Ведение
Природные компоненты национального богатства представляют собой фундаментальную основу экономического воспроизводства и жизнедеятельности человека. Важным компонентом национального богатства являются природные ресурсы. Для помещения этих компонент в поле оперативного управления требуются экономическая оценка, которая может быть включены в систему социально-экономических отношений: использованы для обоснования планов и стратегий развития, для регулирования природопользования, взаимодействия государства с хозяйственными субъектами, эксплуатирующими природные ресурсы и т. д.
Одно из направлений разработки таких оценок — попытки определить стоимость природных ресурсов, т. е. придать им количественную меру наравне с другими созданными человеком элементами национального богатства.
Рациональное использование природно-ресурсного потенциала тесно связано с выявлением и формированием определенных приемов, позволяющих осуществлять экономическую оценку. Основой этой оценки является учет и оценка становления и развития природно-ресурсного потенциала и объекта в результате их длительной работы. Важными условиями осуществления экономической оценки являются не только единая методологическая основа, но и фактический результат рационального использования природных ресурсов, а также учет всех временных факторов в период осуществления оценочных операций.
При оценке пространственного комплекса последовательно ведется определение базовых оценок отдельных видов природных ресурсов, на основе которых осуществляются конкретные группировки по отдельным элементам: агроклиматическому, гидрометеорологическому, ландшафтному, эколого-экономическому и т.д. Сформировавшиеся таким образом экономические оценки, как по отдельным, так и по совокупным природным ресурсам могут быть положены в основу формирования целой системы цен и ценообразования за отдельные виды природных ресурсов и всего географического комплекса предприятий и организаций, пользующихся земельными ресурсами.
Тема природных ресурсов и проблемы их оценки является одной из самых актуальных, так как важную значимость сейчас приобретают проблемы формирования общей индивидуальной стоимости, как отдельных природных ресурсов, так и ресурсов, непосредственно функционирующих в рамках территориально-производственных комплексов. Во всех без исключения случаях стоимостная оценка природных ресурсов непосредственно связана с единичными природными ресурсами и объектами природопользования, в качестве которых нами рассматриваются конкретные виды полезных ископаемых, однородные по качеству и условиям функционирования, а также качественно однородные земли городского и сельскохозяйственного назначения.
Национальное богатство как баланс
... Работа содержит 4 таблицы, 4 рисунка, 4 формулы. 1. Понятие и состав национального богатства, .1 Социально-экономическая сущность национального богатства Национальное богатство (НБ) - важнейшая социально экономическая категория, используемая для оценки ... в экономический оборот природных и других ресурсов. В определении подчеркивается следующее: национальное богатство - моментный показатель, ...
Целью курсовой работы является изучение проблем и методов экономической оценки природных ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотреть содержание и проанализировать необходимость оценки природных ресурсов;
- рассмотреть методы и подходы к экономической оценке природных ресурсов;
- выявить проблемы экономической оценки природных ресурсов;
- выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие оценку природных ресурсов.
1. Теоретическая часть
Проблема экономической (денежной) оценки природных ресурсов — одна из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке. Долгие годы считалось, что поскольку богатства природы в условиях социализма являются общенародной собственностью, не продаются и не покупаются, не включены в систему товарно-денежных отношений, то им и не нужна экономическая оценка. Кроме того, отсутствие каких- либо денежных оценок естественных запасов природы оправдывалось их кажущейся безграничностью. Однако бесплатность природных ресурсов, отсутствие учета природного фактора в результатах хозяйственной деятельности предприятий привели к низкой действенности принимаемых природоохранных актов, нерациональному природопользованию
Основой становления рыночных отношений в природопользовании, эффективным рычагом его хозяйственного механизма стала экономическая оценка природных ресурсов.
Экономическая оценка лежит и в основе платности природопользования, повышая материальную заинтересованность предприятий в рациональном использовании ресурсов природы, стимулируя совершенствование технологических процессов по пути сокращения выбрасываемых в окружающую среду отходов.
Платность природопользования в России стала основополагающим принципом Закона РФ “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002г. № 7-ФЗ [3].
Общая структура платежей за ресурсопользование по основным направлениям имеет следующий вид:
Плата за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Плата за воду: плата за пользование водными объектами (водный налог); плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
Плата за недра: платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
Платежи за пользование лесным фондом: лесные подати, арендная плата.
Платежи при использовании объектов животного мира: плата за пользование животным миром, штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
Плата за выделение квот на вылов водных биоресурсов.
