Муниципальное хозяйство понятие структура модели управления

Отечественные ученые считают организацию территории России на муниципальном уровне, т.е. на уровне муниципальных образований, важнейшим условием осуществления социально-экономических преобразований в стране.[6,c.33]

В.А.Соколовский, обосновывая необходимость и целесообразность, проходящей в стране муниципальной реформы, указывает на то, что эта реформа “призвана решить по меньшей мере две взаимосвязанные задачи. С одной стороны, создать эффективно функционирующее муниципальное хозяйство, а с другой — найти формы управления этим хозяйством, отвечающие интересам населения, проживающего на территории муниципалитетов”[9, c.57].

Муниципальное хозяйство должно формироваться как экономическая и социальная целостность, решающая многообразные задачи развития оптимальной по управляемости территории, нацеленная на удовлетворение потребностей проживающего на ней населения. Именно этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические основы организации и управления муниципальным хозяйством.

Объект исследования – муниципальное хозяйство г. Нижний Новгород.

При написании работы были использованы нормативные документы, регулирующие экономические и правовые отношения регионов и муниципальных образований, статистические материалы социального и экономического развития территорий, публикации периодической печати.

Прежде всего, были рассмотрены законы: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав города Нижнего Новгорода. Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и другая литература.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И

УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

1.1. Понятие муниципального хозяйства. Место

муниципального хозяйства в системе хозяйственных

отношений

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны — как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства.

25 стр., 12314 слов

Особенности бюджетного финансирования учреждений органов внутренних ...

... темой. Объект исследования- система финансирования учреждений органов внутренних дел Российской Федерации. Предмет исследования- особенности бюджетного финансирования Управления Министерства внутренних дел Российской ... Главное финансово-экономическое и Контрольно-ревизионное управления организуют и осуществляют руководство по вопросам финансирования, планирования, труда и заработной платы, ...

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит прежде всего в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство — это “деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения”. [5, c.152]

В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Систему взаимодействия интересов субъектов хозяйствования на муниципальном уровне можно представить в виде схемы (рис. 1).

Формирование собственной

Государствен экономической базы и

ные органы сохранение максимально

возможного контроля за

деятель-ностью органов

местного самоуправления

Экономическ

Частные ий

структуры интерес Максимизация доходов и

обеспечение льготного режима

функционирования со стороны

государства и местного

самоуправления

Органы

местного Финансово-экономическая

самоуправле помощь со стороны

ния государственных структур

Рис. 1.1. Система взаимодействия интересов субъектов хозяйствования на

уровне муниципалитета [13, c.69]

Таким образом, муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

31 стр., 15282 слов

Основы правового регулирования финансовой деятельности местного самоуправления

... структуре бюджетной деятельности государства. Названное обстоятельство имеет особое значение, поскольку позволяет определить бюджетную деятельность муниципальных образований как объект правового регулирования федеральных и региональных органов государственной власти. Названные аспекты обуславливают границы бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления, т.е. ...

1.2. Отличие муниципального хозяйства от

государственного и частного хозяйства

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

  • связь между государством и населением;
  • связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного.

Местное самоуправление обладает всеми признаками власти и прежде всего главным — обязательностью ее решений для населения муниципального образования (не случайно в статье 3 Конституции Российской Федерации говорится: “Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления” [3, c.61].

Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления блестяще сформулированы в книге Л. Велихова “Основы городского хозяйства”. Велихов определяет четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

1. Самоуправление в отличие от государственной власти — власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения).

В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.

3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами, она выборна по своей природе.

Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом.

Какие же черты государства несет на себе местное самоуправление и муниципальное хозяйство?

Формирование предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных функций, и со стороны государства. В целом же компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением.

Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью, производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе.

18 стр., 8552 слов

Сбалансированность бюджета муниципального образования: проблемы ...

