалтерском учете организации используются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Что признается датой получения дохода физического лица в денежной форме?

Датой фактического получения дохода в денежной форме, согласно ст.223 НК РФ, определяется как день:

1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

2) уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды.

Чем отличается налоговая база по страховым взносам в ФСС и в ПФР от налоговой базы по налогу на доходы физических лиц?

При определении налоговой базы по страховым взносам в ФСС и ПФР учитываются все доходы налогоплательщика, как в денежной, так и в натуральной форме. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются любые выплаты и вознаграждения работника.

Порядок определения налогооблагаемой базы по страховым взносам в ФСС и в ПФР практически совпадает с порядком определения базы по НДФЛ, перечни доходов, не включаемых в состав доходов, подлежащих налогообложению указанными налогами, частично не совпадают. Отличия:

1) Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС и в ПФР, но из которых удерживается налог на доходы с физических лиц:

  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении работника;
  • суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

— оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, являющихся российскими юридическими лицами, и лагерях, находящихся на балансе работодателей, при условии, что указанные выплаты осуществляются из прибыли, остающейся в распоряжении работодателя после уплаты налога на доходы организации.

— суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, соответственно за счет средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на доходы организации. В налоговую базу по налогу на доходы физических лиц не включаются суммы страховых (пенсионных) взносов, уплачиваемые за физических лиц из средств организаций и (или) иных работодателей при заключении работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении), только в части сумм, не превышающих 10 000 руб. в год на одного работника (ст. 18 Федерального закона от 05.08.2000 №118″ФЗ).

2) Выплаты, на которые начисляются страховые взносы в ФСС и ПФР, но из которых не удерживается налог на доходы с физических лиц:

  • а) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, в части, превышающей 10 000 руб. в год;

— б) кроме того, возникает вопрос о начислении налога на оплачиваемую работодателем стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно иным категориям работников (например, судьям, таможенникам и др.), для которых также предусмотрена данная льгота.

Как определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия для исчисления налога на имущество?

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период ? частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

ССИ = (ОС 1 + … + ОСn +1 )/(n+1),

где ОС — остат. ст-ть им-ва, n-число месяцев в нал. (отч.) периоде.

Какой бухгалтерской записью отражается начисление налога на имущество к уплате в бюджет?

Перечисление суммы налога на имущество предприятий в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

В вопросе 9 спрашивается о начислении, а не о перечислении налога.

Отделите вопросы друг от друга.

Глава 4. Практическая часть

Задача 1

В январе организация получила кредит банка на сумму 100 000 руб. сроком на 60 дней под 20% годовых. Других кредитов на сопоставимых условиях в I кв. организация не получала. Ставка рефинансирования составляла 8,5%. В I кв. расходы, связанные с официальным приемом представителей другой организации, участвующей в переговорах с целью установления сотрудничества, составили 9000 руб. Величина расходов на оплату труда в первом квартале — 120 000 руб.

Задание: рассчитать суммы процентов по кредиту и представительских расходов для отражения в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли. Определить величину постоянной разницы и постоянного налогового обязательства.

Решение:

Бухгалтерский учет

?% по кредиту = ? кредита * ставка кредита

?% по кредиту фактически уплаченного за 60 дней = (100000*20%*60) / 365 = 3288 руб.

Налоговый учет

1. Расходы по процентам за кредит.

Согласно п.1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед Российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженных в условных денежных единицах по установленному соглашением курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15%, по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Следует, что процентная ставка кредита принимается равной ставке рефинансирования увеличенной в 1,1 раза, так как других кредитов на сопоставимых условиях в 1 квартале организация не получала.

?% по кредиту в пределах лимита за 60 дней = (100000*8,5%*1,1*60)/365 = 1537 руб.

2. Представительские расходы:

Согласно п.2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Представительские расходы в пределах лимита =0,04*120 000=4800 руб.

Занесем результаты расчетов таблицу 2.

Таблица 2

Виды расходов

Учитываемые в бух. учете (руб.)

Учитываемые в нал. учете (руб.)

Величина постоянной разницы

?% по кредита

3288

1537

1751

Представительские расходы

9000

4800

4200

Величина постоянного налогового обязательства (ПБУ 18/02) = 5951*20% = 1190,2 руб.

Задание 2, Организация

Задание: определить сумму и тип (вычитаемая или налогооблагаемая) временной разницы, возникающей в результате использования различных методов начисления амортизации в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли.

Р езультаты расчетов представить в таблице 3.

Указание: для решения задачи руководствоваться ст. 259 главы 25 НК РФ; ПБУ 18/02.

Решение:

Согласно ст. 259.1 НК РФ норма амортизации по каждому амортизируемому имуществу определяется по формуле:

К = 1/№* 100%, где №- срок полезного использования.

К = 1/5 * 100% = 20 %

Амортизация год = 60000 * 20% = 12000 руб. (для БУ)

Амортизация год = 60000 * 20% * 1,2 = 14400 руб. (для НУ)

Суммы временной разницы = Сумма амортизация в БУ — Сумма амортизации в НУ.

Таблица 3

Год

Сумма амортизации в бух. учете

Сумма амортизации в налоговом учете

Сумма временной разницы

Тип временной разницы

1-ый

12000

14400

-2400

Налогооблаг

2-ой

12000

14400

-2400

Налогооблаг

3-ий

12000

14400

-2400

Налогооблаг

4-ый

12000

14400

-2400

Налогооблаг

5-ый

12000

2400

9600

Вычитаемая

Итог

60000

60000

х

х

Задание 3

В отчетном периоде получена бухгалтерская прибыль в размере 120290 руб. Ставка налога на прибыль предприятий 20%. Сверхнормативные расходы составили 2100 руб., в результате чего возникла постоянная разница между данными бухгалтерского и налогового учета. В бухгалтерском учете начислена амортизация на сумму 1500 руб. больше, чем в налоговом учете (временная разница).

В бухгалтерском учете начислен доход на сумму 1800 руб., однако в налоговом учете этот доход не отражен, так как организация признает доходы и расходы кассовым методом, а доход не был фактически получен (временная разница).

Задание: рассчитать и отразить на счетах бухгалтерского учета условный расход по налогу на прибыль, постоянное налоговое обязательство, отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство. Определить сумму налога на прибыль к уплате в бюджет.

Указание: для решения задачи руководствоваться ст. 259 главы 25 НК РФ; ПБУ 18/02.

Решение:

Фактически

  • 2100 руб. постоянная разница
  • 1500 руб. вычитаемая временная разница
  • 1800 руб. налогооблагаемая временная разница

Согласно п.20 ПБУ 18/02 условный расход (условный доход) по налогу на прибыль — это сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отражаемая в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка).

условный расход

Постоянное налоговое обязательство, Отложенный налоговый актив, Отложенное налоговое обязательство

Текущий налог на прибыль = Условные расходы по налогу на прибыль + Постоянное налоговое обязательство + Отложенный налоговый актив — Отложенное налоговое обязательство

Текущий налог на прибыль

Занесем результаты расчетов в таблицу 4.

Таблица 4

Содержание хозяйственной операции

Проводки

Сумма

Дт

Кт

Условный расход по налогу на прибыль

99

68

24058

Постоянное налоговое обязательство

99.1

68

420

Отложенный налоговый актив

09

68

300

Отложенное налоговое обязательство

68

77

360

Налог на прибыль к уплате в бюджет

Х

Х

24418

Задача 4

6 мая организация отгрузила покупателю товар стоимостью 60000 руб., в том числе НДС. 17 апреля покупатель оплатил 30000 руб. в счет предстоящей поставки товара, а 10 июня — оплатил оставшуюся сумму.