Логистическая система учета затрат

законодательства.

Определение затрат на основе видов деятельности требует начисления затрат, связанных с этими широкими категориями, на конкретные задачи и выполненные работы. При этом необходимо оценить затраты по конкурирующим звеньям поставщиков. Для выяснения положения предприятия по отношению к его конкурентам должны быть оценены затраты конкурентов на те же виды деятельности. Это является высшим классом конкурентной разведки. И несмотря на рутинность определения оценок затрат для каждой работы и неточность некоторых из этих оценок, результаты сравнения затрат на выполнение конкретных внутренних задач и функций у предприятия и у его конкурентов, а также определение конкурентоспособности предприятия по сравнению с его главными соперниками делают учет затрат по видам деятельности ценным инструментом стратегического управления. Невзирая на существование определенных проблем, связанных с этим расчетом, руководящий состав каждого предприятия должен попытаться просчитать цепь своего бизнеса.

Учет логистических затрат должен быть интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять отклонения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов распределения.

Анализ практики деятельности предприятий показал, что существующие аналитические методы определения логистических затрат не дают возможности оценить вклад каждой структурной единицы в общую сумму экономии или удорожания. А это особенно важно, когда необходимо не только установить причину возникновения дополнительных затрат, но и выявить место и возможные последствия[19].

1.2. Методика расчета общих затрат в цепи поставок

1.2.1. Управление стоимостью в цепи поставок

Каждое предприятие осуществляет определенные виды деятельности, направленные на производство, сбыт, доставку и обслуживание своей продукции. Пользуясь понятием «цепочка ценностей», можно выделить девять различных видов деятельности предприятия, связанных с созданием стоимости, что позволяет определить и проследить движение затрат для конкретного вида деятельности и потенциальные источники конкурентной дифференциации. Девять направлений создания стоимости включают в себя пять основных видов деятельности и четыре вспомогательных.

Основные виды деятельности предприятия включают в себя:

13 стр., 6287 слов

Организация финансирования деятельности предприятия

... предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, ... коммерческих предприятий, их источники формирования и распределение; 3 организацию финансовой работы и задачи финансовых служб предприятия. Практическая значимость курсовой работы заключается ...

Менеджеры по логистике должны уделять большое внимание плановому управлению основными составляющими процесса логистической деятельности, которые по большей части сводятся к обработке входной информации и сотрудничеству между менеджерами различных функциональных подразделений. Перечислим основные процессы предпринимательской деятельности.

Разработка продукта — все виды деятельности, связанные с определением продукта, необходимыми исследованиями и разработкой новой продукции, которые проводятся в установленные сроки, качественно и пределах приемлемых затрат.

Управление производственно- техническими запасами — все виды деятельности, связанные с определением необходимых уровней запасов сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и их управлением, которые направлены на своевременное обеспечение соответствующих поставок и снижение расходов на содержание сверхнормативных запасов.

Управление заказами — все виды деятельности, относящиеся к получению заказов, их выполнению, своевременной отгрузке товаров и получению оплаты.

Обслуживание потребителей — все виды деятельности, облегчающие потребителям доступ к соответствующим службам предприятия для получения услуг, ответов на запросы и решения возникающих проблем.

Эффективные менеджеры по логистике развивают имеющиеся возможности для управления этими и другими основными процессами предпринимательской деятельности. И наоборот, овладение основными логистическими процессами дает таким предприятиям значительное преимущество в конкурентной борьбе.

Чтобы добиться конкурентного преимущества, менеджер по логистике должен не только рассматривать свою логистическую цепь, но н обращать внимание на логистические цепи своих поставщиков, дистрибьюторов и в конечном итоге своих потребителей. Сотрудничество с партнерами по логистической цели повышает эффективность системы создания потребительской стоимости.

Логистические затраты занимают важное место среди финансово-экономических показателей предприятий. Наличие достоверной информации логистических затрат, четкий порядок их отражения в конечных результатах создают действенные стимулы к эффективной деятельности.