Перспективы развития системы платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды связаны с дальнейшим совершенствованием, в первую очередь, Налогового кодекса РФ, который призван в будущем дать возможности стимулирования деятельности в области менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании с помощью прогрессивных налоговых механизмов.
Платежи за природные ресурсы
... природные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. 3. Плата за загрязнение окружающей природной ... темы платежей за природные ресурсы. Итак, цель данной дипломной работы – исследовать платежи за природные ресурсы. Исходя из ...
Нормативно-правовая основа экономических рычагов экологического менеджмента, в первую очередь, охватывает природоохранительное и природно-ресурсное законодательство в общем спектре системы законодательства Российской Федерации:
- федеральные конституционные законы, федеральные законы;
- указы и распоряжения Президента РФ нормативного и ненормативного характера;
- постановления и распоряжения Правительства РФ нормативного и ненормативного характера;
— решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ или отдельных положений вышеперечисленных актов.
В общем случае в нормативно-правовую базу экономических рычагов экологического менеджмента входят также:
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;
- нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Большое значение имеют конкретные инструктивно-методические и нормативные документы, российские и международные стандарты, нормы и правила.
Соответствующие экономические и финансовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования отражены в:
- Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ;
- федеральных законах: “Об охране окружающей среды”, “О плате за землю”, “О плате за пользование водными объектами”, “О недрах”, “О соглашениях о разделе продукции”, “О животном мире”, “Об отходах производства и потребления”, “Об охране атмосферного воздуха”, “Об экологической экспертизе”, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “Об особо охраняемых природных территориях”;
— постановлениях Правительства РФ: “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 г. № 632, “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19.02.2001 № 127 (ред. от 29.04.2006), “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям, экономическим районам» от 28 ноября 2001 г. №826. , “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» от 29.07.2013 №1310.
Вопросы экономического и финансового регулирования природоохранной и природно-ресурсной деятельности, отражены также в следующих федеральных законах общего экономического и финансового характера: “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на имущество предприятий”, “О подоходном налоге с предприятий”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”, “Об инвестиционной деятельности”, “О сертификации продукции и услуг”, “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”, “О бюджетной классификации Российской Федерации”, “Об акцизах”, “О таможенном тарифе” и др. [1].
Фонды природных ресурсов
... природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды ... лесного фонда в аренду, продажи на конкурсах и аукционах прав пользования участками недр или совершением иных сделок с природными ресурсами. ...
Например, плата за пользование недрами устанавливается Федеральным законом «О недрах», Налоговым кодексом и Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации.
В настоящее время система налогов и платежей при пользовании недрами включает в себя:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- разовые платежи за пользование недрами;
- регулярные платежи за пользование недрами при поиске и разведке полезных ископаемых;
- плату за геологическую информацию о недрах;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе);
- сбор за выдачу лицензий;
- акциз на природный газ.
При экспорте минерального сырья уплачиваются таможенные пошлины.
Налог на добычу полезных ископаемых исчисляется как произведение налоговой ставки на стоимость добытых полезных ископаемых. Налоговая ставка устанавливается как фиксированный процент по каждому виду полезного ископаемого и может составлять от 0 до 16,5%.
Согласно Водному кодексу РФ от 03.06.2006 № 74 — ФЗ предусмотрены два вида платежей за воду: за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. С 1 января распространяется не только на поверхностные, но и на подземные водные объекты (кроме объектов, воды которых содержат полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы либо используются для получения тепловой энергии) [2].
В настоящее время в законодательных актах РФ предусмотрены два вида лицензий: специальные лицензии и лицензии на комплексное природопользование.
Следует отметить, что специальные лицензии выдаются органами управления природными ресурсами. Они являются формой учета и контроля за пользованием и потреблением природных ресурсов. Специальные лицензии дают право на пользование одним видом природного ресурса. Такого рода лицензии выдаются, например, на пользование ресурсами недр, на выбросы (сбросы, размещение отходов), на землепользование и водопользование, на отстрел охотничьих животных, на вырубку леса и другие. Важно, чтобы содержание специальных лицензий, так же, как лицензий на комплексное природопользование, позволяло осуществлять контроль за соблюдением пользователем экологических требований и ограничений. Реализовать содержание права экологопользования в субъектах Российской Федерации позволяет ‘Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование’ как ведомственный нормативный акт Минприроды России. Указанный документ разработан в соответствии с законами Российской Федерации ‘Об охране окружающей природной среды’ (ст.18, 19, 37-39), ‘О недрах’ (ст.11, 18), ‘Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основного Закона) РФ (ст.81, 84).