... муниципальными органами власти своих полномочий. Принимая во внимание принцип самостоятельности бюджетов, становится очевидным, что органы местного самоуправления должны самостоятельно обеспечивать бюджетный ... бюджетной политики в РФ на муниципальном уровне и требует выработки новых подходов к обеспечению сбалансированности местных ... в апреле 2017 года. Диссертационная работа состоит из трех глав, ...

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства.

В чем же проявляется двойственность природы местного самоуправления применительно к муниципальному хозяйству?

Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них.

В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по своей природе. В этом смысле муниципальное хозяйство представляет собой акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты “дивидендов по акциям” производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества. [9, c.205]

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.).

Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.

Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства — общественным характером использования результатов деятельности.

1.3. Структура муниципального хозяйства и модели

управления

Рассмотрим вопрос о структуре муниципального хозяйства и проведем некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.

Прежде всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем провести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия “муниципальное хозяйство”, предлагает подход, исходящий из того, что:

1. Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

23 стр., 11463 слов

Формирование и функционирование муниципального хозяйства

... понятие “муниципальное хозяйство”, имеет двойственную природу. Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает в себя вопросы как общего взаимодействия органов местного самоуправления с ... Цель работы – рассмотреть особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства. Задачи работы: 1. Дать понятие и рассмотреть компоненты муниципального хозяйства, закономерности ...

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Федеральные органы власти

Региональные органы власти

МУНИЦИПАЛИТЕТ

Структура муниципального хозяйства

Домохозяйства Хозяйствующие субъекты Представительные органы

Вопросы местного значения

Непосредственное обеспечение Реализация Решение проблем

жизнедеятельности экономических межпоселенческого

муниципального образования интересов характера

Рынки города

Прочие рынки Рынок капитала Рынок труда Рынок жилья

Рис. 1.2. Система муниципального хозяйства [15, c. 83]

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

    <li-муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

    <li-иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

    <li-органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию — функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов.

4 стр., 1984 слов

Управление и эксплуатация жилищного фонда населения

... может быть учреждена органом местного самоуправления в форме муниципального учреждения. Рис.2. Трансформация муниципального управления жилищным фондом Важную роль в системе эксплуатации жилищного фонда играют расчетно-кассовые центры ... дает немало преимуществ как самим городам, так и населению. Прежде всего это экономическая выгода – объединенное городское хозяйство и предоставляемые им населению ...

Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности. Рассмотрим теперь модели управления муниципального хозяйства. Выделяют следующие модели управления муниципального хозяйства:

  • Коммунальная модель муниципального хозяйства;
  • Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства;
  • Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга.

От чего зависит существование той или иной модели?

От огромного количества факторов, главными из которых безусловно являются: [14, c. 84]

1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.

2. Наличие и характер основных ресурсов территории.

3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.

4. Налогоспособность населения.

В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства. Следует отметить, что существование той или иной модели муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

40 стр., 19637 слов

Договор найма государственного и муниципального жилищного фонда

... и пользование гражданину (нанимателю) благоустроенное жилое помещение (как правило, в виде квартиры) в пределах нормы площади жилого помещения, а наниматель обязуется использовать его для проживания и своевременно вносить плату за жилое помещение Название договора социального найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде ...

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЖКХ

В Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД

2.1. Общая характеристика ЖКХ г. Нижний Новгород

Муниципальное образование «город Нижний Новгород» является городским округом, городом областного значения. (площадь: 41068 га, численность население (на 1 января 2007 года): 1 286 433 человек, из них 1 280 446 человека городского населения и 5987 человек – сельского).

Структура администрации города представлена в приложении 1. Глава администрации города — мэр города — является высшим должностным лицом города, избираемым населением города. Срок полномочий — 5 лет. 29 сентября 2002 года в результате прямого тайного голосования нижегородцы избрали мэром города Вадима Булавинова. 16 октября 2005 года переизбран на второй срок.

Нижний Новгород является столицей Приволжского федерального округа, центром Нижегородского региона и признанной столицей ВолгоВятского экономического района.

Транспортная инфраструктура, включающая международный аэропорт, пассажирский и грузовой речные порты, мощный железнодорожный узел позволили осуществить идею продления транснационального европейского коридора до Нижнего Новгорода.