Стратегическое планирование стоимости требует анализа полной логистической цепи предприятия, включающей закупки, производство, распределение н обслуживание покупателей. При решении проблем рационализации логистической деятельности важное значение имеет выявление полезности процессов, операций и функций, составляющих ее содержание, и связанных с этим затрат. Стратегическая система учета логистических затрат на продукцию должна постоянно пересматривать, какие виды деятельности действительно добавляют ценность для потребителя и как осуществлять эти виды деятельности с максимальной эффективностью.

Проведение анализа логистической цепи наиболее актуально для определения положения данного предприятия по сравнению с его конкурентами с точки зрения затрат. Для этого необходимо знать оценки затрат каждого из конкурентов на предоставление своей продукции или услуг определенной группе потребителей или определенному сегменту рынка.

Задача анализа управленческого цикла с точки зрения последующего моделирования процесса управления логистическими затратами состоит в выявлении:

11 стр., 5237 слов

Анализ управления логистическими процессами предприятия Ашан

... коммерческой деятельности предприятия в целом. Целью курсовой работы анализ управления логистическими процессами предприятия Ашан. Предметом исследования выступают модели логистических систем и процессов, использующихся отделом логистики предприятия Ашан. Объектом ... из того, что имеет место две группы затрат: это затраты на хранение запаса и затраты на доставку продукции и совершение заказа, отсюда ...

Система управления системой логистики предприятия представляет собой взаимосвязанную сеть блоков, взаимодействующих друг с другом и определяющих направление развития и поведения системы управления в целом.

Логистические затраты должны включать все, на что покупателю приходится тратить деньги, чтобы полностью извлечь пользу из своей покупки: на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и т.д. Поэтому анализ логистических затрат не будет по- настоящему значимым и надежным средством контроля, пока его результаты не будут сопоставлены с результатами анализа, при котором бизнес предприятия рассматривается со стороны.

Стоимостной анализ определяет необходимость и оправданность каждого элемента затрат и представляет собой нормативный метод, с помощью которого достигается снижение общих затрат и соответственно повышение дополнительной ценности продукта.

Наиболее распространенным методом управления стоимостью является метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) — комплексное исследование функций объекта (товара, процесса, структуры), направленное на оптимизацию качества исполнения функции и затрат на их реализацию. ФСА является финансовым инструментом в стратегическом управлении логистическими затратами, который позволяет снизить себестоимость продукции, повысить уровень ее качества и т.д.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) — способ снижения уровня логистических затрат, так как при этом анализе тщательно изучаются отдельные этапы процесса выполнения заказов потребителей, выясняется возможность их стандартизации и осуществления процесса обслуживания по более дешевым технологиям.

Метод ФСА вносит значительные коррективы в систему анализа логистической деятельности, в техническую и организационную разработку систем обслуживания. Его можно рассматривать как метод фронтального научно обоснованного наступления на дополнительные затраты, приведения их к минимальному уровню при обеспечении определенных характеристик обслуживания потребителей.

Наиболее характерными причинами образования дополнительных затрат вследствие несовершенства системы обслуживания потребителей являются:

Эффективность проведения ФСА тем больше, чем на более ранней стадии процесса обслуживания потребителей находится объект.

Цель анализа логистических затрат — оценка их с позиции рациональности и выявления возможностей их снижения в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование логистических затрат, которое способствует улучшению величин конечных результатов, т.е. росту объема выполняемых заказов.

1.2.2. Методика расчета общих затрат на логистическую деятельность

При определении надлежащего объема логистических затрат нужно исходить из желательного уровня обслуживания клиентов. Именно запросы потребителей должны составлять основу логистической Разделение деятельности предприятия на стратегические этапы и процессы позволяет лучше понять структуру затрат предприятия и определить, каковы главные элементы затрат.

