- экономический российский социальный
- Тема курсовой работы имеет свою актуальность, поскольку характер и направленность экономического развития национального хозяйства являются предметом пристального внимания экономистов и политиков: от того, какие динамические процессы протекают в экономическом развитии, какие при этом наблюдаются воспроизводственные и структурные изменения в хозяйственной системе зависят состояние и перспективы экономической жизни страны.
- Экономическое развитие России на современном этапе сопровождается неэффективным государственным управлением, коррупцией, бюрократизмом, недоверием граждан к бизнесу и власти. Страна еще не преодолела глубочайший кризис, поразивший ее хозяйственную систему: многие базисные функции общества утрачены, продолжается старение основных фондов, возникают массовые техногенные катастрофы, снижаются профессиональные качества человеческого капитала, крайне низкими остаются доходы населения. Много негативных явлений и в экологической среде обитания человека. Россия сталкивается с вызовами и угрозами национальной безопасности и экономической политике. И для того, чтобы справиться с этими проблемами, нужна адекватная стратегия устойчивого экономического развития национального хозяйства.
К сожалению, ее у России пока нет.
- Проводимая российским государством экономическая политика не отвечает на вопрос о том, как же следует развивать национальное хозяйство, становясь не столько фактором упорядочения экономических процессов, сколько причиной ухудшения экономического положения. Смена условий требует смены подходов, обостряя проблему соотношения стратегии экономического развития национального хозяйства и текущей экономической политики государства, актуализируя вопрос о концептуальных приоритетах, на которые следует ориентироваться при обосновании путей дальнейшего развития. Должна быть выявлена достоверная картина реального состояния национального хозяйства на фоне происходящих динамичных перемен, что неизбежно подразумевает изучение макроэкономических тенденций, отражающих итоговые результаты хозяйственной деятельности и ее влияния на другие стороны жизни общества.
- Цель курсовой работы — рассмотреть модель экономического развития России, ее проблемы и пути совершенствования.
- Задачи курсовой работы:
- — раскрыть понятия «экономическая модель», дать характеристику современным моделям социально-экономических процессов;
- — рассмотреть методологические подходы современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов;
- — рассмотреть основные проблемы в обеспечении устойчивого экономического роста развития российской экономики;
- — определить основные возможности России по смене одели экономического развития.
9 стр., 4197 слов
Развитие в России рынка услуг по подбору персонала
... работы является рассмотрение следующих вопросов: формирование и развитие в России рынка услуг по подбору персонала, а также кадровые службы организаций современной России. 1. Формирование и развитие в России рынка услуг по подбору персонала Современная рыночная инфраструктура в условиях постоянно изменяющегося рынка труда трансформировалась и ...
- Структура курсовой работы: введение, три главы (основная часть), заключение, библиографический список.
- 1. Современные модели социально-экономических процессов, как выражения их специфики
- Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами. Отображение экономического явления в определенной экономической модели основывается на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.
- Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее национальная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает: [8, с.3-10]
- — пространственно определенную и национально специфическую организацию экономической жизни;
- — экономический потенциал страны;
- — национальный рынок, место страны в мировой экономике;
- — специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и снижение трудоемкости изделий);
- — воздействие экспорта и импорта на экономический рост;
- — повышение доли сбережений по мере роста доходов;
- — создание национального экономического порядка;
- — степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосударствления);
- — традиции и национальную психологию, объясняющие поведенческие реакции членов общества.
- Перечисленные элементы необходимы для возведения экономической модели той или иной страны. Многие исследователи полагают, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с социумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сформировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.
- Перечислим и дадим характеристику современным моделям социально-экономических процессов. [7, с.45-47]
- Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации — массовую ориентацию на достижение личного успеха.
- Политика правительства США в области занятости направлена на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней мобильностью, а не на формирование законодательной базы, ограничивающей увольнения. Это объясняется в основном быстрым ростом сектора малых предприятий, создающих новые рабочие места. Законодательство США защищает работников от дискриминации. Об увольнении или необходимости переподготовки работники извещаются за 60 дней, причем закон не требует предварительных консультаций с профсоюзами. В правовом регулировании трудовых отношений суд исходит из признания банкротства периодом экстремальной ситуации, а также из того, что является высшей целесообразностью в этой ситуации: расторжение трудового договора, ликвидация самой организации, попытка сохранения производственной деятельности организации-должника. Законодательством предусмотрены процедуры выплат работникам, увольняемым из организации-должника.
