Монополии и антимонопольная политика

Тема конкуренции и монополии — одна из основных в экономической теории и практике. При этом местоположение понятия конкуренции на оси «теория — практика» непостоянно. Например, в гиперинституционализированной, централизованно управляемой экономике Советского Союза конкуренция на товарных рынках не играла заметной роли, уступая место административному влиянию и государственной монополии на факторы производства. В области соответствующей экономической теории она также не занимала существенного места. В слабоинституционализированной и децентрализованной экономике России 1990-х годов рыночная конкуренция тоже не получила широкого распространения из-за экономического спада, хотя в теории ей уделялось значительное внимание. В экономиках высокоразвитых стран Запада конкуренция — неотъемлемая часть экономической практики и важный раздел экономической теории.

Сейчас в России наиболее распространена точка зрения, согласно которой именно конкуренция является доминирующим фактором и движущей силой экономического развития: какие бы недостатки в экономике ни отмечались (например, слабая восприимчивость к инновациям, невысокое качество продукции, низкий и средний уровень жизни граждан и т. п.), они могут быть устранены или смягчены путем развития конкуренции в тех или иных сферах. Соответственно развитие конкуренции рассматривается едва ли не как панацея от всех экономических болезней, а конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, территории, стран предстает главной характеристикой их жизнеспособности и эффективности в целом.

Конкуренция действительно является одним из немногих фундаментальных факторов экономического развития, по лишь «одним из…». Наряду с ней в экономическом пространстве действуют такие не менее мощные силы, как кооперация, интеграция, коэволюция (предопределенное или выстроенное согласованное развитие).

При этом ли одна из этих форм взаимоотношений субъектов не должна доминировать в масштабах всей экономики.

Однако и проблемы монополизации хозяйственной жизни привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

5 стр., 2029 слов

Экономическая свобода и теория международной торговли

... уделять им столь необходимого для их успешного развития тщательного внимания”. Экономическая свобода А.Смита. Итак, государственное управление - терпимое зло. ... быть личная выгода от предприятия и 2) конкуренция должна держать его в определенных пределах. При ... представляют для истории экономических учений несомненный интерес. Нужно сказать о них несколько слов. Теория международной торговли. Критика ...

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Цель и задачи курсовой работы: проанализировать конкуренцию как явление, раскрыть особенности современной монополизации экономики, рассмотреть основные причины возникновения монополий; охарактеризовать деятельность естественных монополий, действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

Теоретической основой написания курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам и вопросам, касающихся развития и функционирования конкуренции и монополии. Исследования по этой теме можно найти в журналах «ЭКО», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Общество и экономика» и др.

Методологической основой курсовой работы стали методы: наблюдения, сравнения и анализа основных экономических явлений.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе анализируется конкуренция как экономическая категория, раскрываются особенности функционирования конкурентных рынков. Во второй главе рассматривается монополия как экономическая категория, анализируются ее основные формы. Наибольший интерес представляет вопрос о государственном регулировании деятельности монополий. Библиографический список включает в себя 15 источников. Общий объем курсовой работы — 29 страниц.

1. Конкуренция как упорядоченное действие экономических субъектов

1.1 Конкуренция: сущность и особенности

В ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция определяется, как состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельными действиями исключается, или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В русском языке оно используется в двух смыслах. Первый указывает на наличие притязаний двух или более агентов на одно и то же исключительное благо (то, что в определении вышеупомянутого закона именуется состязательностью); второй дополнительно фиксирует сопоставимость их относительной «силы». Это отражается и в определенной асимметрии рассматриваемого понятия по отношению к двум агентам. В то время как один из них может обосновано характеризоваться как конкурент другого, последний для первого может конкурентом и не быть (например, в ситуации, когда первый является монополистом).

30 стр., 14866 слов

Государственное регулирование естественных монополий в современной ...

... стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Целью данной курсовой работы является - исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России и роль государства в регулировании данной ...

Особое значение в условиях России имеет проблема взаимозаменяемости (в том числе подмены) различных типов конкуренции. Если конкуренция за внимание потребителя подменятся конкуренцией за административные преференции, то она не идет па пользу экономике. По сути, здесь созидательная конкуренция подменяется разрушительной коррупцией.