7 стр., 3356 слов

Логистические операции и функции, сущность и классификации

... к ним относится: снабжение, производство и сбыт. Ключевые логистических операций включают: 1. Поддержание стандартов обслуживания потребителя, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции товаров ... работы, выбор форм поставок и т. п. 3. Транспортировка - это совокупность процессов транспортировки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций, ...

В основе разработки логистической системы на предприятии лежит логистический процесс выполнения заказов — совокупность последовательно выполняемых операций. Полный логистический цикл рассматривается от момента заказа потребителем товара до момента его получения (покупки).

Состав и структура логистических затрат определяются объемом и характером логистических операций. Общая сумма логистических затрат слагается из тех расходов, которые производятся различными звеньями логистической цепи, связанными прежде всего логистическими функциями. Под последними следует понимать обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач, и логистических операций, т.е. любых действий, не подлежащих дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента и связанных с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационного, финансового, сервисного потоков (см. также приложение 1).

Каждой логистической операции соответствуют определенные затраты, которые несут конкретные участники логистического процесса. Если звено логистической цепи не входит в структуру фирмы-производителя продукции, то ее затраты выступают как плата партнерам за их логистические услуги, т.е. за перевозку, погрузку-разгрузку, складирование, хранение, экспедирование и т.п. Многообразие логистических операций и функций (по складированию, перевозке, транспортной экспедиции, консалтингу и т.д.) позволяет значительно расширить возможности предприятий по обслуживанию заказов потребителей.

Схема формирования логистических затрат на предприятиях представлена на рис. 3. Данная схема дает наглядное представление о процессе образования и накопления логистических затрат. Пересечения стратегических линий хозяйственной деятельности предприятия и логистических операций представляют центры затрат, анализ которых позволяет выявить резервы повышения эффективности логистической деятельности предприятия.

Рис. 3. Схема формирования логистических затрат

Процесс разработки модели управления логистическими затратами может быть подразделен на следующие этапы:

В качестве ограничений модели могут рассматриваться ограниченные ресурсы и показатели логистической деятельности. Фактически ограничения задаются коридором допустимых значений показателей.

Оптимизацию логистических затрат следует рассматривать как частный случай решения задачи повышения эффективности логистической деятельности. Неверно или неточно определенные целевая функция, ограничения и критерии оптимальности могут нанести существенный ущерб конкурентоспособности предприятия. Затраты на организацию учета и проведение исследовательских работ в верхнем пределе ограничены экономическим эффектом от оптимизации логистических затрат.

Использование данной модели, оперирование ею с учетом специфики отрасли, особенностей организации хозяйственной деятельности на конкретном предприятии позволят в значительной степени обеспечить прирост эффективности логистической деятельности за счет оптимизации совокупных логистических затрат. Управление логистическим процессом на предприятии желательно осуществлять централизованно, закрепив эту функцию за соответствующим отделом, подразделением или службой, наделенным соответствующими полномочиями и ресурсами, адекватными целям и задачам логистической деятельности.

В аналитической форме критерий оптимальности может быть описан следующей системой целевых функций:

при ограничениях:

где: Q ijk — объем логистических услуг по i-той операции j-й функции k-то заказа;

3 tjk — логистические затраты по i-й операции 1-й функции k-го заказа;

K ijk — качество обслуживания i-й операции j-й функции k-го заказа;

  • суммарные ресурсы предприятия;
  • суммарные возможности предприятия по выполнению логистических операций;
  • требования клиентов к качеству обслуживания заказов;
  • р — количество логистических операций;
  • f — количество логистических функций;
  • z — количество обслуживаемых заказов потребителей.

Общие затраты на логистическую деятельность определяются уравнением:

где И ijk — логистические издержки по i-й операции i-й функции k-го заказа.

Переходя к удельным логистическим затратам можно записать:

Качество обслуживания заказов потребителей оценивается:

где т — удельный вес k-ro заказа.