- Джордж Буш сменил практически весь экономический блок своей администрации. Спустя два года после своего избрания он всерьез занялся модернизацией экономической модели США. Доллар — главная резервная валюта планеты, поэтому весь мир с тревогой наблюдает, что происходит в Америке. Если президент и его новые советники сделают ставку на американский экспорт, им неизбежно придется ослабить курс национальной валюты. От того, как поведет себя доллар, напрямую зависит экономический баланс мира. Учитывая войну в Ираке, претензии США на полный контроль за нефтеносным Ближним Востоком, интрига становится более запутанной. Мало хороших новостей и из сектора высоких технологий. Так, компания Gateway, третий по объемам производитель компьютеров в США, в 2002 г. отказалась оплачивать своим сотрудникам, рождественские каникулы; о своем банкротстве объявила вторая по величине авиа-компания — United Airlines.
- Слабые показатели демонстрирует розничная торговля — главный двигатель американской экономики. В ноябре 2015 г. безработица охватила 6% активного населения — это самый высокий уровень за последнее десятилетие.
- Экономическую модель США сильно деформировала война в Ираке, изменившая характер распределения рисков: не частный капитал, а именно государство, призванное представлять публичные интересы, станет наиболее активным агентом в рыночных операциях. Активные военно-политические интервенции потребуют увеличения федеральных расходов, а, следовательно, увеличения налогового бремени и более активного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Противоречивость такой позиции отражает колебания внутри политической элиты.
- Благодаря мудрой исследовательской стратегии, своевременным и плодотворным реформам, проведенным Л. Эрхардом, современная Германия по величине ВВП является лидером среди стран ЕС и занимает одно из ведущих мест в мире. Для германской модели характерна рыночная экономика с высокой долей свободы выбора предпринимательской деятельности, профессии, распоряжения частным имуществом (включая средства производства), стиля потребления и т.д.
- Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида изделий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей ГДР от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в информационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация дорогостоящей системы социального обеспечения и народного образования, отступление государства из многих областей частной экономики, сокращение бюрократического аппарата.
- Необходимо найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей.
- В экономическом плане Германия является классическим государством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту товаров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков. Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и средние фирмы, которых насчитывается около 3 млн.
- После объединения Восточной и Западной Германии пришлось уравнять их системы социального обеспечения. Огромное количество восточных немцев (до 20%) осталось без работы, а значит, без средств к существованию; пособия по безработице едва хватает на самое необходимое. Часто можно слышать мнение, что ФРГ взвалила на себя груз объединения, не просчитав многих последствий этого процесса. В последнее время благодаря усилиям федерального правительства безработица уменьшилась на 11-12%.
- Социальная политика основана на предоставлении всем формам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей устойчивого развития. Особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. На одной из встреч министров финансов стран ЕС было решено, что Германия и другие страны должны увеличить экспорт в страны Азии, Америки, чтобы обеспечивать появление новых рабочих мест, выполнять требования профсоюзов об открытости вопросов зарплаты. Принятый во Франкфурте европейский пакт устойчивости европейских национальных валют должен способствовать стабилизации в экономике и уменьшению социальных проблем. Но при этом рекомендовано учитывать следующее:
- 1) в области занятости нельзя руководствоваться только конъюнктурой рынка;
- 2) стоимость работы не должна быть слишком высокой.
- Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. В конце 60-х гг. в экономической модели Швеции стало наблюдаться успешное сочетание экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. На протяжении многих десятилетий в Швеции использовалась централизованная система переговоров мощных организаций профсоюзов и предпринимателей о заключении коллективных договоров в области заработной платы.
- Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде -всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
- Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий:
- — в политической сфере — высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и политическими партиями на основе взаимного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
- — в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и создания инновационного климата;
- — в социальной сфере — возрастание значения человеческого фактора — высококвалифицированного и творческого труда, социальной направленности государства и экономической стабильности общества.
- Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
- Главный фактор данной модели — сохранение основных средств производства в частном владении. Доля государственных расходов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели.
- Шведская модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции.
- Особенность экономической модели Франции — высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реализации двух масштабных программ приватизации (1986-1988 и 1993-1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.
- После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельности государства. Однако проведение правительством реконструкции и оздоровления государственных предприятий только усилило позиции государства в экономике.
