ВВЕДЕНИЕ, Валютный рынок
Основными нормативными документами, регулирующими валютные операции коммерческих банков в нашей стране, являются:
1. Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле №173-ФЗ от 10 декабря 2003 года.
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02 декабря 1990 года.
Целью №173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Валютная политика — часть экономической и денежно-кредитной политики государства, направленная на обеспечение стабильности валютно-финансового положения страны, высокого уровня платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение транзита валюты вследствие международной торговой деятельности, ограничение вывода капитала за пределы страны, привлечение иностранного капитала и укрепление российского рубля.
Целью данной курсовой работы служит исследование работы коммерческих банков Российской Федерации на валютном рынке.
Задачами исследования являются классификация видов валютных операций, определение их положения в общем своде операций коммерческих банков, установление норм и принципов валютного регулирования.
В качестве методов исследования используются анализ и синтез на основе имеющейся информации о валютных операциях коммерческих банков.
Актуальность исследования подтверждается ежегодно возрастающим объёмом операций на международном валютном рынке, развитием брокерской деятельности.
1. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Валютные операции коммерческих банков (КБ) являются либо закономерным аналогом тех операций, которые проводятся в рублях РФ (например, открытие счёта, выдача ссуд), либо совершенно уникальны по отношению к валюте (например, обменные операции).
Для выявления сущности валютных операций и установления их классификации, необходимо обозначить определения «валютных ценностей» и «валютных операций». Трактовку этих понятий можно использовать из текста Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. №21 от 07.05.2013).
Согласно последней редакции закона [1, ст. 1, п. 5],валютные ценности — это иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Международные валютные рынки международные валютные операции ...
... функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают: Своевременное осуществление международных расчетов; Страхование валютных и кредитных рисков; Взаимосвязь всех сегментов мировых финансовых рынков; Диверсификацию валютных резервов банков, предприятий, государства; Регулирование валютных курсов (рыночное и государственное); Получение спекулятивной ...
В прошлом российское банковское законодательство относило к валютным ценностям также драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы, и драгоценные камни.
Под валютными операциями подразумевается [1, ст. 1, п. 9]:
- а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
- б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
- в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
- г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
- (в ред.
Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
— е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
Таким образом, валютные операции можно коротко охарактеризовать как движение валютных ценностей в целях обращения и платежа.
1.1 Классификация валютных операций
Классификация банковских валютных операций является аналогичным комплексом, который затрагивал обычные рублёвые счета, но в применении валюты вместо рубля, и конверсионных операций (см. табл. 1).
Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным операциям.
Валютные операции имеют глубокую внутреннюю взаимосвязь, что затрудняет создание исчерпывающей классификации: одни и те же операции при детальном рассмотрении возможно отнести к разным видам валютных операций.
Раскроем суть валютных операций, представленных в табл. 1.
Таблица 1 — Классификация валютных операций
Операции, аналогичные рублёвым счетам |
Специфическая часть |
|
1. Открытие и ведение валютных счетов клиентуры |
— Покупка и продажа иностранной валюты за счет средств клиентов; — Контроль за экспортно-импортными операциями. |
|
2. Неторговые операции — инкассо иностранной валюты и платежных документов в валюте; — выпуск и обслуживание пластиковых карточек; — покупка (оплата) дорожных чеков иностранных банков; — оплата и выставление денежных аккредитивов. |
— Покупка и продажа наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. |
|
3. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками |
||
4. Конверсионные операции |
||
5. Операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг — документарный аккредитив; — документарное инкассо; — банковский перевод. |
||
6. Операции по привлечению и размещению банком валютных средств — привлечение депозитов; — размещение кредитов, в т.ч. на межбанковском рынке. |
||
1.2 Открытие и ведение валютных счетов клиентуры
Содержание данной операции состоит из следующих компонентов:
- а) открытие валютных счетов юридическим лицам (резидентам и нерезидентам);
- физическим лицам;
- б) начисление процентов по остаткам на счетах;
- в) предоставление овердрафтов (особым клиентам по решению руководства банка);
- г) предоставление выписок по мере совершения операции;
- д) оформление архива счета за любой промежуток времени;
- е) выполнение операций, по распоряжению клиентов, относительно средств на их валютных счетах (оплата предоставленных документов, покупка и продажа иностранной валюты за счет средств клиентов);
- ж) контроль за экспортно-импортными операциями.
