Мотивы поведения потребителей, факторы выбора и потребительские риски

1. Алешина И.В. Поведение потребителей. Учебник. — М.: Экономистъ, 2006.

2. Батра Р., Дж. Майерс, Д. Аакер. Рекламный менеджмент. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2004

3. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг. — СПб.: Питер, 2005.

4. Лебедев — Любимов А. Н. Психология рекламы/ А. Н. Лебедев — Любимов. — Спб., 2002.

5. В.Н. Наумов «моделиповедения потребителей в маркетинговых системах»- учебное пособие // издательство санкт-петербургского государственного университета экономики и финансов //2009

6. Фоксол Г. Психология потребителей в маркетинге/Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун. — Спб, «Питер — Пресс», 2000.

7. Фоксол Г. и др. Психология потребителя в маркетинге. — СПб.: Питер, 2001.

8. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования).

— М.: Изд-во «АСТ»; Минск: Харвест, 2001. — 848 с

9. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. — СПб.: Питер, 2007.

Приложения

Приложение 1

Стимулы для потребителей по степени управления стимулами со стороны предприятия — продавца

Стимулы, контролируемые предприятием

Стимулы, не контролируемые предприятием

* свойства и характеристики товара;

  • цена;
  • условие продаж;
  • дегустации;
  • скидки, подарки и другие приемы стимулирования сбыта.

* экономическая ситуация на рынке;

  • общественные и межличностные коммуникации;
  • ситуативные факторы.

Приложение 2

Составляющие мотивационного механизма потребителя

Основные побудительные силы

Познавательные процессы

— Эмоции, желания, побуждения,

хотения

— Стимулы

— Ориентация на цель

МОТИВАЦИЯ

Приложение 3, Приложение 4

Классификация потребностей

Д. Мак Клелланд

  • Потребность властвовать
  • Потребность соучастия
  • Достижение успеха

Л. Эббота

  • Базовые потребности
  • Производные потребности

Дж. Кейнс

  • Абсолютные потребности
  • Относительные потребности

Л. Росса

  • Реальные потребности
  • Ложные потребности

Н. Кано

  • Ожидаемые
  • Желаемые
  • Восхищаемые

Приложение 5

Классификация факторов внешней среды

Факторы внешней среды

«Дальный мир»

«Ближний мир»

  • Культура и субкультура
  • Референтные группы
  • Социальный класс
  • Лидеры мнений
  • Массовые коммуникации
  • Семья

Приложение 6

Характеристика потребительских ситуаций Рассела Белка

1. ФИЗИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ:

  • географическое положение места покупки;
  • звуки, запахи, освещение, погода;
  • внешний вид товара;
  • другие осязаемые факторы.

2. СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ:

  • присутствие или отсутствие других людей в данной ситуации.

3. ВРЕМЯ:

  • время суток;
  • день недели;
  • сезон;
  • время до зарплаты и т.д.

    4.

ЦЕЛЬ (ЗАДАЧА) ПОТРЕБИТЕЛЯ:

  • то, что человек должен достичь или выполнить в данной ситуации (покупка для себя или для другого).

5. ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ:

  • настроение;
  • условия (количество денег, который покупатель имеет при себе и т.д.).

Дополнительно на поведение потребителя влияние оказывают такие факторы, как:

  • информационная нагрузка, например, человек вспомнил рекламу или увидел рекламу в магазине;
  • чрезвычайность события или происшествия.

Приложение 7

Способы пробуждения интереса к товарам

Способ

Содержание

Изменения

Обновление, изменение композиций в товарных и декоративных витринах (сезонные и тематические).

Создание дополнительных точек продаж. Перемещение товаров на полках. Постоянное обновление ассортимента; отказ от некоторых позиций за счет притока товаров-новинок и товаров, ранее не предлагавшихся. Создание звуковых эффектов. Изменение цен. Изменение формы обслуживания (переход от продавца к самообслуживанию), предложение новых форм расчетов при покупке

Движение

Использование анимационных (движущихся) дисплеев

Контраст

Создание акцентов — выкладка товаров с использованием наиболее сильных контрастов

Выделение товара из фона

Принцип воображаемой оправы (расположение товара в более свободном пространстве по сравнению с остальными товарами).

Создание цветового пятна. Выделение с помощью направленного пучка света. Размещение товара на фирменном стенде производителя. Расположение рядом с товаром рекламы, в том числе использующей наиболее сильно действующие цвета. Расстановка акцентов с учетом угла зрения покупателя