- В 1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел отказ от универсальных для всех компаний моделей разгосударствления; государство взяло на себя реструктуризацию приватизируемого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционерного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами.
- Государственные предприятия Франции традиционно разделяются на две группы: административные учреждения и акционерные компании. Статус административного учреждения (государственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом деятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права.
- Таковыми являются предприятия, выполняющие функции общественной службы и, как правило, являющиеся монополиями: в отрасли транспорта — Национальное общество французских железных дорог, Автономная компания парижского транспорта, Эр Франс; в отрасли энергетики — Электрисите де Франс, Гас де Франс, Национальная компания Роны, Генеральная компания ядерных веществ; в области связи — Генеральная дирекция почты и связи.
- Государственное предприятие может быть также юридическим лицом частного права и иметь статус акционерной компании (промышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки и др.).
11 стр., 5229 слов
Социальная защита населения: экономические и гуманитарные критерии
... государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: ...
11 стр., 5282 словОсобенности развития экономического роста в России
... и выявить природу экономического роста ; 2. Изложить как можно более подробно материал о моделях экономического роста ; 3. Рассмотреть особенности развития экономического роста в России. В данной работе мы ... типе развития экономики 2.2 Производственная функция Производственная функция Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая ...
5 стр., 2392 словОсобенности корпоративной модели социального государства
... выявить основные особенности корпоративной модели и сравнить эту модель с другими моделями социального государства. Глава 1. Основные особенности корпоративной модели социального государства Консервативная модель имеет несколько ... Глава 2. Корпоративная модель социального государства в Германии Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, ...
13 стр., 6312 словЭкономический рост и структурные сдвиги в экономике
... структурные сдвиги происходят в России для развития экономического роста и ослабления сырьевой зависимости; увеличение роли государства в хозяйственной жизни. Возможные решения проблем экономического развития в России. экономический рост структурный экономика Глава 1. Определение экономического роста 1. Экономический рост 1.1 Определение и измерение экономического роста Если экономика ...
В этом случае большая часть капитала компании должна принадлежать либо государству, либо другому государственному предприятию. Государственными считаются также предприятия, в правлениях которых государство имеет большинство голосов, не обладая при этом большинством в капитале, что позволяет ему контролировать управление. Правительство, местные власти в ряде районов страны предоставляют компаниям значительные средства из специальных фондов финансирования программ профессионального обучения и подготовки кадров. Важной целью структурной политики стало содействие внедрению на малых и средних предприятиях новейших научных и технологических разработок.
- Основная роль в осуществлении этого курса принадлежит Национальному агентству по внедрению изобретений «АНВАР». Оно было организовано в 1970 г. с целью популяризации и распространения технологических разработок в области промышленного производства и сначала выполняло лишь функции обычной консалтинговой и посреднической фирмы при правительстве и министерстве исследований и технологии.
- Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработкой страхования рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспортной продукции.
- Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критериев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет считаются среднесрочными, а свыше четырех лет — долгосрочными.
- Пример Франции демонстрирует высокую степень политического воздействия на реализацию отдельных элементов политики дерегулирования (например, приватизации), непосредственно связанных с циклической сменой правящих коалиций левых и правых сил. Большую долю социальной ответственности при проведении реструктурирования принимает на себя деловая среда Франции. Процедуру высвобождения рабочей силы здесь жестко регулирует закон о коллективных увольнениях.
- Суть этого документа — оказание помощи служащим в поиске новых рабочих мест. О сокращении работодатель обязан проинформировать как представителей трудового коллектива и профсоюзов, так и органы власти и государственного управления, обсудив в ходе переговоров и консультаций социальные вопросы. Если компания вступила в стадию банкротства, то процедура увольнения, как правило, упрощена.
- Экономическая политика Франции ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занятости населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной заработной платы. Несмотря на возрастание экономической напряженности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на решение двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики социальной ответственности, что в итоге приводит к общественному согласию.
- Одним из важнейших событий мировой экономики последней четверти XX в. стали беспрецедентные успехи Китая. Сотрудники института экономического анализа сформулировали нескольких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:
- гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран. [12, с.133-141]
- Исследования показывают, что такой закономерности не существует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики;
- гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обусловлено низкой долей промышленности и высокой долей сельского хозяйства.
- Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в современной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией;
- гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ.
- Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения;
- гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского национального характера: трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.