Данная группа операций имеет много общего с обслуживанием рублёвых счетов. Отличием является только конверсионная деятельность и контроль торговли.
1.3 Неторговые операции коммерческого банка
В случае если операция не затрагивает проведение расчётов по экспорту/импорту товаров, работ или услуг, а также движение капитала, можно говорить о неторговом характере данной операции. К таким операциям относятся:
- а) покупка и продажа наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- б) инкассо иностранной валюты и платежных документов в валюте;
- в) выпуск и обслуживание пластиковых карточек клиентов банка;
- г) покупка (оплата) дорожных чеков иностранных банков;
- д) оплата денежных аккредитивов и выставление аналогичных аккредитивов.
Конкурентная борьба коммерческих банков не оставляет им другого выбора для повышения спроса, как максимальное расширение спектра предоставляемых банковских услуг, как осуществление переводов за границу, оплата и выставление аккредитивов, покупка и продажа дорожных чеков.
Дорожный чек, Крупнейшими мировыми эмитентами дорожных чеков являются:
- American Express (чеки American Express, CitiCorp);
- Travelex (чеки Visa Interpayment, Thomas Cook Mastercard).
В России продаются только дорожные чеки American Express. Обменять на наличные можно чеки как American Express, так и других эмитентов.
Для использования дорожного чека в России, необходимо определить уполномоченный банк, обратиться в него и обменять чек на наличные. Использование дорожных чеков международных организаций для оплаты товаров, работ или услуг не разрешается из-за того, что такие дорожные чеки номинированы в иностранной валюте. Валютные операции между резидентами запрещены статьёй 9 173-ФЗ.
Валютные операции также совершаются при использовании пластиковых карт, привязанных к валютным счетам в банках. При этом конверсия валют производится автоматически согласно внутреннего курса банка, производящего данную операцию.
На данный момент на российском рынке присутствуют пластиковые карты как международных, так и российских кредитных институтов. Больше половины карт относится к платёжной системе Visa International.
Имевшие популярность в 90-х-2000-х годах среди населения страны, обменные пункты наличной валюты практически прекратили свою деятельность вследствие увеличения объёма безналичного оборота.
1.4 Установление корреспондентских отношений с иностранными банками
Корреспондентский счет используется для расчетов по поручению одного кредитного учреждения и за счет другого на основе заключенного корреспондентского договора.
Договор корреспондентского счета определяет формы расчетов, режим счета и порядок обмена информацией, права и обязанности сторон, условия взимания комиссионного вознаграждения за пользование корреспондентским счетом и возмещение почтовых, телеграфных и других расходов, ответственность сторон и санкции за нарушение условий договора, срок действия договора и порядок его досрочного расторжения, и др.
Корреспондентские счета подразделяются на следующие Положение ЦБ РФ о правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ №385-П от 16 июля 2012 г.:
* счета НОСТРО — текущие счета на имя распорядителя счета — банка-респондента, в банке-корреспонденте, отражаемые в активе баланса первого;
* счета ЛОРО -текущие счета, открываемые банком-корреспондентом коммерческому банку-респонденту, отражаемые у него в пассиве баланса;
* счета ВОСТРО — счета иностранных банков в банке-резиденте в местной валюте или валюте третьей страны.
Счета НОСТРО в одном банке являются счетами ЛОРО у его банков-корреспондентов и наоборот. Счета ВОСТРО — те же счета ЛОРО, относящиеся к иностранным банкам-корреспондентам.
Установление корреспондентских отношений с конкретным зарубежным банком основывается на реальной потребности в проведении регулярных операций по импорту и экспорту товаров, работ и услуг клиентов банка.