Частое превращение конкуренции в конфликт — еще одна особенность отечественной экономики, ограничивающая возможности эффективной организации бизнеса, развития комплексных, отвечающих сложности современного рынка отношений, таких как конкуренция и конкоперация. Состязательность в рамках одного аспекта вполне может сочетаться с кооперацией в других, перетекать из одной сферы в другие в соответствии с быстро меняющейся ситуацией на рынках. В этом контексте уместно было бы говорить о целесообразности управления конкуренцией, в том числе — ее ограничения, то есть нераспространения на те сферы деятельности конкурирующих субъектов, в которых более эффективным и желательным для общества является сотрудничество. Подобную ситуацию можно охарактеризовать как «управляемую конкуренцию», по аналогии с выражением «управляемая демократия».

Конкуренция — элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала . Конкуренция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики.

1.2 Модели современного рынка

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров.

Межотраслевая конкуренция — вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли.

Для рыночной экономики характерны разные типы конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности развивается несколько типов конкуренции:

1) простых товар производителей;

2) единоличных капиталов;

3) монополий;

4) национальных капиталов;

5) интернациональных капиталов.

Конкуренция, например, между простыми товаропроизводителями ориентируется на общественную рыночную стоимость товара. Те из простых товаропроизводителей, у которых затраты на единицу продукции превышают общественно необходимую величину затрат, разоряются. Соперничество же между капиталистическими предпринимателями ведется ради иной цели — получения большей прибыли (которая составляет разницу между стоимостью продукции и издержками производства затратами на средства производства и заработную плату).

Несмотря на различия, все типы конкуренции имеют некоторые одинаковые черты и общие тенденции. Конкуренция — поистине «война всех против всех», когда сражение на рынке ведется на три фронта. Первый фронт — конкуренция среди продавцов: все они хотят продать свои товары подороже, но побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Рост прибыли обеспечивается за счет увеличения объема продаж. С этой целью иногда даже применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (бросовым) ценам. Второй фронт конкуренции развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Здесь побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую по сравнению с рыночной цену. Наконец, третий фронт проходит между продавцами и покупателями, стоящими в отношении уровня цены на противоположных позициях. Выигрывает та сторона, которая больше сплочена и в итоге может навязать другой стороне свою цену. В исходе многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены.

14 стр., 6859 слов

Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство

... конкуренция» и «монополия», а также выяснить основные направления и положения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Конкуренция и монополия, Конкуренция, Теория конкуренции ... производства, купли и продажи товаров; соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства ... приемлемой в практике предпринимательской деятельности ... эффективная и нерасточительная по отноше­нию к ...

Следует различать свободную конкуренцию и монопольную конкуренцию. Свободная конкуренция ведется посредством снижения цен, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, т.е. соблюдать общие правила игры и руководствоваться ими. Она также предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует:

1) наиболее рациональному эффективному развитию экономики;

2) постоянному усовершенствованию техники и организации управления;

3) внедрению научно-технических достижений в производство;

4) снижению издержек производства (уменьшению себестоимости товаров и услуг путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);

5) повышению качества товаров;

6) расширению ассортимента;

7) улучшению торгового и послеторгового обслуживания покупателей. Среди конкурентов выделяются смелые предприниматели, которые нередко рискуют своим имуществом, изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования производственных ресурсов. Тем самым они прокладывают для всех дорогу к научно-техническому и экономическому прогрессу. В чистом виде свободной конкуренции нет.

Монопольная конкуренция — господство одной компании в производстве и сбыте определенного товара (услуги ), позволяющее ей устанавливать цены с учетом полных конкурентных издержек, включающих обычную норму прибыли вне зависимости от того, какая часть основного капитала бездействовала, ограничивает другим компаниям выход и вход в данную сферу хозяйственной деятельности. В современном рыночном хозяйстве монопольная конкуренция рассматривается как запрещенная практика, подрывающая хозяйственную деятельность и не отвечающая интересам социально-экономического развития общества.

Наиболее распространена в современной рыночной экономике конкуренция качества, отвечающая в наибольшей мере интересам потребителей — покупателей и общества в целом. Она предполагает соперничество товаропроизводителей на основе технического превосходства, параметров качества и надежности товаров и услуг, более эффективных методов реализации, расширения видов предоставляемых сбытовых и послесбытовых услуг, применения маркетинга.

С развитием конкуренции качества (неценовой конкуренции) в обществе все большее внимание уделяется методам и приемам законодательно запрещенной недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним относятся:

13 стр., 6177 слов

Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике

... -монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, ...

1) демпинг;

2) установление контроля над деятельностью конкурента с целью ограничения или прекращения этой деятельности;

3) злоупотребление господствующим положением на рынке;

4) установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

5) установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;

6) введение ограничительных условий в агентские соглашения;

7) тайна на торгах и создание тайных картелей ;

8) ложные информация и реклама;

9) недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов и сбыт по более низким ценам (в мировой практике получившие название пиратства);

10) нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запрещается положениями законодательства по борьбе с ограничительной деловой практикой, по охране прав потребителей, контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.

2. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

2. 1 Возникновение и сущность монополий

Монополия — (от моно- один и греч. рoleo — продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии — крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма — производитель товаров не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).

При исследовании феномена монополий обращает на себя внимание, прежде всего тот факт, что речь идет об одном из видов монополий, причем о таком виде, который определяет монополии как естественные. Характерно, что в досоветской и советской экономической науке обнаружить упоминание данного вида монополий не удается, хотя еще в дореволюционный период экономическая наука России обогатилась теорией империализма, которая вошла в классику экономической теории именно благодаря развитию вопроса о монополиях.

Обобщению достижений в области исследования монополий ряда западных экономистов (Р. Гильфердинг, Д. Гобсон, К. Каутский) посвящалась написанная в 1916 г. работа В.И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». Она охарактеризовала наступивший тогда этап развития капитализма как монополистический, вскрыв причины появления монополий, условия их формирования и основные характеристики монополистической стадии — империализма. В работе показано, что данная стадия характеризуется господством монополий, процесс возникновения которых обусловлен конкретно-историческим процессом развития капитализма периода свободной конкуренции [9, с. 10].

5 стр., 2139 слов

Роль социального капитала в экономическом развитии

... модель финансирования, при относительно высокой доле бюджетного финансирования. Последнее объясняется тем, что поскольку открытый социальный капитал - общественное благо, то расходы и инвестиции на его формирование должно принимать на себя и государство. Становление и развитие ...

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия — это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. «…Монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…» [1,С.210] .

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, — это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в 19 веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

17 стр., 8059 слов

Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе

... над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все ...

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии — «Стандард ойл», в автомобильной — «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-1933 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании).

Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации.

Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов — результат усиления с середины 20 века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.

15 стр., 7051 слов

Издержки производства на предприятии

... основных концепций издержек производства; рассмотрение особенности прибыли в деятельности предприятия. Объект работы – издержки и прибыль. Предмет работы – содержание издержек и прибыли предприятия. При написании работы применялись методы ... обратить внимание на то, что издержки производства состоят из капитала и оценки услуг труда. Издержки производства по иному называются экономическими. Они, как ...

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году [8,с. 301].

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х г.г. 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.).

Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).

Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте [3,С. 123]. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.).

Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии).

Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты — «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. — по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.).

5 стр., 2228 слов

Анализ производства и конкуренции

... ОТ СИТУАТИВНОГО АНАЛИЗА К ВЫБОРУ СТРАТЕГИИ 1.2. Методы анализа производства и конкуренции. В ходе анализа производства и конкуренции используется набор концепций и методов, которые позволяют уловить изменения условий производства и определить характер и мощь конкурентных ... Число компаний в отрасли: прим - но 30 компаний со 110 предприятиями мощн-ю 4,5 млн.т. Доля рынка каждой варьируется от 3% до ...

Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) — уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.).

Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

Особый вид монополий — международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая — транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность — собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов — международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа — наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены — высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

2. 2 Формы и виды монополий

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида — это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида — положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из сторонников таких взглядов английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно» . Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала начали развиваться конгломераты, монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

2.3 Антимонопольное законодательство

Одной из важнейших функций государства является создание условий для нормального функционирования рынка. Существование монополистической структуры приводит к значительным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Поэтому государство разрабатывает и реализует антимонопольную политику. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.).

Антимонопольное регулирование — это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

1) ограничение монополизации рынка;

2) постоянный государственный мониторинг;

3) запрещение установления монополистических цен;

4) сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Антимонопольное законодательство — законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства — обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера:

1) поощрение создания товаров-заменителей;

2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В конце 1991 г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан антимонопольный орган.

Не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.

Особое место в демонополизации экономики занимает проблема крупных предприятий, с раздроблением которых часто связывают преодоление монополизма в российской экономике. Это может активизировать конкуренцию в отрасли за счет превращения структур-звеньев в самостоятельные предприятия. Вместе с тем раздробление крупных хозяйственных комплексов влечет за собой ряд негативных последствий:

1) ликвидацию преимуществ кооперации и разрыв хозяйственных связей, что вызывает рост транзакционных издержек;

2) серьезное ослабление научно-исследовательской базы;

3) ослабление конкурентоспособности национальной экономики на внешнем рынке.

В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования: административное регулирование правовое регулирование, косвенное экономическое регулирование, прямое экономическое регулирование.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Заключение

Если на начальном этапе капитализма господство свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже ХIХ-ХХ веков), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм.

В современной же экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются.

Совершенная конкуренция — это обмен между экономически состоятельными рыночными субъектами; означает, что на рынке нет продавца-монополиста, который может повлиять на цену товара.

Несовершенная конкуренция имеет три модели: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Чистая монополия — ситуация, когда в отрасли имеется один производитель, он может диктовать свои условия рынку. Монополистическая конкуренция — это конкуренция между монополистическими фирмами, продукция которых типична. Олигополия предполагает наличие крупных фирм в отрасли, каждая из которых контролирует значительную долю рынка.

На рынке несовершенной конкуренции используются нерыночные, запрещенные формы борьбы: финансовые махинации, экономический шпионаж, экономический бойкот, рэкет и т.д. Современная антимонопольная политика, прежде всего, направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу её в комплексе, а то и самое суровое — разукрупнение компании, то есть её раздел на несколько фирм.

Список используемой литературы

1. Большой экономический словарь/ под ред. А.Н. Аэрилияна.- М.: Фонд Правовая культура, 1994.-525с.

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономических знаний /МОПО РФ: научно — метод. центр ср.- пр. образования.- М., 1997.-223с.

3. Виноградов, В.В. Экономика России/ В.В. Виноградов.-М.: Юрист, 2002.-32

4. Гальперин, В.М. Микроэкономика. Т.2/ В.М. Гальперин.- М.: Экономическая школа,1998.-503с.

5. Кормнов, Ю. О повышении конкурентоспособности экономики// Экономист.-2006.-№8.-С.13-21.

6. Липсиц, И.В. и др. Раскрывая тайны экономики/ И.В. Липсиц, Л.Л. Любимов, Л.В. Антонов.- М.: Вита- пресс, 1994.- 319с.

7. Макконал, К.Р. Экономика: принципы и проблемы- 2х т. / К.Р. Макконал, С.Л. Брю.- М.:Республика,1993.-560с.

8. Микроэкономика. Теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова.- М.: Кнорус, 2000.-544с.

9. Покрытан, Н. О регулировании монопольных тарифов //Экономист.-2006.-№2.-С.9-14.

10. Рубин, Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе // Вопросы экономики.-2007.-№4.- С. 152-157.

11. Самсонов, Р. Институциональный монополизм: сущность и особенности регулирования // Вопросы экономики.- 2007.-№1.- С. 140-143.

12. Современная экономика: многоуровневое учебное пособие / под ред. О.Ю Мамедова.- Ростов н/ Дон: Феникс, 1996.- 606с.

13. Фишер, С. Экономика/ С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи.- М.: Дело, 1993.-829с.

14. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 08.11.2007) « О естественных монополиях»

15. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О защите конкуренции»