- Однако в условиях той же ментальности в течение первых трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста китайской экономики, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад;
- гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования.
- В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Государство активно участвовало в каждом из основных направлений экономической политики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика).
16 стр., 7864 слов
Взаимосвязь темпов прироста населения и экономического развития ...
... политиков и общественности. Для экономики наибольший интерес представляет изучение взаимосвязи темпов роста населения и экономического развития. Цель курсовой работы: провести анализ связи между ростом населения и экономическим развитием. ... темпа прироста населения означает «естественную убыль», как результат превышения смертности над рождаемостью. В 2010г. естественная убыль характерна для России, ...
Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ.
- Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы не только не уменьшились, но и существенно возросли — с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы в Китае сократился почти вдвое — с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении повысилась с 42,3% (1978 г.) до 53% (1997 г.), что способствовало ускорению экономического развития. Либерализация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г.
- В России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму — импортные пошлины по отношению к общему объему импорта возросли с 0,7% (1992 г.) до 5,3% (1997 г.).
3 стр., 1372 слов
Перспективы развития экономического анализа
... этапе и соответствует степени осознания объективных законов развития природы и общества. Экономический анализ ... анализ экономики, анализ хозяйственной деятельности и ее конечных результатов (во всех отраслях, во всех проявлениях) — область исключительно экономического анализа (в широком и узкопрофессиональном смысле). Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа; ...
[10, с.8-9]
- Одна из значительных причин успеха китайской модели заключается и в том, что Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. были весьма умеренными (8,3%) — в отличие от России, где они оказались почти в 12 раз выше. Денежно-кредитную политику китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанно, благодаря чему среднегодовые темпы инфляции составили немногим более 10%.
- Основная причина ускоренного развития Китая — характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в Китае проводились либеральные экономические реформы, причем степень их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской экономики.
- Таким образом, современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, сложились следующие модели современного рыночного хозяйства: социально-ориентированное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика.
- При первой модели государственные программы направлены на защиту интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах (Германия).
- При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).
- Корпоративная экономика предполагает направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).
- Российская экономика исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что отчасти обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ, хотя Китаю этот же фактор не помешал войти в рыночную экономику.
- 2. Методологические подходы современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов
- Несмотря на достаточно быстрый рост ВВП и ускоренное увеличение среднедушевых доходов населения, в настоящее время наблюдается ряд негативных тенденций, которые, свидетельствуют о том, что российская модель развития с опорой в основном на сырьевой экспорт себя исчерпала и экономика нуждается в капитальном ремонте.
- Приведем ряд основных макроэкономических показателей, которые характеризуют предварительные итоги развития страны в течение 2016 года. Инфляция в России в течение 2016 года составила 0,6-0,8%.
- Рост инвестиций в российскую экономику, во втором квартале составил 21,1%, что существенно выше аналогичного показателя прошлого года — 5,7%.
- Также во втором квартале введено жилья на 9,5 миллионов квадратных метров, или на 51% больше уровня первого квартала 2015 года. Рост реальных доходов населения составил 13% против 7% во втором квартале 2015 года, при этом реальная заработная плата без учета инфляции увеличилась на 18,4%. Столь быстрое увеличение доходов населения не может не тревожить, так как производительность труда растет в 2,5 раза медленнее зарплат, что увеличивает инфляцию и замедляет экономический рост.
- Кроме того, существуют опасения по поводу растущего дефицита Пенсионного фонда, который в 2021 году может составить 0,6% ВВП, а в дальнейшем вырасти до 2%. Это серьезный источник дестабилизации финансовой системы страны. [15, с.14-26]
- Современная Россия находится в состоянии трудного поиска собственной модели экономического развития. По утверждению многих отечественных экономистов-теоретиков и практиков, выбор варианта экономического регулирования определяется наличием многообразных ресурсов; формированием новых методов хозяйствования, эффективных для привлечения инвестиций; оптимальным использованием традиционно сложившейся хозяйственной культуры; менталитетом.
- Экономика России последних лет находится в некотором равновесном состоянии, однако в отличие от классического конкурентного равновесия это равновесие явно неэффективно: ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не используются оптимально. Имеет место хронический дефицит оборотных средств. Экономисты указывают на то, что такие равновесия можно описать в рамках современной экономической теории, если предположить, что существует систематическая разница покупных и продажных цен на товары. Причина возникновения такой разницы цен конкретно в России — это сохранившаяся номенклатурная форма распределения ресурсов (особенно в бюджетных организациях), крайне нерациональные для развития хозяйственного механизма налоги, рэкет, коррупция чиновников и менеджеров предприятий, излишне жесткая кредитная политика, неопределенность цен.