1.5 Конверсионные операции
Конверсионные операции (на англ. языке обозначаются как Foreign Exchange Operations) — это операции по обмену оговоренных объёмов денежных единиц одной страны на денежные единицы другой страны по согласованному курсу с проведением расчётов на определённую дату.
По своей сути являются сделками купли-продажи между участниками валютного рынка.
По сроку осуществления предмета контракта конверсионные операции можно разделить на:
1. Текущие конверсионные операции (спот-операции).
2. Срочные конверсионные операции (форвардные).
Текущий конверсионные операции осуществляются (валютируются) на 2-й рабочий день после заключения сделки.
Спот-сделки имеют разрыв между заключением и исполнением в 2 дня, что удобно контрагентам для обработки необходимой документации, платёжных поручений по переводу.
Российская банковская практика имеет значительное отличие от мировой в части обменных операций: конверсионные сделки в большинстве случаев заключаются с датой валютирования «сегодня», «завтра» и лишь иногда в виде спот (на второй день).
Эта особенность обусловливается значительным разрывом в часовых поясах между Российской Федерацией и США.
В противоположность текущим конверсионным операциям форвардные (срочные) сделки отложены в исполнении на достаточно большой срок в будущем. Это позволяет хеджировать риски по изменению валютных курсов, обменивая валюту по согласованному курсу, например, через полгода или год.
Форвардные операции делятся на два вида:
1. Сделки аутрайт (outright) — разовая конверсионная операция с датой валютирования, отличной от даты спот. На их долю приходится около 17% срочных сделок;
2. Сделки валютный своп (FX swap) — они составляют 83%, то есть большую часть форвардных операций.
В упрощённом виде своп может быть осуществлён в виде двух противоположных сделок (например, депозита и кредита), которыми обмениваются стороны по сделке по оговоренным процентным ставкам. Поскольку процентные ставки по депозитам и кредитам не одинаковы, то при равенстве эквивалентов сумм по первой ноге свопа и равенстве сроков по условным депозитным сделкам процентные платежи не будут эквивалентны. Эта разница между ними и определяет цену свопа.
1.6 Операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг
Внешняя торговля связана с большим распространением таких форм расчётов, как документарные аккредитивы, инкассо и банковские переводы.
Документарный аккредитив — условное абстрактное обязательство финансового института осуществить в течение определённого срока выплату за счет плательщика оговоренной суммы конкретному получателю платежа на основании документов между контрагентами.
Документарный аккредитив снижает риски продавца аналогично предоплате.
Участники аккредитивных операций — импортер, аккредитивный банк, авизующая инстанция, платежная инстанция, получатель платежа. Импортер является держателем аккредитива (аккредитиводателем).
Он открывает в своем банке аккредитив в пользу экспортера. На каждый аккредитив открывается досье.
Инкассо- посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.
Этапы инкассо при международных расчетах:
1) Передача экспортером-инкассодателем банку инкассового поручения и приложенных к нему товарных документов;
2) Передача банком экспортера инкассового поручения банку-корреспонденту в стране импортера;
3) Банк-корреспондент в стране импортера предъявляет товарные документы импортеру-плательщику и выдает их ему против указанной в инкассовом поручении суммы платежа;
4) Полученная от импортера сумма платежа переводится банком импортера за счет экспортера, в банк инкассового поручения, который зачисляет её на счет экспортёра.
Инкассо может быть чистым и документарным.
Чистое инкассо — это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.
Документарное инкассо — это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортёра от импортёра сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить её экспортёру.
При применении банковских переводов в расчетах вся валютная выручка зачисляется на транзитные счета в уполномоченных банках. После поступления ее на транзитный валютный счет в поручение о переводе поступившей суммы или части ее на текущий счет указывается и продажа части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке в порядке обязательной продажи.
Эти операции включают в себя следующие виды:
1) привлечение депозитов:
- физических лиц;
- юридических лиц, в том числе межбанковские депозиты;
2) выдача кредитов:
- физическим лицам;
- юридическим лицам;
- Эти операции имеют большой вес для коммерческих банков РФ и по доходности, и по значимости в обслуживании клиентов банка.