Общество безналичных денег. Трансакционный и ликвидный подходы ...
... платежа. 2. Подходы к оценке денежной массы 2.1. Трансакционный подход Трансакционный спрос на деньги возникает из-за необходимости использовать деньги для совершения регулярных платежей. Трансакционный мотив является ... Классическая школа признавала и признаёт только один мотив спроса на деньги – трансакционный. Однако трансакционный спрос на деньги всё же может зависеть не только от денежных ...
Прямая и непосредственная связь кадастров природных ресурсов с лицензированием природопользования в том, что в систему комплексного управления природопользованием на территориальном уровне входят: кадастровые экономические оценки и учет природных ресурсов, лицензирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности, платежи за пользование природными ресурсами, установление региональных лимитов, контроль за качеством окружающей среды, механизм финансирования природоохранных мероприятий. Лицензии должны быть научно обоснованно увязаны с кадастровой информацией о природных ресурсах. [3].
На нынешнем этапе российских реформ, когда в экономике природопользования действуют рыночные механизмы, кадастры природных ресурсов служат основой для дифференциации платы за использование природных ресурсов и являются главным элементом системы управления природоохранной деятельностью.
2. Аналитическая часть
2.1 Понятие экономической оценки природных ресурсов
Одним из важнейших условий экономического управления в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды является использование адекватной экономической оценки природных ресурсов и условий. Экономическая оценка природных ресурсов — это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуата-ции [2].
Величина экономической оценки непостоянна. Она напрямую зависит от условий и факторов, складывающихся на разных этапах развития производства. Так, при более низком уровне развития производительных сил вода используется как элемент жизнеобеспечения, а при более высоком превращается в средство производства (источник энергии, источник орошения, транспортные артерии).
В свою очередь, развитие производительных сил ведет к росту потребления природных ресурсов и к расширению их состава. Если сначала человек занимался собирательством, охотой, то впоследствии вовлек в свой хозяйственный оборот почву, лесные ресурсы, полезные ископаемые, воздух. Совсем недавно, точнее 40-50 лет назад, урановые руды не имели практического применения. Теперь это — ценнейший энергоресурс.
Таким образом, ценность природных ресурсов определяется уровнем общественных потребностей и отношением к ним. При оценке полезных ископаемых учитывается их качество как фактор ее формирования. Если в отраслях обрабатывающей промышленности лучшее качество продукции предполагает дополнительные затраты труда, то в добывающей все зависит от природы. Часто на добычу худших по качеству полезных ископаемых затрачивается больше труда, чем на открытие лучших. Кроме того, учитывается чистота природного ресурса (вода соленая, несоленая, газ с примесями или нет и т.д.) [4].
На оценку природной среды также оказывают влияние экономико-экологические факторы, такие как ограниченность и возобновляемость, заменяемость, качественная характеристика, плодородие, содержание полезного вещества и т.д. Вот почему различные виды ресурсов должны быть оценены по-разному.
2.2 Подходы к экономической оценке природных ресурсов
В настоящее время в экономической науке получили развитие следующие основные подходы социально-экономической оценки природных ресурсов для их отражения в структуре национального богатства (по рыночной стоимости).
Оценка акций подходы и методы
... основные критерии оценки долевых ценных бумаг и потом перейти к основным подходам и методам оценки акций. Долевые ценные ... путем слияния или деления с использованием ценных бумаг может быть весьма ... бумаг (определения залоговой стоимости) и другое. По сути, оценка акций необходима для определения их стоимости ... эмитента как критерий оценки долевых ценных бумаг определяется на основании соответствия его ...
Затратный подход.
В соответствии с этим подходом оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование. Отметим, что на этом принципе основано установление платы за забор воды промышленными предприятиями, действующее в настоящее время. Основным недостатком рассматриваемого подхода для целей использования данной оценки в национальном богатстве страны является то, что природный ресурс более высокого качества, расположенный в более удобном для освоения месте, получит меньшую стоимость, в то время как его потребительская стоимость будет выше «плохого» ресурса. Таким образом, данный подход менее применим для стимулирования рационального природопользования.
Результативный подход.
Согласно этому подходу экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Другими словами, стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами. Такой подход также имеет много недостатков. Во-первых, не для любого природного ресурса можно определить стоимость первичной продукции.. Во-вторых, доход от использования ресурса может быть как прямым, так и косвенным, который очень сложно оценить. Это относится, в частности, к использованию природных объектов в рекреационных целях, к климатическим ресурсам территории и т. д. В-третьих, при таком подходе не учитывается фактор времени. Неиспользуемый ресурс, не имеющий в соответствии с данным подходом стоимости, может быть востребован и даже стать дефицитным в процессе освоения территории, развития новых технологий и производств в целом.