Для определения оптимального варианта затрат на обслуживание заказов потребителей можно применить правило минимакса. Оно заключается в выборе решения, которое ведет к минимальному значению максимально возможных потерь. Составляется таблица, которая дает представление об упущенных прибылях в результате принятия неправильного решения.

1.2.3. Распределение логистических затрат

За основу распределения логистических затрат принимается цепочка поставок, включающая логистические функции от закупок до потребления. Возможно два варианта отнесения затрат:

Система отнесения затрат на заказ определяет затраты по каждому выделенному заказу по мере прохождения им логистического процесса. Заказ является информационной единицей логистических операций, проходящей все стадии логистических трансакций. Технологический процесс выполнения заказа — это совокупность последовательно выполняемых операций.

Центры сосредоточения логистических затрат представляют собой функциональные области логистики.

Затраты на закупку сырья и материалов являются важным центром сосредоточения затрат. Способы переработки сырья должны быть эффективными для крупного оптового потребителя, покупающего и перепродающего готовые товары. Недостаточно купить определенный материал хорошего уровня качества за недорогую цену. Доля затрат на сырье в себестоимости продукции так велика, что его выбор должен определяться дизайном конечного продукта. Производитель по отношению к сырью и комплектующим деталям является каналом сбыта. Сырье должно соответствовать конечному продукту производителя, как и продукт должен соответствовать имеющемуся в распоряжении сырью. Степень их интеграции должна быть такова, чтобы затраты на изготовление и продажу данного товара из данного сырья были наименьшими.

Затраты на производство, т.е. затраты на физическое воздействие на материалы с целью придания им определенной формы, конфигурации и соответствующего внешнего вида, не являются главным центром сосредоточения затрат.

В некоторых отраслях промышленности затраты на складирование и хранение достигают 8% всех затрат, которые оплачивает потребитель. Почти на всех складах затраты труда составляют основную часть затрат на содержание продукции на складе и представляют собой резервы для снижения уровня логистических затрат.

Затраты на сбыт являются большим центром сосредоточения логистических затрат.

Уровень затрат на сбыт продукции гораздо легче уменьшить и проконтролировать, чем производственные затраты, так как на них приходится гораздо меньший объем работ.

Пункты сосредоточения логистических затрат представляют собой отдельные участки в рамках одного центра сосредоточения затрат, которые несут ответственность за всю массу затрат, приходящихся на данный центр, и предполагают два варианта отнесения логистических затрат на заказы:

Количественная оценка видов логистических затрат

1-й этап

2-й этап

3-й этап

Учет логистических затрат по

функциональным областям

Перечень центров возникновения затрат и норм распределения Учет по местам возникновения
Нормы отнесения логистических затрат Учет по заказам

Рис. 4. Модель организация учета логистических затрат

Выделение центров ответственности зависят от структуры предприятия. Организовать документальное оформление и подвергнуть первичному учету все операции на каждом рабочем месте довольно трудно, а в большинстве случаев практически невозможно. Поэтому центры ответственности необходимо определять по тем местам затрат, где возможно не только определить плановые задания и зафиксировать их выполнение, но и выявить отклонения. Исходя из этого, необходимо определять места затрат, соответствующие центрам затрат, на базе которых можно установить центры ответственности.

Главной функцией центров ответственности улучшение контроля над логистическими затратами путем установления конкретной ответственности за расходование средств и ресурсов сотрудниками функциональных подразделений предприятия. Эта функция реализуется с помощью организации учета по центрам ответственности, где управленческий учет становится основным средством контроля над логистическими затратами в цепи поставок. Базой организации учета по центрам ответственности является закрепление затрат за руководителями разных уровней н систематический контроль над соблюдением смет каждым ответственным лицом.

В основу возложения ответственности сотрудника за величину логистических затрат предложено наделение должностного лица правом заказывать или использовать ресурсы как непосредственно самим, так и через лиц, ответственных за расходование этих средств и ресурсов, либо способных значительно изменять сумму затрат. Неотъемлемой частью системы учета затрат по центрам ответственности является составление ежемесячных сводок затрат по уровням центров ответственности.

В зависимости от способа осуществления затрат центры затрат бывают двух типов:

Центр нормативных затрат предполагает предварительное планирование сметы затрат нормативами путем. По всем элементам затрат определяются нормативы в расчете на единицу или группу заказов. С этими нормативными затратами сравниваются фактические затраты и анализируются причины возникновения отклонений: выявляются обнаруженные недостатки, которые доводятся до высшего руководства предприятия с целью принятия надлежащих мер по их устранению. На руководителя центра возложена ответственность за качество обслуживания заказов внутренних и внешних потребителей.

В системе обслуживания потребителей прямое отнесение затрат на конкретный заказ невозможно. В этом случае применяется способ пропорционального распределения. Сущность его заключается в том, что затраты на отдельные заказы распределяются пропорционально экономически обоснованному базису. С этим связана классификация затрат на прямые н косвенные.

Прямые затраты прямо включаются в себестоимость обслуживания, так как они непосредственно связаны с заказом;

— Косвенные затраты связаны с обслуживанием нескольких или всех видов заказов структурного функционального подразделения и предприятия в целом (затраты на управление, обслуживание заказов потребителей и т.д.), поэтому включаются в себестоимость пропорционально какой-либо базе распределения затрат.

Важнейшим принципом выбора метода распределения логистических затрат является максимальное приближение результатов распределения к фактическим затратам на данный вид обслуживания; это оказывает влияние на достоверность определения себестоимости обслуживании. В мировой практике в наибольшей степени используются следующие методы распределения логистических затрат: метод однородных секций и метод нормативного распределения. В России применяется эмпирический метод.

При эмпирическом (т.е. основанном на опыте) методе косвенные затраты непосредственно относятся на себестоимость исполнения заказов потребителей пропорционально различным базам распределения. В качестве базы распределения могут выступать: стоимость обслуживания, прямые затраты, сумма материальных и прямых затрат, количество, вес или объем доставленной продукции и т.п. Применяются и другие базы распределения. База распределения логистических затрат должна отвечать

Метод однородных секций предполагает выделение в системе бухгалтерского учета подразделений предприятия (однородных секций).

Если затраты не могут быть прямо отнесены на заказы, то они группируются до их включения в себестоимость выполнения соответствующих заказов. Чтобы секции могли быть однородными, результаты их деятельности должны измеряться единой единицей, характеризующей деятельность секции и позволяющей распределять затраты секции, т.е. связывать с произведенным обслуживанием потребителей. Логистические затраты распределяются между секциями, затем для каждой секции определяют сумму затрат, которую далее распределяют по заказам. На практике использование метода однородных секций привело к учету и анализу затрат по центрам ответственности.

Метод нормативного распределения логистических затрат на заказ является переходным между методом калькулирования полной и методом калькулирования усеченной себестоимости обслуживания заказов потребителей. Целью метода является устранение влияния изменения объема логистических услуг при распределении логистических затрат на калькулирование себестоимости обслуживания. При использовании этого метода сохраняются однородные секции, определяются фактическая, оптимальная и нормативная себестоимости. Метод основывается на определении нормального уровня обслуживания потребителей в соответствии со структурой и организацией работы предприятия. Суть метода нормативного распределения логистических затрат на заказ состоит в определении нормативной себестоимости единицы заказа, соответствующей нормальному уровню обслуживания, независимо от того, каким будет фактический объем выполненных заказов. Логистические затраты включаются в себестоимость обслуживания пропорционально фактически достигнутому уровню обслуживания, который характеризуется коэффициентом, рассчитываемым по формуле:

где: О ф — фактический объем обслуживания;

О н — нормативный объем обслуживания.

Планирование логистических затрат по центрам их возникновения представлено схематически на рис. 3.

Все логистические затраты, подлежащие распределению, представим в виде уравнения:

где где: В b — вес базы распределения в обобщенной норме;

Н bk — обобщенная норма логистических затрат на единицу заказа k по базам b;

C kt — логистические затраты на выполнение k-го заказа за время t. Это выражение представляет собой идеализированную модель распределения логистических затрат между заказами. Используемая методика распределения логистических затрат через базы необходима при наличии:

Таким образом, можно сказать, что принятие и реализация логистических решений оказывают влияние на использование резервов экономии ресурсов предприятия.

Затраты логистики, не связанные с созданием новой стоимости, следует минимизировать и тем самым добиться сокращения общих затрат.

2. Аналитическая часть

2.1. Типы систем калькуляции затрат в логистике и их сравнение

Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат. Калькуляционный принцип группировки затрат лежит в основе построения плана счетов бухгалтерского учета во всех отраслях народного хозяйства в нашей стране и за рубежом. Отчетность также составляется и анализируется преимущественно по статьям калькуляции.

При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и т.д. Поэлементная классификация затрат представляет собой группировку расходов независимо от места их возникновения и не отражает процесса формирования себестоимости продукции по этапам ее производства. Этим целям отвечает группировка затрат по калькуляционным статьям, которая учитывает затраты по месту их возникновения и направлению, а потому дает возможность определить уровень себестоимости по отдельным видам продукции на предприятиях с широкой номенклатурой изделий. На практике применяется следующая типовая группировка затрат по статьям калькуляции.

1. Сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, топливо и энергия на технологические цели.

2. Расходы на оплату труда производственных рабочих.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.

5. Общепроизводственные расходы.

6. Потери от брака.

7. Общехозяйственные расходы. (Итого – производственная себестоимость.)

8. Коммерческие расходы. (Итого – полная себестоимость. )

Перечисленные статьи затрат могут быть изменены с учетом характера и структуры производства.

По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции и составляются калькуляции.

Каждая из статей калькуляции содержит различные экономические элементы затрат с учетом их роли в производстве. Так, например, в состав общепроизводственных и общехозяйственных расходов входят и расходы на оплату труда, и амортизация основных производственных фондов, и затраты на топливо, энергию (кроме расходуемых на технологические нужды) и вспомогательные материалы, хотя каждый из этих видов затрат представляет разные экономические элементы.

Система учета прямых затрат direct costing основана на разделении себестоимости обслуживания на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема обслуживания. Постоянные затраты всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. В этой системе себестоимость определяется только по переменным затратам и вводится понятие «маржинальный доход», т.е. выручка от сбыта за вычетом всех переменных затрат. Разделение затрат на постоянные и переменные тесно связано с определением точки критического объема обслуживания.

Независимо от учетной политики, принятой на предприятии, метод direct costing необходим в управленческом учете и основывается на учете конкретных затрат.

Системы функциональной калькуляции себестоимости. В качестве баз как правило используются часы труда основных работников или работы оборудования. В функциональных системах на втором этапе применяется много факторов издержек, в том числе те, которые не связаны напрямую с объемом производства, например число прогонов продукции или число заказов на закупку материалов.

Таким образом, в функциональных системах используется больше центров затрат и разнообразных факторов издержек второго уровня. В традиционных системах предполагается, что потребляемые ресурсы непосредственно зависят от количества выпускаемого продукта (например, часы труда на выпуск продукции, часы работы оборудования, затраты на контроль продукции).

Но, применяя только факторы издержек, зависящие от объема производства, для распределения накладных расходов, не зависящих от объема, в отчетах можно получить существенные искажения. Степень искажения зависит от доли подобных расходов в общих затратах и от степени диверсифицированности выпускаемой продукции (для выпуска разной продукции различные ресурсы требуются в существенно разном количестве)

2.2. Влияние выбора вида транспорта на затраты в логистике

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % суммы общих затрат на логистику.

Выбор вида транспортного средства. Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния.

Одно из основных преимуществ – высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться до пункта назначения с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь по сравнению с другими видами предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное число перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.

Основные преимущества – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт су

и т.д……………..