Банки имеют возможность комбинации валютных операций согласно потребности своих клиентов и рынка.
1.8 Особенности использования банковских счетов реализации товаров, работ и услуг нерезидентам
В случае проведения операций реализации резидентами нерезидентам используется комплекс текущих валютных счетовА. С. Cеливановский. Счета резидентов в иностранной валюте. URL: http://www.selivanovsky.ru/docs/ articles/valut/sheta_v.php..
При открытии текущего валютного счета уполномоченный банк открывает резиденту — юридическому лицу:
— Транзитный валютный счет, который используется для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих продаже, и проведения других операций в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №111-Иот 30 марта 2004 г.«Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»Инструкция ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации..
— Текущий валютный счет, который используется для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной валютной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.
— Специальный транзитный счет, который открывается уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ
2.1 Лицензирование валютных операций
Основанием для разрешения совершать банковские валютные операции является соответствующая лицензия Банка России.
Причина введения лицензирования как самой банковской деятельности, так и отдельно валютных операций, связана со спецификой интереса широкого круга лиц.
Глубокую потребность в банковских услугах испытывают и граждане, и юридические лица. Основными такими услугами для физических лиц являются: безналичная оплата товаров, работ, услуг, размещение свободных средств в депозитах, привлечение ссудного капитала.
Ведение хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требует обслуживания расчётов с контрагентами, привлечения денежных кредитов, краткосрочном размещении свободных средств и прочих банковских услугах.
В случае расширения потребности клиентов в валютных операциях коммерческие банки вынуждены получать лицензию, предусматривающую право на осуществление операций со средствами в иностранной валюте, заключение договоров корреспондентского счёта с любым количеством иностранных банков.
Для получения такой лицензии коммерческому банку необходимо располагать уставным капиталом, эквивалентным 5 млн. евро, иметь устойчивое финансовое положение (как минимум, в течение последних 6 месяцев содержать обязательные резервы в ЦБ РФ; выполнять экономические нормативы; иметь положительную чистую прибыль; погасить любую кредиторскую задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами), а также пройти комплексную инспекционную проверку не позднее 3-х месяцев со дня предоставления документов в Главное управление ЦБ РФ.
Обладание генеральной лицензией также позволяет в установленном порядке открывать подразделения в других государствах и участвовать в уставном капитале организаций-нерезидентов.
Таким образом, все валютные операции могут проводиться только через уполномоченные банки, имеющие валютную лицензию.
Ввоз и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг определяется Положением ЦБ РФ
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валюты государств — членов Таможенного союза, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и 311-ФЗ от 27.11.2010.
Уполномоченные банки могут осуществлять вывоз из РФ платежных документов и долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России. Каких-либо ограничений на ввоз в Российскую Федерацию валютных ценностей уполномоченными банками при соблюдении ими таможенных правил законодательство не содержит.
Существует требование обязательного страхования уполномоченными банками ввозимых и вывозимых валютных ценностей от всех видов рисков, которые существуют на протяжении всего пути между хранилищем (кассой) уполномоченного банка и хранилищем (кассой) иностранного банка.
2.2 Валютное регулирование
В Российской Федерации полномочия органов валютного регулирования возложены на Центральный банк РФ и Правительство РФ. В пределах своей компетенции для реализации регулирования данные органы могут издавать нормативно-правовые акты.
Все операции, которые непосредственно не определены в №173-ФЗ от 10.12.2003, номинально разрешены и проводятся без ограничений.
Ограничения, перечисленные в №173-ФЗ, одинаково применимы ко всем участникам российского валютного рынка.
В целях регулирования ЦБ устанавливает единые формы учёта и отчётности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, готовит и опубликовывает статистику их проведения.
Вышеупомянутый закон регулирует валютные отношения в зависимости от их разделения на:
- а) отношения между резидентами и нерезидентами;
- б) отношения между резидентами.