Затратно-ресурсный подход.
В этом подходе при определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования. Данная концепция имеет то достоинство, что социально-экономическая оценка природного ресурса, полученная таким способом, будет выше, чем в предыдущих случаях, что стимулирует рациональное природопользование. Однако, ему присущи недостатки первых двух подходов.
Воспроизводственный подход.
Совокупность возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к естественному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной уровень. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его восстановление в прежнем качестве (для возобновляемых ресурсов) и количестве, либо (для невозобновляемых) компенсации с учетом неухудшения качества окружающей среды в данном месте. Стоимость природного ресурса будет в данном случае определяться как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории. Однако подобный подход предполагает потенциальную дефицитность природных ресурсов и во многих случаях может привести к завышенным оценкам природных ресурсов. Принимая во внимание тот факт, что в ряде регионов резервы экстенсивного использования природных ресурсов практически исчерпаны, а состояние окружающей среды близко к критическому, именно подобный подход представляется наиболее актуальным и целесообразным.
Следует отметить, что с точки зрения обеспечения экологически устойчивого развития воспроизводственный подход представляется наиболее приемлемым, однако из-за высоких компенсационных затрат сфера его применения ограничивается.
Подход на основе такс возмещения ущерба.
Данный подход является разновидностью перечисленных выше подходов и предполагает экономическую оценку природных ресурсов (преимущественно биологических) и отдельных их видов на основе такс (нормативов) возмещения ущерба, убытков и потерь, связанных с нарушением режимов природопользования, незаконного изъятия ресурсов из экосистемы, нарушением природоохранных норм и правил, законодательства в области охраны окружающей среды и т. Д
Кадастровый подход
Данный подход к оценке природных ресурсов базируется на совокупности информации о конкретном виде природного ресурса, включая характеристики его количества (запасов), возраста, качественного состава и структуры, местоположения и множества иных показателей (индикаторов).
Кадастровые группы, на которые разбиваются те или иные природные ресурсы, например, земельные, приводятся, как правило, в баллах (например, от 1 до 100).
По данным имеющихся кадастров должны определяться условия получения самого высокого чистого дохода и самых низких затрат по освоению, использованию, воспроизводству и охране данного вида естественных активов. Кадастровый метод обеспечивает более детализированную оценку природных ресурсов по сравнению с упрощенными затратным и рентным методами и может быть использован в совокупности с каждым из них.
Рентный подход.
Трактовки теории ренты очень разнообразны, а предлагаемые способы ее исчисления достаточно сложны и для многих ресурсов не разработаны. Эта неопределенность затрудняет внедрение в практику рентных оценок и платежей. Дифференциальная рента является основой экономических отношений в сфере природопользования. Это обусловлено тем обстоятельством, что переход к рыночным условиям хозяйствования, происходящий в нашей стране в настоящее время, требует создания системы природопользования, основанной на налогообложении недвижимости. В основе современных концепций налогообложения недвижимости лежит принцип изъятия в пользу общества дифференциальной ренты. Она должна явиться важнейшим источником доходов бюджетов различных уровней, а также регулятором распределения различных видов деятельности в территориальном разрезе. Это обуславливает необходимость более подробного рассмотрения теории дифференциальной ренты [1].
В последнее время получили развитие оценки природных ресурсов через «косвенную стоимость использования» или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (углеродный кредит).
Последний подход может найти реальное применение при регулировании глобального использования природных ресурсов и управлении выбросами парниковых газов на основе торговли правами на загрязнение. В данном случае как раз и используется экономическая интерпретация понятия «ассимиляционный потенциал окружающей сре-
ды» [6].
2.3 Методы экономической оценки природных ресурсов
Как отмечалось выше, для оценки природных ресурсов, используемых как источники для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества, могут использоваться различные методы.
Метод рентной оценки. Данный метод базируется на определении дополнительного дохода, получаемого без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства).
Метод сравнительного анализа продаж основывается на информации о ценах продажи (прав на использование) путем проведения публичных торгов аналогичных природных ресурсов (объектов).
Метод восстановительной стоимости используется для оценки возобновимых природных ресурсов на основе затрат, которые пришлось бы израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение данного вида ресурса из использования в хозяйственном обороте.
Метод упущенной выгоды базируется на определении упущенного дохода в результате изъятия данного вида природного ресурса из хозяйственного оборота.