Жилищно-коммунальное хозяйство Нижнего Новгорода.

74% жилищного фонда

города находится в

муниципальной собственности,

8,4% составляет государственный

фонд и 17,6% — индивидуальный

жилищный фонд. Муниципальный

жилищный фонд увеличился на 7,9

млн. кв. м.

В жилищной сфере задействовано более 230 организаций различной организационно-правовой формы, оказывающих услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда.

Доля муниципального жилья, обслуживаемая на конкурсной основе составляет 96%. 19% муниципального жилищного фонда обслуживается 15 частными фирмами.

Количество предприятий, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ, составляет 301.

С 1998 года в связи повышением платы за жилье и коммунальные услуги производился перерасчет субсидий. Доля семей, получивших компенсацию, от общего количества семей в городе составила:

  • 2004 г. — 2,5 %,
  • 2005 г. — 4,5%,
  • 2006 г.

— конец 1-го полугодия 2007 г. — 5,1 %.

Сумма начисленных субсидий за период с 2004 по июнь 2007 года составляет более 40 млн.руб.

Идет процесс организации граждан, проживающих в существующем жилье, в товарищества. На 1 января 2007 года в Нижнем Новгороде создано 155 ТСЖ, общей площадью 652,37 кв.м., из них в домах новостройках — 117. На начало 2002 года сформировано 430 ЖСК площадью 2350 тыс. кв. м. В Нижнем Новгороде постоянно идет процесс передачи жилищного фонда в муниципальную собственность.

Продолжается работа, направленная на совершенствование структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством, на обеспечение формирования конкурентной среды в сфере обслуживания и управления жилищным фондом, по привлечению жителей к содержанию и сохранности домов, формированию товариществ собственников жилья. Проводятся открытые конкурсы на право управления и организации работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в городе Нижнем Новгороде.

27 стр., 13431 слов

«Совершенствование жилищной политики

... Структурно бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. В первом разделе рассмотрено изложение основных направлений государственной жилищной политики в России. Во втором разделе проведен анализ реализации жилищной политики ...

На конкурсной основе происходит отбор организаций по проведению работ по капитальному ремонту жилищного фонда. Разрушена монополия на проведение ремонта и обслуживания лифтового хозяйства, электроплит, работ по дератизации подвальных помещений, огнезащитной обработке деревянных конструкций и обслуживание систем дымоудаления жилых домов.

Доля оплаты ЖКУ от среднедушевого дохода граждан на оплату ЖКУ (в пределах социальных нормативов) доведена до 18%, против 22 %, установленных Правительством РФ.

Социальная защита граждан в Нижнем Новгороде осуществляется путем:

  • предоставления льгот отдельным категориям граждан — около 50 категорий имеют льготы при оплате за жилье и коммунальные услуги.

В целях улучшения технического состояния жилищного фонда ежегодно разрабатываются целевые программы по:

  • подготовке объектов жилья и инженерной инфраструктуре к работе в зимний период;
  • капитальному ремонту кровель домов муниципального жилищного фонда, ТСЖ, ЖСК и муниципальных объектов;
  • ремонту межпанельных стыков, балконов, лоджий;
  • диагностированию, модернизации и замене лифтов;
  • комплексному капитальному ремонту жилищного фонда.

С 2001 года дополнительно утверждены программы по:

  • ремонту внутридомовых инженерных систем;
  • замене газового оборудования.

Все работы, выполняемые по целевым программам, проводятся только на конкурсной основе.

Для контроля за техническим состоянием жилищного фонда производятся систематические осмотры технического состояния жилых зданий (см приложение 4).

В 2006 году на ремонт жилищного фонда города направлено средств населения и бюджета до 1 млрд. руб., что в 2 раза больше, чем в 2005 году.

Приоритетными направлениями ремонта являются ремонт кровель, внутридомовых инженерных систем, фасадов, лифтов, благоустройство придомовых территорий.

В 2006 году отремонтировано:

  • 474 тыс.кв.м. кровли (в 2002 году – 322 тыс.кв.м.;
  • в 2005 году – 414);
  • 65 лифтов (в 2002 году – 3;
  • в 2005 году — 55);
  • 4000 подъездов (в 2002 году – 150;
  • в 2005 году — 2556);
  • 296 тыс.п.м. внутридомовых сетей (в 2002 году – 67 тыс.п.м.;
  • в 2005 году – 127 тыс.п.м.).

В 2006 году изменена система сбора мусора в Нижнем Новгороде и организован ежедневный вывоз ТБО. С июня 2006 года организована работа по вывозу бытового мусора из жилых домов частного сектора, в результате чего объем охвата жилых домов увеличен с 5% до 80%. Приобретены 2000 евроконтейнеров и 8 мусоровозов конструкции «ротопресс».

В планах на 2008 год – приобретение 5 000 евроконтейнеров и дополнительного числа мусоровозов.

В 2006 году впервые в Нижнем Новгороде реализована пилотная программа «Микрорайон». Программа апробировалась в микрорайоне «Мончегорский» и на ее реализацию было выделено около 136 млн. руб. В микрорайоне проведен значительный объем комплексных работ по благоустройству: выполнено освещение дворовых территорий, ремонт детских игровых площадок, заасфальтированы все проезды, оборудованы контейнерные площадки, установлено 150 евроконтейнеров. В результате микрорайон, много лет считавшийся одним из самых заброшенных, и депрессивных, приобрел вид современного ухоженного района и даже цены на квартиры в Мончегории сразу поднялись на 30%.

15 стр., 7456 слов

Жилищное строительство в городе. Современные методы финансирования ...

... основу жилищного строительства выявить проблемы жилищного строительства в городе изучить источники и методы финансирования жилищного строительства предложить мероприятия по совершенствованию механизмов жилищного строительства. Объектом данной работы является жилищное строительство, а предметом - изучение современных методов финансирования и кредитования жилищного строительства. ...

Программа «Микрорайон» будет продолжена в следующем году. По примеру м-на Мончегорский планируется организовать проведение работ по комплексному благоустройству территорий еще восьми микрорайонов.

В целях обеспечения качественного энергоснабжения жилого фонда города Нижнего Новгорода в отопительном сезоне 2006-2007 года разработана целевая городская программа по проведению капитального ремонта вводов систем инженерной инфраструктуры отопления, горячего и холодного водоснабжения в жилые дома города Нижнего Новгорода с применением современных материалов и технологий в рамках которой, заключены 4 муниципальных контракта на общую сумму 110 млн. руб. заменено 296 вводов в жилых домах.

Пуск всех котельных города в 2006 году произведен в период с 6 по 13 октября.

В рамках реализации положений жилищного кодекса РФ проведена большая работа по выбору способа управления жилыми домами. Разработан пакет методических рекомендаций, ряд нормативных актов, подготовлен блок договорных отношений. По состоянию на 25 сентября эта работа завершена на 95%. 5444 дома выбрали управляющие организации; 1510 домов выбрали непосредственное управление.

Тарифная политика в городе в 2006 году формировалась в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по тарифам РФ, для граждан города были установлены предельные индексы платы за жилое помещение на 23,2% и платы за коммунальные услуги также на 23,2%. Рост размера платы для граждан на услуги теплоснабжения независимо от источника теплоснабжения не превысил 14,7%. Одновременно с этим проводилась профилактическая работа, по взысканию задолженности за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Сумма возмещения за жилищнокоммунальные услуги по решению суда составила более 7 млн. руб. Сегодня уровень платежей граждан за ЖКУ составил в среднем 97,3 %.

2.2. Департамент жилья и инженерной инфраструктуры

г. Нижний Новгород

Департамент жилья и инженерной инфраструктуры расположен по адресу 603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 5, к. 319. Директором департамента является Шуров Дмитрий Юрьевич.

Основные направления деятельности департамента:

  • организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства;
  • обеспечивает коммунальное обслуживание населения;
  • организует работы по благоустройству города,
  • выполняет функции единого координационного, научнометодического центра по эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства города.

Департамент жилья и инженерной инфраструктуры (далее департамент) является самостоятельным структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода имеет печать со своим наименованием, штампы и бланки, может иметь свой счет в банке.

Правовую основу деятельности департамента составляют Конституция Российской Федерации, федеральное и областное законодательства, правовые акты органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода, а также настоящее Положение.

Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода, районными администрациями города, городской Думой, администрацией Нижегородской области и областным Законодательным Собранием.

Основные задачи департамента:

  • разработка концепций и стратегии развития жилищного хозяйства и инженерной инфраструктуры города, их реализация на основе общегородских целевых программ;
  • формирование приоритетов развития жилищно-коммунального хозяйства на основе потребностей населения города и повышения уровня доходности комплекса;
  • общее руководство и координация деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства по обеспечению эффективного, устойчивого и безопасного функционирования жилищного комплекса и систем жизнеобеспечения, объектов внешнего благоустройства и озеленения города;
  • организация и контроль за реализацией планов и целевых программ, участие в реализации федеральных и областных программ;
  • формирование и осуществление экономической, научно-технической, инвестиционной, тарифной и социальной политики в области жилищнокоммунального хозяйства,
  • участие в формировании городского заказа на жилищнокоммунальные услуги,

— участие в разработке правовых актов, в том числе актов органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода, определяющих порядок функционирования систем жизнеобеспечения города независимо от форм собственности, а также их взаимодействия.

  • взаимодействие с инвестиционными, финансовыми и другими организациями, в целях обеспечения эффективного функционирования и развития жилищного фонда и инженерной инфраструктуры города.

— обеспечение выполнения основных приоритетов и показателей эффективной деятельности по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, нежилых помещений, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, санитарной очистке и утилизации отходов.

Основные функции департамента:

  • участие в разработке и корректировке генерального плана развития города Нижнего Новгорода,
  • составление концепции развития жилищно-коммунального хозяйства города,
  • анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в городе и формирование приоритетного ряда проблем развития жилищнокоммунального хозяйства.
  • подготовка для принятия главой администрации города правовых актов по жилищно-коммунальному хозяйству.
  • определение потребности в капитальных вложениях на развитие жилищно-коммунального хозяйства города, осуществление контроля за их использованием,
  • планирование бюджетных ассигнований на капитальный ремонт и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.
  • организация аукционов и конкурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • разработка перечня приоритетных объектов инженерной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых должно осуществляться за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников,
  • разработка целевых программ по подготовке объектов теплоэнергетического комплекса, социально-бытового и жилищнокоммунального назначения к работе в зимних условиях, осуществление контроля за их реализацией,

— координация деятельности жилищно-эксплуатационных служб и муниципальных унитарных предприятий по проведению проектных, строительно-монтажных работ на объектах инженерной инфраструктуры, по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, лифтового оборудования, систем дымоудаления,

  • осуществление контроля за санитарным содержанием городских территорий, состоянием уличного освещения, озеленения площадей, парков, скверов, производством земляных и инженерно-коммуникационных работ,
  • осуществление контроля за сохранностью и соблюдением правил пользования жилищным фондом и его придомовыми территориями,
  • организация работы с кадрами подведомственных организаций, принятие мер по повышению их квалификации,
  • организация приема граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб.

Принятие соответствующих решений,

  • привлечение в установленном порядке на договорной основе для разработки вопросов, входящих в компетенцию департамента, научноисследовательских организаций, а также отдельных ученых и специалистов,
  • проведение совещаний по вопросам, входящим в компетенцию департамента, с привлечением необходимых специалистов,
  • осуществление контроля за деятельностью городских и районных служб жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Структура и штаты департамента.

Структура, штатное расписание, численность работников департамента и фонд оплаты труда утверждается главой администрации города Нижнего Новгорода. (см приложение 5)

Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации города. Директор департамента непосредственно подчиняется заместителю главы администрации города, управляющему городским хозяйством.

Полномочия директора департамента заключаются в следуещем:

  • осуществляет руководство деятельностью департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент задач и функций,
  • принимает на работу и увольняет работников департамента в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе. Принимает решения по их поощрению и наложению на них дисциплинарных взысканий,
  • издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, подлежащие обязательному исполнению работниками департамента,
  • утверждает Положения о подразделениях департамента,
  • вносит в установленном порядке на подпись главе администрации города проекты постановлений и распоряжений, визирует тексты перед их подписанием,
  • запрашивает у государственных и иных органов, учреждений и организаций, должностных лиц необходимые для осуществления деятельности информацию, документы и материалы,
  • координирует в установленном порядке жилищно-коммунальные службы районов города,
  • участвует в совещаниях и иных мероприятиях, проводимых главой администрации города,
  • осуществляет иные полномочия, вытекающие из функций департамента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения;
  • муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства — общественным характером использования результатов деятельности;
  • выделяют следующие элементы муниципального хозяйства:
  • <li-муниципальные предприятия;

    <li-иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

    <li-органы местного самоуправления; — выделяют следующие модели управления муниципального хозяйства:

  • Коммунальная модель муниципального хозяйства,
  • Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства,
  • Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства4

На примере развития жилищно-коммунального хозяйства города Нижнего Новгорода видно, что государство пытается отойти от старой модели хозяйствования и привлечь в отрасль так необходимые ей инвестиции. В настоящий момент рынок коммунальных услуг находится лишь на первых этапах зарождения. Вместе с тем необходимо отметить положительную динамику отрасли в той ее части, которая касается нормативно-правовой базы. Для стабильного экономического развития, прежде всего, необходима полноценная законодательная основа.

На примере города Нижнего Новгорода мы наблюдаем изменения схемы управления коммунальным хозяйством и переход от административно-командной системы управления к рыночным механизмам. От связки: коммунальный отдел администрации района – Дирекция единого заказчика – ЖЭК, мы переходим к трансформационной формуле: Администрация – Домоуправляющая компания – частные подрядные организации.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства необходимо совершенствовать через управление жилищным фондом путем:

  • целевого и рационального использования жилищного фонда для удовлетворения потребностей собственников жилья и граждан, проживающих в нем на иных основаниях;
  • обеспечения необходимого качества среды проживания через организацию работ по обслуживанию, ремонту и реновации зданий и строений, а также предоставления коммунальных и иных услуг;
  • финансового обеспечения содержания объектов недвижимости через определение источников и размеров финансирования, обеспечение сбора денежных средств, а также путем планирования и контроля использования финансовых ресурсов.

Должны быть созданы механизмы, которые обеспечат профессиональное конкурентное управление жилищным фондом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

3.Конституция Российской Федерации. Комментарий. Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., “Юридическая литература”, 2004.

4.Комментарий к Конституции Российской Федерации. Председатель редакционной коллегии Л.А.Окуньков. М., “БЕК”, 2004.

5.Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.-Л., Госиздат, 1928.

6.Местное самоуправление в России. Сборник материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005.

7.Основы нормативно-правового регулирования местного самоуправления. Под общей редакцией А.Г.Воронина. М., 2005.

8. Основные результаты работы строительного комплекса и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации в 2002 г.// Экономика строительства. — 2003. — N 2.

9. Соколовский В.А. Становление муниципального хозяйства и территориального сомоуправления в России // Куда идет Россия?… Социальная трансформация постсоветского пространства. Вып.3. М., 2004.

10.Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., “Юрист”, 2004.

11.Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб.: ”ДваТрИ”,2006.

12.Широков А.Н., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России. СПб, “Вести”, 2005.

13.Широков А.Н. Рекомендации по формированию структуры органов местного самоуправления. “Городское управление”, 2005, № 2.

14.Широков А.Н. Законодательное регулирование в сфере местного самоуправления. “Городское управление”, 2006, № 2.