Валютные операции между резидентами запрещаются полностью, кроме некоторых исключительных случаев:
- а) расчёты в магазинах беспошлинной торговли (duty-free) и в международных транспортных средствах;
- б) расчёты между комиссионерами и комитентами;
- в) операции по договорам транспортной перевозки при вывозе грузов;
- г) операции с внешними ценными бумагами при организованных торгах;
- д) операции, связанные с осуществлением обязательных платежей;
- е) командировочные расходы;
- ж) банковские переводы между физическими лицами;
- з) расходы дипломатических представительств;
- и) клиринговые операции.
В случае если валютные операции связаны с получением кредитов, займов, размещением депозитов и вкладов, банковскими гарантиями, между резидентами и уполномоченными банками, они осуществляются беспрепятственно.
Валютные отношения между нерезидентами в существенно меньшей степени регулируются законодательством. Так, нерезиденты вправе без ограничений:
- а) осуществлять между собой переводы иностранной валюты за пределами Российской Федерации или в уполномоченных банках;
- б) осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации.
При этом валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета, открытые на территории РФ.
Центральный банк РФ устанавливает для уполномоченных банков специальные требования к оформлению документов при купле продаже наличной иностранной валюты и чеков, также указывая на недопустимость обязательной идентификации личности физического лица при данных операциях. При этом остаётся возможность идентификации личности по просьбе самого физического лица.
Действующий в настоящее время порядок проведения и оформления отдельных видов операций с наличной валютой и чеками установлен Инструкцией Банка России от 28 апреля 2004 г. N 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» (далее по тексту — Инструкция N 113-И).
Пунктом 4.13 Инструкции N 113-И установлено, что во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник обменного пункта заполняет электронный Реестр операций с наличной валютой и чеками по форме, приведенной в приложении 4 к Инструкции.
Указанное требование распространяется на уполномоченные банки, филиалы уполномоченных банков, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла и иные внутренние структурные подразделения в соответствии с пунктом 4.43 Инструкции N 113-И.
На основании пункта 4.18 Инструкции N 113-И кассовый работник обменного пункта обязан выдать физическому лицу вместе с наличной валютой, чеками, платежной картой документ, подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.8 и 3.1.15 Инструкции.
Кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка, дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционной кассы вне кассового узла и иных внутренних структурных подразделений обязан выдать физическому лицу вместе с наличной валютой, чеками, платежной картой документ, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.8, 3.1.15, 3.2.9 — 3.2.16 Инструкции.
В соответствии с требованиями пункта 4.19 Инструкции N 113-И документ формируется в электронном виде на основании записи электронного Реестра операций с наличной валютой и чеками отдельно по каждой операции с наличной валютой и чеками по форме, самостоятельно установленной уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка), с обязательным указанием сведений, приведенных в приложении 6 к Инструкции. Документ распечатывается кассовым работником обменного пункта в единственном экземпляре (экземпляре клиента) и подписывается кассовым работником обменного пункта. Исправления в распечатанном документе не допускаются.
Таким образом, при осуществлении физическим лицом операций купли-продажи наличной иностранной валюты кассовый работник структурного подразделения уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) оформляет Реестр операций с наличной валютой и чеками и документ, подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками, выдаваемый физическому лицу.
При этом фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, а также наименование, серия и номер (при их наличии) предъявленного физическим лицом документа, удостоверяющего личность, вносятся кассовым работником в документ только по просьбе самого физического лица (приложение N 6 к Инструкции N 113-И).
Особые требования предъявляются к резидентам при открытии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, а также по владению и пользованию иностранными финансовыми инструментами.
Резиденты обладают правоспособностью по открытию (закрытию) таких счетов, но на условиях обязательного уведомления налоговых органов по месту своего учёта не позднее 1 месяца.
Если счет в иностранной валюте открыт в уполномоченном банке, согласно пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ об этом в письменном виде необходимо сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Для этого используется сообщение, форма которого (N С-09-1) приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11. На представление сообщения отводится семь дней с момента открытия счета. Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии валютного счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).
Об открытии счета в иностранной валюте в банке, расположенном за пределами территории РФ, также должен быть извещен налоговый орган по месту учета торговой организации (ч. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
С этой целью налоговикам в течение месяца со дня открытия валютного счета должно быть направлено уведомление по форме, приведенной в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518.