Метод остаточного дохода применяется при несовершенстве цен на первичное природное сырье, когда значительный экономический эффект от его использования остается в перерабатывающих отраслях. Основным методом экономической оценки природных ресурсов является метод рентной оценки[1].
2.4 Экономической оценки природных ресурсов
природный ресурс загрязняющий
Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов. Минерально-сырьевые ресурсы , включающие очень широкий (и непрерывно расширяющийся) круг природных веществ минерального происхождения, используемых для получения энергии и материалов путем извлечения и последующей переработки, принадлежат к числу важнейших видов природных богатств.
Единым объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно служат месторождения полезных ископаемых. К месторождениям теоретически относят такие участки земной коры в которых «в результате тех или иных геологических процессов произошло накопление минерального вещества, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования».
Хозяйственная (промышленная) ценность каждого месторождения определяется чрезвычайно широким кругом факторов, которые, однако, в большинстве геологических и геолого-экономических работ сводятся к следующим группам или оценочным параметрам:
1. Масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами;
2. Качество полезного ископаемого (вещественный состав и технологические свойства);
3. Продуктивность основных залежей, характеризующая степень сосредоточения в них запасов полезного ископаемого;
4. Горнотехнические условия эксплуатации месторождения;
5. Экономика района месторождения.
Кроме того, предлагается учитывать дефицитность данного вида ресурсов и его народнохозяйственное значение. По народнохозяйственному значению запасы полезных ископаемых подразделяются на две группы, подлежащие отдельному подсчету, утверждению и учету: балансовые запасы, использование которых экономически целесообразно и которые должны отвечать кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах ; забалансовые запасы, использование которых в настоящее время по технико-экономическим причинам не целесообразно, но которые в дальнейшем могут стать объектом промышленного освоения. Кондиции, на основании которых производится подразделение на указанные группы, устанавливаются государственными органами для каждого месторождения на основании технико-экономических расчетов, исходя из условий эксплуатации месторождения, количества запасов, ценности и технологий переработки. Кондиции отражают требования промышленности, обоснованные технико-экономическими расчетами. Отнесение запасов полезных ископаемых к балансовым отражает, наряду с чисто технологическими соображениями, требования экономической эффективности использования месторождения и, следовательно, представляет собой по существу этап экономической оценки ресурсов .
Экономическая оценка лесных ресурсов
Важной особенностью лесных ресурсов является возможность многоцелевого использования.
С точки зрения методов оценки важное свойство лесов (как и с/х ресурсов ) — их ареальное, площадное распространение. С этим связаны некоторые методические особенности оценки лесных ресурсов . Во-первых, оценка может проводиться в различных территориальных масштабах — от небольших участков внутри лесных кварталов до обширных зон. Во-вторых, возможна параллельная разработка двух рядов оценок — по природным и по хозяйственным единицам. В первом случае объектом оценки выступают технологически однородные, имеющие сходную биоценотическую структуру участки леса. Во втором случае рассматриваются единицы хозяйственного лесопользования — территории предприятий лесной промышленности (или лесхоза), лесосырьевые базы, лесоэкономические районы, лесные ресурсы экономических районов и т.д.
Основными элементами оценки лесных ресурсов следует рассматривать следующие:
1. Объем — общая площадь лесов оцениваемого объекта, суммарный запас древесины;
2. Природные свойства — концентрация запасов (запас на единицу площади), качество и структура древостоев (состав по породам, бонитетам, классам возраста);
3. Природные и экономические условия освоения.
Эти элементы относятся к лесопромышленному использованию, т.е. к вырубке лесов для получения древесного сырья, поскольку данный вид использования имеет наибольшее хозяйственное значение.
Леса, в отличие от полезных ископаемых занимают определенную площадь земной поверхности и доступны для непосредственного обозрения, их можно учесть с исчерпывающей полнотой. В практике отечественного лесного хозяйства осуществляется комплекс взаимосвязанных мероприятий по инвентаризации лесов, изучение природных и экономических условий лесного хозяйства отдельных районов, выявлению технической ценности лесов, их особенностей и требований с точки зрения лесоводства, проектирование рационального режима использования и воспроизводства лесных ресурсов .
Экономическая оценка земельных( сельскохозяйственных) ресурсов
При использовании сельскохозяйственных ресурсов наиболее ярко проявляется взаимосвязанность воздействия всех природных компонентов. Поскольку основным свойством земель, используемым в сельскохозяйственном производстве, является их плодородие, то выявление закономерных географических различий в природно обусловленном уровне продуктивности занимает центральное место.