- В экономических публикациях российских экономистов часто упоминается успех послевоенного перехода Германии от экономики централизованного планирования, существовавшего в течение более 15 лет, к социально-ориентированной рыночной экономике. Подобный переход был шоковым и для Германии, однако здесь вначале были созданы надежные правовые рамки для функционирования рынка и только потом постепенно произошла его либерализация. В России выбор осуществлялся жестко между командно-административным и либерально-рыночным типом организации экономики.
- В результате исследовательской деятельности российских ученых четко разграничилось несколько методов оздоровления российских социально-экономических процессов: с одной стороны, методы фундаментальной неоклассики с ее математическим аппаратом, позволяющим достичь предельной строгости и непротиворечивости; с другой стороны, методы отпочковавшихся неоинституциональных течений в сочетании с традиционным институционализмом и неокейнсианством, не претендующими на абсолютную точность, но более реалистичными. Идентифицируя методологические принципы каждого из подходов, необходимо определить, насколько они применимы к российским реалиям (учитывая особенности этноса и менталитета).
2 стр., 772 слов
Перспективы развития государственных корпораций в Российской Федерации
... 5. Урманчеев Э. М. "Государственные корпорации в современной российской экономике", журнал "Сегодня и завтра российской экономики", №17, июль, 2008г. – 0,5 п.л. 6. Инновационное развитие - основа модерни- зации экономики России: нац. докл. М., 2008. 7.Симачев ...
- Спор между сторонниками экспортно-ориентированной и импортно-замещаемой моделей развития получает новое измерение в свете успеха китайской модели и поражений других моделей — Индии, стран Латинской Америки.
- Смена механизмов и типов общего равновесия, которая происходит в экономике, вызывает к жизни правовую экономику как особую дисциплину научных знаний, повышает значение трудовой этики, общей культуры населения, нравственных устоев общества.
- Более конкретные параметры российской экономической модели сформулировал один из ведущих российских ученых, академик РАН Д. Львов. Основные надежды он возлагает на наукоемкие, высокие российские технологии которые на мировом рынке за последнее десятилетие снизились в восемь раз.
- По мнению Львова, в результате «шоковой терапии» в экономике возникли две социальные структуры: 15% населения аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты; 85% населения имеет лишь 8% доходов от собственности и 15% всех сбережений. [8, с.3-10]
- К сожалению, российская экономическая модель идет вразрез со сложившейся мировой тенденцией: уровень заработной платы в России ниже в 10 раз и более; такой высокой эксплуатации наемного труда нет ни в одной стране мира с развитой экономикой; цены на услуги и товары приблизились к мировым, а во многих случаях уже превысили их. Таким образом, провалы в проведении экономических реформ, как и раньше, покрываются за счет не только продажи нефти и газа, но и снижения жизненного уровня основной массы населения. По утверждению многих отечественных экономистов, ликвидация диспропорций в оплате труда возможна за счет природно-ресурсного потенциала России. Учитывая сырьевую структуру нашей экономики, так называемая нераспределенная чистая прибыль должна на 5% формироваться за счет труда, на 20% — за счет основного капитала и на 75% — за счет природной ренты. В реальности же главная составляющая налоговых поступлений страны — фонд оплаты труда. Но заработная плата в России одна из самых низких в мире. Отсюда парадокс: наиболее угнетенный фактор экономики якобы создает основную часть дохода России. На самом деле это результат искаженных пропорций между первичными факторами производства, следствием чего является неоправданно высокая нагрузка на бизнес и население. В ведущих странах мира интеллектуальная рента уже превратилась в фундаментальный источник социально-экономического развития. Россия за последнее десятилетие снизила и без того низкую долю в мировом наукоемком секторе в 8 раз; отставание от США увеличилось почти в 40 раз.
- На мировых рынках резко снизилась конкурентоспособность отечественной наукоемкой продукции. Науке необходимы налоговые льготы, прямые целевые дотации, законодательные акты по охране авторских прав и обеспечению соответствующих авторских вознаграждений, по расширению прав авторов открытий и изобретений на интеллектуальную собственность.
- Сырьевая ориентация промышленности и экспорта является одним из главных недостатков современной модели экономического развития России. В то же время с позиций региональной экономики именно сырьевые отрасли промышленности в сочетании с необходимой для их функционирования транспортной, энергетической и социальной инфраструктурой более предпочтительны и более реальны для создания новых центров и точек экономического роста.
Регионами, безусловно, будет поддерживаться идея формирования подобных центров и на другой основе, в частности путем развития перерабатывающих секторов экономики или организации межрегиональных промышленно-технологических комплексов (кластеров).
Однако отсутствие нормативно-правовой базы и инвестиционных механизмов для их создания и развития, а также неопределенность продукции, которая через 15-20 лет сможет компенсировать выбывающие сырьевые доходы и поддерживать высокие темпы экономического роста, сдерживают реальные действия региональных властей, оставляющих такие проекты на более отдаленное будущее. Обоснование данной позиции вытекает из различного состояния региональной и общегосударственной экономики.
Финансовые резервы государства превышают годовой объем расходов федерального бюджета. Принимаются меры по «стерилизации излишней денежной массы». Но в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) России на долю сырьевых отраслей приходится около 20-25 %, что считается признаком отсталой экономики и даже одной из причин «голландской болезни».
На региональном уровне почти 80 % субъектов Российской Федерации являются дотационными и испытывают хронический недостаток финансовых средств для решения текущих задач жизнеобеспечения, не говоря уже о программах экономического развития. В структуре валового регионального продукта (ВРП) на сырьевые отрасли (топливную, металлургическую, строительных материалов и др.) приходится около 15 % добавленной стоимости, в том числе на добычу полезных ископаемых — 10 %. Иными словами, региональная экономика не испытывает чрезмерного давления сырьевых отраслей. К тому же показателен опыт большинства регионов-доноров, успехи которых обусловлены в основном высокоразвитой сырьевой промышленностью. Различия в структуре ВВП и ВРП обусловлены тем, что около 14-15 % ВВП не учитываются в добавленной стоимости регионов, так как обусловлены доходами от внешнеторговых и иных зарубежных операций (прежде всего таможенными пошлинами на вывозимую продукцию).
Таким образом, в силу специфики учета производимой добавленной стоимости и централизации преобладающей части сырьевых доходов уровень зависимости экономики от сырьевого фактора на федеральном уровне значительно выше, чем на региональном. Однако государство располагает значительно большими возможностями для структурного маневра в экономике, чем отдельно взятый регион. Поэтому определение и реализация федеральной экономической и промышленной политики и входят в прерогативу государства. Осуществление же принятых решений возможно путем совместных действий федеральных органов власти, бизнеса и региональных органов власти. Многие, особенно северные, регионы могут развиваться только за счет добычи природных ресурсов. Причем, чтобы достичь уровня финансовой самодостаточности, т.е. иметь бюджетную обеспеченность региона собственными доходами на среднероссийском уровне, объем производимой продукции должен достичь лучших мировых показателей: в частности, по добыче углеводородного сырья — более 50 т у.т. на душу населения в год (в Норвегии — 48 т; в Саудовской Аравии — 25 т; в ОАЭ — 169 т; в Кувейте — 106 т; в Ненецком АО — 160 т; в Ямало-Ненецком АО — 1162 т; в Ханты-Мансийском АО — 180 т.).
В сырьевой экономике за предыдущее десятилетие сформировалась достаточно устойчивая нормативно-правовая база, сложился инвестиционный механизм, определились рынки сырья и продуктов его переработки. Это повышает привлекательность сырьевых проектов для бизнеса и региональных органов власти. Однако новые сырьевые проекты ухудшают структуру экономики. В то же время они необходимы регионам для решения проблемы занятости населения, расширения налогооблагаемой базы, развития транспортной инфраструктуры и социальной сферы.
По соотношению в производимом ВРП промышленных и непромышленных секторов экономики регионы России резко различаются. В основном это обусловлено масштабами присутствия сырьевых отраслей, развитие которых и объемы приходящейся на них добавленной стоимости связаны с имеющимся природно-ресурсным потенциалом. Сопоставление изученной части природных ресурсов и структуры промышленности в региональном разрезе позволяет считать, что в основных структурных параметрах и пропорциях сырьевой сектор региональной экономики соответствует природным возможностям России и определяет основные центры текущего и будущего экономического роста. В частности, на общероссийском уровне в качестве крупнейшего генератора ВВП и ВРП выступают нефтегазодобывающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Большие площади, вовлеченные в сферу нефтяных и газовых разработок, а также несравненно более высокая роль нефти и газа в производстве ВРП, чем всех остальных видов природных ресурсов, предопределяют «материковый» характер зон их экономического влияния, в отличие от «островных» или «точечных» эффектов, связанных с добычей и переработкой других полезных ископаемых. Нефтяная и газовая промышленность лежит в основе экономики 16 регионов Западной Сибири, Поволжья и Европейского Севера, сливающихся в одну крупную мегазону, в общих чертах совпадающую с контурами вовлеченных в промышленное освоение нефтегазоносных провинций. Кроме того, за счет переработки нефти, осуществляемой за пределами данной территории, формируются обособленные промышленные узлы, оказывающие существенное влияние на социально- экономическое развитие некоторых субъектов Федерации (Омская, Рязанская, Ленинградская, Ярославская области, Москва).
Добыча черных, цветных, редких и благородных металлов, алмазов и других полезных ископаемых значительно более рассредоточена по территории страны. По суммарному социально-экономическому значению, особенно для поддержки металлургии, химической промышленности, строительного комплекса, социальной сферы и в решении проблемы занятости она имеет не менее важное, если не большее значение, чем добыча углеводородного сырья.
Горно-рудная промышленность занимает ведущую роль в производстве ВРП в Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Магаданской, Иркутской, Кемеровской, Белгородской, Челябинской областях, Таймырском, Корякском и Чукотском автономных округах. Тем не менее добыча и переработка рудных полезных ископаемых формируют центры и точки экономического роста лишь локального и регионального значения. Это относится и к гиганту цветной металлургии ОАО «Норильский никель», и к крупнейшей компании по добыче алмазов — «АК «АЛРОСА».
Угольная промышленность оказывает существенное влияние на экономику лишь Кемеровской области, Республик Саха (Якутия) и Коми. В других угледобывающих регионах на ее долю приходятся лишь первые проценты в объеме производимой промышленной продукции (Красноярский край, Иркутская и Ростовская области).
Фактическое и будущее состояние экономики большинства регионов России достаточно тесно связано с наличием природных ресурсов (главным образом ресурсов недр, а среди них в первую очередь — ресурсов нефти и газа) и степенью их промышленной освоенности. Резкие различия в экономическом развитии регионов обусловлены главным образом неравномерностью размещения, изученности и вовлеченности в разработку природных ресурсов. Именно природные ресурсы лежат в основе развития промышленности, что особенно наглядно сказывается во всех северных регионах и в ряде регионов Урало-Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Даже в пределах европейского центра и юга России сырьевой фактор сохраняет свое значение для отдельных территорий. При этом системообразующим в экономическом плане может считаться нефтегазовый сектор топливной промышленности. Остальные ресурсные отрасли лишь дополняют его, формируя отдельные центры экономического роста локального, регионального и, в единичных случаях, общегосударственного значения.
В связи с этим выявление и оценка факторов и центров экономического роста должны начинаться с анализа природоресурсного потенциала. Вполне очевидно, что качество долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны будет зависеть от полноты изученности природных ресурсов. Реальное экономическое положение большинства субъектов Российской Федерации определяет их прямую заинтересованность в максимальном использовании сырьевого фактора для достижения финансово самодостаточного уровня. Для того чтобы эта заинтересованность не выражалась в просьбах и требованиях увеличить объемы финансовой поддержки из федерального бюджета за счет сырьевых доходов государства, в качестве первого шага необходимо передать регионам полномочия и ответственность по участкам недр регионального значения как основы для формирования точечных и локальных центров экономического роста.
Сырьевая база для создания крупных региональных, межрегиональных и общегосударственных центров экономического роста должна находиться в распоряжении и под контролем федеральных органов власти.
Сочетание сырьевых и несырьевых факторов экономического развития, объединение их на основе технологических связей и оптимизации текущих и перспективных социально- экономических эффектов представляется центральным звеном экономической и промышленной политики на современном этапе выбора перспективной модели экономического развития страны.
В целом, особенностью современного этапа развития экономики России является формирование стабильного, эффективного рыночного хозяйства.