Данное требование с 01.01.2007 действует в отношении всех счетов, открываемых в банках, расположенных за границей (ч. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ).
До указанной даты изложенное касалось только счетов в иностранной валюте, открытых в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ. Нарушение установленного порядка открытия счетов в заграничных банках — административно наказуемое деяние. Должностные лица рискуют потерять от 5000 до 10 000 руб., юридические — от 50 000 до 100 000 руб. (п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ).
Еще одно требование, которое придется выполнять торговой организации при открытии валютного счета за границей, установлено ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ. Не позднее 30 дней по окончании каждого квартала в налоговый орган по месту учета нужно представлять следующие документы:
- отчет о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ в двух экземплярах. В отчет заносятся сведения за истекший квартал (с первого по последнее число отчетного квартала).
Форма отчета приведена в Приложении к Правилам;
— копии банковских документов (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающих сведения, указанные в отчете. К документам, составленным на иностранном языке, должен быть приложен перевод на русский язык, нотариально заверенный согласно законодательству РФ.
Примечательно, что действующим законодательством не установлена мера наказания за непредставление вышеуказанного отчета или нарушение сроков его представления. Органы валютного контроля (территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора) иногда пытаются привлечь организации к ответственности по п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, как за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Однако судьи признают незаконным такое привлечение резидентов к ответственности, поскольку нарушение сроков представления указанного документа не образует объективной стороны вмененного административного правонарушения. Ведь отчет о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ не отнесен к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям. Документы, являющиеся формами учета по валютным операциям, перечислены в Указании ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У.
После открытия валютного счета в уполномоченном банке последующие действия торговой организации зависят от того, в какой роли она выступает во взаимоотношениях с партнером, находящимся за границей, — импортера или экспортера.
Порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства определены нормативными актами в области валютного регулирования, к ним относятся: законы, указы резидента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Банка РФ, письма Банка России.
Резиденты вправе осуществлять переводы средств на свои счета (вклады), открытые в банках за пределами Российской Федерации, со своих счетов в уполномоченных банках РФ или со счетов банков-нерезидентов.
Физические лица могут распоряжаться валютными средствами в целях, не связанных с передачей имущества и оказания услуг.
Нерезиденты вправе открывать банковские счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках, имея возможность без ограничений перечислять валюту на эти счета.
Юридические лица-резиденты могут выполнять расчёты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ без использования банковских счетов только в уполномоченных банках по договорам розничной купли-продажи товаров, а также при оказании транспортных, гостиничных услуг и прочих услуг населению.
Дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации законом даётся практически полная свобода в распоряжении валютной наличностью на нужды данных организаций.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны открывать и вести в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учёта денежных средств своих клиентов, не являющихся резидентами РФ.
Важной особенностью последнего требования является необходимость в полном или частичном поддержании резервов в ЦБ РФ, при этом совокупный остаток денежных средств на специальных брокерских счетах должен быть равен размеру резерва.
В законе имеется требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ, а также об обязательной продаже части валютной выручки, которые являются главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированными источниками их приобретения для всех участников внешнеэкономической деятельности.
Репатриация означает обязанность резидентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1. Получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств в иностранной валюте или рублях, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности;
2. Возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
Да момент написания курсовой работы закон установил размер обязательной продажи части валютной выручки резидентов в размере 0% суммы валютной выручки, оговорив при этом возможность установления ЦБ РФ иного размера, но не выше 30% суммы валютной выручки.
В законе уточняется состав органов валютного контроля, регламентируются права и обязанности органов и агентов валютного контроля, регламентируются права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
В законе определены следующие принципы валютного регулирования и валютного контроля:
1. Приоритет экономических мер реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3. Единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
4. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
В целях обеспечения учёта и отчётности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с законом вводятся единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки, отражающего суть валютной операции между резидентами и нерезидентами.
Паспорт сделки содержит сведения, необходимые в целях обеспечения учёта и отчётности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:
1) номер и дата оформления паспорта сделки;
2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;
5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля при осуществлении валютного контроля.