Чрезвычайно важно с точки зрения методики экономической оценки свойством земель (в более широком плане — территории) выступает универсальность ее использования. Она является всеобщим предметом, средством труда, необходимым условием любого вида материального производства.
Другая сторона продуктивности земель — ее тесная связь со способами земледелия . Фактически всегда наблюдается экологическое плодородие земли, в котором переплетаются элементы, зависящие от природы и созданные трудом человека. Продуктивность сельскохозяйственных ресурсов может оцениваться лишь относительно, в соответствии с данным уровнем развития техники в земледелии. С точки зрения задач экономической оценки не менее важен другой аспект проблемы взаимоотношения особенностей ресурсов и применяемой техники. Речь идет о том, что определенным свойствам сельскохозяйственных ресурсов соответствует качественно специфическая техническая система их использования, которая складывается из комплекса агротехнических приемов.
Существенно то, что за каждым специфическим, т.е. наиболее полно учитывающим природные свойства данного типа земель, агротехническим комплексом стоят определенные экономические показатели, выражающиеся в величине капитальных и текущих затрат на единицу земельной площади.
Экономическая оценка водных ресурсов.
Своеобразие природных ресурсов определяется главным образом непрерывной подвижностью участвующей в круговороте воды. В соответствии с местом в этом круговороте воды на Земле выступают в различных формах, имеющих неодинаковую ценность с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей, т.е. в качестве ресурсов .
Для водных ресурсов характерна сильная изменчивость режима во времени, начиная от суточных кончая вековыми колебаниями водообильности каждого источника. Сложное взаимодействие множества факторов придает колебаниям стока характер случайного процесса. Поэтому расчеты, относящиеся к водным ресурсам , неизбежно принимают вероятностный, статистический характер.
Водные ресурсы отличаются большой сложностью территориальных форм. Многие особенности водных ресурсов вытекают из своеобразия способов их использования. За редкими исключениями, вода не используется непосредственно для создания каких-либо материалов с преобразованием в другое вещество и безвозвратным изъятием из природного круговорота, как это происходит с минерально-сырьевыми или лесными ресурсами . Наоборот, в ходе использования водные ресурсы либо остаются в природных каналах стока ( водный транспорт, гидроэнергетика, рыбное хозяйство и т.д.), либо возвращаются в круговорот воды (орошение, все виды хозяйственного и бытового водоснабжения).
Поэтому принципиально использование водных ресурсов не ведет к их истощению.
Однако на практике дело обстоит сложнее. Использование воды для растворения и транспортировки полезных веществ или отходов, охлаждение тепловыделяющих агрегатов или в качестве теплоносителя ведет к качественным изменениям (загрязнение, нагрев) отходящих вод и (при их сбросе) самих источников водоснабжения. При использовании воды для орошения она лишь частично (и зачастую в измененном качественном состоянии) возвращается в местные каналы стока, в основном в результате испарения с почвы уходит в атмосферу, включаясь в наземную фазу круговорота в других, обычно весьма отдаленных, районах.
С неисчерпаемостью водных ресурсов и особенностями их использования связано их специфическое место в системе экономических отношений. До недавнего времени сравнительное изобилие воды, и возможность в большинстве случаев удовлетворения всех потребностей в ней исключали воду, как и воздух, из системы экономических отношений. Исключение составляли аридные районы, где дефицит воды и необходимость больших материальных и трудовых затрат на организацию водоснабжения издавна делали воду объектом сложных экономических и правовых отношений.
В связи со стремительным ростом водопотребления по мере возникновения дефицита водных ресурсов во все большем числе районов ситуация стала меняться. Возникла необходимость в механизме регулирования использования ограниченных водных ресурсов и распределения их между потребителями — экономическом или административном [7].
3. Практическая часть
Исходные данные:
Таблица 1 — Массы валовых выбросов до внедрения природоохранных мероприятий от стационарных источников
Вещество |
Фактический выброс, т |
Предельно-допустимый выброс, т |
Выброс в пределах установленных лимитов,т |
|
Cеры диоксид |
3,16 |
2,8 |
3,1 |
|
Взвешенные вещества |
1,32 |
1,32 |
— |
|
Mn и его соединения |
0,025 |
0,025 |
— |
|
Пыль неорганическая до 20% SiO 2 |
50,23 |
40,0 |
49,0 |
|
Таблица 2 — Степень очистки выбросов после внедрения мероприятий
Вещество |
ВЗП |
КЭУ |
|
Пыль, взвешенные вещества |
98% |
96% ‘ |
|
Диоксид серы |
85% |
||
Оксид азота |
45% |
||
Железа оксид |
|||
Марганец и его соединения |
|||
Расход топлива, израсходованного передвижными источниками за год для 1 варианта 146 тонн. Доля транспорта, использующего бензин — 25%, дизельное топливо — 75%.
Общее число инвестиционного проекта 5 лет.
Таблица 3 — Структура ЗАЗ в %
Показатель |
Вариант № 11 |
|
Территории населенных мест, промышленных узлов и предприятий |
55 |
|
Пригородные зоны отдыха, садовые, дачные, кооперативные товарищества |
10 |
|
Леса 2-ой группы |
30 |
|
Пашни |
5 |
|
Расчет массы выбросов от передвижных источников (Мз)
Таблица 5 — Нормативы массы выбросов ингредиентов загрязнении (кг) на 1 т топлива, использованного автотранспортом
Ингредиенты загрязнения |
Карбюраторные двигатели |
Дизельные двигатели |
|
CO |
270 |
35 |
|
NO2 |
28 |
51 |
|
Сажа |
0,8 |
5 |
|
Углеводороды |
34 |
11 |
|
Расчет суммарной величины массы загрязняющих веществ до и после осуществления природоохранных мероприятий (М);
Суммарная величина массы загрязняющих веществ М, тыс. т, определяется массами выбросов ингредиентов загрязнений, имеющихся в производственном объекте источников, по формуле:
М = М 1 + (М 2 + M 3 )h,
где М 1 — масса выбросов от организованных стационарных источников, тыс. т; М 2 — масса выбросов от неорганизованных стационарных источников, тыс. т: М 3 — масса выбросов от передвижных источников, тыс. т; h — поправочный коэффициент малой высоты источников выбросов, увеличивающий опасность загрязнения. Экспертно определенная величина коэффициента -1,4 (для стационарных организованных источников — 1,0).
2.1 До осуществления природоохранных мероприятий:
M = 54,7+23,111,4 = 87 тыс .т.
2.2 После осуществления природоохранных мероприятий:
Масса выбросов после внедрения ВЗП
Масса выбросов после внедрения КЭУ
Расчет лимитирующей концентрации загрязняющих веществ в организме вследствие дыхания (С
С(SO 2 ) = 0,05/70=0,000714 мг /м3
C(взвешенные ещества) =0,15/ 70 = 0,00214 мг/м 3
С(Mn и его соединения) = 0,001/ 70 = 0,000014 мг/м 3
С(пыль неорганическая до 20% SiO 2 ) = 0,1/ 70 =0,0014 мг/м3
Расчет коэффициента опасности загрязняющих веществ, Расчет опасности загрязнения атмосферного воздуха до и после осуществления мероприятий
До внедрения природоохранных мероприятий
После внедрения ВЗП
После внедрения КЭУ
Расчет экономического ущерба до и после осуществления мероприятий
- коэффициент общей опасности загрязнения атмосферного воздуха;
- коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития.
= 44,2 (для Дальновосточного района), = 1,2;
До осуществления природоохранных мероприятий:
Экономический ущерб до осуществления природоохранных мероприятий
После внедрения ВЗП
После внедрения КЭУ
Расчет платежей за загрязнение атмосферного воздуха до и после произведения природоохранных мероприятий
Расчет платежей за загрязнение атмосферного воздуха до и после произведения природоохранных мероприятии проводится с помощью экорепорт.