Наша страна вступила на новую стадию экономического развития — постиндустриальную, которая характеризуется преобладанием сферы услуг, причем грамотно и разумно организованной. Соответственно, в этой ситуации просто необходимо наличие компетентных руководителей, т.е. управленческого звена, способного ежедневно принимать конкретные и, что самое главное, правильные решения.
3. Основные возможности России по смене модели экономического развития
Сегодня отчетливо видны проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту:
1) низкая эффективность государственного управления.
Одним из наиболее серьезных препятствий экономическому росту в России в настоящее время является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социально-экономического развития;
2) отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.
Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и представляет угрозу национальной безопасности России.
Сокращение численности населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала Российской Федерации, и способствует усилению технологической зависимости России от иностранных государств.
В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинских, социальных и образовательных услуг требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи, образовательных стандартов, форм социальной поддержки имеющимся финансовым ресурсам;
3) низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора.
Остается достаточно высокой доля нерыночного сектора в отдельных отраслях экономики, сохраняется непрозрачность деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду;
4) неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях.
Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, связанные с неразвитостью рынков жилья, капитала и транспортной инфраструктуры, снижают эффективность экономических связей между регионами Российской Федерации.
Одной из важных задач является развитие территорий, имеющих геополитическое значение и требующих разработки отдельных программ, учитывающих особенности их территориального и политического положения;
5) низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и участие в международных экономических процессах, место российской экономики в мировых «цепочках» создания добавленной стоимости.
Российская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей;
6) слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.
Необходимо изменить структуру российской экономики и снизить ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы.
Кроме того, структура российской экономики характеризуется низкой долей продукции малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте. Значительная часть малого бизнеса остается «в тени», не регистрируясь и не платя налоги.
Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях — отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне;
7) инфраструктурные ограничения экономического роста.
В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети и энергетики. Принятые за последние годы меры, в том числе по реформированию естественных монополий, не привели к существенному увеличению инвестиций в указанные сектора экономики. Отчасти это связано с отсутствием институциональных условий, обеспечивающих прозрачность их деятельности, а также контроль за эффективным расходованием средств.
С целью решения указанных проблем Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований и стимулирование темпов экономического роста. [13, с.15-28]
Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможности Правительства Российской Федерации для проведения активной экономической политики.
Необходимо достичь высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований.
Следует обеспечить макроэкономическую стабильность, последовательно снижать инфляцию и осуществлять политику сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.
Для стимулирования экономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов и упорядочение налоговых проверок и отчетности.
С целью обеспечения инновационной направленности развития экономики необходимо осуществлять формирование механизмов, способствующих защите прав на интеллектуальную собственность, реализации инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики.
Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты.
В результате НТП достигается устойчивая тенденция повышения эффективности производства и удешевления единицы потребительских свойств продукции, обеспечивающая повышение общественного благосостояния и улучшение качества жизни населения. Благодаря высокой инновационной активности в развитых странах обеспечивается постоянное расширение возможностей хозяйственной деятельности, что позволяет им последовательно наращивать денежное предложение в целях кредитования роста производственного и человеческого потенциала без ощутимых инфляционных последствий.
Многие технологические сдвиги, характерные для современной постиндустриальной экономики, не улавливаются традиционными способами измерения процессов технико-экономического развития. Для этого требуется правильное понимание содержания измеряемых процессов, их адекватное агрегирование в наглядных показателях. Это возможно на основе представления современного экономического роста как неравномерного процесса периодического последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств — технологических укладов. В силу закономерностей воспроизводства общественного капитала жизненный цикл технологического уклада в рыночной экономике отражается в специфической форме длинной волны экономической конъюнктуры.
Результаты конкретно-исторических эмпирических исследований выявили становление и смену пяти технологических укладов, включая вступивший в настоящее время в фазу роста информационный технологический уклад. Его ключевым фактором является микроэлектроника и программное обеспечение. В число производств, формирующих ядро этого нового технологического уклада, входят электронные компоненты и устройства, электронно-вычислительная техника, радио- и телекоммуникационное оборудование, лазерное оборудование, услуги по обслуживанию вычислительной техники. Среди основных несущих отраслей пятого технологического уклада следует указать на производство средств автоматизации, телекоммуникации, научное обслуживание и проектирование, финансовые и деловые услуги. Применение информационных технологий революционизировало отрасли социальной сферы — образование, здравоохранение, наука и культура, которые подключились к несущим отраслям пятого технического уклада (ТУ).