Уполномоченные банки осуществляют передачу оформленных паспортов сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в течение трёх рабочих дней с момента оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.
2.3 Валютный контроль
валютный счет конверсионный банк
Главной целью валютного контроля является стимулирование к соблюдению валютного законодательства резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
На основании федерального закона о валютном регулировании и контроле можно выделить основные направления валютного контроля такие как:
- а) проверка соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- б) проверка выполнения резидентами требования по репатриации иностранной валюты и продаже её части на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
- в) проверка фактической необходимости платежей в иностранной валюте;
- г) проверка хозяйственного учета и бухгалтерской отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в РФ выполняется органами валютного контроля и их агентами.
К органам валютного контроля в РФ относятся:
- а) Центральный банк РФ;
- б) правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы.
Агентами валютного контроля называются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации должны осуществлять функции валютного контроля.
Уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, относятся к агентам валютного контроля, из них уполномоченные банки подотчетны Центральному банку Российской Федерации.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции могут издавать нормативные акты, обязательные для всех резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля имеют право:
- осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
- проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;
- определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Министерство финансов РФ обязано контролировать соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, которые регулируют осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Оно может осуществлять контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, участвовать в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг, контролировать эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществлять иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, выполняет функции валютного контроля за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.
Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:
- а) выполнять проверку всех документов, связанных с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;
- б) блокировать операции по счетам в уполномоченных банках в случае несвоевременного непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;
- в) приостанавливать лицензии и разрешения на право осуществления валютных операций.
За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты (предприятия, банковские и иные финансовые учреждения валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ, включая уполномоченные банки) могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном, порядке.
При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или лишаются лицензий резиденты и нерезиденты.
Для должностных лиц юридических лиц-резидентов, и юридических лиц-нерезидентов, виновных в нарушении валютного законодательства, предусматривается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Процедура контроля предусмотрена для предотвращения сокрытия средств в иностранной валюте и ее невозвращения в Россию под прикрытием фиктивных импортных контрактов.
В соответствии с установленным порядком, основанием для перечисления средств нерезидентам служат копий этих контрактов и наличие обязательства нерезидента поставить товары, оказать услуги, выполнить работы в срок, не превышающий 180 дней от даты перевода денежных средств.
Не более чем через 180 дней после перевода денежных средств резиденты обязаны предоставить в уполномоченный банк имеющиеся таможенные грузовые декларации со штампом таможни, накладные и другие документы, способные подтвердить выполнение нерезидентом обязательств по доставке груза, в противном случае нужно сообщить о причине задержки исполнения контракта.
В случае непредставления документов в указанный срок уполномоченные банки сообщают о нарушении Главному территориальному управлению Банка России по месту регистрации предприятия.
Непредоставление документов в указанный срок является поводом для начала расследования. При обнаружении признаков преступления, к проверке подключаются таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, либо органы внутренних дел.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ И СПЕКТРА ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РФ
Одним из самых важных направлений развития валютного регулирования и контроля в РФ является его либерализация.
Из задач либерализации следует выделить:
- максимально возможный отказ от ограничений на текущие операции;
- либерализация операций ввоза и вывоза капитала из страны;
- снятие излишних ограничений и требований к участникам внутренних финансовых рынков;
- снижение контроля в финансовом секторе;
- детерминирование принципов внутренней денежно-кредитной и валютной политики;
- облегчение нагрузки, создаваемой фискальной политикой.
Валютные ограничения играют немаловажную роль в периоды рецессии и кризисов и при правильном использовании могут обеспечить достижение устойчивой положительной динамики макроэкономических показателей экономического роста, сдерживать инфляцию и уровень безработицы в позволительном коридоре, в конечном итоге укрепляя положение станы на международной арене.
С другой стороны в определённых ситуациях валютное регулирование и контроль оказывают затормаживающий эффект на развитие национальной экономики.
Как правило, сила валютных ограничений меняется в зависимости от нахождения экономики в том или ином периоде существования страны.