Платежи до произведения природоохранных мероприятий
Платежи после внедрения ВЗП
Платежи после внедрения КЭУ
Таблица 6 — Расчет опасности загрязнения атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников
Вещества |
М, т/год |
Масса выбросов с учетом коэффициента h,т/год |
, мг/м 3 |
С i |
П 1 |
П 2 |
П 3 |
Коэффи-циент опасности А i |
Опасности загрязнения ,усл. тыс. т |
|
SO 2 |
3.16 |
0,05 |
710 -4 |
1,5 |
1 |
2 |
4286 |
6,771 |
||
Взвешенные вещества |
1,32 |
0,15 |
2,110 -3 |
5 |
1 |
1,2 |
2857 |
3,14 |
||
Mn и его соединеня |
0,025 |
0,001 |
1,410 -5 |
5 |
5 |
1,2 |
2142853 |
53,6 |
||
Пыль неорг. |
50,23 |
0,1 |
1,410 -3 |
5 |
1 |
1,2 |
4286 |
215,2 |
||
Итого |
54,7 |
87 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
278,7 |
|
После внедрения ВЗП |
||||||||||
SO 2 |
3,16 |
0,05 |
710 -4 |
1,5 |
1 |
2 |
4286 |
6,771 |
||
Взвешенные вещества |
0,0026 |
0,15 |
2,110 -3 |
5 |
1 |
1,2 |
2857 |
0,062 |
||
Mn и его соединеня |
0,025 |
0,001 |
1,410 -5 |
5 |
5 |
1,2 |
2142853 |
53,6 |
||
Пыль неорг. |
1 |
0,1 |
1,410 -3 |
5 |
1 |
1,2 |
4286 |
4,28 |
||
Итого |
4,2 |
32,4 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
64,7 |
|
После внедрения КЭУ |
||||||||||
SO 2 |
0,47 |
0,05 |
710 -4 |
1,5 |
1 |
2 |
4286 |
1,007 |
||
Взвешенные вещества |
0,05 |
0,15 |
2,110 -3 |
5 |
1 |
1,2 |
2857 |
0,12 |
||
Mn и его соединеня |
0,025 |
0,001 |
1,410 -5 |
5 |
5 |
1,2 |
2142853 |
53,6 |
||
Пыль неорг. |
2 |
0,1 |
1,410 -3 |
5 |
1 |
1,2 |
4286 |
8,6 |
||
Итого |
2,5 |
34,8 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
63,3 |
|
Таблица 7 — Эколого- экономическая эффективность внедрения ВЗП.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
|
Предотвращенный экологический ущерб |
тыс. руб. |
10448,4 |
|
Капитальные затраты |
тыс. руб. |
502,3 |
|
Эксплуатационные затраты |
тыс. руб. |
458,0 |
|
ЧДД |
тыс.руб. |
||
ИД |
19,51 |
||
Таблица 8 — Эколого- экономическая эффективность внедрения КЭУ.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
|
Предотвращенный экологический ущерб |
тыс. руб. |
10448,4 |
|
Капитальные затраты |
тыс. руб. |
5562,5 |
|
Эксплуатационные затраты |
тыс. руб. |
2800 |
|
ЧДД |
тыс.руб. |
||
ИД |
2,66 |
||
Заключение
Проблема экономической (денежной) оценки природных ресурсов — одна из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке. Долгие годы считалось, что раз богатства природы в условиях социализма являются общенародной собственностью, не продаются и не покупаются, не включены в систему товарно-денежных отношений, то им и не нужна экономическая оценка. Кроме того, отсутствие каких-либо денежных оценок естественных запасов природы в оправдывалось их кажущейся безграничностью. Однако бесплатность природных ресурсов, отсутствие учета природного фактора в результатах хозяйственной деятельности предприятий привели к низкой действенности принимаемых природоохранных актов, нерациональному природопользованию. С точки зрения каждого конкретного хозяйственного объекта экологические затраты — дело невыгодное, или, как писал известный американский исследователь Б. Коммонер, “улучшение окружающей среды — это игра с нулевым результатом??
Основой становления рыночных отношений в природопользовании, эффективным рычагом его хозяйственного механизма должна стать экономическая оценка естественных ресурсов. Так, на действующих предприятиях при нерациональном использовании природных ресурсов учет экономической оценки приведет к увеличению производственных затрат, сокращению прибыли и, в конечном итоге, скажется на фонде потребления. На стадии проектирования, прогнозирования экономического развития территории экономическая оценка природных ресурсов, адекватная их общественной полезности, окажет существенное влияние на выбор варианта размещения производительных сил, капитального строительства, что очень важно для экологической оптимизации в регионах.
Список литературы
1. Воробьев А.Е. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты 2-е изд / О.В. Вильчинская, А.Е. Воробьев, В.В. Дьяченко, А.В Корчагина. — М.: Феникс. — 2007.
2. Холина В.Н. Основы экономики природопользования/ В.Н. Холина — СПб.: Питер, 2008. — 672 с.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7 (ред. 02.07.2013) Об охране окружающей среды // Сборник законов РФ — с 133
4. Суркова С.А. /Экономическая оценка природного потенциала как условия достижения устойчивого природопользования территорий муниципального уровня // С.А. Суркова // Экономика природопользования. 2007, №4, С.24-28
5 Маликова Т.Ш. Методические указания к выполнению курсовых работ / Т.Ш. Маликова, С.В.Николаева, И.О. Туктарова. — Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса. 2007.
6. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. — М.: Аспект Пресс. — 2008 г.