К снижению уровня ограничений также приводит развитие интеграционного процесса между странами.
Круг валютных ограничений в большинстве развитых стран мира постепенно сокращается, и в настоящее время регулирование движения капитала осуществляется с помощью рыночных механизмов и инструментов кредитно-денежной политики.
Проводимая страной валютная политика оказывает прямое воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, которые реализуются на внешних и внутренних рынках. Экономическая природа валютной политики государства вытекает из исторического аспекта, так как при ее проведении приоритетными становятся следующие задачи: либерализация валютных операций, определение комплекса валютных ограничений, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации. Валютная политика находится в прямой зависимости от конкретной ситуации в стране.
Использование того или иного инструмента может негативно сказаться на внутренней экономике и ухудшить реальную базу валютного курса и платежного баланса.
Проблема организации валютных отношений и контроля является темой широких дискуссий российских экономистов. Последние редакции федерального закона значительно снизили уровень нагрузки системы валютного регулирования и валютного контроля, изначально основанной на жестких валютных ограничениях.
Это существенным образом повысило активность участников внешнеэкономической деятельности, в том числе на пути освоения новых мировых рынков, и становится двигателем дальнейшей интеграции РФ в мировую экономику.
По всей видимости, экономика РФ уже достигла такого уровня, когда мы можем позволить себе отойти от валютных ограничений, которые в большинстве своем носят фактически запретительный характер, к иным формам регулирования валютных операций.
Со стороны МВФ преследуется следующая общепринятая позиция в отношении либерализации потоков капиталов.
В условиях развитых рыночных механизмов либерализация валютных операций является позитивным моментом и выгодна, как развитым странам, так и развивающимся. Свобода капитала вызывает эффективное распределение финансовых ресурсов, сглаживает бизнес-циклы и ускоряет темпы экономического развития за счет привлечения иностранных ресурсов в период интенсивного роста. С притоком капитала в форме прямых инвестиций связаны инновации и технологический процесс. Портфельные инвестиции могут обеспечить развитие и рост ликвидности финансового сектора, что в свою очередь повышает эффективность финансового посредничества и снижает стоимость заемных средств для предприятий реального сектора экономики.
Излишняя либерализация валютного регулирования и контроля может привести к диспропорциям и проблемам, вызванных несовершенством рыночных механизмов. Либерализация должна быть тщательно подготовлена. Условиями успеха, помимо общей макроэкономической стабильности, являются повышение устойчивости финансовой системы, усиление норм банковского надзора и контроля, следование принципам корпоративного управления и открытости, а также улучшение качества государственной статистики. Скорость проведения либерализации должна соответствовать скорости возникновения и закрепления, необходимых для нее предпосылок. Общепринятым является положение, что либерализация должна проводиться постепенно и осторожно.
Негативные последствия либерализации могут оказаться весьма серьезными и привезти к ухудшению макроэкономической и политической ситуации в стране, тем более в российских условиях из-за:
- неадекватной институциональной базы, наличия многочисленных пробелов в законодательстве, слабости судебной системы, незавершенности налоговой реформы;
- низкого уровня развития и эффективности российской финансовой системы;
- высокой степени зависимости российской экономики от внешнего мира;
- отсутствия развитой системы социального обеспечения и защиты, призванной нейтрализовать и перераспределять риски, связанные со свободным движением капитала (рыночных механизмов страхования, а также эффективной системы трансфертов и других форм государственного регулирования);
- низкого доверия к рублю и активного использования иностранной валюты как средство сбережения и платежа;
- высокого объема внешнего долга;
- отсутствия отлаженной системы государственной статистики.
Предпосылки отмены мер валютного контроля состоят в следующем:
1. Внутренним и внешним валютным рынкам возможно и нужно разрешить работать без существенных ограничений; это эффективно приведёт к равномерному долгосрочному распределению ресурсов в экономике. Также это обеспечивает возможность быстро фиксировать сигналы рынка и своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом;
2. Действие механизмов валютного контроля нарушат рыночные механизмы и могут привезти к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики;